Методика дошкольного воспитания

Дошкольное воспитание детей

Малыши дошкольники, как губки впитывают знания и умения, а мы родители должны им в этом помогать. Некоторые родители совсем не знают, что включает в себя дошкольное воспитание детей. Действительно эта задача сложная и, безусловно, ответственная для нас взрослых. Не будем читать сложные книжки, а лучше спросим эксперта в этом вопросе. А поможет нам специалист по дошкольному воспитанию Мария Мишина.

Вопрос: Что значит дошкольный возраст? Когда он начинается?

Ответ специалиста: Дошкольный возраст — это этап развития ребенка от 3 лет до 7. Или простым языком — всестороннее развитие ребенка до школы. Дошкольный возраст — один из самых важных этапов жизни ребенка, ведь в этом возрасте формируется его личности, характер. Он все уже понимает и многому хочет научиться, задача взрослого помочь ему в его начинаниях.

Вопрос: Существуют ли какие-то особенности в воспитании таких деток? Возможно, Вы замечаете, что родители предъявляют слишком строгие или слишком мягкие требования к своему ребенку?

Ответ специалиста: В этот возрасте детишки подражают своим мамам и папам, бабушкам и дедушкам, а так же воспитателям. Часто узнаю свою интонацию в их беседе с другими детьми. А это значит надо следить за своей речью и своими действиями. Не говорить плохо о людях, не делать плохих поступков в их присутствии (а лучше быть добрым к людям всегда). В своей практике встречала разных родителей, и сделала такие выводы: надо быть правильным родителем! А это большая редкость, к великому сожалению. Строгие родители часто перегибают палку, мягкие — это те, которые чаще всего ленятся заниматься своими детьми, у них всегда найдутся отговорки (занят, не могу, а чаще это просто — не хочу!)

Вопрос: Нам родителям постоянно что-то рекомендуют и предлагают разные методики и программы. Какие существуют методики дошкольного воспитания детей и какую Вы лично считаете оптимальной?

Ответ специалиста: на самом деле методик очень много, напишу самые распространенные: Детство, Радуга, Истоки, Программа воспитания и развития в д/с, Гармония и т.д. Каждый сад сам выбирает себе программу, по которой потом работает в течении 5 лет. Но в каждой программе есть свои «+» и «-». В одних хорошо разработаны такие разделы как развитие речи, в других математика, в третьих — изо. Мой сад работает по «Программа воспитания и развития в д/с», но я многое «выкидываю», так же советую поступать и родителям, брать программы и книги, где хорошо и подробно разрабатываются лексические темы — например: на этой неделе вы хотите познакомить ребенка с дикими животными, так вы поговорите о них, рассмотрите их, нарисуйте, раскрасьте, слепите, спойте песенки, почитайте стихи, сказки, подберите дидактические и подвижные игры на эту тему, поверьте, неделя не пройдет зря, ребенок все запомнит и усвоит.

Вопрос: В чем заключается трудовое воспитание таких малышей? Что стоит делать родителям, что способен выполнить ребенок такого возраста?

Ответ специалиста: трудовое воспитание — развивает личность ребенка. В детском саду воспитатели сначала наблюдают за трудом взрослых (няни, дворника, повара и т.д.), потом помогают им, а потом сами выполняют посильную им работу. На самом деле многое умеют делать и хотят, но некоторые родители «мешают» им из «добрых побуждений». Мамочки всегда торопятся, когда поют полы, посуду, вытирают пыль, ухаживают за домашними животными, комнатными растениями. Мамочки, обращаюсь к вам ))), но и что вы опоздаете на 5 минут куда-нибудь, за то не отобьёте у вашего чада желание помогать и чувствовать себя нужным. Я за труд — совместный труд ребенка и родителя.

Вопрос: В чем заключается музыкальное воспитание? Мы привыкли, что музыка преподается в детских садах и развивающих центрах, но могут ли родители чем-то помочь именно в этом воспитании, даже если нет музыкального образования?

Ответ специалиста: В детском саду задача педагогов развивать детей, да мы танцуем, поем, занимаемся театрализованной деятельностью, но родители могут поставить не мультик, а классическую музыку, на фоне того же занятия с ребенком, прочитали стихотворение, сказку, послушали его же в исполнении актеров (аудиосказки). Развивать ритм с помощью ложек, ладошек, нахлопывать или настукивать известные песенки (без музыки). В интернете есть много музыкальных игр, те же Железновы, которые нравятся очень детям.

Вопрос: В чем заключается художественное воспитание детей дошкольного возраста?

Ответ специалиста: Художественное воспитание — это и знакомство с литературой, музыкой, живописью, изобразительной деятельностью. Вообще это очень широкое понятие. В д/с через художественное воспитание мы помогаем детишкам глубже познать наш мир, расширить их кругозор, и видеть прекрасное в обыденных вещах.

Вопрос: Рекомендуете ли Вы лично дополнительно обращать внимание на духовное или правовое воспитание таких крошек? Подобные вещи включают в некоторые программы, но не слишком ли рано?

Ответ специалиста: по моему мнению, духовное воспитание следует и надо начинать с таких крошек, ведь таким, каким мы хотим видеть наше будущее, зависит от нас самих, то, что сейчас мы «вложим» в них то и получим. А духовное воспитание и развитие в таком возрасте начинается с малого — «что такое хорошо, а что такое плохо». Есть замечательна фраза «Все начинается с детства» — как нельзя больше подходит к духовному воспитанию. А вот на счет правового воспитания у меня двойное чувство, с одной стороны надо (для воспитания настоящего гражданина), а с другой стороны — нет. Дети запоминают их права, а не обязанности.

На вопросы отвечала специалист по дошкольному воспитанию Мария Мишина

Методики воспитания детей

Вопрос о воспитания маленького чуда в своей семье – вопрос № 1 для любых родителей. Ведь именно от своевременной заботы, полученных знаний и должных навыков зависит вся последующая жизнь малыша. Не зря разрабатываются многочисленные методики воспитания детей, и все новые и новые ученые посвящают этому вопросу все свое время и силы.

В погоне за возможностью стать идеальными родителями не забудьте про самое главное. Какой бы не была используемая вами методика, основной потенциал своих качеств ребенок будет развивать от полученной любви и заботы. Не забывайте делиться с малышом своим теплом.

Практически все создатели действенной методики по основам воспитания детейпользовались своим жизненным опытом. У каждого виден свой подход к решению многих вопросов и проблем, но всех объединяет одно – безграничная любовь к своему малышу.

Воспитание ребенка в дошкольный период должно иметь два основных вектора: непосредственная подготовка малыша к школе, а также открытие в ребенке творческого личностного потенциала. Самой главной задачей, которая в данный период стоит перед родителями и воспитателями – научить дитя самостоятельно рассуждать и мыслить. Ребенок сам должен делать выводы и находить ответы, научиться прислушиваться к мнению других людей. Многие первоклашки испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями, им сложно делать успехи в учебном процессе. Вся причина таких проблем – не заложенная родителями база.

Именно поэтому при выборе любой методики воспитания своих детей, позаботьтесь о всестороннем развитии личности ребенка и развитии мелкой моторики (пальцы рук). Дошкольное воспитание малыша начинается еще с младенчества. С первых дней жизни вы должны заложить необходимую платформу для будущих побед и успехов.

Большое внимание уделяйте пальчикам ребенка. Работа ручек способна активизировать различные мозговые центры, которые контролируют развитие мышления и речи. Под постоянным контролем позволяйте малышу играть с маленькими предметами, ваше чадо должно научиться перебирать крохотные детали, это очень благотворно влияет на мозговую активность. Естественно, за этим процессом нужно внимательно следить, чтобы не допустить травматизма и заглатывания деталей.

Выбирая более подходящие методики воспитания для своих детейпозаботьтесь о эффективности метода и о проверке его на определенной целевой аудитории. Рекомендовано использовать известные подходы к воспитанию малышей, которые уже получили определенные медицинские рекомендации и зарекомендовали себя, как надежный способ правильного воспитания.

В свое время Глен Доман создал целую систему по развитию физических и зрительных способностей малышей с первого дня их жизни. Метод требует особого внимания от родителей, систематизации и самодисциплины взрослых. Подходит только для занятий в семье, но считается одним из самых эффективных методов.

Суть данной методики воспитания дошкольных детей заключается в работе со специальными карточками. Ежедневно каждые полчаса ребенку демонстрируются карточки с картинками и словами. При демонстрации изображения родители должны четко и внятно произносить слова. Карточки разделены по сериям и содержат в себе знания из разных областей науки. По прогнозам разработчика метода, уже к трем годам ребенок будет читать, и считать до ста, удивляя всех знакомых своим быстрым развитием. Главным правилом метода является его систематичность и ежедневное применение. Проводить такие процедуры следует с ребенком от самых первых дней и до достижения видимых результатов.

Принцип работы метода базируется на такой естественной функции мозга, как чтение. Глен Доман считает, что чем быстрее ребенок научится читать, тем скорее он сможет продемонстрировать успехи в других сферах своего развития. Дети, которые безукоризненно воспитывались, соответствуя всем правилам методики воспитания детей, прекрасно владеют несколькими языками, демонстрируют невероятную гимнастическую гибкость, играют на музыкальных инструментах, порой на нескольких одновременно. Такие детки заметно опережают своих ровесников по развитию.

По мнению Домана, лучшими учителями для крохи должны стать его родители. В каждом малыше живет гений и именно от родителей зависит – откроется он или нет. Человеческий мозг растет примерно до 6 лет, что ограничивает время для эффективного и действенного обучения. При правильно подобранной тактике, любой малыш добьется видимых результатов.

Основные тезисы методики воспитания детейДомана:

  1. Начинайте обучение с первых дней жизни малыша;
  2. Занимайтесь только тем, что искренне приятно как ребенку, так и его родителям;
  3. Проследите за тем, чтобы обстановка обучения была максимально комфортна;
  4. Искренне радуйтесь каждому успеху крохи и не забывайте про такую необходимую похвалу;
  5. Доверяйте своему чаду и уважайте его личность, он будет это чувствовать;
  6. Не стоит подвергать лишним проверкам знания своего ребенка;
  7. Старайтесь все чаще давать новый материал, который должен быть у вас подготовлен уже заранее;
  8. Если малышу не интересно – немедленно прекратите занятие.

Должное внимание нужно уделять и физическому развитию крохи. Раннее физическое развитие всего организма приведет к быстрому развитию способностей и талантов. В основе методики физического воспитания детейдолжно лежать желание поддержать любые рефлексы – ползанье, хватание, плавание или ходьбу. Чем активнее вы будете поддерживать все начинания крохи, тем быстрее она сможет порадовать вас своими успехами.

Довольно эффективна в своем использовании методика Железновых. Суть этой методики эффективного воспитания детейзаключается в игровой форме подачи полезной педагогической информации для малышей. «Музыка с мамой» — это проект, нацеленный на всестороннее гармоничное развитие личности каждого малыша. Такие занятия не только развивают слух и ритм у ребенка, но и активизируют речь, тренируют голос. Отражаются занятия и на развитии основных качеств: внимательность, эмоциональность, творческие, слуховые и зрительные навыки.

«Музыка с мамой» улучшает общее состояние здоровья крохи, укрепляя мышечный тонус, формируя правильную осанку и делая акцент на здоровом физическом развитии ребенка. Благодаря музыкальным занятиям ребенок становится намного спокойнее, можно говорить о профилактике детских нервозов.

В суть этой методики музыкального воспитания детей вложена возможность развить в вашем чаде навыки общения, как со сверстниками, так и с людьми более почетного возраста. И речь идет не только о вербальном (речевом) общении, но и о невербальном (жесты, мимика, знаки).

Для методики используют либо классическую музыку, либо танцевальную. В любом случае, она должна открывать сознанию ребенка тысячи зрительных образов, возбуждать фантазию и усиливать интерес к прослушиванию. Использование записанных фонограмм помогает развивать деток даже в домашних условиях, хотя для такой методики существуют специальные квалифицированные занятия.

В основах методики такого творческого воспитания детейлежит несколько музыкальных серий, подаваемых на дисках. Они содержат фонограммы, под которые ребенок может петь как при помощи мамы, так и самостоятельно.

Отечественная методика Зайцева воспитания малышей основана на любви вашего ребенка к играм. Это является бесспорным плюсом в развитии растущего организма. Ведь, согласитесь, в легкой, интересной и ненавязчивой форме игры, ребенок может овладеть любыми навыками, получая необходимые знания. Помогает методика более всего для изучения письма, чтения, математики, иностранных языков и для развития логики. В игровой форме намного легче получить и усвоить всю необходимую информацию из программы начальных классов.

В плюсах методики игрового воспитания детейнаходится то, что она позволяет задействовать все органы чувств малыша, повысить его способность воспринимать мир. Для развивающих игр используют специальные кубики, разные по размеру и цвету с написанными буквами. Также широко используют карточки и таблицы, счетные палочки. Желательно использовать такие игры с 2 и до 7 лет включительно.

Существует отличный афоризм: «Не воспитывайте ребенка, он все равно будет похож на вас — воспитывайте себя». Будьте заботливы и внимательны, любите свое чадо, и оно обязательно вас порадует успехами.

Передовые методики дошкольного воспитания

Дошкольное образование за рубежом, педагогический опыт Франции. Процесс воспитания детей в детском саду. Методология раннего обучения и развития ребенка. Основы системы работы с детьми по Монтессори. Методы ознакомления с социальной действительностью.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Передовые методики дошкольного воспитания

1. Дошкольное образование за рубежом (Франция)

1.2 Процесс развития детей в детском саду

Дети в садах делятся на три возрастные группы: первая с 2 до 4 лет, вторая (средняя) с 4 до 5 лет, третья (старшая) с 5 до 6.

2. Научиться выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме.

3.Овладеть рисованием и основами других искусств.

4. Заниматься основами наук и технической деятельности. Ребенок исследует, экспериментирует, конструирует.

дошкольный воспитание развитие монтесорри

Во Франции существует единая государственная образовательная программа, выполнение которой обязательно для всех учреждений. Работа учреждений тщательно контролируется, особое внимание уделяется негосударственным школам, соблюдению интересов и прав детей. Конкретные методики реализации общей программы разрабатываются методистами, и поэтому они всегда вариативны. Французская система материнских школ является одним из лучших примеров дошкольного образования в Европе.

2. Кроссворд по основным понятиям педагогики

1. Процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.

2. Человек, как субъект отношений и сознательной деятельности.

3. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

4. Способ выполнения действий и операций, в результате многократных упражнений, ставший автоматизированным.

5. Наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса.

2. Характеристика достигнутого уровня обучения.

3. Способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков, освоенные человеком путём упражнений.

4. Процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы.

5. Система принципов и способов построения теоретической и практической деятельности.

6. Отрасль педагогики, теория образования и обучения.

7. Результат познавательной деятельности, совокупность усвоенных понятий, законов, принципов и зафиксированных образов, явлений и предметов.

8. Процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

9. Профессия, содержание которой является обучение и воспитание.

10. Определение степени освоенности знаний, умений и навыков.

3.Раннее обучение и развитие ребёнка

В настоящее время раннее обучение детей стало очень модным. Но для гармоничного развития ребёнка необходимо заниматься не только интеллектом ребенка, но и его физическим и эмоциональным развитием.

3.2 «Родительское» раннее развитие ребёнка

Раннее обучение развивает ребенка во всех отношениях: приучает трудиться, формирует характер, вырабатывает сообразительность и другие, полезные для жизни качества. Но от родителей требуется терпение. Нельзя раздражаться, если у ребенка что-то не получается. Ребенок чувствует недовольство и начинает бояться ошибиться. Пусть все идет своим чередом, и ребёнок порадует своими успехами.

3.3 Метод Монтессори

Педагогика Монтессори, также известная как система Монтессори — система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом учёным и мыслителем Марией Монтессори. Эта методика основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку: малыш сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении, без принуждения. Самостоятельность подкрепляется заданиями из практической жизни (то есть такими, которые находят непосредственное приложение в повседневной практике), таким вещам, как самостоятельно одеваться, мыться, накрывать стол и т. д.

Процесс обучения и познания происходит в ребёнке, ребёнок — сам свой учитель. Взрослый должен научиться вести ребёнка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей.

Монтессори ожидает, что взрослый в общении с ребёнком думает не о себе, а о ребёнке и его будущем.

4. Методы ознакомления с социальной действительностью

Метод как способ передачи информации и влияния на формирование личности имеет важное большое значение. У ребенка формируется отношение к себе, другим людям, событиям социальной жизни, закладываются основы миропонимания и мировоззрения.

Для решения задачи ознакомления детей с социальной действительностью можно представить четырьмя группами:

4.2 Методы, повышающие познавательную активность

Метод классификации — в большей мере способствует познавательной активности, если используется не как самоцель, а в контексте понятной для ребенка задачи. Т.е отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома, атрибуты для определенной игры или занятия и т. п. В этом случае дети чувствуют потребность в выполнении задания и осознают его практическую целесообразность.

Метод моделирования и конструирования — содействует проявлению самостоятельности, творчества и выдумки. Можно использовать мелкий строительный материал, поделки из бумаги, игрушки или предметы-заменители. Воздействие на повышение познавательной активности оказывает сочетание словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации.

Метод вопросов: постановка вопросов детям и воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать. Детей нужно стимулировать к постановке вопросов на занятиях прямым предложением и если воспитатель это делает систематически, дети привыкают к данной форме работы и готовы задавать вопросы. Задача педагога при этом — быстро и разумно реагировать на эти вопросы.

Решение логических задач: может выступать и в качестве самостоятельного метода. Экспериментирование и опыты: этот метод используется при познании живой и неживой природы, полезен при ознакомлении с техническими устройствами и открытиями, с моральными нормами и др. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

4.3 Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний о социальном мире

Эмоциональная окрашенность информации углубляет ее восприятие, делает его живым, позволяющим судить об отношении ребенка к полученным знаниям, но и важно умение педагога передавать свое отношение к содержанию знаний, а специальные методы и приемы лишь помогают воспитателю активизировать этот процесс.

Игровые приемы повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств, это и воображаемая ситуация: воображаемое путешествие, встреча с воображаемыми героями и т. п. и прием придумывания сказок, игры-драматизации, которые можно включать в занятия. Очень важно, чтобы начало занятия было эмоциональным, тогда у детей сразу появляется желание узнавать.

Юмор и шутка, умелый приём на занятиях. Веселые потешки, стихи, прибаутки, смешные истории и ситуации создают атмосферу непринужденности и эмоциональной близости между педагогом и детьми. Важно только, чтобы шутки были доброжелательными, не обижали детей!.

Сильное воздействие на чувства детей оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Например: сочетание чтения художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и слушание музыки и т. д. При этом нельзя забывать о противоречии нарушение чувства меры, при одновременном воздействии разных видов искусств, это приводит к обратному результату — ребенок перестает воспринимать то, что ему преподносится.

4.4 Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности

4.5 Методы коррекции и уточнения представлений детей о социальном мире

В процессе наблюдений, усвоения знаний о социальном мире у детей формируются оценки и представления о людях, их взаимоотношениях и деятельности, о социальных явлениях и событиях, о самих себе. Маленький жизненный опыт, особенности психического развития приводят к тому, что у детей складываются не всегда правильные, точные представления, адекватные оценки окружающего. Возникает необходимость уточнять, а иногда и корректировать представления ребенка и формировать соответствующие способы поведения и формы выражения отношения.

5.Комплексно-тематический план по социально-нравственному воспитанию

Тема: «Я и моя семья»

Группа (возраст) Средняя группа.

Работа с семьёй.

Закреплять знания о своей семье, знать имена и отчества родителей. Воспитывать чувство любви и заботливое отношение к членам семьи.

Фотовыставка: «Моя семья».

Беседа: «Моя семья».

Сюжетно-ролевая игра: «Семья».

Чтение: Д. Габе «Моя семья».

Продуктивная деятельность: «Как мы гуляем с мамой и папой».

Беседа с детьми на тему: «Кто с тобой живёт?»

Тема: «Как трудятся мои родители дома и на работе».

Формировать и воспитывать бережное отношение к результатам их труда, посильная помощь.

Встреча с родителями(рассказ о профессиях).

Беседа: « Мамина и папина работа», « Как мы помогаем родителям дома».

Чтение: Е. Серова « Не терпит мой папа безделья и скуки…», Г. Виеру « Мамин день».

Дидактическая игра: « Угадай профессию».

Чтение: Н. Забила «Я, как мама не люблю в доме беспорядок».

Изготовление поделки всей семьёй.

Составление семейной Книги Памяти по рассказам взрослых о членах семьи — участниках войны, фотографии и рисунки.

Тема: « Мои сестрички и братишки»

Формировать и заботливое и уважительное отношение к братьям и сёстрам.

Обобщить представление: семья- это все, кто живёт рядом с

Тема: «Дедушки, бабушки и др. родственники»

Воспитывать уважительное отношение к членам семьи. Закрепить знания о ближайших родственниках.

Рассматривание семейных фотографий.

Беседа: « У меня есть братишка или сестричка».

Продуктивная деятельность: « Игрушки для малышей».

Рассматривание семейных фотографий или видео-архив.

Беседы: «Мои бабушки и дедушки», « Мои родственники».

Чтение: Я. Аким « Кто кому кто?», И. Ищук « У деда Вани», Р. Рождественский « Моя бабушка».

Продуктивная деятельность: «Портрет».

Тема: « Наши праздники и традиции»

Формировать интерес к семейным традициям. Расширять представление о праздниках.

Тема: «Моя родословная»

Рассказ воспитателя: «Что такое традиция».

Беседа: « История моей семьи», « Традиции моей семьи».

Сюжетно — ролевая игра: «Семья»

«Наш домашний праздник» (подбор выкроек и рисунков, для изготовления игрушек и подарков к празднику).

Рассматривание семейных фотографий.

Беседа: « Моя родословная»

Чтение: М. Яснов « Вот как я семью нарисовал».

Дидактические игры: «Образуй фамилию, имя и отчество».

Совместная подготовка к празднику(уборка квартиры, приготовление пирогов, поход по магазинам за подарками).

Составление генеалогического дерева (3-5 поколений ).

1. Козлова С.А «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью». Учеб. Пособие для студ. пед. учеб. заведений.- М. ; Издательский центр « Академия», 1998г.

2. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

3. Голицина Н.С «Перспективное планирование в детском саду». Реализация ФГТ в ДОУ. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. -40с.

4. Раннее обучение и развитие ребёнка. Сост. В.В. Кантан.-СПб.:Издательство «Лань», 1998г.

5. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие студ. сред. пед.учеб.заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2009г.

Размещено на Allbest.ru

Дошкольное образование в Соединенных Штатах Америки, Финляндии, Франции, Германии, Великобритании, Ирландии и Японии. Система дошкольного воспитания немецкого педагога Фридриха Фребеля. Вальдорфские детские сады. Педагогические системы Марии Монтессори.

Работа М. Монтессори в клинике для душевнобольных детей. Создание педагогической системы, ее основные принципы. Особенности воспитания и обучения детей в детском саду и школе. Сравнительный анализ педагогики Марии Монтессори и специальной педагогики.

Особенности дошкольного образования в качестве первого звена общей системы образования. Положения программы воспитания ребенка в процессе активной деятельности и обучения, которая была разработана под редакцией Васильевой, как проект работы с детьми.

Суть концепции М. Монтессори по развитию психики и воспитания детей. Самовоспитание как ключ к развитию индивидуальности ребенка. Работа детей с приспособлениями по развитию органов восприятия. Обучение чтению, письму и счету в системе М. Монтессори.

Неживая природа и ее место в системе экологического воспитания дошкольников. Изучение опыта работы дошкольных учреждений по знакомству с физическими явлениями. Анализ методики ознакомления детей с физикой и астрономическими понятиями в детском саду.

Свободное воспитание как основополагающая идея педагогической системы Монтессори. Особенности развития ребенка, его потребностей. Характеристика содержания обучения в системе ученого. Обеспечение естественной потребности детей в индивидуальной активности.

Определение значения трудового воспитания в развитии личности ребенка. Диагностика уровня развития трудовых умений у дошкольников. Разработка системы работы по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в малокомплектном детском саду.

Особенности воспитания в детском саду. Задачи воспитателя при работе с детьми. Проблема дошкольного образования. Основные цели работы Центра развития ребенка. Направления деятельности учреждения. Образовательные программы, которые использует ДОУ.

Задачи и виды трудового воспитания, его значение в разностороннем развитии личности ребенка. Совместная трудовая деятельность в детском саду. Методы воспитания у детей позитивного отношения к труду. Критерии развития трудовой воспитанности дошкольников.

История развития дошкольного образования в России. Принципы, цели и задачи воспитания детей в детском дошкольном учреждении. Описание методик и технологий физического развития, раскрытия творческого начала. Психологические основы дошкольного образования.

Современное дошкольное образование

Дошкольное воспитание в детском саду

Дошкольное образование предназначено для обеспечения умственного, физического, личностного развития ребенка в возрасте от 2-х месяцев до 7-ми лет. Учреждением для воспитания детей может служить муниципальный или частный детский сад, центр дошкольного образования, центр раннего развития и прочее. Задачей дошкольного образования является донесение до ребенка базовых основ культуры и правил поведения в обществе, а также интеллектуальное и эстетическое воспитание.

Детский сад – это первый социальный институт, который учит детей жить в социуме. Именно в детсаду происходят первые самостоятельные контакты ребенка с окружающими людьми, здесь он учится общаться и взаимодействовать. Общение со сверстниками позволяет ребенку быстрее осваивать новые умения и приобретать новые знания, так как эффект подражания в раннем возрасте очень силен. Успешной адаптации в детском саду или центре дошкольного воспитания способствуют воспитатели, целью которых является помощь ребенку в любой сложной ситуации. Давно отмечено, что «домашние» дети, которые не посещали детских образовательных учреждений, нередко испытывают сложности с адаптацией в школьном коллективе. Начинать обучение в школе им сложнее, чем выпускникам детских садов, так как они не имеют достаточных навыков общения.

Кроме того, дошкольное воспитание в детском саду учит ребенка волевому поведению, умению находить компромиссы между своими желаниями и желаниями других. Ребенок учится защищать свои интересы без ущерба интересам других. Также в детском саду дети осваивают основы саморегуляции. То есть ребенок учится самостоятельно выбирать себе занятие и посвящать выбранному делу определенное количество времени. Именно это умение становится основой организованности ребенка дома и (в будущем) в школе. Крайне важен и тот факт, что в детском саду указанные качества формируются естественным образом в процессе игры, которая является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Именно во время игр формируются основные навыки самостоятельности, умения контактировать и договариваться.

Дошкольное воспитание в детском саду удовлетворяет потребности ребенка в развитии и общении. Образование в домашних условиях, безусловно, способно обеспечить малышу освоение всех навыков самообслуживания и усвоение знаний, необходимых для подготовки к школе, но оно не в состоянии научить ребенка жизни в коллективе. В то время как именно умение находить общий язык с окружающими людьми является залогом успешности человека во взрослой жизни.

Современное дошкольное образование ориентировано на развитие личностных качеств ребенка. Пребывание в коллективе ровесников позволяет ребенку научиться общаться, отстаивать свое мнение и свои интересы, а также учитывать интересы и мнение окружающих. У детей формируется представление о социальном устройстве, ведь именно в детском саду происходят первые ролевые игры, например, «дочки-матери». Дошкольное воспитание в детском саду позволяет ребенку сформировать свое представление об окружающем мире и своем месте в нем. Ребенок учится оценивать свои способности и возможности, сравнивая себя со сверстниками. То есть у него формируется адекватное самовосприятие.

Помимо коммуникативного развития ребенка в цели дошкольного образования входит развитие умственное, нравственное, эстетическое и физическое. Все эти компоненты являются неразрывными условиями формирования полноценной личности. Рисование, создание поделок и аппликаций, конструирование, занятия музыкой и физкультурой – это минимальный набор, который готов предложить любой детский сад. Как правило, современное дошкольное образование предоставляет достаточно широкий ряд занятий, предназначенных для разностороннего развития детей. Детский сад или центр дошкольного образования может предложить детям дополнительные занятия иностранным языком, хореографическую подготовку, занятия ритмикой, обучающие компьютерные программы и многое другое.

Сегодня цели дошкольного образования заключаются в развитии пяти основных личностных потенциалов: познавательного, коммуникативного, эстетического (художественного), ценностного (нравственного) и физического. Современное дошкольное образование подразумевает разработку «модели» выпускника, отражающей все основные качества, умения и навыки, которые должны быть привиты ребенку в процессе дошкольного образования.

«Модель» выпускника может включать в себя такие параметры, как:

  • уровень физического развития;
  • степень закаленности;
  • приобретение основных навыков гигиены;
  • освоение основных видов двигательной активности;
  • формирование интеллектуальных предпосылок для начала обучения в школе;
  • работоспособность;
  • развитие интереса к миру, стремления к познанию;
  • интерес к творческой деятельности;
  • развитие воображения;
  • стремление к самостоятельности;
  • приобретение основ культуры общения;
  • освоение основных правил дисциплины;
  • степень осознания своих возможностей;
  • умение действовать в коллективных целях

В соответствии с системой дошкольного воспитания в детском саду «модель» выпускника может исключать какие-либо из предложенных составляющих, а может дополнять их характеристиками, соответствующими специфика образовательного учреждения.

Программы дошкольного образования разрабатываются каждым учреждением самостоятельно, что соответствует требованию ст.14 Федерального закона «Об образовании». Однако при разработке программ необходимо руководствоваться требованиями указного закона, Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и государственными стандартами дошкольного воспитания. Программа дошкольного образования является одним из главных нормативных документов учреждения. На основании данной программы и Устава осуществляется получение лицензии, аккредитации, аттестации, а также организация дополнительных платных образовательных услуг.

Современное дошкольное образование

В современном дошкольном образовании указанная программа рассматривается в качестве нормативно-управленческого документа, целью которого служит обоснование выбранных методик и технологий дошкольного образования, а также формы организации воспитательного процесса. Назначение программы дошкольного образования – это мотивированное обоснование выбора общеобразовательной программы и содержания воспитательного процесса. Программа дошкольного воспитания в детском саду должна четко и доступно описывать особенности воспитательно-образовательной системы учреждения, а также набор образовательных услуг, представляющих интерес для законных представителей детей (родителей).

Как правило, с образовательной программой учреждения можно ознакомиться на сайте дошкольного образования. Каждое образовательное учреждение имеет право выбирать существующие методики и технологии дошкольного образования или разрабатывать собственные. Если программа дошкольного образования формулирует цели и задачи воспитания, то методики и технологии направлены на достижение этих целей. Необходимо отметить, что понятия методика и технология дошкольного образования нельзя путать. Традиционно в педагогике выделяют определенные составляющие, рассматриваемые отдельно друг от друга. Так существуют различные методики физического развития, методики преподавания математики, методики стимулирования речевого развития и прочее.

Технологии дошкольного образования предназначены для того, чтобы объединить все методики в единое целое, обеспечив при этом комплексный воспитательный процесс. Кроме того, отличие технологии от методики дошкольного образования состоит в том, что технология гарантирует достижение определенного результата. Технология предполагает описание определенной последовательности действий, которые в итоге приведут к ожидаемому результату. Гарантией эффективности технологий дошкольного образования является их практическое происхождение. То есть, если методики имеют скорее теоретический характер, то технологии разрабатываются воспитателями и преподавателями на основе собственного, многократно повторенного, успешного опыта воспитания детей.

Технологии дошкольного образования могут быть основаны на известных воспитательных методиках или использовать их отдельные элементы. Например, популярными среди российских детских садов являются методики Монтессори, Никитиных, Домана. Информацию о применяемых методиках и их особенностях можно найти на сайте дошкольного образования, который сегодня есть практически у каждого детсада. Все существующие методики дошкольного образования ориентированы на какую-либо одну сторону развития ребенка. Множество разнообразных методик можно также найти на сайтах дошкольного образования.

Методики физического воспитания детей направлены на развитие личности ребенка посредством проведения спортивных мероприятий. Целью данных методик является воспитание у детей привычек, направленных на укрепление здоровья и совершенствование физической формы. К таким привычкам относится, например, ежедневная утренняя зарядка. В данных методиках дошкольного образования спортивные упражнения рассматриваются не только как способ поддержания здоровья, но и как фактор, способствующий формированию волевых качеств. Кроме того, физические упражнения могут стать одним из видов проявления творческой активности.

Сайт дошкольного образования

Современное дошкольное образование немыслимо без методик формирования математических представлений. Целью данных методик является ознакомление дошкольников с геометрическими фигурами, обучение их обследованию величины и формы предметов, формирование представлений о счете. Согласно данным методикам производится обучение детей сопоставлять формы окружающих предметов с определенными геометрическими фигурами, определять количество и величину предметов. Основным способом познания величины, формы и определения количества является сравнение. Предметы или совокупности предметов сравниваются по геометрической форме, величине, числу элементов и прочему. Дошкольное образование детей старших групп включает обучение измерению величины предметов с использованием условной мерки.

Детское дошкольное образование обязательно включает в себя творческие занятия. Теоретическая часть методик руководства изобразительной деятельностью включает в себя информацию об особенностях творческого мышления детей, определение понятия способностей, приемы и способы обучения, позволяющие развить творческие способности ребенка. Практическая часть технологии дошкольного образования содержит описания возможных форм организации творческих занятий.

Детям должны быть показаны обобщенные способы получения изображения: рисование, аппликации, лепка. Рисование в детском саду подразумевает обучение детей созданию рисунков карандашами, гуашью, акварельными красками, а также знакомство с техниками пальцевой живописи, набрызга, монотипии и других. В ходе занятий детям должны быть даны понятия о таких видах изобразительного искусства, как живопись, скульптура, графика, архитектура. Также в рамках методики дошкольного образования дети знакомятся с произведениями искусства различных жанров.

Неотъемлемой частью дошкольного воспитания в детском саду является знакомство детей с природой. Целью методик ознакомления детей дошкольного возраста с природой является формирование знаний о природных объектах и явлениях. Отношение детей к окружающей среде напрямую зависят от результатов экологического воспитания, поэтому данные методики крайне важны. Задачами, стоящими перед педагогами, являются воспитание бережного отношения к природе, освоение детьми навыков ухода за растениями, усвоение правил поведения на природе. Современное дошкольное образование помимо теоретических знаний должно давать практический опыт взаимодействия с объектами природы. Для этого в детсадах создаются уголки живой природы, цветники, огороды.

Последним, и, пожалуй, наиболее интересным направлением, которое включает в себя музыкальное дошкольное образование, является организация детских праздников. Подготовка к проведению утренников включает в себя разучивание детских песен, постановку танцев, репетиции основной сюжетно-игровой составляющей. Участие в праздничных концертах позволяет детям раскрыть свой творческий потенциал, попробовать свои силы в качестве певца или актера, что, безусловно, повышает самооценку.

Программы дошкольного образования

Методика дошкольного образования, направленная на развитие речи дошкольников, дает представление о приемах и упражнениях, предназначенных для формирования связной речи. В любой методике обязательно присутствует теоретическая часть, определяющая основные понятия, такие как связная речь, диалогическая и монологическая речь. Кроме того методика должна давать понятие об особенностях контекстной речи детей младшего возраста. Методики развития речи, как правило, основываются на диалоге взрослых с детьми. Обязательным элементом подобной методики дошкольного образования являются требования к темам бесед с детьми, их форме и содержанию.

Развитие речи в дошкольном образовании играет едва ли не ведущую роль, поэтому на нем следует заострить свое внимание. Именно развитию речи посвящены многие книги и сайты дошкольного образования. Речевое развитие в дошкольном возрасте происходит стремительными темпами и зависит от интенсивности и качества общения с окружающими. Детское дошкольное образование дает множество стимулов для развития связной речи: это и общение с воспитателями, и совместные игры с детьми, и специальные развивающие занятие. При необходимости с ребенком занимается логопед.

Совершенствование логических способностей также стимулирует речевое развитие. Если ребенок в возрасте двух-трех лет говорит о том, что он видит или делает в данный конкретный момент, то дошкольники пяти-шести лет способны рассуждать об отдаленных вещах. Дошкольное образование в плане развития речи в корне отличается от принципов школьного обучения. Дошкольники не учат правил грамматики, они не знают определений частей речи, особенностей построения предложений. Овладеть грамотной речью он должен практически, разговаривая с взрослыми, слушая их правильную речь. При правильной организации воспитательной работы дети на практике легко усваивают основные правила языка и используют их в своей речи.

Однако развитие речи в дошкольном образовании заключается не только в умении грамотно строить предложения, но и в существенном увеличении словарного запаса. Так, если в среднем словарный запас ребенка 3-х лет составляет 1000 слов, то в возрасте 6-ти запас слов переваливает за 4000. При этом ребенок должен усваивать не только звучание новых слов, но и понимать их значение. Значения слов, являющихся названиями или характеристиками каких-либо предметов, дети понимают легко, зато с определениями отвлеченных понятий им приходится намного сложнее. Сложностью дошкольного образования в развитии речи является именно донесение до детей смысла сложных понятий. Например, как объяснить трехлетнему ребенку понятие совесть или ответственность? Нередки ситуации, когда ребенок запоминает услышанное слово, но трактует его исходя из своего малого жизненного опыта.

Кроме развития диалогической речи, что достигается путем общения, перед воспитателем стоит задача обучения детей монологической речи. Поэтому детское дошкольное образование должно включать в себя занятия, целью которых является обучение рассказу. Первым этапом дошкольного образования в развитии речи-монолога является обучение детей рассказу по картинке. Важным условием является то, чтобы на картинках были изображены знакомые детям предметы. Тогда речь становится более свободной. В процессе подготовки занятия воспитатель должен отбирать такие картины, сюжет которых способствует формированию нравственных переживаний. Тогда одновременно с составлением рассказа, дети учатся сопереживать, а это немаловажное умение в процессе становления личности.

В дошкольном образовании развитие речи-монолога очень важно, еще и потому, что самостоятельный рассказ стимулирует фантазию ребенка. И, если дети младшего возраста могут построить лишь описательный рассказ, то старшие дошкольники учатся додумывать сюжет, привносить в него свои элементы. Более совершенным инструментом развития речи в дошкольном образовании является пересказы литературных произведений. Первые занятия обычно строятся на пересказе хорошо известных детям сказок. Первые сюжеты должны быть простыми, но со временем задания усложняются. Воспитатель должен предлагать дошкольникам придумать продолжение сказки, или изменить концовку, стимулируя развитие воображения.

Современное дошкольное образование детей включает работу над совершенствованием звукопроизношения. Младшие дошкольники, как правило, не выговаривают определенные звуки, или заменяют их другими. К наиболее сложным в русском языке относятся звуки р, л, ж, ш. По мере совершенствования умения владеть голосовым аппаратом речь ребенка становится более правильной. Во многом этому способствует правильная организация воспитательного процесса, ежедневное общение со взрослыми, проведение развивающих игр и занятий. Если по достижении пятилетнего возраста детская речь не становится чистой, то дальнейшее дошкольное образование детей включает занятия с логопедом.

Не секрет, что современное дошкольное образование имеет ряд серьезных проблем. Пожалуй, главной проблемой сегодня оказалась нехватка мест в существующих муниципальных детских садах. Нередко очередь растягивается на годы. В некоторой мере улучшает ситуацию наличие центров дошкольного образования и частных детских садов. Но глобальным образом они решить проблему не могут.

Качество дошкольного образования

Эта проблема является достаточно актуальной на всех ступенях образовательного процесса, но на стадии перехода от дошкольного образования к начальному школьному она стоит особенно остро. Причинами этого явления можно назвать множество факторов. Главным, конечно, является несоответствие требований к ребенку старшей группы детского сада и к первокласснику. Априори считается, что первоклассник должен быть более дисциплинирован, усидчив, работоспособен, чем дошкольник. Но ребенок не может в один миг овладеть всеми требуемыми качествами. К тому же многие начальные образовательные учреждения выдвигают крайне высокие требования к качеству дошкольного образования. От первоклассника нередко требуется не только знание алфавита, но умение читать и считать.

Однако в программу детского сада обучение чтению и счету попросту не входит. Чтобы избежать подобных проблем, родители должны ознакомиться не только с программой детского сада (например, выложенной на сайте дошкольного образования), но и с требованиями той школы, в которую планируется отдать ребенка. В случае обнаружения несоответствия необходимо организовать для ребенка дополнительные занятия в детском центре, или воспользоваться услугами репетитора, или заняться образованием ребенка самостоятельно. Дополнительно осложнить ситуацию может психологическая неготовность ребенка к обучению в школе, стресс при смене коллектива и обстановки. Более мягкий для ребенка переход к новой системе обучения происходит в том случае, если дошкольное образование включает в себя занятия по подготовке к школе.

Источники:
Дошкольное воспитание детей
Малыши дошкольники, как губки впитывают знания и умения, а мы родители должны им в этом помогать. Некоторые родители совсем не знают, что включает в себя дошкольное воспитание детей. Действительно
http://www.pervenez.ru/doshkolnoe_vospitanie.html
Методики воспитания детей
Методики воспитания детей
http://zdravyshka.ru/Deti/Doshkolnyj-vozrast/metodiki-vospitaniya-detej.html
Передовые методики дошкольного воспитания
Дошкольное образование за рубежом, педагогический опыт Франции. Процесс воспитания детей в детском саду. Методология раннего обучения и развития ребенка. Основы системы работы с детьми по Монтессори. Методы ознакомления с социальной действительностью.
http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00245397_0.html
Современное дошкольное образование
Дошкольное воспитание в детском саду Дошкольное образование предназначено для обеспечения умственного, физического, личностного развития ребенка в возрасте от 2-х месяцев до 7-ми лет. Учреждением
http://yasly.ru/article/doshkolnoe-obrazovanie/

COMMENTS