Методика для детей

Топ-10 самых востребованных развивающих методик

Сегодня существует большое множество различных развивающих методик для детей всех возрастов. Каждая методика заслуживает отдельного внимания, но мы предлагаем буквально в двух словах ознакомиться с тем, какие развивающие методики для детей сегодня наиболее актуальны.

Данная методика подходит для развития детей в возрасте от 3 до 12 лет. Автор методики Вячеслав Воскобович по специальности инженер-физик. На создание развивающей методики его подтолкнули собственные дети, о развитии которых он думал больше всего. В результате, в начале 90-х годов родилась его методика, которая более чем востребована до сих пор.

Принцип его методики «от практики к теории». В результате игр малыш решает массу различных интересных задач, и совершенно незаметно для себя познает цифры, буквы, формы, цвета и т.д. Отлично тренируется моторика рук, совершенствуется речь, мышление, воображение, память и логика.

Данная методика рассчитана на детей в возрасте от 2 до 4 лет. Автор методики Гленн Доман американский врач-физиотерапевт. Благодаря своим ученым знаниям в области функций мозга, он изобрел уникальную методику развития. Он предлагает с раннего возраста давать ребенку огромный объем знаний с помощью специальных карточек. Причина проста – мозг ребенка в этом возрасте впитывает все как губка.

Данная методика подходит для детей в возрасте от 0 до 5 лет. Автор методики Сесиль Лупан не была ни психологом, ни педагогом. Она была успешной актрисой, которая оставила карьеру и занялась воспитанием детей. В основу ее методики вложена идея Гленна Домана. Воспитание своих дочерей она осуществляла по его методике, но с учетом того, что не все получалось так, как хотелось, она внесла в нее свое новаторство. Она считает, что развитие ребенка исключительно индивидуальный процесс. И нужно осуществлять воспитание не просто по возрастной категории, как у Домана, а именно по умственным и творческим способностям каждого отдельного ребенка. Ее книга называется «Поверь в своего ребенка».

Данная методика подходит для детей от 0 до 5 лет. Массару Ибука также не имеет ничего общего с психологией и педагогикой. Это один из основателей всемирно известной компании Sony. Его методика также очень похожа на методику Домана, но есть небольшая разница. Масару Ибука убежден в том, что именно в первые 3 года ребенок усваивает абсолютно всю информацию. Буквально с пеленок необходимо вкладывать в его ум максимум. После 3 лет уже возможности такой не предоставится. Его книга так и называется «После трех уже поздно». Аудиверсию книги вы можете послушать по следующему видео материалу.

Методика подходит для детей от 1 до 10 лет. Николай Зайцев настоящий педагог, который создал целую систему развития детей самых различных возрастов и в самых различных направлениях. Он не просто вложил свой личный опыт, а подошел к вопросу исключительно с научной педагогической точки зрения. В его системе есть все: обучение чтению, письму, математике, иностранному языку и т.д. Но главная задача лежит именно на плечах родителей, которые должны соблюдать следующие постулаты:

  • Обучение ведется от общего к частному и от частного к общему.
  • Обучение ведется от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.
  • Необходимо обеспечивать наглядность, используя различные каналы восприятия.
  • Необходима четкая системная подача материала.
  • Весь учебный процесс должен быть алгоритмизирован.
  • Необходимо учитывать физиологию восприятия учебной информации и охранять здоровье учащихся.

Данная методика подходит для детей от 2 до 17 лет. Никитины Борис Павлович и Елена Алексеевна по образованию педагоги. Но самое главное, они являются родителями семерых детей. Этот бесценный опыт воспитания они и предложили в качестве уникальной методики. В основе методики игры детей с родителями, в процессе которых происходит развитие логического и образного мышления. В качестве предметов для задач и их решений предлагаются пластилин, кубики, карандаши, рисунки и т.д.

Кроме авторских методик воспитания и развития детей, существуют также и системы обучения детей школьного возраста, которые значительно отличаются от общепринятой.

Данная система обучения школьников от 6 до 10 лет не предусматривает никаких оценок, принудительных занятий. Цель обучения – вызвать у детей собственный интерес к познанию окружающего мира, к желанию изучать и выполнять задачи без посторонней помощи.

Эта система подходит для школьников всех возрастов (от 6 до 17 лет). Обучение заключается в том, что учебный материал ребенок получает только тогда, когда он к нему готов. Здесь также нет оценочных систем. Обучение ведется по всем направлениям, в том числе два иностранных языка, музыкальные инструменты и творческая работа (вышивание, лепка, резьба).

Эта система основана на углубленном изучении английского языка, подходит для детей от 6 до 10 лет. Суть системы в том, чтобы буквально с начальных классов изучать все предметы на английском языке – сначала слова, словосочетания, чтение, а далее изучение таких предметов как математика, физика, география и т.д. также на английском языке.

Эта система поистине уникальна. Подходит для школьников всех возрастов. Суть системы в том, что детям не предлагаются привычные нам теории, правила, аксиомы. Детям даются лишь научные понятия, а уже аксиомы и правила дети предлагают сами, исходя из своих рассуждений и аргументов. Более того, детей учат слушать чужую точку зрения, принимать ее, но требовать доказательств и аргументов. Т.е. принцип – в споре рождается истина. Обучение получается осознанным.

Диагностика ребенка: виды и методы. Тесты для детей

В условиях жизни современного общества большое значение приобретает психолого-педагогическая диагностика развития детей.

Для того чтобы найти индивидуальный подход к ребенку, знать его сильные и слабые стороны, наиболее результативно обучать и воспитывать как дома, так и в учреждениях образования, вовремя оказать психологическую помощь, необходима диагностика ребёнка. Это предполагает всестороннее исследование психологических особенностей, оценку личности, прогноз дальнейшего развития.

Видов диагностики множество. Для удобства использования их принято классифицировать по различным критериям.

Наиболее функциональной классификацией представляется выделение видов в зависимости от предмета изучения:

  • Диагностика личности – определение темперамента, типа самооценки.
  • Диагностика эмоциональной сферы. Исследуется умение владеть собой, переживания, отношение к нравственным нормам.
  • Диагностика когнитивной сферы – это диагностика развития детей в интеллектуальном плане, исследование умственных способностей, изучение латеральных предпочтений (определение ведущей руки, ведущего глаза и т. д.).
  • Диагностика поведения.

Но даже это деление весьма условно, так как зачастую имеет место комплексная диагностика ребёнка, когда происходит всестороннее обследование и оценка особенностей развития всех или нескольких сфер.

Для практики интересна также классификация по видам нервной деятельности (диагностика внимания, мышления, памяти, речи, учебных навыков). Она проводится в зависимости от возраста (диагностика детей дошкольного возраста, диагностика детей младшего школьного возраста).

Методики диагностики детей весьма разнообразны и каждая из них зависит от вида исследования. В настоящее время уже теряют своё значение групповые методы, уступая место индивидуальному тестированию. Но для того, чтобы диагностика ребёнка имела успех, важно правильно выбрать инструмент, который будет использоваться в дальнейшем. На практике психологи чаще всего используют следующий набор инструментов:

  • Наблюдение – изучение психических свойств ребёнка в обычных условиях. Это наблюдение за поведением, игрой, взаимодействием с окружающими.
  • Беседа – даёт представление о ребёнке в результате установления контакта и прямого общения.
  • Метод изучения результатов деятельности детей – анализ рисунков, поделок.
  • Метод эксперимента – предполагает изучение действий испытуемого в специально созданных, смоделированных условиях.
  • Тесты для детей – наиболее распространенный метод, широко используемый сегодня психологами.

Метод тестирования можно назвать комплексным, сложным методом диагностики, так как во время проведения тестирования используется широкий спектр инструментов изучения и наблюдения за поведением тестируемого, анализ результатов его деятельности и экспериментальные условия. Поэтому тесты для детей бывают разных видов – тесты-опросники, тесты-задания, тесты-действия.

Тесты-опросники часто используются при диагностике личности, хорошо работает опросник при определении типа темперамента. Тесты-задания обычно направлены на изучение эмоциональной и интеллектуальной сферы и особенно актуальны, когда необходима диагностика готовности ребёнка к школе. Тесты-действия используются при изучении поведения.

Диагностика ребёнка на предмет конституциональных черт личности: темперамента, уравновешенности, подвижности нервных процессов и т. п. имеет важное значение, так как несёт ответы на многие вопросы в поведении ребёнка. Черты четырёх основных типов темперамента наиболее ярко проявляются именно в детском возрасте и при правильном применении программы диагностики детей легко поддаются педагогической коррекции.

Конечно, при определении типа темперамента ребёнка, опросник предлагается и его родителям. Для детей постарше допустимы и самостоятельные тесты с вопросами. Анализ полученных в результате тестирования ответов позволяет назвать ребёнка холериком, сангвиником, флегматиком или меланхоликом.

В процессе исследования на лопатку небольших размеров укладывают разное количество кубиков и дают ребёнку задание пронести кубики приблизительно на трёхметровое расстояние и вернуться с ними же обратно. Затем положить эту ношу на стол так, чтобы ни один кубик не упал. Лопатку необходимо держать в одной руке.

По результатам теста оценивается уравновешенность (какое поведение демонстрирует ребёнок при неудаче, выражает ли недовольство), способность к работе (сколько времени ребёнок добивается успеха при выполнении задания), подвижность нервных процессов (как быстро ребёнок понимает и принимает задание, приспосабливается ли к работе, отвлекается).

Программа определения типа самооценки: тест «Лесенка»

Узнать, как ребёнок оценивает себя, позволяет весьма распространенный тест, в процессе которого малышу дают рисунок с изображением лесенки из семи ступеней, где средняя ступень больше остальных. Ребёнку объясняют, что на трёх верхних ступеньках находятся хорошие дети, а самые лучшие дети на самом верху, на седьмой ступеньке. Плохие дети располагаются на трёх нижних, на самой низкой – самые плохие. На средней ступеньке находятся дети, которых нельзя отнести ни к плохим, ни к хорошим. Тестируемый должен отметить своё место на этой лесенке и объяснить, почему он себя поместил именно туда. Когда ребёнок выберет ступеньку, его просят рассказать, такой ли он на самом деле или хочет таким быть? Если он считает себя таким на самом деле, пусть отметит ступеньку, на которой ему бы хотелось стоять. Пусть выберет, где разместила бы его мама.

Тест позволяет узнать, как ребёнок оценивает свои личностные качества, а также его мнение о том, каким он представляется окружающим (маме).

По окончании теста психолог делает следующие выводы:

  • Самооценка неадекватно завышена – ребёнок мгновенно позиционирует себя в самом верху как неоспоримый факт, без объяснения причин, не задумываясь.
  • Самооценка завышена – задумывается и выбирает самый верх, рассуждая о каких-то недостатках, но объясняя это не зависящими от него факторами.
  • Самооценка адекватна – подумав, отмечает себя на второй либо третьей ступеньке, объясняя свой выбор.
  • Самооценка занижена – помещает себя на одну из нижних ступенек без аргументации.

Диагностика ребёнка невозможна без обследования эмоционально-волевой сферы. У дошкольников она является преобладающей перед интеллектуальной сферой. Мир познается больше с помощью чувств, нежели ума.

Очень важна и информативна для родителей (воспитателей) диагностика детей 6 лет. Так как в этом возрасте появляются такие чувства, как тревожность, страхи, стеснение, для шестилеток большое значение имеет обстановка, в которой проводится обследование, личность тестирующего.

Попросите ребёнка нарисовать кактус на листе бумаги. Не помогайте и не подсказывайте. На любые вопросы желательно отвечать уклончиво: «Подумай немножко, у тебя получится». Не давайте своё видение и не высказывайте своих идей.

Рисунок расскажет об эмоциональных особенностях ребёнка. Изучите результат в деталях:

  • Размер и положение нарисованного цветка в пространстве указывает на то, как определяет себя ребёнок в окружающем мире. Цветок крупного размера в центре листа указывает на эгоцентризм и лидерские качества. Маленький кактус, нарисованный внизу, говорит о неуверенной в себе, зависимой личности художника.
  • Отрывистые линии, сильный нажим на карандаш выдают импульсивного ребёнка.
  • Колючий кактус олицетворяет агрессивность. Чем больше иголок, чем длиннее они торчат из цветка, тем выше степень агрессивности ребёнка.
  • Кактус, посаженный в цветочный горшок, нарисуют «домашние» дети, стремящиеся к семейной защите.
  • Кактус, растущий в пустыне, указывает на чувство одиночества.

Тесты-задания главным образом находят применение при исследовании интеллектуальной сферы. В данном аспекте предметами обследования выступают внимание, память, аналитическое мышление, мелкая моторика, навыки учебной деятельности.

Разберите в присутствии ребёнка шестиместную матрёшку и поставьте шесть близняшек, отличающихся размером, в ряд по величине. Затем уберите одну из них и выровняйте расстояние между оставшимися. Предложите ребёнку найти её место в ряду. При успешном выполнении задания усложните тест: уберите две матрёшки ряда.

Тест направлен на оценку уровня познавательно-ориентировочной сферы, ориентировки на величину.

У вас в руках две группы картинок. Восемь изображают посуду, восемь – одежду. Покажите ребёнку карточку с изображением ложки и положите на стол. Теперь – карточку с изображением куртки, положите на стол на некотором расстоянии от ложки. Ложка и куртка располагаются таким образом, чтобы и от одной, и от другой картинки можно было продолжить ряд.

После этого в разном порядке предъявляйте ребёнку картинки с изображением предметов посуды либо одежды с просьбой положить очередную карточку в нужный ряд. Не исправляйте, если одежда попала не в ту группу. По окончании теста попросите испытуемого объяснить, почему он так расположил карточки.

Целью данного теста является выявление навыка проводить обобщение по существенному признаку, исследуется наглядно-образное мышление.

Ребёнку предъявляют четыре картинки, изображающие времена года, и предлагают показать, где весна, где зима и т. д. и объяснить, по каким признакам он догадался.

Тест выявляет сформированность представлений о временах года.

Перед тестируемым кладут две сюжетные картинки, похожие на первый взгляд, но при внимательном рассмотрении имеющие ряд отличий.

Ребёнок ищет и называет отличия. Тест исследует внимание и умение сравнивать.

Психолог показывает четыре сюжетные картинки. На одной мальчик копает яму, на второй – сыплет в ямку семена, на третьей – поливает ростки, на четвёртой – любуется цветами. Ребёнку предлагается разместить картинки по порядку. Тест выявляет умение определять последовательность событий.

Изучение умственных способностей становится особенно актуальным, когда требуется диагностика готовности ребёнка к школе.

Готовность к обучению в школе предполагает наличие определенных навыков и необходимый уровень развития мышления, памяти и внимания.

Предъявляя ряд из четырёх предметов (изображений предметов), ребёнка просят найти лишний и объяснить, почему. Когда из ряда, включающего грузовик, легковую машину, самолёт и телегу, тестируемый исключает самолёт, попросите его аргументировать ответ, спросите, каким одним словом можно назвать все предметы, к какому виду транспорта относится лишний, а к какому оставшиеся.

Тест выявляет способность группировать предметы по главному признаку, уровень сформированности представлений об окружающем мире.

На картинке изображено семь почти одинаковых зонтиков, а два из них абсолютно идентичны. Разница между остальными несущественная – разные крапинки на ткани зонтика. Ребёнок должен самостоятельно и быстро найти два идентичных зонтика. Тест проверяет уровень развития внимания.

Ребенку для изучения предлагаются 9 картинок. Он должен запомнить их в течение 15-20 секунд. Затем, отвернувшись, он должен назвать не менее семи-восьми предметов. Тест показывает уровень развития памяти.

Методика для детей

Для детей младшего школьного возраста характерна учебная деятельность, при выполнении которой у ребенка возникают главные психические новообразования — анализ и планирование, которые определяют существенные качественные изменения в развитии познавательных процессов ребенка, так и всей его потребностно-эмоциональной и личностной сферы.

Предлагаемая здесь система психодиагностических методик предназначена для комплексной оценки уровня психологического развития детей, учащихся начальных классов, включая характеристику их познавательных процессов, личности и межличностных отношений, оценку имеющихся у них практических умений и навыков.

На основе применения данной системы методик можно оценивать психологическую готовность детей к обучению в школе, их психологическое развитие во время обучения в начальных классах, с первого по четвертый включительно.

Психодиагностической оценке в рамках данного комплекса подлежат:

· Психологическая готовность младших школьников к обучению в средней школе.

· Социальная ситуация развития.

Проблема, связанная с адаптацией ребенка к классному коллективу, взаимоотношениями с учителем, в семье.

· Ведущая деятельность, сформированность компонентов структуры учебной деятельности.

· Возрастные психические новообразования.

· Предпосылки формирования учебной деятельности.

· Произвольность поведения и познавательных процессов.

Пользуясь методиками, включенными в данный комплекс, можно точно определить, в каком отношении ребенок готов и не готов к обучению в школе, в чем он больше или меньше продвинулся вперед в своем развитии. Эти методики позволяют выяснить склонности, задатки и способности детей, с первых шагов обучения ребенка в школе вести с ним целенаправленную психодиагностическую работу, связанную с выявлением и развитием его способностей.

Проведение комплексной систематической психодиагностики позволяет оценивать эффективность учебно-воспитательной работы в школе с точки зрения того, в какой мере она способствует продвижению детей вперед в своем психологическом развитии. В данный комплекс включены такие методики, которые можно применять для изучения детей от 6-7 лет до 10-11 лет и получать сопоставимые результаты.

Это обстоятельство непременно необходимо учитывать в психодиагностике детей, поступающих в школу, особенно первоклассников и второклассников (последние, как показывают специально проведенные исследования, еще не очень далеко ушли от детей дошкольного возраста). Что же касается детей третьего и четвертого классов, то для их психодиагностики вполне подходят тесты, предназначенные для взрослых людей, при условии, что сами тестовые задания будут им доступны.

Имеются определенные ограничения, касающиеся применения тестов для взрослых в психодиагностике детей младшего школьного возраста. Эти ограничения прежде всего относятся к тестам, которые разработаны и применяются для изучения мышления, личности и межличностных отношений.

Источники:
Топ-10 самых востребованных развивающих методик
Сегодня существует много различных авторских методик. Но есть некоторые из них, которые вот уже не одно десятилетие востребованы во всем мире.
http://www.e-motherhood.ru/samye-populyarnye-metodiki-razvitiya-detej/
Диагностика ребенка: виды и методы. Тесты для детей
В условиях жизни современного общества большое значение приобретает психолого-педагогическая диагностика развития детей.
http://fb.ru/article/302829/diagnostika-rebenka-vidyi-i-metodyi-testyi-dlya-detey
Методика для детей
специалисты сайта "логопед онлайн" оказывают логопедические услуги с помощью веб камеры через интернет. Для этой цели используются программа skype и другие системы видео звонков.
http://sites.google.com/site/logopedonlain/psihologogiceskaa-diagnostika-testy/psihologiceskaa-diagnostika-i-testy-dla-detej-ot-7-do-11-let

COMMENTS