Эстетическое развитие детей

РАННЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Эстетическое развитие детей дошкольного возраста как обязательный аспект развития каждого ребенка, а не только отдельных одаренных детей, является аксиомой современного взгляда научной мысли и педагогической практики дошкольного воспитания детей. Музыкально — художественное развитие детей дошкольного возраста – особенно важное направление педагогики, требующее приоритетного внимания.

Отделение раннего эстетического развития для дошкольников в ДМШ было открыто в 1993 году. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 урока, продолжительностью 30 минут.

Учащиеся получают уроки музыки, ритмики, рисования, азбуки театра и живой родник.

На отделении работают опытные педагоги, любящие детей и умеющие найти индивидуальный подход к каждому ребёнку: Попова Л.Ю.(живой родник), Орлова Т.Ю. (рисование), Юрченко Ф.Ш. (музыка), Кузнецова О.Б. (ритмика, театр), концертмейстер Волохова Е.Г.

Обучение в группах раннего эстетического образования ставит перед собой следующие цели и задачи:

  • обогащение духовного мира ребёнка;
  • приобщение к лучшим образцам мировой художественной культуры;
  • развитие общих и специальных способностей дошкольника, овладение навыками учебной деятельности;
  • формирование художественно-образного мышления детей, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса и потребности в эмоциональной отзывчивости на прекрасное.

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Именно в этот период начинается приобщение к культуре и общечеловеческим ценностям. Группы раннего эстетического развития детей дошкольного возраста являются важным средством воспитания и обучения дошкольников, дают возможность органического вхождения ребёнка в современный мир через широкое взаимодействие с различными сферами культуры и искусства. Занятия в группах эстетического развития развивают раннюю мотивацию детей к обучению, эффективно раскрывают творческие способности ребёнка, приучают к активной творческой деятельности.

В процессе обучения решаются индивидуальные психологические проблемы детей. Дети замкнутые, закрытые, застенчивые становятся более общительными, эмоциональными, раскрепощёнными. Возбудимые, излишне подвижные – более эмоционально спокойными, сдержанными. Дети приобретают способность воспринимать и выполнять задания, контролировать и переключать внимание, наблюдать и фантазировать. Важно и то, что дети регулярно выступают на праздничных концертах отделения, тем самым, реализуя своё естественное желание быть услышанными, замеченными. Такие концерты привносят в процесс обучения интерес и радость не только детям, но и родителям. Обучение на отделении раннего эстетического развития подготавливает ребёнка к общеобразовательной школе.

Эстетическое развитие детей дошкольного возраста как обязательный аспект развития каждого ребенка, а не только отдельных одаренных детей, является аксиомой современного взгляда научной мысли и педагогической практики дошкольного воспитания детей.

Музыкально — художественное развитие детей дошкольного возраста – особенно важное направление педагогики, требующее приоритетного внимания.

Более 10 лет в ДШИ «ЭТЮД» существует отделение раннего эстетического развития и уже накопила положительные результаты в области художественно-творческой деятельности, основывающейся на освоении дошкольниками первоэлементов (“азбуки”) языка искусств.

Сегодня преподаватели отделения раннего эстетического развития — это команда высококвалифицированных с большим опытом работы с детьми специалистов.

  • Плишкина Елена Павловна — руководитель группы «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК», преодаватель высшей квалификационной категории;
  • Орестова Елена Львовна — руководитель группы «ЛАДУШКИ», преподаватель первой квалификационной категории;
  • Ворошко Надежда Анатольевна — преподаватель первой категории;
  • Солодовникова Татьяна Владимировна – преподаватель высшей категории;

Педагоги работают с детьми по авторским программам , проводят интересную внеклассную работу с детьми и их родителями, ставят с малышами интересные и увлекательные спектакли.

За последние годы сложилась практика обязательного участия малышей в отчетных концертах школы. Кроме того дети выступают на площадках детских садов,ежегодно учавствуют в городских конкурсах – фестивалях, где занимают призовые места.

В программе обучения на отделении раннего эстетического развития углублённое изучение предметов: музыка, ритмика, основы изобразительного искусства, танец, логоритмика, оркестр, хор.

Одной из важных особенностей обучения на отделении раннего эстетического развития является то, что ребёнок занимается сразу несколькими видами искусств. Это даёт возможность выявить ту область, в которой он сможет в дальнейшем наиболее полно раскрыть себя, а так же в процессе обучения по разным направлениям происходит развитие самых разнообразных способностей.

На уроках музыки ребёнок познаёт звучащий мир. У него развивается чувство ритма и звуковысотных ощущений. Ребёнок учится владеть своим голосом. Пение благотворно воздействует на дыхательную систему детского организма.

На уроках танца ребёнок учится передавать особенности характера музыки посредством выразительного движения.Кроме этого эти занятия служат задачам физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения, вырабатывают правильную осанку, координацию движений. Движения под музыку способствуют развитию межполушарных взаимодействий головного мозга.

На занятиях изобразительного искусства у детей развивается чувство цвета, формы, пространства, образное мышление, мелкая моторика пальцев рук, тактильные ощущения кончиков пальцев развивают мышление.

В процессе обучения решаются индивидуальные психологические проблемы детей. Дети замкнутые, закрытые, застенчивые становятся более общительными, эмоциональными, раскрепощёнными. Возбудимые, излишне подвижные – более эмоционально спокойными, сдержанными. Дети приобретают способность воспринимать и выполнять задания, контролировать и переключать внимание, наблюдать и фантазировать.

Важно и то, что дети регулярно выступают на праздничных концертах отделения, тем самым, реализуя своё естественное желание быть услышанными, замеченными. Такие концерты привносят в процесс обучения интерес и радость не только детям, но и родителям. Обучение на отделении раннего эстетического развития подготавливает ребёнка к общеобразовательной школе.

Отделение раннего эстетического развития для дошкольников при Детской музыкальной школе №1 существует с 2001 года. В течение 10 лет отделение успешно развивается. На отделение раннего эстетического развития обучаются дети 3-5 лет. На уроках музыки и ритмики, рисования и лепки, развития речи и математики , азбуки театра дети получают возможность приобщаться к миру искусства и развивать свои творческие и интеллектуальные способности, познавать окружающий мир и расширять кругозор.

Менялись за эти годы преподаватели, формы работы, но цели и задачи оставались неизменными. Одной из первых, кто начинал музыкальные занятия с детьми дошкольного возраста, была Орленко Т.Я. Именно с её «Школы юного музыканта» и получило путёвку в жизнь отделение раннего эстетического развития для дошкольников. Сегодня с детьми от трех до пяти лет работают талантливые, терпеливые, профессиональные преподаватели Гордеева Н.Н., Прозорова Е.В., Сергунина Э В. и концертмейстер Мелентьева И.И. В процессе обучения малыши гармонично развиваются, получают элементарные теоретические и практические навыки на музыкальных занятиях, учатся петь, рисовать, лепить, овладевают ритмикой и искусством движения, постигают азы сценического и актёрского мастерства, считать, правильно говорить, логически мыслить. Начальные знания музыкальной грамоты, слушание музыки, хоровое пение — все это помогает детям в учебе.

Обучение «до школы» позволяет заинтересовать ребенка, развивает его музыкальные способности, раскрывает индивидуальность каждого. Как нельзя лучше уроки ритмики вырабатывают в детях опыт движения под музыку и предоставляют возможность реализовать себя в танце. Известно, что занятия рисованием и лепкой рекомендованы детям для развития мелкой моторики, способствуют улучшению мировосприятия и общей психологической картины. А уроки развития речи и математики помогают малышам расширять словарный запас, считать и решать логические задачи.

Свои творческие успехи, учащиеся отделения раннего эстетического развития демонстрируют на концертах и утренниках, которые проходят с неизменным успехом в нашей школе. За эти годы малыши представили на суд публики музыкальные мини-спектакли «Сказка о глупом мышонке», «Муха-цокотуха», «Уроки вежливости», «Здравствуй, гостья Зима», «Осенины» и многие другие.

Первые успешные шаги детей отмечены в Городском конкурсе поделок из природных материалов (2 место).

Занятия в отделении раннего эстетического развития помогают малышам не только приобщиться к миру прекрасного, но и выбрать каждому свой путь во «взрослое» искусство. Ведь неспроста практически каждый выпускник отделения «Раннего эстетического развития детей» поступает в первый класс нашей школы.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое «ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» в других словарях:

Эстетическое развитие — развитие способности воспринимать эстетические аспекты происходящего и создавать их самому (красивое, безобразное, торжественное, величавое, гармоничное и т.д.) Дети, отмечает К.Чуковский, любят музыку, петь, танцевать, декламировать,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — процесс формирования и обогащения способности к образно художественному восприятию жизни и эмоционально психологического отношения к ней; необходимое дополнение к учебной деятельности, развивающей рационально логическое мышление. Предполагает… … Профессиональное образование. Словарь

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Эстетическое воспитание… … Профессиональное образование. Словарь

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — в самом общем смысле формирование восприимчивости человека к иск ву и прекрасному, существующему в творениях человека и в природе. Иск во понимается при этом как нечто уже созданное и воспринимаемое в его данности. В разные эпохи подчеркивалось… … Философская энциклопедия

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. В процессе Э. в. вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном… … Эстетика: Словарь

Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей.… … Большая советская энциклопедия

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — процесс формирования и развития эстетич. эмоционально чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Один из универсальных аспектов культуры личности, обеспечивающий её рост в соответствии с социальным и… … Российская педагогическая энциклопедия

Эстетическое воспитание — одно из направлений содержания воспитания подрастающего поколения. Оно заключается в развитии у учащихся эстетического восприятия окружающего мира и способностей создавать прекрасное. Оно основывается на эмоциях, чувствах и природном,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Эстетическое воспитание — (греч. aisthētēs чувствующий, воспринимающий) формирование и развитие у человека способности воспринимать произведения искусства и эстетические свойства явлений действительности, т. е. умения оценивать их как прекрасные или безобразные,… … Научный коммунизм: Словарь

РАЗВИТИЕ — закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство. В противоположность «творению», появлению из ничего, понятие «развитие» употребляется для обозначения поступательного движения, перехода из одного состояния к другому; отличают … Профессиональное образование. Словарь

Эстетическое развитие детей

В сфере художественно эстетического развития детей педагогическая работа ведется по следующим направлениям:

• развитие у детей эстетического отношения к окружающему миру;

• приобщение их к изобразительным видам деятельности;

• музыкальное развитие детей;

• приобщение к театрализованной деятельности.

Взрослый призван помогать ему открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать к доступным видам художественно-эстетической деятельности как в повседневном общении взрослых с детьми, так и в специальных играх-занятиях.

Роль взрослого в развитии эстетического отношения ребенка к окружающей действительности заключается не только в том, чтобы привлекать внимание ребенка к красивым вещам, явлениям природы, произведениям искусства, но и включать его в процесс сопереживания по поводу воспринятого. Конечно, взрослый должен сам уметь испытывать и выражать эстетические эмоции, откликаться на чувства малыша.

Эстетическое развитие дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя

Тип: дипломная работа

Итак, эстетическое развитие — это процесс, позволяющий воспитаннику научиться самому создавать прекрасное и почувствовать постоянную потребность творчества в любом виде деятельности. Сочетание эстетической деятельности (видеть, воспринимать прекрасное) и художественной (создавать красоту) обеспечивает успех эстетического развития.

Занятия изобразительной деятельностью нам представляются важным (необходимым) условием эстетического развития дошкольников. Следовательно, для успешного эстетического развития ребенка дошкольника необходимо разработать систему специально организованных занятий на основе использования искусства. Основополагающим является точка зрения современной педагогической науки о диалектической взаимосвязи обучения и развития личности: вне обучения не может быть полноценного развития.

Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него.

Искусство выступает как средство воспитания чувств, несет духовные ценности, представленные в художественных символах и ярких эмоциональных образах. Оно как образная модель жизнедеятельности, дает возможность ребенку осуществлять освоение мира. Многообразие и целостность мира наиболее полно представлены в различных видах искусств, в их взаимосвязи.

В концепции непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) определено содержание художественно-эстетического развития ребенка. Отмечается, что в дошкольном возрасте развивается интерес к эстетической стороне действительности, потребность в творческом самовыражении. Ребенок знакомится с различными видами и жанрами искусства. Для успешного художественно- эстетического развития необходимо создание следующих условий:

  • обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;
  • организация художественной деятельности, адекватной возрасту;
  • предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжета, материалов и средств воплощения художественного замысла;
  • поддержка детской непосредственности, поощрение, стимуляция фантазии и воображения ребенка.

Эстетически развитого ребенка характеризует гибкая творческая активность, богатое воображение, яркое видение мира, способность легко и адекватно ориентироваться в решении теоретических и практических задач, умение сочувствовать другому человеку, тенденция переноса эстетических и нравственных идеалов во все сферы жизни.

Осуществление эстетического развития дошкольников возможно различными средствами, одним из которых является природа. Богатство постоянно меняющихся красок, форм, звуков в природе, их повторяемость и сочетания способны вызвать у детей ощущения, в большинстве случаев связанные с радостными переживаниями.

Как у взрослого, у ребенка процесс познания происходит при участии всех анализаторов, в процессе различного рода деятельности. Процесс познания через зрительное восприятие является лишь незначительной частью всего процесса познания ребенком действительности. Исходя из данных утверждений, мы строим наше исследование на основе использования природы в педагогическом процессе ДОУ как средства эстетического развития старших дошкольников.

1.3. Роль природы в эстетическом развитии ребенка

Трудно представить себе эстетическое развитие детей без привлечения в помощники воспитателю природы — этого самого естественного источника красоты. Природа — не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа — источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего»[7, с. 23]. Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности.

Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, :-: еисчерпаемому

источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей. Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека.

В.Г. Белинский считал природу «вечным образцом искусства». Композитор П.И. Чайковский, высоко ценя искусство в жизни человека, писал: Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства». Многоголосое звучание земли русской нашло отражение в творчестве талантливых русских композиторов С.В. Рахманинова, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского и других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах И.И. Левитан, И.И. Шишкин, И. Грабарь, М. Сарьян, С. Герасимов и другие.

Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа является источником вдохновения искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее. Поэтому великие художники — всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.

Уровень экономического развития общества, общественные отношения людей отложили значительный отпечаток на восприятие природы. В отдельные эпохи это восприятие выражало эстетический интерес людей к природе или, наоборот, прекрасное воспринималось искаженно. В античный период древние греки рассматривали прекрасное как гармонию, разлитую в природе. Естественный порядок в природе считался всеобщим эстетическим свойством ее.

По мнению Л.В. Компанцевой. в эстетическом развитии дошкольников средствами природы большая роль принадлежит педагогическому коллективу ДОУ. Перед ними стоит задача — последовательно, систематически, целенаправленно развивать и совершенствовать эстетические вкусы детей.

Работа по развитию детского изобразительного творчества в рисовании природы должна строиться в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду, которые нацеливают на формирование у каждого ребенка, начиная с четырех лет, нравственно-эстетических чувств при встрече с прекрасным в природе и искусстве и, в частности, при знакомстве с поэзией и пейзажами.

Программа ставит задачу развития поэтического слуха и эстетического восприятия дошкольников, умения различать и понимать своеобразие использования тех или иных художественных средств произведений искусства.

Одной из форм систематической работы по эстетическому воспитанию являются занятия сюжетно-тематическим рисованием, основная цель которых — развитие умственной активности и творческого воображения детей. Эти занятия включают и рисование на темы литературных произведений о природе. Воспитатель учит детей воспроизводить увиденное, услышанное, т. е. известное содержание в новой трактовке. Без помощи взрослого дети часто затрудняются определить художественные средства, которые поэт использует при описании природы, или не уделяют им должного внимания, что, в свою очередь, ведет к невыразительности образов. Иногда дети, наоборот, чувствуют и понимают, что и как хотел показать поэт, но у них нет достаточного опыта или ориентировки в передаче впечатлений в своем рисунке, часто они просто плохо владеют способами изображения описанных в стихотворении картин природы.

Для развития эстетического восприятия и детского творчества Л.В. Компанцева, предлагает использовать такие методы работы:

-наблюдение явлений и объектов природы, описанных в поэтическом произведении; -беседа о поэтических образах;

-рассматривание соответствующих иллюстраций и картин о природе; -показ некоторых приемов изображения;

-анализ рисунков, выявляющий степень творчества ребенка при передаче поэтического образа [10, с. 65].

Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие

на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный — ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой — ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка — все это прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить — сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание — это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка — запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца [10, с. 19].

К.Д. Ушинский писал, что ребенок мыслит формами, красками, звуками. Развивать наблюдательность у детей — вот задача, которая встает перед воспитателями: сочетание метода наблюдения с методом активных действий во время работы на опытном участке.

В работе по эстетическому развитию детей средствами природы воспитатель должен хорошо знать особенности этого возраста. В старшем дошкольном возрасте у детей наблюдается большое стремление к самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все открыть сами. Этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Но ее направление по отношению к природе может быть различным: одни из них разоряют гнезда, стреляют из рогаток в птиц, а другие — разводят рыб, ухаживают за голубями.

Организуя деятельность ребенка, нужно дать ему опору в соответствующей потребности, побудить к нужной мотивации и привлечь к определенной цели. Потребности, мотивы и цели — основа наших отношений и наших чувств.

Анализ теоретической и методической литературы по проблеме эстетического развития дошкольников средствами природы позволяет сделать следующие выводы:

  1. Эстетическое развитие — формирование в человеке эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты.
  2. Природа — один из важных факторов эстетического развития личности.
  3. В основе методики эстетического развития должна лежать совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию красоты окружающего мира.
  4. Эстетическая установка доминирует в детской душе. Детство заполнено играми, психология которых близка психологии эстетической жизни. Итак, отражение поэтических образов в рисунках доступно детям

дошкольного возраста; оно имеет большое значение для их нравственно- эстетического воспитания, для развития творческих Способностей, для подготовки их к успешному обучению в школе. Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребенка, а выработанное к ним эмоционально- творческое отношение способствует воспитанию лучших человеческих чувств: внимательному и бережному отношению к каждому растению, любви к родной природе, к родному краю, к Родине. С детства, научившись понимать природу, ценить ее красоту и разнообразие, узнавать ее в поэтическом описании, ребенок и в более старшем возрасте будет испытывать на себе ее благотворное влияние.

Источники:
РАННЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
Эстетическое развитие детей дошкольного возраста как обязательный аспект развития каждого ребенка, а не только отдельных одаренных детей, является аксиомой современного взгляда научной мысли и
http://guldmsh.ru/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/%D0%BD%D0%B0%D1%88%D0%B8-%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%B5-%D1%8D%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 . Смотреть что такое «ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» в других словарях: Эстетическое
http://psychology.academic.ru/7296/%D0%AD%D0%A1%D0%A2%D0%95%D0%A2%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%9E%D0%95_%D0%A0%D0%90%D0%97%D0%92%D0%98%D0%A2%D0%98%D0%95
Эстетическое развитие детей
Profile-edu — этот ресурс посвЯщен образованию всех уровней. ‘айт содержит множество полезной информации о современной педагогике и психологии.
http://profile-edu.ru/xudozhestvenno-yesteticheskoe-razvitie-rebenka.html
Эстетическое развитие дошкольников
Автор: Пользователь скрыл имя Тип: дипломная работа Итак, эстетическое развитие — это процесс, позволяющий воспитаннику научиться самому создавать прекрасное и почувствовать постоянную
http://student.zoomru.ru/pedagog/jesteticheskoe-razvitie-doshkolnikov/29772.222019.s5.html

COMMENTS