Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста и особенности их интеллектуального развития

Дети дошкольного возраста и особенности их интеллектуального развития

Некоторые представляют интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста как необходимость передать подрастающему поколению значительный багаж собственных знаний или подать всевозможную информацию из различных источников на блюдце с голубой каемочкой. По этой причине родители зачастую гордятся тем, что их дети посещают всевозможные кружки и секции с очень раннего возраста или умеют читать, писать и считать, когда как другие ребята не знают буквы и не могут сказать даже, сколько им лет.

Тем не менее восхищение обычно вызывает не те девчонки и мальчишки, которые подолгу готовы рассказывать обо всем, что они знают или умеют, а тот малыш, который может на каверзный вопрос дать вразумительный ответ, самостоятельно решает проблему, или достойно и рассудительно ведет себя в нестандартной ситуации.

Интеллект ребенка формируется на основе умения познавать новое и обучаться, логически мыслить, анализировать и систематизировать полученную информацию, определять возможность применения изведанного в различных видах деятельности.

Некоторые взрослые, не желающие или не имеющие возможности уделить много времени своему чаду, подсознательно перекладывают ответственность за его умственное развитие на других. Особое доверие вызывают у них школы раннего развития ребенка. Малыши учатся решать разнообразные задания, проявляют творческие способности. Но если знания и умения, обретенные на подобных занятиях, не находят в жизни применения, все усилия педагогов оказываются потраченными впустую. Близкие ребенка должны участвовать в его развитии и воспитании самым активным образом.

Большинство родителей, бабушек и дедушек воспринимают ребенка как кусок сырой глины, из которой лепить можно все что заблагорассудится. Модным стало водить малышей, которые еще не вкусили всю прелесть детства, на танцы, уроки английского, в спортивные секции или в музыкальную школу. Это часто происходит вопреки нежеланию ребенка или безуспешным попыткам научить его нелюбимому занятию. Неудивительно, что такое раннее умственное развитие ребенка за счет чрезмерной загруженности всевозможными видами деятельности дает обратный эффект – малыш не может сосредоточиться на проблеме, становится невнимательным, упускает важные моменты и, в результате, может отставать в чем-то от сверстников.

В детском коллективе воспитатели часто всех малышей подгоняют под одну гребенку, и требования ко всем предъявляются одинаковые. Хотя из-за особенностей темперамента дети могут отличаться способностью к восприятию, быстротой мышления, длительностью сосредоточения внимания.

В стремлении воспитать в ребенке желанные черты или привить ему определенные умения, взрослые иногда пренебрегают данными, присущими ребенку от природы. Польский педагог и писатель Януш Корчак утверждал: Все, чего достигают дрессировкой, нажимом, насилием, непрочно, неверно и ненадежно. Родители и воспитатели обязаны разглядеть в ребенке задатки и на основе врожденных способностей и желаний развивать потенциал малыша.

Эффективные меры для развития умственных способностей ребенка

Взрослые должны позволять ребенку познавать то, к чему у него душа лежит. Одобрение и поддержка родителей – залог успешного интеллектуального развития ребенка. К примеру, если малыш любит всеобщее внимание, которое он привлекает красноречивыми повествованиями, не стоит препятствовать его самовыражению. Из него может вырасти талантливый актер, телеведущий или писатель. Не стоит заставлять малыша ходить на уроки музыки, если он все свободное время предпочитает посвятить игре в футбол. Если постоянно пресекать эмоциональные порывы ребенка и подавлять его желания, есть риск замедлить его развитие и взрастить неуверенного в себе и безынициативного человека или загубить истинный талант.

Любое проявление любознательности нужно поддерживать, чтобы стимулировать развитие интеллекта у детей. Следует не только разделять интерес ребенка, но и формировать у него широкий кругозор с раннего возраста. Это возможно при отсутствии множества запретов на познание ребенком окружающего мира. Так, если хочется девочке сорвать цветок с куста, не запрещайте это, а лучше подарите микроскоп или энциклопедию растений. Хочет мальчик разобрать предмет по деталям – пусть учится познавать устройство механизма и, по сути, всего материального мира.

С первого года жизни малыша целесообразно проводить с ним пальчиковую гимнастику, использовать развивающие коврики, развивать мелкую моторику при помощи игр с крупой и крупными бобами. Контрастные тактильные ощущения способствуют раннему развитию интеллекта, так как стимулируют мыслительную деятельность и дают первые впечатления обо всем неизведанном.

Вовлекайте ребенка в семейные будничные дела. Обычно дети сами просятся покрутить мясорубку, пропылесосить, вытереть пыль, лепить вареники и т. д. Так ребенок узнает сам, а не из мультиков или понаслышке, о том, как функционируют бытовые приборы, из чего готовятся блюда, как выбирать свежий товар в магазине, как смастерить стул и прочее.

Задача родителей не только накупить множество игрушек для своего чада, но и подсказать ему, как ими пользоваться. В вашей компании он не только построит башню из кубиков с картинками и других фигур, но и изучит формы, цвета, буквы, названия предметов, изображенные на них. Карточки с картинками и буквами пригодятся для раннего знакомства малыша с азбукой. Подберите пазлы и мозаику, соответствующие возрасту ребенка, и собирайте картинку вместе. Читайте с малышом книги со сказками и обсуждайте иллюстрации или выполняйте задания для дошкольников сообща. Учите сынишку или дочку при этом размышлять и делать выводы самостоятельно.

Ничего нет предосудительного в том, чтобы дитя целыми днями играло с друзьями во дворе. Но не ленитесь регулярно вносить разнообразие в его обыденную жизнь. В.А. Сухомлинский говорил: Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Водите ребенка на разные игровые площадки, в цирк, в кукольный театр, музей, на стадион, в парк, на концерты, берите с собой на рыбалку, ходите в гости, устраивайте семейные пикники. Важно во время совместной прогулки с малышом поддерживать беседу, обсуждая все с ним как с взрослым.

Если у вашей семьи много знакомых и друзей с детьми разного возраста, ваш ребенок имеет возможность обогатить словарный запас, овладеть осмысленной речью, учиться налаживать контакт с разными людьми, приспосабливаться к обстановке. Это возможность для социального развития малыша. Кроме этого, встречи с общительными образованными людьми всегда познавательны для маленького почемучки.

Старайтесь говорить ребенку правду, где это уместно. Разговаривайте с ним как с взрослым человеком. Не сочиняйте небылицы, а старайтесь дать понятные и исчерпывающие ответы для его полноценного развития. В противном случае, в один момент может случиться казус, когда ребенок не будет знать, чему верить: версии родителей или услышанной от других или прочитанной информации. А главное, нужно «рисовать картины», наиболее приближенные к реальности.

Создание благоприятных условий для развития юного организма

Малыш будет здраво мыслить, когда созданы для этого все необходимые условия: здоровое питание, свежий воздух и дружелюбная атмосфера в семье. Позаботьтесь о том, чтобы он без помех и с радостью узнавал окружающий его мир.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться.

В развитии интеллектуальных способностей дошкольников особое место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Благодаря дидактической игре, которая эффективно повышает интерес детей к образовательной деятельности, дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать. Интеллектуальное развитие детей раннего возраста должно способствовать не только усвоению и закреплению знаний, но и быть направленным на активизацию мыслительной деятельности дошкольников.

Интеллектуальное развитие детей в ДОУ должно включать:

  • развитие речи и речевого общения;
  • развитие пространственного мышления и воображения (календарь, время);
  • развитие логического мышления (классификация, соотношение);
  • формирование сенсорной координации и моторики рук (графические символы, штриховка);
  • формирование умения наблюдать, описывать и строить предположения;
  • знакомство с правилами поведения по отношению к миру природы и миру вещей, созданных человеком;
  • воспитание уважения к себе и окружающим и развитие этнически ценных способов общения.

Упражнения для развития интеллектуальных способностей детей

1. Составление рассказа или истории по картинкам. Ребенку показывают 4 картинки, на которых изображена сказка или известные ему события. Задача ребенка разложить картинки в правильной последовательности и составить небольшой рассказ, используя иллюстрации.

2. Узнавание предметов по ряду признаков. Ребенку называются эпитеты, по которым нужно догадаться, о каком предмете идет речь. К примеру, желтый, кислый, овальный (лимон).

3. Сравнение двух или нескольких предметов. Ребенку предлагается назвать, чем похожи между собой слова. К примеру, кошка, книга, крыша. Можно предложить ребенку назвать, чем похожи кошка и собака или стол и стул. Далее нужно найти отличия у предметов: ручка и карандаш, дерево и кустарник.

4. Подобрать к предмету подходящую пару, которая будет связана с ним логически. К примеру, стрелка – часы, колесо — ? (стрелка является частью часов, поэтому правильный ответ – машина, т.к. колесо – это часть машины. Белка – дупло, медведь — ?; охотник – ружье, рыбак — ?; лес – деревья, поле — ?.

5. Анализ понятий и выделение признаков у предметов. Какой из предметов лишний и почему? Ночник, торшер, лампа; корова, лошадь, лев; картофель, морковь, огурец.

6. Подобрать слово противоположного значения. Покупать – продавать, открывать — ?; помнить — ?; полный — ?; голодный — ?

7. Решение логических задач.

Рома ростом выше Вани, но ниже Егора. Кто выше Ваня или Егор?

На столе стояло 3 тарелки с клубникой. Коля съел 1 тарелку клубники. Сколько тарелок клубники осталось?

8. Умение находить логические ошибки. Ребенок должен объяснить в чем ошибки предложенных суждений. зебра полосатая, а лиса хитрая; ваза хрустальная, а кастрюля тяжелая; огурец зеленый, а груша растет на дереве; холодильник белый, а матрас мягкий.

9. Умение оперировать цифрами в пределах 10. Ребенку могут быть предложены следующие дидактические игры: «Назови соседей» — называем соседние цифры к заданной. «Исправь ошибку» — исправляем ошибку воспитателя, который специально пропускает или меняет местами цифры.

Особенностью организации интеллектуального развития детей является создание у воспитанников хорошего настроения и положительных эмоций от новых знаний, достижений и успехов.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста: проблемы и перспективы решения

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста: проблемы и перспективы решения

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста:

проблемы и перспективы решения

Автор: Бурмистрова Е. В., воспитатель МБДОУ «Детский сад №186»

Интеллектуальное развитие выступает в качестве важного направления развития ребенка в дошкольный период детства, когда закладываются основы личности. Как будет мыслить взрослый человек, напрямую зависит от того, как были использованы ресурсы интеллектуального развития дошкольного периода.

Современный ребенок живет в несравнимо более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад. На детей обрушивается огромный поток информации, поэтому необходимо научить детей справляться с нею, обрабатывать и анализировать ежедневно увеличивающийся объем знаний.

Особую актуальность проблема интеллектуального развития приобретает на пороге школьного обучения. На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, включающее пять отдельных сторон: физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую. При этом интеллектуальную готовность следует рассматривать особо.

1. В настоящее время при изучении готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов. Конечно же, определенный кругозор, запас конкретных знаний о живой и неживой природе, людях и их труде, общественной жизни необходимы ребенку как фундамент, основа того, что будет им в дальнейшем освоено в школе. Однако ошибочно думать, что словарный запас, специальные умения и навыки – это единственное мерило интеллектуальной готовности ребенка к школе. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. Кроме того, у него должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы рука была готова к письму.

2. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

3. Существующие программы, их усвоение потребуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, т.е. достаточно развитых познавательных процессов.

Эти объективные факторы указывают на то, что проблема интеллектуального развития актуальна и важна, а развитие интеллекта ребенка необходимо начинать в самого рождения. Под интеллектом понимаем не просто способности мышления, а эффективные навыки мыслить творчески и глубоко, а также применять накопленные знания в решении жизненных задач. Интеллект — не ученость, которая пылится на дальней полке сознания, а живая, практическая работа ума.

Можно выделить следующие факторы, влияющие на развитие интеллекта: внешние факторы – окружающая среда, семейная атмосфера; внутренние факторы – врожденная нервно-психическая организация ребенка. Следовательно, процесс интеллектуального развития необходимо строить совместно с родителями, с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Что же нужно делать, чтобы развить интеллект у детей?

Играть вместе с детьми. Используя для этого занимательный математический материал: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме. Отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Это те упражнения и занятия, которые для детей, с одной стороны, интересны, а с другой, — приводят в тупиковую ситуацию и заставляют их искать решения. Во-первых, как можно чаще обращайтесь к загадкам — кладезю народной фантазии. Ведь часто они строятся на противоречии, «ловушках» для ума.

Играйте в игры типа «Небылица», «Верю-не-верю», где придумываются какая-то история, явление, факт. Например, «В нашем лесу живут верблюды». Ребенок должен это опровергнуть или подтвердить, обосновывая свой ответ. Затем он придумывает свою небылицу, а вы соглашаетесь или нет.

Классификация и специфика интеллектуальных игр

Актуальность интеллектуальных игр

Источники:
Дети дошкольного возраста и особенности их интеллектуального развития
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста является ответственной задачей для родителей. Это напрямую влияет на формирование у ребенка способности…
http://pervenets.com/obshee/znachenie-intellektualnogo-razvitiya-detej.html
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения
http://womanadvice.ru/intellektualnoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста: проблемы и перспективы решения
Документ — Интеллектуальное развитие выступает в качестве важного направления развития ребенка в дошкольный период детства, когда закладываются основы личности. Как будет мыслить взрослый человек, напрямую зависит от того, как были использованы
http://gigabaza.ru/doc/24720.html

COMMENTS