Гармоничное развитие ребенка

Гармоничное развитие ребёнка – о чем должен знать каждый родитель

Рождение ребёнка – это огромное счастье для нас, родителей. Каждый родитель уверен, что его ребёнок – особенный. Что он, родитель, сумеет развить способности ребёнка, правильно воспитать его, что он будет гордиться своим чадом. И каждый из нас уверен – наш ребёнок обязательно оправдает все наши надежды, осуществит мечты.

Но на практике оказывается, что всё гораздо сложнее. Даже если папа и мама ставят воспитание и развитие малыша на первое место, рано или поздно они сталкиваются с трудностями и разочарованиями. Неусидчивость, невнимательность, отсутствие интереса к знаниям, трудолюбия, отсутствие желаемых родителями способностей – чем выше родительские ожидания, тем больше их ждет разочарований.

И, тем не менее, нет неталантливых детей. Психологическая безграмотность мешают родителям понять ребёнка и помочь ему развиваться гармонично. Часто бывает даже наоборот – родители здорово мешают развитию ребёнка, навязывая ему то, что ему не нужно, подавляя в нем то, что ему задано от рождения.

Детская психология – как понять ребёнка

Некоторые родители думают, что ребёнок – это чистый лист бумаги, на котором можно написать все, что угодно. Они считают развитие способностей ребёнка исключительно родительским творчеством – что папа с мамой пожелают, то у ребёнка и сумеют развить.

На самом деле это – огромное заблуждение.

Ребёнок уже рождается с заданными психическими свойствами и желаниями, талантами и наклонностями. В Системно-векторной психологии Юрия Бурлана эти свойства называются векторами.

Невозможно изменить психическое, заданное ребёнку при рождении, как невозможно научить рыбку летать, а птичку – плавать.

Задача родителей, прежде всего, понять – кто же их ребёнок, какими векторами наградила его природа. Только так можно определить, какое именно развивающее обучение нужно малышу, что пойдет ему на пользу, чем его можно и нужно заинтересовать. Умственное воспитание детей и развитие творческих способностей не могут быть одинаковыми для всех.

Распространённая родительская ошибка – это то, что мы видим наших детей через себя. Наши собственные психические свойства, особенности и стремления кажутся нам правильными, и мы пытаемся воспитать их в своих детях. К примеру, усидчивый родитель требует от активного ребёнка усидчивости. Или наоборот – быстрый и ловкий родитель постоянно торопит своего медлительного и неуклюжего ребёнка, надеясь этим как-то его изменить, сделав похожим на себя.

Между тем, даже при внешней схожести чаще всего внутренне ребёнок отличается от своего папы и мамы, как всё та же рыбка от птички. Сколько ни учи рыбу летать, а птицу – плавать, ничего не получится. Вернее, мы получим травмированную рыбку и такую же травмированную птичку. Сколько не будет пытаться родитель сделать из ребёнка подобие себя, — ничего хорошего не получится. Он лишь помешает малышу развиться и быть собой, полноценно состоявшись в жизни.

В психическом ребёнка — в его векторах — заложена его будущая судьба, призвание, реализация, его место среди людей, его путь в этой жизни. Счастье человека зависит от того, реализует ли он свою судьбу или же пытается реализовать чужую. И именно от родителей напрямую зависит, сумеют ли они сделать все для того, чтобы их ребёнок вырос развитой личностью и смог состояться в том, в чем он должен состояться.

Родительская ответственность – огромна. Но если делать всё правильно, с пониманием особенностей детской психологии, то успех не заставит себя ждать.

Что такое гармоничное развитие ребёнка на самом деле

Пока ребёнок растёт, он развивается психически и интеллектуально. То есть, вектора человека развиваются только до пубертата, после чего он может лишь реализовать то, что сумел развить. Это значит, что развивать ребёнка необходимо. Главное – это точно понять личность ребёнка, определить его вектора и их состояние. Нужно знать — что, собственно, нужно развивать.

Развитие способностей у детей дошкольного возраста должно отвечать психическим потребностям того или иного малыша.

Если ребёнок с удовольствием рисует, скорее всего, у него есть зрительный вектор.

Маленький зрительник любит яркие краски, воспринимает мир прежде всего глазами. Родители должны с пониманием относиться к тому, что такой малыш может рисовать фломастерами по стенам своей комнаты, пытаясь внести в свой маленький мир больше любимых красок.

Занятия рисованием помогут развить свойства зрительного вектора. Если зрительник с детства развивает эти свойства (учится рисовать), он может стать хорошим художником, скульптором, архитектором.

Ребёнок со зрительным вектором очень привязчив. Для него важны эмоциональные связи с близкими, особенно с мамой. Такому малышу нужно обязательно уделять время.

Эмоции детей со зрительным вектором нужно воспитывать. Часто такие детки бояться темноты или чего-то ещё. Страхи мешают развиваться ребёнку психически, поэтому с эмоциями ребёнка со зрительным вектором нужно хорошенько поработать. Детский психолог в данном случае не нужен – родители сами могут воспитывать эмоции ребёнка и тем самым выводить его из страхов.

Если маленькому зрительнику пойдёт на пользу чтение хороших сказок и художественной литературы, то ребёнку со звуковым вектором больше придутся по душе энциклопедии. У такого малыша есть много вопросов по поводу того, как устроен мир, и он с удовольствием задаёт их родителям. Также звуковики талантливы к математике и музыке.

Для умственного воспитания ребёнка с обонятельным вектором полезно будет подарить ему микроскоп. А малышу с оральным вектором нужно дать возможность говорить и быть услышанным – выслушивать его, обращать внимание на то, что он говорит ( определить вектора ребёнка можно на лекциях по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана ).

Часто родители пытаются сделать из своего ребёнка «всесторонне развитую личность», пытаясь занять всё его время плотным графиком занятий в разных кружках и секциях. Интересы ребёнка при этом не всегда учитываются. И в этом кроется большая опасность.

Родители, которые ставят основную ставку на умственное воспитание детей, упускают один очень важный момент, чем рискуют вырастить неадаптанта.

Каким бы умом не обладал ребёнок, для гармоничного развития ему необходима социальная адаптация с самого раннего детства (с трёх лет).

Бывают случаи, когда гордость родителей, многократный победитель олимпиад, отличник с золотой медалью и красным дипломом очень быстро и плачевно на всеобщее удивление заканчивает свою жизнь – к примеру, спивается.

Умственное воспитание способствует развитию верхних векторов (зрительного, звукового, обонятельного и орального), в то время, когда нижние вектора (анальный, кожный, уретральный и мышечный) развиваются по-другому.

Для развития ребёнка очень хорошо, когда его отдают в детский сад – чем раньше он начинает ранжироваться, тем лучше.

Дети должны проводить время со сверстниками – ранжироваться. Имеет значение всё – ребёнок должен гулять во дворе, бегать, прыгать, играть с другими детьми, проигрывая свою видовую роль. Таким образом, он научается взаимодействовать с людьми, интуитивно находит своё место в обществе, понимает свою роль. Так происходит социальная адаптация ребёнка – прививка на всю жизнь (более подробно об этом можно узнать в статье «Интеллектуальное развитие ребёнка«).

Лучший способ понять детскую психологию – это изучение Системно-векторной психологии. Родитель, который понимает, какими векторами обладает его ребёнок – не может ошибиться в воспитании. Вектора – это все психическое составляющее малыша.

И поведение ребёнка, и его телосложение, и метаболизм, и многое другое говорит об этом психическом. И этот язык легко изучить.

Нежелательное поведение ребёнка – это явный сигнал о том, что родители в чём-то ошибаются, взаимодействуют с ребёнком неправильно и могут ему навредить.

Дети вспоминают своё детство, как счастливое, вовсе не в том случае, когда у них было много игрушек и еды – нет. Счастливое детство – это период жизни, в котором было спокойно и безопасно. Да, мы можем подарить счастливое детство своему ребёнку, если сумеем создать для него чувство защищенности и безопасности. Без этого чувства психическому малыша трудно развиваться – оно, это психическое, начинает активировать архетипичные программы (в кожном векторе это, например, воровство), чтобы «выжить во что бы то ни стало». И эти программы могут закрепиться в жизненном сценарии ребёнка на всю жизнь.

Детство не может быть счастливым, если в нем есть страдания – если ребёнка бьют и подавляют. Мы, родители, считаем, что делаем все это «для его же блага». На самом деле, не существует такого блага. Такое «благо» – лучший способ навсегда стать врагом своему сыну или дочери. Ведь мы и сами частенько вспоминаем поступки наших родителей, которые нас не понимали, но пытались действовать «во благо», с глубокими обидами.

Нежелательное поведение ребёнка корректируется по-другому: когда родители начинают понимать своё чадо объективно и правильно с ним взаимодействовать.

Бесплатный курс лекций по Системно-векторной психологии уже скоро. Чтобы зарегистрироваться, нужно кликнуть по баннеру.

4 Comments

А я до сих пор боюсь темноты) Зато теперь буду знать, что делать (вернее, чего НЕ делать), если и мой ребёнок будет её бояться.

Мне кажется, проблемы в воспитании начинаются тогда, когда дети не разделяют ценности и принципы родителей и радикально отличаются от них темпераментом, характером. Например, очень тяжело спокойным сдержанным мамам, у которых дети — реактивные моторчики с незакрывающимся ртом и тягой к озорству) Но тут уж родители должны как-то выруливать, а не пытаться «подогнуть» чадо под себя…

конечно, тяжело. Поэтому родители и должны быть психологически подкованными, чтобы не менять ребёнка под себя, иначе его психика просто сломается.

Гармоничное развитие ребёнка зависит от спокойной и безопасной обстановки в доме.Когда малыш чувствует ,что он защищён ,что его любят и принимают таким,как есть,способствуя развитию его природных качеств.,а не бьют,подавляют и пытаются изменить»под себя»или свои идеалы.Когда родители имеют знание о человеке ,то приходит объективное понимание своего малыша и правильное с ним взаимодействие.Когда нет знания,нет и понимания ,а есть сплошное вредительство,которое потом боком повернётся к нам ,родителям.

совершенно верно, Людмила. Дети ведут себя адекватно, если к ним адекватно относятся родители.

Гармоничное развитие ребёнка по методике Домана

Раннее развитие ребенка по методике Домана: суть, «плюсы» и «минусы». Мнение специалиста о том, что может дать данная методика маме и малышу.

Вы держите на руках свое новорожденное чудо. А может быть, только в его ожидании. Но вы, любящие родители, уже готовы весь мир бросить к ногам своего ребенка. Открыть перед ним массу путей и возможностей. Сделать так, чтобы он вырос более здоровым, умным, успешным, чем вы сами.

Мы искренне рады за вашего кроху — ему очень повезло с мамой и папой! Главное — вера в успех своего ребенка и желание сделать его счастливым. Все остальное, как говорят специалисты, дело техники — правильный выбор методики для раннего развития ребёнка.

Здесь есть над чем задуматься. Стоит зайти в любой магазин, и на вас чуть ли не падают с полок пособия по воспитанию гениев, спортсменов, великих музыкантов. Читайте внимательно, кто автор издания, чем он занимается, желательно подробно узнать все о его предшественниках, последователях и достижениях. А если вам повезет натолкнуться на книгу Гленна Домана «Гармоничное развитие ребенка», то обязательно уделите ей внимание как одной из самых достойных методик.

Гленн Доман предлагает по-настоящему уникальный комплексный подход к развитию крохи с первых дней жизни. В нем физическое совершенствование и тренировка умственного потенциала маленького человечка неотделимы друг от друга. Это твердая позиция автора: развитие интеллекта находится в прямой связи с физическим развитием.

Методика универсальна — она подходит для малышей любого темперамента, физических данных, состояния здоровья. Если ребенок перенес какие-то травмы и заболевания, тем более стоит начать тренировки по Доману.

Дело в том, что изначально ученый-нейрофизиолог Гленн Доман разработал реабилитационную методику для лечения детей с травмами мозга. Успех в стимуляции мозга детей с отклонениями в развитии вдохновил Домана на применение своих достижений для развития здоровых детей. Результаты получились впечатляющими. Доман вывел формулу, согласно которой чем интенсивнее занятия с малышом в первые годы жизни, тем активнее развивается его интеллект. И чем больше ребенок двигается с самого рождения, тем быстрее происходит развитие его мозга.

Доман доказал своими трудами, что когда маленький человечек появляется на свет, его потенциал огромен. Дети двух, трех лет могут легко научиться читать, считать, рисовать, бегать, плавать, кататься на коньках, играть на музыкальных инструментах, разговаривать на нескольких иностранных языках. И все это происходит совершенно естественно, без дополнительной мотивации малыша, поскольку мозг новорожденного запрограммирован на обучение. После трех лет активный рост мозга замедляется, а к семи годам практически заканчивается. И это тогда, когда начинается традиционное обучение в школе!

Так вот, чтобы первый класс не стал для ребенка суровым испытанием, чтобы учеба приносила ему преимущественно радость, чтобы малыш с легкостью и с удовольствием усваивал большие объемы информации, начинайте прямо с рождения! Дайте крохе «неограниченные возможности в жизни», а он уже сам выберет, чем дальше заниматься. Развивайте в ребенке силу мышц, пластику, выносливость, а также слух, способности к языкам. Также Доман предлагает начать с рождения и обучение чтению, математике, энциклопедическим знаниям. Сначала занятия строятся так, что малыш является наблюдателем происходящего. Ему показывают карточки с так называемыми «битами информации». В чтении — это слово, в математике — количество, графически выраженное точками, в получении энциклопедических знаний — карточка с изображением животного, растения, произведения искусства. С возрастом кроха становится более активным участником процесса и сам подсказывает родителям пути совершенствования знаний.

Как же развивать интеллект малыша с первых дней жизни, каких результатов можно ожидать? Прежде всего, помните, что все обучение основано на увлекательной игре. Для крохи получение знаний — это самый интересный способ времяпровождения. Главное для родителей — не убеждать ребенка в обратном и делать все, чтобы он учился с удовольствием. Занимайтесь с малышом только когда он и вы в хорошем настроении, во время занятий разговаривайте с ним весело, с энтузиазмом, целуйте его, обнимайте и восторженно хвалите. Так кроха полюбит учиться еще больше и будет достигать успехов с потрясающей скоростью.

Один урок-игра по Доману длится всего несколько минут, а закончить его следует до того, как этого захочет ребенок. Он с нетерпением ждет следующей порции знаний. Показывайте карточки очень быстро, динамика обеспечивает лучшее восприятие, а медленная подача информации заставляет малыша скучать.

Процесс обучения состоит из демонстрации крохе карточек с крупным отчетливым красным шрифтом. В дальнейшем шрифт можно будет уменьшить, заменить его на черный, т.е. приблизить его к книжному. Сначала вы учите малыша читать отдельные слова, затем по освоении основного словарного запаса — словосочетания, предложения, специально изготовленные книги. Регулярные игровые занятия позволят вывести ребенка в беглое чтение уже через 8-12 месяцев. Одновременно с навыками раннего чтения, у малыша развивается мышление, феноменальная память, зрение, слух, речь.

Сначала вы знакомите ребенка с количествами, при этом демонстрируя ему не абстрактную цифру, а число точек, соответствующее названному числу. Для детских глазок подойдут белые картонные карточки с большими красными, хаотично разбросанными точками. Постепенно осваивайте счет до ста, демонстрируя карточки в разнобой. Да-да, кроха способен одновременно увидеть 100 точек на карточке, пока вы тихонечко сверяетесь с подписью на обороте! Следующие этапы занятий: решение примеров, задач, а затем уже знакомство с цифрами, которое завершится очень быстро. Всего за несколько месяцев регулярного обучения математике вы получите впечатляющие результаты. А наряду с получением математических знаний, ребенок развивает интеллект, феноменальную память, навыки устного счета, внимание, пространственное восприятие, зрение.

Расширение кругозора ребенка проводится с помощью демонстрации карточек, на которые нанесено изображение в виде рисунка или фотографии. На карточки четко наносится один предмет, незнакомый малышу, подписывается его название. Области знаний для подготовки материала можно брать любые. Доман выделяет 10 разделов: биология, география, история, математика, искусство, анатомия человека, музыка, язык, литература, общие знания. Вся интеллектуальная программа подразделяется на уровни. Чем он выше, тем более сложные факты о заданном предмете получает ваш малыш. В программе развития энциклопедических названий нет сроков, критериев успеха, ограничений. Ее цель — привить ребенку любовь к получению знаний, а также понять, что играючи малыша можно научить всему на свете!

В каком порядке вводить программы развития интеллекта? Начните с чтения, ведь именно умение читать является одной из высших функций человеческого мозга. Из всех живых обитателей планеты способны читать только люди. К тому же чтение — это одно из самых необходимых умений, на котором основывается все остальное образование. Постепенно в распорядок крохи можно включать программу обучения энциклопедическим знаниям, а затем и математике. Ну и, разумеется, с самого рождения ребенка не забывайте о его физическом развитии, которое помогает активному формированию мозга.

Как видите, огромным плюсом обучения по Доману является то, что ребенок с первых дней получает помимо знаний так нужное ему внимание мамы. Методика предполагает занять много времени и сил родителей, искренне любящих малыша. Это вовсе не значит, что мам и пап, которые практикуют развитие по Доману со своими детьми, больше ни на что не хватает. Напротив, начавшие заниматься мамы говорят, что стали более организованными и успевают еще больше, чем до рождения малыша.

Организация занятий, конечно, потребует какое-то время. Но и здесь есть выход у суперзанятых родителей. В продаже имеются готовые пособия с карточками по Доману. И потом, нет же ничего страшного в том, чтобы посидеть на полчаса меньше в Интернете и посвятить это время малышу.

Также следует помнить, что хоть Гленн Доман дает исчерпывающую схему занятий, адаптировать ее под себя и своего ребенка не возбраняется. Равно как и использовать традиционные методы развития малыша с помощью сказок, стихов, потешек, пальчиковых игр. Выработайте для вашего крохи индивидуальную методику. Для этого прислушайтесь к ребенку и к собственной интуиции — и вы обязательно поймете, что нужно вашему сыну или дочери. Совершенствуйте не только методики и ребенка, но и себя. Ищите пути реализации ваших возможностей. А кто ищет, тот всегда найдет!

Мария Логоватовская, специалист по раннему развитию

Статья предоставлена сайтом «Умница»

Обучение чтению по методу Глена Домана. Размеры карточек и подробное описание методики [ссылка-1]. Лекции Домана в Москве.

Про методики Глена Домана сейчас не. Методика Глена Домана построена на том, ребенку предоставляются в готовом виде факты : слова, красные точки в нужном количестве.

Простите, если немного грубо.

Глена Домана. Мы использовали элементы его методики при обучении, в частности, по знакомству с окр.миром, глобально чтение, математика.

Вам не стыдно? Да еще на такой конфе?

Глен Доман применял методику для больных детей, для детишек, которые не могли ни двигаться, ничего вообще делать, только лежали пластом в своих кроватках.

Обратите прежде всего внимание на то, что Доман категорически против обучения чтению по буквам, он пишет: «Только к шести годам ребенок в состоянии понять, что такое буква».

Но жизнь доказала, что это совсем не так.

Все методические рекомендации Домана отвергает Тюленев, который придумал методику «Читать, считать — раньше, чем ходить» у которого по ТВ детей показывали читающими именно по буквам, то есть любые слова уже в возрасте меньше полутора лет! А также младенцы печатают на машинке — в полтора годика, то же по буквам, что Доман начисто отрицает. Так что даже младенцы — тоже, против Домана.

Зайцев тоже отрицает методику Домана, и молодец: «не по словам надо учить читать, как Доман, а по складам»!

Какие еще возражения у Тюленева, известные с 1989 — 1995 года?

Вот лишь некоторые отрицания методики Домана, которые сразу облегчают занятия:

— Большие карточки Домана не годятся, надо в четыре раза меньшие, форма карточек должна быть совершенно другая;

— Почти 15 лет Тюленев использует уже компьютер для показа картинок, языков, презентаций, для печати и рисования млышом, а доманцы только недавно начали его использовать;

— Занятия по Доману утомительны и занимают много времени, тогда как по Тюленеву «заниматься» с ребенком должна в основном, окружающая среда, — это теория «развивающей среды».

— Классификация у Домана такая: периоды развития «Переднего мозга», «Заднего мозга». Что скажете, ребенка в таком периоде можно называть: «Передунок», «Задунок»?

Эту классификацию педагоги и родители отрицают.

У Тюленева, например, выделено одиннадцать классов раннего развития, где за основу взята главная интеллектообразующая деятельность ребенка. Вот какие классы, периоды развития обычного ребенка по-Тюленеву: «Смотрунок» (- когда ребенок развивается рассматривая все вокруг); «Трогунок» — когда он все начинает трогать; «ПЛастунок» — когда познает мир ползая по-платунски; «Ползунок» и «Сидунок» — когда познает мир сидя или ползая на четвереньках; и , наконец — «ходунок» — когда осваивает мир уже в процессе передвижения на ножках. И так далее.

Соответственно, в каждом классе по-Тюленеву все программы занятий строятся исходя из главной интеллектообразующей деятельности. Теория классмиров Тюленева — это психолого-педагогическая, и я бы сказала, интеллектуально-деятельностная классификация.

У Домана ничего этого нет, хотя предпринята попытка создать некую физиологшическую классификацию.

Какие плюсы у Домана, с чем можно согласиться?

То, что заниматься с ребенком нужно как можно раньше, и что заниматься нужно быстро, не задерживаясь.

Правильно также то, что заниматься с ребенком нужно в удовольствие, с радостью, поощрять больше морально, чем материально.

Я бы сказала, резюмируя: Методика Домана замечательная, она опередила свое время, традиционную систему — на 300 лет, опередила систему Монтессори — на 35 лет, но она намного отстает от российских методик, от методики Зайцева — на 20 лет, от методики Никитина — на 30 лет, от методики Тюленева — на 40 лет.

P.S.: По всем этим цифрам могу дать цитаты и цифры, приводимые самими этими авторами и их последователями. :-))

Хотела добавить — карточки мы делали не такие большие, как Доман рекомендует, у нас слова умещаются на А4, ровный шрифт, красные. Отработанные карточки заламинировали( муж для этого «ламинированную» машинку купил:)) )

Слов напечатали много, и существительные, и прилагательные, и наречия, и глаголы, и местоимения.

Но мы еще отработанные слова, более мелким шрифтом на кухне повесили, поверх предмета, который это слово означает(например, картинка, изображающая поезд, она посередине перекрыта карточкой со словом «поезд».

не знаю, что еще писать:)) Мало времени прошло. поживем — увидим!

Метод Глена Домана. Строение нервной системы. Подводные камни методики Глена Домана. «Правый мозг» или почему у них получается.

Математику первый раз попробовала около шести месяцев- с трудом удерживала интерес на первой десятке. Сейчас( 10 мес) дошли до 16 и опять пропал интерес. отложила. Не знаю буду ли возвращаться.

А вот карточки с предметами смотрели. Но в некоторой модификации и строго домановскую систему не соблюдали. Какой результат? Трудно судить, связано ли это с Доманом (мы и другого всего много делали), но дочка очень легко, практически с первого раза запоминает названия животных, растений и т.д., может легко сопоставить картинку с живым (т.е. видела птицу лишь однажды на картинке, а потом увидела живую узнала и назвала). Пространственное мышление отлично развито, легко группирует предметы по признакам, вообще умственные способности явно выше среднего (связано с ранней стимуляцией органов чувств? Может да, а может и нет). Так что, однозначно сказать трудно. Но дочке очень долго нравилось эти карточки смотреть да и сейчас еще иногда на компьютере смотрим.

Раздел: Методики раннего развития (Предлагаю тем кто использует метод Домана обсудить наши «модификации» его метода и графика).

Методика Глена Домана. Ну, кто нибудь растит вундеркиндов. Если да то по каким методикам и когда, как начали?

Доброго Всем дня! Читали с женой книгу Сесиль Лупан о методике Домана, а потом и самого Глена Домана. И сразу чем-то нас от этой методики отвернуло.

Возможно, я недопонимаю чкго-то. Но мне кажется для русского языка все-таки кубики Зайцева лучше подойдут, или все та же нелюбимая здесь, методика Тюленева.:)

Методика Домана. . Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми.

Задайте в поиске Домана и почитайте на этой конференции мнения родителей.

Методика Глена Домана построена на том, ребенку предоставляются в готовом виде факты : слова, красные точки в нужном количестве, картинки на разные темы.

Всем удачи. Катя



7я.ру — информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

7я.ру — информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!

Гармоничное развитие и воспитание ребенка

«Уникальная методика», «обучение грамоте за три месяца», «английский с 1,5 лет», Монтессори, Данилова, Зайцев, Доман… Голова идет кругом от обещаний и громких фамилий! Родители перечитывают кипу буклетов, дома растет гора из листовок центров раннего развития, а в итоге, пока мама с папой выбирают, воспитанием и образованием ребенка занимается бабушка. Нет, это совсем не плохо, но современная педагогика располагает большими возможностями.

Гармоничное воспитание — слова совсем не пустые, а знаковые для развития ребёнка любого возраста. К какой бы педагогической методике вы не склонялись, будь то «монтессори» или принципы вальдорфской школы, нельзя забывать самое главное: важно обеспечить всестороннее развитие. И, конечно, у малыша должно быть детство, наполненное не только занятиями, но и обычными детскими радостями и шалостями!

Большинство родителей желают, чтобы их ребёнок рос умненьким, и искренне радуются, когда кроха учиться складывать цифры и прочитывает первые фразы из детской книжки. Опасность для ребёнка, в первую очередь, начинается тогда, когда взрослые пытаются требовать от него больше, чем он может: если соседский Миша научился уже считать до ста, значит, и ты должен. А вот и не должен! Он непременно научится, но позже. Может быть, вашему ребёнку просто не подходят данные методы: например, он гораздо легче запоминает цифры с помощью ассоциативных картинок. Ведь специалисты выделяют три составляющие умственного развития: эмоциональное, речевое и логическое. Для каждого из них существуют так называемые «окна возможностей» — периоды, когда навыки развиваются с максимальной скоростью.

Эмоциональное развитие (0-18 месяцев):

Как это ни удивительно, но именно в первые полтора года жизни закладываются основы эмоционального фона, переходящего впоследствии во взрослую жизнь. От того, какие эмоции испытывал ребёнок в младенческом возрасте (радость или страх, удовлетворение или недовольство), зависит очень много, в том числе и его моральные установки. Для того чтобы ускорить эмоциональное развитие, нужно следовать следующим правилам:

  • чаще улыбайтесь;
  • создавайте в доме благоприятную обстановку;
  • утешайте ребёнка, если он чем-то расстроен;
  • всегда объясняйте причину ваших отказов, а не просто говорите «нельзя»;
  • объясняйте ребёнку, как его поведение влияет на окружающих людей;
  • хвалите ребёнка за хорошее поведение.

Речевое развитие (0-10 лет):

Правильно развивающийся малыш быстро обучается любому языку, на котором говорят окружающие. Чем больше с ребёнком общаются, тем быстрее и лучше он усваивает речь. Старайтесь всегда отвечать на лепет и агуканье малыша, но при этом не коверкать слова. А еще психологи уверены, что ребёнку обязательно нужно читать книжки с самого рождения: слова воспринимаются и запоминаются.

Логическое развитие (1-5 лет):

Зачастую развитие математических способностей зависит и от музыкального развития тоже. Поэтому, стимулируя эти навыки, вы можете сформировать у ребёнка хорошие математические и творческие способности. И, конечно, нужно уделять внимание различным развивающим играм, обучающим занятиям.

Какое место в гармоничном воспитании ребенка занимает творчество?

Некоторые родители не считают формирование творческих способностей важной составляющей воспитания и развития, делая больше акцент на памяти, логике и мышлении. Вовсе не обязательно растить гения искусства: творческий подход в решении вопросов и умение преодолевать препятствия — вот, что важно.

Лучшее время для максимального развития творческих способностей приходится на возраст от 3 до 4 лет. Важно, как ведёт себя взрослый: если он смеётся над небылицами малыша, критикует его рисунки, ругает за то, что ребёнок придумывает несуществующие вещи, постоянно чрезмерно серьёзен и скован стереотипами, для творчества в голове крохи просто не останется места.

Что способствует развитию творческих способностей:

  • Развивающие игры и игрушки: конструкторы, мозаики, паззлы. Важно, чтобы они соответствовали возрасту ребёнка.
  • Рисование, лепка, аппликация: не бойтесь, что кроха всё кругом перепачкает, неумело двигая пальчиками поначалу. Зато у него развиваются моторика и пространственное воображение!
  • Чтение и музыка. Разучивайте с ребёнком стишки и песенки, слушайте музыку.

Где бы вы ни были, старайтесь везде находить что-то интересное, объясняйте ребёнку явления и называйте предметы. Придумывайте на ходу игры, загадки и истории: от того, как вы будете вести себя сами, зависит творческое, а значит и гармоничное развитие ребёнка.

При общении со взрослыми и сверстниками закладываются коммуникационные основы. Детский сад и коллектив — идеальный фон для формирования основных навыков (подробнее в статье «Стоит ли ребенка отдавать в детский сад»). Но если ребёнок не посещает дошкольное образовательное учреждение, нужно обеспечить ему общение в развивающих центрах и кружках.

Развитие ребёнка происходит по своим законам, многое зависит от наследственности и образа жизни семьи. Но уделять физическим нагрузкам нужно столько же внимания, сколько и развитию интеллекта (особенно если речь идет о воспитании в мальчике мужчины). Спортивные кружки — обязательная программа. Выбирая направление, прислушивайтесь к ребёнку, что он больше хочет, например, танцевать или плавать. И не страшно, если не раз изменится его мнение: он вправе выбирать. Уже с раннего возраста нужно приучать малыша к гимнастике, постоянным прогулкам на свежем воздухе. А вот «экстремальные» методы, например, в виде закаливания, достаточно спорны, прежде чем вводить их в жизнь ребёнка, нужно тщательно изучить последствия. Избегайте крайностей! И помните слова Плутарха о том, что «ребёнок — не сосуд, который нужно наполнить, а огонь, который нужно разжечь».

Какой бы метод гармоничного воспитания вы не выбрали, нельзя забывать о трех основных заповедях. Ребёнка важно воспитывать:

  1. В любви — в той, которая дает терпение и милосердие, возможность не раздражаться и не завидовать, не превозноситься и не мыслить зла; позволяет надеяться, все переносить и верить в лучшее.
  2. В красоте — ребёнку нужно присваивать чувство прекрасного, этическоэстетического, уделять время духовному воспитанию, давать представления о моральных ценностях.
  3. В терпении, но нельзя терпеть всё из последних сил только потому, что это твой ребёнок. Важно понимать, что гармоничному развитию и воспитанию ребенка всегда сопутствуют ошибки, а это значит — нужно быть благосклонным к малышу даже в мелочах, но без крайностей.

Автор: Екатерина Безрукова

Понравилась статья? Рекомендуйте ее друзьям:

  1. Любовь сказал,

Хорошая, целостная статья. Спасибо!

Психологи не устают повторять ребёнок должен развиваться гармонично. Да, хорошо, если есть возможность водить его в кружки, секции. Но в его жизни должно быть достаточно времени отдыху, игре с другими детьми, общению. Нельзя заменять удовольствие от коммуникаций с людьми интеллектуальными играми. Только гармоничное сочетание интеллектуального и эмоционального развития, занятий физкультурой, закаливания, социальной адаптации даёт возможность вырастить зрелую, готовую к преодолению жизненных невзгод личность.

Чтобы не произошло «перекоса», родители должны внимательно прислушиваться к советам педагогов и спрашивать себя: «А что на самом деле полезно моему ребёнку? Не перегружаю ли я его? Не слишком ли много уделяю внимания его будущему успеху?»

Говорят, все самое важное в ребенка необходимо закладывать до 5-6 лет, потом — почти бесполезно. Условно говоря, в этом возрасте каждый правильно вложенный в ребенка рубль в будущем вернется 100 рублями прибыли, неправильно вложенный — 100 рублями убытка. Я это понял, конечно, не сразу, но сейчас абсолютно разделяю такую теорию. А многие родители не понимают, у них часто не хватает времени на ребенка, пока он маленький. В итоге спохватываются — опа, что-то выросло, а что — непонятно. Порой до 25-30 лет носятся со своими детками, которые абсолютно не приспособлены к самостоятельной жизни. Мой старший сын вырос хорошим человеком, я абсолютно спокоен за его будущее. Если вдруг со мной что-то случится, он не пропадет. И это для меня самый важный результат. Надеюсь, что остальные «результаты» будут не хуже.

Источники:
Православная электронная библиотека
Православная электронная библиотека 3699 Всего книг 55148766 Всего чтений Библиотека на мобильном Глен Домаи вновь и вновь демонстрирует, что ваш малыш намного способнее
http://lib.pravmir.ru/library/book/2440
Гармоничное развитие ребёнка – о чем должен знать каждый родитель
Некоторые родители думают, что ребёнок – это чистый лист бумаги, на котором можно написать все, что угодно. Они считают развитие способностей ребёнка исключительно родительским творчеством – что папа с мамой пожелают, то у ребёнка и сумеют развить. На самом деле это – огромное заблуждение.
http://polyova.com/2013/03/garmonichnoe-razvitie-rebyonka-o-chem-dolzhen-znat-kazhdyj-roditel/
Гармоничное развитие ребёнка по методике Домана
Раннее развитие ребенка по методике Домана
http://www.7ya.ru/article/Garmonichnoe-razvitie-rebenka-po-metodike-Domana/
Гармоничное развитие и воспитание ребенка
«Уникальная методика», «обучение грамоте за три месяца», «английский с 1,5 лет»,
http://constructorus.ru/psixologiya/garmonichnoe-razvitie-i-vospitanie-rebenka.html

COMMENTS