Физическое развитие ребенка 5 лет

Особенности развития ребенка в 5 лет

Когда ребенку исполняется 5 лет, родителям рекомендуется проверить уровень его физического и психического развития, а также проконтролировать, как совершенствуется внимание, логика, память и мышление. Это можно сделать с помощью простых тестов. Если у малыша имеются проблемы с их выполнением, родители успеют подтянуть его с помощью регулярных занятий.

К сожалению, многие упускают эту возможность и начинают заниматься с ребенком всего за несколько месяцев до школы. Малыша перегружают большим количеством информации и требований, он быстро переутомляется, и в результате у него может сформироваться негативное отношение к учебному процессу. По этой причине проводить развивающие занятия с ребенком рекомендуется именно с пятилетнего возраста, когда времени для подготовки к школе еще предостаточно, и ее можно организовать без чрезмерных нагрузок.

Показатели нормального уровня развития ребенка в 5 лет

Оценивать уровень развития ребенка в 5 лет можно с помощью специальных тестов. Каждая группа заданий направлена на проверку определенного критерия детского развития и охватывает набор показателей, а также навыков и умений, которыми ребенок должен обладать в пятилетнем возрасте.

Физическое развитие. В 5 лет ребенок помимо нормальной ходьбы, бега и прыжков должен уметь играть с мячом, кататься на велосипеде, ходить и бегать по лестнице. При нормальном физическом развитии ребенок в 5 лет обладает хорошим чувством равновесия, например, может почти так же ловко, как и взрослый, пройти по узкой доске. Нормы роста для мальчиков составляют 106–116 см, для девочек – 102–111 см. Мальчики в этом возрасте должны весить от 16, 4 до 19,7 кг, а примерный вес девочек должен составлять от 15,4 до 19 кг.

Психическое развитие. В 5 лет ребенок должен уметь оценивать свои поступки и делать успехи в контроле собственного поведения: проявлять чувства справедливости и сопереживания, а также отличать плохие поступки от хороших. Малыш уже умеет запоминать правила и следовать им. Для нормального психического развития ребенка в 5 лет очень важна атмосфера в семье. Если все члены семьи относятся друг к другу с уважением и спокойно решают конфликтные ситуации, дети этого возраста преимущественно находятся в хорошем настроении, часто демонстрируют оптимизм, уверенность в себе, интерес к окружающему миру и высокую социальную активность.

Социальное развитие. Пятилетний ребенок должен хорошо контактировать не только со своими ровесниками, но и с взрослыми людьми. Обычно малыш показывает стремление помочь родителям и близким и с готовностью выполняет какие-либо просьбы и поручения. При возникновении конфликтов ребенок реже упрямится и чаще проявляет уступчивость, с ним можно довольно легко договориться. Одиночным играм он предпочитает совместные игры со сверстниками или взрослыми.

Внимание. В возрасте 5 лет ребенку необходимо умение концентрироваться на определенном задании в течение минимум 15 минут. Ему должны легко даваться игры на быстроту реакции и внимательность, например, хлопать в ладоши, когда среди ряда произносимых взрослым слов он слышит слова на букву «а». Также ребенок должен уметь одновременно удерживать в поле зрения 8–10 предметов, точно копировать движения, находить отличия между предметами или рисунками.

Память. Ребенок должен легко запоминать 8–10 картинок, рассказывать по памяти короткие сказки, стихи, считалочки и скороговорки, описывать содержание картинок. В этом возрасте ребенок умеет в точности повторить текст из 3–4 несложных предложений.

Мышление. Пятилетний ребенок должен уметь находить и объяснять отличия между различными явлениями и предметами, самостоятельно складывать из конструктора заданные фигуры, находить среди ряда предметов лишний и объяснять свой выбор, группировать предметы по определенному признаку, понимать и объяснять смысл пословиц и поговорок.

Развитие речи. В 5 лет ребенок с правильным речевым развитием уже умеет строить сложные предложения, а также составлять фразы из предложенных слов, выразительно рассказывать стихи, составлять небольшие рассказы.

Занятия с пятилетним ребенком рекомендуется проводить ежедневно, постепенно подготавливая его к учебе. Время занятий нужно увеличивать постепенно. Сначала можно уделять им по 5–10 минут в день, предлагая ребенку одно или два простых задания. Затем следует увеличивать длительность развивающих игр и занятий, отводя им по 30–40 минут в течение дня. Учить ребенка нужно не только основам школьной программы, важно также развивать его воображение и творческие способности.

Изучение букв и цифр. Пятилетнего ребенка пора учить различать звуки родного языка. Чтобы малышу было легко научиться читать, учить буквы следует не так, как они произносятся в алфавите, а так, как они звучат в словах, иначе впоследствии ему будет сложно складывать звуки в слова: например, вместо «ма» он будет произносить «эм-а». К 5 годам ребенок должен уметь считать от 1 до 9 и наоборот.

Развитие памяти, логики и мышления. Учите ребенка запоминать изображения (показывайте картинку и спрашивайте, что на ней изображено), разучивайте вместе с ним стихи и песенки, а также предлагайте задания, где малышу нужно проявить сообразительность. Для этого придумывайте разные игры, в которых ребенку нужно определить, чем отличается один предмет от остальных, а также правильно сгруппировать предметы по определенным признакам (цвету, размеру) и т.п. Как только ребенок начинает хорошо справляться с очередным заданием, немного усложняйте его.

Творческие занятия. Очень хорошо, если творческая деятельность ребенка сочетается с обучением. Например, при изучении азбуки можно предложить малышу построить буквы из деталей конструктора, нарисовать их, вылепить из пластилина, вместе с ним слепить и испечь печенье в виде букв или цифр. Для развития воображения с ребенком можно изготавливать различные поделки, предоставляя ему возможность проявить фантазию.

Развитие речи. К 5 годам у ребенка должно полностью сформироваться правильное произношение звуков. Если малыш произносит один или несколько звуков искаженно, необходимо обратиться к логопеду, который определит причину этого нарушения и составит программу для его исправления. Также для полноценного развития речи ребенка 5 лет важно обучать новым словам и развивать у него способность грамотно и ясно излагать свои мысли. Такие занятия очень легко проводить в простой и непринужденной форме, рассказывая ребенку что-нибудь новое, обсуждая с ним события дня или прочитанную сказку.

Физическое и нервно-психическое развитие детей 4-5 лет

Физическое и нервно-психическое развитие детей 4-5 лет

Характеристика особенностей развития детей 4-5 лет разительно отличается от аналогичных показателей 1-3-летних малышей. В данном возрасте ребенка начинают готовить к школе. Поэтому очень важно, чтобы уровень развития ребенка 4-5 лет соответствовал всем требованиям, предъявляемым к младшим и средним дошкольникам. С 4-5-летками очень интересно, они становятся маленькими друзьями взрослых. Дошколята много что умеют, а их вопросы отличаются осмысленностью и каверзностью.

Нормы и особенности физического развития детей 4-5 лет

Вот вашему ребенку и исполнилось 4 года. Раннее детство для него закончилось. Он вступил в дошкольный период. Это время характеризуется определенными особенностями в росте и развитии ребенка. По некоторым параметрам можно судить, насколько правильно идет развитие детей 4-5 лет, а при отклонении от нормы нужно проконсультироваться у педиатра или детского психолога.

В возрасте 4-5 лет замедляется рост ребенка и составляет в среднем 5 см в год. Прибавка в весе к 4-м годам может составить примерно 1-1,5 кг, а к 5-ти годам — до 2 кг в год.

От правильного физического развития у детей 4-5 лет костно-мышечной системы зависит его способность к передвижению, самообслуживанию и приобретению трудовых навыков. В возрасте 4-5 лет костная система находится в процессе формирования, связки эластичны. Именно поэтому нужно оберегать ребенка от чрезмерных физических нагрузок, ведущих к деформации (в первую очередь позвоночника).

Кроме того, необходимо внимательно следить, как ребенок ходит, сидит за столом, насколько удобна его постель (она не должна быть неровной или слишком мягкой).

Координация движений в 4 года уже достаточна для того, чтобы перепрыгнуть через небольшую канавку, но пройти по узкой скамеечке ему трудно. Потренируйте его, нарисовав линию мелом на асфальте и предложив пройти по ней и не оступиться. Можно придумать игру — пройти по «мостику» через «огненную реку», победителя ждет сладкий приз. Вы увидите, что вскоре ребенок уже сможет пробежаться по этому «мостику». Для детей в 5 лет ходить по узкой доске, бревну совершенно несложно.

Одна из особенностей физического развития детей 4-5 лет – быстрая утомляемость. Мышцы ребенка еще недостаточно развиты для длительных физических упражнений, но ему вполне по силам пробежать расстояние до 100 м. Также можно поручать детям несложную домашнюю работу, требующую небольшого физического напряжения (например, пропылесосить ковер или помыть пол).

Пусть у него все получается хуже, чем у вас, зато он приобретает трудовые навыки, а заодно развивается физически.

В 3 года у детей имеются все 20 молочных зубов. А в 5 лет начинается смена молочных зубов на постоянные. Первыми меняются коренные. Если в более раннем возрасте ребенок не был приучен к правильному уходу за зубами и полостью рта, самое время поторопиться. Купите ему подходящую для его возраста зубную щетку, объясните, что чистить зубы нужно 2 раза в день и полоскать после еды. Не забывайте периодически посещать стоматолога. Хотя молочные зубы и временное явление, но их заболевание, во-первых, может стать причиной желудочно-кишечных расстройств, а во-вторых, способствовать неправильному развитию постоянных зубов.

Показатели уровня физического развития ребенка 4-5 лет

Формирование легочной системы в 4-5 лет продолжается и обычно заканчивается к 6-7-ми годам. Дыхание становится более глубоким. При физических нагрузках (беге, подвижных играх, катании на велосипеде, коньках и т. п.) вентиляция легких усиливается. Это способствует тренировке и развитию органов дыхания, вследствие чего у ребенка реже возникают простудные заболевания. Легочная система развита в соответствии с потребностями растущего организма.

Сосуды ребенка шире, чем у взрослых, поэтому кровоток происходит интенсивнее, доставляя к органам и тканям кислород и питательные вещества. Нагрузка на сердце и сосуды очень большая, и в случае заболевания она значительно возрастает, поэтому так важно развивать и укреплять сердечную мышцу с помощью физических упражнений.

Один из важных показателей развития ребенка 4-5 лет – артериальное давление. В этом возрасте его уровень составляет примерно 95 на 59 мм рт. ст. (у взрослых норма 120 на 80). Частота сердечных сокращений колеблется от 90 до 100 ударов в минуту. К 5-ти годам увеличивается вес сердца, соответственно увеличивается и работоспособность сердечной мышцы.

К 4-5-ти годам формирование пищеварительной системы в целом завершается. Поэтому ребенок уже может потреблять все продукты. Но следует помнить, что ферментная система печени еще недостаточно сильна, чтобы справиться с переработкой токсичных веществ.

Поэтому все лекарственные препараты должны применяться в соответствии с назначением врача, возрастом ребенка и в дозировках, не превышающих прописанные.

Не рекомендуется увлекаться всякого рода продуктами, содержащими красители, консерванты и искусственные добавки.

Учитывая характеристику развития детей 4-5 лет, в период болезни нагрузка на печень ребенка должна быть минимальна. Пища должна быть вареной или тушеной, нежирной и желательно жидкой, чтобы быстрее и легче усваиваться.

Организм ребенка в 4-5 лет интенсивно растет и развивается и, естественно, требует больших затрат энергии и поступления «строительного материала» в виде белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов

У ребенка энергия большей частью идет на рост и образование новых клеток и тканей. Поэтому в этот период питанию следует уделять повышенное внимание. Еда должна быть разнообразной, достаточно калорийной и полезной. Ребенку требуется калорий на 1 кг веса в 2 раза больше, чем взрослому.

В 4 года малыш ходит еще недостаточно уравновешенно, разводит руки для сохранения равновесия. Совершая прыжки, ребенок уже слегка отталкивается и приземляется на полусогнутые ноги. Способен спрыгивать с высоты 15-20 см. Он может подбрасывать и ловить мяч. Метание мяча и других предметов вдаль у ребенка этого возраста пока не получается.

В 5 лет координация движений ребенка улучшается, ходьба становится более равномерной. Прыжки с места осуществляются с взмахом рук и имеют большую длину.

Дети в 5 лет уже способны к прыжкам с разбега, а также на одной ноге на месте и с продвижением, и со скакалкой. Мяч они бросают с замахом, разворотом туловища и в заданном направлении.

Со временем, в более старшем возрасте, приобретается навык попадания мячом в цель.

Пятилетние дети отлично лазают, переставляя ноги попеременно, в отличие от четырехлеток, которые пользуются приставным шагом.

В 4 года у ребенка пальцы рук еще недостаточно развиты, и поэтому для него очень полезны игры с мелкими предметами (в присутствии взрослого).

Если психофизическое развитие в норме, дети 4-5 лет могут нанизывать крупные бусины на веревочку, продевать шнур в отверстия пуговиц, лепить фигурки из пластилина или теста.

Рисунки ребенка 4-х лет более четкие. Он может нарисовать различные геометрические фигуры: круг, треугольник и т. п. Эти упражнения помогут подготовить руку ребенка к письму.

Дети 5 лет уже лучше осуществляют мелкие движения пальчиками. Им для развития можно поручить вырезать различные фигурки из бумаги с помощью детских ножниц (с закругленными концами).

Особенности развития детей 4-5 лет нужно обязательно учитывать при подготовке к школе.

Особенности эмоционального и психического развития детей 4-5 лет

Одна из основных особенностей психофизического развития детей 4-5 лет –активное формирование деятельности головного мозга. Дети используют сложные развернутые предложения («Завтра, когда у меня будет день рождения, мне подарят подарки: игрушки, конфеты»). Могут изъясняться в форме небольшого рассказа.

У детей 4-5 лет с нормальным психическим развитием произношение слов становится значительно лучше. Большинство звуков произносится четко, только лишь шипящие звуки и звуки «л» и «р» правильно произносить получается не у всех малышей. Одна из особенностей психического развития детей 4-5 лет – способность мыслить связно. В этом возрасте ребенок может составить рассказ по картинке. Взрослым необходимо проявить терпение, внимательно слушать свое чадо и отвечать на бесчисленные вопросы. Врачи в этом возрасте не рекомендуют постоянное чтение книг, просмотр телефильмов, долгую игру на компьютере. Все это раздражает нервную систему и может привести к ухудшению аппетита и сна, нарушению речи и высокой возбудимости ребенка.

В возрасте 4-5 лет происходит быстрое совершенствование органов чувств. Родители должны беречь зрение ребенка, так как плохое освещение стола, неправильная посадка могут привести к его ослаблению и в дальнейшем к близорукости. Для того чтобы научить ребенка следить за своей позой, необходимо поставить руку, согнутую в локте, на стол так чтобы кончики пальцев коснулись височной области головы, а между столом и грудью должен свободно проходить кулак. Расстояние от глаз до какого-либо предмета должно быть не менее 30-35 см.

Эмоциональное развитие детей 4-5 лет также не стоит на месте: в этом возрасте ребенок может выражать различные эмоции – радость, страх, жалость, смущение. Также более четко проявляются черты характера, формируются моральные понятия, представления об обязанностях.

Уровень общего развития у детей 4-5 лет разный, но есть определенные навыки, которыми ребенок должен обладать в соответствии с возрастом.

Подводя итоги и учитывая особенности эмоционального и физического развития детей 4-5 лет, настала пора перечислить, что должен уметь и знать ребенок в этом возрасте.

Ребенок все еще меняет звуки в словах, сокращает и смягчает слова, неустойчиво произносит свистящие и шипящие звуки. Дети 4-5 лет с нормальным развитием имеют навык группировать предметы по классам (мебель, животные, птицы и т. д.) в отличие от детей младшего возраста, которые группируют предметы по несущественному признаку, например по цвету.

Ребенок умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах. Может прыгать на месте или передвигаясь вперед. Также дети 4-5 лет имеют навык и умение самостоятельно застегивать пуговицы и завязывать шнурки, раздеваться и одеваться.

Благодаря достаточно высокому уровню нервно-психического развития, дети 4-5 лет внимательны, собраны. Стихи, соответствующие возрасту, запоминают быстро.

Умеет играть с другими детьми, дружить с ними. Может длительное время внимательно слушать, как читают взрослые. Играет с другими детьми с удовольствием, не ссорится и соблюдает правила игры.

В 5 лет речь ребенка становится более четкой и чистой. В этом возрасте большинство детей умеют правильно произносить звуки «р», «д», «ш», «ж».

Дети 4-5 лет с хорошими знаниями, умениями и навыками могут составить по картинке короткий рассказ из нескольких предложений, правильно ответить на вопросы.

Источники:
Особенности развития ребенка в 5 лет
Статья поможет родителям определить, каким должно быть развитие ребенка в 5 лет, а также узнать, соответствует ли их малыш нормам физического и психического развития этого возраста.
http://mezhdunami.net/dety/osobennosti-razvitiya-rebenka-v-5-let.html
Физическое и нервно-психическое развитие детей 4-5 лет
Как развиваются дети 4-5-летнего возраста: особенности физического и психического развития
http://vkapuste.ru/?p=8154

COMMENTS