Интеллектуальное развитие детей

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО . С.М. Вишнякова . 1999 .

Смотреть что такое «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» в других словарях:

Тесты Векслера На Интеллектуальное Развитие (Wechslerscales) — стандартные тесты, позволяющие определить коэффициент интеллекта у детей и взрослых. Обычно такое тестирование проводится опытным специалистом психологом. См. Тест на интеллектуальное развитие. Источник: Медицинский словарь … Медицинские термины

ТЕСТЫ ВЕКСЛЕРА НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ — (Wechslerscales) стандартные тесты, позволяющие определить коэффициент интеллекта у детей и взрослых. Обычно такое тестирование проводится опытным специалистом психологом. См. Тест на интеллектуальное развитие … Толковый словарь по медицине

ТЕСТ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ — (intelligence test) стандартизированный метод оценки интеллектуальных способностей человека. Полученные в ходе такого тестирования результаты обычно выражаются в виде коэффициента интеллекта. В состав большинства тестов входят несколько различных … Толковый словарь по медицине

Развитие психики ребёнка — Развитие психики ребенка процесс созревания и усложнения психич. функций и личности. Содержание 1 Факторы, которые влияют на развитие психики ребёнка … Википедия

РАЗВИТИЕ — 1. Последовательность изменений в течение всей продолжительности жизни организма. Это значение, которое первоначально было введено в психологии; в первые десятилетия XX века считалось, что область психологии развития изучение всей… … Толковый словарь по психологии

Интеллектуальное нефтяное месторождение — Интеллектуальное нефтегазовое месторождение  система автоматического управления операциями по добыче нефти и газа, предусматривающая непрерывную оптимизацию интегральной модели месторождения и модели управления добычей. Ввиду сложности и не… … Википедия

РАЗВИТИЕ — закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство. В противоположность «творению», появлению из ничего, понятие «развитие» употребляется для обозначения поступательного движения, перехода из одного состояния к другому; отличают … Профессиональное образование. Словарь

ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ — (англ. education and development) широко разрабатываемая в психологии проблема, выясняющая взаимоотношение этих двух различных процессов (см. Педагогическая психология, Развитие психики … Большая психологическая энциклопедия

Мышления развитие — (синоним: интеллектуальное развитие) одно из важнейших направлений умственного развития ребенка: появление и совершенствование интеллектуальных операций, формирование умственных действий, позволяющих все более полно и адекватно осуществлять… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ (ИНТЕЛЛЕКТ) — Немногие понятия в психологии привлекают более пристальное внимание и немногие так упорно не поддаются разъяснению. Несмотря на многочисленные усилия, предпринимавшиеся за последние годы, чтобы разработать какое либо независимое определение этого … Толковый словарь по психологии

Интеллектуальное развитие детей

Словно губка, впитывают в себя любую информацию, постоянно осваивают новые знания и умения в процессе игры, при общении с окружающими, во время занятий с родителями или педагогами. В это время очень важно создать наиболее подходящие условия для интеллектуального развития ребенка, придать нужное направление деятельности малыша. Самое ценное в этих занятиях — то, что инициатива, тяга к узнаванию нового исходит непосредственно от ребенка, а не от взрослых. Так закладывается фундамент для последующего всестороннего развития и формирования гармоничной, самостоятельной, образованной личности.

Чтобы правильно организовать умственное воспитание детей, необходимо учитывать возрастные особенности, способности, интересы конкретного ребенка, не допуская перегрузок, учить ребенка тому, что он в состоянии понять и осмыслить на данном этапе, одновременно стимулируя его стремление к новым знаниям. Правильно поставленное обучение способствует нормальному своевременному умственному развитию ребенка.

Умственное развитие ребенка происходит по индивидуальной схеме, однако для каждого ребенка можно выделить основные этапы, так называемые «окна возможностей», когда определенные навыки развиваются наиболее успешно. Традиционно психологи выделяют три типа умственного развития ребенка: эмоциональное, логическое и речевое.

Эмоциональное развитие начинается с самого рождения ребенка и наиболее интенсивно продолжается на протяжении первых полутора лет жизни. Психологи утверждают, что эта составляющая чрезвычайно важна для полноценного интеллектуального развития ребенка и является своеобразным залогом успешности в будущем. Развитый эмоциональный фон формирует у человека хорошие моральные стандарты, которые позволяют ему наилучшим образом реализовать себя в жизни. Вот почему для ребенка в первые годы жизни так важны спокойная доброжелательная обстановка в доме, общение, улыбки и похвалы родственников.

Дети рождаются с уникальными способностями к восприятию и изучению любого языка. Взрослый человек, изучая иностранный язык, никогда не сможет так легко овладевать грамматическими и речевыми конструкциями, как это делает ребенок, учась говорить. Стимулировать это развитие можно и нужно, разговаривая с ребенком, называя окружающие предметы, объясняя и озвучивая свои действия. Кроме того, с самого раннего возраста можно начинать читать ребенку книжки, даже если он не в состоянии пока понять их смысл. Как только малыш начнет говорить, нужно разучивать с ним стишки и песенки, тренируя одновременно и речь, и память. В дошкольном возрасте же следует начинать занятия иностранным языком. На фоне освоения родного языка эти уроки будут более продуктивны, чем в более зрелом возрасте, когда лингвистическая система уже сложилась.

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием мелкой моторики. Уже в первые месяцы жизни, играя с ребенком в ладушки, вы закладываете потенциал для дальнейшего развития разговорной речи, в свою очередь необходимой для полноценного умственного развития ребенка. Чтобы сделать занятия с малышом одновременно и полезными, и веселыми, придумано множество пальчиковых игр с веселыми песенками-потешками. Для развития мелкой моторики полезно давать малышу подержать предметы всевозможных размеров и форм.

Наиболее интенсивное развитие лингвистических способностей приходится на первые десять лет жизни ребенка, и этот момент следует учитывать в процессе умственного воспитания детей. Чтобы стимулировать развитие речи, нужно не только читать с ребенком книги, но и обсуждать прочитанное, пересказывать короткие рассказы, описывать изображения на картинках. В качестве новой игры можно предложить малышу сочинить новую историю про любимых персонажей книги или мультфильма.

Основы для логического и математического развития закладываются у детей в период от года до пяти лет. Согласно исследованиям, навыки решения проблем и логического мышления связаны с развитием зрения, слуха и осязания. Например, развитие математических способностей взаимосвязано с развитием музыкального слуха. Поэтому стимулировать развитие логических и математических способностей можно, не только играя в специальные игры, конструкторы, но и занимаясь вместе с ребенком сортировкой различных по величине, форме и назначению предметов и прививая ему интерес к музыке.

Секреты гармоничного интеллектуального развития ребенка

Первоначально интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его знакомства с окружающим миром, общения и освоения общественного опыта. В раннем возрасте стремительно развиваются основные познавательные процессы: внимание, память, восприятие, мышление. При этом именно восприятие является в этом возрасте основной познавательной функцией. С его помощью ребенок овладевает такими понятиями, как размер, цвет, форма, назначение предметов. В это время дети учатся узнавать предметы, соотносить предмет с изображением на картинке, узнают назначение окружающих их вещей. Кроме того, активное восприятие в раннем возрасте способствует развитию других познавательных процессов — памяти, мышления, внимания.

Восприятие ребенка в раннем возрасте существенно отличается от восприятия дошкольника. И хотя ребенок стремится усвоить как можно больше информации, мозг его быстро утомляется, поэтому при занятиях с детьми до 4–5 лет необходимо чередовать различные виды деятельности: активные игры и отдых, умственные нагрузки и физические упражнения.

Только к семи – восьми годам, когда у детей закладываются основы образного мышления, оторванного от конкретных практических действий и предметов, для ребенка становится понятной ценность обучения как самостоятельного процесса, отделенного от игры и развлечений. В это время у детей формируется познавательный интерес, на котором и строится организация образовательного процесса в начальной школе.

Важно помнить о том, что развитие мышления у детей определяется не только их способностями и возрастными особенностями, но и объемом и характером информации, которую они получают. Для гармоничного интеллектуального развития ребенка ему необходимо обеспечить доступ к самым разнообразным знаниям, новостям, впечатлениям. При этом нужно строго соблюдать границу, за которой начинается пересыщение информацией, ведущее к переутомлению и психической перегрузке. Такая перегрузка особенно опасна при длительном просмотре телевизионных программ или чрезмерном увлечении компьютерными играми.

В процессе воспитания детей не следует забывать о ценности родительского одобрения и похвалы. Отмечая каждое достижение ребенка, поощряя его добрыми словами и лаской, вы тем самым повышаете его уверенность в собственных силах и стремление к новым результатам, а эти качества просто необходимы для интеллектуального развития ребенка и его успешности в будущем.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познавании окружающего мира. Для того, чтоб любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован, наверное, каждый родитель. И как раз перед родителями в первую очередь стоит задача всестороннего развития ребенка в ходе его взросления.

Так что же такое — интеллектуальное развитие ребенка? Некая сумма знаний и умений или способность эти знания и умения усваивать и анализировать? Так вот, если верить психологам, интеллектуальное развитие — это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы. Также к интеллектуальному развитию относятся речевое развитие и способность к самообучению. Все это не предопределено и заранее не заложено в ребенка: только от родителей зависит, как быстро он научиться самостоятельно мыслить. Эти процессы, например, можно ускорить, замедлить или даже остановить на каком-то этапе.

Интеллектуальное развитие ребенка, в зависимости от возраста, имеет несколько стадий. В конце первого — начале второго года, пока малыш еще не овладел активно речью, ему присуще наглядно-действенное мышление. В этом возрасте наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребеночку познакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познавания мира.

У дошкольников в возрасте 4-6 лет просыпается уже наглядно-образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями. Мышление деток на этом этапе подчинено их восприятию. Наглядным примером для объяснения, как устроено понимание окружающего мира у детей такого возраста, могут послужить результаты эксперимента психолога Ж. Пиаже. Так, нескольким детям до 7 лет показывают два одинаковых шарика из теста. Глядя на два одинаковых предмета, детки соглашаются, что эти предметы равны. А после этого один из шариков раскатывают в лепешку. При этом дети видят, что теста к нему не добавляли, но все равно утверждают, что количество теста в этом бывшем шарике увеличилось.

Уже в школьном возрасте у ребенка формируется словесно-логическое мышление. В этот период дети, вследствие учебы, уже познают все более глубокие свойства предметов и явлений. Словесно-логическое мышление — это умение абстрактно думать, способность рассуждать и воспринимать отвлеченные понятия.

Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делиться на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для последующего. Будет не лишним (да и просто интересно родителям) на каждом этапе принимать участие в развитии ребенка. Мотивировать его ко все новым познаниям, поощрять активность и любознательность, ни в коем случае не окружать малыша нелепыми запретами и табу.

Хорошими помощниками в деле интеллектуального развития ребенка станут всевозможные интеллектуальные развивающие игры, задачки; творческие занятия по лепке, оригами, моделированию. Творчество вообще является одним из важных аспектов в развитии ребенка, особенно совместно с родителями. Поэтому, аппликации или поделки на новогоднюю елку, например, могут твориться именно при участии родителей.

Не лишним будет научить ребенка чтению. Чтение учит ребенка думать, развивает воображение, развивает речь, а также помогает ему понимать людей, мир и себя в нем. Главное — не принуждать ребенка к чтению, иначе можно выработать в нем стойкое неприятие этого процесса.

Для того, чтоб установить уровень развития ребенка, можно воспользоваться специальными тестами. Такие тесты разработаны на каждый определенный возраст малыша, и при правильном использовании дают условно достоверную информацию.

Интеллектуальное развитие ребенка

Мышление – опосредованное отражение внешнего мира, которое опирается на впечатления от реальности и дает возможность человеку в зависимости от усвоенных им знаний, умений и навыков правильно оперировать информацией, успешно строить свои планы и программы поведения.

В среднем и старшем школьных возрастах школьникам становятся доступными более сложные познавательные задачи. В процессе их решения мыслительные операции обобщаются, формализуются, благодаря чему расширяется диапазон их переноса и применения в различных новых ситуациях. Формируется система взаимно связанных, обобщенных и обратимых операций. Развивается способность рассуждать, обосновывать свои суждения, осознавать и контролировать процесс рассуждения, овладевать его общими методами, переходить от его развернутых форм к свернутым формам. Совершается переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятийному мышлению.

Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется закономерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая стадия подготовляет последующие. С возникновением новых форм мышления старые формы не только не исчезают, а сохраняются и развиваются. Так, наглядно-действенное мышление, характерное для дошкольников, у школьников приобретает новое содержание, находя, в частности, свое выражение в решении все усложняющихся конструктивно-технических задач. Словесно-образное мышление также поднимается на более высокую ступень, проявляясь в усвоении школьниками произведений поэзии, изобразительного искусства, музыки.

Источники:
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО . С.М. Вишнякова . 1999 . Смотреть что такое «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» в других словарях:
http://professional_education.academic.ru/1182/%D0%98%D0%9D%D0%A2%D0%95%D0%9B%D0%9B%D0%95%D0%9A%D0%A2%D0%A3%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%9E%D0%95_%D0%A0%D0%90%D0%97%D0%92%D0%98%D0%A2%D0%98%D0%95
Интеллектуальное развитие детей
Развитие интеллектуальных способностей ребенка с помощью математики, логических игр.
http://www.vashevse.ru/spravochnik/vospitanie-i-razvitie/3125-umstvennoe-razvitie-rebenka
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста
Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познавании окружающего мира. Для того, чтоб любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован, наверное, каждый родитель. И как раз перед родителями в первую очередь стоит задача
http://malutka.net/intellektualnoe-razvitie-detei-doshkolnogo-vozrasta
Интеллектуальное развитие ребенка
Мышление – опосредованное отражение внешнего мира, которое опирается на впечатления от реальности и дает возможность человеку в зависимости от усвоенных им знаний, умений и навыков правильно
http://psylist.net/pedagog/00013.htm

COMMENTS