Крест в украшениях

Все рубрики раздела — Вышивка

Все о вышивке: полезные советы и мастер-классы, уроки для начинающих в разных техниках и большое количество схем для вышивки. В нашей вышивальной коллекции почти 2000 статей, только самое лучшее!Вышивка своими руками: все рубрики раздела

Бабочка своими руками. Схемы, описания и мастер-классы

Яркая летающая бабочка — это символ лета, не правда ли? Может, потому мы так любим делать бабочек своими руками. Каждая мастерица выбирает свою технику выполнения бабочек, но ведь смысловая нагрузка остается прежней: ле .

Брошь своими руками — отличная альтернатива покупным. Между прочим, брошь универсальный аксессуар, вы об этом знали? Их носят не только на лацканах плато и на шапочках. А ещё на сумках, на воротниках рубашек, на поясах .

Пасхальные яйца из бисера своими руками. Схемы и мастер-классы

Вы уже определились с пасхальными подарками? Если нет, то самое время это сделать! Сегодня мы предлагаем последовать православной традиции и подарить на Пасху любимым яйцо. Но не простое, а украшенное бисером. Наша под .

Середина осени. Не сегодня завтра начнутся холода, а так не хочется расставаться с осенним теплом ярких красок и красотой пейзажей! На самом деле, если хорошо постараться и дать себе труд немного подумать, то о прощании .

Вышивка бисером — удивительно красивый вид рукоделия, который манит многих. Но и пугает одновременно, ведь подобный проект предполагает работу с множеством мелких деталей. Здесь лучше всего действовать согласно пословиц .

Скорое начало осени обязательно нужно отметить каким-нибудь тематическим рукодельным проектом!На фоне стального неба деревья в осенних нарядах чуть подсвеченные солнцем превращаются во что-то драгоценное, сродни восточ .

Блестящие узоры на окнах, серебристый иней, хрустальные сосульки на ветках… Все это великолепие не изобразишь обычной кистью. Здесь нужны не масляные краски, а сияющие драгоценным блеском камни! Но где же их взять и при .

Колье «Синие цветы» в технике вышивки бисером. Мастер-класс

Сегодня мы предлагаем вам смастерить колье из бисера своими руками. Только теперь колье нужно будет не плести, как обычно, а вышивать бисером на ткани. Мастер-класс по созданию колье в технике вышивки бисером разработал .

Вышивка бисером — великолепный способ декора. Вышивкой бисером можно украсить всё, что угодно, начиная от аксессуаров и заканчивая одеждой. Ну а картины, вышитые бисером — настоящее произведение искусства. Если вы ник .

Вышивка бисером для начинающих. Как научиться вышивать бисером?

Вам нравится вышивка бисером, но вы не знаете с чего начать?И в самом деле, при освоении любого рукоделия на начальном этапе возникает много вопросов, на которые хочется получить подробные ответы от опытного мастера.

Источник:
Все рубрики раздела — Вышивка
Как вышивать бисером: уроки и полезная информация, идеи и мастер-классы, бесплатные схемы для вышивки.
http://www.darievna.ru/category/vyshivka-biserom

Золотые и серебряные нательные крестики ? эстетичное выражение веры

Золотые и серебряные нательные крестики ? эстетичное выражение веры

Нательный крест ? то, без чего сложно представить православного христианина. Вы как раз выбираете для себя или будущего крестника православный крестик? В коллекции эксклюзивных драгоценностей ювелирного салона «Магия Золота» найдется множество подходящих вариантов.

Крест с золотым покрытием

Вес изделия: 19,617гр.

Крест литой с накладкой б/з

Вес изделия: 3,597гр.

Высота: 35мм Ширина: 18мм Глубина: 4мм

Крест штамп. с нак. б/з

Вес изделия: 1,434гр.

Крест с ручной разгравировкой и накл. б/з

Вес изделия: 1,037гр.

Крест с золотым покрытием

Вес изделия: 7,352гр.

Крест с ручной разгравировкой

Вес изделия: 1,342гр.

Высота: 32мм Ширина: 16мм Глубина: 3мм

Подвеска с фианитом и черным покрытием

Вес изделия: 7,973гр.

Высота: 48мм Ширина: 22мм Глубина: 8мм

Крест с золотым покрытием

Вес изделия: 7,04гр.

Крест с золотым покрытием

Вес изделия: 9,381гр.

Высота: 28мм Ширина: 18мм Глубина: 5мм

Крест литой с накладкой

Вес изделия: 2,349гр.

Высота: 37мм Ширина: 19мм Глубина: 4мм

Вес изделия: 0,73гр.

Высота: 23мм Ширина: 12мм Глубина: 3мм

Подвеска б/к с черным покрытием

Вес изделия: 1,289гр.

Высота: 27мм Ширина: 13мм Глубина: 4мм

Крест с ручной разгравировкой

Вес изделия: 0,922гр.

Крест литой с накладкой б/з

Вес изделия: 1,752гр.

Высота: 31мм Ширина: 15мм Глубина: 4мм

Крест с золотым покрытием

Вес изделия: 4,521гр.

Высота: 33мм Ширина: 16мм Глубина: 7мм

Источник:
Золотые и серебряные нательные крестики ? эстетичное выражение веры
Большой и маленький крестик ? купить в
https://www.magicgold.ru/catalog/cross/

Крест в украшениях

Патриарший наперсный крест с украшениями (образца до 1997 г.)

Патриарший наперсный крест с украшениями (образца после 1997 г.)

Золотой иерейский наперсный крест

Крест с украшениями, принадлежавший Святейшему Патриарху Алексию I

Докторский наперсный крест

Особой наградой — наперсным крестом на Георгиевской ленте — награждались представители военного и военно-морского духовенства за непосредственное участие в боевых действиях. Первым такую награду получил священник, поднявший роту в атаку после гибели командира при штурме Измаила в 1790 г. В русско-японскую войну 1904-1905 гг. этой награды были удостоены 117 полковых священников.

Кандидаты и магистры духовных академий получали серебряный и, соответственно, золотой крест для ношения в петлице. Доктора богословия, облеченные духовным саном, получали особый докторский крест. (Доктора богословия, не имевшие сана, получали соответствующие нагрудные значки.)

Наперсными крестами, как синодальными, так и кабинетными, могли также награждаться игумений и казначеи женских монастырей. Кроме того, епархиальным архиереям было предоставлено право разрешать принятие и ношение священниками и протоиереями крестов с угашениями, подносимых в качестве дара приходами или благотворительными обществами, если священник уже имел синодальный наперсный крест. При этом запрещалось носить одновременно оба креста — синодальный и подарочный (будь то от усердия прихожан или из кабинета Его Величества). Разрешалось носить второй крест, только если это был специальный крест в память Крымской войны 1853-1856 гг. или полученный за военные заслуги, на Георгиевской ленте. При совершении богослужения разрешалось сохранять на облачении только эти последние.

Особую группу современных церковных регалий составляют памятные кресты и панагии, вручаемые священноначалием пресвитерам и архиереям по случаю выдающихся событий и юбилеев в истории Церкви.

Так, памятные кресты для духовенства и панагии для иерархов были изготовлены в 1971 г. в ознаменование Поместного Собора. Поместный Собор 1971 г. подвел итоги 25-летнему периоду в жизни Русской Церкви с 1945 г. по 1970 г. — время святительства Патриарха Алексия I. Также Поместный Собор 1971 г. избрал нового предстоятеля Русской Православной Церкви — Святейшего Патриарха Пимена. Именно ему суждено было привести церковный корабль к новому историческому рубежу — к освобождению от гнета атеистического государства.

Символом новой наступившей эпохи стало всенародное празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. К этому великому юбилею также был выпущен комплект памятных крестов и панагий.

Юбилейный наперсный крест в память празднования 1000-летия Крещения Руси

Комплект двух панагий и наперсного креста с украшениями в память празднования 1000-летия Крещения Руси

Становление новых отношений церкви и государства в демократической России осуществляется с 1990 г. под Первосвятительским омофором Святейшего Патриарха Алексия II. Знаком благословения Божия на многотрудное служение Святейшего Патриарха стало второе (после 1903 г.) обретение мощей преподобного Серафима Саровского в 1991 г. Торжества перенесения мощей великого молитвенника и угодника Божия из Ленинграда через Москву в Дивеево всколыхнули тогда всю православную Россию. Это судьбоносное событие стало поводом для создания специальных памятных наперсных крестов и панагий.

Памятный иерейский крест в честь второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского (1991 г.)

Памятный золотой иерейский крест в честь второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского (1991 г.)

Памятный иерейский крест с украшениями в честь второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского (1991 г.)

Памятная панагия в честь второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского (1991 г.)

Нам, людям нынешнего поколения, выпала редкая удача и огромная ответственность — жить на изломе веков, быть свидетелями и участниками вступления человечества в третье тысячелетие Христовой эры. Особенным стал юбилей 2000-летия Рождества Христова для Русской Православной Церкви, просиявшей в этот знаменательный год целым сонмом новомучеников и исповедников, прославленных в лике святых Архиерейским Собором в воссозданном всероссийском Храме Христа Спасителя. Беспримерное в русской церковной истории празднование было ознаменовано возложением на священнослужителей юбилейных панагий и памятных крестов.

Памятный наперсный крест с украшениями в честь 2000-летия Рождества Христова

Источник:
Крест в украшениях
Патриарший наперсный крест с украшениями (образца до 1997 г.) Патриарший наперсный крест с украшениями (образца после 1997 г.) Золотой иерейский наперсный крест Крест с
http://stal-nevsky.ru/?page_id=1455

Украденные символы: крест и христианство

Христианские идеологи не только бесцеремонно присвоили себе крест — священный языческий знак огня, но и превратили его при этом в символ мук и страданий, горя и смерти, кроткого смирения и терпения, т.е. вложили в него смысл, абсолютно противоположный языческому.

В глубокой древности любые украшения на теле человека — от татуировок у южных народов до орнаментальных вышивок на ткани у северных — выполняли функции магических оберегов от злых духов. Сюда же следует отнести всю древнюю «бижутерию»: подвески, браслеты, фибулы, кольца, серьги, перстни, ожерелья и т.д.

Эстетические функции этих предметов, без сомнения, были вторичными. Вовсе не случайно среди многочисленных археологических находок преобладают именно женские украшения: мужчина, как существо более сильное и выносливое, нуждался в подобных оберегах гораздо меньше.

Одним из самых распространенных магических символов, использовавшихся практически всеми народами нашей планеты на протяжении многих тысячелетий, являлся крест. Почитание его изначально напрямую связывалось с «живым» священным огнем, а точнее — со способом его добывания: трением двух сложенных поперек (крестообразно) палочек. Учитывая величайшее значение, которое в ту отдаленнейшую эпоху придавалось «живому» огню, неудивительно, что инструмент для его добывания стал объектом повсеместного почитания, своего рода «даром божьим». Именно с той поры крест начал использоваться в качестве оберега, талисмана, защищающего от всякого рода бедствий, болезней и колдовства.

Поклонение огню как могущественной стихии в глубокой древности имело место у всех народов нашей земли. Огонь согревал, давал горячую пищу, отпугивал диких зверей, разгонял тьму. С другой стороны — истреблял леса и целые поселения. В глазах первобытного человека огонь представлялся живым существом, впадающим то в гнев, то в милость. Отсюда — стремление «задобрить» огонь принесением жертв и строжайшие запреты на действия, способные породить в нем гнев. Так, почти повсеместно запрещалось мочиться и плевать на огонь, перешагивать через него, бросать в пего нечистоты, дотрагиваться до него ножом, устраивать при нем ссоры и перебранки. Во многих местах запрещалось даже тушить костры, так как над огнем при. этом совершалось насилие, и он мог отомстить обидчику.

Пережитки былого поклонения огню в той или иной форме сохранились во всех мировых культурах. На европейском континенте такими пережитками: явились «праздники огня», подробно описанные известным исследователем магии и религии Д. Фрэзером. Факельные шествия, разжигание костров на возвышенностях, скатывание с гор горящего колеса, очистительные прыжки через пламя, сжигание соломенных чучел, использование потухших головней в качестве оберегов, прогон скота между костров зафиксированы буквально во всех уголках Европы. Подобные обрядовые действия совершались в первое воскресенье Великого поста, в канун Пасхи (в Страстную субботу), на первый Майский день (огни Бельтана), в канун летнего солнцестояния, в канун дня Всех святых и в канун зимнего солнцестояния. Кроме того, ритуальные зажжения костров устраивались в дни бедствий – эпидемий, чумы, падежа скота и т.д.

В Древней Руси огонь называли Сварожичем, т.е. сыном Сварога — бога небесного огня, олицетворявшего небо и Вселенную. Согласно легендам, Огонь-Сварожич родился от искр, высеченных Сварогом, ударившим по Алатырь-камню своим молотом. Древнерусские язычники относились к огню с трепетом и почтением: в своих святилищах они поддерживали неугасимый огонь, за сохранением которого под страхом смерти следили специальные жрецы. Тела умерших предавались огню, а души их поднимались в Вырий с дымом погребальных костров. С огнем было связано огромное число русских поверий, обрядов, примет, суеверий, обычаев, заговоров и заклинаний. «Огонь-царь, вода-царица, воздух-господин», — гласила русская поговорка. Разумеется, особое значение придавалось «живому» огню, т.е. огню, добытому трением.

«Древнейший способ добывания огни у индийцев, персов, греков, германцев и литовско-славянских племен, — пишет А.Н. Афанасьев, — был следующий: брали обрубок из мягкого дерева, делали в нем отверстие и. вставляя туда твердый сук, обвитый сухими травами, верёвкою или паклею, вращали до тех пор, пока не появлялось от трения пламя»2. Известны также другие способы добывания «живого огня»: с помощью веретена, вращаемого в щели печного столба; при трении веревки о палку и т.д. Вологодские мужики снимали колосники (жерди) с овина, рубили их на части и терли друг о друга, покате не загорались. В Новгородской же губернии для «вытирания» живого огня и вовсе использовали специальное приспособление, известное как «вертушок».

Подробное описание его приводит известный этнограф С.В. Максимов: «Два столба врыты в землю и наверху скреплены перекладиной. В середине ее лежит брус, концы которого просунуты в верхние отверстия столбов таким способом, что могут свободно вертеться, не переменяя точки опоры. К поперечному брусу, одна против другой, приделаны две ручки, а к ним привязаны крепкие веревки. За веревки хватаются всем миром и среди всеобщего упорного молчания (что составляет непременное условие для чистоты и точности обряда) вертят брус до тех пор, пока не вспыхнет огонь в отверстиях столбов. От него зажигают хворостины и подпаливают ими костер».

Сам акт добывания «живого огня» через трение язычники сопоставляли с процессом полового соития, приводившего к рождению нового человека. Неудивительно, что оба эти процесса считались священными и всячески почитались почти всеми народами нашей планеты. Тот факт, что добыванием «живого огня» всегда занимались только мужчины, но всей видимости, объясняется тем, что палочка, с помощью которой осуществлялось трение, олицетворяла собой мужское начало, и пользоваться ей должен был именно мужчина.

Любопытно, что вплоть до IV века н.э. христиане не только не относились к кресту с почтением, но даже презирали его как языческий символ. «Что же касается крестов, — отмечал христианский писатель Феликс Мануций, живший в III веке н.э. — то мы их совсем не почитаем: не нужны они нам, христианам; это вы, язычники, вы, для которых священны деревянные идолы, вы почитаете деревянные кресты».

Н.М. Галковский приводит еще более любопытное свидетельство из Чудовского списка «Слова об идолах», составленного в XIV веке: «А се иная злоба в крестьянех — ножом крестят хлеб, а пиво крестят чашею та иным чем — а се поганьски творят». Как видим, автор средневекового поучения решительно выступал против крестообразного знамения на ритуальных хлебцах-колобках и над ковшом с пивом, считая его языческим пережитком. «Автор поучения, очевидно, знал. — справедливо отмечает Б.А. Рыбаков, — что нанесение креста на хлеб насчитывало к тому времени по крайней мере тысячелетнюю «погань-скую» традицию».

Общеизвестно, что казнь особо опасных преступников в Древнем Риме производилась вовсе не на кресте в современном его виде, а на столбе с перекладиной наверху, имевшем форму греческой буквы «Т» («тау-крест»). Признают этот факт и современные церковные идеологи (см. статью «Крест» в 1-м номере «Журнала Московской Патриархии» за 1973 год). Получается, что вот уже в течение 16 столетий главным символом христианской религии является крест, который не имеет ни малейшего отношения к мученической смерти самого христианского «сына божьего».

Вплоть до VIII века христиане не изображали Иисуса Христа распятым на кресте: в то время это считалось страшным кощунством. Однако впоследствии крест превратился в символ перенесенных Христом мучений. С современной точки зрения поклонение орудию казни представляется несколько странным, если не сказать — нелепым. Невольно задаешься «еретическим» вопросом: а если бы Христа казнили на гильотине или на той же виселице? Трудно представить себе еа шее у нынешних христиан маленькие гильотинки или виселички.

И всё-таки факт остается фактом: в качестве основного символа христианского культа выступает именно орудие казни.

В индоевропейской традиции крест нередко выступал в качестве модели человека или антропоморфного божества с распростертыми руками. Воспринимался он и в роли мирового древа с его основными координатами и семичленной системой космологической ориентации. Любопытно, что в большинстве языков, различающих грамматический род, названия креста относятся к мужскому роду. В отдельных же культурах крест и вовсе напрямую соотносится с фаллосом. Крест же, как знак упразднения, уничтожения, смерти стал использоваться исключительно благодаря христианским нововведениям.

Существуют два основных вида креста — греческий (равносторонний) и латинский, вертикальная ось которого пересечена горизонтальной на 1/3 от своей длины. Последний возник после раскола христианства на две большие ветви — православие и католицизм (отсюда — второе название латинского креста — «католический»). С тех пор различные религиозные направления, монашеские ордена и национальные церкви стали использовать знак креста с новыми вариациями его облика, изменяя силуэты концов и увеличивая количество перекладин. Названия же эти новые кресты получали либо по географическому признаку, либо по именам святых, либо по церковному сану, либо по именам римских императоров.

До сих пор крест используется в государственных флагах и гербах целого ряда государств: Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии, Исландии, Греции, Португалии, Швейцарии, а также некоторыми общественными организациями — Красный крест. Синий крест и т.д. В родовых гербах крест используется не только как национальный, религиозный или церковный знак, но и как знак неустановленного происхождения гербовладельца, а в светских — его военных заслуг.

Собственно крестом называется фигура из двух и более пересекающихся линий. Простейшие кресты из двух прямых линии считаются знаками, из трех и более линий — символами. Кресты могут иметь различную полноту, лицевую и боковую поверхность, различные средокрестия, формы концов (прямую, расширяющуюся, сужающуюся, загнутую, закругленную, заостренную, фигурную и т.д.)) а также различную соразмерность пропорций. Одним словом, вариации креста просто не имеют границ.

Классическим русским крестом считается крест с тремя поперечными перекладинами, нижняя из которых — подножие — наклонена вправо от смотрящего человека. В русской традиции косая перекладина эта имеет несколько толкований, два из которых наиболее известны: поднятый конец указывает дорогу в рай, опущенный — в ад; первый указывает на благоразумного разбойника, второй — на нераскаявшегося.

На церковных куполах поднятый конец косой перекладины всегда указывает на север, выполняя роль стрелки компаса. Любопытно, что начиная с XII века Западная церковь ввела обычай полагать ноги Христа на распятии одну на другую и пригвождать их одним гвоздем, тогда как русское православие всегда придерживалось традиции Византии, в памятниках которой Христос изображался распятым четырьмя гвоздями, по одному в каждой руке и ноге.

Носить «русский» крест пастве не полагалось: на это имели право только служители церкви, поскольку при неправильном повороте креста нижняя косая перекладина меняла свое направление, и сам крест при этом становился «неправильным». У священнических же крестов имелась специальная скобка, которая не позволяла кресту перевернуться.

Русские нательные кресты, носить которые были обязаны все крещеные русские люди, могли изготавливаться практически из любого материала: из простых и драгоценных камней, из дерена, травы, коры, из металлов и их сплавов, из стекла, кожи, пластмассы и т.д. Однако и здесь существовала своеобразная иерархия, не в последнюю очередь связанная с ценностью и символической значимостью материала. Золотой крест считался царским, серебряный — представителей высоких гражданских чинов и церковных санов, медный — людей богатых, железный — военных, каменный — торговых, деревянный — простолюдинов. Разумеется, это не значило, что торговый человек, например, не имел права носить серебряный или золотой крест, но в целом традиции этой многие православные люди придерживались на протяжении столетий.

Русский нательный крест носился на тесьме (шнуре) или цепочке, надетых вокруг шеи. В старину его называли «наперсным» (от слова «перси», т.е. груди), «нагрудным», «тельным крестом» или просто «тельником». Примечательно, что в русских наперсных крестах, в отличие от некоторых западных, отсутствовали детали, способные поцарапать, порезать или зацепиться за человеческое тело. И относилось это не только к заостренным концам балок и перекладин, но и к резким, острым линиям на рельефных изображениях.

По способу ношения наперсные кресты делились на собственно тельные и носимые поверх одежды. Последние являлись на Руси обязательными предметами облачения епископов, князей и царей, символизируя и подчеркивая их богоизбранность. Поверх доспехов носил и специальные кресты и русские воины-ратники. Такие кресты имели ушки сверху и снизу и назывались параменными. Считалось, что они служат духовной защитой и победным оружием в борьбе с врагами. В XVII веке по окончании смутного времени наперсный крест поверх праздничной одежды стали нередко носить и простые люди-миряне, как правило, дополняя его изящно сплетенной цепью с сужающимися концами. Ношение такого креста считалось открытым выражением личного благочестия, хотя и не всегда приветствовалось церковниками из-за вероятности «неумышленного осквернения».

Церковные историки утверждают, что корни традиции ношения крестов под одеждой восходят к первым христианам, которые из-за преследований и насмешек язычников с одной стороны, и боязни осквернения — с другой, вынуждены были изображать кресты на своем теле или носить их на груди тайно. Однако версия эта, на мой взгляд, не имеет ничего общего с истиной, поскольку обычай ношения крестов-тельников в качестве амулетов и талисманов был известен за много столетий до христианства.

Церковные идеологи и даже составители этимологических словарей утверждают, что слово «крестьянин» произошло от слова «христианин», а слово «крест» — от имени собственного — Христос (нем. Christ, Krist). Как видим, и здесь речь идет о «заимствовании», на этот раз — из германского языка. Сталкиваясь с подобными интерпретациями, невольно задаешься вопросом: до какой же степени невежества надо дойти, чтобы утверждать подобные вещи?!

Всем нам хорошо знакомо слово «кремень» в значении твердого камня-минерала для высекания огня, использующегося в современных зажигалках.

В старину, до появления серных спичек, огонь высекали огнивом из кремня с использованием трута.

Вторым названием огнива было «кресало» или «кресево». Под словом «кресать» подразумевалось высекать искры из кремня. Любопытно, что от этого же корня образовалось слово «кресить» в значении воскрешать или оживлять (высекать искру жизни): «Игорева храброго полку не кресити (т.е. не воскресить)» («Слово о полку Игореве»).

Отсюда же пословицы; «Упрямого креси, а он в могилу лезет», «Не бывать ему на кресу (т.е. не ожить)» и т.д. Отсюда же «кресенье» -старинное название седьмого дня недели (ныне — воскресенье) и «кресень»(кресник) — языческое обозначение июня месяца.

Все приведенные выше слова происходят от древнерусского «крес» — огонь. Действительно, получаемый путем высекания искусственный жертвенный огонь-крес в глазах наших далеких предков как бы воскресал заново, оживал, возрождался, поэтому к нему относились с таким почтением.

Нетрудно догадаться, что древнерусские слова «крес» (огонь) и «крест» (приспособление, с помощью которого он добывался) состоят в самом близком этимологическом родстве и по степей и своей архаичности намного превосходят любые христианские толкования.

Обильно украшая крестами одежду, русские вышивальщицы вовсе не помышляли о прославлении символа христианской веры и уж тем более — орудия казни Иисуса: в их представлении он оставался древним языческим знаком огня и Солнца. Так же несостоятельно утверждение церковников и этимологов-атеистов о происхождении слова «крестьянин» от слова «христианин»: и в этом случае мы имеем дело с элементарной подтасовкой понятий.

Против данной версии прежде всего говорит то, что «крестьянами» на Руси во все времена называли исключительно землепашцев и никогда — представителей знати, хотя и те, и другие придерживались одной христианской веры.

В этимологическом, лексическом и смысловом родстве слои «кресс», «крест» и «крестьянин» не приходится сомневаться. Подобно «огнищанину» (земледельцу), «крестьянин» был тесно связан с огнем-«кресом» и, естественно, с орудием его добывания -крестом. Не исключено, что связано это было с использовавшейся тогда огневой (подсечной) системой земледелия, при которой крестьянам приходилось выжигать и выкорчевывать лесные участки под пашню. Срубленный и спаленный таким образом лес назывался «огнище», отсюда — «огнищанин», т.е. землепашец. В.И. Даль в своем словаре совершенно справедливо отождествляет слова «крестьяне» и «огнищане», поскольку смысловое значение их абсолютно одинаково и восходит к одному и тому же слову — «огонь-крес».

Источник:
Украденные символы: крест и христианство
Христианские идеологи не только бесцеремонно присвоили себе крест — священный языческий знак огня, но и превратили его при этом в символ мук и страданий, горя и смерти, кроткого смирения и терпения, т.е. вложили в него смысл, абсолютно противоположный языческому.
http://www.kramola.info/vesti/letopisi-proshlogo/ukradennye-simvoly-krest-i-hristianstvo

COMMENTS