Факторы влияющие на развитие памяти

Факторы, определяющие развитие памяти

Факторы, определяющие развитие памяти. Упражнения для развития памяти

Казанский государственный технологический университет

Реферат по дисциплине культура умственного труда на тему:

«Факторы, определяющие развитие памяти.

Упражнения для развития памяти»

Проверил: старший преподаватель

Введение. Основные процессы и механизмы памяти.

3. Воспроизведение и узнавание.

4. Забывание и борьба с ним.

III. Упражнения для развития памяти.

Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает

определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются:

объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность

сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.

06ъем памяти — это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации,

Быстрота воспроизведения характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти.

Точность воспроизведения отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию.

Длительность сохранения отражает способность человека удерживать

определенное время необходимую информацию. Например, человек готовится к экзамену. Запоминает одну учебную тему, а когда начинает учить следующую, то вдруг обнаруживает, что не помнит то, что учил перед этим. Иногда бывает по-другому. Человек запомнил всю необходимую информацию, но когда потребовалось ее воспроизвести, то он не смог этого сделать, Однако спустя некоторое время он с удивлением отмечает, что помнит все, что сумел выучить. В данном случае мы сталкиваемся с другой характеристикой памяти — готовностью воспроизвести запечатленную в памяти информацию.

Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения

воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято

выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и

пред­намеренное (или произвольное).

Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной

цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это

простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след

от возбуждения в коре головного мозга. Лучше всего запоминается то, что имеет

жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и

потребностями, с целя­ми и задачами его деятельности.

В отличие от непроизвольного запоминания произвольное (или

преднамерен­ное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед

собой определенную цель — запомнить некую информацию — и использует специальные

при­емы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и

слож­ную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того,

произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняе­мые

для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям относится

заучивание, суть которого заключа­ется в многократном повторении учебного

материала до полного и безошибочно­го его запоминания.

Главная особенность преднамеренного запоминания — это проявление волевых

усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение

позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем

индивидуальной кратковременной памяти.

Запоминается, как и осознается, прежде всего то, что составляет цель действия.

Однако то, что не относится к цели действия, запоминается хуже, при

произвольном запоминании, направленном именно на данный материал. При этом все же необходимо учитывать, что подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой —

запомнить соответствующий материал, с тем чтобы сохранить его в памяти. Такая

деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного

материала, называется мнемической деятельностью.

По другому признаку — по характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе

памяти,— запоминание делится на механиче­ское и осмысленное.

Механическое запоминание — это запоминание без осознания логической связи

между различными частями воспринимаемого материала. Основой механического

запоминания являются ассоциации по смежности.

В отличие от этого осмысленное запоминание основано на понимании

внутренних логических связей между отдельными частями материала.

Если сравнивать эти способы запоминания материала, то можно прийти к выводу о

том, что осмысленное запоминание намного продуктивней. При механическом

запоминании в памяти через один час остается только 40 % материала, а еще

через несколько часов — всего 20 %, а в случае осмысленного запоминания 40 %

материала сохраняется в памяти даже через 30 дней.

Осмысление материала достигается разными приемами, и прежде всего выделением

в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана.

Полезным приемом осмысления материала является сравнение, т. е. нахожде­ние

сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и т. д.

Важнейшим методом осмысленного запоминания материала и достижения высокой

прочности его сохранения является метод повторения. Повторение

-важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Но, чтобы быть

продуктивными, повторения должны отвечать определенным требованиям. Во-первых,

заучивание протекает неравномерно: вслед за подъемом в воспроизведении может

наступить некоторое его снижение. Во-вторых, заучивание идет скачками. Иногда

несколько повторений подряд не дают существенного прироста в припоминании, но

затем, при последующих повторениях, происходит резкое увеличение объема

запомненного материала. В-третьих, если материал в целом не представляет труда для запоминании, то первые повторения дают лучший результат, чем последующие.

В-четвертых, если материал труден, то запоминание идет, наоборот, сначала

медленно, а потом быстро. Это объясняется тем, что действия первых повторений

из-за трудности материала недостаточны и прирост объема запоминаемого

мате­риала возрастает лишь при многократных повторениях. В-пятых, повторения

нужны не только тогда, когда мы учим материал, но и тогда, когда надо закрепить

в памяти то, что мы уже выучили. При повторении наученного материала его

прочность и длительность сохранения возрастают мно­гократно.

Очень важно также правильно распределить повторение во времени. В психологии

известны два способа повторения: концентрированное и

распределенное. При первом способе материал заучивается в один прием,

повторение следует одно за другим без перерыва. При распределенном повторении

каждое чтение отделено от другого некоторым промежутком. Исследования

показывают, что распределенное повторение рациональнее концентрированного. Оно

экономит время и энергию, способствуя более прочному усвоению знаний.

Очень близок к методу распределенного заучивания метод воспроизведения во

время заучивания. Его суть состоит в попытках воспроизвести материал,

который еще полностью не выучен. Например, выучить материал можно двумя

а) ограничиться только чтением и читать до тех пор, пока не возникнет

уверенность, что он выучен;

б) прочитать материал один-два раза, затем попытаться его произнести, после

чего снова прочитать его несколько раз и вновь попытаться воспроизвести и

Эксперименты показывают, что второй вариант намного продуктивнее и

целесообразнее. Заучивание идет быстрее, а сохранение становится более

Успех запоминания во многом зависит от уровня самоконтроля. Проявлением

самоконтроля являются попытки воспроизвести материал при его заучивании.

Такие попытки помогают установить, что мы запомнили, какие ошибки допустили при воспроизведении и на что следует обратить внимание в последующем чтении.

Кроме того, продуктивность запоминания зависит и от характера материала.

Наглядно-образный материал запоминается лучше словесного, а логически

связанный текст воспроизводится полнее, чем разрозненные предложения.

Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения

материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания.

Хорошо осмысленный материал запоминает­ся лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока ма­териал не забыт.

Иногда при сохранении наблюдается явление реминисценции. Суть ее в том,

что воспроизведение, отсроченное на 2—3 дня, оказывается лучше, чем

непосредственно после заучивания. Реми­нисценция проявляется особенно ярко, если первоначальное вос­произведение не было достаточно осмысленным. С физиологи­ческой точки зрения реминисценция объясняется тем, что сразу после заучивания, по закону отрицательной индукции, наступает торможение, а затем оно снимается. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое – в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке.

Прочность сохранения обеспечивается повторением, которое служит подкреплением и предохраняет от забывания, т. е. от угасания временных связей в коре головного мозга. Повторение должно быть разнообразным, проводиться в разных формах: в процессе повторения факты необходимо сравнивать, сопостав­лять, их надо приводить в систему. При однообразном повторении отсутствует мыслительная активность, снижается интерес к за­учиванию, а поэтому и не создается условий для прочного сохра­нения. Еще большее значение для сохранения имеет применение знаний. Когда знания применяются, они запоминаются непроиз­вольно.

Факторы влияющие на развитие памяти

Факторы, влияющие на память

На работу памяти оказывают влияние многие факторы: возраст, физическое состояние, особенности предъявления информации, важность, нужность информации, страх, тревога и другие эмоции, которые нас захватывают при записи и вспоминании информации. Рассмотрим влияние некоторых из них подробнее.

У взрослого память лучше, чем у ребенка, так как, развив свои познавательные способности к этому возрасту до максимума, люди разрабатывают и совершенствуют различные методики запоминания.

Жалобы на память обычно начинаются после 30 лет. В данном возрасте причины ухудшения памяти, во-первых, субъективное беспокойство, страх: "Ах, ох. я забыл это. Неужели я старею?". Во-вторых, после тридцати лет люди редко активно учатся чему-то новому, т.е. нагрузка на память, столь значительная в учебном процессе, падает. Психологи выяснили, что память может хорошо функционировать до глубокой старости, но только если человек постоянно использует ее.

Исследование процессов, происходящих в сознании пожилых людей в процессе усиленного вспоминания, показало, что беспокойство и мрачные мысли слишком часто полностью завладевают вниманием. "Нужно запомнить слишком много деталей. Он так быстро говорит. Я не успеваю все записывать. Это все слишком сложно для меня!" — говорят некоторые. В действительности из-за подобных волнений они используют около трети своих потенциальных возможностей.

Поэтому превосходство памяти у молодых людей отчасти объясняется тем, что ее возможности реализуются в полной мере. Молодые люди не сомневаются в своей памяти, значит — не тратят лишнюю энергию на внутреннее волнение. Люди, удовлетворенные своей памятью, всегда за нее спокойны. Они доверяют ей, эффективно используют ее в разных сферах деятельности и, вместо того чтобы сетовать на забывчивость, благодарят память за то, что она сохранила для них.

На память может серьезно повлиять состояние здоровья. Во-первых, следует обратить внимание на все эмоциональные расстройства, особенно на депрессию, подавленное мрачное настроение, чувство беспокойства и т.п. Эти и подобные состояния значительно ухудшают работу памяти. Так, например, приступы страха заставляют организм вырабатывать большое количество химических веществ катехоламинов, которые провоцируют одновременно изменения психологического (паника) и физиологического (нарушение сердечной деятельности) порядка.

Существует много других физических расстройств, которые пагубно сказываются на функции памяти: повышенное давление, диабет (даже самые легкие его формы), заболевания щитовидной железы, снижение слуха и зрения, отравление химикатами типа пестицидов, авитаминоз, алкоголизм, недосыпание. Наконец, проблемы с памятью могут быть следствием различных опухолей мозга.

Согласно результатам многих исследований как наркотические препараты, например марихуана, так и алкоголь вредно влияют на память. Сильнее всего при этом страдает механизм передачи информации из кратковременной в долговременную память. После нескольких порций спиртного или курения марихуаны люди обычно могут поддерживать разговор, а также вспоминать и воспроизводить информацию, касающуюся прошлого. Они также могут на несколько секунд запоминать новые сведения. Однако при формировании прочных воспоминаний обычно возникают проблемы. Наутро после вечера, проведенного "под кайфом", многие не могут вспомнить даже собственного поведения.

Мотивация и внимание.

Интересующие вас вещи вы запоминаете легко, а вещи, вас не интересующие, — с большим трудом, так как на память влияет значимость и нужность информации для вас. Это можно представить в виде следующей цепи:

Интерес создает мотивацию, необходимую для привлечения внимания и концентрации его на конкретном предмете, в результате чего достигается организация мыслительных процессов. Следовательно, нечего удивляться тому, что мы забываем массу информации, которая оставила нас равнодушными. Интерес играет существенную роль в создании мотивации, необходимой для продолжительной концентрации внимания.

Интерес обусловливается личностью человека и окружающей средой и может меняться вместе с нами. Таким образом, мы можем точно помнить цены вещей, когда у нас было мало денег, мы нуждались, и не помнить стоимость покупок, сделанных в лучшие времена, пусть и недавние. Так, например, женщины на время забывают о вещах прошлого сезона, так как потребности в них пока нет.

Известный французский психолог Бинэ, будучи неверующим, был женат на очень религиозной женщине. Не желая обижать ее, он ежедневно повторял за ней слова вечерней молитвы в течение многих лет, однако не мог воспроизвести их самостоятельно в отсутствие жены.

Итак, чтобы лучше помнить, очень важно осознавать, что мы делаем и зачем. Важно объяснять цель, значимость той информации, которую необходимо запомнить, т.е. давать установку на запоминание, создавать мотивацию.

Факторы влияющие на развитие памяти

Поскольку память включена во все многообразие жизнедеятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны. Деление памяти на виды должно быть обусловлено, прежде всего, особенностями самой деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. Это справедливо и для тех случаев, когда тот или иной вид памяти (например, зрительная или слуховая) выступает у человека как особенность его психического склада. Ведь прежде чем определенное психическое свойство в деятельности проявляется, оно в ней формируется.

В качестве наиболее общего обоснования для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей ее деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с четырьмя основными критериями:

по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на: двигательную (моторную), эмоциональную (аффективную), образную и словесно-логическую (вербальную);

по характеру целей деятельности на: произвольную и непроизвольную;

по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) на: кратковременную, долговременную и оперативную;

по характеру связей в запоминаемом материале на: логическую (смысловую) и механическую.

Данная классификация видов памяти была предложена коллективом советских психологов, среди которых А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко, В.С. Мухина и многие другие, но сейчас существуют и другие классификации. Некоторые психологи (А.А.Степанов, В.В.Богословский) не выделяют двигательную память как отдельный вид, а считают ее частью образной. Такое большое число мнений говорит о размытости четких границ между видами памяти. Отсюда следует, что виды памяти тесно связаны между собой.

В своей работе я хотела бы основное внимание уделить классификации по характеру связей в запоминаемом материале.

С возрастом отмечается улучшение в запоминании как смыслового, так и механически связанного материала. Запоминание близких по смыслу предметов и смыслового материала (фразы, тексты) дает более высокие результаты, по сравнению с механическим запоминанием во всех возрастных группах.

Безусловно, память человека зависит от множества факторов, отрицательно влияют на ее способности и развитие.

«Утро вечера мудрее»

Отрицательно действует на память и скорость мысли недосыпание. Организм во сне не только отдыхает, но и в подсознании обрабатывает полученную днём информацию и выводит результаты в сознание. Правильно сформированный режим дня дает возможность человеку проявить себя в различных видах деятельности — в спорте, в отдыхе, в обучении и т.п., что предоставляет человеку нагружать или наоборот освобождать от умственного труда свой мозг. В свою очередь, это благоприятно влияет на развитие памяти и ее способностей. Следует помнить о том, что утомляемость, тревожность являются врагами памяти.

Употребление любых наркотиков и алкоголя тормозит мысль и разрушительно действует на память. Действие алкоголя и наркотиков по уменьшению скорости мысли продолжается до нескольких дней, пока организм не очистится от яда. Постоянное курение и употребление наркотических веществ, алкоголя приводит к нарушению работы мозга, вследствие чего ухудшается память.

«Питаться нужно, как дышать»

Для качественного обучения следует следить за своим питанием. Питаться нужно, как дышать. Естественно, тяжёлая, трудно перевариваемая пища отрицательно сказывается на мышлении. Питание искусственными и генетически изменёнными продуктами отрицательно сказывается на здоровье и на способности человека к мышлению. Человек был создан для жизни на природе и его желудок не приспособлен для искусственной и синтетической пищи. Питание природными естественными продуктами улучшает память и способность мышления.

Очевидный фактор проблем с памятью — это физическое загрязнение окружающей среды, ухудшение экологии. Отрицательное воздействие оказывают на память человека загрязненный воздух, пыль, выбросы. Вдыхая воздух, человеческий мозг поглощает не кислород, а некую смесь химических веществ, что влияет на умственную деятельность, на способность быстро воспринимать и обрабатывать информацию, поступающую из различных источников.

Факторы влияющие на развитие памяти

Публикация научных и учебных работ

Крупнейшие народы с точки зрения народонаселения, земли и экономики С точки зрения географии, демографии (изучения популяций) и экономики существует ряд способов, по которым страны по всему миру считаются «самыми большими» или «самыми крупными» или «самыми густонаселенными» — обладая всевозможными превосходными качествами для ранжирования стран с первого по 196-е. 10 крупнейших стран по размеру территории Читать больше проСамые большие страны в мире […]

Валовой внутренний продукт или ВВП относится к экономической стоимости товаров и услуг, производимых в пределах страны, в конкретный финансовый год плюс доход, полученный иностранными резидентами, на местном уровне за вычетом доходов, полученных за рубежом жителями страны. Когда ВВП оценивается в текущих ценах, он демонстрирует номинальный ВВП , тогда как реальный ВВП — это когда оценка производится по постоянным ценам. Как Читать больше проРазница между номинальным ВВП и реальным ВВП […]

Опубликовано в рубрике Статьи Tagged экономика

Ранг Страна Стоимость Дата информации 1 Катар $129,700 2016 2 Люксембург $102,000 2016 3 Макао $96,100 2016 4 Лихтенштейн $89,400 2009 5 Сингапур $87,100 2016 6 Бермудские острова $85,700 2013 7 Остров Мэн $83,100 2007 8 Бруней $79,700 2016 9 Монако $78,700 2013 10 Кувейт $71,300 2016 11 Ирландия $69,400 2016 12 Норвегия $69,300 2016 Читать больше проВВП — на душу населения (2017) — ранги стран […]

Почему «глобальная политика»? Что значит — политика имеет «глобальный характер? И как «глобальная» политика отличается от «международной» политики? Термин «глобальный» имеет два значения, и они имеют совершенно разные последствия, насколько широка глобальная политика. В первых, глобальные средства имеют планетарный (а не только региональный или национальный) значение. Земной шар, по сути, весь мир. Глобальная политика, в Читать больше проЧто такое глобальная политика? […]

Список стран по ВВП на душу населения в 2017 году и прогноз на 2022 год

ВВП на душу населения рассчитывается путем деления ВВП на численность населения. ВВП (валовой внутренний продукт) — это общая рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, производимых в стране за определенный год. В Номинальном методе для конвертации используются рыночные обменные курсы . Для проведения значимого сравнения используется метод паритета покупательной способности ППС для сравнения экономики и Читать больше проСписок стран по ВВП на душу населения в 2017 году и прогноз на 2022 год […]

Граница между развитыми и развивающимися странами, весьма относительна. Индекс ВВП на душу населения обычно используется в качестве критерия, причем осуществляется классификация по паритетов покупательной способности валют. Кроме того, принимаются во внимание исторические и политические условия развития стран. Развивающиеся страны иногда рассматриваются в отдельных географических регионах. Таким образом, существует 22 развивающихся стран в Азиатско-Тихоокеанском регионе Читать больше проРазвивающиеся страны в мировой экономике […]

Согласно теории ожиданий, индивидуальная мотивация определяется рациональным расчетом, в котором люди оценивают свою ситуацию. Рисунок 1. Резюме теории ожиданий Первый вопрос заключается в том, считает ли человек, что высокие уровни усилий приведут к результатам, представляющим интерес, таким как производительность или успех. Это восприятие обозначается как ожидаемое. Например, считаете ли вы, что усилия, которые Читать больше проТеория ожидания (Expectancy theory) Виктора Врума […]

Процессные теории мотивации Отдельный поток исследований рассматривает мотивацию как нечто большее, чем действие, направленное на удовлетворение потребности. Вместо этого теории на основе процессов рассматривают мотивацию как рациональный процесс. Люди анализируют свою среду, развивают мысли и чувства и реагируют определенным образом. Теории процессов пытаются объяснить мыслительные процессы людей, демонстрирующих мотивированное поведение. В этой категории рассмотрим теорию Читать больше проТеория справедливости […]

Среди основанных на необходимости подходов к мотивации получила наибольшую поддержку теория приобретенных потребностей Дэвида Макклелланда (McClelland). Согласно этой теории, люди приобретают три типа потребностей в результате их жизненного опыта. Эти потребности — потребность в достижении, потребность в принадлежности и потребность в власти. Все люди обладают сочетанием этих потребностей, и считается, что доминирующие потребности формируют поведение Читать больше проТеория приобретенных потребностей […]

Теория ЭРГ (аббревиатура ERG — Existence, Relatedness, Growth) Рисунок 1. Теория ЭРГ Теория ЭРГ включает в себя существование, связанность и рост. Теория ЭРГ, разработанная Клейтоном Алдерфером, является модификацией иерархии потребностей Маслоу. Вместо пяти потребностей, которые иерархически организованы, Алдерфер предложил, чтобы основные человеческие потребности могли быть сгруппированы по трем категориям, а именно: существование, взаимосвязь и Читать больше проТеории ЭРГ и двухфакторная теория мотивации […]

Источники:
Факторы, определяющие развитие памяти
Быстрота воспроизведения характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти. , страница 1
http://works.doklad.ru/view/L25B_QL9yEI.html
Факторы влияющие на развитие памяти
Факторы, влияющие на память На работу памяти оказывают влияние многие факторы: возраст, физическое состояние, особенности предъявления информации, важность, нужность информации, страх, тревога и
http://geum.ru/kurs/faktory_vliyayuschie_pamyat.php
Факторы влияющие на развитие памяти
Поскольку память включена во все многообразие жизнедеятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны. Деление памяти на виды должно быть обусловлено, прежде всего,
http://studbooks.net/1685103/psihologiya/vidy_pamyati
Факторы влияющие на развитие памяти
Публикация научных и учебных работ Крупнейшие народы с точки зрения народонаселения, земли и экономики С точки зрения географии, демографии (изучения популяций) и экономики существует ряд
http://geum.ru/

COMMENTS