Share

Эстетическое развитие детей

Как привить художественно-эстетическое восприятие детям?

Один из наиболее важных разделов педагогики посвящен формированию художественного вкуса у детей. Его прививание позволяет вырастить гармоничную и изобретательную личность, развить в крохе любовь к искусству, научить ценить изящество окружающего мира, понимать и создавать прекрасное на благо всего человечества.

Во время чтения стихов и сказок, просмотра ярких иллюстраций в книжках, прослушивания песен и красивой музыки, или в процессе игры с красочными цветными игрушками, дети испытывают множество приятных эмоций, возникающих у них на подсознательном уровне. По мере взросления и развития, бессознательные эмоции шаг за шагом трансформируются в осознанные, развивается художественно-эстетический вкус, появляется тяга к живописи, музыке, танцам или другим видам деятельности, а вопрос родственников и воспитателей обнаружить и усовершенствовать эти наклонности.

Не надо забывать, что эстетическое становление, это довольно сложный и трудоемкий процесс, требующий от педагогов огромного терпения и целеустремленности. Прежде всего, грамотный преподаватель обязан обратить внимание на личностные особенности характера, выявить влечение к той или иной сфере творческой деятельности и помочь малышу правильно распорядиться своими способностями.

Оптимальное время для начала эстетического развития – это младший дошкольный возраст. Именно в этот период кроха активно изучает окружающую среду, учится мыслить самостоятельно, совершать осознанные поступки и общаться с людьми. Каждый день малыша наполнен новыми впечатлениями, которые он получает не только из повседневного быта или социального общения, но и от созерцания художественной и природной красоты, оказывающей огромное воздействие на формирование незаурядной личности.

В современной педагогике существует множество методов и средств, с помощью которых наставники и родители способны привить детям дошкольного возраста идеальный вкус и чувство прекрасного. Выбор средств для становления личности напрямую зависит от ряда социально-бытовых факторов, среди которых можно выделить:

  • возраст
  • постоянную среду проживания
  • национальность
  • привычные устои его семьи
  • место, где организуется творческая деятельность (детский сад, развивающий центр, дом)
  • количество и особенности получаемой информации

Культурное становление дошкольников можно разделить на два направления, тесно переплетающихся друг с другом. Каждое направление использует свои средства воздействия и ставит перед собой определенные цели. В первом случае, ставится задача научить подрастающее поколение воспринимать и ценить изящество в большом мире, природе, художественных и музыкальных творениях, людях и их поступках, а второе направление стремится обучить созданию художественной красоты: танцам, рисованию, декламации стихов, пению и другим видам деятельности.

Тем самым основные вопросы педагогов, заключаются в обучении детей не только воспринимать окружающую красоту, но и обладать желанием создавать ее начиная с самого раннего детства!

Методы и средства эстетического совершенствования классифицируются по двум категориям, способу получения информации и типу организации деятельности. В первом случае их можно разделить на речевые и показательные. При показательном методе ребенок напрямую знакомится с искусством, разглядывает картины, слушает музыку или литературные произведения. При речевом, напротив, педагог пытается донести материал до детей в устной форме, а затем проверяет глубину полученных знаний, задавая наводящие вопросы.

Организация деятельности также делится на два направления, в одном из которых преподаватель ставит перед воспитанниками конкретные задачи: например, с помощью дидактического материала разучить песню или стихотворение, а в другом предлагает проявить фантазию и создать что-нибудь самостоятельно (к примеру, слепить или нарисовать), принимая в процессе созидания косвенное участие, наблюдая, помогая советом и контролируя выполнение.

Одна из главных проблем успешного воспитания детей – это их постоянное, ежедневное окружение, атмосфера в которой они живут и развиваются. Чтобы малыш рос в мире изящества и гармонии, умел видеть и ценить прекрасное, и с самого детства приобщался к культурной деятельности, вокруг должна царить красивая обстановка, ему нужно наблюдать за добрыми и уважительными отношениями между людьми, слушать правильную речь, приобщаться к классической музыке и литературе, рассматривать картины и другие художественные ценности.

Обстановка в доме должна быть чистой и уютной, а в интерьере комнат присутствовать художественные и декоративные элементы: картины, гравюры, статуэтки и другие предметы искусства. Такое ежедневное окружение не только радует глаз и доставляет ребенку эстетическое удовольствие, но и побуждает его к самостоятельному творчеству.

Игра как одна из составляющих эстетического развития

Одним из ярких способов проявления творчества с уверенностью можно назвать стремление детворы подражать взрослым, копируя сюжеты из реальной и повседневной жизни. Играя они реализуют свои впечатления, полученные из окружающего их пространства. Любая начатая детьми игра, вначале не имеет определенного смысла. Задумки, возникающие в их маленьких головках, сменяются быстро, как картинки в калейдоскопе.

Со временем в играх детей постепенно проявляются особенности и реализм взрослой жизни, их развлечения становятся похожими на сценки из нашего обыденного жизненного уклада, они копируют повседневные события, которым мы не придаем особого значения, дополняя их выдуманными или сказочными персонажами. Такие сюжетно-ролевые игры, как «магазин», «больница», «дочки-матери», позволяют отлично развивать фантазию и воображение, и объяснять правила поведения в обществе, связанные с различными жизненными ситуациями.

Наряду с разнообразными играми, проявление детского творчества изначально зарождается в виде идеи, которая постепенно воплощается в творениях, созданных крохотными ручками. Ребенок собирает и анализирует все увиденные или услышанные ранее произведения искусства, и на основе этого исследования выражает в своих работах, личное впечатление от полученной информации.

Основная миссия педагогов создать комфортные условия для самостоятельной творческой деятельности, обеспечить их необходимыми материалами и инструментами для рисования, аппликации, лепки, подсказывать и направлять их креативные идеи в правильное русло.

Для легкого восприятия классической музыки в будущем, знакомство с ней надлежит начинать с самого младенчества. Родственникам и воспитателям предпочтительно подбирать специальные произведения, адаптированные к категории «для малышей», не перегружать психически-эмоциональное состояние крохи злоупотреблением классики, включать ее настолько часто, чтобы он получал удовольствие от услышанного. Замечательные музыкальные сочинения для самой маленькой аудитории созданы П.И. Чайковским.

Прививать любовь к живописи желательно не с посещения музеев и картинных галерей, а с просмотра репродукций картин в художественных альбомах. Подходя к выбору полотен, надо обязательно учитывать возраст ребенка, показывая самым маленьким картины с персонажами любимых сказок, изображением знакомых животных или ярких натюрмортов. Ребятам постарше будут интересны пейзажи Шишкина, Левитана и Васнецова.

Собираясь в театр или на концерт, необходимо провести беседу, объяснив своему чаду всю важность предстоящего мероприятия, нарядить его в красивую одежду, чтобы он смог почувствовать торжественную атмосферу, царящую в храме искусства. После представления обязательно задайте ему ряд вопросов и расспросите о впечатлениях от увиденного.

Если заметите, что ребенок остался равнодушным к представлению, не настаивайте на скором повторном посещении, а сделайте небольшой перерыв, прежде чем снова решите приобщать его к миру искусства.

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников основано на формировании в них художественного вкуса и умения замечать прекрасное в повседневной жизни. С самого нежного возраста заметна оживленная реакция детей на красивые вещи, которые их окружают, предметы домашней обстановки, яркие картинки в книжках, игрушки и одежду. Чтобы развивать вкус, заложенный в ребятишках природой, педагогам и родителям необходимо поддерживать и поощрять их тягу к прекрасному, ведь самые первые способности к творчеству проявляются именно в раннем возрасте. Любой родитель знает, насколько нравится ребятишкам дарить им подарки, созданные своими руками и, в свою очередь, должен поощрять и восхищаться их стремлением создавать и дарить собственноручно изготовленные изделия.

Наступающие праздники и дни рождения тоже не могут проходить бесследно для развития крохи, родителям и воспитателям нужно привлекать его к украшению комнаты или зала, созданию открыток, вырезанию снежинок или гирлянд для новогодней елки, и даже подготовки праздничного стола, доверив ему принимать участие в оформлении выпечки или салатов.

Самое лучшее наглядное пособие для привития детворе безупречного вкуса – матушка природа. Научить ребенка видеть всю прелесть природной среды первостепенная задача его родных и близких. Начиная с самого юного возраста нужно организовывать экскурсии на природу, показывая малышу как гармонично устроен мир, учить его находить красоту даже в самых обычных мелочах, видеть необычное в любой капельке росы на травинке, или в крапинках на панцире крохотного жучка, знакомить с неповторимыми красками и тонами, присущими различным периодам года, а затем воплощать увиденное в своих рисунках, поделках или устных рассказах.

Проблемы воспитания в условиях современной жизни, заключаются в атрофировании у сегодняшних детей таких чувств, как восхищение и удивление. Нынешнее подрастающее поколение – это заложники навязчивой рекламы, доступной в больших количествах в средствах массовой информации, а также ярые поклонники компьютерных игр, интернета и других новомодных игрушек, порой не имеющих никакого отношения к эстетике.

Цели, поставленные перед профессионально подготовленными педагогами и воспитателями, осуществляющими художественно-эстетическое развитие в образовательных учреждениях — привить детям хороший вкус, и научить их замечать и ценить изящество в окружающем их мире. Опытные воспитатели призваны создать для дошкольников комфортные условия, обеспечивающие наиболее правильное развитие индивидуума, организовать безупречную среду для тематических занятий и созидательной деятельности, и оказывать всяческую помощь и поддержку при взаимодействии с живой природой и искусством.

Дети дошкольного возраста способны заниматься практически любым видом деятельности: лепкой, рисованием, аппликацией, пением, танцами, декламацией и даже сочинением стихов и рассказов.

Педагогические технологии раннего эстетического развития заключают в себе следующие виды занятий, направленные на формирование креативной и гармоничной личности:

  • развитие навыков изобразительного искусства
  • музыкальная подготовка
  • сюжетно-ролевые игры
  • занятие по культуре речи
  • основы физической подготовки
  • тематические занятия
  • выступления артистов
  • организация праздничных утренников

Все, без исключения, воспитанники детских садов принимают активное участие в организации праздников и утренников. Такие события являются мощными средствами в культурном формировании ребенка и надолго остаются в его памяти. Важным условием успешной организации утренника по праву считается грамотный отбор литературных и музыкальных произведений, сложность которых меняется по мере взросления участников.

Развитие художественно-музыкального восприятия детей зависит не только от педагогов образовательных учреждений, но и от семей, в которых они растут. Полное и прямое взаимодействие воспитателей и родителей позволяет развивать в по-настоящему изобретательную и интересную личность, и воспитывать нравственно и культурно сложившегося человека.

Инновационные технологии в эстетическом становлении дошкольников

В настоящее время в детских образовательных учреждениях наряду с использованием традиционных педагогических технологий находят применение технологии инновационные, основанные на следующих методах:

  • Исследовательский – его основные направления призваны утолять жажду детской любознательности и поощрять стремление к экспериментам и сбору новой информации.
  • Интегрирование – позволяет современным образовательным технологиям оптимизировать учебную нагрузку, и помогает осуществлять большее количество тематических занятий за короткое время.
  • Использование новых информационных технологий является отличным комплексным дополнением художественно-эстетического развития дошкольников.

Внедрение новых технологий, методов и средств позволяет вывести воспитание детей на совершенно новый, более высокий, уровень, научить дошкольника использовать в своем творчестве нетрадиционные технологии и техники, составлять рекламные проспекты, делать упаковки для подарков своими руками, и даже выступать дизайнером помещений или одежды.

Все, перечисленные в статье, средства оказывают положительное влияние на воспитание дошкольников и в индивидуальном и в комплексном применении. При их выборе наставник в первую очередь обращает внимание на возрастные и персональные особенности воспитанников, а также учитывает основные поставленные перед ним цели и задачи.

Основы эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста

Эстетическое воспитание дошкольников представляет собой процесс, в результате которого у ребенка развивается способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным. Воздействие на личность ребенка начинается уже с первого года его жизни, оно должно быть целенаправленным и систематичным.

Цель эстетического воспитания — научить ребенка видеть и понимать прекрасное вокруг

Воспитание чувства прекрасного не ограничивается лишь художественно-музыкальным восприятием. Это целая система, включающая в себя отношение ребенка к общественному труду и жизни, к быту и природе.

Но познание искусства – это наиболее ценная составляющая этой многогранной системы, которая помогает воспитать в ребенке нравственность, развить музыкально-эстетические чувства, воображение и фантазию.

Роль эстетического воспитания в развитии ребенка

С первых дней жизни ребенка привлекают яркие блестящие игрушки и предметы, красочные цвета и привлекательные элементы. Удовлетворенный интерес вызывает у них чувство радости и удовольствия. Понятие «красивый» осознается ребенком очень рано. Слушая сказки или песни, рассматривая картинки, игрушки, они получают массу положительных эмоций и переживаний. Эти неосознанные импульсы в процессе эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста постепенно переходят в сознательное восприятие прекрасного. Задача взрослых состоит в формировании основ гармоничного вкуса, развитии художественно-творческих способностей дошкольников, их эстетических чувств и представлений.

Познание мира искусства происходит с помощью цвета, формы и звука. Однако существуют некоторые особенности, которыми обусловлено эстетическое воспитание дошкольников. Оно требует высокоразвитой сенсорной культуры.

Приобщение к прекрасному надо начинать с самых малых лет

Восприятие прекрасного у ребенка неразрывно связано со способностью восхищаться формой и содержанием объекта. Форма – это совокупность красок, звуков и очертаний. Однако об эстетическом воспитании приходится говорить лишь тогда, когда восприятие красоты связано с эмоциональной составляющей, с личным отношением и сопереживанием. Чувства – это основа эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Важно развить в ребенке способность бескорыстно радоваться, чувствовать легкое светлое волнение от встречи с красотой и прелестью мира искусства. От педагога потребуется немало терпения и сил, чтобы ненавязчиво привить ребенку любовь к прекрасному, пронизывающему все его существование благородными побуждениями и стремлениями.

Эмоциональный отклик и чувственное эстетическое восприятие красоты постепенно переходит на другой уровень. Это формирование собственных суждений, представлений о мире красоты.

Занятия любым творчеством — это один из приемов эстетического воспитания

Дошкольное воспитание состоит из множества художественно-эстетических приемов. Это и придумывание повестей и рассказов, сочинение стихотворений и песен, рисование и изготовление декоративных поделок. Наивное и неимоверно искреннее отражение действительной реальности, отсутствие корыстных побуждений, непосредственность и вера во все сказанное – вот, что характеризует художественную деятельность детей дошкольного возраста. Уже на данном этапе наблюдается развитие творческих способностей, выражающихся в необыкновенной фантазии, желании воплотить задуманную идею в жизнь, умелой комбинации своих знаний, умений и полученных впечатлений. Выраженные чувства, эмоции и мысли искренни и чисты.

Подражание – это один из способов выражения детского творчества.

Эта яркая особенность, характеризующая детей дошкольного возраста, находит применение в игровой деятельности. Игра – это детское восприятие взрослой жизни, реализация их впечатлений, полученных из окружающего мира. Именно она оказывает на начальном этапе жизни влияние на творческое и эстетическое развитие дошкольников. Игра, возникающая по личной инициативе дошкольников, характеризуется наличием замысла. Вначале он нестабилен, и одна идея сменяется другой. Взрослея, дети наполняют смыслом игру, она становится целенаправленнее и реалистичнее. В сюжетно-ролевой игре происходит развитие творческого воображения. Многие помнят, как в детстве строили шалаши, поезда из стульев и из подручных средств изготавливали все предметы обихода, представляя себе взрослую жизнь.

Сюжетно-ролевые игры — очень эффективный прием эстетического воспитания

Процесс игры – это немаловажная часть жизни дошкольников, которая учит преодолевать трудности, познавать внешний мир и искать выход из затруднительного положения.

Творческое воображение выражается и в сознательном объединении различных сюжетов. Увиденное по телевизору или услышанное из рассказов, они дополняют театральными постановками или знаниями, полученными из других источников. Можно сказать, они комбинируют свои знания и умения с впечатлениями от реальных событий или придуманных историй. Фантазия малышей безгранична и они очень часто дополняют сюжетную линию несуществующими в реальности героями или происшествиями. Например, путешествуют по неизведанным галактикам или таинственным царствам с загадочными зверушками. Вся игра наполнена искренностью и верой в правдивость придуманных историй. Сам К. С. Станиславский – великий режиссер, призывал актеров учиться искренности у деток.

Занятие рисованием можно превратить в увлекательное путешествие в космос

Дети удовлетворяют свои творческие потребности не только в игре. Выражение эмоций, впечатлений имеет место и в такой деятельности как рисование, лепка, пение и повествование.

Также как и игра, эти виды деятельности основываются на замысле, затем находятся средства для воплощения и претворения в жизнь. Полученные впечатления от просмотра произведений искусства находят отклик в душе маленького человечка, он уже не просто копирует все, что увидел, но и обладает навыками высказывания собственного отношения к воспринятой информации.

Период дошкольного возраста – это начало развития творческих способностей ребенка.

Занятие творчеством — одновременно и знакомство с народной культурой

Песочная анимация — увлекательный вид творчества

Сочиняя небольшие стихотворения для мамы, подруги или бабушки, посвящая небольшие рассказы родным и близким, ребенок чувствует себя реализованным. Украшая своими художественными произведениями пространство дома, детского сада, он вносит свою лепту в повседневную жизнь окружающих его людей, он делает ее лучше и прекраснее.

Огромную роль в развитии художественно эстетического воспитания детей дошкольного возраста играет личность педагога, его увлеченность и знания.

Личность педагога играет важную роль в процессе эстетического развития

Даже в самой обычной школе могут работать талантливые педагоги, ученики которых занимают призовые места на международных конкурсах детского творчества. Причина успеха заключается в увлеченном стремлении развить потенциальные способности малышей и успешном художественно-творческом воспитании.

Эстетическое развитие вкуса у детей дошкольного возраста основывается не только на духовном наслаждении произведениями искусства, удовольствии от встречи со всем прекрасным. Оно заключается и в понимании естественной природной красоты, глубоком осознании необходимости труда, гармоничном оформлении быта и умении красиво одеваться. Воспитание помогает сформировать правильные тенденции развития эстетического вкуса у детей.

Чтение книг важное средство эстетического воспитания

Музыкально-художественные занятия знакомят их с мировыми шедеврами живописи, музыки и классической литературы. Крайне важно подбирать доступные дошкольному возрасту произведения. Из них можно отметить народные сказки, стихотворения К. И. Чуковского и С. Я. Маршака. Музыкальный мир малыша обогатится, если предоставить ему для прослушивания пьесы П. И. Чайковского и Д.Б. Кабалевского.

Занятия музыкой — приобщение к прекрасному миру звуков

Театральные постановки с участием детей — это великолепный метод эстетического воспитания

Воспитание и обучение – это правильный путь, посредством которого можно заложить в ребенке правильные представления о мире, усовершенствовать эстетическое восприятие, на которых впоследствии сформируется его духовное богатство.

Какие средства воспитания и развития музыкально-эстетических ценностей существуют?

Воспитание и умение научить чувствовать красоту – это сложная задача, которая потребует неимоверных усилий, терпения и работы. Уже с первых лет жизни мы неосознанно формируем эстетическое восприятие малыша. Немаловажное значение имеет гармоничная обстановка в помещении, удобство и уют в комнате малыша, стиль декорирования пространства, наличие предметов искусства. В памяти малыша сохраняются первые впечатления и визуальные картинки, воспринятые зрением или осязанием.

Оформление помещений детского сада также должно представлять эстетическую ценность. Это не только приятные, светлые тона стен, но и продуманный подбор предметов обихода, эргономичность пространства, художественная простота, наличие только необходимых вещей и грамотное расположение их в пространстве.

Обстановка в детском саду влияет на восприятие детей

Нужно помнить об охране жизни и здоровья малышей при оформлении помещений детского сада. В связи с этим следует уделить внимание:

  1. Целесообразности, практической оправданности обстановки;
  2. Чистоте, гигиене, простоте и красоте;
  3. Контрастирующим сочетаниям рядом располагающихся объектов для того, чтобы ребенок зрительно смог быстро найти необходимую вещь и для обеспечения красочной атмосферы. Например, возле аквариума лучше расположить цветы ярко-желтых оттенков, а не бледно-синих;
  4. Объединение всех элементов быта и декора в единый ансамбль.

Приветствуется и рекомендуется присутствие в интерьере комнат таких декоративных элементов, как картины, эстампы и предметы прикладного искусства. Это не только доставляет художественно-эстетическое наслаждение, но и мотивирует дошкольников на самостоятельный труд, собственноручное изготовление поделок, написание картин.

Картина для детской комнаты должны соответствовать возрасту

Картины лучше выбирать те, которые доступны пониманию ребят. Это могут быть красочные натюрморты, изображения животных и птиц, сказочные персонажи или сюжеты из жизни людей, их труд.

Дети средних и старших групп проявляют большой интерес к пейзажам. Существуют замечательные репродукции знаменитых художников – Левитана, Шишкина, Васнецова, Серова, Саврасова и Кончаловского. Не рекомендуется и излишне загружать пространство картинами, дабы не уменьшить к ним интерес. В каждой комнате лучше располагать не более трех картин. Периодически их следует менять в зависимости от времени года, тематики предстоящего урока или беседы, перед чтением повести. Народное прикладное искусство должно занимать важное место в оформлении интерьера. Он дополняется хохломой, изделиями из керамики и другими предметами.

Важно не только украсить помещение, но и научить детей ценить уют и соблюдать чистоту.

Эстетика дома выражается в красоте и чистоте

Чистое, хорошо убранное помещение становится красивым, здесь приятно находиться – это должны понимать дети дошкольного возраста. Со временем они привыкают самостоятельно справляться с этими трудностями. Вначале им понадобиться помощь старших, затем их напоминание, ну, а вскоре они будут убирать за собой без внешних призывов и замечаний. Замечательно, если воспитатель будет поощрять любую инициативу дошкольников украсить помещение, привнести в него уют и комфорт. Также огромное значение имеет пример поведения воспитателя и родителей.

Еще одним помощником в воспитании художественно-эстетического вкуса дошкольников является родная природа. Задача воспитателя увидеть и показать детям капли росы на листьях травы или на паутинке, интересное переплетение трав или яркие краски заката… Художественные произведения о природе окажут неоценимую помощь в описании красоты и очарования природы. Важно уметь использовать воспитателю все, доступные для понимания дошкольников, материалы.

Ребенок должен понимать красоту окружающей природы

Целенаправленные экскурсии, ознакомляющие дошкольников с трудом строителей, моряков, врачей и других рабочих, учат их уважать чужой труд, быть внимательным к коллеге, действовать смело и дружно. Накопленный опыт отражается в играх, расширяет их кругозор, заставляет мыслить, замечать детали и обобщать.

Архитектурные сооружения, улицы, здания также представляют собой объект нравственного и художественно-эстетического воспитания детей. Первое знакомство с красотой домов и построек происходит непосредственно в здании детского сада. Во время прогулок вниманию малышей предоставляется улица со всеми ее достопримечательностями. Важно отмечать некоторые детали и особенности построек, обращать внимание на отдельные формы и линии, подчеркивать их целесообразность и гармоничное сочетание с другими предметами пейзажа.

Окружающее пространство также формирует вкус ребенка

Искусство – это неисчерпаемое средство, способствующее художественно эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста. Оно учить ценить и любить родной край, быть честным, добрым, отзывчивым и мужественным.

В произведениях искусства отражены героические поступки людей, их переживания и волнения.

Духовное обогащение детей происходит в результате знакомства с шедеврами знаменитых мастеров. Им доступны музыка и литература, скульптура и живопись, кино и театр.

Сегодня дети имеют много возможностей развиваться в этетическом плане

Каждый из видов своеобразно влияет на чувственное восприятие ребенка и его мировоззрение. Детская литература немыслима без великолепных сказок А. С. Пушкина, которые представляют собой полноценную детскую поэму. Музыкально эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста уделяется немало внимания. Большой вклад в пополнение музыкально неоценимой коллекции детской музыки внес П. И. Чайковский. Различные оттенки чувств, выраженные в звуках, не всегда можно выразить в словах. Музыкально-художественное воспитание учит дошкольников быть восприимчивее и отзывчивее.

Праздники, организованные в детском саду, оказывают неизгладимое впечатление на дошкольников. Они сохраняются в их памяти надолго и являются важным средством воспитания. Одним из наиважнейших условий является правильный подбор произведений, которые должны быть не только доступными для понимания, но и высокохудожественными. Музыкально-литературный материал усложняется в зависимости от возрастной группы, это обуславливает развитие дошкольников.

Такой праздник в детском саду не забудется никогда

Воспитание музыкально-художественного дошкольного творческого восприятия ребенка – это задача детского сада, но немаловажна и роль семьи.

Взаимодействие воспитателя и родителей гарантирует полноценное развитие способностей ребенка и решение задач эстетического воспитания. Не каждый ребенок станет музыкантом, писателем или художником, но полученные знания создадут условия для воспитания полноценного гражданина своей страны, примерного семьянина и нравственно сформированного человека.

Нравственное воспитание молодежи начинается с уровня культуры родителей

Добавить комментарий Отменить ответ

Следите за нами:

  • Эвелина к записи Православная молитва чтобы урегулировать хороший сон ребёнка
  • Чика к записи Ребенок ворует деньги у родителей – советы психолога, что делать
  • илья к записи Психологические особенности детей в подростковом возрасте
  • Дмитрий к записи Психологические особенности детей в подростковом возрасте
  • Гость к записи Психологические особенности детей в подростковом возрасте

Раз в неделю мы отправляем дайджест с популярными статьями.

Воспитание детей © 2016. Все права защищены

Эстетическое воспитание дошкольников

Отечественные и зарубежные исследователи ус­тановили, что дети рано воспринимают красоту игруш­ки, природы, музыки. Они могут восхищаться красо­той цветов или изображения сказочных героев в детской книге. Во всех исследованиях подтверждается идея чувственного восприятия детьми окружающей действительности.

Эстетическое развитие и воспитание дошкольников нельзя себе представить без целенаправленной и систематической работы всего педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения без создания в учреждении, в группе эстетической педа­гогической среды.

Дети с большим удовольствием участвуют в укра­шении своей групповой комнаты, устраивают выстав­ки поделок из природного материала, своих рисунков.

Успех эстетического развития и воспитания детей обязательно предполагает формирование эстетического отношения ко всему окружающему и умений ценить прекрасное в жизни.

В содержании воспитания и развития детей дошкольного возраста эстетическому воспитанию детей различ­ных возрастных групп отводится одно из ведущих мест. В современных программах для дошкольных образова­тельных учреждений это направление воспитания имеет разные названия – эстетическое развитие; ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки; изобразительная деятельность; раз­витие музыкальности. В целом все эти направления ра­боты с детьми направлены на эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста.

Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая разви­тию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического от­ношения ко всему, что нас окружает.

Для эстетического развития личности ребенка ог­ромное значение имеют разнообразные художествен­ные деятельности – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, игровая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстети­ческого вкуса и способностей.

Эстетическое воспитание дошкольников осуществ­ляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образо­вательной работой дошкольного учреждения.

В процессе эстетического развития и воспитания детей важную роль играет развитие художественно­го творчества дошкольников на каждом возрастном этапе. Деятельность педагогов по развитию художе­ственного творчества детей рассматривается как органическая часть общей педагогической работы. Детское творчество связано с жизнью, и эта связь обогащает содержание детской художественной де­ятельности.

Всеобщность эстетического воспитания и занятий с детьми художественным творчеством выражается в том, что эстетическим воспитанием и художественной дея­тельностью охватываются все дети без исключения. Это не означает, конечно, что не надо дифференцировать детей, выделять одаренных и дополнительно проводить занятия с детьми, проявляющими повышенный интерес, например, к изобразительной деятельности. Также сле­дует выделять детей, испытывающих затруднения в овладении той или иной деятельностью. Индивидуаль­ный подход в эстетическом воспитании связан с выяв­лением индивидуальных различий детей и определе­нием оптимальных путей развития творческих способностей каждого ребенка.

Работа по эстетическому воспитанию осуществля­ется в течение всего дня, начиная с прихода детей в детский сад. Принимая детей в группу, воспитателю следует спрашивать ребят о том, что они видели по до­роге в детский сад, предложить описать виденное, под­черкнуть, что особенно понравилось. В группе можно расспросить детей и об их любимых сказках, стихах, если будет подходящая ситуация. Часто воспитатели сами начинают день с рассказа детям, что красивое видели сами, какие цвета листьев на деревьях осенью их удивили.

Такое содержательное общение необходимо детям. Оно стимулирует у ребят желание видеть и замечать красоту в окружающей жизни. Каждый момент дет­ской жизни должен быть пронизан эстетикой, поэтому важно создать педагогическую эстетическую среду, чтобы детей окружала красота. Дети сами должны участвовать в создании красоты в детском саду – ухаживать за цветами, красиво расставлять игрушки в группе, готовить рисунки в подарок родителям и т. п.

Чтобы решать задачи эстетического развития и воспитания детей, педагог должен знать, что такое творчество вообще и какова специфика детского твор­чества. Это позволит ему тонко и тактично поддержи­вать детскую инициативу, обучать детей творчеству, именно обучать, так как само по себе творчество мо­жет развиваться лишь у отдельных индивидов.

Творчество есть деятельность, направленная на создание общественно значимого продукта, оказываю­щего влияние на преобразование окружающей среды.

Результат творчества взрослых – новый продукт, имеющий социальное значение и обеспечивающий движение общества. Ребенок новый для общества про­дукт не создает. Значение его творчества ограничива­ется созданием нового для себя, и этим определяется значение творчества для формирования личности. Но есть и объективное значение детского творчества – общество заинтересовано в творческом развитии каж­дого.

Характеризуя творчество детей, известный дидакт И.Я. Лернер выделил следующие черты творческой деятельности:

1. самостоятельный перенос ранее усвоенных зна­ний в новую ситуацию;

2. видение новой функции предмета (объекта);

3. видение проблемы в стандартной ситуации;

4. комбинирование ранее известных способов дея­тельности в новый.

Творчество невозможно без усвоения определенных знаний и овладения навыками и умениями. Для малыша творческое начало в создании изображения может про­являться в изменении величины предмета, его цветовой гаммы. Проявлением творчества детей дошкольного возраста можно считать и дополнения изображения какими-то деталями. Творческий подход к изображению может выразиться в изменении цвета – рядом с крас­ным яблоком ребенок изображает зеленое, желтое. Дети могут вносить различные дополнения, связанные с оп­ределенной темой. Они дополняют рисунок еще рядом объектов, а иногда пытаются показать, что птица поет, а ребенок плачет и т. п.

Важный стимул развития детского творчества – положительное отношение взрослых к инициативе и творчеству детей. Поэтому необходимо отмечать и по­ощрять творческие находки детей, устраивать в груп­пе детского сада, в зале, вестибюле выставки продук­тов детского творчества.

Творческий характер деятельности требует созда­ния непринужденной обстановки: дети могут заниматься, сидя за столами, перед мольбертами или доской, должны иметь возможность подойти к книжному уголку, к полке с игрушками, чтобы рассмотреть игрушку, иллюстрацию и т. д.

На таких занятиях не нужно тре­бовать от детей полного ответа на вопрос воспитателя: беседа должна быть живой, непосредственной, ибо установление различных формальных требований на занятиях по изобразительной деятельности противоре­чит художественно-творческому характеру самой дея­тельности.

Весьма эффективным условием развития детского творчества является широкое включение в педагоги­ческий процесс игры, игровые ситуации, игровые приемы. Изобразительная деятельность своими корня­ми тесно связана с игрой. Поэтому, чем больше педа­гог опирается на игровые образы и ситуации, тем бо­лее личностно значимыми для детей становятся занятия рисованием, лепкой, аппликацией.

Неуместны замечания детям и отрицательные оцен­ки в процессе обсуждения предстоящего изображения и в момент его создания. Это отвлекает, снижает эмоци­онально-радостное настроение детей, нарушает атмос­феру сказочной таинственности. Поддерживать внима­ние можно включением игровых приемов, сказочных эпизодов, стихов, предложением придумать что-то но­вое, свое, загадочное.

Повышению интереса к занятиям и созданию ра­достной, творческой обстановки помогает и обществен­ная направленность занятий: детям нравится делать что-то, что может принести радость другим людям, – подготовить сюрприз, подарок, приглашение на детс­кий праздник, поздравительную открытку ко дню рождения, изготовить игры и игрушки для малышей, укра­шения к праздникам, атрибутов для игр и т.п.

Заинтересованное отношение к деятельности вызы­вает у детей возможность свободного выбора темы изоб­ражения, материалов цветового и композиционного решения темы. Созданию положительного настроя спо­собствует и уважительное, бережное отношение воспи­тателя к детскому творчеству и его продуктам, их широ­кое использование в жизни детского сада.

Целесообразно как можно чаще устраивать выставки детских работ, как в самом помещении детского сада, так и в учреждениях, где работают родители детей.

Заботясь о развитии художественного творчества детей, следует помнить, что любая художественная де­ятельность не терпит формализма и шаблона. Руковод­ство этой деятельностью требует творческого подхода к ней самого педагога. Творческое отношение воспитате­лей к руководству детским творчеством определяется знанием специфики той или иной художественной де­ятельности, ее образного эстетического характера, что не только допускает разнообразие и варианты заданий, образных решений, форм организации и не терпит су­хости, скуки, однообразия, которые часто, к сожалению, еще сопровождают занятия с детьми.

Подобные явления в руководстве художественной деятельностью возникают, как правило, либо от незна­ния специфики творчества, либо от ее игнорирования.

Особо следует остановиться на таком важнейшем средстве эстетического воспитания, каким является природа. Будучи средой обитания человека, природа заключает в себе огромные возможности разносторон­него воздействия на человека, на формирование его личности. И чем раньше будет осуществляться целенап­равленное общение ребенка с природой, тем более глу­бокий след оставит она в душе ребенка, оставляя его гуманистическую направленность и духовное развитие.

Восприятие природы, изменчивость ее объектов в зависимости от освещения, от времени года, от степе­ни зрелости и др. способствуют развитию воображе­ния детей, образного эстетического восприятия, фор­мированию образных представлений. Рассказывая о природе, воспитатель может подобрать яркие, поэти­ческие строчки из произведений поэтов и писателей. Особая роль в развитии эстетических чувств, представ­лений, воображения, эстетического вкуса принадлежит изобразительному искусству, в котором воплощены эти образы. Большого внимания в работе с дошкольниками заслуживает знакомство с произведениями художни­ков-иллюстраторов детских книг. Каждый художник изображает природу по-своему, в свойственной толь­ко ему манере, что обогащает эстетическое восприя­тие детей и их творчество.

Решение задач эстетического воспитания средства­ми природы не происходит само по себе, а требует целенаправленной деятельности педагога: при наблюдении за объектами и явлениями природы, при отражении полученных впечатлений в разных видах художествен­ной деятельности, и прежде всего в изобразительной (в рисовании, в лепке, аппликации).

В задачу ознакомления детей с природой входит знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней, с животным и растительным миром при смене времен года. Предло­жение воспитателя, педагога изобразить картины при­роды, животных, растений всегда встречает у детей положительный отклик. Создаваемые детьми изображе­ния на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний об объектах природы, обогащают детское творчество новыми образами, формируют ин­терес к природе и положительное отношение к ней.

Чтобы обеспечить успешное изображение детьми животных и тем самым доставить им радость от того, что им удалось необходимо организовывать восприятие детьми животных.

Они могут видеть животных и наблюдать за ними при посещении зоопарка, зверофер­мы, в цирке, на улице. Но живой объект находится в движении, что, с одной стороны, увлекает ребенка, а с другой – не всегда позволяет вынести из наблюдения точное представление о форме частей животного, их величине, местоположении. Поэтому для уточнения образа можно использовать игрушечных животных, их изображения на фотографиях, в иллюстрациях. Тогда дети смогут не только внимательно рассмотреть то, что потом предстоит изобразить в рисунке, аппликации. Научиться изображать животных для детей очень важ­но – это поможет им в дальнейшем создавать свои иллюстрации к сказке, рассказу.

Взаимосвязь изобразительной деятельности с оз­накомлением детей с природой обогащает и знания детей о природе и развитию творчества в самой изоб­разительной деятельности. И в процессе познания природы, и в процессе ее изображения у детей разви­ваются психические процессы, такие, как восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), воображение, эмоционально-положитель­ное отношение детей и к природе, и к изобразительной деятельности. Развиваются также внимание (по образ­ному выражению «ворота в мир познания») и память.

Чтобы полноценно и целенаправленно осуществ­лять эстетическое развитие и воспитание детей педа­гогу надо иметь представление о конечном результате, т. е. о том, что же должны приобрести дети в период посещения дошкольного учреждения. В целом ряде современных программ для дошкольных образователь­ных учреждений, особенно в программе «Истоки», да­ются показатели эстетического развития и воспитания по всем возрастным группам.

Все эти показатели можно разделить на опреде­ленные группы, связанные с направлениями эстети­ческого воспитания и с развитием общей культуры личности. Сюда относятся показатели в области эсте­тического восприятия искусства и действительности; в области художественно-творческой деятельности; в области изобразительного искусства и изобразитель­ной деятельности; в области музыки; в области архи­тектуры и конструирования.

Рассмотрим эти показатели.

В области эстетического восприятия искусства и действительности:

• видеть и отмечать красоту произведений искусст­ва (музыкального, изобразительного, литературы, архитектуры, разных видов народного искусства), окружающих предметов, природы, проявлять эмо­ционально положительное отношение к ним (вы­ражать чувство удовольствия, радости, выражать желание слушать и любоваться ими);

• знать имена и некоторые произведения 2 – 3 ком­позиторов, художников; знать фамилии нескольких детских писателей и некоторые их произведения;

• знать и использовать в своей творческой деятель­ности основные выразительные средства искус­ства: в музыке – ритм, темп, динамика; в изоб­разительном искусстве – линия, форма, цвет, композиция; в игре-драматизации – мимика, же­сты, движения, поза, голос;

• знать и называть произведения народного искус­ства: 2 – 3 народные песни, загадки, пословицы, по­говорки, потешки, сказки; 2 – 4 вида изделий на­родного декоративно-прикладного искусства (дымковские, филимоновские, городецкие, хохломские, гжельские).

В области художественно-творческой деятельности:

• у детей должен быть сформирован интерес к худо­жественно-творческой деятельности в одном или нескольких видах искусства, эмоционально положи­тельное отношение к предложениям педагога зани­маться изобразительной, музыкальной худо­жественно-речевой деятельностью, а также к пред­ложению рассматривать произведения изобрази­тельного искусства, народного декоративно-при­кладного, архитектуры; уметь слушать музыку и

• пересказывать произведения детской литературы и фольклора;

• у детей следует сформировать разнообразные уме­ния создавать собственные произведения в любом виде художественной деятельности;

• следует также сформировать желание и умение делать, что возможно, своими руками (игрушку в подарок другу, младшим братишкам и сестренкам, поздравительную открытку родителям, воспитате­лям, оформить праздник, изготовить дидактиче­скую или настольно-печатную игру и т. п.). К концу пребывания в дошкольном учреждении дети должны уметь эстетически оценивать результаты своей деятельности и деятельности сверстников, по возможности аргументировать эту оценку. Дети долж­ны стремиться к общению друг с другом по поводу и в процессе художественной деятельности.

Художественно-творческая деятельность детей различных возрастных групп соответствует потребно­стям детей и их целенаправленному развитию.

В области изобразительного искусства и изобра­зительной деятельности:

• знать имена 2 – 3 художников-живописцев и 1 – 2 картины каждого;

• знать имена 2 – 3 художников-иллюстраторов дет­ских книг;

• знать 3 – 5 видов изделий народного декаративно-прикладного искусства (дымковские, филимонов­ские, городецкие, хохломские, гжельские);

• знать основные формы – круг, квадрат, прямо­угольник, треугольник, овал; называть предметы такой формы;

• знать 7 цветов спектра и по 3 – 4 оттенка или раз­новидности цветов (например, красный, розовый, малиновый, бордовый, зеленый, салатовый, болот­ный);

• знать изобразительные материалы для рисования, для лепки, для работы с бумагой;

• уметь создавать изображения предметов разных форм, передавая пропорции и характерные дета­ли, по-своему выражая образ;

• уметь использовать различные средства вырази­тельности: линии разного характера, формы раз­ной величины и пропорции, цвет с его разновидно­стями и оттенками, композиционные средства;

• уметь пользоваться различными инструментами и материалами при создании изображений, ис­пользовать их выразительные средства при пере­даче предметного образа, декоративного или при­родного.

В начальный период обучения музыке:

• проявлять интерес к музыке, желание слушать музыку, петь спокойно, естественным голосом, отчетливо произносить слова, между короткими музыкальны­ми фразами брать дыхание. Петь с инструменталь­ным сопровождением и без него, прислушиваться к пению других, согласовывать свои действия с дру­гими;

• проявлять интерес к народным песням на своем родном языке;

• выделять выразительные средства музыки; разли­чать динамические оттенки музыки (громкая –ти­хая), высоту звука (высокий –низкий), ритм.

На уровне старшего дошкольного возраста:

• эмоционально положительно отзываться на музы­ку разного характера;

• проявлять творческую активность в пении, в дви­жении под музыку;

• различать веселую и грустную мелодии;

• интересоваться народной и классической музыкой;

• знать отечественных композиторов-классиков и зарубежных композиторов;

• проявлять желание слушать разную музыку и опре­делять ее характер (спокойная, грустная, веселая, торжественная, песенная, танцевальная, маршевая);

• уметь петь под музыку и без сопровождения, со­храняя темп, ритм музыкального произведения;

• знать ноты, как знаки, обозначающие звуки, пони­мать взаимосвязь расположения нотных знаков на нотном стане с высотой звука;

• уметь исполнять несложные мелодии на детских музыкальных инструментах.

В области архитектуры и конструирования:

• знать и определять архитектуру как вид искусства, как часть духовной культуры общества;

• понимать в чем сущность профессии архитектора;

• понимать зависимость внешнего вида здания от его назначения;

• называть свойства архитектурных сооружений: польза, прочность, красота; видеть красоту архи­тектурных сооружений;

• выделять среду, в которую включено здание, назы­вать ее составляющие;

• проявлять интерес к изготовлению разных поде­лок из бумаги и других материалов;

• проявлять стремление украшать созданные изделия;

• стремиться к творчеству при конструировании изделий.

Задания для самостоятельной работы

1.Раскройте направления воспитательной работы с детьми дошкольного возраста.

2. Дайте характеристику принципов воспитания.

3. В чем заключаются противоречия процесса воспи­тания ?

4. Раскройте личностно-ориентированную модель воспитания.

5. Социальное воспитание детей в детском саду и его основное содержание.

6. Особенности умственного воспитания и развития дошкольника.

7. Задачи эстетического воспитания.

8. Раскройте роль искусства в эстетическом разви­тии и воспитании ребенка.

9. Роль природы в эстетическом воспитании дошколь­ника.

10. Объясните, что такое творчество.

11. Приведите примеры эффективности работы вос­питателя по эстетическому воспитанию детей.

Как привить художественно-эстетическое восприятие детям
Проблема эстетического воспитания дошкольников входит в ряд ключевых направлений современной педагогики, призванной раскрыть в них творческие наклонности и привить чувство понимания красоты.
http://rebenokrazvit.ru/deti-doshkolnogo-vozrasta/razvitie-tvorcheskix-sposobnostej/kak-privit-xudozhestvenno-esteticheskoe-vospriyatie-detyam.html
Основы эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста
Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста — принципы, направления, методы, средства. Дети и искусство
http://detki.guru/vospitanie/doshkolniki/esteticheskoye-vospitaniye.html
Эстетическое воспитание дошкольников
Эстетическое воспитание дошкольников Отечественные и зарубежные исследователи ус­тановили, что дети рано воспринимают красоту игруш­ки, природы, музыки. Они могут восхищаться красо­той цветов
http://doshkolnuk.com/esteticheskoe-vospitanie