Иконы богородицы с младенцем

Икона Божьей Матери с младенцем

Каждый православный храм имеет главные почитаемые христианские образы – это иконы Богородицы и Спасителя. На протяжении многих веков они остаются нашими заступниками и покровителями. Так повелось в православном мире, что Богоматерь стоит во главе всех прославляемых церковью святых. Первые христианские иконы Божьей Матери с младенцем писал евангелист Лука. Самым распространённым был образ Богоматери с младенцем Иисусом на руках. Именно божественная радость деторождения, как воплощение новой жизни, отражена на этой прекрасной иконе. Доверительные и очень нежные отношения Матери и Сына, которые должны существовать между сыновьями и матерями повсюду — главный посыл иконы Богоматери с младенцем. В России существует более 700 икон Богородицы с младенцем, а также их списков. Все они признаны чудодейными и глубоко почитаемы среди православных людей.

О чем молятся перед иконой Божьей Матери с младенцем

Божья Матерь с младенцем – икона, помогающая всем матерям в воспитании своих чад, во время беременности, молящимся за удачное деторождение. Принято иметь эту икону в доме, где ждут рождение малыша или уже есть новорожденный. Кроме того, перед православной иконой Божьей Матери с младенцем молятся о здоровье мамы, кормящей ребенка. Молитвы тех семей, в которых долгое время не появляется первенец, всегда бывают услышаны Пресвятой Богородицей, ведь она великая Заступница за весь род человеческий перед Господом.

В православии существует много образов Богоматери. Все они помогают нам в разных житейских ситуациях. Иконы Богородицы с младенцем пользуются у христиан самой большой популярностью. Нет, пожалуй, дома, где бы не находился этот чудный образ. Те, кто еще не купил икону Божьей матери с младенцем, сможет приобрести ее в церкви или в интернет магазине, а можно заказать в мастерской по изготовлению икон. Одними из популярных, в последнее время, считаются вышитые бисером иконы Богородицы с младенцем. Прекрасно выполненные работы в полной мере передают красоту и неповторимость этого чудесного образа. Хорошо подобранная цветовая гамма делает работы, вышитые бисером, очень красивыми и необычными. Икона Богородицы, вышитая бисером станет замечательным подарком для близких и дорогих людей.

Источник:
Икона Божьей Матери с младенцем
Каждый православный храм имеет главные почитаемые христианские образы – это иконы Богородицы и Спасителя. На протяжении многих веков они остаются нашими заступниками и покровителями. Так повелось в православном мире, что Богоматерь стоит во главе всех прославляемых церковью святых. Первые христианские иконы Божьей
http://www.sudba.info/ikona-bozhej-materi-s-mladencem/

ИКОНОГРАФИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Почитание Богородицы развивалось прежде всего в Палестине. С городами Назарет, Вифлеем и Иерусалим были связаны важнейшие события жизни Богородицы, там хранились Ее реликвии и Ее первые иконы. В этих памятных местах были построены храмы в честь Благовещения и Рождества Христова. Значительным центром почитания Богородицы был Константинополь, где собирались древнейшие богородичные иконы и святыни, сооружались храмы в Ее честь, а город мыслился под покровом Пресвятой Девы. После III Вселенского Собора почитание Богородицы получило широкое распространение во всем христианском мире. С VI в. немаловажную роль в почитании Богородицы играют иконы Божией Матери.

Другим распространенным типом изображения Пресвятой Девы является Оранта, где Богородица представлена без Младенца с воздетыми в молении руками (напр., на ампулах из сокровищницы собора Боббио) (Италия), на рельефе двери церкви Санта-Сабина в Риме, ок. 430, на миниатюре из Евангелия Раввулы [2], на фресках апсиды мон-ря прп. Аполлония в Бауите (Египет, VI в.) и капеллы Сан-Венанцио в Риме (ок. 642), а также на донышках стеклянных сосудов [3].

Одним из самых распространенных является образ Богородицы Одигитрии, названный так по имени константинопольского храма, в котором находилась эта почитаемая икона. По преданию, она была написана евангелистом Лукой и прислана из Иерусалима имп. Евдокией. Самое раннее изображение Одигитрии сохранилось в миниатюре из Евангелия Раввулы [4]. На иконах этого типа Богородица держит Младенца на левой руке, правая протянута к Нему в молитвенном обращении.

В период иконоборческих гонений широкую известность получил нерукотворный образ Богородицы, по преданию возникший еще при жизни Пресвятой Девы на столпе храма, построенного апостолами в г. Лидде. Список с нерукотворного образа, привезенный из Палестины Патриархом Германом, почитается как чудотворная Лиддская (Римская) икона Божией Матери (изображение Одигитрии с Младенцем на правой руке).

Особым почитанием пользовался в Константинополе образ Богородицы Никопеи, держащей обеими руками, подобно щиту, медальон с изображением Младенца Христа. Этот образ впервые встречается на печатях имп. Маврикия (582–602), кототрого, по преданию, икона сопровождала в войнах. С императором Маврикием связывают также установление праздника Успения Богородицы. Изображения Божией Матери с овальной иконой Христа в руках известны в росписях монастыря прп. Аполлония в Бауите и церкви Санта-Мария Антиква в Риме (VIII в.). На Востоке в этот период был распространен образ Богородицы Млекопитательницы (фрески монастырей св. Иеремии в Саккаре (V в.) и прп. Аполлония в Бауите), подчеркивающий тему материнства и вочеловечения Бога.

Появившиеся в раннехристианском искусстве типы изображений Богородицы получили дальнейшее распространение и развитие в искусстве Византии, Балкан, Древней Руси. Некоторые иконографические изводы сохранились почти без изменений, например образ Богородицы на престоле с Младенцем Христом, сидящим фронтально на коленях Матери, Она придерживает Его правой рукой у плеча, а левой у ножки. Такое изображение чаще всего представлено в конхе алтарной апсиды (в храмах Св. Софии Константинопольской, 876; в кафоликоне монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; в церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318 гг.; в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, 1502, и др.).

Изображения Божией Матери в молении помимо фронтального положения могут представлять фигуру в 3/4 повороте. Такие образы известны с доиконоборческого времени. Руки Богородицы молитвенно протянуты ко Христу, напр., так в изображениях Божией Матери Агиосоритиссы (Халкопратийской) (мозаика в церкви вмч. Димитрия в Фессалонике, VI в. (не сохр.), миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова [5]; икона XII в. (монастырь вмц. Екатерины на Синае); икона из Успенского собора Московского Кремля, XIV в.) и в композициях Деисуса, а также Божией Матери Параклисис (Заступницы), держащей в руках свиток с текстом молитвы, обращенной ко Христу (мозаика церкви вмч. Димитрия, VII в.; Боголюбская икона Божией Матери (Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире, сер. XII в.); икона из собора в Сполето (Италия); XII в., фреска собора Мирожского монастыря во Пскове, XII в.; мозаика церкви Мартораны в Палермо (Сицилия), XII в.).

Нередко названия определенных иконографических типов отождествляются с эпитетами Богородицы или являются топонимами, указывающими на место, где находится почитаемый образ (в русской традиции они получили свое наименование, не всегда буквально передающее оригинал), и могут встречаться на иконах различных изводов. Упоминавшаяся икона типа Елеусы из монастыря вмц. Екатерины на Синае (XII в.) сопровождается надписью «Влахернитисса», что связано с существованием почитаемого образа такого типа во Влахернском храме Константинополя. На мозаической иконе такого же типа из Византийского музея (XII в.) написано поручительница, ходатаица или покровительница; образы Одигитрии могут иметь надписи «Елеуса» (монастырь Хиландар, Афон, XIV в.), «Прекрасная» и «Душеспасительница» (обе — XIV в., музей в Охриде (Македония)); «Преблагодатная» и «Всецарица» (обе — XVI в., СЦАМ) и др.; на иконе Богородицы Оранты с образом Младенца перед грудью надписано «Путеводительница» (XV в?, ЦАК МДА).

Символические эпитеты Богородицы могут являться наименованием определенного иконографического типа. К таким иконам относится, напр., образ Богородицы «Живоносный Источник», находившийся в одноименном храме вблизи Константинополя. Богородица изображается по пояс в фиале (чаша с фонтаном), без Младенца, с воздетыми в молении руками (мозаика монастыря Хора в Константинополе; церковь св. Архангелов в Леснове (Македония), 1347–1348) или с Младенцем, Которого Она придерживает обеими руками (фреска монастыря св. Павла на Афоне, 1423; русская икона 1675, ЦМиАР). Особенно широко в русской среде были распространены иконы, основанные на литературных эпитетах Богородицы, такие как «Неувядаемый Цвет», «Блаженное Чрево», «Взыскание погибших», «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Неопалимая Купина», «Гора нерукосечная», «Непроходимая Дверь» и др.

Богородичная иконография на основе литургических текстов

Помимо богослужебных текстов в основе богородичных икон могут лежать исторические повествования. Напр., на чудотворной Псково-Покровской иконе Божией Матери запечатлены события осады Пскова войсками Стефана Батория в 1581 г. (происходит из ц. Покрова от Пролома, похищена во время Великой Отечественной войны, с 7.09.2001 в Троицком соборе г. Пскова).

В XIII–XIV вв. житийный цикл Богородицы расширяется за счет повествования об Успении Божией Матери, куда входят сцены: прощание с иерусалимскими женами, прощание с апостолами, вознесение Богородицы и вручение пояса, перенесение тела Богородицы к месту погребения, отсечение ангелом рук нечестивому Авфонии, апостолы у пустого гроба Богородицы. Одним из примеров такого пространного цикла является роспись церкви Богородицы Перивлепты (свт. Климента) в Охриде (1395). Сцены протоевангельского и успенского циклов занимают средний регистр южной стены и западную стену (напр. в церкви Иоакима и Анны (Кралевой) монастыря Студеница (Сербия), 1314). В церкви монастыря Хора 20 композиций протоевангельского цикла представлены на сводах и стенах экзонартекса.

Нередко сюжетом отдельной иконы становился эпизод из сказания о чудесах др. образа Божией Матери. Например, на Беседной иконе изображено чудо явления Богородицы пономарю Георгию, рассказ о котором содержится в сказании о Тихвинской иконе; сюжет иконы «Сретение Владимирской иконы Божией Матери» (XVI в., ЦМиАР) является эпизодом из «Сказания о чудесах Владимирской иконы Богоматери».

Иконография богородичных образов значительно обогатилась в позднейшее время. В XIX–XX вв. прославились иконы Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская (келейная прп. Серафима Саровского), на которой представлена Богородица без Младенца со скрещенными на груди руками, с нимбом, окруженным огненными язычками, «Спорительница хлебов» (название дано прп. Амвросием Оптинским), где запечатлено явление в небесах Богородицы, благословляющей нивы, обретенная в селе Коломенском «Державная». Отношение Русской Церкви к образам Богородицы глубоко и точно выражено в словах песнопения богородична: «И до ныне милостиво».

Источник:
ИКОНОГРАФИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Иконография Пресвятой Богородицы Изображения Богородицы занимают исключительное место в христианской иконографии, свидетельствуя о Ее значении в жизни Церкви. Почитание Богородицы основано на догмате о Боговоплощении: «Неописанное слово Отчее, из тебе Богородице описася воплощаемь…» [1], поэтому впервые Ее изображение появляется в таких сюжетах,…
http://drevo-info.ru/articles/4070.html

Иконы богородицы с младенцем

Донска?я ико?на Бо?жией Ма?тери — икона Богородицы с младенцем Христом на руках, выполненная в иконографическом изводе Елеуса. Икона является двусторонней, на её обороте изображено Успение Богородицы.

По преданию (согласно предисловию ко вкладной книге Донского монастыря от 1692 года), была поднесена донскими казаками из городка Сиротина московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой (1380 год). В Русской церкви икона почитается чудотворной, празднование в её честь совершается 19 августа по юлианскому календарю.

Искусствоведы датируют время её написания 1380—1395 годами, автором считают Феофана Грека либо одного из мастеров его круга. В настоящее время Донская икона находится в Третьяковской галерее. Ежегодно в день празднования иконы её доставляют в Донской монастырь для совершения перед ней праздничного богослужения [1] .

Точных данных о том, когда и кем была написана икона, не сохранилось. Во вкладной книге Донского монастыря, составленной в 1692 году, имелась запись, что икона Богоматери была поднесена донскими казаками из Сиротина городка московскому князю Дмитрию Ивановичу в канун Куликовской битвы:

— «Гребневская летопись или повествование об образе чудотворном Пресвятой Владычицы и Приснодевы Марии», составлена в 1471 г.

«Того ради последи прославися образ Пресвятыя Богородицы Донския, зане к Великому князю Дмитрию Ивановичу донския казаки, уведав о пришествии благоверного вел. князя Дмитрия Ивановича в междуречьи Дона и Непрядвы, вскоре в помощь православному воинству пришли бяше и сей Пречистыя Богоматери образ в дар благоверному вел. князю Дмитрию Ивановичу и всему православному воинству в сохранение, а на побеждение нечестивых агарян, вручеща»

— И. Е. Забелин «Историческое описание московского Донского монастыря», 1865

Однако большинство исследователей расценивают это сообщение не более чем как романтическую легенду и считают, что икона написана после Куликовской битвы. Существует несколько версий о том, где первоначально она могла находиться, согласно которым — к примеру, по мнению О. Г. Ульянова [2] , — она была написана для Успенского собора Симонова монастыря (основанного в 1370 году племянником преподобного Сергия Радонежского — святителем Федором), откуда икона могла быть перенесена в 1567 году в Благовещенский собор Московского Кремля, восстановленный после кремлёвского пожара 21 июня 1547 года. Свои доводы Ульянов подкрепляет «Жалобницей» протопопа Благовещенского собора Сильвестра митрополиту Московскому Макарию, что после пожара «перевод у Троицы имали иконы с чего писати да на Симанове» [3] , а также другими примерами [4] . По мнению В. И. Антоновой, Донская икона первоначально находилась в Успенском соборе в Коломне, построенном по указанию князя Дмитрия Ивановича, в котором, предположительно, работал Феофан Грек и его ученики, создавая фресковый ансамбль и иконостас.

Перед Донской иконой 3 июля 1552 года перед казанским походом молился Иван Грозный. Он взял её с собой в поход, а затем поместил в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Церковное предание связывает с Донской иконой избавление Москвы от войск татарского хана Казы II Гирея. В 1591 году, когда его войско стояло уже на Воробьёвых горах, с иконой был совершён крестный ход вокруг городских стен, после которого её поместили в полковой церкви [5] . На следующий день — 19 августа — русскими войсками была одержана победа, которую приписали заступничеству Богородицы. В память об этом на месте полковой церкви был основан Донской монастырь (для него сделали список с иконы) и установлено празднование в честь иконы. С этого времени икона начинает почитаться как защитница от иноверных и иноплеменных врагов.

В 1598 году Донской иконой патриарх Иов благословил на царство Бориса Годунова [6] . В 1687 году икона была в крымском походе князя Василия Голицына [7] . В конце XVII века икона была перенесена в покои царевны Натальи Алексеевны, а позднее вновь вернулась в Благовещенский собор. Во время захвата Москвы войсками Наполеона икона лишилась драгоценных камней с её оклада.

В 1919 году Донская икона, раскрытая от записей Г. О. Чириковым (работа была начата им в 1914 году), поступила в Государственный исторический музей. С 1930 года находится в собрании Третьяковской галереи.

Традиционно исследователи считают автором Донской иконы Феофана Грека либо одного из мастеров его круга [8] . Существуют и альтернативные версии: О. Г. Ульянов называет автором иконы Игнатия Грека, писавшего в Успенском соборе Симонового монастыря [9] . Л. И. Лифшиц [10] высказал мнение, что образ Богородицы принадлежит кисти сербского мастера моравской школы (один из храмов в Новгороде расписывали сербские иконописцы) [11] . Член-корреспондент АН СССР В. Н. Лазарев предполагал, что икона была написана новгородским иконописцем, одним из учеников Феофана, хотя и не исключал возможность её написания самим Феофаном [6] .

Так же, как и в вопросе о лицевой иконе, среди историков искусства нет единого мнения об авторстве Успения. И. Э. Грабарь, П. П. Муратов и В. И. Антонова считали, что икона принадлежит кисти Феофана Грека. Мнение Д. В. Айналова, Л. И. Лифшица и В. Н. Лазарева — икона написана русским, возможно, новгородским художником. Довод В. Н. Лазарева: сомнения в принадлежности иконы русскому мастеру вызывает высокое качество иконы, превосходящее качество всех других работ того времени, выполненных новгородскими художниками. Но это, по мнению исследователя, объяснимо тем, что икону писал художник, обучавшийся у Феофана.

Расхождение мнений вызывает и время написания иконы. Ряд авторов относит её создание к 1392 году — времени росписи Феофаном Успенского собора Коломны [12] . Высказано также предположение, что Донская икона была создана Феофаном в 1390-х годах непосредственно для Благовещенского собора Московского Кремля как список с несохранившейся иконы из Успенского собора Коломны [13] . В. Н. Лазарев считал, что если икона была написана в Новгороде (где Феофан Грек провёл десять лет), то её следует датировать 1380-ми годами, а если в Москве, то 1390-ми [11] . По мнению Л. И. Лифшица, она могла быть заказана митрополитом Киприаном в 1395 году, по случаю отхода от Москвы войск Тамерлана.

Чаще всего причиной написания иконы называют заказ великой княгини Евдокии написать образ на молитвенную память о своём муже Дмитрии Донском и о воинах, погибших в Куликовской битве [14] .

Икона является двусторонней: на лицевой помещено изображение Богородицы с Младенцем, на обороте Успение Богородицы.

На лицевой стороне иконы изображена Богородица, представленная в иконографическом типе «Умиление» (Елеуса). Изначальный золотой фон иконы утрачен, но лики и одежды фигур имеют хорошую сохранность (не сохранились нимбы Иисуса и Марии, которые первоначально также были вызолочены). Изображение традиционно для данного извода: правой рукой Дева Мария поддерживает Младенца Христа, касающегося лицом её щеки. Младенец правой рукой двуперстно благословляет, а в левой, опущенной на колено и прикрытой гиматием, держит свёрнутый свиток. Отличительной особенностью данного изображения являются обнажённые до колен ножки Богомладенца, которые поставлены на запястье левой руки Богородицы.

Охряный хитон Младенца Христа украшен сетью изломанных золотых линий и синим клавом. Он, как и гиматий, покрыт густым золотым ассистом. Свиток в руке Иисуса перевязан золотым шнурком. Спадающие складки одежд Богомладенца поддерживает левая рука Марии.

Мафорий Богородицы выполнен в вишнёвых тонах, украшен золотой каймой с бахромой и традиционными тремя золотыми звёздами, символом её приснодевства (до, во время и после рождения Спасителя). На голове Марии синий чепец.

По словам В. Н. Лазарева,

Богоматерь как бы предвидит трагическую судьбу своего сына. Но лицо её не только печально; оно отражает внутреннюю просветлённость, что придаёт ему оттенок особой мягкости, несвойственный византийским иконам на эту же тему. Такого выражения мягкой человечности художник достигает с помощью певучего цвета с интенсивными ударами драгоценной ляпис-лазури и с помощью умелого использования плавных, округлых линий, в которых нет ничего жёсткого и стремительного.

Являясь сторонником русского происхождения иконы, Лазарев приводил в доказательство своего предположения довод, что константинопольские мастера данной эпохи строго придерживались классических канонов и не позволяли себе экспериментальности в построении форм для придания иконе большей эмоциональной выразительности. Донская Богородица в этом отношении выходит за рамки установок византийской школы. Автор при написании лица Марии, для «усиления экспрессии и жизненности образа», использует, к примеру, асимметрию в расположении глаз и рта, располагая их не параллельно, а по сходящимся осям, при этом рот слегка сдвинут вправо. Цветовую гамму иконы Лазарев оценивал как густую, плотную и насыщенную, что отличает её от общей направленности новгородской школы иконописи, хотя в то же время она не соответствует и византийской иконописи данного периода.

По мнению учёного, икона Донской Богоматери так же уникальна, как икона Владимирской Богоматери или мозаичный Деисус в Софии Константинопольской:

«Это — произведение исключительное по своим художественным достоинствам, безотносительно от того, будем ли мы его приписывать самому Феофану или его школе».

Источник:
Иконы богородицы с младенцем
Донска?я ико?на Бо?жией Ма?тери — икона Богородицы с младенцем Христом на руках, выполненная в иконографическом изводе Елеуса. Икона является двусторонней, на её обороте изображено Успение
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%D0%91%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%B5%D0%B9_%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8

Иконы богородицы с младенцем

ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — одна из самых чтимых в России чудотворных икон. По преданию, была написана Феофаном Греком, приехавшим на Русь во второй половине XIV века. Хотя точных данных о том, когда и кем была написана икона, не сохранилось.

Празднование в честь чудотворной Донской иконы Пресвятой Богородицы установлено в память знаменательнейшего события русской истории — Куликовской битвы 1380г.

По преданию, икона была поднесена донскими казаками московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой (1380 год). Заступничеством Богоматери войско святого благоверного великого князя Димитрия Донского одержало победу над полчищами татарского хана Мамая. В память о победе на берегах Дона икона Богородицы получила название Донская.

По другой версии, этот образ Пресвятой Богородицы принесли с собой на Куликово поле донские казаки из городка Сиротина, где икона пребывала в Благовещенской церкви. Образ водрузили на древке как хоругвь и во все продолжение битвы он пребывал среди русского войска. После битвы казаки преподнесли её возвращавшемуся с победой святому благоверному великому князю Димитрию. Князь принёс икону Божией Матери в Москву и сначала поставил её в Успенском соборе Московского Кремля, а по сооружении Благовещенского собора перенёс образ туда.

Донская икона не раз являлась заступницей и покровительницей православных воинов.

Перед Донской иконой 3 июля 1552 года перед казанским походом молился Иван Грозный. Он взял её с собой в поход, а затем поместил в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Церковное предание связывает с Донской иконой избавление Москвы от войск татарского хана Казы II Гирея. В 1591 году , когда значительная часть русского войска на севере страны отражала нападение шведов, крымские татары под предводительством царевича Нураддина и его брата Мурат-Гирея вторглись в Россию и, подойдя к Москве, остановились на Воробьёвых горах. Не надеясь на человеческие силы, москвичи возложили свою надежду на Бога и Его Пречистую Матерь. Царь Феодор Иоаннович приказал совершить крестный ход вокруг Москвы с Донской иконой Пресвятой Богородицы. Накануне битвы образ был поставлен в походной церкви посреди войска, готовящегося к сражению. Всю ночь царь просил Заступницу о победе над врагами, и Она обещала ему свою помощь. В тяжёлом бою, который длился целые сутки, русские воины одолели татар.

Донской монастырь

В память об этом на месте полковой церкви в том же 1591 году был основан Донской монастырь . Для него сделали список с чудотворной иконы Богородицы. С этого времени икона начинает почитаться как защитница от иноверных и иноплеменных врагов. Этот чудотворный список и доныне пребывает в Донском монастыре.

В 1687 году икона была в крымском походе князя Василия Голицына.

В конце XVII века икона была перенесена в покои царевны Натальи Алексеевны, а позднее вновь вернулась в Благовещенский собор.

Во время захвата Москвы войсками Наполеона икона лишилась драгоценных камней с её оклада.

В 1930 году попала в собрание Третьяковской галереи.

В настоящее время Донская икона находится в Третьяковской галерее. Ежегодно в день празднования иконы её доставляют в Донской монастырь для совершения перед ней праздничного богослужения.

Патриаршее служение в день празднования в честь Донской иконы Пресвятой Богородицы

Икона является двусторонней: на лицевой помещено изображение Богородицы с Младенцем, на обороте Успение Богородицы.

Донская икона Божией Матери.
Феофан Грек, 1392
Из Благовещенского собора Московского Кремля
Государсвенная Третьяковская галерея

На лицевой стороне иконы изображена Богородица, представленная в иконографическом типе «Умиление» (Елеуса) и представляет собой один из его вариантов, близких к иконе Богоматери Владимирской.

Что такое «Умиление»
Это поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, сидящим на Ее правой руке. Богоматерь Умиление — Гликофилусса (Ласкающая Богоматерь) — буквально обозначает «сладко лобзающая», тип Богородицы с Младенцем, сидящим на Ее руке и прижимающимся щекой к Ее щеке. По общераспространенному мнению, именно такой была наиболее чтимая святыня Влахернского храма в Константинополе, хотя наряду с Ласкающей Богородицей в этом храме были иконы и других типов. Тип Гликофилуссы, сформировавшийся в конце XI—XII в., прообразует крестную жертву Спасители как высшее выражение любви Бога к людям. Одновременно объятия Богоматери обозначают мистический союз Церкви с ее Владыкой — Христом.

Среди ранних прообразов Гликофилуссы — Богоматерь с Младенцем на фреске в церкви Санта Мария Антиква (рубеж VII и VIII вв.). Но самое широкое распространение этот тип получает в XII в., в связи с характерными «гуманистическими» тенденциями эпохи, спорами о крестной жертве и формированием так называемой Страстной литургии. Богородица Гликофилусса может представлять собой стоящую, восседающую на престоле фигуру или полуфигуру, позиции Младенца также могут иметь особенности. В зависимости от этого тип и поза Гликофилуссы входят в композиции других иконографических типов (Аристократуссы, Элеусы, Эпискепсис, Дексиократуссы, Толгской, Феодоровской, Донской и др.).

От византийских прототипов Донская отличается более эмоциональной, лирической трактовкой образа: голова Богоматери сильнее склонена к младенцу Христу, у которого необычно обнажены до колен ножки. Изначальный золотой фон иконы утрачен, но лики и одежды фигур имеют хорошую сохранность (не сохранились нимбы Иисуса и Марии, которые первоначально также были вызолочены). Изображение традиционно для данного извода: правой рукой Дева Мария поддерживает младенца Христа, касающегося лицом её щеки. Младенец правой рукой двуперстно благословляет, а в левой, опущенной на колено и прикрытой гиматием, держит свёрнутый свиток. Отличительной особенностью данного изображения являются обнажённые до колен ножки Богомладенца, которые поставлены на запястье левой руки Богородицы.

Пропись Донской иконы Божией Матери

Охряный хитон младенца Христа украшен сетью изломанных золотых линий и синим клавом. Он, как и гиматий, покрыт густым золотым ассистом. Свиток в руке Иисуса перевязан золотым шнурком. Спадающие складки одежд Богомладенца поддерживает левая рука Марии.

Мафорий Богородицы выполнен в вишнёвых тонах, украшен золотой каймой с бахромой и традиционными тремя золотыми звездами, символом её приснодевства (до, во время и после рождения Спасителя). На голове Марии синий чепец.

Оборотная сторона. Успение Пресвятой Богородицы

На обороте изображено Успение Богородицы, отличающееся очень хорошей сохранностью (сохранилась даже киноварная надпись «Успение святыни Богородицы». Сцена Успения лишена традиционных дополнительных сюжетов (несение апостолов ангелами, плачущие женщины и т. п.). В центре композиции помещена фигура Иисуса Христа (она вдвое больше остальных фигур) с крошечной запеленованной фигурой — символом бессмертной души Богородицы. Перед ним на ложе изображена умершая Дева Мария, которую окружают двенадцать апостолов и два епископа (Иаков, брат Господень, епископ иерусалимский и Иерофей, епископ Афинский), бывшие свидетелями смерти Богородицы в Иерусалиме. Само изображение помещено между двумя зданиями, показывающими, что действие происходит внутри помещения. Перед смертным одром Богородицы установлена горящая свеча, символизирующая угасание жизни.

Списки с иконы

Самый древний из известных списков Донской иконы датируется концом XIV века. Он был украшен серебряным золочёным окладом и поступил как вклад в Троице-Сергиеву Лавру от князя Владимира Андреевича, двоюродного брата Дмитрия Донского.

Список Донской иконы из Троице-Сергиевой лавры

После перенесения иконы в Москву с неё было сделано два списка, которые Иван Грозный направил обратно в Коломну .

Список, сделанный для Успенского собора , сохранился до настоящего времени. Он отличается белым фоном, во второй половине XVI века при Коломенском епископе Давиде икона была закрыта окладом.

Список Донской иконы в Донском монастыре

После избавления Москвы от войск хана Казы-Гирея с иконы был сделан список для Донского монастыря , основанного на месте походной церкви, где она находилась во время битвы. В 1668 году для малого собора Донского монастыря список иконы сделал иконописец Симон Ушаков.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 4
Заступнице верных преблагая и скорая, / Пречистая Богородице Дево!/ Молим Тя пред святым и чудотворным образом Твоим, / да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, / тако ныне и нас от всяких бед и напастей милостиво избави, / и спаси души наша, // яко милосердая.

Кондак, глас 2
Небесныя обители преселившаяся с плотию, / сущия на земли никакоже оставила еси, Богородице, / образ Божественный и многочудесный Пречистаго Лица Твоего / зрети любящим Тя и покланятися даровала еси, / яко знамение Твоея благодати, // чтим его лобызающе.

Источник:
Иконы богородицы с младенцем
ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
http://hram-troicy.prihod.ru/ikony_bozhiejj_materi/view/id/1137884

COMMENTS