Икона иокам и анна

АННА НОВГОРОДСКАЯ

Память 10 февраля в день кончины, 4 октября вместе с памятью блгв. Владимира Ярославича [1], в Соборе Новгородских святых

Старшая дочь шведского короля святого Олафа Шетконунга (994-1022 г.), прозванного «всехристианнейшим королем». В 1008 году король, его семья и дружина приняли святое крещение. Получила исключительное для женщины того времени образование: изучила Священное Писание, литературу, историю. Она была истинной дочерью Скандинавии эпохи викингов и потому с ранних лет пользовалась большой свободой, участвовала в общественной жизни своей родины, путешествовала, принимала гостей, хорошо владела оружием. Исторические источники особо отмечают ее ум, смелость, большое влияние на окружающих.

В 1018 году по воле отца вышла замуж за того, «кто был достоин его дружбы» — князя Новгородского благоверного Ярослава Мудрого. В качество приданого она принесла Русской земле город Альдейгаборг (ныне село Старая Ладога).

Став с 1019 года великой княгиней Киевской, она все силы души и сердца, все благодатные дары свои отдала новой родине, будучи верной помощницей и советчицей мужа в его делах. Однажды, когда возмутилась наемная норвежская стража и просила великую княгиню быть посредницей между ними и Ярославом, она согласилась, но предупредила, что будет защищать интересы мужа. Когда против великого князя выступил с ратью его брат Мстислав Тмутараканский, Ирина предложила решить спор военным поединком с ней, но Мстислав ответил, что с женщинами он бороться не привык — и уступил брату.

Великому князю часто приходилось бывать в далеких походах и поездках, во время которых Ирина оставалась в Киеве, управляя делами.

Ирина оказала большое влияние на добрые отношения с северными странами Европы. Она приютила в Киеве изгнанных сыновей английского короля Эдмунда Железнобокого, Эдмунда и Эдуарда, а также норвежского принца Магнуса. Он не вернулся на родину до тех пор, пока великая княгиня не убедилась, что норвежцы отдадут ему отчий престол и его права будут уважать. Русское государство в то время играло значительную роль в жизни Европы, его авторитет и влияние были как никогда высоки — и в этом была немалая заслуга великой княгини.

Уже при жизни прославилась своей добродетелью и благочестием. Святитель Иларион Киевский в своем знаменитом «Слове о законе и благодати» пишет, обращаясь к уже покойному святому Владимиру — крестителю Руси: «Взгляни на сноху твою Ирину, взгляни на внуков и правнуков твоих, как они живут, как Бог их хранит, как они соблюдают веру, которую ты им завещал, как они восхваляют Имя Христово!»

Стала матерью семерых сыновей и трех дочерей. Особенно известны ее сыновья: святой благоверный князь Владимир Новгородский, великий князь Изяслав Киевский, Святослав Черниговский, Всеволод Переяславский.

Дочери Ирины, как и их отец, мать и братья воспитывались в атмосфере «книжности». Летописец сообщает, что Ярослав «насеях книжными словесы» сердца близких ему людей. Великая княгиня научила детей родному языку, и они прекрасно понимали скандинавские саги, которые распевали при дворе князя варяжские воины. Дочери Ирины и Ярослава стали королевами: Анна — французской, Мария — венгерской, Елизавета — норвежской. Известно, что великая княгиня основала в Киеве монастырь во имя своей покровительницы — великомученицы Ирины и, по обычаю того времени, должна была не только заботиться о нем, но и управлять им.

В 1045 году она направилась в Новгород к сыну Владимиру на закладку собора во имя Святой Софии Премудрости Божией. В Новгороде великая княгиня Ирина приняла монашеский постриг с именем Анна. Это был первый постриг в великокняжеском доме; с него началась традиция пострижения русских князей и княгинь после исполнения ими долга правителей народа. Здесь же, в Новгороде, святая княгиня Анна скончалась 10 февраля 1056 [2] года.

Мощи святой Анны были погребены в Новгородском Софийском соборе. Вскоре рядом с ними упокоилось и тело ее сына — благоверного Новгородского князя Владимира.

4 октября 1439 года святителю Новгородскому Евфимию было чудесное явление (см. подробнее Собор Новгородских святителей), после чего в этот день было установлено совершение сугубой панихиды погребенным в Софийском соборе русским князьям и архиепископам Новгородским и всем православным христианам — начало празднования памяти святых Анны, её сына Владимира Ярославича, и Собора Новгородских святителей. На древних иконах святой, которые на начало XX века хранились в Новгородском архиерейском доме, было изображено имя Анны под 5 сентября и 4 октября. Неизвестно в какое время было также установлено празднование святой в день её преставления — 10 февраля.

На начало XX века мощи благоверной княгини открыто почивали в Новгородском Софийском соборе. В то время упоминалось о совершении её памяти 10 февраля и 4 октября [3].

После революции мощи святой были отняты у верующих. В 1991 году городской музей возвратил их Церкви вместе с другой величайшей святыней — чудотворной Знаменской иконой Божией Матери. Ныне мощи преподобной Анны Новгородской открыто пребывают в Новгородском храме святого апостола Филиппа.

От запада возсиявши, яко звезда небосветлая, / прияти Православную веру сподобилася еси, / в нейже плод благославный Русской земле принесши, / святая благоверная княгине Анно, / Христа всем сердцем возлюбила еси, / Того оправдания и законы хранящи; / темже днесь всесвятую твою память празднующе, / грехов оставление молитвами твоими приемлем.

[1] На 2014 год последняя память 4 октября в календаре Московской Патриархии и общецерковной Минее не значилась.

Источник:
АННА НОВГОРОДСКАЯ
Анна Новгородская, в крещении Ирина, в миру Ингигерда (+ 1056), благоверная княгиня, преподобная, супруга благоверного великого князя Ярослава Мудрого и мать благоверного князя Новгородского Владимира Ярославича Память 10 февраля в день кончины, 4 октября вместе с памятью блгв. Владимира Ярославича [1], в Соборе Новгородских святых Старшая дочь…
http://drevo-info.ru/articles/9003.html

Икона иокам и анна

Святой Иоаким (ивр. ? ??????????? ??, греч. ??????? ) — в англиканской, римской католической и православной традиции — муж святой Анны, отец Богородицы, дед Иисуса Христа. Традиция Православной церкви причисляет Иоакима к числу богоотцов.

Память совершается в Православной церкви 9 сентября (по юлианскому календарю), в Католической церкви 26 июля.

Житийная литература даёт Иоакиму следующее происхождение: «Родословие его таково: у сына Давида Нафана родился сын Левий, Левий родил Мелхию и Панфира, Панфир родил Варпафира, Варпафир же родил Иоакима, отца Божией Матери». [1]

Иоаким жил в Назарете. Женился на Анне, дочери священника Матфана из колена Левина из рода Ааронова. В браке, когда супруги достигли преклонного возраста, родился единственный ребёнок — Мария, ставшая матерью Иисуса Христа. Согласно житию, Иоаким прожил 80 лет. Тело Иоакима было погребено в Иерусалиме в подземной гробнице, над которой позднее была построена церковь Святого Семейства.

О зачатии и рождении Богородицы известно из апокрифического Протоевангелия Иакова (II век). Согласно данному рассказу у Иоакима и Анны долгое время не было детей. Когда первосвященник отказал Иоакиму в праве принести Богу жертву, так как он «не создал потомства Израилю» [2] , то он удалился в пустыню, а его жена осталась дома в одиночестве. В это время им обоим было видение ангела, возвестившего, что «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире».

После этого благовестия Иоаким и Анна встретились у Золотых ворот Иерусалима:

И вот Иоаким подошел со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрел покой в своем доме.

— Протоевангелие Иакова (4:7-8)

После этого Иоаким пришёл в Иерусалимский храм «говоря: Если Господь смилостивился ко мне, то золотая пластина жреца покажет мне. И принес Иоаким свои дары, и смотрел пристально на пластину, подошедши к жертвеннику Господню, и не увидел греха в себе». [3]

Анна зачала и когда «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». Дата зачатия — 9 декабря установлена исходя из того, чтобы она отстояла от даты Рождества Богородицы (8 сентября) на 9 месяцев. Димитрий Ростовский при этом пишет: «Говорили же некоторые, будто Пресвятая Дева родилась через 7 месяцев — и родилась без мужа, но это несправедливо». [4]

Источник:
Икона иокам и анна
Святой Иоаким (ивр. ? ??????????? ??, греч. ??????? ) — в англиканской, римской католической и православной традиции — муж святой Анны, отец Богородицы, дед Иисуса Христа. Традиция
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%98%D0%BE%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%BC

Молитвы святым

Память: 25 июля / 7 августа, 9 сентября / 22 сентября, 9 декабря / 22 декабря

До старости прожили в любви и благочестии, но так и не имели детей. Наконец, все отвернулись от них, так как бесчадие считалось позором в Израиле. Тогда праведные Иоаким и Анна наложили на себя пост и усилили молитвы, и Ангел Господень явился им и возвестил о скором появлении ребенка. Вскоре у них родилась дочь — Пречистая Дева Мария. Праведному Иоакиму и Анне молятся бездетные супруги, желающие иметь дитя.

Иже в законней благодати праведни бывше, Младенца Богоданного породиша нам, Иоаким и Анна. Темже днесь светло торжествует, весело празднующи Божественная Церковь, честную вашу память, славящи Бога, воздвигшаго рог спасения нам в дому Давидове.

Радуется ныне Анна. Неплодства разрешившися соуз, и питает Пречистую, созывающи вся воспети Даровавшаго от чрева ея человеком, Едину Матерь и Неискусомужную.

О святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосердаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, раб Божиих (имена), на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прешедше. в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже, со Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков.

Личное прошение праведной Анны о даровании дитяти (из Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского)

Горе мне, Господи! Кому я уподоблюсь? Ни птицам небесным, ни зверям земным: ибо и те приносят Тебе, Господи Боже, плод свой, я же одна неплодна. Увы мне, Господи! Я одна, грешная, лишена потомства. Ты, Который даровал некогда Сарре в глубокой старости сына Исаака. Ты, Который отверз утробу Анны, матери пророка Твоего Самуила, призри ныне на меня и услыши молитвы мои. Прекрати печаль сердца моего и отверзи мою утробу, и меня, неплодную, соделай плодоносною, дабы рожденное мною мы принесли Тебе в дар, благословляя, воспевая и прославляя Твое милосердие.

Источник:
Молитвы святым
Православные молитвы на все случаи жизни
http://www.k-istine.ru/orationem/orationem-053.htm

COMMENTS