Гиперактивный ребенок

1 год — 3 года

Диагноз «гиперактивность/гипервозбудимость» невролог поставила моему сыну в месяц. Как и любую «в первый раз маму», меня это сначала ошарашило. Но со временем я разобралась в терминах и в поведении сына, и поняла, что врач была не права.

Если малыш в месяц плачет на приеме у врача, кричит и краснеет при попытках его осмотреть, вздрагивает, икает и так далее, то это неудивительно. Ему страшно, он может быть голоден, ему неприятна обстановка, яркий свет, он инстинктивно напрягается, прижимая к себе ручки и ножки, ищет защиты. И тот врач, который тут же назначает вашему чаду лекарства от гипервозбудимости, хорошим врачом считаться не может.

Сейчас, когда Саше почти 2 года, я прекрасно понимаю, что многое из того, что происходит с развитием и поведением ребенка, зависит от его темперамента и эмоциональности. И если нет веских причин, то искать гипервозбудимость там, где ее нет, не стоит. Что же делать маме? Об этом читателям проекта «Дети Mail.Ru» расскажет практикующий психолог Лариса Суркова.

Поговорим о том, с чем родители обычно приходят к психологу:

• с тем, что ребенок до 4 лет не сидит на месте;

• не хочет играть один;

• проявляя протест, постоянно кричит или падает в истериках на пол;

• плохо спит, часто просыпается;

• слишком активен, в понимании мамы.

Конечно, это классическое «горе от ума». Мамы читают много книг, журналов, часто сравнивают своих детей с другими «идеальными малышами», которых посадили около коробки с игрушками, и они сидят там два часа. Я не буду вам говорить о том, что не надо сравнивать детей, что ваш кроха – особенный, и развивается по своему сценарию, я просто предложу вам мини-тест, ответами на который будут «да» или «нет»:

1. Вашему ребенку меньше 5 лет?

2. Ваш ребенок может заниматься одним делом, которое ему интересно, 5-10 минут (например, играть или смотреть мультик)?

3. Ваш ребенок спит более 3 часов подряд во время ночного сна?

4. Ваш ребенок может посидеть у вас на руках или самостоятельно на месте?

5. Ваш ребенок способен спокойно употреблять пищу, находясь при этом в стуле или на руках?

Если хотя бы 4 из 5 ответов «да» – у вас просто активный малыш, и все, что вы ему приписываете, вряд ли имеет отношение к диагнозу «Синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ).

Мы уже усвоили, что все дети разные, но все равно ищем причины тому, что они плохо спят, много срыгивают, постоянно шевелят руками и ногами, не могут провести дольше 2 минут за одним занятием. Прежде, чем обращаться к даже, казалось бы, совсем безобидным лекарствам, улучшающим сон и усмиряющим характер, подумаем о том, что есть просто дети, для которых до определенного возраста все это характерно, и есть очень эмоциональные дети, у которых все эти признаки возведены в квадрат. Кроме безграничной любви и заботы, и тем, и другим нужен режим, ну и еще несколько приемов в воспитании.

Дети быстро привыкают к традициям, ежедневно свершающимся действиям и ритуалам. Это дает ощущение стабильности и комфорта. Поэтому так важно соблюдение режима. Есть и ложиться спать в одно и то же время, перед сном гасить верхний свет, включать ночник, читать книги или рассказывать истории, ужинать в кругу семьи в спокойной обстановке, когда едят все (в идеале), а не один лишь малыш, а мама еще хлопочет на кухне или папа одним глазом смотрит в телефон. Это способствует правильному пищевому поведению, которое у активных малышей тоже бывает расстроено. Любые традиции, которые вы придумаете и будете исправно соблюдать, пойдут на пользу.

Причем, режим дня нужно сохранять и в путешествиях, и в поездках по городу, и при посещении гостей. Мы всегда планируем поездки так, чтобы днем малыш, все же, спал в своей кровати после домашнего обеда. Встречи, посещение врачей и другие дела назначаем на утро, а к обеду возвращаемся домой. После сна и полдника можно двигаться дальше. Длинные переезды тоже можно подгадать под сон. Зачем сбивать режим? Понятно, что мы сейчас не говорим о долгих путешествиях на машине, перелетах и т.д. Но и тогда лучше придерживаться графика.

Говорят, чтобы ребенок крепко спал ночью, за день он должен как следует устать. Только не очень эмоциональный ребенок. В нашем случае, чтобы легче уснуть вечером, днем тоже нужно хорошо поспать. Также перевозбуждение возникает от перегуливания, активных игр перед сном, длительного просмотра мультиков и вообще «общения» с экраном планшета или телевизора.

Отсутствие негативных эмоций – это прописная истина. Чем меньше, тем лучше для всех, особенно перед сном или едой. Будь то нелюбимая чистка носа, случайно увиденный отрывок фильма по ТВ, незнакомый, непонятный и вызывающий массу разрозненных мыслей в маленькой голове, повышенные тона в разговоре родителей, или грубый жест сгоряча. То, что вы делаете, должно иметь понятный смысл для ребенка, ведь он все впитывает, как губка.

Моей большой ошибкой однажды было послушаться медсестру, которая сказала, что ребенка нужно с рождения приучать спать без пеленания в большой кроватке. Красивые пижамы могут подождать, если малышу трудно спать долго без ограничения движений. Свободное пеленание, маленькая уютная люлька (если ребенок не спит с вами) – это то, что нужно чувствительному малышу. И даже если история с пеленками и засыпанием на руках затягивается до полугода и больше, нет ничего страшного в том, чтобы давать ребенку спать так, как ему комфортно.

Чтобы добиться от ребенка результатов, задания должны быть простыми и понятными. «Собери игрушки, вымой руки, и потом мы пойдем ужинать» – пример фраз, которые не стоит употреблять. Сначала ждем, пока будут собраны игрушки, затем выполняем следующее действие. И тут еще важны правила, которые должны соблюдаться вне зависимости от места и времени. Если дома малыш собирает игрушки сам, то и у бабушки тоже. Если дома чего-то делать нельзя, потому что это опасно, то нигде нельзя. О таких правилах, прежде всего, стоит договориться с родственниками. Ребенок будет гораздо меньше нервничать.

Появление в жизни ребенка большого количества новшеств, будь то частые поездки, незнакомые люди, мешок новых игрушек, вызывающих бурю эмоций, с которыми трудно справиться, лучше дозировать. Мы практикуем такой график: 1 день – 1 новое впечатление, несколько подарков растягиваем на недели, чтобы малыш оценил каждую игрушку.

Что касается выработки усидчивости, то ребенку, что бы он ни делал, нужно дать возможность поковыряться в этом самому, даже если делает он все неправильно, будь то еда, какое-то занятие, попытка одеться. Одно дело показать, как правильно, другое дело – дать ребенку поиграть одному, если он увлекся. Мы отдыхаем, пока малыш познает мир. А все, что мы ему показываем, он запомнит и воспроизведет потом сам. Для ребенка в меру насыщенный положительными эмоциями и обучающими занятиями день с соблюдением режима и традиций будет хорошей базой для развития.

Источник:
1 год — 3 года
Диагноз гиперактивность/гипервозбудимость невролог поставила моему сыну в месяц. Как и любую в первый раз маму , меня это сначала ошарашило. Но со временем я разобралась в терминах и в поведении сына,…
http://deti.mail.ru/baby/1-3/giperaktivnyj-rebenok-chto-delat-mame/

Гиперактивные дети: что делать с непоседливым ребенком, как воспитывать и нужно ли лечить — советы психолога родителям

Гиперактивные дети: что делать с непоседливым ребенком, как воспитывать и нужно ли лечить — советы психолога родителям

Гиперактивный ребенок – это не болезнь. Все дети разные, они часто отличаются темпами физиологического развития, склонностями, характером и темпераментом. Некоторые малыши могут спокойно проводить время сами, со своими игрушками, книжками и раскрасками, другие же не могут оставаться без внимания и пять минут. Бывают дети, которым трудно сосредоточиться на чем-то, не под силу долго оставаться на одном месте — к примеру, сидеть в парикмахерском кресле, на занятиях в детском саду или в школе, за ними проблематично уследить на детской площадке.

Таким малышам непросто дается обучение — это и есть гиперактивность. Мозг гиперактивного ребенка с трудом концентрирует внимание и воспринимает информацию. Гиперактивные дети быстро меняют сферу деятельности, они импульсивные и неусидчивые, специфические в общении со взрослыми и сверстниками, в проявлении своих талантов. Попробуем подробно разобраться в сути проблемы и приведем пути ее решения.

Гиперактивные дети не могут сосредоточиться на одной задаче, их трудно заинтересовать спокойным делом и утихомирить

Гиперактивность у детей – прежде всего не физиологическое отклонение, а поведенческое расстройство развития. Медицинское название гиперактивности – СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Современная медицина придерживается мнения, что синдром возникает при неблагоприятном внутриутробном развитии детей и тяжелых родах. Так, если у будущей мамочки был выраженный и долгий токсикоз, а у плода диагностировали внутриутробную асфиксию, то риск рождения гиперактивного ребенка возрастает в три раза. Любое оперативное вмешательство во время родов, нахождение новорожденного в реанимации также вносят свою лепту в развитии синдрома ДВГ.

Каковы признаки гиперактивного ребенка? Как отличить, малыш активный и энергичный, как и полагается здоровому карапузу, или у него развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности?

Как же проявляется гиперактивность у детей:

  • беспокойство и тревожные состояния даже тогда, когда серьезные причины этого отсутствуют;
  • эмоциональная лабильность, плаксивость, излишняя ранимость и впечатлительность;
  • бессонница, слишком чуткий сон, плач и разговор во сне;
  • проблемы с речью;
  • трудности в общении;
  • игнорирование запретов, норм поведения в обществе и правил — говоря попросту, малыш очень непослушный;
  • приступы агрессии;
  • редко, синдром Туретта – неконтролируемое выкрикивание неуместных и оскорбительных слов.

Все эти проявления и признаки у вашего чада должны стать поводом обращения к специалисту. Невропатолог и психолог выпишут рекомендации и дадут советы, как правильно воспитывать малыша, как его успокоить и снизить вероятность негативного восприятия обществом.

Гиперактивный ребенок часто и сильно устает от неконтролируемых эмоций, меняет режим дня и планы из-за своего не всегда адекватного поведения, не дает родителям вести нормальный образ жизни. Взрослым людям терпеть это сложно, ведь не всегда есть время, физические и моральные силы бороться с истериками.

Следить за гиперактивным ребенком, чтобы он адекватно реагировал на внешний мир и умел вести себя с другими людьми, а не бездумно выплескивал энергию, без причины плакал и смеялся, могут только очень терпеливые и не очень занятые родители или няня. Нередко приходится прибегать к коррекции поведения ребенка — она может включать как медикаментозное лечение, так и посещение психолога, логопеда, успокаивающий массаж, занятие спортом и посещение различных творческих кружков. Медикаментозное лечение врач назначает после обследований и осмотра ребенка.

Некоторые современные врачи считают, что лечить до 4 лет от гиперактивности нельзя, потому что большая часть малышей в этом возрасте еще не умеют справляться с собственными ощущениями, они полны энергии и пытаются выплеснуть ее любыми путями.

Как воспитывать гиперактивного ребенка? Многие родители становятся в тупик, особенно, когда малыш идет в сад, либо в школе сталкивается со множеством проблем, связанных с обучением и социумом. Гиперактивный ребенок всегда на особом счету у воспитателя, учителя и детского психолога. Прежде всего, помочь ему должны родители — воспитание таких детей требует терпения, мудрости, силы воли и духа. Не позволяйте себе срываться, повышать на ребенка голос или поднимать на него руку (рекомендуем прочитать: как не срываться на ребенка: советы психолога). Только в случае если он сделал что-то, навредившее другим людям, вы можете применить такие жесткие методы.

  1. Запрещайте корректно. Формулируйте запреты так, чтобы в предложении отсутствовало слова «нет», «нельзя». Гораздо эффективнее сказать: «Выйди на дорожку», чем произнести: «Не бегай по мокрой траве». Всегда мотивируйте свои запреты, обосновывайте их. К примеру, если ребенок не хочет уходить с площадки вечером, скажите: «Я хотела почитать тебе перед сном интересную историю про любимого мультипликационного героя, а если ты будешь долго гулять, я не успею это сделать».
  2. Четко ставьте задачи. Такие детки плохо воспринимают информацию, которая передается при помощи длинных предложений. Говорите лаконично.
  3. Будьте последовательны в своих действиях и словах. Например, неразумно говорить: «Иди возьми у бабушки чашку, потом принеси мне журнал, вымой руки и садись ужинать». Соблюдайте очередность.
  4. Контролируйте время. Ребенок с СДВГ плохо контролирует временные рамки если он чем-то увлечен, может заниматься этим долго и забудет про остальные дела.
  5. Соблюдайте режим. Режим дня – очень важный аспект жизни гиперактивного малыша, он поможет успокоить малыша, приучить к порядку (рекомендуем прочитать: как можно приучить ребенка к порядку: советы психолога).
  6. Воспитывать малыша — значит вести себя лояльно и придерживаться позитивной нотки в общении с ним, настраивать себя, его и окружающих на позитив. Сглаживайте конфликтные ситуации, хвалите за победы, подчеркивайте, когда малыш повел себя особенно хорошо, послушав вас.
  7. Занимайте ваше чадо полезными делами. Дети обязательно должны иметь позитивное русло для выплескивания энергии — это может быть творческий или спортивный кружок, прогулки на велосипеде и самокате, лепка из полимерной глины или пластилина дома.
  8. Создайте дома комфортные условия. Малыш должен меньше не только сам смотреть телевизор и играть в компьютерные игры, но и видеть, как это делают другие. Рабочее место должно быть без лишних предметов, плакатов.
  9. При необходимости давайте гиперактивному ребенку гомеопатическое успокоительное, но не злоупотребляйте лекарствами.

Как успокоить гиперактивного ребенка? В момент, когда у детей истерика и они не слушаются, вы можете поступить, выбрав один из вариантов:

  1. Уйдите в другую комнату. Лишенный зрительского внимания, малыш может перестать плакать.
  2. Переключите внимание. Предложите конфету, покажите игрушку, включите мультфильм или игру на планшете или телефоне. Громко предложите ему не плакать, а заняться чем-нибудь интересным — к примеру, выйти во двор и там поиграть, побегать на улице.
  3. Дайте воды, сладкий чай или настой успокоительных трав.

В повседневной жизни детей поддерживайте их нервную систему. Успокаивающий травяной сбор хорошо помогает при добавлении в ванну, если ребенок маленький, и в чай, если речь идет о школьнике (рекомендуем прочитать: успокаивающие травы для купания ребенка). Читайте перед сном книжки, гуляйте на свежем воздухе. Старайтесь, чтобы ребенок видел меньше агрессии и негатива. Изучайте природу, больше смотрите на деревья, небо и цветы.

Особенно трудная ситуация с гиперактивным ребенком складывается в учебном заведении. Неусидчивость, эмоциональность, сложности в концентрации внимания и восприятии потока информации могут поспособствовать тому, что ребенок будет отставать в учебе, с трудом найдет общий язык со сверстниками.

Тут нужны постоянные консультации психолога, терпение и понимание со стороны учителей, поддержка родителей. Помните, что ваш отпрыск не виноват в том, что имеет определенное поведенческое расстройство.

Хотите лучше понимать ваших детей? Вам поможет видео, где дает советы знаменитый отечественный педиатр доктор Комаровский, для которого гиперактивный ребенок — это полноценный член общества со своими особенностями психического развития. Нужно быть терпеливыми и спокойными в общении с ним, выделять и развивать таланты, творческие наклонности. Пусть малыш не замыкается, а прогрессирует, ведь гиперактивность не должна тормозить развитие человека. Она представляет собой не серьезное отклонение, а специфическую индивидуальность.

Источник:
Гиперактивные дети: что делать с непоседливым ребенком, как воспитывать и нужно ли лечить — советы психолога родителям
Гиперактивный ребенок — особенности воспитания маленьких непосед дома и в стенах школы. Причины, симптомы и типичные проявления гиперактивности. Советы психолога.
http://vseprorebenka.ru/vospitanie/psihologija/giperaktivnyj-rebenok.html

Гиперактивный ребенок

Малыш пронесся по нашему кабинету, как ураган. Казалось, что одновременно он присутствует в нескольких местах. Он лез повсюду, хватал все, что попадалось под руку, задавал вопросы и, не дожидаясь ответа, мчался дальше. Особенно приглянулся ему черный факсовый аппарат, стоявший на столе. Он был новый, поэтому директор им очень дорожил. Когда ребенок потянулся к нему в десятый раз, директор не выдержал и сделал ребенку замечание, но тот не реагировал. В глазах у мамы, которая привела сына на консультацию, застыл испуг, и она только страдальчески повторяла: «Валерик, не надо. Валерик, не трогай. »

Гиперактивный ребенок искренне хочет сдержаться, но не может. В его поведении нет злого умысла — он собой действительно не владеет. Наоборот, это им владеют противоречивые желания, неосознанные влечения, тревога, страх, агрессия. Он подобен щепке, влекомой неизвестно куда бурным потоком. Конечно, каждый ребенок может на какое-то время стать неуправляемым, но для гиперактивного ребенка это не редкие эпизоды, а привычное состояние. (Кстати, по оценкам ученых, мальчиков среди гиперактивных детей больше, чем девочек.)

Своевольные же дети вполне могут сдерживаться, но не считают это нужным. При незнакомых людях они ведут себя гораздо спокойнее, чем с домашними. А если где-нибудь капризничают, например в магазине, когда им отказывают в очередной покупке, то просто оттого, что уверены в своей безнаказанности: мама при посторонних не посмеет их наказать. Но если вдруг получат отпор, то быстро отступают.

Гиперактивные дети на людях ведут себя гораздо хуже, чем дома: контакты с чужими людьми действуют на них растормаживающе. В отличие от своевольных (строптивых) детей, умеющих манипулировать родными, неуправляемый ребенок не преследует каких-то конкретных целей, он вовсе не хочет «щекотать» нервы родителям и искренне не понимает, к чему могут привести его действия. Например, он может выбежать на проезжую часть, играть с острыми предметами и т.д.

Гиперактивным детям обычно ставят диагноз — минимальная мозговая дисфункция. Это остаточные явления органического поражения головного мозга, возникшего, например, при тяжелом токсикозе или при резус-конфликте, когда ребенок еще находился в утробе матери, или во время родов. Задаваться вопросами в кого он такой? и кто виноват? бесполезно, наследственность здесь ни при чем, и винить никого не стоит. Лучше сплотиться вокруг «трудного» малыша и сделать все, чтобы исправить его поведение.

По моему убеждению, самый трудный детский возраст — вовсе не переходный, а от года до двух с половиной лет, когда малыши уже бегают, им все интересно, они всюду лезут, но соображения у них еще маловато. Большинство детей этого возраста находятся в постоянном движении, а матери — в постоянном напряжении. К трем годам ребенок обычно становится спокойнее. Матери гиперактивных детей и после трех лет не могут расслабиться ни на минуту.

Помню, в три года моему младшему сыну Феликсу сделали небольшую операцию, и он сутки вынужден был провести в постели. Когда разрешили встать, он сделался неуправляемым. Ничего не слыша и не видя, он с быстротой звука носился по коридору, и его лицо, обычно лукавое и смышленое, напоминало застывшую маску. Я испугалась. Пыталась взять его на руки — он вырывался, отбиваясь ногами и руками. Сколько продолжалась наша борьба, я не помню, но когда ребенок наконец затих, я была совершенно измучена. Феликс спал, а я с ужасом думала: «Неужели это повторится снова?» К счастью, наутро его гиперактивность исчезла как наваждение.

В зависимости от особенностей собственной психики, матери реагируют на подобный стресс, особенно если он постоянный, по-разному. У одной включается защитное торможение: «конь-огонь» будет стоять на голове, но ее это вроде бы не касается. Другая мама, наоборот, все время начеку, нервничает и передает свою нервозность ребенку. Оба стиля поведения неправильны, неконструктивны.

Как же вести себя с гиперактивным ребенком? Самый оптимальный вариант — когда родители безоговорочно принимают своего малыша, беззаветно любят его, но проявляют при этом, скажем так, ласковую строгость. И об этом имеет смысл поговорить подробнее.

Прежде всего надо понимать, что такой ребенок болен. Но классический образ больного прямо противоположен — ребенок лежит в постели, он вял и пассивен. Этот стереотип настолько прочно внедрен в наше сознание, что мы не можем от него отрешиться и не видим в поведении гиперактивного ребенка болезнь, поэтому и предъявляем к нему те же требования, что и к здоровому.

Далее, необходимо максимально упорядочить его жизнь. Как никому другому, ему нужно строго соблюдать режим дня. Здесь родители должны проявить твердость и решимость. Полезно вывесить на стене подробный распорядок дня и апеллировать к нему, как к данности, не зависящей от вашей воли. На многих дошкольников это действует мобилизующе. При этом следует делать поправку на то, что у гиперактивного ребенка, как у автомобиля со слабыми тормозами, «тормозной» путь длиннее обычного. Поэтому, если пора заканчивать игру, не требуйте, чтобы он это делал немедленно, а предупредите заранее, что время истекает. Вообще таким детям приходится напоминать все по несколько раз. Это их особенность, с которой необходимо считаться.

Особо возбудимому ребенку следует тщательно дозировать впечатления. Избыток впечатлений, даже приятных и ярких, для него тоже вреден. Но совсем лишать его развлечений и походов в интересные места нельзя. Однако если родители видят, что ребенок начинает перевозбуждаться, лучше сразу уйти. При этом неважно, что вы не досмотрите спектакль или цирковое представление. Пообещайте ребенку, что придете еще раз. Пусть у него сохранятся приятные воспоминания о том, где вы были вместе.

Строгая дисциплина требуется и от родителей. Они должны привыкнуть говорить размеренно и успокаивающе, без раздражения. Это очень важный аспект домашней терапии. Важно научиться «ловить» тот момент, когда гиперактивный ребенок начинает болезненно возбуждаться. Это требует от родителей особого внимания, но его вполне возможно натренировать — ведь когда-то вы умели по плачу своего малыша точно определять его желания. Поймав момент перевозбуждения, постарайтесь отвлечь ребенка, усадите его к себе на колени и, покачивая, как маленького, пошепчите ему в такт что-нибудь успокаивающее и приятное. Повторение слов создает ритм, слегка завораживает, а телесный контакт с мамой хорошо расслабляет.

Детей 4-5 лет в минуты возбуждения полезно вовлекать в диалог на постороннюю, но интересующую ребенка тему. Задавайте простые вопросы, требующие простых ответов. С любыми детьми важно существовать в режиме диалога, а с гиперактивными — особенно. К сожалению, именно с ними взрослые, как правило, изъясняются в режиме команд либо разражаются длинными эмоциональными монологами.

Работая с гиперактивными детьми, нужно обращать особое внимание на обучение не счету или письму, а осмыслению происходящего учить думать, правильно интерпретировать свои действия, мысли и чувства, а также чувства других людей. Для этого очень хорошо подходит домашний кукольный театр — ролевая игра с игрушками. Она дает возможность ребенку оценить и свое поведение, и поведение окружающих, отрепетировать правильные, адекватные модели поведения. В кукольных сценках можно проигрывать самые разные ситуации, вызывающие у ребенка психологические трудности. Сценки по ходу действия должны усложняться, становиться более разнообразными, обрастать сказочными или приключенческими подробностями.

Детский сад гиперактивным детям противопоказан. Лучше даже и не пробовать, чтобы не наносить ребенку душевную травму. Ему вообще нельзя общаться с большим количеством детей. Приглашайте домой одного, максимум двух детей и держите игры под контролем, чтобы при необходимости быстро вмешаться и не дать разгореться конфликту. Но как же приучать его к коллективу? Всему свое время. Для гиперактивного ребенка важнее всего общение с ласковой, терпеливой мамой.

Обучая и развивая ребенка, его нужно обязательно заинтересовывать самим процессом. Его интересы очень нестойки. В силу своих особенностей он не может долго удерживать внимание на одном деле. Поэтому необходимо чередовать виды деятельности, привносить в процесс что-то новое, подкрепляя его интерес самыми разными способами.

Тот самый Валерик, с которого начался мой рассказ о гиперактивных детях, не мог удерживать свое внимание больше нескольких минут, поэтому мы с ним устраивали многочисленные перерывы в занятиях, разрешали просто побегать, а когда он подбегал к столу, там каждый раз «возникало» что-то новое: игрушки, рисунки, книжки. Но главная цель оставалась неизменной: я тренировала его внимание, учила диалогу. Постепенно паузы укорачивались, Валерик становился усидчивее, и когда его включили в группу детей, он неплохо выдерживал получасовые занятия.

Поскольку у всех гиперактивных детей очень рассеянное внимание, нужно постараться, чтобы во время занятий их ничего не отвлекало. Американский врач Д. Рэншоу советует при работе с такими детьми оставлять письменный стол совсем пустым и ставить его у однотонной стены, а также избегать при оформлении детской комнаты или детского уголка ярких красок и сложных орнаментов. Школьники должны готовить уроки в полной тишине, а малышам не следует сдавать сразу много игрушек.

С гиперактивными детьми нужно быть очень внимательными и в мягкой форме объяснять обычные нормы поведения. Но все равно, пока ребенок не приобретет собственного опыта, предупреждения взрослых на него не подействуют. Классический пример: малыш упорно тянется к горячему чайнику или кастрюле с кипятком. Можно сто раз повторять слово «нельзя», но все-таки лучше, соблюдая максимум осторожности, дать ему потрогать горячий чайник — малыш почувствует боль. Такой урок большинство детей усваивают с первого раза.

Частая ошибка родителей и педагогов заключается в том, что от гиперактивного ребенка требуют одновременно сосредоточенности, усидчивости и внимания, то есть возлагают на него триединую задачу, с которой не каждый взрослый в состоянии справиться. А ведь именно эти качества у детей в дефиците.

Гораздо полезнее тренировать каждое качество в отдельности. Если вы предлагаете ребенку игру, требующую сосредоточения, не ограничивайте его в активных движениях. Развивая усидчивость, не требуйте активного внимания. И наоборот, когда ребенок учится быть внимательным, не нагружайте его интеллектуально. Ну и конечно, гиперактивным детям надо давать возможность выплеснуть свою энергию. Приобщайте их к разным видам спорта, учите их танцевать, кататься на коньках, отведите в бассейн. Но не следует записывать их в спортивные секции, где тренеры ориентированы на достижение результатов и добиваются жесткой дисциплины — для таких детей это будет чрезмерной нагрузкой, вредной для здоровья.

Источник:
Гиперактивный ребенок
Гиперактивный ребенок — ответы на важные вопросы. Как отличить гиперактивного ребенка от своевольного, как можно скорректировать поведение гиперактивных детей, что нужно знать родителям.
http://natural-medicine.ru/deti/1002-giperaktivnyjj-rebenok.html

COMMENTS