Группы развития детей

Группы здоровья: помощь или дискриминация?

15.10.2016 Viktoria Soldatova Развитие ребенка

Тема настоящей статьи – группы здоровья детей и их характеристика. Постараемся разобраться, зачем нужно это деление, какие вообще бывают категории, и как отнести своего малыша к одной из них.

Приветствую вас уважаемые читатели, если вы зашли на странички моего блога, то скорей всего являетесь родителем. Дети растут очень быстро. Казалось бы, всего неделю назад малыш только научился ползать, буквально вчера пошел и заговорил. А сегодня уже пора собираться в детский сад, а то и в школу. С одной стороны, это замечательно! Во-первых, важное событие для ребенка, который чувствует себя почти взрослым. Во-вторых, это облегчение для родителей. Мамочки могут выйти на работу, бабушки ‒ отдохнуть, ведь чадо хотя бы полдня находится под присмотром педагогов. Но с другой стороны, поступление в детское учреждение ‒ это всегда огромное количество формальностей. Родители вынуждены изучать все тонкости внутренних правил учебных заведений.

Казалось бы, все детки, которые начинают свой образовательный путь, между собой равны. Однако это не всегда так. И здесь речь идет не только об индивидуальных особенностях характера, темпераменте и психологическом типе. Одним из основных критериев «классификации ребенка» является уровень его здоровья.

Группы здоровья детей и их характеристика — о чем идет речь?

Группы здоровья – это условные категории, объединяющие в себе деток с разным уровнем физического состояния. Относя человека к той или иной группе, врач как бы дает условный знак тем людям, кто еще будет работать с малышом. В первую очередь, группа здоровья определяет, нуждается ли чадо в зачислении в специализированное учебное учреждение, или нет. На основе этой цифры, в карте для ребенка, подбирается подходящий тип физической нагрузки, стол (диета), выставляются ограничения на занятия той или иной деятельностью.

Распределение детей по группам здоровья, что логично следует из вышесказанного – прерогатива педиатра. И это правильно. Ведь только врач может оценить состояние, основываясь на полном, комплексном обследовании, результатах анализов и функциональных тестов.

Надо оговориться, что существуют группы здоровья новорожденных. Они присваиваются малышам, которых выписывают из роддома. На основе этого показателя определяется, сколько раз за тот или иной промежуток времени мамочка с дитем должны посетить педиатра. Однако чаще всего врач на приеме указывает дату следующего посещения. Поэтому эти данные не столь важны для родителей. В основном, категория начинает «требоваться» при поступлении в сад или школу.

Закономерный вопрос – а как вообще формируются эти группы? Для того чтобы отнести маленького пациента в ту или иную, врач должен «охарактеризовать» его по нескольким пунктам. Наиболее полный список выглядит так:

  1. Были ли отклонения у плода в период внутриутробного развития, зафиксированные на УЗИ или с помощью другого метода пренатальной диагностики?
  2. Есть ли у малыша хронические заболевания, дефекты развития (врожденные пороки)?
  3. Насколько хорошо функционируют органы и системы человечка?
  4. Каков уровень нервно-психического развития?
  5. Какова сопротивляемость организма, насколько правилен иммунный ответ (здесь учитывается в том числе, сколько раз за год кроха болеет простудными и другими заболеваниями)?

Однако чаще всего, для определения группы, первый критерий из перечисленных в расчет не берется. Он учитывается в большей степени для выставления категории здоровья новорожденному.

В обследовании маленького человека, разумеется, участвует не только участковый врач-педиатр. Малыш проходит полное обследование, включающее в себя консультацию следующих специалистов:

Если специалисты находят те или иные отклонения от нормы, обязательно назначается дообследование с участием докторов других профилей.

Кто-то из родителей, учитывая нынешние веяния свободолюбия и индивидуализма, может сказать: а не ущемление ли это прав моего чада? Почему кому-то можно заниматься физкультурой, кушать то, что готовят для всех, а нам – нет?! Так вот, это мнение совершенно ошибочно!

Ведь запреты ставят не по прихоти или за деньги, а ориентируясь на состояние малышули, его физические возможности учитывают возможные негативные последствия.

К сожалению эта система несовершенна. Зачастую внешне здорового ребенка обследуют недостаточно часто или не очень тщательно. Кроме того, педагоги и родители не торопятся учитывать рекомендации врачей. Отчасти поэтому встречаются эпизоды детской смерти прямо на уроках физкультуры (что недопустимо!), развития осложнений в результате неправильного питания. И возможно усугубление состояния малыша вследствие несоблюдения режима.

Именно поэтому необходимо осознавать всю важность такого распределения! Это делается не по прихоти врачей и не ради «облегчения жизни» педагогам. Не для того, чтобы учитель мог заниматься физкультурой только с половиной класса, т.к. остальные ходят в «подготовительную группу». Не с целью разделить деток на «здоровых» и «не очень», а потом обделять заботой одних, акцентируя внимание на других.

Такая практика введена для того, чтобы не пропустить развитие заболевания или осложнения у малыша, предрасположенного к патологическому процессу. Для того чтобы оградить его от непосильной для него нагрузки, дав время организму реабилитироваться и сформироваться. Чтобы, в конце концов, исключить слишком явную разницу в классе между теми, кто с легкостью справляется с нормативами по физкультуре, и теми, кто, не будучи ленивым и безответственным, чисто физически не может их выполнить!

В первую очередь, нужно выяснить, какие группы здоровья бывают у детей. Всего их пять, но некоторые авторы выделяют во второй категории подгруппы 2а и 2б. Разбирая вторую группу, я буду их упоминать, но в большей степени это подразделение характерно, опять же, для новорожденных.

Группы здоровья детей и их характеристика начинаются со здоровых деток. К огромному сожалению, крохи, которых можно было бы сюда отнести, встречаются все реже. Надо сказать, что уже в роддоме полностью здоровыми (ориентируясь только на шкалу Апгар *Шкала оценки состояния новорожденного) можно назвать менее 15% родившихся крошек, ведь оценку 10/10 или хотя бы 8/10 получают единицы. Соответственно, и в старшем возрасте показатели оставляют желать лучшего.

Итак, кого причисляют к первой группе здоровья? Это детки, которые не болели или крайне редко болели за исследуемый срок (обычно обследование проводится раз в год). У них нет хронических заболеваний, а также функциональных или анатомических проблем в работе всех органов и систем организма.

Важно, что ребята не должны отставать в нервно-психическом развитии от возрастных норм. Здесь речь не идет об индивидуальных особенностях характера (например, кто-то более медлительный), а только об объективных признаках. Существуют нормы и правила оценки соответствия поведенческих реакций малыша этим нормам. В том числе с целью определения нервно-психического здоровья всем показана консультация невролога. И только если этим доктором обнаружены какие-либо отклонения, маму с дитем направляют к более узким специалистам – психологу, логопеду.

Такие дети не имеют пороков и аномалий развития. Надо учитывать, что крохотульки, имеющие, например, дефект строения ушной раковины, не влияющий на слух (оттопыренные, эльфийские уши), относятся сюда же. То есть допустимо то, что абсолютно никак не ухудшает состояние человека и не требует медицинского вмешательства.

Что значит 2 (вторая) группа здоровья у ребенка? Такой «диагноз» выставляется в тех случаях, когда у малыша есть функциональные отклонения от нормы. Это значит, что проблема не органическая (не опухоль, воспаление или разрушение ткани), но только в работе органа. Так бывает, когда дают сбой биохимические механизмы, иммунитет, снижается способность организма к адаптации. Чаще всего нарушения обусловлены тем, что кроха растет очень быстро, а системы органов (особенно сердечно-сосудистая) не успевают перестроиться. Ведь им теперь необходимо работать на больший рост (большой круг кровообращения увеличивается), а сил пока не хватает.

Другим критерием, по которому можно определить, что имеет место быть группа здоровья 2 у ребенка, являются частые острые заболевания. «Частые» – это более 4 раз за год. Для них характерен долгий период выздоровления и восстановления. Длительное время к малышу не возвращается аппетит, присутствует вялость, сонливость. Зачастую после простудных заболеваний возникают осложнения на уши. Неотъемлемая часть – функциональные нарушения в работе желудочно-кишечного тракта после любого лечения.

Детки второй группы не должны иметь тяжелых отклонений от норм психического развития. Показатели находятся либо в пределах допустимого, либо совсем незначительно от этих пределов отдалены. А вот хронические заболевания, пороки и аномалии развития у этих деток отсутствуют вообще.

По некоторым данным, выделяют две подгруппы этой категории – А и Б. Группа здоровья 2б ребенка – это как раз детки, попадающие под описание выше. Вот некоторые состояния, позволяющие отнести кроху к 2б группе:

  • поражение ЦНС в родах, повлекшее за собой незначительные отклонения в психическом развитии;
  • аномалии конституции (диатезы);
  • функциональные шумы в сердце;
  • пониженный гемоглобин (преданемическое состояние);
  • нарушение работы желудочно-кишечного тракта.

В подгруппу А входят те, у кого нет перечисленных выше отклонений, но имеется отягощенный анамнез.

Анамнез (от греч. ἀνάμνησις — воспоминание) — совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путём расспроса самого обследуемого и/или знающих его лиц.

Это может означать, что:

  • в семье есть дети с серьезными отклонениями в развитии;
  • мать на момент рождения сына или дочери была старше 35;
  • были осложнения во время беременности и при родах;
  • имела место быть многоплодная беременность;
  • малыш недоношен/переношен;
  • низкая или слишком высокая масса при рождении;
  • была внутриутробная инфекция;
  • состояние реабилитации после тяжелых состояний, операций, заболеваний.

На самом деле, это в какой-то степени наиболее благоприятная «компания». Такие малыши ничем не болеют, но находятся под пристальным наблюдением медиков, гораздо более внимательным, чем ребята из 1 группы. Шанс пропустить развивающуюся патологию очень низок.

Таким образом, вторая категория здоровья – это практически здоровые малыши. Но они имеют незначительные отклонения в развитии и требуют внимания со стороны медицинских работников.

Что значит 3 (третья) группа здоровья у ребенка? Это так называемое состояние компенсации. Как можно заметить, группы здоровья детей и их характеристика отражают не только наличие у детей тех или иных заболеваний, но и степень их тяжести. В данном случае речь идет о том, что хроническая патология есть. Однако подразумевает редкие ее обострения, протекающие не тяжело, легко купирующиеся (снимающиеся с помощью лекарств или манипуляций).

Это могут быть и пороки развития, которые не влекут за собой значительного ограничения возможностей. Вполне возможны здесь и функциональные изменения в работе организма. Однако они касаются только той системы, которая развита неправильно («больна»). Эти отклонения мало влияют или не влияют на общий уровень жизни и активности человека.

Острые заболевания у таких малышей возникают довольно редко, протекают не тяжело. Возможен удлиненный период восстановления (особенно если патология связана с пораженной изначально системой). Что касается психо-физического развития, то оно может быть нормальным или несколько отставать от нормы.

Значительных отклонений обычно не наблюдают, малыши из 3 группы вполне социально адаптированы, с легкостью находят общий язык со сверстниками. Однако для таких крох характерна недостаточность массы тела 1 или 2 степени, низкий рост, некоторая мышечная слабость.

Группа здоровья 3 у ребенка – это совершенно не приговор. Самое главное – не пропускать визиты к врачу, выполнять рекомендации. Неизлечимых заболеваний у деточек этой категории обычно нет, все поддается медицинской коррекции. Но от родителей требуется максимум ухода и заботы. Это важно еще и для того, чтобы не допустить развития имеющихся заболеваний.

Четвертая (4) группа здоровья у детей – это «промежуточная» стадия, так называемой субкомпенсации. Термин этот подразумевает под собой отсутствие угрожающих жизни состояний, не говорит о неизлечимости больных.

Для ребят этой «компании» характерны довольно серьезные врожденные пороки развития. Они уже имеют влияние на жизненный ритм человека. Патологические изменения затрагивают не только изначально «неправильную» систему, но и органически здоровые органы. Имеются хронические заболевания (часто не одно). Обострения этих нарушений развиваются часто, обычно с осложнениями.

Острые нарушения лечатся тяжело, после них чадо долго восстанавливается, ему требуются особые условия реабилитации. Часто такие детки находятся в обществе с трудом, т.к. их диагнозы накладывают отпечаток и на характер, и на мировосприятие, и на физические возможности.

Что касается нервно-психического развития, то оно может быть абсолютно нормальным. Отклонения совершенно необязательны, такие детки, наоборот, часто интеллигентнее других (в силу отсутствия возможности, например, бегать и баловаться). Однако нередки и отклонения, от незначительных до тяжелых. Характерен дефицит массы тела, роста, мышечной силы.

Очень часто таким ребятам требуется обучение в специализированных заведениях. И даже если это не так, им показаны значительные ограничения по учебным и физическим нагрузкам. Практически всегда обязательна какая-либо поддерживающая терапия на постоянной основе (медикаменты, ЛФК и т.п).

Стоит напомнить, что группы здоровья детей и их характеристика не обязывают родителей отдавать своего кроху в специализированные учреждения. Но если такой совет прозвучал, лучше к нему прислушаться. Вопреки распространенному мнению, не совсем здоровое дитя, находящийся в обществе «обычных» сверстников, не идет на поправку быстрее. Наоборот, он начинает осознавать некую неполноценность, развиваются комплексы, маленький человек замыкается в себе (а если он еще и подвергается насмешкам?). Зато находясь в особом учреждении, где с ним занимаются подготовленные педагоги, он может делать большие успехи. И никто не сказал, что через пару лет такой малыш не сможет учиться в рядовой школе!

Что значит 5 (пятая) группа здоровья у ребенка? К этой категории относят деток, имеющих очень серьезные отклонения в физическом состоянии. Будь то тяжелые хронические заболевания, с редкими периодами клинической ремиссии (отсутствие симптомов), или аномалии развития. Эти малыши угрожаемы на инвалидность или уже ее получили.

У таких детей имеется поражение всех (или почти всех) органов и систем, причем патология как функциональная, так и органическая. Частые инфекционно-воспалительные процессы с большим количеством тяжелых осложнений.

Острые заболевания – состояние, практически перманентное для них. Это значит, что за год они более 8-10 раз обращаются за медицинской помощью.

К этой категории относят наиболее «тяжелых» пациентов, для которых, кроме прочего, нередка задержка психического развития. Однако этот пункт вовсе не является обязательным!

Надо сказать, что аномалии развития могут быть не только врожденными. К этой же группе относятся детки, перенесшие тяжелые калечащие операции, травмы, заболевания. В обязательном порядке пятая группа здоровья у ребенка включает в себя онкологических больных. Причем как в процессе лечения, так и на этапе ранней реабилитации, и в постреабилитационном периоде (до 5 лет).

Обучение таких малышей в общеобразовательных школьных и дошкольных учреждениях исключено. К ним необходим индивидуальный подход. Для таких малышей оптимальным будет обучение на дому, либо в узкоспециализированных учебных заведениях. Эти дети требуют беспрерывного надзора, постоянной помощи и опеки. Чаще всего социально неадаптированы (особенно в раннем возрасте, когда большую часть времени проводят в больницах).

Отдельно хотелось бы упомянуть о двух похожих друг на друга понятиях: группа здоровья и группа риска. Несмотря на их сходство, речь идет о разных вещах. В первом случае мы говорим о реальном, настоящем, нынешнем состоянии человека. А второе понятие характеризует деток, у которых «больше возможностей» получить то или иное заболевание, больше патогенных факторов.

При делении по степени риска – это категория детей, склонных к развитию той или иной патологии. Это деление довольно старое, еще 90х годов XX века, но иногда на эти данные ссылаются и сегодня. Выделяют 5 основных групп риска и 4 дополнительных. Если пациент причисляется к категории риска, то изменяется график его диспансеризации, к рекомендациям добавляются консультации узких профильных специалистов.

По сути, групповая единица 2а – это одна группа риска. И к ней относятся все крошки, предрасположенные к формированию того или иного патологического процесса.

Как уже упоминалось, распределением детей по категориям занимается врач-педиатр. Каждый малыш, зарегистрированный на участке, должен быть «классифицирован» по этому признаку.

А как определить группу здоровья ребенка самостоятельно, можно ли это сделать? В принципе, да, хотя большого смысла в этом нет. Ведь перед садиком и школой Вашему чаду все равно придется проходить медкомиссию. Однако материалы на тему группы здоровья детей и их характеристика доступны всем. Чтобы не возникало путаницы, попробуем вывести строгий алгоритм определения категорий.

Для начала каждому родителю нужно знать, что групповая принадлежность выставляется по наиболее тяжелому заболеванию. Если, например, у малыша нет никаких заболеваний, кроме порока сердца, который не доставляет беспокойства, его следует отнести к 3 группе.

Во-вторых, может помочь с определением таблица. По сути, это те же данные, что были представлены выше в текстовом виде, но более сжато.

Группы развития детей

Основными задачами контроля за здоровьем и развитием детей являются:

· углубленное исследование, оценка состояния здоровья ребенка в эпикризные периоды и назначение соответствующих рекомендаций с целью обеспечения его гармоничного развития, оптимального функционального состояния организма и полноценного здоровья;

· раннее выявление отклонений в состоянии здоровья ребенка для организации оздоровления и лечения с целью профилактики формирования хронических заболеваний.

Группу здоровья определяет педиатр, учитывая осмотры специалистов. При исследовании состояния здоровья ребенка учитываются в качестве основополагающих следующие критерии:

I критерий – наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе,

II критерий – уровень физического развития и степень его гармоничности,

III критерий – уровень нервно–психического развития,

IV критерий – резистентность организма,

V критерий – функциональное состояние органов и систем,

VI критерий – наличие или отсутствие хронических болезней или врожденных пороков развития.

I критерий обуславливает здоровье, II – VI критерии характеризуют здоровье.

Комплексная оценка с определением группы здоровья проводится по совокупности перечисленных критериев. Группа здоровья дает более широкое представление о состоянии здоровья ребенка, чем диагноз.

Первая ( I) группа здоровья объединяет детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки критериям здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, имеющих отставание в нервно–психическом развитии не более чем на 1 эпикризный срок, а также детей, имеющих единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, деформация ушной раковины и др.), не влияющие на состояние здоровья ребенка и не требующие коррекции.

Вторую (II) группу здоровья составляют также здоровые дети, но имеющие «риск» формирования хронических заболеваний. В раннем возрасте принято выделять 2 подгруппы среди детей со II группой здоровья.

II A “угрожаемые дети”, имеющие отягощенный биологический, генеалогический или социальный анамнез, но не имеющие отклонений по всем остальным критериям здоровья.

II –Б группа “риска” – дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические изменения, часто болеющие дети (4 и более раз в год), дети с аномалиями конституции и другими отклонениями в состоянии здоровья.

Для отнесения детей раннего и дошкольного возраста ко II группе здоровья можно использовать перечень следующих основных отклонении в развитии и состоянии здоровья:

— ребенок от многоплодной беременности,

— недоношенность, переношенность, незрелость,

— перинатальное поражение ЦНС,

— низкая масса тела при рождении,

— избыточная масса тела при рождении (более 4 кг ),

— рахит (начальный период, 1-я степень, остаточные явления),

— гипотрофия 1-й ст.,

— дефицит или избыток массы тела 1-й и II-й степени,

— аномалии конституции (экссудативно–катаральный, лимфатико-гипопластический, нервно–артритический диатезы),

— функциональные изменения сердечно–сосудистой системы, шумы функционального характера, тенденция к понижению или повышению АД, изменение ритма и частоты пульса, неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой,

— частые острые заболевания, в т.ч. респираторные,

— понижение содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы, угроза анемии,

— дисфункция ЖКТ – периодические боли в животе, нарушение аппетита и др.,

— вираж туберкулиновых проб,

— состояние реконвалесценции «после перенесенных острых инфекционных и неинфекционных заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния (в т.ч. острой пневмонии, болезни Боткина, острых нейроинфекций и др.),

— состояние после неотложных хирургических вмешательств.

Третья ( III ) группа здоровья объединяет больных детей с наличием хронических болезней или врожденной патологии в состоянии компенсации, т.е. с редкими, нетяжелыми по характеру течения обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего самочувствия и поведения, редкими интеркуррентными заболеваниями, наличием функциональных отклонений только одной, патологически измененной системы или органа (без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем).

Четвертая ( IV) группа включает в себя детей с хроническими болезнями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, которое определяется наличием функциональных отклонений не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжными реконвалесцентными периодами после интеркуррентного заболевания.

Пятая ( V) группа – дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды.

При отнесении детей ко 2 – 5 группам здоровья не обязательно наличие отклонений по всем критериям здоровья, достаточно по одному из них, но может быть и по нескольким. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу.

Группы развития детей

Сегодня появилось столько групп развития для детишек буквально с рождения и до школы, что у неискушенного родителя невольно встает вопрос: куда ходить. А так как группы, как правило, еще и платные, то еще один немаловажный вопрос: кому платить деньги и за что?

Сразу скажу, что анализ проведен в небольшом городке, а не в областном центре, где понятно, больше возможностей, предложений и прочее. Постараюсь провести сравнение групп развития примерно 12 лет назад и на настоящее время. Т.е. времен старшего и младшего сыновей.

Что было вчера (или 12 лет назад)

Со старшим сыном мы с рождения ходили в бассейн. Программа называлась: «Плавать раньше, чем ходить». Цель программы была научить ребенка держаться на воде и нырять. Мы посещали занятия с рождения, с полугода уже плавали в детском бассейне до полутора лет. Потом женщина-инструктор-медсестра уехала, и заниматься стало некому. Занятия в детском бассейне прекратились.

Плюсы: научился плавать под водой, нырять, доставать игрушки со дна.

  1. Практически не смог переучиться плавать с прямыми ногами во взрослом бассейне. Поэтому было постоянное недовольство тренера. Из-за стиля плавания типа «Поплавок»: нырнул, вынырнул, нырнул, немножко проплыл, опять вынырнул и т.д. не получалось быстро плавать.
  2. Постоянные болезни типа ОРВИ (ларингиты со стенозом 1 раз в 4 месяца ). Я тоже не верила, что это из-за бассейна. Но, с младшим в бассейн ходить не получилось (новый не успели запустить, а старый закрыли), так часто и тяжело мы не болели.

Но прежде, остановимся на моменте, где искать группы развития:

  1. Обзвонить знакомых родителей. Как правило, подобной информацией владеют именно они. Посоветуют, куда стоит ходить, а куда нет. Но все равно полагайтесь на свое мнение.
  2. Звонить на вахту или секретарю детских школ (музыкальной, художественной, спортивной).
  3. Обзвонить городские клубы (досуговые, дворовые, социальные). Сейчас только ленивый не занимается с детишками. Наша цель – выбрать стоящие.
  4. Садики. Лучше позвонить в управление дошкольными учреждениями. Стало модным организовывать группы развития в садиках (например, «Кроха»). Сразу можно узнать, про группы кратковременного пребывания. Т.е. Вы приводите ребенка на 2-3 часа, где с ним занимаются педагоги и воспитатели.
  5. Общеобразовательные школы (вахта, секретарь). Школы часто сдают аренду ИП для занятий групп развития.
  6. Негосударственные центры (иностранных языков, литературы и пр.). Либо сами ведут подобные занятия, либо, опять же, сдают в аренду.

Итак, выделим основные моменты, на которые нужно обратить внимание при выборе групп развития для своего малыша.

И в заключении хочу привести примерный план занятия, которое я считаю почти идеальным развивающим занятием. Его придумала наш замечательный педагог О.А.

Опыт: Чтобы развить ребенка силами высокопрофессиональных педагогов придется постараться их найти да еще попасть к ним в группу. Начинайте это делать заранее.

Занятия в группе раннего развития

На сегодняшний день все молодые родители подвергаются влиянию модной тенденции раннего развития детей. Многие мамы начинают развивать своего кроху еще до рождения, читают специальную литературу, слушают классическую музыку. Родители скупают большое количество материалов по развитию, посещают с ребенком одновременно плавание для новорожденных , уроки ритмики , музыкальную школу и занятия по иностранному языку. Но есть и другая крайность, когда родители начинают заниматься с детьми незадолго до школы, считая, что всю необходимую информацию для жизни ребенок получит от педагогов. Задача ответственных родителей, наделенных здравым смыслом, — найти «золотую серединку» в развитии своего чада.

Вокруг вопроса раннего развития детей, естественно, возникло большое количество разнообразных коммерческих проектов, начиная с групп раннего развития детей, которые с первых дней жизни готовы обучать Вашего малыша всем новомодным штучкам, и заканчивая специальными продвинутыми группами и частными детскими садами, где обещают сделать из Вашего чада маленького Эйнштейна. Однако во всем этом разнообразии предложений стоит определиться для себя, надо ли это Вам и Вашему ребенку? Что Вы хотите получить в результате и насколько усердно Вы готовы заниматься со своим крохой, развивая его способности? Что такое группа раннего развития детей, по какому принципу она формируется, как выбрать группу, чем занимаются дети и чего ждать от таких занятий? Разберемся во всем поподробнее.

Если честно, то ребенок, которому еще нет 3-х лет, неплохо справляется с собственным развитием и без посещения специальных развивающих центров, потому что для него главный человек и учитель – мама. И группа раннего развития является полезной скорее мамам, чем их деткам, потому что дома становится скучно, круг общения очень ограничен, с ребенком нужно чем-то заниматься, а фантазия уже исчерпана. В таком случае центр раннего развития детей – это хороший выход.

Когда же можно начинать посещать школу или центр раннего развития ребенка? Сегодня существует огромное количество клубов, которые принимают деток в возрасте от трех месяцев и до семи лет. Такие группы формируются в зависимости от возраста детей: на занятиях для самых маленьких (примерно до двух лет) необходимо присутствие родителей, чтобы помогать малышам, а также чтобы они не боялись оставаться одни и могли выполнить все задания. В группах, начиная с двух лет, детки в основном занимаются самостоятельно с педагогом, но при этом мамы могут находиться рядом, чтобы помочь в случае неудачи. Для детей с 4-х лет уже желательны абсолютно самостоятельные занятия. Также существуют специальные группы по подготовке к школе для детей 5 – 6 лет.

Итак, мы определились, что раннему развитию Вашего малыша быть! Что же ждет Вашего ребенка в центре раннего развития? Занятия в группе раннего развития с небольшими вариациями состоят из нескольких блоков:

1. приветствие и обмен информацией о том, что произошло с момента последней встречи в группе;

2. творческие занятия, когда малыши создают разнообразные поделки, рисунки, аппликации, лепят из пластилина или цветного теста, работают с природным материалом. В результате занятий творчеством Ваш ребенок:

  • развивает крупную и мелкую моторику рук;
  • изучает различные свойства и текстуры предметов;
  • развивает воображение и фантазию;
  • учится общаться со сверстниками и работать в команде при выполнении коллективных творческих заданий.

3. музыкальные занятия, построенные преимущественно на методике Железновых, с помощью которой:

  • формируется музыкальный слух у ребенка;
  • вырабатывается координация движений с речью и музыкальным восприятием;
  • укрепляется нервная система малыша;
  • стимулируются процессы восприятия, распознавания и анализа действий и процессов.

4. познавательно-обучающий блок призван решить следующие задачи:

  • развитие мышления ребенка , овладение им понятиями цвета, формы, величины предметов;
  • ознакомление ребенка с буквами, цифрами, словами и числами;
  • формирование пространственного мышления.

5. физические упражнения (это могут быть упражнения с обручами, мячами, подвижные игры , тренажеры, игры с элементами массажа);

6. обязательным блоком в каждой программе раннего развития детей является самостоятельная игра малышей под присмотром педагога и родителей. В рамках данного блока ребенок получает возможность самостоятельно выбрать понравившуюся ему игрушку или игру и поиграть с ней.

Занятия по раннему развитию детей не только полезны для мам и малышей, они носят развлекательный характер, принося массу положительных эмоций и одновременно помогая взрослым раскрыть все способности и таланты детей. Поэтому если у Вас есть возможность, обязательно запишитесь в группу раннего развития. Наверняка этот опыт станет для Вас полезным и приятным.

Источники:
Группы здоровья: помощь или дискриминация?
Группы здоровья детей и их характеристика понятны врачам. Мы поможем родителям: как определить группу, какие они бывают, разберем подробно каждую от 1 до 5.
http://www.millionairekids.ru/gruppy-zdorovya-detej-i-ix-xarakteristika/
Группы развития детей
Основными задачами контроля за здоровьем и развитием детей являются: · углубленное исследование, оценка состояния здоровья ребенка в эпикризные периоды и назначение соответствующих
http://doctorkids.ucoz.ru/publ/7-1-0-42
Группы развития детей
Сегодня появилось столько групп развития для детишек буквально с рождения и до школы, что у неискушенного родителя невольно встает вопрос: куда ходить. А так как группы, как правило, еще и платные, то еще один немаловажный вопрос: кому платить деньги и за что? Сразу скажу, что анализ проведен в…
http://mama-tania.livejournal.com/8451.html
Занятия в группе раннего развития
Занятия в группе раннего развития — полезная и интересная информация для родителей малышей о том, какие существуют центры раннего развития для детей.
http://bambinostory.com/zanyatiya-v-gruppe-rannego-razvitiya/

COMMENTS