Интеллектуальное развитие ребенка

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Киселева Эльвира Рудольфовна / Kiseleva Elvira Rudolfovna – воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 178»

Аннотация: В статье рассматриваются особенности интеллектуального развития дошкольников. В статье раскрывается связь зависимости интеллектуального развития дошкольника от особенностей его взаимодействия с окружающей го социальной средой

Annotation:The article discusses the features of the intellectual development of preschool children. The article reveals the connection depending on the intellectual development of preschool on the characteristics of its interaction with the environment of the social environment.

Ключевые слова: интеллектуальное развитие, интеллект, дошкольный возраст

Key words: intellectual development, intelligence, preschool age

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познавании окружающего мира. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться.

Так что же такое — интеллектуальное развитие ребенка? Существует вечный спор, что же такое интеллектуальное развитие. Одни психологи утверждают, что это набор определенных знаний и умений, другие считают, что показателем его является способность усваивать информацию и использовать ее в случае необходимости.

В одном все согласны: интеллектуальное развитие ребенка зависит от окружения. А значит, на него влияют многие факторы, которые в каких-то случаях тормозят развитие, а в некоторых наоборот существенно ускоряют.

Интеллектуальное развитие ребенка, в зависимости от возраста, имеет несколько стадий. В конце первого — начале второго года, пока малыш еще не овладел активно речью, ему присуще наглядно-действенное мышление. В этом возрасте наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребеночку познакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познавания мира.

У дошкольников в возрасте 4-6 лет просыпается уже наглядно-образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями. Мышление деток на этом этапе подчинено их восприятию .

Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делиться на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для последующего.

Главное условие интеллектуального развития ребенка – хорошая атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда адекватно отреагируют на просьбу, помогут дружеским советом и делом, создают благоприятную почву для развития. Спокойный, уверенный в своей значимости в этом мире ребенок будет с большим интересом изучать все, что его окружает, а значит и гармонично развиваться.

Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.

Для ребенка игра — это жизнь. Игра — один из сложнейших, а в жизни ребенка и важнейших видов деятельности.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. С помощью игры можно привлечь интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников. Можно организовать обучение и развитие ребенка в виде самой привлекательной, и главное, основной для него деятельности — игры.

Игра — основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка. Прежде чем говорить о развитии дидактических игр, следует напомнить, что понятие «развитие интеллекта» включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, т.е. всех умственных способностей.

Умственное воспитание – это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей

Сконцентрировав своё внимание лишь на одном показателе, нельзя говорить о развитии детского интеллекта в целом. Нелишне заметить, что проводить развивающие дидактические игры лучше с группой детей, так как именно коллективные игры способны гораздо лучше развить интеллектуальные способности. Дошкольное детство-первая ступень в психическом развитии ребёнка, его подготовке к участию в жизни общества. Этот период является важным подготовительным этапом для следующей ступени — школьного обучения. Главное различие между ребёнком дошкольного возраста и школьником — это различие основных, ведущих видов их деятельности. В дошкольном детстве — игра, школьном — учение.

Интеллектуальное развитие ребенка

Все родители мечтают о том, чтобы их ребенок вырос всесторонне развитым и здоровым. В каждом возрасте ребенку присущ свой уровень интеллектуального развития и в любом периоде его жизни можно замедлить или ускорить этот уровень.

Интеллектуальное развитие – это багаж знаний и способность применять эти знания в нестандартных ситуациях. Если ребенок очень активный и ему некуда девать свою энергию, то задача родителей состоит в том, чтобы направить эту энергию в нужное русло, т.е. давать ему возможность узнавать все больше и больше об окружающем его мире.

Многих родителей очень волнует вопрос, а насколько их ребенок интеллектуально развит? Ответ на этот вопрос могут дать определенные тесты, составленные специалистами для каждого возраста ребенка. Однако нужно понимать то, что тестирование может дать только общую картину и, каковы бы ни были его результаты, не стоит отчаиваться, ведь каждый ребенок по-своему уникален.

Существуют некоторые параметры оценки уровня поэтапного развития ребенка в раннем возрасте.

1. Согласие ребенка на принятие задания. На этом этапе ребенок соглашается выполнить задание независимо от качества его выполнения.

2. На втором этапе отмечается несколько способов выполнения задания:

— ребенок самостоятельно выполняет задание;

— ребенок выполняет задание с помощью взрослого;

— ребенок сам выполняет задание после обучения.

Во всех случаях оценивается адекватность выполнения задания ребенком. Неадекватность свидетельствует об умственном нарушении развития ребенка. Задания задаются от более простых к более сложным.

3. На третьем этапе важна обучаемость ребенка, т.е. возможность принимать помощь от взрослых. Возможно, это будет выполнение задания по подражанию. Если после этих показов ребенок не сможет повторить его выполнение, то это будет говорить о сниженном интеллекте.

4. Отношение к результату. У ребенка должна присутствовать заинтересованность в конечном результате. Если наблюдается безразличие, то это говорит о нарушении интеллектуального развития ребенка.

Интеллектуальное развитие ребенка через дидактические игры

Игры имеют связь с деятельностью человека и выступают в форме труда, общения, познания, спорта. Основу дидактической игры составляют особенности деятельности детей в игре, правил и действий, организации жизни детей.

Дидактические игры можно сгруппировать по видам:

1) Дидактические игры — путешествия. Игры-путешествия развивают наблюдательность ребенка, облегчают преодоление трудностей и нацелены на достижение успеха. Вначале ставится задача, затем выясняются способы ее решения, далее следует выполнение этапов решения задачи, за ними следует радость от их выполнения и в итоге отдых.

2) Дидактические игры — поручения. Эти игры немного проще, чем предыдущие и короче по продолжительности. Целью этих игр является побуждение к действию.

3) Дидактические игры — предположения. Цель этой игры заключается в том, что перед ребенком нужно поставить задачу и создать ситуацию. Ребенок должен ее осмыслить и выполнить соответствующее действие.

4) Дидактические игры — загадки. Цель этой игры – проверка знаний и выявление находчивости ребенка. Разгадывание загадок ведет к анализу, формированию способности рассуждать и делать выводы.

5) Дидактические игры — беседы. Такая игра воспитывает у ребенка умение слышать педагога и ответы других детей, способность дополнять сказанное другими и высказывать свое собственное мнение.

Интеллектуальное развитие ребенка при подготовке к школе

Перед тем как пойти в школу у ребенка должен сложиться определенный запас знаний. Ребенок должен знать название города, в котором он живет; имена своих родителей, и кем они работают; должен знать, сколько месяцев в году, их названия, дни недели; знать виды животных, деревьев, цветов.

Готовность к школе определяется формированием у ребенка определенных умений. Ребенок должен уметь воспринимать информацию и уметь задавать вопросы. Взрослые должны помочь ребенку развить потребности к познанию. Предлагая решить определенные задачи, они тем самым помогут развить мыслительную деятельность ребенка.

В дошкольном периоде у ребенка должна правильно сформироваться разговорная речь. Он должен уметь передать то, что услышал, и четко выразить свою мысль. Главное, чтобы у ребенка было желание познавать новое, и он смог сосредоточиться на работе разного характера. Развитие памяти и мышления дают возможность ребенку изучать предметы и явления, выделять что-то особенное в них и делать свои собственные выводы.

Главным аспектом интеллектуального развития детей является развитие у них творческих способностей. Кроме того, для того чтобы ребенок был достаточно развит в интеллектуальном плане нужно поощрять его любознательность. В этом процессе он будет проявлять свою смекалку и сообразительность. В целом ребенок должен научиться получать удовольствие и радость от процесса познания.

Автор статьи: Журавлева Наталья Григорьевна

Интеллектуальное развитие ребенка

«Ребёнка нужно занять так, чтобы у него не было времени глупостями заниматься», «Нужно заниматься интеллектуальным развитием ребенка!» — частенько мне случалось слышать такое мнение (от самых заботливых мам, между прочим).

Как помочь найти свой путь?

Такие родители из самых лучших побуждений строят график своего ребёнка так, чтобы он постоянно был занят. Школа, затем музыкальная школа, затем танцевальная студия, затем репетитор по английскому, а вечером остается как раз время на то, чтобы поучить уроки. На следующий день такое же плотное расписание на другие кружки, к другим репетиторам.

Всё это делается для того, чтобы ребёнок «не успевал заниматься глупостями».

Наверное, такие папы и мамы думают, что их ребёнок, выйдя во двор, обязательно начнет курить, пить, нюхать клей и пробовать наркотики. Двор вместе с шатающейся там мальчишеской стаей кажется таким родителям олицетворением зла. И нечего там делать их ребёнку.

Интеллектуальное развитие ребенка – как не навредить?

Ребёнок ведь нуждается в развитии. Его образование – это старт в будущее. И это наша, родительская ответственность. Мы озабочены тем, как заставить ребёнка учиться . Нужно тщательно следить за этим процессом – чтобы он старался, как можно аккуратнее учил уроки, участвовал в школьных олимпиадах и много читал.

Не каждый ребёнок поддается таким требованиям – не каждому это под силу. Но есть все же детки, которыми родители смело могут гордиться. Победители олимпиад, круглые отличники, вечно занятые своим развитием.

Отличник в школе

Но почему же вот тот мальчик – золотая голова, умница, победитель государственных олимпиад из самой почтенной семьи — ещё в институте начал пить, а после его окончания и вовсе спутался с плохой компанией и стал героиновым наркоманом? Ведь его ограждали от этого всю жизнь! Ведь он никогда даже не пробовал курить! Ведь он был идеальным ребёнком! И вообще – он гений!

Раннее интеллектуальное развитие ребенка вредит ему — Как и почему такое возможно?

Ответ прост: свое развитие ребёнок должен начинать с нижних векторов (кожный, анальный, уретральный и/или мышечный). Верхние вектора (если они есть у ребёнка) отвечают за тип интеллекта. Когда родители с раннего детства занимаются интеллектуальным развитием ребёнка, оно действительно способствует развитию верхних векторов, то есть интеллекта. Но это происходит в ущерб развитию нижних векторов.

Такой ребенок, вырастая, испытывает трудности в ранжировании, не может найти и занять свое место в обществе. Нижние вектора определяют либидо человека и составляют фундамент характера. При неразвитых нижних векторах (фундаменте) даже сверхразвитые верхние вектора не помогут человеку состояться в этой жизни.

Для развития нижних векторов нужно прежде всего давать возможность ребёнку ранжироваться среди сверстников. И пусть дворовая жизнь, с присущими ей лазаньем по деревьям, крышам и стройкам, игрой в мяч и нечаянным битьём окон, не пугает любящих родителей, хотя и так далека от постулатов интеллектуального развития ребенка. Ребёнок должен «потолкаться» в коллективе, научиться защищать свое мнение, завоёвывать уважение и своё место в стае.

«Гулять во дворе» — это не просто времяпровождение. Ранжируясь в кругу сверстников, ребёнок проигрывает свои видовые роли. Это разовьет заданные ему от рождения свойства до того уровня, когда он успешно сможет их адаптировать в социуме. Уже во взрослой жизни он всегда найдет свое место под солнцем и не пропадет на очередном повороте жизни.

Выбор направления интеллектуального развития ребенка — Родительская ответственность

Она, родительская ответственность, на самом деле состоит не в том, чтобы напихать в голову своему ребёнку максимум информации или начать развивать его интеллект с ранних лет. Лучшее, что можно сделать – это развить в ребёнке то, что задано ему природой. Врожденные психические свойства (вектора) включают в себя и таланты, и способности, и тип интеллекта. Нужно просто увидеть, чем наградила природа вашего малыша.

Считать, что ребёнок – это чистый лист бумаги на котором мы, родители, можем написать все, что угодно – распространенное и на самом деле ужасное заблуждение (!) . Ребёнок получает при рождении свой набор психических качеств и желаний. Правильное интеллектуальное развитие ребенка – это умелое направление родителями его психических ресурсов в правильное русло.

Часто родители делают одну и ту же ошибку – навязывают ребёнку то занятие, которое нравится им самим. Мечтали когда-то научиться танцевать, но не получилось – не беда, ребёнок заполнит этот пробел. И не страшно, что он не хочет туда ходить, и что получается у него хуже всех – научиться. Терпение и труд, знаете ли.

Пытаясь развить в своем детище то, чего в нём нет и быть не может, мы приносим вред интеллектуальному развитию ребенка, тем самым создавая угрозу его будущему. Еще хуже мы поступаем, когда пытаемся подавить неугодные нам психические свойства малыша.

Например, постоянно торопить медлительного ребёнка с анальным вектором, он будет проявлять упрямство, может начать садистировать над животными , обижать девочек в школе. Усугубляя конфликт с таким ребёнком, мы можем вырастить домашнего садиста или даже педофила. Так устроена его психика.

Или другой пример: если постоянно «затыкать рот» незамолкающему ребёнку с оральным вектором , он может начать врать – только чтобы привлечь внимание. Привычка врать может прочно закрепиться в его жизненном сценарии и, вместо талантливого оратора, ведущего или комика родители получат… никчемного врунишку.

Конечно, воспитание ребёнка не нужно пускать на самотек, и ему необходимо то физическое и интеллектуальное развитие, которое могут дать ему детские кружки. Но развивать верхние вектора (то есть, интеллект и таланты ребенка) нужно осознанно и без ущерба для нижних векторов.

Не допусти ошибку!

  • Во-первых, раннее интеллектуальное развитие ребенка (грубо говоря, с самого горшка), которое сейчас очень модно у родителей – это лишнее. Сначала у малыша должны сформироваться нижние вектора.
  • Во-вторых, у вашего школьника должно оставаться достаточно времени для ранжирования – для того, чтобы погулять и поиграть с друзьями во дворе.

Естественно, кружки для вашего школьника нужно выбирать, исходя из его векторального набора (и учитывая его предпочтения).

Пример правильного интеллектуального развития: школьника, обладающего зрительным вектором можно отдать в художественную студию, клуб юных фотографов либо в драматический кружок (в зависимости от его желания). Такому ребенку нужно прививать любовь к чтению – стимулировать его лучшие эмоции, развивая его чувственность и способность любить.

Ребёнка с оральным вектором можно отдать в кружок ораторского искусства или в школьный «Клуб веселых и находчивых».

Идеальный слух школьника, у которого есть звуковой вектор, поможет ему учиться в музыкальной школе и достигать успехов на этом поприще.

Благодаря тренингу Юрия Бурлана, найти правильный подход к своему малышу удалось множеству счастливых родителей.

Среди них психолог-педагог Ольга:

К каждому малышу необходимо найти свой подход, понять его, распознать то, что скрыто в его психическом. Было бы идеально, если бы и воспитатели, и учителя пытались делать это. Но пока что ответственность за правильное интеллектуальное воспитание детей лежит только на родителях.

Узнать больше о правильном развитии ребенка можно на бесплатных лекциях по Системно-векторной психологии. Зарегистрироваться можно по ссылке или кликнув на баннер:

Источники:
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста
Киселева Эльвира Рудольфовна / Kiseleva Elvira Rudolfovna – воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детск
http://scienceproblems.ru/intellektualnoe-razvitie-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
Интеллектуальное развитие ребенка
В каждом возрасте ребенку присущ свой уровень интеллектуального развития. Интеллектуальное развитие – это багаж знаний и способность применять эти знания в нестандартных ситуациях.
http://www.rastut-goda.ru/preschool-child/6510-intellektualnoe-razvitie-rebenka.html
Интеллектуальное развитие ребенка
Пытаясь развить в своем детище то, чего в нём нет и быть не может, мы приносим вред интеллектуальному развитию ребенка, тем самым создавая угрозу его будущему. Еще хуже мы поступаем, когда пытаемся подавить неугодные нам психические свойства малыша.
http://polyova.com/2012/09/intellektualnoe-razvitie-rebenka/

COMMENTS