Как правильно развивать ребенка

Как правильно развивать интеллект ребенка

Как развить интеллектуальные способности ребенка, когда нужно начинать, от чего зависят и как возникают интеллектуальные способности, рассказывают детский психолог и педиатр.

Почему одним людям все дается легко – учеба, работа, любое новое дело? Как у них получается всегда придумать что-то новое, найти выход из любой ситуации, решить самую невероятную задачу? Можно ли развить эти способности, и если да, то когда нужно начинать и как это делать? Над этими вопросами задумываются многие родители. О том, от чего зависят и как возникают интеллектуальные способности, нам рассказали психолог Екатерина Патяева и педиатр Алексей Новиков.

Когда мы слышим слово «интеллект», нам, как правило, представляется что-то строгое, скучное, заумное – определенный набор знаний и способность человека правильно отвечать на многочисленные вопросы тестов. Но если вдуматься, того, кто быстро и четко ставит галочки на листках со стандартными вопросами, вряд ли можно назвать интеллектуалом.

Человек, обладающий интеллектом, прежде всего стремится узнать больше, не боится нового, умеет применять все свои знания и способности для решения самых неожиданных задач. Он любопытен, талантлив, может освоить любую новую для себя область. Яркий образец – Шерлок Холмс, который может и разгадывать самые запутанные преступления, и ставить химические опыты, и играть на скрипке, и мастерски перевоплощаться, благодаря тому, что очень эффективно использует все, чем обладает, – восприятие, память, мышление, воображение, опыт. То есть интеллект – это одновременно способность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи и быстро обучаться. Формирование этой удивительной всеобъемлющей умственной способности начинается с рождения ребенка, и даже раньше, если принять во внимание влияние наследственности и обстоятельств беременности мамы.

Часто об умном, схватывающем все на лету ребенке говорят: «Ему дано». Кем? Как это «что-то» передалось?

Алексей Новиков, педиатр: «В наше время принято все проблемы сваливать на генетику и экологию. Конечно, существуют серьезные хромосомные патологии, множественные врожденные пороки развития, часто имеющие генетическую основу. Родители ребенка с такими особенностями знают об этом и выстраивают его развитие и обучение в соответствии с этими факторами. Но если ребенок родился без врожденных аномалий – значит, все проблемы были скомпенсированы его организмом еще во внутриутробном периоде. Они уже встроены в систему реакций ребенка и стали его индивидуальной нормой.

Если кто-то из родителей поздно пошел или заговорил и при этом достаточно здоров, чтобы завести потомство, – это свидетельство нормальности имеющихся особенностей. Есть понятие отраженного развития – когда ребенок воспроизводит приспособительные формы, которые демонстрируют его родители».

Есть факторы, которые влияют на интеллект ребенка еще до рождения: тяжелое протекание беременности (интоксикации, курение, употребление алкоголя, стрессы), трудные роды, вмешательства в родовую деятельность, родовые травмы.

«В здоровом теле – здоровый дух» – с этим сложно не согласиться. Чтобы активно развиваться, ребенку прежде всего нужна энергия, а при плохом самочувствии все силы организм тратит на то, чтобы поскорее восстановиться, – тут уже не до интеллектуального развития. Поэтому важно сбалансировать и совмещать тренировку ума и физические нагрузки, поддерживать иммунитет и не переутомляться.

Алексей Новиков: «Активная позиция напрямую не зависит от здоровья, питания или образа жизни. Примеров тому множество, даже паралимпийские игры проводятся. Лучше, конечно, если ребенок здоров, в меру упитан, умен и спортивен. Но даже природные задатки надо уметь использовать правильно. А поэтому, когда в магазинах нет естественно выращенных продуктов, растительные масла в основном рафинированы, а сливочное масло больше похоже на маргарин, без витаминов или БАДов трудно обойтись». Физиологическое созревание организма – естественный процесс, и идти против него нера-зумно. Невозможно научить ходить двухмесячного ребенка, а годовалого научить писать. Если пытаться научить ребенка тому, для чего еще не созрели физиологические механизмы, – эффекта не будет. Более того, мы можем, сами того не осознавая, спровоцировать возникновение проблем и различных нарушений в будущем.

Среда включает в себя, безусловно, образ жизни семьи, привычки, традиции, разговоры и всю обстановку. В семьях, где принято уделять время собственному интеллектуальному развитию – чтению, походам в музеи, обсуждениям нового и интересного, дети привыкают к общему настрою любознательности. По такому же принципу образуются династии – музыкантов, врачей, учителей – дети с раннего детства впитывают интересы и увлечения родителей, если им позволяют участвовать во «взрослой» увлекательной жизни.

Первые шаги на пути к интеллекту

С самого рождения здоровый малыш проявляет интерес к окружающему – он стремится везде заглянуть, все потрогать и попробовать на вкус. И хотя эти действия абсолютно неосознанны, это и есть начало развития интеллекта. Уже на этом этапе можно увидеть две важные особенности, две стороны интеллекта: во-первых, стремление все исследовать, а во-вторых, постепенное овладение умениями, которые помогают в этих исследованиях.

Малыш заинтересовался яркой погремушкой и, стремясь узнать о ней побольше, пытается хватать ее до тех пор, пока не научится делать это великолепно. То есть он хочет что-то узнать и сам находит способ, как лучше это сделать, а затем еще и совершенствует этот способ, прибавляя к нему другие, – потрясти игрушку, попробовать на вкус, бросить и посмотреть, что будет. Радость, которую он испытывает, добившись успеха, подталкивает его к новыми открытиям. Сравните это со стремлением ученого: «Мне интересно, что там в космосе, я придумал, как запустить спутник на земную орбиту, и теперь, когда спутник удачно совершил полет, хочу придумать, как отправить в космос человека».

Разговаривать с ребенком с рождения.

Комментировать свои действия («Вот сейчас мама тебя переоденет» и т. п.), предметы и события, которые встречаются ребенку. Говорите простыми предложениями, используйте звукоподражания – малышам это нравится.

«Нормы развития» достаточно широки, одни дети оказываются на нижней границе «нормы» и с трудом поспевают за сверстниками, другие, наоборот, кажется, намного опережают их. Неуспевающие Причин, по которым ребенок не успевает, может быть много – от проблем со здоровьем до психологических трудностей и страхов. Полезно проконсультироваться со специалистами, коррекционная работа, как правило, помогает ребенку адаптироваться и выполнять стандартные требования.

Талантливые дети требуют особого подхода, более бережного отношения, чем другие дети, специальных программ развития.

Екатерина Патяева: «Родители часто переоценивают таланты своих детей и пытаются сделать из них вундеркиндов, на самом деле реализуя свои собственные амбиции. Есть, конечно, и по-настоящему одаренные дети, но даже в этом случае лучше не делать из ребенка «чудо». Любой одаренный ребенок нуждается прежде всего в нормальном счастливом детстве, родителям не нужно форсировать его развитие или задавать узкоспециализированную программу («Будешь математиком!»), она обычно не приносит счастья».

Формирование интеллектуальных способностей

Любознательный ребенок легко овладеет интеллектуальными умениями и быстро научится:

сравнивать предметы (по размеру, цвету, форме, материалу и т. п.);

устанавливать логические связи (последовательность событий: я толкнул машинку – она покатилась; посадили семечко – вырос цветок);

обобщать и выделять признаки (например, объединять предметы в группы: яблоко, груша и персик – это фрукты);

сосредотачиваться (достаточно долго заниматься интересным делом: собрать до конца пазл, отделить бобы от горошин и пр.);

понимать содержание текстов (узнавать героев знакомых сказок и их действия, рассказывать сказку, говорить за героев или пересказать сюжет, вспоминать события в аналогичной жизненной ситуации: «Я прыгаю, как зайка»).

На этом этапе нужно начинать развивать воображение и творческую активность малыша, а также учить его базовым умениям – чтению, счету, рисованию, рассказу, основам письма. К возрасту 6–7 лет любознательный и интеллектуально активный малыш задает много вопросов, с увлечением слушает книжки, сосредоточенно играет в конструктор и складывает мозаику, разбирает и собирает игрушки и наблюдает за взрослыми, пытаясь повторить их действия. Он понятливый и сообразительный, он любит интересные новые и сложные задания. А главное, такому ребенку интересно учиться, ему нравится придумывать и исследовать. В школе такому ребенку сразу все легко удается, что еще больше его окрыляет и позволяет разносторонне развиваться.

Развитие ребенка в значительной мере зависит от эмоционального климата в семье. Один из главных факторов благополучного развития малыша – эмоциональное принятие родителями, любовь, доброжелательные отношения в семье в целом. Конфликты заставляют ребенка защищаться и угнетают интеллектуальное (да и любое другое) развитие. Кроме того, очевидно, что если родители постоянно заняты выяснением отношений друг с другом, у них просто не хватает ни сил, ни желания заниматься развитием своего малыша.

В период от года до трех лет ориентировочно-исследовательская активность при благоприятных условиях переходит в любознательность и интеллектуальную активность, которые являются наиболее ранними «кирпичиками» способности быть умным. На этом этапе малышу предстоит освоить новые умения, которые уже не являются врожденными (как умения разглядывать или хватать). Эти умения уже нужно целенаправленно формировать. Благоприятными условиями для этого являются: богатая возможностями познавательная среда, сотрудничество со взрослым и поддержка взрослого, частое достижение успеха. При этом особая роль принадлежит сотрудничеству со взрослым: именно взрослый показывает малышу увлекательные возможности действия с новой игрушкой и новые игры со старыми игрушками; взрослый отвечает на первые вопросы малыша; помогает справиться с трудностями и достичь цели; читает малышу самые первые книжки и показывает картинки. Любознательность малыша двух-трех лет проявляется в стремлении узнавать новое, в желании и готовности все исследовать, учиться новым способам действия, а также в интересе к сложным действиям (которые не получаются с ходу) и готовности их осваивать.

Американскими учеными в ходе специального многолетнего исследования установлено, что чистота – это не только залог здоровья, но и ума. Дом, где царит хаос из разбросанных вещей, грязной посуды и немытых окон или творческий беспорядок, – не лучшее место для взращивания интеллектуально развитого ребенка. Новые знания легче усваивать в упорядоченной атмосфере, где чисто и вещи находятся на своих местах.

Уровень интеллектуального развития

Энциклопедические познания, умение рассуждать на «взрослые» темы ребенка в 4–5 лет – не показатель уровня интеллектуального развития. Екатерина Патяева в своей работе «От рождения до школы: первая книга думающего родителя» (М.: Смысл, 2007) предлагает родителям оценить интеллектуальную активность ребенка, понять, что можно улучшить, и начать корректировать это уже в раннем возрасте.

Признаки вкуса к интеллектуальной деятельности:

Онлайн Журнал

Будущий ребенок после пяти месяцев внутриутробного развития начинает активно воспринимать раздражения внешней среды. С этого времени малыш уже слышит звуки, и можно периодически включать для него приятную музыку. Но вовсе не обязательно прослушивать целую симфонию — пока ребенку по силам только кратковременная нагрузка. Когда вы включите музыку, он отреагирует — на миг прекратит движения (такова обычная реакция плода на внешние раздражения), а затем сладко заснет в вашем животе. Главное, чтобы музыка нравилась самой маме, приводила ее в состояние покоя, расслабляла — тогда спокойствие будет передаваться и малышу. Только не нужно специально подносить наушники со звучащей музыкой к животу: это может оказать чересчур сильное воздействие на матку.

Развитие ребенка происходит в процессе активного изучения окружающего мира. В раннем возрасте основные виды деятельности — это общение со взрослыми (и прежде всего, с мамой) и действия с игрушками. Младенцу обязательно нужны разнообразные игрушки, которые оказывают воздействие на все органы чувств — разных форм, цвета, с разным звуком, отличающиеся на ощупь. Но одних игрушек малышу мало — ему обязательно требуется общение и помощь взрослого для освоения окружающего пространства, поэтому показывайте ему, что можно делать с игрушкой, и поясняйте свои действия. Разговаривайте с малышом эмоционально, задействуя мимику, — так вы лучше сможете заинтересовать его, привлечь внимание. Старайтесь, чтобы он вам ответил — отреагировал на ваши слова на «своем» языке, начал подражать вашим действиям.

Это очень полезный вид деятельности: развивается не только мелкая моторика, но и пространственное восприятие, внимание, сосредоточенность, ребенок учится взаимодействовать со взрослыми. Начинать рисовать лучше всего пальчиковыми красками или губкой, на которую нанесена краска. В этом возрасте можно вводить и первые элементы лепки (сначала ребенок может просто разрывать пластилин на мелкие кусочки).

В последнее время большое распространение получили идеи раннего развития детей. Родители, которые решили заниматься со своим ребенком по определенной программе, должны учитывать не только положительные стороны, но и отрицательные моменты разных методик.

Методика Глена Домана Основана на активизации деятельности мозга за счет стимуляции зрения. Ребенку с раннего возраста показывают серии карточек с изображением предметов по разным темам (растения, животные, явления природы, предметы быта и т.д.). Занятия проводятся несколько раз в день. Предполагается, что в результате таких занятий ребенок, буквально с пеленок, получает энциклопедические познания. Минусом этой методики является то, что малыш видит картинку, но не получает реальной информации о свойствах изображенного предмета. Так, например, он видит на картинке кошку, но, посмотрев на изображение, он не узнает, что кошка — это живое существо, маленькое, мягкое, пушистое, что она мяукает. Конечно, мама может все это рассказать малышу, но чтобы понять ее слова, ребенок должен уже обладать определенным багажом знаний.

А объяснить шестимесячному ребенку, что такое «мягкий», «маленький», «животное», довольно сложно. Когда малыш видит настоящую кошку, он получает знания опытным путем: может ее потрогать, услышать, как она мяукает. Плоскостное изображение не заменит объемного. Так, например, мяч, изображенный на картинке, это — круг, но не шар. Пока ребенок не увидит настоящий мяч, не попробует его покатать, он не поймет, что это такое. Иными словами, ежедневный просмотр карточек не может заменить ребенку уроков настоящей, живой жизни. Познание окружающей среды происходит непосредственно через практическую самостоятельную деятельность, через приобретение им собственного опыта.

Не стоит слишком рано (с года-двух) стремиться обучить малыша чтению. Дело в том, что чтение — это осознанная целенаправленная деятельность, которая требует наличия у ребенка определенных навыков и умений, а в этом возрасте мышление еще не достигло необходимого для чтения уровня развития. В раннем возрасте мышление только начинает формироваться. Кроме того, у малыша еще недостаточно широкий кругозор, и чтение даже простых текстов будет для него затруднительным. Изучение иностранного языка.

Если родители разговаривают на разных языках, обучение двум языкам у ребенка будет идти параллельно. Если же оба родителя разговаривают по-русски и живут в русскоязычной среде, то торопиться обучать малыша иностранному языку не нужно. Сначала он должен научиться разговаривать на своем родном языке, усвоить его лексические и грамматические особенности, и лишь потом, когда хорошо разовьется речь, его можно будет знакомить с элементами иностранного языка (в четыре-пять лет). Если начать занятия раньше, в один или два года, это может отразиться на качестве усвоения родного языка. Поэтому не торопитесь: предлагайте ребенку занятия, которые соответствуют его уровню развития. Придет время, и малыш обязательно порадует вас своими достижениями.

За первый год ребенок воспринимает и усваивает огромное количество информации об окружающем мире.

Задача родителей — всемерно помогать ему.

Этапы раннего развития малышей:

Младенец еще только лежит в кроватке и доверчиво смотрит на вас, но с ним уже можно заниматься. Показывайте ему звучащие погремушки, водите игрушкой влево-вправо, вверх-вниз, чтобы малыш научился фиксировать взгляд на предмете, а затем — следить за ним глазами. Давайте малышу трогать разные на ощупь игрушки. Создайте условия, чтобы он мог дотянуться до игрушки ручками.

Действия ребенка становятся более точными. Он учится захватывать предметы, начинает внимательно их изучать, совершать с ними действия. С помощью игрушек стимулируйте ребенка к ползанию. Кладите предмет недалеко от малыша и привлекайте к нему внимание ребенка, чтобы он начал тянуться к игрушке и ползти к ней. Ползание очень полезно — оно предоставляет огромные возможности для самостоятельного познания мира.

Продолжается освоение пространства с помощью ползания. Малыш учится совершать разнообразные действия с предметами — перекладывать игрушку из одной руки в другую, стучать ею, бросать, нажимать на кнопочки. Все это очень полезно для ребенка — у него развивается моторика рук, он учится концентрировать внимание, формируется восприятие и память.

Ребенок начинает соотносить свои действия с определенным результатом, что позволяет ему открывать новые свойства предметов. Он уже может, подражая взрослому, совершать предметные действия — катать мячики, играть в пирамиду, кубики, катать машинку. Во время игры произносите простые слова, стимулируйте ребенка к речевой активности.

Похожих статей нет.

Happymothersplace — Место встречи счастливых мам

Меню рубрик

  • Домой
  • Как правильно развивать ребенка? Практическое и сенсорное развитие

Как правильно развивать ребенка? Практическое и сенсорное развитие

Тематика сегодняшнего нашего разговора: «Как правильно развивать ребенка? Практическое и сенсорное развитие». Почему я хочу об этом поговорить с Вами?

Первое время я не имела систематизации в развивающих занятиях с ребенком и плана в развитии ребенка. Когда ребенок еще совсем маленький, нужда в этом не так чувствуется, да и недостаток этого тоже. А затем, когда малыш взрослеет, у него появляется больше возможностей и желания в познании, увеличивается разнообразие возможных игр, возникает необходимость сделать занятия с ребенком более целенаправленным. Просто набор развивающих игр на день и месяц, меня уже не устраивали. Да, я занималась с ребенком, играла, предлагала ему какие-то игрушки, но не всегда понимала, что я от этого хочу получить: какие знания развить и какие качества привить своему малышу.

Тогда я начала работать над тем (да и сейчас работаю), чтобы хорошо и качественно развивать своего ребенка. И понимание зон развития ребенка – это один из первых шагов на пути к организации хороших развивающих занятий с ребенком. Так это было для меня.

И я очень бы хотела, чтобы мы, мамы, не просто занимались развивающими занятиями с ребенком, а точно понимали, для чего мы это делаем, и какими навыками овладеет наш малыш в результате этих занятий.

Если Вы уже знакомы с зонами развития, прочтите информацию еще раз, чтобы проверить не упустили вы чего-то. А также обязательно поделитесь с нами Вашим ценным опытом по организации развития Ваших детей в комментариях.

Итак, давайте детально поговорим о том, как правильно развивать ребенка и о каждой зоне развития: дадим им краткое описание, узнаем, какие знания и качества получит ребенок, играя в те или иные развивающие занятия, характерные для каждой зоны.

Мари́я Монтессо́ри – известная основательница одноименной педагогической системы, итальянский врач, педагог, учёный и философ предлагает следующие виды зон развития детей :

1) Практическое развитие

2) Сенсорное развитие

3) Математическое развитие

4) Развитие речи, в т.ч.

5) Естественнонаучное развитие, в т.ч.

— Спортивное или физическое развитие

6) Духовное развитие (от автора).

Мне эта квалификация нравится, так как она охватывает широкую область развития ребенка.

Статья будет состоять из двух частей:

1. В этой части мы поговорим о том, как правильно развивать ребенка и рассмотрим практическое и сенсорное развитие.

И перед тем, как перейти к описанию каждой зоны развития, давайте посмотрим, что говорит Мария Монтессори о том, как правильно развивать ребенка.

Предоставить каждому ребенку возможность развивать и утончать моторику, особенно пальцев и мускул рук. В упражнениях соединять движения руки с работой интеллекта.

Расширить возможности детей в проявлении и развитии двигательной активности, тренировке в овладении своим телом.

Укреплять здоровье детей, реально осуществляя программу закаливания водой, солнцем, воздухом, фитотерапией, босохождением.

Упражнять детей в проявлении заботы о самом себе: одеваться и раздеваться, причесываться, застегивать и расстегивать одежду, мыть руки, чистить обувь, стирать, гладить и прочие самостоятельные действия по самообслуживанию.

Упражнять детей в проявлении заботы об окружающей среде: уборка мусора, подметание пола, накрывание на стол, оранжировка цветов и уход за ними, уход за животными, посадка растении и пр.

Предоставить возможность каждому ребенку индивидуально развивать и утончать свою сенсорику: слух, зрение, осязание, обоняние, чувство тепла.

Развивать способность эстетического восприятия культурной среды, поэтический и музыкальный слух, чувство цвета, ритма, формы.

Через развитие сенсомоторики подойти к упражнениям в развитии речи. Совершенствовать и расширять активный словарный запас. Способствовать приобретению ребенком навыков письма и чтения.

Развивать математическое мышление, навыки счета и исчислений в десятичной системе.

Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, группировать их по этим признакам.

Предоставить возможность детям ощутить себя частичкой космоса. Воспитывать чувство ритма жизни, времени, живого и неживого, четырех стихий: земли, воды, воздуха, огня, различных явлений природы. Знакомить с богатствами природы своей и других стран.

Поощрять умение удивляться, радоваться собственным открытиям, самостоятельно искать ответы на свои вопросы.

Предоставить возможность для развития художественно-творческих способностей детей: работа кистью, красками, мелками, карандашами, резанье ножницами, склеивание, складывание бумаги, работа с тканью, деревом, природным материалом.

Способствовать развитию музыкального слуха детей и ритмике их движений.

Создавать сердечную, доброжелательную атмосферу в группе детей, поддерживать общий ритм жизни и деловой характер отношений.

Способствовать такому состоянию ребенка, когда его внутренняя свобода и дисциплина реально становятся двумя сторонами одной медали и отражаются в его поведении. Ребенок учится жить в окружающей его социальной среде, задача педагога – организовать для него возможность проявления навыков и тренировки культурного общения с другими людьми.

Как правильно развивать ребенка? Зоны развития детей.

«Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а следовательно самостоятельных и свободных людей», говорила М. Монтессори.

Цель этих развивающих занятий – научить малыша заботиться о себе и стать более приспособленным к практической жизни.

В Монтессори-группах ребенок учится обращаться с ложкой, вилкой, ножом, пипеткой, щипцами, ножницами, щеткой, салфеткой, полотенцем, губкой. Он переливает воду, пересыпает зерно, застегивает и расстегивает одежду, причесывается, чистит зубы, моет руки, ухаживает за одеждой, обувью, стирает, гладит. Детей также учат налить воду в кувшинчик, а затем в чашку, открыть и закрыть дверь, правильно поздороваться, высморкаться, вытереть лицо салфеткой.

На специальных стендах, где все предметы чуть больше реальных, учат застегивать пуговицы, крючки и кнопки, завязывать шнурки.

Дети учатся заботиться об окружающей их среде. Они протирают пыль, подметают пол, чистят ковер, моют посуду, окно, полируют мебель и металлические предметы, чистят зеркало, оранжируют цветы и ухаживают за ними, работают в саду, кормят животных, учатся чистить и резать овощи, сервировать стол и делать многое другое, чего обычно мама не разрешает дома.

Развивающие занятия в этой зоне также включают пересыпания, переливание, сортировка предметов – все, что развивает движения рук. А это, в свою очередь, готовит малыша к освоению чтения, письма и математических знаний.

Разумеется, все эти умения приходят к ребенку не только с помощью наставлений и объяснений. Сначала учитель показывает детям, как правильно обращаться с теми или иными предметами. А затем дети, в результате постоянных упражнений, самостоятельной деятельности, приобретаю определенный навык. Занятия проходят в специально организованной среде со специальными подготовленными материалами, которые предоставляются ребенку индивидуально, строго определенным образом и в соответствующей последовательности.

Цели упражнений в практической жизни можно обобщить следующим образом:

· направляют стремление детей действовать в разумном русле;

· координируют, совершенствуют и гармонизируют поведение в целом;

· способствуют независимости ребенка от взрослых, его самостоятельности и тем самым укрепляют чувство собственного достоинства и самоценности;

· развивают чувство ответственности перед окружающими. Одновременно формируют внутренний духовный строй. Дополнительно к этому возникает ощущение специфики поведения в обществе с той или иной культурой.

Согласитесь, что чаще родители запрещают ребенку помогать по хозяйству или делать многие вещи из практической жизни, так как родителям кажется, что ребенок маленький или просто-напросто самому проще и быстрее это сделать. Но это не совсем правильно, как мне кажется. Да и согласитесь, мамы, ведь нам столько дел приходится переделывать за день по дому, и как хорошо, когда ребенок может быть вовлечен в этот процесс, в соответствии с возрастом конечно. Для ребенка жизнь – это, в основном, игра. Так пусть играется и изучает мир, помогая нам. Так мы можем скорректировать его действия, научить, что хорошо, а что плохо, что правильно, а что нет. Это лучше, чем он сам будет познавать «взрослые» вещи.

В группах Монтессори дети скорее услышат: «Ты уже взрослый и вполне можешь справиться с этой задачей сам». Пусть так будет и в наших домах!

Итак, как правильно развивать ребенка – заниматься практическим развитием!

В этой зоне ребенок развивает зрение, осязание, вкус, обоняние, слух.

Также можно потренироваться различать температуру и вес предметов. Здесь малыш учится различать высоту и длину, цвет, звучание, запах, форму различных предметов, может познакомиться со свойствами тканей и т.д.

Научиться различать температуру можно, трогая лег, камешки, нагретые на солнышке, погружая руку в воду разной температуры: теплой, прохладной.

Различать вес – «взвешивая» предметы в ручках или на маленьких весах.

С запахами детей можно познакомить, нюхая баночки с разными специями, кофе, цветы и т.д. Тут все понятно!

Кроме обычной тренировки вкусовых качеств за едой, в группах Монтессори, вкус развивали, прикасаясь к языку ребенка горькими, кислыми, сладкими, солевыми растворами. Четырехлетние дети очень любили такие игры, и они приучались полоскать рот. После каждой пробы они набирают из стакана тепловатой воды и хорошенько полощут рот; таким образом, упражнение вкуса оказывается побудительной мерой к гигиеническому упражнению.

Для развития зрения, например, на занятиях в группах Монтессори, использовали карточки с наклеенными на них геометрическими фигурами, и геометрические деревянные формочки, соответствующие этим фигурам. Ребенок должен узнать данную форму и наложить на нее деревянную фигуру так тщательно, чтобы она закрыла собою бумажную фигуру.

Слушая музыку или играя на музыкальных инструментах, учимся различать звучание . В группах Монтессори также использовали набор из тринадцати колокольчиков, подвешенных на деревянной раме. Эти колокольчики совершенно тождественны по внешнему виду, но когда их ударяют молоточком, они дают следующие тринадцать тонов.

Для распознавания звуков применяли Пиццолиеву серию свистков; для распознавания оттенков шума берутся коробочки, наполненные веществами более или менее мелкими (от песка до гальки). Шум мы производим, встряхивая коробочки.

Для развития стереогностического чувства – геометрические тела.

В результате года работы с сенсорным материалом в специально организованной развивающей среде дети 2,5-5,5 лет приобретают следующие понятия и навыки:

1. собирают предметы по принципу увеличения – уменьшения (понятия «большой – средний – маленький», «толстый – тонкий», «длинный – короткий», «высокий – низкий», «глубокий – мелкий»);

2. подбирают пары цветов, их оттенки и различают цвета (называют до 16 цветов);

3. различают шершавые и гладкие поверхности; подбирают предметы по степени их шершавости; определяют ткань: толстая – тонкая, грубая – нежная, рыхлая – прочная; называют наиболее простые ткани; различают ногами: шершавый – гладкий;

4. различают шумы: громкий – тихий; подбирают пары шумов и звуков; различают звуки: высокий – низкий; способны повторить тон звуков, ритм;

5. различают вес предметов (понятия тяжелый – легкий, тяжелее чем – легче чем);

6. различают предметы: плоский – объемный; различают и называют объемные тела и плоские фигуры: куб, шар, призма, пирамида, конус, цилиндр, треугольник, квадрат, круг, овал, прямоугольник, трапеция, параллелограмм;

7. различают: горячий – теплый – холод­ный, сладкий – кислый – горький – соленый;

8. успешно работают кистью и красками, с глиной и пластилином; рисуют карандашами, фломастерами, пером; режут бумагу и ткань; прибивают гвозди, завинчивают гайки и болты; поют; дирижируют; сочиняют истории; танцуют; декламируют стихи.

В группах Монтессори дети живут не понарошку, а всерьез. Если у малыша падает на пол стеклянный кувшин, разлетаясь на осколки, и вода разливается, ему сразу видна ошибка. Как правило, ребенок сам искренне расстроен, и воспитателю нет необходимости ругать его. И в этом заключается еще один замечательный принцип педагогики, который можно назвать автоматическим контролем ошибок. Вообще, метод Монтессори – это педагогика без наказаний.

Итак, как правильно развивать ребенка – развивать все его чувства, в том числе зрение, осязание, вкус, обоняние, слух!

Мы с Вами рассмотрели, как правильно развивать ребенка, практическое и сенсорное развитие малыша.

Пусть Ваши детки будут умненькими, красивыми и здоровыми и всегда радуют Вас, родителей!

Подготовила материалы: Акопджанян Алена (Мама Алена:))

1. «Монтессори-материал. Часть 1. Школа для малышей»

2. Мария Монтессори «Дом ребенка»

3. Мария Монтессори «Помог мне это сделать самому»

4. Виктория Дмитриева «Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет»

Вас все учат жить?! Знание – сила! Читайте нас! Будьте умной, уверенной и счастливой!

Основной Сайдбар

Блог и магазин в соцсетях

Статьи блога по рубрикам

Лучший календарь для мам на 2018 год!

Для мам, которые мечтают о порядке в доме, в семье и в голове

  • Мама Алена:) к записи Джедайские техники. Макс Дорофеев. Отзыв на книгу
  • Аnna к записи Джедайские техники. Макс Дорофеев. Отзыв на книгу
  • Мама Алена:) к записи Психологические причины болезней! Или, почему болезнь – ресурс для совершенствования?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШИ СОЦСЕТИ. СВЕЖИЕ НОВОСТИ, ПОЛЕЗНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И КНИЖНЫЕ НОВИНКИ! Фейсбук

© Все права защищены. Место встречи счастливых мам. 2013-2014.

Как правильно развивать и обучать ребёнка

Прежде всего, считает Ибука, маме необходимо использовать все свое воображение и изобретательность, при этом учитывая, конечно, на какой стадии развития находится ребенок. Желательно также с первых же месяцев окружать его хорошей музыкой, учить воспринимать произведения изобразительного искусства.

Почаще брать ребенка на руки. Для младенца, который не знает другого пути самовыражения, плач — единственное средство привлечь к себе внимание. Когда ребенок плачет, он о чем-то просит, и оставить его просьбу без ответа — значит лишить его общения. Здравый смысл доказывает, что общение ребенка с матерью, и особенно тактильное общение, очень важно для его умственного развития.

Не бояться брать ребенка с собой в постель. В том, что кто-то из родителей ложится рядом с ребенком, можно найти новый смысл, если подумать о его психическом и умственном развитии. Например, мама, у которой слишком много забот и не хватает времени на общение с ребенком, может по крайней мере полежать с ним рядом, пока он не уснет. В течение этого короткого времени малыш совершенно спокоен и очень восприимчив. Поэтому, если не просто лежать рядом с ним, а спеть ему песенку, это окажет развивающее влияние на ребенка. Можно также предложить использовать возможность пообщаться с ребенком не маме, а папе, который весь День был на работе.

Ребенок, воспитанный мамой, у которой нет музыкального слуха, тоже вырастет без слуха. Предположим, что у мамы нет слуха, а ребенок каждый день слушает ее колыбельную песенку с неверной мелодией. Он запомнит ее, используя как образец, и тоже будет петь неправильно. А когда мама это услышит, она скажет, что слух — это Божий дар или особый талант. Если бы Моцарта и Бетховена так воспитывали, плохой слух был бы им гарантирован.

Ни в коем случае не игнорировать плач ребенка.

Это еще хуже, чем баловать его. По статистическим данным, чем более свободно воспитывают родители своего ребенка, тем более неуверенным в себе он вырастает. Такому малышу обычно не хватает любви, он все время ищет внимания взрослых.

Под «свободным» воспитанием понимается нерегулярный уход за ребенком, кормление только тогда, когда он сам просит, обилие игрушек и в то же время отсутствие должного внимания, когда ему забывают сменить пеленки, уложить вовремя спать и т. п. И хотя мы знаем немало примеров, когда чрезмерная забота может сделать ребенка нервным и застенчивым, тем не менее, как правило, малыш, выросший в любви, скорее адаптируется к обществу, когда вырастет, и будет более уравновешенным и добрым.

Следить за своими действиями при ребенке. Примерно в возрасте 2—3 месяцев малыш начинает улыбаться, лепетать и запоминает все, что происходит вокруг. Мы иногда даже не подозреваем, что в его мозгу уже отпечатываются все самые обычные слова и действия мамы. Матери, много разговаривающие с ребенком, оказывают огромное влияние на его интеллектуальное развитие.

Не сюсюкать с ребенком. Когда он начинает говорить, то лепечет что-то похожее на слова: его органы речи еще не совсем развиты, а потому артикуляционный аппарат не успевает за желанием говорить. И если взрослые говорят с ним на таком же «детском» языке, считая, что ребенок другого не поймет, правильные языковые навыки никогда не сформируются. Более того, в процессе освоения языка малыш всегда будет опираться не на свою речь, а на то, как говорят взрослые.

Новорожденный чувствует, когда родители в ссоре. По лицу малыша очень легко определить, когда его родители ссорятся, конфликтуют: выражение его подавленное и беспокойное. Конечно, ребенок не понимает значения всех пререканий, но злоба и ругань обязательно отразятся на его чувствах, может быть, и на психике. Неудивительно, что у ребенка, выросшего в обстановке неприязни, напряженное лицо. А ребенок, воспитанный неразговорчивым угрюмым человеком, будет всегда не в духе. Глаза или нос передаются ребенку по наследству, а выражение его лица — это зеркало, в котором отражаются отношения в семье.

Отец должен как можно чаще общаться со своим ребенком. Быть настоящим другом и помощником жене — разве не это роль мужа в домашнем воспитании? Гармоничной атмосферы в доме нельзя Достичь только материнскими усилиями. Нельзя воспитать по-настоящему хорошего человека в семье, где работа по воспитанию и развитию полностью лежит на маме, а отец только иногда по ее просьбе включается в эти заботы. Нехватка времени и усталость после работы не должны мешать папам как можно больше общаться со своими детьми.

Общение детей между собой всегда необходимо поощрять. Малыш, лишенный общения, вырастет с менее развитым интеллектом и с трудным характером. Сейчас люди стали меньше общаться друг с другом, и это не может не сказаться на воспитании детей. Учитывая это, было бы неплохо, если бы хоть ради своих детей мамы старались почаще собираться вместе.

Ссоры — это первый урок жизни в коллективе.

У детей свое мышление, и общаются они друг с другом по-своему. Здесь нет места взрослой логике. Если родители будут рассматривать детские ссоры с точки зрения взрослых, пытаться уговорить их, что драться нельзя и что тот, кто ссорится с другими, — плохой, ребенок только замкнется в себе и обозлится.

Шлепать ребенка можно, только пока он еще мал. Однако к 2—3 годам он может стать эгоистичным и почти неуправляемым. И тогда родители начинают одергивать свое чадо. Они его ругают, наказывают, когда он делает что-то «неправильное», и превращаются вдруг из обожателей в строгих нянек, хотя на данной стадии развития это уже не дает ощутимых результатов.

Примерно в 2—3 года у ребенка развивается чувство собственного достоинства, его Я, и тогда он готов его отстаивать. Он больше не слушается, и чем больше его ругают и наказывают, тем чаще он становится непослушным и капризным и тем сильнее раздражаются его родители. Есть только один выход — воспитывать и приучать ребенка к дисциплине, пока ему еще нет года, до того как в нем проявится его Я.

Злоба и зависть у ребенка — это выражение бессилия. Родителям может казаться, что они прекрасно понимают эмоциональное состояние своего ребенка, а тот уверен, что они его не понимают, и это его раздражает. Родителям необходима твердость характера, которая поможет им отличить обоснованное требование от каприза, — недостаток такой разумной твердости портит характер ребенка. Цель родителей должна быть в том, чтобы устранить причину расстройства ребенка, а не подавлять ее.

Не высмеивать своего ребенка в присутствии других. Многие родители обсуждают недостатки своих детей в присутствии посторонних, думая, что Дети ничего не понимают. Однако каким бы незначительным ни был проступок, никогда нельзя предугадать, какой вред это нанесет, если рассказать о нем публично.

Ребенка лучше похвалить, чем отругать. Из двух методов — поощрения и наказания — последнее иногда кажется более действенным, но это не совсем так. Наказание может вызвать у ребенка противоположную реакцию — открытого неповиновения. Дело в том, что и похвалой, и наказанием нужно пользоваться очень осторожно.

Ребенку легче понять алгебру, чем арифметику. Одна из фундаментальных идей математики — теория рядов. Взрослому, изучавшему сначала понятие числа, а потом геометрию и алгебру, понять ее довольно трудно. А ребенку логику теории рядов или теории множества понять легко. Масару Ибука пишет: «Мадам Ришени Феликс, признанный авторитет по обучению математике, утверждает, что ребенка можно начать учить математике в любом возрасте». «Ряд» или «множество» — это просто совокупности предметов с общими качествами. Ребенок знакомится с ними, когда начинает играть с кубиками. Он берет их один за другим, различая по форме: квадратные, треугольные и т. д. Уже в раннем возрасте малыш хорошо понимает, что каждый кубик — это элемент «ряда» и что кучка кубиков — это один ряд, а треугольников — другой.

Простая идея, что предметы можно группировать по определенным характеристикам, является главным принципом, который лежит в основе теории рядов. Простую и логичную теорию множеств ребенок понимает лучше, чем сложную и замысловатую логику арифметики. Поэтому традиционное представление, что арифметика проста, а алгебра трудна, — это просто заблуждение взрослых относительно возможностей детей.

Даже пятимесячный малыш может оценить Баха. На одном из предприятий фирмы «Сони» был организован детский сад. Там провели исследование, чтобы выяснить, какую музыку любят дети. Результаты были неожиданными. Самой захватывающей музыкой для малышей оказалась Пятая симфония Бетховена! Популярные песни, которые передают с утра до вечера по телевизору, заняли второе место, и на последнем месте оказались детские песенки. Малыши нашли самой интересной классическую музыку, которую взрослые редко дают слушать детям. По наблюдениям доктора Шиничи Сузуки, уже пятимесячным младенцам нравятся концерты Вивальди.

Шестимесячный младенец может даже плавать. Многие взрослые не умеют плавать или плавают плохо. А вот крошечные малыши могут свободно держаться на воде, если учить их этому в раннем возрасте. Ребенок, который еще не начал ходить, пробует держаться на воде, так же как ползать по земле. Такой способ развития предлагает и Масару Ибука, ссылаясь на исследования известных воспитателей.

В августе 1965 года Ризе Дим, председатель Международной конференции женщин-атлетов, проходившей в Токио, рассказывала об обучении плаванию Детей до 1 года, что стало сенсацией. Миссис Дим первый раз окунула пятимесячного младенца в бассейн с температурой воды 32 °С, и через три месяца он уже мог плавать.

На пресс-конференции миссис Дим сказала: «Ребенок знает, как держаться на воде, гораздо лучше, чем как стоять на земле. Во-первых, вы поддерживаете его в воде до тех пор, пока он не привыкнет и не начнет держаться на воде сам. Погружаясь в воду, он задерживает дыхание и закрывает глаза, пока не всплывет на поверхность. Вот так он и учится плавать, работая руками и ногами».

То, что младенец может плавать, — всего лишь один факт, подтверждающий безграничные возможности ребенка. Малыш, который делает первые шаги, может в то же самое время легко научиться кататься на роликах. Ходьба, плавание, скольжение — все это он осваивает играючи, если правильно направлять и поощрять его.

Физические упражнения стимулируют развитие интеллекта. В результате исследований профессора Куньо Акуцу, проводившихся по заданию «Ассоциации раннего развития» Масару Ибуки, было установлено, что плохая осанка — это результат недостаточных физических тренировок в младенчестве. Дети начинают ходить примерно в восемь месяцев. Если их не учить в этом возрасте основным движениям, они никогда не будут выполнять их правильно. В этом смысле ранняя тренировка в ходьбе играет ту же самую роль, что и ранние уроки музыки или иностранного языка.

Правильная физическая подготовка прекрасно стимулирует умственное развитие малыша. В младенчестве мозг ребенка не развивается отдельно от тела: умственное развитие происходит параллельно с физическим и сенсорным.

Например, плавание развивает не только мышцы, но и рефлексы. Профессор Ацуку пишет: «Физические упражнения улучшают работу всех органов и повышают сопротивляемость ребенка к внешним стрессам». Конечно, ребенок вырастет, даже если просто кормить его и заботиться о нем. Но если больше ничего не давать, тот набор способностей, с которыми он родился, останется неразвитым. Физические упражнения стимулируют развитие мышц, костей, внутренних органов и мозга. Подмечено, что ребенок, который начинает рано ходить, вырастает очень смышленым и с хорошей реакцией.

➣ Представьте себе маму, несущую к столу стакан сока. Малыш, которому уже хочется во всем ей подражать, пытается сделать то же самое. А мама говорит: «Нельзя», — и бросается к нему в ужасе, что он прольет сок. Это неправильно. Она же и упрекнет потом ребенка, когда он подрастет, что он ей не помогает. Даже если ребенок хочет сделать что-то, что ему еще трудно, лучше похвалить его: «Какой ты у меня большой стал», затем отлить немного сока и дать ему донести стакан. Такой подход очень важен. (М. Ибука)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.

При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна

Источники:
Как правильно развивать интеллект ребенка
Как правильно развивать интеллект ребенка Как развить интеллектуальные способности ребенка, когда нужно начинать, от чего зависят и как возникают интеллектуальные способности, рассказывают
http://krokha2.develop.crmedia.ru/razvitie/rannee_razvitie/40624-kak-pravilno-razvivat-intellekt-rebenka.html
Онлайн Журнал
Что именно требуется развивать в первые годы жизни ребенка, а с чем лучше не торопиться?
http://www.zpapa.ru/journal/rannee-razvitie-rebenka.html
Happymothersplace — Место встречи счастливых мам
Тематика сегодняшнего нашего разговора: «Как правильно развивать ребенка? Практическое и сенсорное развитие». Почему я хочу об этом поговорить с Вами?
http://happy-people.org.ua/sample-post/kak-pravilno-razvivat-rebenka-prakticheskoe-i-sensornoe-razvitie/
Как правильно развивать и обучать ребёнка
Советы по раннему воспитанию. Советы Масару Ибука. Прежде всего, считает Ибука, маме необходимо использовать все свое воображение и изобретательность, при этом учитывая, конечно, на какой стадии развития находится ребенок. Желательно также с первых же месяцев окружать его хорошей музыкой, учить воспринимать произведения изобразительного искусства.
http://razdeti.ru/rane-razvitie-detei/kak-pravilno-razvivat-i-obuchat-rebyonka.html

COMMENTS