Искаженное психическое развитие

Искаженное психическое развитие

Искаженное психическое развитие характеризует ран­ний детский аутизм.

Из всех нарушений психического развития ранний дет­ский аутизм характеризуется наибольшей сложностью и дис­гармоничностью структуры психических нарушений.

Ранний детский аутизм проявляется, в основном, в неже­лании контактировать с окружающими, «уходе в себя». Аутичный ребенок, как правило, находясь среди окружаю­щих его людей, ведет себя так, как будто он один: не обра­щает внимания на других, не отзывается на свое имя, смот­рит мимо, чаще всего молчит. Его действия, в том числе и игровые, бедны, стереотипны.

У аутичного ребенка часто отсутствует эмоцио­нальная реакция на ситуацию, наблюдается эмоцио­нальная холодность к близким. В то же время аутичного ре­бенка характеризует повышенная ранимость, пугливость.

При раннем детском аутизме у ребенка наблюдается по­вышенная чувствительность к обычным сенсорным раз­дражителям: свету, звуку и др. Поэтому раздражения от окружающей среды, которые являются для здорового ре­бенка нормальными, вызывают у аутичного ребенка отри­цательные эмоции, дискомфорт. Сверхсильным раздра­жителем для него является и человеческое лицо. Поэтому ребенок с аутизмом избегает зрительных контактов, пря­мого взгляда.

В симптоматике раннего детского аутизма большое место занимают страхи. Часто даже обычные предметы и явления вызывают у такого ребенка чувство страха (некоторые игрушки, бытовые предметы, шум воды, свист ветра). Чув­ство страха вызывает и все новое.

При РДА наблюдаются особенности моторики, проявляющиеся в слабости движений, в неловкости произ­вольных движений, трудностях овладения навыками само­обслуживания. Особенности моторики носят характер как подкорковых, так и корковых нарушений. Обращает на себя внимание толчкообразность, отсутствие плавности движений, их неловкость. В тяжелых случаях нарушается программа движений, их временно-пространственная организация.

Интеллектуальная недостаточность не является обяза­тельным симптомом РДА. У детей могут быть хоро­шие интеллектуальные данные и даже одаренность в отдельных областях: абсолютный музыкальный слух, уме­ние рисовать, считать, играть в шахматы. Однако интел­лектуальная деятельность характеризуется нарушением це­ленаправленности, быстрой пресыщаемостью, неумением концентрировать внимание. Отмечается определенная вы­чурность мышления, склонность к символизации. Следует отметить, что деятельность аутичного ребенка, в частнос­ти, игры, интересы, интеллектуальная деятельность, дале­ки от реальной ситуации.

Аутизм своеобразно проявляется в речи детей. Аутичные дети не пользуются речью, избегают речевого общения. Нарушения речевого общения проявляются по-разному: от полного мутизма до аутичной речи (эгоцентри­ческая речь, эхолалии при ответах на вопросы). Ребенок с аутизмом часто говорит о себе во втором или третьем лице. Обращает на себя внимание неестественность модуляций голоса, их вычурность.

Таким образом, у детей с РДА нарушенной, прежде все­го, оказывается коммуникативная функция речи.

Во многих случаях нарушения речи носят иной характер и связаны с двигательными расстройствами. Речь может быть скандированной, толчкообразной из-за нарушений тем­па, ритмической организации речи. В этом случае страдает не только коммуникативная функция речи, но и моторное звено реализации речи.

В ряде случаев у детей с РДА отмечаются нарушения речи аналитического характера, в частности, на­рушение понимания значения слов, неусвоение граммати­ческих правил. Б. Хермелин и М. О. Коннор рассматрива­ют нарушения речи у детей, страдающих аутизмом, как одно из проявлений интеллектуальной недостаточности, связы­вая их с трудностями использования знаков и символов.

Нарушения речевого развития у детей с РДА мо­гут проявляться в четырех вариантах (К. С. Ле­бединская, О. С. Никольская и др.):

Первый вариант. Появление гуления, лепета, первых слов соответствует норме или наблюдается даже рань­ше, чем в норме. Первые слова ребенка, однако, не обуслов­лены его потребностями: не слова типа да, на, мама, папа, баба, а слова, сложные по звукослоговой структуре <лис­ток, трава), которые произносятся ребенком утрированно четко. Употребляя слова, ребенок не соотносит их с опреде­ленными предметами.

Появление и развитие фразовой речи соответ­ствует норме и осуществляется довольно быстро. Однако обращает на себя внимание неконкретный характер речи, в отличие от речи здоровых детей.

В период 2-2,5 лет происходит регресс речи. Внеш­ней причиной является либо соматическое заболевание, либо психическая травма. Иногда регресс происходит без видимых причин. В ряде случаев ребенок полностью утра­чивает речь. Регресс речи сочетается с увеличением мотор­ных трудностей.

Второй вариант речевого развития детей с РДА характе­ризуется задержкой развития речи. Так, гуление наблюдается в 3-5 мес, лепет — в 5-11 мес, первые сло­ва — от 1 г. 2 мес. до 3 лет. Как правило, первые слова пред­ставляют собой штампы.

В речи детей имеются стойкие нарушения звукопроизношения, перестановки звуков в словах и другие искажения структуры слова. Темп речи чаще всего замедленный. Из-за отсутствия побуждения к речи сло­варный запас обогащается очень медленно. Развитие фразовой речи нарушено, наблюдаются аграмма-т и з м ы, нарушения в употреблении предложно-падежных конструкций, в согласовании существительного и прилага­тельного, существительного и глагола и др.

Ребенок не использует местоимение «я», заме­няет его местоимениями второго и третьего лица. Фразовая речь часто является воспроизведением штампов, лишенных конкретного содержания, она не соотносится с определен­ной ситуацией.

Диалогическая речь у этих детей не сформирова­на, дети не отвечают на вопросы и сами не задают их.

У детей наблюдается моторная неловкость не толь­ко в общей, но и в пальцевой, и в артикуляторной моторике.

Третий вариант. Начальные этапы становления речи соответствуют норме и даже протекают быстрее, чем в норме. Словарный запас очень быстро обогащается, рано появляются сложные грамматические фразы. Ребенок ус­ваивает стереотипно речь взрослых и как бы отражает ее в собственной речи.

Третий вариант. Начальные этапы становления речи соответствуют норме и даже протекают быстрее, чем в норме. Словарный запас очень быстро обогащается, рано появляются сложные грамматические фразы. Ребенок ус­ваивает стереотипно речь взрослых и как бы отражает ее в собственной речи.

В речи детей появляются длинные монологи, но дети неспособны к гибкому диалогу, к учету собеседника в процессе диалога.

У этих детей обнаруживается повышенный интерес к зву­ковой структуре слова, они любят «играть со словом», за­меняя отдельные звуки, слоги, переставляя их. Им свой­ственна любовь к словотворчеству.

Фонетическая сторона речи характеризуется напряжен­ностью голоса, повышением его высоты в конце фразы, более быстрым темпом, недоговариванием слов, пропуском и заменой звуков. Иногда в речи наблюдается смазан­ное произношение, в других случаях речь скандированная.

Четвертый вариант. Раннее речевое развитие соответствует норме. Однако, как и при первом варианте, в период 2 – 2,5 лет наблюдается регресс речи. Этому предшествует соматическое заболевание или психическая травма. Но регресс речи не заканчивается полным мутизмом. Развитие речи как бы останавливается на пери­од до 5-6 лет. Фразовая речь исчезает. В речи ребенка преобладают эхолалии. В дальнейшем развитие фразовой речи характеризуется аграмматизмами.

Импрессивная же речь ребенка значительно более сохран­на. Ребенок обладает богатым пассивным слова­рем, соответствующим нормальному речевому развитию. У него нет нарушений звукослоговой структуры слова. Та­кие дети в большей мере интересуются смыслом речи. У них отсутствует склонность к употреблению речевых штампов.

Для всех вариантовречевого развития детей с РДА ха­рактерны следующие общие черты: нарушение комму­никативной функции речи; выраженная стереотипность речи; склонность к словотворчеству, неологизмам; значи­тельно большая, чем в норме роль эхолалии; нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи.

В.В. Лебединский и другие авторы считают, что основные факторы, нарушающие психическое развитие ребенка с РДА, это:

  1. дефект психической активности;
  2. нарушения аффективного характера;
  3. нарушения сенсорной сферы;
  4. моторные нарушения;
  5. нарушения речи.

При раннем детском аутизме психическое развитие ха­рактеризуется асинхронией формирования отдельных функций и систем: так, развитие речи часто опережает раз­витие моторики, «абстрактное» мышление обгоняет развитие наглядно-действенного и наглядно-образного. Все это услож­няет картину искаженного психического развития аутичного ребенка.

Искаженное психическое развитие

Инструкция по бронированию билетов в системе uia шаг

Данное окно являет собой календарь. В нем можно выбрать дату, на которую нам надо сделать бронь билета (-ов). Выделенные и подчеркнутые даты – активны, они содержат заведенные рейсы.

Положение о проведении городского конкурса «Цветущий двор» (998)

— Отдел по экологии и природопользованию администрации г. Соликамска при информационной поддержке газеты «Соликамский рабочий», «Наш Соликамск», «Городок», радиостанции «Соликамск ФМ», радиохолдинга «Мега — Медиа» и телекомпаний «Соликамск

Настоящее Положение определяет порядок проведения Конкурса «Пирог Дружбы» среди предприятий общественного питания, подворий муниципальных образований Томской области, отдельных лиц, представляющих национальные кухни на выставке-ярмарке,

Оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальн

оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок

О порядке проведения Конкурса «Литературное творчество» городского фестиваля

Направляем Вам информацию о порядке проведения Конкурса (приложение 1). Приглашаем принять участие учащихся и воспитанников Ваших образовательных учреждений в возрасте от 7 до 17 лет.

Положение о IV открытом зональном фестивале-конкурсе учащихся фортепианных отделений детских музыкальных школ и школ искусств имени

Шубина Иллариона Владимировича – преподавателя Краснодарского музыкального колледжа им. Н.А. Римского-Корсакова, куратора Кропоткинского ЗМО, заслуженного работника культуры Кубани

Программа стажировки. Введение в проектную деятельность детей младшего дошкольного возраста. Информационный блок

Формирование у стажёров-воспитателей мотивационной готовности к овладению проектной деятельностью, умения заниматься проектной деятельностью с младшими дошкольниками, готовности представить собственную систему работы по методу проектов

Инструкция для участника огэ, зачитываемая организатором в аудитории ппэ перед началом тренировочного экзамена Подготовительные мероприятия

Не позднее 8.45 по местному времени оформить на доске в аудитории образец регистрационных полей Бланка ответа №1 участника ОГЭ1. Указать код региона, код ППЭ (на тренировочном экзамене допускается указать значение « »), номер аудитории,

Уровень катания: повороты в плуге, с проскальзыванием, комбинированные, резаные, элементы фристайла, фрирайд, спортивная техника, беговые лыжи (подчеркнуть).

Экскурсии бронируются только при бронировании гостиницы в Москве. Дни и время начала проведения экскурсий консультируйте по телефону. Детям и школьникам скидка на 20%

Пояснительная записка Данный материал предназначен для проведения промежуточной аттестации по математике за курс 8 класса. Составлен на основе государственного стандарта основного общего образования 2004 года, Программ общеобразовательных учреждений.

Данный материал предназначен для проведения промежуточной аттестации по математике за курс 8 класса. Составлен на основе государственного стандарта основного общего образования 2004 года, Программ общеобразовательных учреждений.

Экзаменационные материалы состоят из трёх частей, в которых сгруппированы задания разного уровня сложности. Всегда есть задания, которые ты в силах решить.

Рабочая программа курса «Экология» для 6 класса построена с учетом возрастных особенностей детей. Программе соответствует учебник «Основы экологии» А. И. Никишова, В. Н. Кузнецова, Д. Л. Теплова

( 2004г.), авторской программы по экологии А. И. Никишова для общеобразовательных учреждений (2010г.),Образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ № 3 им.

Календарное планирование литература 8-б класс № к-во часов

Русская народная песня (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная », «Вдоль по улице метелица метет », «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Программа стратегического развития владимирского государственного университета

Сфера образования, с одной стороны, наиболее остро испытывает воздействие всех изменений, происходящих в обществе, с другой – наиболее интенсивно влияет на будущее развитие, определяет направления развития.

Рабочая программа по физике 10 класс базовый уровень

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта, Примерной программой среднего общего образования по физике для общеобразовательных школ, Основной образовательной

Конспект разработки занятия Сценарии праздников и мероприятий в детском саду, школе Методические разработки уроков, занятий и т д

Принять участие в конкурсе могут педагоги, воспитатели, родители, школьники, дошкольники и т.д. Конкурсные работы в соответствующих номинациях могут быть выполнены детьми, взрослыми или совместно — детьми и взрослыми (индивидуально или коллективно).

Положение о Всероссийском Творческом конкурсе рисунков и поделок. «Яшагаю по дороге 2016»

1. Настоящее положение определяет организационные основы, порядок проведения и систему оценки результатов Творческого Конкурса Рисунков и поделок «Я шагаю по дороге – 2016 (далее — конкурс)

О проведении Всероссийского дня бега «Кросс Наций -2016»

Физкультурно-массовое спортивное мероприятие проводится 25 сентября 2016 года в Экологическом парке (ул. Лесопарковая, 1). Начало мероприятия в 11.45 час

Программа соревнований 15 всем судьям, представителям команд и бойцам находиться в фойе Дворца 30-11. 00 Регистрация участников, контрольное взвешивание бойцов

-8.30-11.00 Регистрация участников, контрольное взвешивание бойцов. Время для каждой команды будет объявлено дополнительно, после получения Заявки на участие (отв.

Искаженное психическое развитие

Искаженное психическое развитие. Ранний детский аутизм

Комплекс внешних проявлений может быть экзогенно обусловленным и иметь органическую природу, а также может быть вторичного психогенного происхождения.

Вторичный психогенный аутизм формируется в ситуации депривации – сенсорной, когнитивной и эмоциональной. Может развиваться в разных ситуациях: при помещении ребенка в приют, концентрационные лагеря, при наличии сенсорных дефектов у ребенка. Первичный аутизм имеет генетическое сходство с шизофренией, протекает как процессуальное психическое заболевание или органическая патология ЦНС. В результате наличия синдрома аутизма ребенок оказывается вне социума, вне процесса социализации и не имеет возможности овладеть навыками и знаниями.

Рассмотрим внешнюю картину поведения ребенка с РДА. аутизм как стержневой компонент патологии проявляется отсутствием или значительным сокращением контактов с окружающими, уходом в себя, в свой внутренний мир. Содержание внутреннего мира определяется возрастом, степенью сохранности интеллекта и особенностями течения болезни. Для таких детей характерно тщательное оберегание своего внутреннего мира от внешних вторжений, отсутствие эмоциональной дифференциации отношения к одушевленным и неодушевленным предметам, причем при наличии дифференциального отношения предпочтение отдается неодушевленным предметам. У ребенка обнаруживается отсутствие эмоциональной реакции на ситуацию, холодность и безразличие к близким. В то же время у него наблюдается повышенная ранимость и чувствительность к тону, громкости голоса.

У детей с РДА обязательно присутствуют страхи: самые обычные вещи воспринимаются как несущие вредоносное воздействие. Страхи ригидны, они сохраняются годами, десятилетиями и во многом определяют нелепое поведение ритуального характера. Иногда страхи бывают генерализованными, возникает тотальный страх всего.

При исследовании сферы восприятия отмечается гиперстезия к обычным раздражителям, яркости света, громкости звука. У больного с РДА среда – постоянный источник дискомфорта. Отгороженность от действительности, защитное реагирование направлены на избежание сильной сенсорной стимуляции, хотя вначале может создаваться впечатление сенсорного дефекта. Сверхсильным раздражителем является человеческое лицо, несущее огромное количество информации; уже младенцы двухмесячного возраста с большим интересом разглядывают человеческое лицо, предпочитая его другим стимулам. Ребенок с РДА не может переносить контакта глаз и всячески его избегает.

Для таких детей характерно отсутствие самовосприятия, они не узнают себя в зеркале. Общаться с аутистом сложно, поскольку нет визуального контакта. У детей с РДА возможен большой спектр вариантов развития интеллекта: от умственной отсталости до чрезвычайной одаренности в каких-то областях (музыка, математика, шахматы). В литературе и в кинематографе тому имеется много иллюстраций (человек дождя, отличительные черты которого – феноменальная память, способность складывать в уме многозначные числа). Существует информация, что в компании Била Гейтца многие сотрудники, работающие программистами – аутисты.

Интеллектуальная деятельность аутиста отличается определенными специфическими особенностями: нарушением целенаправленности, затруднением концентрации внимания, пресыщаемостью, вычурностью мышления, склонностью к символике; она оторвана от реальности и направлена на самого себя. Развитие речи может иметь широкий спектр: от тотального мутизма (никогда ни с кем не разговаривать), до большого словарного запаса, способности оперировать сложными грамматическими конструкциями и тонкой чувствительности к слову. Интеллектуальная деятельность и речь лишены коммуникативной функции, личные местоимения в речи появляются довольно поздно, ребенок говорит о себе во 2-м или

3-м лице, как говорят о нем другие, высказывается инфинитивами (Петя хочет пить, дать пить). При мутизме ребенок не использует вербальных форм общения – берет за руку и ведет. Тембр и модуляция голоса неестественны: механистические и машинообразные, как у робота, или вычурно певучие. Отмечается повышенное стремление к словотворчеству, образованию неологизмов. Ребенок с РДА долгие часы может повторять отдельные слоги, звуки и слова (эхолалия), услышанные ранее. Ценность представляет рисунок возникающего звучания. Слово лишено предметной отнесенности, речь для него – игрушка.

Развитие моторики имеет следующие отличия:

– произвольные движения неловки, ребенок с трудом овладевает навыками самообслуживания;

– непроизвольные движения могут быть пластичными и тонко выверенными;

– движения вычурны, манерны;

– ребенку свойственны гримасничанье, неожиданные жесты;

– используются защитные ритуалы.

Внутренний мир заполнен страхами и фантазиями, оторванными от реальности. Содержание фантазий вычурно и сказочно. Часто наблюдается перевоплощение в животных, при игре характерен полный отрыв от реальности.

Процент больных с РДА неуклонно растет, в течение нескольких лет он увеличился в 10 раз. Легкие стертые формы РДА наиболее распространены. Бывает трудно провести линию между РДА и шизоидной психопатией. Выделяют:

1) качественное нарушение реципрокного взаимодействия, проявляющееся в неспособности использовать для социального взаимодействия визуальный контакт, мимику и жестикуляцию; неспособность установления контакта со сверстниками; нарушение реакции на других людей, отсутствие коррекции поведения в зависимости от социальной ситуации, а также общих интересов с людьми;

2) качественные аномалии общения, проявляющиеся в задержке формирования или полного отсутствия спонтанной речи, неспособности начинать и поддерживать беседу, повторяющейся и стереотипной речи, отсутствии спонтанных ролевых и подражательных игр;

3) ограниченное повторяющееся и стереотипное поведение, которое проявляется в поглощенности стереотипными и ограниченными интересами; навязчивая привязанность к специфическим ритуалам; стереотипные моторные маневризмы (вычурные движения); повышенное внимание к частям предметов или нефункциональным элементам игрушек (крутить колеса у машины, хлопать ботинками и т. п.).

Феномен эмоциональной связи в стилистике двойной связи используется людьми в повседневной жизни, но не у всех приводит к развитию аутизма. Биологические предпосылки формирования аутизма изучаются множеством других подходов.

С позиции психофизиологического подхода заболевание является следствием нарушения определенных психофизиологических механизмов. С.С. Мнухин считает, что при аутизме имеется первичное снижение витального тонуса, а по мнению Римланда – нарушение уровня бодрствования. Орниц и Бендер предполагают первичную патологию вестибулярного аппарата, нарушение константности восприятия.

С позиции клинического подхода при аутизме на первый план выступает слабость «Я», нарушение сознания и активности (Лудтц). Аспергер первичным считает врожденную инстинктивную недостаточность; Шесс – врожденную тревожность; Кревелин – недостаточность интуиции, не способность понимания переживаний других людей.

Нейропсихологические гипотезы связывают аутизм с нарушением корковых функций преимущественно левого полушария (речевых зон) или с гипоактивностью правого полушария, переработкой образной и символической информации, оторванностью от реальности без опоры на реальные впечатления, изолированностью символов. Ни одна из концепций не является общепризнанной и не может объяснить весь спектр нарушений при аутизме, акцент делается на аффективных расстройствах.

Выделяют две группы расстройств при РДА.

Первая группа – причина проявлений аутизма лежит в эмоциональных нарушениях. В отечественной дефектологии наибольшее предпочтение отдается концепции Лебединского – Баянской, Никольской и Либлинг, считающих, что биологическая недостаточность создает особые условия, к которым вынужден приспосабливаться ребенок с аутизмом. Его развитие находится под влиянием двух патогенных факторов:

1) нарушения возможности активного взаимодействия со средой, проявляемого в снижении жизненного тонуса;

2) снижения порога аффективного дискомфорта в контактах с миром – гиперстезии и болезненной ранимости в контактах, что провоцирует усиление защитного поведения ребенка.

Аутизм рассматривается как защитный компенсаторный механизм, позволяющий ребенку выжить во враждебном мире. Ранние эмоциональные нарушения определяют расстройство других высших психических функций: мышления, речи, моторики.

Вторая группа – аффективные нарушения, производные от специфических когнитивных нарушений. В концепциях второй группы (Фриц, Лесли, Барон Кохем) нарушение когнитивной сферы отмечается повреждением фундаментальной способности понимать намерения других людей. Все дети в норме начинают сознавать, что и у других людей существуют желания, намерения, определяющие поведение. У детей с аутизмом этой способности нет, что приводит к нарушениям развития воображения и формирования социальных навыков.

Динамика развития аутиста. При поздней постановке диагноза (после трех лет) информация анамнестических данных собирается у близких.

В возрасте до 1,5 лет отмечается слабость психического тонуса, проявляющаяся в общей вялости, недостаточности инстинктивной сферы, снижении аппетита, слабо выраженном инстинкте самосохранения, отсутствии реакции на дискомфорт. Навыки уверенной ходьбы долго остаются несформированными, страдает развитие целенаправленных действий, преобладают стереотипные действия, ритмические разряды импульсивных действий. Не научившись ходить, такие дети могут импульсивно броситься бежать. рано проявляются нарушения в моторной сфере, возникают сложности диагностирования олигофрении и детского церебрального паралича (ДЦП). В речевом развитии дети застревают на этапе вокализации и речевого прелингвистического развития.

Развитие аутизма включает пять стадий:

1) до 1 месяца отмечается недифференцированный плач как тотальный ответ на любой неблагоприятный стимул;

2) от 1 до 5–6 месяцев – стадия дифференциации плача;

3) с 6–7 месяцев – гуканье, ребенок внимательно слушает звуки речи, активно их продуцирует;

4) от 6 до 12 месяцев – лепет, активное повторение звуков, слов;

5) от 9 до 12 месяцев – эхолалии, ребенок повторяет звуки, которые слышит от находящегося рядом.

В возрасте пяти лет дети с РДА могут быть обучены навыкам самообслуживания. В дошкольном возрасте становятся наиболее заметны противоречия и разнообразные варианты аутизма, страхи окружающей действительности с проявлением сильной агрессивности и озлобленности. Такие дети избирательны в еде, но в то же время тянут в рот все, что попалось на глаза. Наиболее выражены нарушения в речи, могут возникать периоды мутизма. Поведение характеризуется повышением количества реакций негативизма и протеста, отказом от уже имеющихся навыков. Аутистам также свойственны дефицитарность, изоляция функций, парциальность и асинхрония развития.

О.С. Никольской предложена классификация, основанная на анализе нарастания общемозговой симптоматики.

1. дети-катотоники – речи нет совсем, вокализация сводится к отдельным звукам и сочетаниям. Нет контакта. Поведение представляет бесцельную ходьбу и стереотипию движений. Интеллектульное развитие находится на уровне тяжелой олигофрении.

2. легкая степень катотонии – способны избирательно использовать слова, формируется избирательная привязанность. Поведение сводится к стереотипным действиям.

3. психопатоподобная симптоматика – развитие речи с аутистическими особенностями, отмечается патология влечений, высокий уровень агрессивности, фантазии.

4. неврозоподобная симптоматика – повышенная ранимость, неуверенность в себе, страхи, сильная симбиотическая связь с матерью.

Основные дефекты, мешающие развитию аутиста: дефицит психической активности; нарушения инстинктивно-аффективной сферы, сенсорики, речи, двигательные нарушения; недостаточность регуляторных систем; поражение базального уровня полирегуляции, обеспечивающего тоническую основу функций – уровень бодрствования; психическая активность и побуждение к деятельности.

Варианты РДА связаны с дефицитом психической активности. В норме психическая активность разворачивается таким образом: при действии стимула происходит мобилизация и поддержание активности, а при аутизме быстро наступает истощение. При РДА полностью редуцированы фазы реакции на стимул – всплеск активности (короткая фаза) и истощение. Резкий стимул ведет к перевозбуждению и истощению из-за недостаточности тонуса. В любой психической активности отсутствует приспособительная мобилизация. Как следствие, нарушается концентрация внимания и сразу наступает истощение. Дефицит психической активности проявляется в слабости моторного тонуса. Отмечается нарушение витального аффекта – любое переживание объекта сопровождается чувством неприязни.

В процессе аномального онтогенеза формируются вторичные нарушения. Основным нарушением будет аутизм – комплекс внешних поведенческих характеристик.

Первичный дефект создает неполноценность, и ребенок вынужден к ней приспосабливаться, стабилизировать среду своего существования,

т. е. аутизм – это защитный компенсаторный механизм, позволяющий уберечься от среды.

Вторично страдают социально детерминированные стороны психики: навыки опрятности, самообслуживания; характерны трудности формирования игры. Также страдают процессы восприятия, формирующиеся в ходе предметной деятельности, – планомерное исследование объекта, выделение признаков (искажено или не сформировано). Несмотря на взросление, в восприятии доминирует аффективный компонент. Критерий дифференциации изображений у детей с РДА – приятность (не приятность), что влияет на развитие речи.

Проведение экспериментального исследования развития мышления и речи при РДА позволило сделать следующий вывод: у ребенка своевременно не складываются межцентральные взаимодействия – отдельные психические процессы развиваются в условиях изоляции, формируется диспропорция интеллектуального развития, когда значительные достижения в одних сферах сочетаются с недоразвитием других.

Патологические особенности развития при РДА связаны с отдельными нарушениями психического тонуса, аффективной сферы, восприятия, моторики, речи, регуляторных систем, с затруднением социальной адаптации, асинхронией развития в целом – искажением нормального взаимодействия функций.

Задания для самостоятельной работы по теме

«Искаженное и дисгармоническое развитие»

1. Определите место эмоциональных нарушений в психическом развитии ребенка.

2. Подготовьте сообщение на тему «Аутичный ребенок».

3. Подготовьте материал для диагностики эмоционального развития ребенка и его нарушений.

Рекомендуемая литература: [10, 21, 54, 55, 56, 57].

Семья в психологической консультации

5. Дисгармоническое психическое развитие — тип дизонтогенеза, основой которого служит врожденная или рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Для него характерны явления задержки развития одних психических функций с парциальным ускоренным развитием других. Эта диспропорциональность формирует некоторые аномальные варианты личности, для которых характерна «неадекватная реакция на внешние: средовые раздражители, вследствие чего более или менее нарушено поведение и затруднена активная приспособляемость к окружающей среде» (Г. Е. Сухарева, 1959, с. 38). Этот вид дизонтогенеза клинически определяется как психопатия или патологическое развитие личности. Дисгармоничность психики первично обусловлена нарушениями в эмоциональной сфере.

Типична дисгармония между интеллектуальной и эмоциональной сферами. Первично сохранный интеллект не регулирует эмоциональную сферу, а часто находится от нее в большей зависимости, чем наблюдается в норме.

В табл. 1 приводятся (в обобщенном виде) результаты патопсихологического обследования состояний психических сфер ребенка, характерные для того или иного типа дизонтотенеза.

Методические средства, которые использовались нами для диагностики аномального психического развития ребенка, разработаны в отечественной патопсихологии (Б. В. Зейгарник, 1976; С. Я. Рубинштейн, 1970) на основе обширных данных, касающихся эксперимен­тально установленных феноменов психического разви­тия и методик их исследования. В связи с тем, что ме­тодики патопсихологического обследования были неоднократно описаны в соответствующей литературу (С. Я. Рубинштейн, 1970; Л. А. Булахова и др., 1980) в данном разделе мы лишь приведем список основных методик, применяемых в психологической семейной консультации.

I. Обследование познавательной сферы.

Память изучается с помощью следующих методик:

запоминание 10 слов, опосредованное запоминание по Леонтьеву, запоминание интерферирующих рядов, за­поминание фраз, запоминание текста, запоминание цифровых рядов в прямом и обратном порядке различной длины, пиктограммы (Атлас. 1980).

Для диагностики особенностей внимания использу­ются таблицы Шульте, методика Когана, куб Липка, кодирование знаков по Векслеру, поиск недостающих деталей на картинках (С. Я. Рубинштейн, 1970; А. Ю. Панасюк, 1973).

Для диагностики мыслительной деятельности при­меняются: классификация, пиктограмма, исключение четвертого, простые и сложные аналогии, понимание скрытого смысла фраз и текста, установление сходства и различия, ассоциативный эксперимент, составление рассказов по картинкам, кубики Кооса, составление фигур по их частям, методика Выготского — Сахарова (Атлас. 1980).

Обследование умственной работоспособности производится с использованием методик: счет по Крепелину простые аналогии. Истощаемость хорошо видна в процессе выполнения любой методики, требующей мной времени.

II. Обследование речи осуществляется с помощью проверки запаса слов, грамматического уровня, чистоты произношения. Скорость речи проверяется в процессе составления рассказа по картинке и пересказа (Атлас. 1980).

III. Проверка движений осуществляется с помощью теста Бендер (Спецпрактикум. 1980), а также методики Гуревич — Озерецкого (М. Гуревич, Н. Озерецкий, 1930).

IV. Эмоционально-волевая сфера исследуется с применением детского варианта теста Розенцвейга (А.М. При­хожан, Н. Н. Толстых, 1982), САТа, теста Роршаха; методики, выявляющей уровень притязаний, незаконченных предложений, ассоциативного эксперимента (Л. Ф. Бурлачук, 1979).

Если в ходе патопсихологического обследования ребенка выявляются признаки серьезной аномалии пси­хического развития, необходимо направить ребенка к психиатру. В случае установления психического за­болевания он направляется на лечение в соответствую­щие учреждения. Психологическая помощь в таких случаях оказывается родителям больного ребенка.

Проведенная психологическая диагностика развития ребенка помимо решения собственных задач позволяет также определить степень обоснованности жалоб роди­телей. Психологическая помощь родителям и детям осуществляется во всех случаях, но содержание ее раз­лично. Обобщенно возможные виды психологической работы в зависимости от жалоб родителей и их детер­минант можно представить следующим образом.

Детерминанты необоснованных жалоб родителей

Источники:
Искаженное психическое развитие
Искаженное психическое развитие характеризует ран­ний детский аутизм. Из всех нарушений психического развития ранний дет­ский аутизм характеризуется наибольшей сложностью и дис­гармоничностью
http://studopedya.ru/2-28142.html
Искаженное психическое развитие
Просмотр и скачаивание документов
http://gigabaza.ru/
Искаженное психическое развитие
Искаженное психическое развитие. Ранний детский аутизм Комплекс внешних проявлений может быть экзогенно обусловленным и иметь органическую природу, а также может быть вторичного психогенного
http://helpiks.org/2-65123.html
Семья в психологической консультации
Документ — При органической деменции большое значение имеет нарушение целена­правленности мышления, нарушение критичности, от­сутствие понимания и переживания своей несостоя­тельности.
http://gigabaza.ru/doc/139400-p8.html

COMMENTS