Интеллектуальное развитие ребенка

Статья «Интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста»

Статья «Интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста»

Интеллектуальное развитие — непрерывный процесс, совершающийся в учении, труде, играх, жизненных ситуациях, и что оно наиболее интенсивно происходит в ходе активного усвоения и творческого применения знаний, т. е. в актах, которые содержат особенно ценные операции для развития интеллекта.

Само понятие интеллектуального (умственного) развития трактуется разными исследователями по-разному.

В числе первых с призывом заняться исследованием общего умственного развития, общего интеллекта выступили С. Л. Рубинштейн и Б. Г. Ананьев. Так, Ананьев говорил об этих категориях, как о такой сложной психической особенности человека, от которой зависит успех учения и труда.

Указанная проблема исследовалась в самых различных направлениях. Среди этих исследований следует отметить исследования Н. С. Лейтеса, отмечающего, что общие умственные способности, к которым относится прежде всего качество ума (хотя они могут существенно зависеть также от волевых и эмоциональных особенностей, характеризует возможность теоретического познания и практической деятельности человека. Самое существенное для человеческого интеллекта состоит в том, что он позволяет отражать связи и отношения предметов и явлений окружающего мира и тем самым дает возможность творчески преобразовать действительность. Как показал Н. С. Лейтес, в свойствах высшей нервной деятельности коренятся некоторые активности и саморегуляции, что собой существенные внутренние условия формирования общих умственных способностей.

Психологи пытаются раскрыть структуру общих умственных способностей. Например, Н. Д. Левитов считает, что общие умственные способности прежде всего включают в себя те качества, которые обозначаются как сообразительность (быстрота умственной ориентировки, вдумчивость, критичность.

интеллектуальное развитие — это развитие определенных структур интеллекта, в ходе которого мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность (взаимосвязанность и согласованность множества операций, обратимость (возможность в любой момент вернуться к начальной точке своих рассуждений, перейти к рассмотрению объекта с прямо противоположной точки зрения и т. д., автоматизированность (непроизвольность применения, сокращенность (свернутость отдельных звеньев,»мгновенность» актуализации)

Интеллектуальное развитие дошкольника

Современные психолого-педагогические исследования демонстрируют преемственность понятий умственного и интеллектуального развития. Иногда эти термины почти подменяют друг друга.

Что же входит в понятие «умственное развитие» ребенка.

Умственное развитие — это количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребенка (под влиянием воспитательных воздействий возраста, обогащения опытам, необходимым условием которых является полноценность органического субстрата, понимаемая как сохранность нейроанатомических структур и тонких физиологических механизмов мозговой деятельности и всех функциональных систем организма

В целом уровень умственного развития можно определить как совокупность знаний, умений и свободное оперирование сформировавшимися при их усвоении умственными действиями и формами мышления (наглядно-действенными, наглядно-образными и словесно-логическими)

интеллектуальное развитие — это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы. Также к интеллектуальному развитию относятся речевое развитие и способность к самообучению. Все это не предопределено и заранее не заложено в ребенка: только от родителей зависит, как быстро он научиться самостоятельно мыслить. Эти процессы, например, можно ускорить, замедлить или даже остановить на каком-то этапе.

Интеллектуальное развитие ребенка, в зависимости от возраста, имеет несколько стадий. В конце первого — начале второго года, пока малыш еще не овладел активно речью, ему присуще наглядно-действенное мышление. В этом возрасте наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребеночку познакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познавания мира.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста развивается именно, когда он ненамеренно, а естественным образом, неосознанно впитывает все знания об окружающем мире и о системе мироздания. Тогда к школьному возрасту у ребенка сложится собственное мировоззрение, благодаря которому он будет способен высказывать суждения. Поэтому не следует сводить развитие интеллекта ребенка к примитивному освоению чтения и письма в раннем возрасте, а следует идти по пути развития в самом широком понимании этого слова, где интеллектуальное развитие пересекается с физическим, эстетическим и, в конечном итоге, становится общим.

Духовно-интеллектуальное и социальное становление личности ребенка в условиях ДОУ В настоящее время важной государственной задачей является задача воспитания подрастающего поколения, ориентированного на высокие нравственные.

Интеллектуальное и творческое развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием нестандартных игровых технологий Все современные программы и технологии дошкольного воспитания выдвигают в качестве основной задачи – всестороннее развитие личности ребенка,.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через развивающие игры Задумайтесь, насколько важно для взрослых видеть, как растут и развиваются их дети. Насколько важно ребёнку для своего развития узнавать.

Консультация «Интеллектуальное воспитание дошкольников начинается с дошкольного возраста» Большой вклад в развитие теории и практики интеллектуального дошкольного воспитания внесли психологи Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, А.

Родительское собрание «Интеллектуальное развитие старших дошкольников» Интеллектуальное развитие старших дошкольников (родительское собрание) Цели: Знакомство родителей с условиями, методами использования.

Статья «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.» Актуальность проблемы развития речи детей связана с тем, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников.

Статья «Социально-педагогическое сопровождение ребенка из неполной семьи в условиях дошкольного образовательного учреждения» В настоящее время каждая третья семья неполная, так как разрушительные последствия реформ сказались и на моральном климате в обществе, что.

№ 744760-016-015 от 15 мая 2017

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Макет «Лес. Дикие животные»

Дерево «Времена года»

Лэпбук по экологии

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю — МААМ.ру:

Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.

«Свидетельство о портфолио» — сразу. Свой сайт — бесплатно.

Нажмите здесь и зарегистрируйтесь сейчас!

Учредитель, издатель, главный редактор: Фонов Д.В. Редактор, администратор: Вовченко Е.А.

Редакция: 400066, РФ, Волгоград, ул. Мира, д. 11, кв. 36.

ISSN 2587-9545 зарегистрирован в Национальном Агентстве ISSN Российской Федерации

Эл № ФС77-57008 свидетельство о регистрации СМИ | 6+

Интеллектуальное развитие ребенка

Интеллектуальное развитие – важный этап в жизни каждого ребенка. Все родители хотят, чтобы их детки выросли всесторонне развитыми и смышлеными. Однако при этом важно не забывать и о том, что каждому детскому возрасту соответствует свой собственный уровень интеллектуального развития, соответственно, все интеллектуальные нагрузки должны быть ребенку по силам.

Что такое интеллектуальное развитие

Как это ни странно, педагоги и психологи никак не могут прийти к единому мнению касательно того, что же на самом деле такое интеллектуальное развитие ребенка. Одни полагают, что интеллектуальное развитие – это сумма определенных знаний и умений, а другие – что это способность усваивать различные знания и решать нестандартные ситуации.

Важно понимать, что интеллектуальное развитие ребенка не является заранее предопределенным: его можно не только ускорять, но и замедлять, и даже останавливать практически на любом его этапе (как правило, данный фактор целиком и полностью зависит от сложившихся обстоятельств).

Каждый заинтересованный в интеллектуальном развитии своего ребенка родитель старается направить в конструктивное русло неуемную энергию малыша и его желание получить как можно больше информации об окружающем мире. И это неспроста – практически все детишки очень активны и невероятно любознательны, а также на удивление быстро схватывают новую и интересную для них информацию.

В целом интеллектуальное развитие ребенка проходит ряд определенных закономерных стадий, где каждая предыдущая подготавливает последующие. При этом пройденные стадии ни в коем случае не исчезают и не забываются, а сохраняются и впоследствии развиваются. К примеру, словесно-образное мышление дошкольника с достижением школьного возраста поднимается на целую ступень выше, и ребенок начинает усваивать поэзию, музыку и изобразительное искусство.

Что требуется для интеллектуального развития ребенка

  • Интеллектуальное развитие малыша всегда начинается в семье: с элементарных игр, с волшебных сказок, рассказанных перед сном, и с установления взаимопонимания между ребенком и взрослыми. Все эти моменты накладывают отпечаток на дальнейшее развитие крохи и образ его мышления. Кстати, если внимательно понаблюдать за малышом и установить, в какие сюжетно-ролевые игры он любит играть, легко можно определить тип отношений в семье, где он растет. Именно поэтому родители должны подавать своим поведением достойный пример для подражания ребенку. Умные и любознательные детки чаще всего растут в семьях, где царят спокойная доверительная атмосфера и взаимная поддержка, а также никто не препятствует всестороннему развитию крохи.

  • Активность малыша всегда нужно поощрять (безусловно, в разумных пределах). Стремление что-то открывать, закрывать, собирать, разбирать, ломать и чинить заслуживает поощрения, ведь в процессе столь увлекательной самостоятельной деятельности ребенок учится думать и мыслить, а также проявляет сообразительность и смекалку.
  • Время от времени следует подбирать интеллектуальные задачи, которые были бы интересны и ребенку, и родителям, и пытаться решать их совместными усилиями. С этой целью можно, например, полистать книги по астрономии или по биологии. Нередко именно в результате такой совместной деятельности малыш начинает любить определенный предмет или занятие.
  • Очень важно развивать в ребенке любовь к чтению. Конечно, сперва это будет лишь техническое чтение (точнее, развитие навыков чтения), зато немного спустя в свои права вступит содержательный этап – ребенок начнет понимать содержание книг и их сюжет. Самое главное в этом деле – не принуждать малыша к чтению силой, потому что он должен получать от данного процесса удовольствие.

  • Еще одним важнейшим аспектом интеллектуального развития малыша считается творчество – совместное с родителями или же сугубо детское. Особенно важную роль творчество играет в развитии дошкольников. Малыша всегда нужно поощрять к творчеству и хвалить его за любые рисунки и поделки.
  • При выборе наиболее подходящей для ребенка школы обязательно следует обратить внимание на отношение педагогов к детишкам (для младших школьников это особенно важно): насколько они добры к ребятишкам и дают ли им возможность полюбить занятия. Не менее важно и наличие всевозможных факультативов, секций и кружков, которые ребенок сможет посещать по желанию.
  • Не стоит забывать и о самом главном условии интеллектуального развития ребенка – ребенок должен получать от процесса познания радость и удовольствие. А вот если он выполняет то или иное задание из страха быть наказанным, из послушания или из желания получить какую-либо награду, то определенные знания он, конечно же, усвоит, только к его способностям это не будет иметь никакого отношения.

Разумеется, любой родитель задается вопросом о том, достаточно ли развит его малыш для своего возраста и не имеет ли он каких-либо нарушений в интеллектуальном развитии. Ответить на данный вопрос помогают специально разработанные тесты, причем каждый такой тест рассчитан на определенный возраст ребенка. Если правильно ими воспользоваться, можно получить довольно достоверную информацию и, исходя из этого, сделать соответствующие выводы.

Умственное развитие ребенка

Словно губка, впитывают в себя любую информацию, постоянно осваивают новые знания и умения в процессе игры, при общении с окружающими, во время занятий с родителями или педагогами. В это время очень важно создать наиболее подходящие условия для интеллектуального развития ребенка, придать нужное направление деятельности малыша. Самое ценное в этих занятиях — то, что инициатива, тяга к узнаванию нового исходит непосредственно от ребенка, а не от взрослых. Так закладывается фундамент для последующего всестороннего развития и формирования гармоничной, самостоятельной, образованной личности.

Чтобы правильно организовать умственное воспитание детей, необходимо учитывать возрастные особенности, способности, интересы конкретного ребенка, не допуская перегрузок, учить ребенка тому, что он в состоянии понять и осмыслить на данном этапе, одновременно стимулируя его стремление к новым знаниям. Правильно поставленное обучение способствует нормальному своевременному умственному развитию ребенка.

Умственное развитие ребенка происходит по индивидуальной схеме, однако для каждого ребенка можно выделить основные этапы, так называемые «окна возможностей», когда определенные навыки развиваются наиболее успешно. Традиционно психологи выделяют три типа умственного развития ребенка: эмоциональное, логическое и речевое.

Эмоциональное развитие начинается с самого рождения ребенка и наиболее интенсивно продолжается на протяжении первых полутора лет жизни. Психологи утверждают, что эта составляющая чрезвычайно важна для полноценного интеллектуального развития ребенка и является своеобразным залогом успешности в будущем. Развитый эмоциональный фон формирует у человека хорошие моральные стандарты, которые позволяют ему наилучшим образом реализовать себя в жизни. Вот почему для ребенка в первые годы жизни так важны спокойная доброжелательная обстановка в доме, общение, улыбки и похвалы родственников.

Дети рождаются с уникальными способностями к восприятию и изучению любого языка. Взрослый человек, изучая иностранный язык, никогда не сможет так легко овладевать грамматическими и речевыми конструкциями, как это делает ребенок, учась говорить. Стимулировать это развитие можно и нужно, разговаривая с ребенком, называя окружающие предметы, объясняя и озвучивая свои действия. Кроме того, с самого раннего возраста можно начинать читать ребенку книжки, даже если он не в состоянии пока понять их смысл. Как только малыш начнет говорить, нужно разучивать с ним стишки и песенки, тренируя одновременно и речь, и память. В дошкольном возрасте же следует начинать занятия иностранным языком. На фоне освоения родного языка эти уроки будут более продуктивны, чем в более зрелом возрасте, когда лингвистическая система уже сложилась.

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием мелкой моторики. Уже в первые месяцы жизни, играя с ребенком в ладушки, вы закладываете потенциал для дальнейшего развития разговорной речи, в свою очередь необходимой для полноценного умственного развития ребенка. Чтобы сделать занятия с малышом одновременно и полезными, и веселыми, придумано множество пальчиковых игр с веселыми песенками-потешками. Для развития мелкой моторики полезно давать малышу подержать предметы всевозможных размеров и форм.

Наиболее интенсивное развитие лингвистических способностей приходится на первые десять лет жизни ребенка, и этот момент следует учитывать в процессе умственного воспитания детей. Чтобы стимулировать развитие речи, нужно не только читать с ребенком книги, но и обсуждать прочитанное, пересказывать короткие рассказы, описывать изображения на картинках. В качестве новой игры можно предложить малышу сочинить новую историю про любимых персонажей книги или мультфильма.

Основы для логического и математического развития закладываются у детей в период от года до пяти лет. Согласно исследованиям, навыки решения проблем и логического мышления связаны с развитием зрения, слуха и осязания. Например, развитие математических способностей взаимосвязано с развитием музыкального слуха. Поэтому стимулировать развитие логических и математических способностей можно, не только играя в специальные игры, конструкторы, но и занимаясь вместе с ребенком сортировкой различных по величине, форме и назначению предметов и прививая ему интерес к музыке.

Секреты гармоничного интеллектуального развития ребенка

Первоначально интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его знакомства с окружающим миром, общения и освоения общественного опыта. В раннем возрасте стремительно развиваются основные познавательные процессы: внимание, память, восприятие, мышление. При этом именно восприятие является в этом возрасте основной познавательной функцией. С его помощью ребенок овладевает такими понятиями, как размер, цвет, форма, назначение предметов. В это время дети учатся узнавать предметы, соотносить предмет с изображением на картинке, узнают назначение окружающих их вещей. Кроме того, активное восприятие в раннем возрасте способствует развитию других познавательных процессов — памяти, мышления, внимания.

Восприятие ребенка в раннем возрасте существенно отличается от восприятия дошкольника. И хотя ребенок стремится усвоить как можно больше информации, мозг его быстро утомляется, поэтому при занятиях с детьми до 4–5 лет необходимо чередовать различные виды деятельности: активные игры и отдых, умственные нагрузки и физические упражнения.

Только к семи – восьми годам, когда у детей закладываются основы образного мышления, оторванного от конкретных практических действий и предметов, для ребенка становится понятной ценность обучения как самостоятельного процесса, отделенного от игры и развлечений. В это время у детей формируется познавательный интерес, на котором и строится организация образовательного процесса в начальной школе.

Важно помнить о том, что развитие мышления у детей определяется не только их способностями и возрастными особенностями, но и объемом и характером информации, которую они получают. Для гармоничного интеллектуального развития ребенка ему необходимо обеспечить доступ к самым разнообразным знаниям, новостям, впечатлениям. При этом нужно строго соблюдать границу, за которой начинается пересыщение информацией, ведущее к переутомлению и психической перегрузке. Такая перегрузка особенно опасна при длительном просмотре телевизионных программ или чрезмерном увлечении компьютерными играми.

В процессе воспитания детей не следует забывать о ценности родительского одобрения и похвалы. Отмечая каждое достижение ребенка, поощряя его добрыми словами и лаской, вы тем самым повышаете его уверенность в собственных силах и стремление к новым результатам, а эти качества просто необходимы для интеллектуального развития ребенка и его успешности в будущем.

Дошколята

Принимайте решение, ориентируясь прежде всего на темперамент малыша.

Источники:
Статья «Интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста»
Статья «Интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста»
http://www.maam.ru/detskijsad/statja-na-temu-intelektualnoe-razvitie-rebenka-doshkolnogo-vozrosta.html
Интеллектуальное развитие ребенка
Интеллектуальное развитие ребенка Интеллектуальное развитие – важный этап в жизни каждого ребенка. Все родители хотят, чтобы их детки выросли всесторонне развитыми и смышлеными.
http://womanwiki.ru/w/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0
Умственное развитие ребенка
Развитие интеллектуальных способностей ребенка с помощью математики, логических игр.
http://www.vashevse.ru/spravochnik/vospitanie-i-razvitie/3125-umstvennoe-razvitie-rebenka

COMMENTS