Как развить долговременную память

10 несложных, но эффективных способов улучшить свою память

10 несложных, но эффективных способов улучшить свою память

У вас бывало такое — что-то нужно сделать, но никак не можете вспомнить, что? Ладно, решаете вы, потом вспомнится. Проблема в том, что ваше намерение может и не вспомниться: если оно не попало в кратковременную или долговременную память, то, фактически, утеряно. Зато если что-либо зафиксировано в долговременной памяти, оно останется там навсегда.

Но почему, если даже необходимая информация в памяти есть, мы не всегда можем вспомнить её в нужный момент? Причина кроется в механизме запоминания — всякий раз мозг создаёт для конкретного воспоминания определённые «ориентиры», по которым его можно будет «восстановить», и мы не всегда можем распознать, по каким меткам можно «достать» что-то важное. Но есть несколько способов натренировать и развить свойства памяти, и вот некоторые из них.

Эта техника поможет вам развить рабочую (кратковременную) память, которую вы используете, например, при операциях с числами «в уме».

Учёные экспериментальным путём выяснили, как долго рабочая память может хранить необходимые сведения: «затухание» происходит примерно через 18 сек. после использования. Некоторые добровольцы после 18-ти сек. смогли задержать в памяти около 10% информации, однако же, если, например, нет возможности записать номер телефона или адрес, это вряд ли поможет.

Как быть? Выход в такой ситуации прост, но эффективен: повторяйте нужные цифры про себя каждые 15 сек., обновляя таким образом необходимые данные.

Этот метод простых ассоциаций помогает запомнить большие объёмы мелких сведений: система запоминания по ориентирам человеческого тела необычна, но на практике доказано, что это хороший способ хранить и в нужный момент «извлекать» необходимую информацию.

Суть в том, что вы связываете каждое нужное сведение непосредственно с одной из частей человеческого тела, создавая в воображении некую «фотографию», связанную с необходимыми вам знаниями.

Например, вы — учитель, и одному из ваших подопечных необходимо выучить строение человеческого глаза. Чтобы не забыть, кому именно вы дали задание, можно представить лицо этого ученика, например, с яблоком на голове (фрукт — по аналогии с глазным яблоком).

Многие студенты и школьники уверены, что музыка или телевизор не мешают учёбе, но оказалось, что посторонний шум и тем более мелькание изображений препятствуют запоминанию действительно важной информации. На самом деле человек не способен делать сразу несколько вещей, по крайней мере, без ущерба для каждого из занятий (конечно, это не относится к дыханию или ходьбе, ведь эти процессы не обрабатываются сознанием).

Но если вы, например, смотрите телевизор во время подготовки к экзамену, мозг будет постоянно переключаться между двумя раздражителями и тратить силы на обработку лишних сведений. Так что, если хотите добиться лучшего запоминания материала — выключите бесполезный ящик.

Этот способ рассчитан на запоминание вещей, слабо связанных друг с другом, будь то список покупок или ещё что-нибудь: придумайте историю, где будут упоминаться предметы, о которых вам необходимо помнить. Нужно приобрести повидло, сахар, соду, и мороженое? Что-то вроде: «Однажды гуляла сода в парке, да и поскользнулась на повидле, ушибла ногу, но тут к ней на помощь бросился сахар, и потом они вместе ели мороженое». История, конечно, совершенно бредовая, но этот метод работает, говорят учёные.

Единственный недостаток — если ваш список очень уж обширен, история может получиться слишком длинной, но ничто не мешает в этом случае придумать несколько разных «рассказов», не правда ли?

Эта своеобразная уловка, используемая в школах при изучении иностранных языков, поможет и вам: например, чтобы запомнить новое сложное слово вроде unbelievable, свяжите его звучание с хорошо известным вам словом даже из своего языка — «нет белил». Связав «невероятно» и «нет белил», можно составить фразу-ключ: «это невероятно, что нет белил» — тким образом, вы создаёте в памяти образ и произношения нового слова, и его значения.

У метода есть и другие названия: «метод поездки» или «метод римской комнаты», а появился он, как вы наверняка уже догадались, ещё в Древнем Риме. Принцип действия таков: вы мысленно идёте по комнате или улице, которая отлично вам знакома, и «оставляете» информацию около различных ориентиров, по которым её можно легко узнать. А когда информация вам понадобится, вы снова мысленно попадаете в знакомую местность и по ориентиру идёте к месту, где оставили храниться сведения.

Эксперименты показывают, что наша рабочая помять может некоторое время хранить от пяти до девяти знаков, однако, возразите вы, номера телефонов состоят из десяти цифр, но это не мешает нам помнить их.

Вы обращали внимание, что номер телефона обычно пишется через пробелы? Из-за такой привычки восприятия мы фиксируем номера в памяти в виде нескольких блоков информации, что позволяет нам дольше их хранить. Такой метод может применяться и при попытках запомнить любые другие данные: так, шахматные гроссмейстеры порой удивляют зрителей сеансом одновременной игры, да ещё «вслепую», и при этом умудряются побеждать. Тут нет никакого волшебства — эти опытные игроки со временем запоминают сложные шахматные комбинации, создавая для каждой свой образ, и в дальнейшем в партиях используют такие вот «блоки», но выглядит это совершенно фантастически.

Когда в детстве вы что-либо теряли, мама говорила пойти туда, где вы видели этот предмет в последний раз, и была совершенно права. Это явление наука называет контекстно-зависимой памятью: на память оказывает огромное влияние окружающая обстановка, и восстановление условий, в которых вы запомнили утерянную вещь, может натолкнуть вас на мысль, где она могла быть оставлена или утеряна — это работает и при механизме запоминания.

Например, когда аквалангистам в воде сообщают какую-то информацию, им гораздо легче будет вспомнить её, именно находясь в воде. Контекстно-зависимая память также предполагает, что вещи, зафиксированные в памяти в состоянии алкогольного опьянения, гораздо легче потом вспоминаются именно «под мухой».

Очень трудно бывает запоминать длинные отрывки текста, и в этом может помочь привязка текста к музыке, так как в начальной школе детей учат произносить алфавит, привязывая его к определённой мелодии. Берите запоминаемый текст, любую понравившуюся песню и «пропевайте» нужными словами этот мотив.

На музыку положили даже периодическую таблицу химических элементов: математик Том Лерер в 50-х годах использовал для этого «либретто» оперу Гильберта и Салливана, и этот остроумный ход до сих пор помогает детям запоминать элементы периодической таблицы.

Учёные утверждают: запах — один из самых мощных инструментов для запоминания, позволяющий впоследствии извлекать даже самые глубокие воспоминания.

Так происходит потому, что нос отправляет сведения о запахах практически непосредственно в центр памяти, в то время как сигналы остальных органов чувств должны пройти определённую обработку.

Самый простой способ использования запаха — изучая конспекты, поднесите к носу что-нибудь с ярко выраженным запахом, например, зубную пасту, а затем возьмите её с собой на экзамен: резкий мятный запах поможет вам восстановить в уме записанные лекции.

Как развить долговременную память

Часто ли вам приходилось ловить себя на мысли, что вы запамятовали что-то сделать, спросить, забыли дату рождения своего приятеля или телефонный номер дальнего родственника? Забывчивость всегда доставляет немало проблем в повседневной жизни, что уж говорить о тех профессиях, представителям которых требуется запоминать большие объемы информации. Именно поэтому все мы, время от времени, задумываемся над вопросом о том, как развить долговременную память – наиболее важную и наиболее сложную из всех систем памяти, позволяющую помнить не только недавно произошедшие события, но и события далекого прошлого?

Как развить долговременную память

Психологи утверждают, что плохая память – это вовсе не свидетельство того, что мозг не способен усвоить ту или иную информацию: как правило, он автоматически фиксирует все, что вы слышите, видите и делаете. Чаще всего, основная проблема заключается в том, что вы бываете недостаточно сосредоточены и внимательны в процессе запоминания: не вглядываетесь, не прислушиваетесь, не интересуетесь теми или иными действиями или поступками. Учитесь концентрироваться на происходящем вокруг вас, и вопрос о том, как развить долговременную память, отпадет сам собой.

Не забывайте о том, что память – это одна из основных функций мозга, поэтому качество ее напрямую зависит от того, насколько хорошо работает этот важнейший орган. Все, что негативно влияет на работу мозга, ухудшает и долговременную память, поэтому злоупотребление алкоголем, курение и употребление наркотиков только усугубляют вашу забывчивость. И, напротив, полноценный, здоровый сон, регулярные прогулки и правильное питание с легкостью помогут вам справиться с проблемой запоминания необходимой информации.

Учитесь сосредотачиваться на одном объекте. Для начала, попытайтесь вспомнить лицо одного из ваших друзей. Вероятнее всего, окажется, что вы можете вспомнить лишь общие черты, и ничего не способны сказать о деталях. Тем не менее, постарайтесь воспроизвести в своей памяти как можно более подробный портрет. При встрече, сравните оригинал с представленным вами образом и постарайтесь запомнить детали, которые упустили раньше. Через некоторое время вы научитесь во всех подробностях запоминать внешность человека, виденного вами единожды в жизни.

Изучайте иностранные языки. Это не только активизирует вашу память, но и формирует ассоциативное мышление. Через некоторое время вам станет намного проще вспоминать не только слова иностранного языка, но и те факты из вашей повседневной жизни, которые ранее требовали систематического напоминания.

Ежедневно утром и вечером прокручивайте в своих мыслях все события прошедшего дня, вспоминая их до мельчайших подробностей и давая им определенную оценку. Освоив однодневную технику, начните более глубокое погружение в прошлое, ежедневно вспоминая, что происходило с вами не только вчера, но и позавчера, и т. д. Если у вас хватит силы воли выполнять данное упражнение каждый день, то очень скоро вашей долговременной памяти сможет позавидовать даже мощнейший компьютер.

Между тем, каждый человек индивидуален, поэтому и далеко не всем людям подходят одинаковые способы развития долговременной памяти. Поэтому лучше всего – попробовать все перечисленные методики и выбрать из них что-то одно, или вовсе разработать свое, индивидуальное упражнение.

Как улучшить долговременную память у взрослых и детей

Как улучшить долговременную память у взрослых и детей

Как развить долговременную память? Этим вопросом задаются специалисты, которым по специфике профессии необходимо многое помнить. Прочные, богатые воспоминания не помешают никому. Они делают жизнь богаче, интереснее.

Долговременная память удерживает полученные данные многие годы. Воспоминания, оказавшись в долгосрочном хранилище мозга, воспроизводятся много раз, не теряясь. Чем чаще и регулярнее воспоминание повторяется в сознании человека, тем прочнее и точнее оно становится. Это позволяет в удобное время припоминать необходимую ситуацию.

Пользуясь долгоиграющим хранилищем воспоминаний человек вынужден мыслить и включать силу воли, поэтому хорошее функционирование этой области мозга практически взаимодействует с данными факторами.

Заполнение долговременной памяти производится из хранилища краткосрочного, где уже прошла сортировка и остались лишь необходимые «файлы». В долгосрочной цепочке откладывается то, на чем сконцентрировано внимание субъекта.

Иногда проблемы человека происходят не столько от здоровья мозга, как от возможности уделить должное внимание к запоминающейся информации.

Проводились опыты, когда человеку показывали всего три цифры. А после этого не давали сосредоточиться, предлагая считать про себя от 60 до 10 назад. По прошествии 20 секунд у испытуемых спрашивали о тех трех цифрах. Только 20% студентов смогли их вспомнить.

Взрослые люди часто смотрят на свои наручные часы. Но, если спросить у человека, какими цифрами обозначено время, римскими или арабскими, он может не ответить правильно. Все потому что субъект не заостряет внимания на этом нюансе.

Но если 5-6 раз за сутки бросить внимательный взгляд на одну и ту же вещь, вы ее запомните.

Опыты практических психологов показывают, что лучшая тренировка долгосрочной памяти – повторение и внимание.

Известны различные тренажеры и упражнения, которые помогут взрослому товарищу улучшить способность к запоминанию. Но самым эффективным, увеличивающим объем долгоиграющего хранилища на 1000%, считается заучивание стихов и их повторение по специальной схеме.

Стихотворение надо выучить и повторять по схеме:

  1. Через каждые два часа после заучивания в первый день.
  2. Раз в день после заучивания семь дней подряд.
  3. В течение месяца однажды в неделю.
  4. Полгода по одному разу в месяц.
  5. Однажды в году.

Произведение любимого поэта, выученное по данному методу, вы будете помнить всегда. Такая тренировка позволяет развивать отличную долговременную память.

Как улучшить длительное запоминание у малышей в детском саду и младших школьников? Отличным примером служит всем известный Букварь, в котором рядом с каждой буквой изображен красочный, крупный, яркий рисунок. Глядя на аиста с длинным клювом и тонкими ногами, малыш навсегда запоминает, что это слово начинается с буквы А.

Если трехлетнему малышу каждый день показывать карточки с такими яркими рисунками и повторять названия букв, он рано выучит весь алфавит.

Резервуар длительного запоминания не ограничен в объеме и «сроках» давности. Дабы рабочая информация переводилась в склад долгого срока годности, ее надо повторить несколько раз, обратить на нее обостренное внимание или правильно закодировать.

Аист рядом с буквой А – это образ ассоциативный. Он играет роль отличного кода.

Не даром учебники школьников от первого до четвертого и старших классов снабжаются разноцветными иллюстрациями. Если изображены сражения, запомнится знаменательная дата.

В учебниках географии есть карты земли, таблицы перепадов температуры и глубины океанов. Обращение к этим визуальным образам помогают подросткам переносить воспоминания в долгий «ящик» своего мозга.

Все упражнения, которые дают детям в домашних заданиях укрепляют память и готовят молодых людей к будущей сложной жизни.

Даже простые подвижные игры, бег, прыжки, броски мячом, лазание по канатам, полезны. В тот момент, когда подросток выполняет физическое упражнение, происходит развитие клеток головного мозга, образование новых цепочек и прочных связей нейронов.

Практика показывает, что лишь 23% знаний переходит в долгосрочный склад. Значит, информация для 10 минутного выступления на экзамене должна готовиться достаточно долго. И причем в разной форме. Чтобы запомнить навсегда нужные моменты, их следует повторить не меньше 5 раз.

Студент должен слушать лекции, участвовать в дискуссиях, выполнять курсовые работы, проходить тесты и перечитывать учебную литературу. Тогда его знания останутся с ним навсегда, и он не придет на предприятие неучем. Особенно это важно для тех, кто учится на врачей. Не сможет хирург бегать подглядывать в шпаргалку, когда ему надо будет спасать умирающего человека.

Выполняя упражнения на запоминание, следует помнить о том, что в нашей краткосрочной ячейке способно запоминаться только 7+-2 момента.

Не следует долго заниматься, чтобы не перегружать голову. Позанимались, повторили, отложили в сторону книгу. Сделали легкую зарядку. Выпили стакан воды или пообедали. В зависимости от времени суток. Позанимались еще немного. Опять отдохнули.

Перегруженная краткосрочная память не будет передавать информацию в долгосрочную, а лишь станет ее терять. Это произойдет, если человек устал.

Если вам необходимо запомнить какую-то информацию надолго, с ней надо поработать. Приведем пример. Если надо запомнить английское слово Дом.

Следует записать его на листке бумаги. Обвести слово кружком. Вокруг сделать несколько лучиков с кружочками. В них вписать разные ассоциации, которые вызывает у нас слово Дом. Это может быть уют, тепло, дети, мама, еда, отдых. Напишите в кружочках все эти слова. Теперь продлите лучики и добавьте еще кружочки. Нарисуйте в них, хотя бы условно то, о чем вы подумали. Дети – два человечка, держатся за руки. Тепло – солнышко. Мама – женское лицо с высокой прической. Еда – тарелка с дымящейся горкой еды.

Если придуманных ассоциаций будет от 5 до 9, вы обязательно запомните нужное слово. Произнесите его на английском языке не меньше 5 раз и вспомните про себя все рисунки.

Когда нужно заучить фразу на знакомом языке, попробуйте ее зарифмовать и повторяйте придуманный стишок не меньше 5 раз. Такой прием помогает отправить информацию в дальнее хранилище нашего мозга навсегда.

Синдром первоклассника – как помочь ребенку адаптироваться к школе?

Синдром первоклассника – как помочь ребенку адаптироваться к школе?

Вы замечали сколько бед, обид и косых взглядов можно было бы избежать, если бы люди не накручивали сами себя?

21 февраля 2017

Психология личностного роста: значение определения, общие характеристики

Психологи рассказали, как выбросить эту надоедливую песню из головы

Обратная сторона подиума или мир моды глазами модели

10 февраля 2016

— какие бывают психологи?

  • Русофобия как этнопсихологическое явление 27 мая
  • Совет бизнес тренера — незаметная, но крайне важная фишка 26 февраля
  • Совместимы ли семья и бизнес в современном обществе? 24 октября
  • Какова роль психологии в рекламе ? 14 сентября
  • Результаты исследования пространственного внимания на семинаре по проблемам сенсорной физиологии 10 августа

— раздел современной психологии.

Нейролингвистическое программирование (НЛП)

— в структуре современной психологии.

© 2012 — 2018 1vc0.ru. Все права защищены.

Интернет-издание о психологии. Используя материалы сайта оставляйте активную ссылку на источник. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.

Источники:
10 несложных, но эффективных способов улучшить свою память
10 несложных, но эффективных способов улучшить свою память У вас бывало такое — что-то нужно сделать, но никак не можете вспомнить, что? Ладно, решаете вы, потом вспомнится. Проблема в
http://www.publy.ru/post/4670
Как развить долговременную память
Часто ли вам приходилось ловить себя на мысли, что вы запамятовали что-то сделать, спросить, забыли дату рождения своего приятеля или телефонный номер дальнего родственника? Забывчивость всегда
http://www.astromeridian.ru/psy/kak_razvit_dolgovremennuju_pamjat.html
Как улучшить долговременную память у взрослых и детей
Как развить долговременную память? Этим вопросом задаются специалисты, которым по специфике профессии необходимо многое помнить. Прочные, богатые воспоминания не помешают никому. Они делают жизнь богаче, интереснее.
http://www.pamyatinet.ru/pamyat-i-zapominanie/dolgovremennaya-pamyat.html
Синдром первоклассника – как помочь ребенку адаптироваться к школе?
Сайт 1vc0 — Психология нашего времени это журнал о психологии: концепция и разделы современной психологии, новости, эксперименты, исследования и статьи.
http://1vc0.ru/

COMMENTS