Этапы развития ребенка

Возрастные этапы развития ребенка

Возрастные этапы развития ребенка. Каждый ребенок преодолевает эти этапы, переходя от одного к другому. Возрастные этапы сопровождаются развитием умений, навыков, знаний, личностных качеств, характерных особенностей.

Воспитания ребенка должно основываться на возрастных этапах развития, учитывая особенности их протекания.

Существует много классификаций возрастных этапов. Приведём основную и более распространённую:

  1. Внутриутробный возрастной этап – от зачатия до рождения, составляет около 280 дней.
  2. Младенчество – от рождения до 1 года.
  3. Ранний возрастной этап – от 1 года до 3 лет.
  4. Дошкольный возрастной этап – от 3 до 7 лет.
  5. Младший школьный возрастной этап – от 7 до 12 лет.
  6. Старший школьный возрастной этап – от 12 до 16 лет.

А теперь про каждый возрастной этап развития ребенка расскажем более подробно.

Этот этап очень важен. Ведь именно в этот период у ребенка закладываются основы систем органов, ребенок учиться слышать, видеть, дышать. На 14 неделе ребенок запоминает тембр голоса своей мамы и музыку. Поэтому специалисты рекомендуют слушать спокойную классическую музыку, разговаривать с малышом, будучи беременной.

Физиологические показатели: рост – 48-55, вес – 3-4 кг.

Младенчество можно поделить в свою очередь еще над этапа: новорожденный и грудничковый. В период новорожденности ребенок уязвим и не защищен от внешней среды. Здесь очень важно правильно ухаживать за ребенком, следить за комфортностью и удобствами. В грудничковый период ребенок начинает изучать мир, стремится к познаниям. Ребенок учится поднимать головку, ползать, сидеть, ходить. Малыш познает мир через тактильные ощущения, поэтому ему хочется всё потрогать и попробовать.

С 6 месяцев ребенок обращает внимание на цвета и проявляет к ним интерес. В этом возрасте развивается восприятие пространства.

С 7 месяцев малыш уже может перекладывать предметы с коробочки в коробочку, открывать крышки, сложить маленькие предметы в большие.

К году малыш познаёт правила пользования предметами

К весу прибавляется 4 кг, а к росту – 25 см.

Этот этап длится от 1 до 3 лет. Главное в этом этапе – социальное взаимодействие. Ребенок учиться взаимодействовать с детьми и взрослыми, заводить знакомства, дружить. У малыша появляется стремление к самостоятельности и независимости от родителей. Ребенок в три года осознает себя как личность. Он учиться прогнозировать и оценивать действия и ситуации. Любит фантазировать.

В этом возрасте ребенок уже должен уметь:

  • строить башню из кубиков;
  • складывать простые пазлы для этого возраста;
  • бить ногой по мячу;
  • проявлять исследовательские действия (что-то ломать, что-то разрывать, для того, чтобы исследовать);
  • выполнять самые простые требования взрослых;
  • складывать фразы из 5 слов;
  • рисовать прямую вертикальную линию;
  • рассказывать четверостишья и потешки;
  • знать части своего тела и где они находятся, показывать части тела на других;
  • проситься в туалет;
  • самостоятельно пить из чашки и есть;
  • раздеваться и одеваться с помощью родителей;
  • резать бумагу и стараться правильно держать ножницы;
  • мыть и вытирать ручки.

В три года у ребенка может возникнуть кризис трёх лет. Каждый ребенок переживает его по-своему. Кто-то проявляет негативизм, упрямство, агрессию к окружающим, а кто-то становится уступчивым. Хотя это бывает крайне редко. Это обычные формы поведения, свойственны кризису этого возраста.

Детки этого возраста хотят, чтобы их действия и поступки одобрили взрослые и похвалили.

У детей развивается и усовершенствуется речь, мышление. Игра – самая важная особенность этого возраста. С помощью игры ребенок познает мир, отношения с людьми, учиться вести себя в разных жизненных ситуациях.

Этот этап начинается с 3 лет и заканчивается поступлениям ребенка в школу. В этот период первоначально начинают закладываться личностные качества характера ребенка, развиваются личностные механизмы поведения. Ребенок стремится быть похожим на своих родителей, поэтому пример здесь очень важен. Если Вы будете учить малыша не кричать, а сами накричите на него, то ничему Ваш малыш не научиться. Он будет копировать только Вас. Активно развивается речь и общение со сверстниками.

В этот период у ребенка активно развиваются все психические процессы: память, внимание, мышление, воображение и др. Ребенок готовится к школе, учиться брать на себя ответственность.

Дети такого возраста способны делать логические выводы из своих наблюдений.

В 6 лет у детей происходит кризис. Ребенок начинает быстро расти, меняются пропорции тела, появляются постоянные зубы, кардинально меняется поведение. У детей преобладает демонстративная форма поведения. Настроение меняется ежечасно, ребенок кривляется и манерничает.

Ребенок этого возраста должен уметь и знать:

  • геометрические фигуры;
  • владеть понятиями о величине, длине, высоте;
  • сравнивать предметы по форме и цвету;
  • сравнивать числа;
  • математические знаки и буквы;
  • считать прямо и обратно;
  • находить лишний предметы среди предметов одного типа;
  • составлять рассказ по картинками ,соблюдая последовательность;
  • вести диалог и монолог.

Ребенок идёт в первый класс, поэтому он чувствует себя уже «взрослым». Родители немного теряют свой авторитет, на замену им приходит первый учитель. Дети в этом возрасте учат планировать и прогнозировать свою деятельность. Активно развивается интеллект. Ребенок учиться принимать новые социальные нормы, выполнять правила.

Это этап перехода с детства во взрослую жизнь. Но, не смотря на своё поведения и действия, стремящиеся к похожести на взрослое, еще остаются детские манеры и поступки.

Это период полового созревания. Организм в таком возрасте «неустойчивый». Ребенок очень эмоциональный, раздражительный и упрямый. У детей этого возраста часто возникают конфликтные ситуации со сверстниками и взрослыми.

На этом возрастном этапе происходит открытие внутреннего мира ребенка, формируются собственные взгляды.

Нужно помнить, что каждый ребенок индивидуальный и уникальный. Каждый возрастной этап проходит по-своему. Кто-то может опережать своих сверстников, а кому-то наоборот требуется больше времени для развития тех или иных качеств и способностей.

Возрастные этапы развития ребенка

Каждый ребенок проходит череду этапов, связанных с развитием физических навыков, эмоционально-волевой сферы, речи, психики. Хотя возрастные рамки строго индивидуальны, общие тенденции развития выделить все же можно.

В детстве основной составляющей физического развития являются биологические законы. Согласно им процесс роста наиболее заметен в раннем возрасте. Ведь в течение первого года жизни ребёнок прибавляет в росте примерно в полтора раза, а в весе – почти втрое. Однако, чем больше возраст малыша, тем медленнее идет физическое развитие.

В самом раннем возрасте очень быстро растёт стопа ребёнка, каждый месяц первого года она может увеличиваться на пару размеров. Так же быстро происходит развитие кистей рук и головы. При этом туловище растёт несколько медленнее. Всё это отвечает законам роста младенца – в первую очередь развиваются части тела, удалённые от середины туловища (пупка).

Есть в физическом развитии ребёнка и ещё один закон, заключающийся в смене периодов вытяжения тела и его округления. Каждый из таких периодов длится примерно 2–3 года и заключается либо в увеличении в длину скелета (вытяжение), либо в нарастании мышечной массы и жирового слоя (округление). Округление особенно заметно в возрасте 3–5 лет, вытяжение – после 11–12 лет. В 16–18 лет, как правило, организм прекращает расти.

Возрастные этапы психологического развития ребёнка

В психологическом плане развитие детей принято разделять на шесть стадий.

Первый период, называемый младенчеством, начинается с момента рождения и длится до годовалого возраста. В это время ребёнок пока ещё не может составить определённое представление ни о каких-либо окружающих его предметах, ни о людях, ни даже о самом себе, хотя на эмоциональном уровне он отлично все чувствует.

В раннем детстве (1–3 года) малыш старается получить как можно больше независимости от взрослых, а также пытается подражать им.

В три года ребенок осознает себя как отдельную личность. Он становится способен к оценке и прогнозированию сначала реальных, а потом и воображаемых ситуаций (фантазированию).

Период с 5 до 7 лет часто называют старшим дошкольным возрастом. В это время ребёнок подготавливается к школе, воспитывает свою самостоятельность и независимость от взрослых, а также учится брать на себя определённую ответственность во многих своих действиях. Он уже способен к экспериментам и получению логических выводов из своих наблюдений.

В первой половине школьного возраста (7-11 лет) дети становятся учениками. Родители перестают быть для них единственными авторитетами и их в какой-то степени заменяют учителя. В этот период быстрее всего развиваются интеллект, память и способность к планированию.

Когда говорят про возрастные этапы развития ребенка, отдельно выделяют подростковый возраст которым обычно считают период с 11 до 14 лет. Действительно, в этом возрасте, а также в период юношества человек находится на промежуточном этапе между детской и взрослой жизнью. Тем не менее, он пока ещё несёт намного меньше ответственности за свои действия, чем настоящий взрослый, поэтому психологически всё равно остаётся ещё ребёнком. В этот период основным для детей становятся социальные отношения и общение. А формирование собственного мировоззрения часто приводит к увеличению числа конфликтов в семье и школе.

Нормальным для развития речи малыша считается, если к четырёхмесячному возрасту он начинает произносить гласные звуки, к восьми месяцам – повторять всё, что слышит и видит словами и жестами, а в 10 месяцев произносит вместе несколько одинаковых слогов («мамама», «бабаба»).

В возрасте чуть больше года ребёнок, как правило, способен произносить односложные слова и отдельные слоги, повторяя их за взрослыми, а также реагирует на своё имя.

В полтора года количество проговариваемых словосочетаний увеличивается, малыш может осознанно сказать уже несколько двухсложных слов и указывать пальцем на называемые ему предметы и части тела. К двум годам словарный запас ещё больше увеличивается, а слова могут быть уже трёхсложными (хотя часто произносятся не совсем правильно – например, «сина» вместо «машина»).

К двум с половиной годам ребёнок способен на составление предложений из 3–4 слов. В три года может рассказывать наизусть небольшие стихотворения, придумывает собственные слова.

В 4 года малыш уже должен правильно пользоваться предлогами и говорить практически без дефектов речи.

В пятилетнем возрасте в речи ребёнка появляются деепричастия и сложные предлоги, он уже может составлять прилагательные от существительных и знает все формы склонений. Дефектов при произношении не должно быть вообще.

В 6 лет заканчивается формирование речи, полностью усваиваются все фонемы языка и слоговая структура слов.

В 1-2 месяца ребёнок ещё не способен держать голову, так как тонус мышц снижен, однако конечности уже достаточно подвижны. В трёхмесячном возрасте голова уже удерживается, но нижняя часть тела пока малоподвижна. В полгода ребёнок уже должен сидеть, хотя и с поддержкой. В 8 месяцев дети обычно способны стоять, а к десятимесячному возрасту – достаточно хорошо ползать. Примерно в год малыш уже начинает самостоятельно ходить, хотя иногда это происходит на пару месяцев раньше или позже. В полтора года дети способны на перешагивание препятствий и бег.

Руки начинают развиваться с самого рождения. В 2 месяца уже неплохо развит хватательный рефлекс, в полгода малыш способен на произвольный захват предметов ладонью, а к 8 месяцам держит их уже пальцами (обычно безымянным и мизинцем). Десятимесячный ребёнок способен отличать большой палец от остальных, а в возрасте от года может проделывать «пинцетный захват» (указательным и большим пальцами), что ещё больше улучшает его моторику.

Источники:
Возрастные этапы развития ребенка
Возрастные этапы развития ребенка. Каждый возрастной этап сопровождается развитием умений, навыков, знаний, личностных качеств, характерных особенностей.
http://razvitiedetei.info/fizicheskoe-razvitie/vozrastnye-etapy-razvitiya-rebenka.html
Возрастные этапы развития ребенка
В статье описаны возрастные этапы физического, психологического, речевого и психомоторного развития ребёнка
http://rebenok16.ru/razvitie/vozrastnie-etapi-razvitiya-rebenka.html

COMMENTS