Лечение заикания у детей

Лечение заикания у детей

Лечение заикания у детей по авторской методике доктора В. Чиянова, непременно приведёт к необходимым результатам. Эта методика существует и успешно функционирует уже более 30-ти лет. За это время удалось вылечить заикание лечение у огромного количество детей разного возраста и степени сложности недуга.

Многие врачи полагают, что заикание у детей лечение в возрасте от 2 до 5 довольно затруднительно и малоэффективно. Однако доктор Чиянов В. Ф. разработал собственный метод, который позволяет добиться положительных результатов лечения в столь раннем возрасте.

Что представляет собой заикание лечение?

Заикание — это одно из самых сложных невротических расстройств, которые возникают как следствие испуга или нервного перенапряжения.

Перед лечением заикания у детей необходимо выяснить причины возникновения заболевания.

На возникновение заикания влияют факторы:

  • наследственные (встречаются случаи наличия заикания у членов одной семьи или ближайших родственников);
  • стрессовые (считается основным).

К фактору стресса можно отнести испуг (например: собаки, падения, страх потери близких, резкие звуки, агрессивное поведение окружающих, когда ребёнка без подготовки неожиданно переводят в детсад, просмотр устрашающего характера фильмов или мультфильмов и т.д.).

Особенности воздействия стресса на ребёнка

Стрессовое воздействие может быть внезапным и сильным. В этом случае ребёнок может войти в так называемое состояние шока, вследствие чего он может утратить способность разговаривать, а через несколько дней речь возвращается, но уже с явлениями заикания.

В таком случае необходимо родителям чётко установить, когда началось заикание. Воздействие стресса бывает постепенным, но при этом достаточно нарастающим и очень сильным. Вылечив заикание лечение можно вернуть ребёнка к нормальному образу жизни.

Заикание может возникнуть абсолютно в любом возрасте. Чаще это наблюдается в раннем детском возрасте, школьном или студенческом. Для заикания у детей лечения необходимо вовремя выявить симптомы недуга.

Природа возникновения заикания у детей

Наиболее часто заикание появляется от 2-6 лет, когда происходит активно формирование речи и связанного с ней мышления. Нервная система в этот возрастной период находится в достаточно сильном напряженном состоянии. Ребёнок накапливает большой объём поступающей информации, пытается её осмыслить и поделиться тем, что он понял или задать вопрос о том, что ему непонятно.

Речь начинает только формироваться. При этом она её несовершенна и любое общение требует от детей большого напряжения. Таким образом, формирующийся центр речи располагается в перенапряженном и уязвимом состоянии. Если учесть, что защитные механизмы от стрессов еще недостаточно сформировались, то становится понятно, почему именно в этом возрасте наиболее часто возникает патология речи.

В этот период обоим родителям нужно быть максимально внимательным к своему ребёнку. Если случится малейшее подозрение на возможное нарушение речи, необходимо сразу же обращаться к врачу-психотерапевту. Особенно на начальном этапе развития заикание сопровождается невротическими реакциями тревоги, паники, страха, растерянности, а кроме этого энурезом и ночными кошмарами. Это ещё больше утверждает невротическую природу заболевания.

Из всего сказанного становится понятным, почему именно психотерапия считается основным методом лечения заикания у детей лечения, так как только психологическое воздействие способно успокоить ребёнка, устранить страхи и как следствие этого нервное напряжение, провоцирующее возникновение расстройства речи.

Признаки заикания и его клинические проявления

Первыми признаками начинающегося заикания являются:

  • вначале предложения возникают частые повторы слов, слогов, букв, пытаясь преодолеть напряжение в речевом аппарате, ребёнок инстинктивно начинает разговаривать нараспев;
  • через определённый промежуток времени (от нескольких дней до нескольких недель), вместо нужно плавной речи появляется несколько ускоренная, которая сопровождается выраженным напряжением в области жевательной и лицевой мускулатуры;
  • иногда наблюдается возникновение непроизвольные движения языка аж до вытягивания его из полости рта (это происходит в момент начала речи); отмечается появление ощущения перехвата дыхания в горле, груди и выраженного напряжения мышц брюшной стенки.

При дальнейшем развитии заболевания становятся явными дополнительные кивательные движения головы, мигания глаз, непроизвольные закатывания глазных яблок вверх в процессе напряженной речи. Пытаясь облегчить начало речи, дети могут делать резковатые движения ногами или руками. Изменяется цвет лица, оно может краснеть от напряжения или бледнеть от перенапряжения. Больной может чувствовать так же усиление сердцебиения. Речь может становиться тягостной, поэтому ребенок после первой, возможно, неудачной попытки говорить может замолкнуть и перестать общаться.

К чему может привести невылеченное заикание

Долгое заикание может привести к депрессии, развитию повторных невротических реакций. Также ребёнок может стать замкнутым и необщительным. Это впоследствии сузит круг общения и повлияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка. Это приведёт к неуверенности и развитию комплексов.

Развитие болезни может быть постепенным с некоторой нарастанием симптоматики или же постепенным снижением её. Однако чаще заикание прогрессирует под воздействием дополнительных психотравм.

Влияние характера на развитие заикания.

Можно различать два типа реакции личности на своё заболевание. Сама реакция может зависеть от того, какие черты преобладают в характере человека:

  • Люди ранимые и впечатлительные, склонные к длительной фиксации и внутренней переработке событий, очень болезненно реагируют на своё заикание. У них в большей степени, чем у других развиваются невротические и депрессивные реакции на болезнь, что способствует её большей фиксации и более тяжелому проявлению и течению заикания.
  • Менее впечатлительные люди, менее склонны к внутреннему анализу. Они относятся к заболеванию более спокойно, а некоторые могут игнорировать заикание. У больных такого характера болезнь проявляется в меньшей степени, а само заболевание менее склонно к дальнейшему прогрессированию.

Влияние характера на результаты лечения заикания.

Ранимые и впечатлительные больные в большей степени переживают и стремятся избавиться от заикания, чем больные меньше придающие значение своему дефекту. У них более высокая мотивация, что положительно влияет на результат лечения.

С достаточной степенью выраженностью волевых качеств лучше поддаются лечению, так как они с большей активностью участвуют в процессе лечения.

Со слабой волевой функцией неспособны активно участвовать в процессе лечения, что снижает результат общей терапии.

Образованность и её влияние на результаты лечения заикания

Более образованные дети, эрудированные и начитанные, с проявлением талантливости в какой-либо сфере человеческой деятельности, достигают более высоких результатов при лечении заикания, чем это могут сделать дети менее начитанные, которые обладают меньшим словарным запасом и которые менее склонные к какой-либо творческой деятельности.

Основные положения методики заикания лечения

Заикание является разновидностью невротического расстройства, приводящего к спастическому состоянию речевой, дыхательной и лицевой мускулатуры и, как следствие, затруднению речи. Поэтому основное внимание в моей методике уделяется психотерапевтическому воздействию, так как психотерапия является исключительно эффективным методом лечения неврозов.

Большое значение в поддержании заикания имеет ускоренный темп речи больного. Для борьбы с торопливостью речи используется специальная методика тренировки речи, направленная на выработку самоконтроля и неспешной вдумчивой речи.

Сочетание психотерапевтического лечения и специального речевого тренинга дает положительные результаты (подавляющее большинство больных излечивается от заикания).

Особенности авторской методики

В своих письмах больные заиканием просят подробнее описать методику лечения заикания. Учитывая то, что мой метод создавался на протяжении многих лет, я не могу раскрывать все его приемы, так как не хочу, чтобы моими достижениями могли пользоваться люди, не приложившие никаких усилий для его создания.

Кроме того, не все можно изложить в логической форме, т.к. значительная часть методики является невыразимой словами из-за того, что является частью духовного опыта врача-целителя.

Можно сказать, что процесс лечения — это процесс передачи психической энергии пациенту, и если он готов ее воспринять, то она усваивается им и :

  • меняет его эмоциональное состояние;
  • делает его уверенным, устойчивым в стрессовых состояниях;
  • укрепляет его волю и контроль над своим психическим состоянием.

Речевой тренинг помогает освоить новую правильную манеру речи, делает его более разумной и организованной, развивает интеллектуальные способности пациента. Большинство излеченных мною людей владеют своей речью гораздо лучше, чем те, кто никогда не страдал заиканием. Их речь становится более осмысленной, лаконичной и красивой.

«Многфакторное внушение» как дополнительный лечебный фактор

В качестве дополнительного лечебного фактора используется музыкотерапия, которая создает нужный для лечения эмоциональный настрой. Основным лечебным фактором является внушение. Мое внушение — это сложный комплекс многофакторного воздействия, который позволяет практически полностью снять все клинические проявления заикания. Это помогает вылечить заикание и не допустить его повторного возникновения.«Многофакторное внушение» представляет собой одновременное воздействие словесным внушением, шепотным внушением, ментальным внушением и психоэнергетическим воздействием.

В разделе «отзывы», посвященному заиканию вы можете прочесть отзывы больных, излеченных от заикания.

Особенности применение гипноза

Многих больных интересует вопрос о том, могут ли они входить в состояние гипноза во время сеансов, которые я провожу. Отвечая на этот вопрос, могу сказать, что специальной цели гипнотизации я не ставлю. Однако в процессе лечения некоторые из них могут входить в гипнотическое состояние разной степени глубины. Мною это рассматривается как дополнительный положительный фактор, который влияет на эффективность лечения заикания. Достаточно глубокое гипнотическое состояние, особенно состояние гипнотического транса, обеспечивает дополнительное психологическое успокоение и тонизирует нервную систему пациента.

Просьба к неравнодушным помочь в собрании средств для создания «Центра Народной Медицины»

Благотворительный счет ( грн )

Счет: 29244825509100 МФО: 305299, ЕГРПОУ: 14360570.

Лечение заикания у детей

«Со всей определенностью мы должны подчеркнуть, что в нашей практике не встречались формы не излечимого заикания. Более того, иной раз тяжелые формы этого недуга излечивались легче и надежнее, чем легкие. Видимо успех в этом случае объяснялся более мощным волевым посылом, большей «потребностью» в излечении».

Особое место среди речевых расстройств занимает заикание. Оно чаще наблюдается у детей, а те заикающиеся взрослые, которых мы знаем, страдают этим изъяном, как правило, с раннего возраста. Заикание проявляется запинками, неспособностью свободно, без напряжения высказаться. Нам порой не хватает терпения дослушать до конца медленную, сбивчивую речь заикающихся, и мы, сочувствуя, невольно «помогаем», заканчивая начатую ими фразу. Что мешает заикающимся говорить нормально?

При заикании нарушается ритм и плавность речи, согласованность в работе речевых мышц, голоса и дыхания. При этом по сути возникают судороги в органах, участвующих в акте речи, — губах, языке или гортани. Различают клонические судороги (мучительное повторение отдельных звуков или слогов, чаще — в начале слова) и тонические (напряжение, невозможность длительно преодолеть «сбой» в собственной речи). Нередко встречается и смешанный вид — тоно-клоническое заикание. Чаще всего заикание возникает у детей в два-четыре года.

Это период наиболее активного развития речи и значительной хрупкости молодой, недостаточно сформированной речевой функции. Именно поэтому «поломка» происходит в эти годы у мальчиков, заикание возникает в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Объясняется это меньшей эмоциональной устойчивостью мужчин.

Каковы причины заикания?

Большинство родителей считают, что их дети заикаются исключительно из-за возникшего страха, стресса. В доказательство этого приводятся факты испуга собакой, пожаром, пьяным соседом, грозой, операцией и т.п. Да, действительно, иногда у ранимых, нервных детей заикание развивается из-за внезапных сильных психоэмоциональных потрясений. Это случаи, которые вполне обоснованно следует называть логоневрозом, иначе говоря, невротическим заиканием. В реальности оно отмечается не так уж часто — примерно у 15% от общего числа заикающихся пациентов.

При невротическом заикании никакой «поломки» нервной системы или необратимой гибели клеток нет. Заикание такого вида возникает, как правило, внезапно под воздействием внешних психотравмирующих факторов. Дети с невротическим заиканием отличаются неуверенностью, тревожностью, у них нередки различные страхи, потливость, сердцебиение, плохая переносимость транспорта, духоты, речь ребенка зависит от его общего физического и психического состояния. Как правило, заикание усиливается во время болезни, при переутомлении, школьных или семейных неприятностях — наказании, неудовлетворительной оценке, конфликтах со сверстниками. Есть определенная зависимость от сезона, погоды и питания.

Примечательно, что наедине с собой, в разговоре со своими игрушками, воображаемым собеседником ребенок может говорить без запинок. В привычной, спокойной обстановке (в общении с родителями, близкими) заикание обычно малозаметно. Напротив, при контакте с посторонними, незнакомыми людьми, при ответах во время школьных занятий заикание мгновенно усиливается.

Разумеется, это объясняется эмоциональным напряжением, волнением и тревогой, возникающими у ребенка и существенно ухудшающими состояние его речи. Логоневроз, как правило, неплохо лечится, и со временем речь ребенка полностью восстанавливается. Чаще, однако, встречаются другие виды заикания, возникающие вследствие органического поражения нервной системы. Имеется в виду нервно-психическая ослабленность ребят вследствие перенесенной родовой травмы, патологически протекающих беременности и родах, частых болезнях первых лет жизни. Органические нарушения внешне незаметны, к тому же умственное развитие детей никак не страдает.

Лишь при обследовании у этих ребят находят, как правило, признаки повышенного внутричерепного давления, изменение рефлексов и повышенную судорожную готовность. Заикание отличается упорным характером (периоды улучшения речи сменяются ухудшением) и мало зависит от внешних факторов — волнения, психических нагрузок, окружения ребенка. У отдельных детей речь — «место наименьшего сопротивления» в силу наследственной предрасположенности: их родители и близкие заикаются или страдали этим недугом в прошлом. Следует также иметь в виду, что у некоторых ребят заикание появляется по подражанию: они говорят сбивчиво потому, что постоянно слышат речь взрослых с подобным изъяном.

Некоторые дети с заиканием помогают себе сопутствующими движениями: при запинках в речи они топают ногой, поворачивают голову, хлопают в ладоши, жестикулируют руками, зажмуриваются. Эти вспомогательные действия вскоре становятся привычными и в действительности никак не облегчают течение заикания. Сопутствующие движения непостоянны, на смену одним приходят другие. У отдельных детей заиканию сопутствует страх речи, неуверенность в отношениях со сверстниками, и поэтому они стараются избегать ситуаций, требующих речи, страдают от застенчивости и смущения.

Преодоление страха речи — трудная психотерапевтическая задача. У заикающихся ребят постарше и взрослых со временем появляются определенные уловки, маскирующие речевой дефект — добавление слов-паразитов (это, вот так, ну и др.), растягивание произносимых слов, употребление длительных пауз. В отношении заикания особенно актуален часто повторяемый постулат: «Болезнь легче предупредить, чем вылечить».

Речь ребенка развивается по механизму подражания. Ребенок начнет говорить хорошо, если будет слышать плавную и отчетливую речь окружающих. Нежелательно допускать ускоренную, торопливую, с захлебывающимися интонациями речь детей. Такая речь — свидетельство повышенной возбудимости, общей взбудораженности ребенка, и надо всячески стараться уменьшить эти явления. В арсенале врача много успокаивающих средств, применяя которые можно получить ощутимый эффект. Вредны также как чрезмерная речевая нагрузка для малышей, так и отсутствие тренировки речи. До 4-летнего возраста не рекомендуется заставлять ребенка выговаривать трудные по звучанию и малопонятные для него слова, надо, чтобы речевой аппарат ребенка и нервная система в целом достаточно окрепли.

Если родители мало говорят с ребенком, не разучивают стихотворения, не читают ему, это тоже плохо. В таких случаях речевое развитие малышей происходит замедленно. Как любые крайности, чрезмерная опека и дефицит внимания одинаково вредны. Нельзя забывать о повышенной впечатлительности детей. Бесконечное бдение у экрана телевизора, просмотр видеофильмов, частые посещения кинотеатров (если в каких-то семьях это еще сохранилось) могут привести к эмоциональному перенапряжению, утомлению и возбуждению ребенка. У взбудораженного ребенка возникает множество вопросов, он говорит торопливо, сбивчиво, глотая и повторяя слова, слоги.

В его речи появляются запинки, которые могут закрепиться и приобрести постоянный характер. У дошкольников нередко отмечаются различные страхи. Они вполне могут быть у здоровых ребят и являются непременным симптомом различных невротических расстройств. Если родители не очень наблюдательны, они не замечают, что ребенок испытывает тревогу, находясь в темной комнате, долго не засыпает или говорит во сне, вздрагивает после страшных сказок и историй, услышанных накануне.

Такого рода страхи свойственны не только малышам, но и детям постарше (6-8 лет). Чаще они возникают, естественно, у детей впечатлительных, робких, невротичных. Насмешки, иронические замечания, запреты взрослых в таких случаях неуместны. Необходимо спокойно пройтись с ребенком по квартире, осмотреть с ним все помещения, мебель, темные углы и объяснить, что ничего таинственного и страшного в обозримом пространстве нет. Если ребенок боится темноты, пусть засыпает с ночником, позже, с годами, он привыкнет спать как все.

Если ребенку, объятому страхом, не пойти навстречу, то у него может развиться тяжелый невроз, и в частности заикание. Главное, о чем следует помнить родителям заикающегося ребенка, — о создании спокойной обстановки в семье. Это гораздо важнее специальных процедур и лекарств. Нельзя забывать, что большинство детей, страдающих заиканием, отличается повышенной впечатлительностью, ранимостью, обидчивостью.

Недопустимы также чрезмерные нагрузки: желание сделать из своего отпрыска вундеркинда к добру не приводит. Взвалив на своего ребенка занятия двумя иностранными языками, музыкой и еще спортом, мы, взрослые, порой не отдаем себе отчета, что наш ребенок занят гораздо больше нас.

Как помочь детям и взрослым с заиканием

Не обойтись без консультации врача-психоневролога, который при необходимости назначит успокаивающие лекарства и средства, снимающие спазмы речевых мышц. Он же объективно оценит обстановку в семье и подскажет конкретные воспитательные подходы. И главное — психоневролог порекомендует, каких специалистов следует подключить к лечению ребенка. Среди множества известных способов преодоления заикания особую популярность в последнее время приобрели психотерапевтические методики. Лечение основано на представлении о том, что этот недуг является формой выученного поведения.

Иначе говоря, заикание рассматривается не как симптом болезни, а как поведение, которое можно изменить. Поэтому усилия врачей направлены на то, чтобы убедить заикающихся говорить свободно и уверенно, без страха и «торможения». Самыми частыми приемами в преодолении заикания являются отвлечение внимания, методы расслабления и гипноз (внушение в особом состоянии сознания). Заикающихся обучают говорить медленно, нараспев, одновременно с ритмическими движениями рук или пальцев, что отвлекает от пристального внимания к собственной речи. При подобном подходе достигается ощутимый эффект.

Итак, гипноз. Многие слышали о нем и знают, что он применяется при лечении заикания, но даже те, кто подвергался его воздействию, сохраняют весьма смутные представления о том, что же это такое. В большинстве случаев специалисты, применяющие гипноз (на что имеют право только врачи, в силу возможных осложнений при его проведении), разъясняют своим пациентам механизм его действия. Это разъяснение является важной составной частью самого лечебного метода, но его сущность может быть объяснена достаточно просто.

Под собственно гипнозом подразумевается искусственно вызванный сон. Обычно врач вызывает гипнотический сон с помощью своего голоса и некоторых других дополнительных приемов в обстановке, близкой к той, которая требуется для проведения аутотренинга. Гипнотический сон сам по себе может быть использован как лечебное средство для нормализации нервных процессов в коре головного мозга, отвечающей за протекание высших психических функций, в число которых входит и речь. Но также он может быть использован и для достижения других результатов.

Чаще всего под гипнозом подразумевают различные лечебные внушения в состоянии гипнотического сна. Они отличаются от внушений в состоянии бодрствования большей эффективностью. Вместе с тем у гипнотического метода есть свои существенные ограничения. Кратко перечислю их. Во-первых, не все люди обладают одинаковой способностью подвергаться гипнозу, значит, для некоторых людей этот метод просто непригоден.

Во-вторых, в случае проведения сеансов гипноза возникает определенная зависимость пациента от врача, а значит, его несамостоятельность. Поэтому после проведения такого лечения необходимо потратить какое-то время на снижение зависимости. В-третьих, гипноз во многих случаях позволяет достигнуть определенного, но ограниченного результата, и без применения других методов эти результаты являются крайне нестойкими.

Очень важна помощь логопедов, имеющих навык работы с заикающимися. В арсенале логопеда — дыхательная гимнастика, ритмика, режим молчания, обучение умению говорить медленно, плавно, ритмично и др. Я бы сказала, что знающий и добросовестный логопед — находка для родителей, с его помощью бороться с досадными запинками куда проще. Не следует пренебрегать физиотерапевтическими процедурами (электросон, электрофорез с разными лекарствами), лечебной физкультурой, рефлексотерапией.

Последний метод включает немало полезных модификаций — прижигание, растирание, давление, воздействие аппаратами и укол иголкой в биологически активные точки. Поддержка в семье, участливое отношение коллектива, естественно, полезны при любом терапевтическом подходе. Ни в коем случае не надо фиксировать внимание ребенка на его дефекте. И последнее. Заикание, разумеется, ограничивает выбор подростками профессии. К вопросу профориентации надо отнестись серьезно родителям, педагогам и врачу.

В логопедической работе над речевым дыханием заикающихся детей, подростков и взрослых широко используется парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. В гимнастике основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, — это уметь затаить дыхание, «спрятать» дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно. Для лечения заикания также используют компьютеры и электронные устройства.

  • Поговорим о стрессе? — что такое стресс, 10 правил, как избежать стресса
  • Смех — влияние смеха на организм человека
  • Неврология — популярные статьи, для специалистов, ответы на вопросы
  • Икота и зевота — почему возникают, как избавиться от икоты, полезна ли зевота?
  • Биологические ритмы — влияние на физическую и умственную работоспособность, люди — «голуби», «совы», «жаворонки», их работоспособность в зависимости от времени суток
  • Все медицинские статьи из "Популярные статьи о здоровье человека"

У нас также читают:

— Острый гнойный конъюнктивит — когда бывает, как проявляется, особенности у маленьких детей, принципы лечения, ухода

— Инструкция для больных с колостомой — Что такое стома. В каких случаях формируют колостому. Что такое калоприемник. Оптимальный набор стомированного больного.

— Диагностика в психиатрии — негативные и позитивные симптомы, основные методы диагностики

Лечение заикания у детей

Заикание является нарушением темпо-ритмической организации в речи ребенка, которое обусловлено судорожным состоянием мышц в речевом аппарате. Лечение заикания у детей направлено на устранение этих нарушений.

Заикание является одной из самых давних проблем с речью. Утверждают, что заикание является сложным психофизическим расстройством. Возникать это расстройство может по самым различным причинам, которые вызывают перенапряжение процессов торможения и возбуждения, а также образования патологического условного рефлекса. Заикание не является симптомом или синдромом, это заболевания ЦНС в целом.

Причинами заикания могут стать предрасполагающие и производящие причины. Некоторые этиологические факторы при этом только способствуют развитию заикания, а некоторые непосредственно вызывают его.

Предрасполагающими факторами может являться невропатическая отягощенность родителей, невропатические особенности заикающегося, наследственная отягощенность, поражения головного мозга.

Неблагоприятными условиями, которые могут повлиять на появления заикания, могут являться такие факторы, как физическая ослабленность детей, особенности возрастные в деятельности мозга, ускоренное развитие речи, скрытая психическая ущемленность, недостаточность эмоциональных и положительных контактов между ребенком и взрослыми, недостаточность моторики, мимико-артикуляторных движений, чувства ритма.

Лечение заикания у детей должно проводиться при помощи логопедических занятий. Также назначают медикаментозное лечение, психотерапию, физиотерапию, а также нормализацию микросоциального окружения. Методика должна быть подобрана индивидуально, только тогда результат будет положительным.

Лечение заикания у детей

Лечение заикания у детей

О курсе лечения в условиях стационара и при амбулаторных занятиях.

В течение последних десятилетий сложилась система комплексного медико-педагогического воздействия при лечении заикания у детей. Курс лечения проводится амбулаторно и в условиях стационара.

Курс лечения организован таким образом, что занятия по коррекции речи сочетаются с различными формами психотерапии и фармакотерапии. Речевосстановительные занятия проводятся преимущественно в группе.

Полный курс комплексной логотерапии включает:

— консультацию оториноларинголога (по показаниям);

В комплексном лечебно-педагогическом процессе принимают участие разные специалисты (логопед, психотерапевт, невропатолог, психиатр, отоларинголог, ритмист, физиотерапевт). Их работа направлена на всестороннее изучение проявлений заболевания, его течения, психофизиологического состояния пациента, особенностей его личности. На основании полученных данных назначается необходимое лечение, определяются методы коррекции и приемы реабилитационных мероприятий.

Цель этих дополняющих друг друга и преемственных мероприятий – устранение и ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики, оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом, изменение отношения заикающегося к речевому дефекту, выработка новых поведенческих стереотипов.

Система логопедических занятий направлена на решение следующих основных задач:

— снятие судорожных задержек, которые являются ведущим проявлением заикания;

— стабилизация темпа и ритма речи;

— формирование навыков плавной, слитной, естественной речи в разнообразных условиях общения;

— повышение уровня языковой компетенции;

— снятие чрезмерной чувствительности к изменениям условий речевого общения и повышения устойчивости речи в психотравмирующих ситуациях.

В ходе логопедических занятий проводятся следующие мероприятия:

— развитие миорелаксации, двигательных координаций;

— развитие мягкого голосоведения;

— функциональные тренировки в общественных местах.

Весь курс лечения включает следующие этапы:

5. Наблюдение пациентов с целью профилактики рецидивов в условиях диспансера (в течение полугода).

На диагностическом этапе проводится комплексное обследование пациента с целью изучения течения заболевания, характера нарушения речи и голоса, особенностей личности и выраженности сопутствующих невротических проявлений. На основании данных обследования назначается медикаментозное лечение, физиотерапия, намечается план коррекции речи и некоторых личностных особенностей.

Система занятий на подготовительном этапе направлена на нормализацию речевого дыхания, овладение навыками миорелаксации, четкой артикуляции, на формирование и нормализацию речедвигательных навыков и снятие нарушений плавности речи. В ходе занятий уделяется внимание технике правильного голосоведения, интонационным навыкам, стабилизации темпа речи.

На основном этапе приемы логокоррекции и речевые упражнения направлены на замедление темпа речи, овладение речевыми правилами, снятие судорожного компонента речи при чтении стихов, прозы, в разговорной речи.

Заключительный этап посвящен проверке устойчивости речи к стрессовым воздействиям. Это осуществляется через систему функциональных тренировок, на которых проводятся интенсивные тренировки речи в обычной жизненной обстановке, а также в различных эмоционально значимых условиях общения с окружающими.

После окончания систематического курса занятий пациентам рекомендуется посещение поддерживающих амбулаторных занятий с периодичностью один раз в две недели в течение полугода с целью профилактики рецидивов .

Логокоррекционная работа включает также индивидуальные и групповые психотерапевтические занятия, в ходе которых больные обучаются навыкам владеть собой в эмоционально значимых ситуациях, вырабатывают уверенность в себе, развивают свои способности к общению, включая речевое, получают консультации по семейным вопросам у психотерапевта.

Эффективность восстановления слитности речи, уверенного речевого общения во многом зависит от активного отношения к лечебному процессу самого заикающегося ребенка и его родителя. Поэтому уважаемые родители, если ваш ребенок заикается, и Вы хотите помочь ему избавиться от этого недуга, необходимо помнить, что :

— продолжительность комплексного лечения составляет один – два месяца с обязательным профилактическим контролем;

— кроме того, изложенная схема комплексного лечения заикания у детей изменятся в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Причем в отношении отдельных заикающихся этапность лечения выдерживается лишь в общем плане, содержание же всего курса лечения может видоизменяться.

Источники:
Лечение заикания у детей
Для лечения заикания у детей лечения используют максимально эффективные методы, которые помогают вылечить заикание
http://www.chiyanov.com/news/zaikanie
Лечение заикания у детей
Прочитав данную статью, вы узнаете, что такое заикание как вид речевого расстройства, в чем его причины, как можно быстро избавиться от страха речи, насколько эффективны такие методы, как специальные упражнения и гипноз для лечения заикания у детей и взрослых
http://www.medicinform.net/human/humanis/human7.htm
Лечение заикания у детей
Заикание является нарушением темпо-ритмической организации в речи ребенка, которое обусловлено судорожным состоянием мышц в речевом аппарате. Лечение заикания у детей направлено на устранение этих нарушений. Заикание является одной из самых давних проблем с речью.
http://livealong.ru/texts/lechenie-zaikaniya-u-detei-1611.html
Лечение заикания у детей
Лечение заикания у детей. О курсе лечения в условиях стационара и при амбулаторных занятиях. В течение последних десятилетий сложилась система комплексного медико-педагогического воздействия при лечении заикания у детей. Курс лечения проводится амбулаторно и в условиях стационара.
http://mallishok.ru/lechenie-zaikaniya-u-detej/

COMMENTS