Этапы развития психики

Основные этапы развития психики

Вариант №2 Основные этапы развития психики

1. Характеристика свойств живых существ: раздражительности, саморегулирования и чувствительности.

2. Понятие безусловного рефлекса и инстинкта и их роль в жизнедеятельности.

3. Значение индивидуально-изменчивого поведения животных.

4. Интеллектуальное поведение животных. Примеры.

5. Важнейшие различия животных и человека.

Список используемой литературы.

Психика возникла на определенном этапе развития органического мира, как механизм активного взаимодействия живых существ с окружающей средой.

Психика — особое свойство высокоорганизованной материи субъективно отражать объективную реальность, необходимое человеку и животным для ориентировки во внешнем мире и активного взаимодействия с ним, а на уровне человека необходимое для управления своим поведением.

1.Характеристика свойств живых существ: раздражительности, саморегулирования и чувствительности.

Проблема возникновения, т.е. генезиса, психики и проблема ее развития теснейшим образом связаны между собой. Поэтому общий подход к процессу психического развития характеризу­ется особенностями теоретического разрешения вопроса воз­никновения психики.

Как известно, существует целый ряд попыток принципиаль­ного решения этой проблемы. Прежде всего, это точка зрения, получившая название «антропопсихизм», в истории философ­ской мысли связанная еще с именем Р. Декарта. Сущность ее в том, что возникновение психики связывают с появлением че­ловека, психика существует только у человека. Тем самым вся предыстория человеческой психики оказывается вычеркнутой вовсе. Приверженцы этой точки зрения встречаются и в насто­ящее время. Другая, противоположная теория называется уче­нием о панпсихизме, т.е. о всеобщей одухотворенности приро­ды. Между этими противоположными взглядами существуют и промежуточные взгляды, наиболее популярные, в первую оче­редь биопсихизм. Сущность биопсихизма заключается в том, что психика признается свойством не всякой материи вообще, а свойством только живой материи.

Существует и еще один взгляд на решение данной пробле­мы: психика признается свойством не всякой живой материи, но только таких организмов, которые имеют нервную систему. Эту точку зрения называют концепцией нейропсихизма.

Естественно, что эти сложнейшие белковые молекулы (коацерваты) обладают особыми свойствами, позволяющими отве­чать на воздействие полезных веществ или тех условий, кото­рые содействуют усвоению этих веществ, и на вредные воздей­ствия, грозящие их дальнейшему существованию. Так, напри­мер, эти молекулы положительно реагируют не только на пита­тельные вещества, но и на свет, тепло, способствующие усвое­нию. Они отрицательно реагируют на сверхсильные воздейст­вия — механические или химические, которые мешают их нор­мальному существованию. На нейтральные воздействия, не вхо­дящие в процесс обмена веществ, они не реагируют.

Чувствительность по отношению к нейтральным раздражи­телям, если они начинают сигнализировать о появлении жиз­ненно важных воздействий, вызывает коренные изменения в формах жизни. Главное заключается в том, что живое существо начинает активно ориентироваться в окружающей среде, ак­тивно реагировать на каждое изменение, происходящее в ней, т.е. начинает вырабатывать индивидуально изменчивые формы поведения в отличие от растительного мира.

Описанные процессы раздражимости по отношению к био­тическим влияниям, чувствительности, и по отношению к нейтральным раздражителям, сигнализирующим о появлении жизненно важных воздействий и элементарном сохранении следов, достаточны для поддержания жизни одноклеточных животных, однако их недостаточно с переходом к многокле­точным.

Переход к многоклеточным существенно усложняет условия существования: повышается роль активной ориентировки во внешней среде, становится необходимым обеспечение более сложных движений и более быстрой проводимости возбужде­ния. Это и приводит к значительному усложнению строения тела многоклеточного, выделению клеток специализированной рецепции раздражений и появлению первых сократительных кле­ток, несущих ту же функцию, что и мышечные клетки, на даль­нейших этапах эволюции, а также к образованию элементар­ной нервной системы, которая носит характер диффузной, се­тевидной нервной системы.

Основные этапы развития психики

Развитие психики у животных проходит ряд этапов

Рис. 2. Основные этапы развития психики и форм поведения в животном мире

На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.). На стадии предметного восприятия отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

III стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, "изобретать" новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens – человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции – специфически человеческие, общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Структура психики человека

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:

1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные – к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные – активные и пассивные переживания; волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); 2) темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторону поведения); 3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения.

Сайт знаний

Познайка — это информационный сайт, на котором вы сможете найти учебную информацию для приобретения знаний в нужных сферах вашей жизни.

Основу сайта Познайка составляют обучающие материалы в виде лекций, конспектов, рефератов, докладов, руководств и пособий. Приятного обучения и приобретения знаний.

Территорию, на которой «родился» самостоятельный народ, обрел свой язык, обычаи, особенности материальной культуры, историки называют его прародиной. Большинство историков помещают прародину славян в бассейн реки Вислы. подробнее »

Глезаль — то самое искусство, которое создает глубину и естественность цвета. Посмотрите на небо. Его палитра состоит из множества цветов. В разное время дня и ночи небо разное. Серое туманное, освещенное сбоку солнцем. подробнее »

В период заката Римской Империи в Европе доминировали германцы. Римские солдаты копировали многие аспекты германского военного искусства. На рисунке 16 показан готский сегментный шлем (шпангенхельм), который был не менее распространен в римской армии. подробнее »

Каждая горная порода состоит из определенного «набора» — качественного и количественного соотношения, породообразующих минералов, состав и строение которых отражают условия образования самой породы. подробнее »

Играйте искренне! Когда мы вместе с ними бегаем, гоняем мяч, катаемся с горки, дети начинают верить, что их родители не всегда были взрослыми. И мы становимся ближе друг другу. подробнее »

Карандаш — это графитный стержень в деревян­ной оправе из мягкого дерева, например кедра, длиной примерно 18 см. Графитные карандаши из существующего в природе необработанного графита впервые начали применять в начале XVII в. подробнее »

С началом периода полового созревания у подростков отмечается повышенный интерес к представителям противоположного пола: как у мальчиков, так и у девочек. Это связано не только с изменениями в организме, но и с тем, что девочки начинают считать себя более взрослыми. подробнее »

Прежде чем перейти к обсуждению техник рисования, я хочу познакомить вас с отношением к рисованию с психологической и физической точки зрения. Когда мы только начинаем учиться рисовать, у нас уже существует мнение о том, что такое рисование и как следует рисовать. подробнее »

Наиболее общий принцип классификации опухолей предполагает классификацию в зависимости от органа, ткани или клетки из которой опухоль происходит, то есть в зависимости от гистогенеза. В соответствии с этим принципом выделяют 6 групп опухолей подробнее »

КТ дает полное представление об исследуемом органе, патологическом очаге, позволяя, таким образом, судить о характере поражения. подробнее »

В данной статье предлагаем вам познакомиться с такими средствами гигиены полости рта как: Основные: зубная щетка, зубная нить (флосса), зубочистка. Дополнительные: ирригаторы, межзубные стимуляторы. подробнее »

Солнечная система. Венера. Меркурий. Солнечные явления

Солнечная система — это Солнце, все планеты и природные объекты вращающиеся вокруг него Гравитация (сила притяжения) удерживает их на месте. Без Солнца Земли бы не существовало. Все планеты Солнечной системы сформировались из блюдцеобразного облака пыли и газа. подробнее »

Источники:
Основные этапы развития психики
Вариант №2 План. Введение. Характеристика свойств живых существ: раздражительности, саморегулирования и чувствительности. Понятие безусловного рефлекса и инстинкта и их роль в жизнедеятельности.
http://mirznanii.com/a/203959/osnovnye-etapy-razvitiya-psikhiki
Основные этапы развития психики
Развитие психики у животных проходит ряд этапов Рис. 2. Основные этапы развития психики и форм поведения в животном мире На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только
http://allrefrs.ru/5-49617.html
Сайт знаний
Познайка.Орг — это обучающий сайт содержащий учебные материалы разных дисциплин.
http://poznayka.org/

COMMENTS