Игры и упражнения на развитие внимания

Игры и упражнения для развития внимания

кольные трудности детей почти всегда вызывают у родителей жалобы на невнимательность, несобранность ребенка. Это справедливо – без хорошо развитого внимания успешная учеба невозможна. Поступая в школу, большинство детей слабо владеют собственным вниманием. Детей легко отвлекает все новое, красочное, необычное, они не могут усилием воли задержать внимание на нужном, но не очень интересном школьном материале.

Положение дел можно поправить, если позаниматься с ребенком. Игры и упражнения для развития внимания не требуют много времени. Достаточно уделить им 5-10 минут в день, только делать это нужно систематически. Тогда результат будет заметен через 2-3 месяца занятий.

У школьников 6-7, а иногда и 8 лет доминирует непроизвольное внимание. Оно тесно связано с эмоциональной составляющей. Поэтому играть и выполнять упражнения нужно с искренним интересом, доброжелательно, удивляясь и восхищаясь успехом ребенка. Взрослые и сами могут получить удовольствие от игр, настолько многие из них занимательны. Ругать и подгонять не следует; если что-то не получается, лучше сменить игру или облегчить ее.

Вместе с тем упражнения нужно подбирать так, чтобы их сложность слегка превосходила текущие возможности ребенка.

Интересная особенность внимания как свойства личности заключается в том, что его нельзя наблюдать отдельно, изолированно от других психических процессов, от деятельности в целом (подробнее о внимании можно прочитать в статье «Проблема внимания у школьников младших классов»). Поэтому каждое упражнение для развития внимания попутно развивает и память, мышление, воображение, восприятие.

Для игры понадобятся флажки разных цветов. Условия игры: поднимается синий флажок – хлопнуть в ладоши, красный флажок – подпрыгнуть, желтый – присесть и так далее. По мере того, как дети осваиваются в игре, темп ускоряется.

Под музыку ведущий показывает какое-нибудь движение, а остальные повторяют его. Перед началом игры следует договориться, что одно из движений повторять нельзя. Когда ведущий покажет его, нужно отрицательно покачать головой. Кто ошибется, выбывает из игры.

«Если хочешь надежно спрятать вещь, положи ее на самое видное место».

На этой поговорке строится игра. Ведущий прячет в комнате заранее условленную небольшую вещь так, чтобы ее было хорошо видно. На это время другие игроки из комнаты выходят. Требуется найти эту вещь.

В этой игре двое ведущих – два сторожа. Ведущим завязывают глаза. Они становятся лицом друг к другу на расстоянии одного шага, берутся за руки. Дети по очереди пробуют проползти между сторожами так, чтобы их не заметили. Когда сторожа почувствуют прикосновение, они должны схватить лазутчиков.

Ведущий показывает разные физические упражнения или меняет выражения лица. Игрок-зеркало должен точно повторить их.

Игра предназначена для группы детей. Для игры нужны два комплекта одинаковых карточек с изображением животных. Каждый ребенок получает одну карточку, потом в зале выключают свет.

Требуется найти свою пару. Человеческим языком разговаривать нельзя, только по-звериному (мяукать, кукарекать, гавкать и так далее). Свет включается через 2 минуты.

Эта игра предназначена для группы детей. Дети садятся в круг так, чтобы было удобно положить свои ладони на бедра или колени соседа. По команде первый игрок легонько хлопает по бедру (колену) соседа справа. Тот возвращает хлопок – хлопает первого игрока. Потом второй игрок в свою очередь хлопает соседа справа. Тот тоже возвращает хлопок и хлопает следующего. Темп постепенно ускоряется. Игра заканчивается, когда кто-нибудь собьется.

Ведущий называет птиц, животных, разные средства передвижения. Если названный объект летает, дети поднимают руки и машут ими, как крыльями. Ведущий тоже поднимает руки, а иногда специально запутывает детей. Так, назвав пароход или лошадь, поднимает руки. Кто ошибся, выбывает из игры.

Это очень популярная у наших бабушек и дедушек дворовая игра с мячом. Считается, что ее название произошло от немецкого выражения «Stand hier!», которое переводится «Стой здесь!».

Водящий встает в центр круга, на расстоянии шага от него по периметру круга стоят игроки. Водящий подбрасывает мяч и одновременно называет по имени одного из игроков. Тот, кого назвал водящий, должен подбежать и поймать мяч. Если это удалось сделать, игрок становится водящим. Игра начинается заново.

Если мяч не пойман и упал на землю, водящий бежит к мячу. Одновременно игроки разбегаются в стороны от водящего. Когда водящий поднимет мяч и вернется в центр круга, он кричит «Штандер!». Игроки замирают на месте. Водящий бросает мяч в любого игрока. Игроки не имеют права двигаться с места, но могут уворачиваться от мяча. Тот, в кого попали, выбывает из игры или становится водящим (по предварительной договоренности).

А эта игра была очень популярна у наших родителей.

Два водящих игрока располагаются на расстоянии 10-15 метров друг от друга. Остальные – между ними. Водящие перекидывают друг другу мяч и стараются попасть в одного из игроков («выбить»). Тот, в кого попадут, выбывает из игры или становится водящим (по договоренности).

Игроки могут перебегать от одного водящего к другому, а также попытаться поймать мяч.

Это групповая игра. Нужно выбрать ведущего и удалить его из комнаты. Затем взять пословицу, строку из стихотворения, из песни таким образом, чтобы количество слов было равно количеству остальных участников игры.

Каждому игроку достается по одному слову. Когда ведущий зайдет, дети одновременно начинают повторять свое слово. Задача ведущего – внимательно слушать и догадаться, какую фразу загадали игроки.

Выбирается популярная детская песня. Если ведущий держит большие пальцы вверх, песня поется вслух, если вниз — про себя. Кто собьется, выбывает из игры.

Начать игру нужно с пения вслух, и оно должно быть достаточно продолжительным.

Ребенок, играющий роль царевны Несмеяны, должен замереть и не двигаться после команды «Замри!», с которой начинается игра. Остальные участники стараются рассмешить и расшевелить Несмеяну любыми способами, запрещается только прикасаться к Несмеяне.

Для игры можно использовать 7-10 разных предметов или карточки с изображением предметов. Разложите их на столе и дайте детям посмотреть на них 10-15 секунд. Закройте предметы, и попросите детей перечислить те, которые они успели запомнить.

Снова приоткройте предметы на 10-15 секунд. Закройте и попросите детей рассказать, в каком порядке они были расположены.

После третьего просмотра (тоже 10-15 секунд) попросите описать каждый предмет (его цвет, форму, характерные особенности).

Представьте, что вы – индейцы-охотники. Вы притаились в лесу, слушаете, какие животные появятся рядом. Нужно сидеть тихо и постараться услышать все шумы, окружающие вас. А потом обсудить, откуда они могли произойти.

Ведущий может организовать какие-то шумы специально.

Ведущий (Шерлок Холмс) запоминает внешний вид других игроков. Для этого нужно дать Холмсу 1-2 минуты, во время которых он может внимательно рассмотреть спокойно стоящих перед ним детей. Затем Холмс выходит из комнаты.

Дети делают пять изменения в одежде и позе. Вернувшись, Шерлок Холмс находит эти изменения.

Для игры требуются картинки с изображением животных. Нужно разложить их по порядку: от животных с самым коротким хвостом до животных с самым длинным хвостом.

Удобно расположитесь в комнате, чтобы видеть и слышать всех участников игры. Первый игрок предлагает объект, который все будут описывать. Желательно, чтобы этот объект был крупным, с множеством мелких деталей (например, школа). Второй игрок уточняет предложенный объект (в школе три этажа). Следующий дает новое уточнение (школа из белого кирпича, 18 окон, крыльцо покрашено зеленой краской, на крыльце 4 ступеньки, в школе 2 крыла, с правой стороны спортзал и так далее).

Игра продолжается по кругу до тех пор, пока кто-нибудь из участников не сможет уточнить следующую деталь объекта.

Реквизит: набор из 10 треугольников, квадратов и кругов разного цвета. Их можно вырезать из цветного картона. Ширма формата А4 или больше.

История: На орбите Земли терпит бедствие космический корабль инопланетян. У них плохо работает связь, поговорить с ними не получается, но до Земли сигналы корабля доходят. Земля может посадить корабль на автопилоте. Для этого оператору на Земле нужно представлять пульт управления инопланетного корабля.

Играют двое – землянин и инопланетянин. У каждого по 5 элементов из набора. Инопланетянин выкладывает из картона пульт корабля. Он делает это за ширмой, чтобы землянин не видел, как выглядит пульт. Потом инопланетянин последовательно описывает свой пульт управления. По его описанию оператор-землянин выкладывает элементы в том же порядке. Землянин не должен ничего говорить (поломка связи). Задача – составить точно такой же набор, символизирующий пульт, как у инопланетянина.

Для игры потребуется наглядное пособие, вот такое: Задача – назвать цвет, которым написано слово. Для того чтобы игра производила правильный эффект, ребенок должен хорошо читать.

Начало этой популярной игры может быть разным. Выбирается ведущий, он обращается к игрокам с преамбулой:

Вариант 1. Барыня купила гардероб. В нем 100 рублей, что хотите, то купите, «да» и «нет» не говорите, черное и белое не называйте.

Вариант 2. Бабушка прислала 100 рублей. Что хотите, то купите, черное и белое не берите, «да» и «нет» не говорите.

Вариант 3. «Да» и «нет» не говорить, черное и белое не называть, вы поедете на бал?

И продолжает диалог или с одним игроком, или со всеми игроками по очереди. Ведущий задает вопросы, игроки отвечают. Вопросы ведущего построены так, чтобы заставить игроков произнести запрещенные слова. Кто проговориться, выбывает из игры или становится ведущим (по договоренности).

Для игры нужно заранее приготовить картинки, раскрашенные только наполовину. Вторую половину требуется раскрасить точно по образцу первой.

Смешайте небольшие горсти трех разных круп и дайте ребенку их разобрать. Чем младше ребенок, тем меньшие по количеству и большие по размеру крупы нужно использовать.

Один игрок смотрит на что-нибудь, а другой угадывает, на что именно он смотрит. Потом игроки меняются ролями.

Реквизит: два одинаковых игровых поля (листы бумаги с нарисованными крупными клеточками) и от 3 до 10 пуговиц (в зависимости от возраста ребенка).

Два игрока садятся друг напротив друга. Первый игрок выкладывает свои пуговицы на игровом поле по разным квадратикам. После того, как второй игрок посмотрел на расположение и запомнил его, поле закрывается листом бумаги. Задача второго игрока — на своем поле повторить расположение пуговиц как можно точнее.

Сидя, положите руки на колени, пальцы рук переплетите, оставив свободными большие пальцы. Медленно вращайте их вокруг друг друга. Постарайтесь сохранить одинаковую скорость. Направление вращения не меняйте.

Дайте в руку ребенку колокольчик и предложите выполнить любое движение так, чтобы колокольчик не зазвонил. Язычок колокольчика придерживать нельзя.

Эта старинная игра замечательно развивает концентрацию внимания. Бирюльками могут выступать разные мелкие предметы, наперстки, пуговицы, даже спички. Настоящие бирюльки – это фишки разных форм, в которых обязательно есть отверстия.

Бирюльки кучкой высыпаются на стол. Задача игроков – вытащить одну бирюльку из общей кучи, не сдвинув при этом соседние бирюльки. Для этого в настоящих бирюльках используется специальный крючок. Если же играть спичками, то можно обойтись без него.

Если игрок сдвигает соседние бирюльки, он передает ход следующему игроку. Тот, кто соберет больше бирюлек, выигрывает.

На спине ребенка рисуйте разные предметы, пишите буквы, цифры, слова. Задача ребенка — сказать, что вы написали. Поначалу можно написать несколько знаков на руке, чтобы ребенок смог соотнести свои тактильные и зрительные ощущения.

Читается или придумывается рассказ, в котором есть ложные утверждения. Задача: найти небылицы.

Например: «Вышел я вчера из дома, солнышко зеленое ярко светит, травка синяя под ногами так и пружинит. Шарик, наша собака, из будки выглянул и мяукает, со мной здоровается. А пошел я на пруд, грибы ловить. Удочка у меня, червяков с собой позвал, все как положено. Прихожу, уже собрался удочку закинуть, а тут из пруда лошадь как выскочит, как закричит «Бе-е-е» и рога на меня наставила…»

По команде «ухо» требуется дотронуться до собственного носа, по команде «нос» — до уха. Команды меняются хаотически. Темп можно постепенно ускорять.

Два игрока обводят свои ладошки на листочках бумаги. После этого по обе стороны ладошек (но не в них) как попало пишут цифры от 1 до 10 (20, 50, 100, — в зависимости от возраста детей). Затем они меняются листочками и ищут числа в точном порядке. Можно проводить линии между числами. Кто быстрее нашел все числа, тот и выиграл.

Вместе с упражнением «Корректура» (нахождение и вычеркивание в тексте одной или более букв) включите аудиозапись с интересной детской сказкой. Проверьте текст, а потом спросите, что ребенок понял и услышал из сказки.

Разучите с ребенком любой, самый простой ритмический рисунок, потом попросите его читать текст и одновременно карандашом выстукивать ритм.

Требуется считать от 1 до 20, одновременно записывать на листочке те же цифры в обратном порядке. Говорим 1, пишем 20, говорим 2, пишем 19, и так далее.

Задана таблица из одинакового количества строк и столбцов. В каждой клеточке написаны цифры от 1 до 50, вразброс, не по порядку. Требуется переписать их в такую же таблицу (чистую), расположив в порядке возрастания.

Немного усложнить задание можно, записав цифры в условии разными цветами.

Без ошибок переписать слова вида:

Енажлобы береюре лиддозока миноцапримапавотил ессанессас етальтаррс куфтироладзлоекунм

Найти спрятанные слова:

Вариант этого теста – разделить сплошной текст на слова (в качестве примера хорошо подойдут пословицы и поговорки).

Закодировать слово при помощи цифр. Каждой букве алфавита присвоить свою цифру, затем записать слово или фразу цифрами. В зависимости от возраста ребенка можно не использовать весь алфавит, а только те буквы, которые встречаются в словах.

Важно, чтобы арифметические действия ребенок производил в уме, а записывал только полученный результат. В зависимости от возраста детей задания усложняются.

1 класс – Даны два числа 6 и 3. Сложите эти числа, от полученного числа отнимите 2, затем ещё 4. /ответ 3/

2 класс – Даны два числа 15 и 23. Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа, от полученного числа отнимите 2, а теперь прибавьте 4. /ответ 5/

3 класс – Даны два числа 27 и 32. 1-ю цифру второго числа умножьте на 1-ю цифру первого числа и от полученного произведения отнимите вторую цифру числа. /ответ 4/

4 класс – Даны два числа 54 и 26. Ко второй цифре первого числа прибавьте вторую цифру второго числа и полученную сумму разделите на первую цифру второго числа. /ответ 5/

Предложите ребенку рисовать кружочки. Одновременно с этим хлопайте в ладоши и просите сосчитать хлопки. Задание выполняется 1 минуту.

Это игра-соревнование, в ней должно участвовать как минимум двое детей.

Детям читают небольшой текст. Задача: составить как можно больше вопросов к тексту. Выигрывает тот, чей список вопросов длиннее.

Игры и упражнения для развития внимания

Игры и упражнения для развития внимания

Ушинский говорил, что внимание «та дверь, через которую проходит все то, что только входит в душу человека внешнего мира». Если педагогу не удается добиться внимания детей к тому, что он объясняет, то он говорит попусту, подобно человеку, показывающему картину людям, повернувшимся к ней спиной.

Иногда бывает, что детям «трудно понять», «трудно запомнить», и это говорит не о слабости сообразительности и памяти, а о недостатках внимания.

Ваш ребенок невнимателен? В чем это проявляется? Что может повлиять на качество внимания ребенка? Причины нарушения внимания могут быть разными:

1. Если невролог поставил вашему ребенку диагноз «синдром гиперактивности с дефицитом внимания», то в этом случае без квалифицированной медицинской помощи не обойтись.

2. В дошкольном детстве ребёнок сосредоточенно работает 15-30 минут, а если дольше, то наступает переутомление.

3. Когда 4—7 дней в неделю ребенок загружен дополнительными кружками, то наступает переутомление.

4. Ребенок может длительное время играть в любимые игры, заниматься своими делами, но становится невнимательным при выполнении интеллектуального задания. Возможно, что он просто не понимает, как нужно выполнить это задание. В этом случае необходимо помочь ему, объяснить тот материал, который он не усвоил ранее, вместе разобрать несколько похожих упражнений и убедиться в том, что ребенок понял, что и как ему нужно делать.

5. Однообразная деятельность (сложно удерживать внимание, когда выполняете монотонную работу.) В этом случае можно внести какую-то изюминку, например, устроить небольшое соревнование: «Кто красивее напишет букву «А»?», «Кто больше решит примеров?».

6. Очень важно, чтобы ребенок был в хорошем настроении: если он чем-то подавлен, то ему, скорее всего, трудно будет сосредоточиться на выполнении задания.

7. Наличие большого количества раздражителей в комнате. Если перед глазами ребенка находится коллекция машинок, с которой он обожает возиться, то наверняка все его мысли будут о том, как бы поскорее закончить выполнение задания и поиграть. В этой ситуации целесообразно убрать из поля зрения ребенка все, что его отвлекает.

8. Состояние здоровья ребенка также может быть одной из причин нарушения внимания. Если ребенок плохо себя чувствует, то ожидать безошибочного выполнения задания не приходится.

Следует помнить, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая, а не учебная, поэтому все дополнительные занятия с ребенком должны носить игровой характер и включать паузы для активного или пассивного отдыха. Это может быть прогулка на свежем воздухе или какое-то любимое занятие, когда ребенок сможет расслабиться, отвлечься.

Предложенные игры и упражнения позволят не только потренировать детей, но и получить удовольствие от совместной деятельности.

1. «Послушай и повтори».

Цель игры. Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Хлопками задайте ребенку определенный ритм и попросите его повторить.

Цель игры. Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Вы называете разные слова: дом, тетрадь, яблоко, суп, машина, груша, воробей, самолет и т. д. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши, когда встретится слово, обозначающее фрукт. Усложнение игры: ребенок хлопает в ладоши, услышав название фрукта, и топает ногами, услышав название транспорта.

После уборки комнаты попросите ребенка рассказать, что изменилось, например: цветы на подоконнике стоят в другом порядке или там, где раньше стояла машинка, теперь лежат гантели.

Участники хором несколько раз считают до 10. Первый раз идет простой счет. Второй раз на счет «три» три раза мяукают. Третий раз на счет «три» три раза мяукают, на счет «пять» пять раз топают ногами. Далее на счет «три» три раза мяукают, на счет «пять» пять раз топают ногами, на счет «семь» — семь раз хлопают в ладоши. Для усложнения можно увеличить темп игры или менять задания.

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Предложите ребенку внимательно рассмотреть картинки и найти на них отличия.

Предложите ребенку найти на картинке как можно больше «спрятанных» животных.

Цель игры. Развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Цель игры. Развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Играющие идут по кругу, держась за руки, по сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Не выполнивший правильно задание выходит из игры.

Предложите ребенку в тексте (газетном или журнальном, просматривая каждую строчку зачеркивать какую-либо букву.

В мягкой форме обсудите с ребенком, что получилось, что вышло не совсем удачно. Убедите его в том, что с каждым занятием результаты будут все лучше и лучше. Для ребенка важно чувствовать вашу поддержку.

Итак, на основании выше изложенного можно утверждать, что игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает способности, подчас не догадываясь об этом.

Секрет волшебных слов Беседа с использованием стихотворения «Что значит быть вежливым?» Сегодня отмечается международный день «СПАСИБО». Культура общения,.

Стихотворение «Нужные вещи» Заспорили вещи однажды: Кто из них человеку нужнее? Кто работу делает более важную? Без кого людям в жизни труднее? -Я человеку готовлю.

Игры и упражнения на развитие внимания

О воспитании детей

ы, родители, становимся воспитателями «поневоле», хотим мы этого или нет. Чтобы ни говорили о роли школы в воспитании ребенка, основное воспитание он получает в семье. Именно на родителях в главной степени лежит ответственность за то, каким станет ребенок. А это огромная ответственность.

Если воспитатели детского сада или педагоги школы получают специальное образование, изучают педагогику и психологию детей, то как быть нам? Как родителям справиться с таким важным делом?

Ответ один – получать специальное образование самостоятельно! Читать, учиться и стараться приложить полученные знания на практике.

Некоторые родители вовсе не задумываются о том, что для воспитания ребенка следует приложить какие-то усилия. Они считают, жизнь сама собой воспитает, и ребенок вырастет «не хуже других». Эта инертная позиция неверна. Конечно, любящие родители интуитивно постараются не навредить своему ребенку, даже не имея никаких познаний в области педагогики. Но современная жизнь ставит перед людьми столько новых задач, что многие ее вопросы невозможно решить без нужной информации.

Наш ресурс призван помочь родителям найти эту информацию. Спрашивайте, комментируйте, делитесь опытом!

Автор статей сайта —

Наталья Александровна Софьина.

Вы можете задать любой интересующий Вас вопрос по воспитанию ребенка, заполнив форму обратной связи. Чтобы получить полезный ответ, опишите ситуацию, особенности Вашего ребенка как можно подробнее. Если вопрос требует срочного ответа, отметьте это, и Наталья Александровна ответит Вам на электронную почту в самое короткое время.

Источники:
Игры и упражнения для развития внимания
Разнообразные подвижные и спокойные игры, а также упражнения для развития внимания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
http://baby-ved.ru/igry/igry-i-upraghneniya-dlya-razvitiya-vnimaniya/
Игры и упражнения для развития внимания
Игры и упражнения для развития внимания
http://www.maam.ru/detskijsad/igry-i-uprazhnenija-na-razvitie-vnimanija.html
Игры и упражнения на развитие внимания
Сайт "Воспитание" ответит на самые актуальные вопросы по воспитанию детей. Задать вопрос профессиональному педагогу можно при помощи формы обратной связи.
http://baby-ved.ru/

COMMENTS