Эмоциональное развитие ребенка

Развитие эмоциональной сферы ребенка

Мир, в котором мы живём, становится всё прагматичнее и жёстче. Каким он будет на закате 21 века? Какие ценности будут преобладать в обществе? Каким идеалам будут служить наши потомки? Каждый современный воспитатель и педагог задумывается об этом.

Ведь будущее закладывается уже сегодня. Его предстоит создавать нынешним воспитанникам детского сада и ученикам школы. С ними мы связываем наши лучшие помыслы и надежды. В связи с этим перед нами стоит задача – сформировать творческую личность, достойного гражданина нашей страны.

Наше предназначение в том, чтобы в детях, которых мы воспитываем, были заложены предпосылки гармоничной личности, чтобы в будущем им были свойственны такие качества, как духовность, умение видеть и творить красоту, стремление делать добро, гражданская ответственность.

Чтобы обеспечить эмоциональную включённость детей в процесс обучения, мы стараемся строить свои занятия в форме диалогового общения, давая детям возможность в полной мере проявить свои уже имеющиеся знания и выразить свои мысли и чувства в рисунке.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ развитие ребёнка является первоосновой всего его психического здоровья.

Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает определённый уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития их ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.

При благоприятных условиях жизни и воспитания у детей 3-6 лет во время игр, изобразительной и трудовой деятельности интенсивно развиваются сложные формы восприятия пространства и времени, нагляднообразного мышления, творческого воображения. В эти годы складываются и взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, предпочтения, интересы.

Если в данном возрасте эти процессы не будут надлежащим образом сформированы, восполнить такой недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным, что нанесёт существенный ущерб и обучению ребёнка в школе, и его дальнейшему развитию.

Развитие ребёнка представляет собой не механическую совокупность различного рода интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций, а сложное целостное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных уровней регуляции поведения и характеризующихся системным соподчинением мотивов деятельности ребёнка.

Развитие мотивов тесно связано с развитием эмоций. Эмоции играют определённую роль в реализации существующих и в формировании новых мотивов более высокого уровня, таких, как познавательный, альтруистический /бескорыстное служение другим людям, противоположность эгоизму/, нравственный, трудовой и т.д.

Педагогическое значение правильного понимания этой проблемы состоит в том, что эмоции играют большую роль в формировании у ребёнка способов и приёмов овладения деятельностью. Иначе говоря, эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения в узком смысле слова /как усвоения/, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребёнка, в развитии его мышления. Эту группу эмоций, сопровождающую познавательную деятельность и обеспечивающую эффективность процесса познания, называют ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ.

Однако, помимо интеллектуальных эмоций, исключительную роль в становлении личности ребёнка и формировании его активной жизненной позиции играют нравственные эмоции. Это эмоции, которые имеют первостепенное значение для воспитания в личности социально значимых черт: гуманности, отзывчивости, человечности.

Предпосылки для развития нравственных эмоций возникают уже в раннем детстве, когда младенец общается преимущественно с близкими людьми. С момента поступления ребёнка в детский сад начинается новый этап в его эмоциональном развитии. Мощным побудителем проявления нравственных эмоций становится детский коллектив, а также организованные воспитателем различные виды совместной со сверстниками деятельности. Огромное значение для развития личности имеет эмоционально-психологический климат той группы, где находится ребёнок.

Только систематическая работа по воспитанию у дошкольников нравственных эмоций может привести к формированию у них таких качеств и свойств, как доброта и отзывчивость, щедрость и гуманность, готовность пожертвовать личными выгодами для блага другого, при наличии которых ребёнок станет личностью.

Данные педагогики, детской психологии и возрастной физиологии свидетельствуют о том, что дошкольное воспитание и обучение играют решающую роль в физическом и духовном развитии человеческой личности. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент будущей гармонической личности ребёнка. Но громадные потенциальные возможности, таящиеся в природе каждого ребёнка, не проявляются сами собой, а требуют для своей реализации воспитательного воздействия.

В дошкольные годы закладываются основы здоровья и физического развития человека. Физически ослабленных детей, подверженных быстрому утомлению, эмоциональный тонус и настроение снижены. Это в свою очередь отрицательно влияет на характер умственной работоспособности детей. Правильно организованное физическое воспитание детей есть основа основ, оно создаёт хорошее самочувствие, “заряжает” ребёнка хорошим настроением и энергией.

Эффективность обучения /в узком смысле этого слова/ зависит в большей мере от того, как ребёнок эмоционально относится к обучающему, к предложенному им заданию, какие чувства вызывает у него сложившаяся ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи. Подобные эмоциональные проявления существенно влияют не только на уровень интеллектуального развития ребёнка, но и более широко на умственную активность и даже на творческие способности.

Поэтому, рассматривая уровень подготовленности ребёнка к школьному обучению, мы имеем в виду прежде всего его личностную готовность как единство его интеллектуальных качеств с активным эмоциональным отношением к окружающим.

Эмоциональное развитие ребёнка является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса воспитания и обучения, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Воспитание чувств ребёнка, начиная с первых лет его жизни, является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума. Ибо то, как будут усваиваться новые знания и умения и ради достижения каких целей они будут использоваться в дальнейшем, решающим образом зависит от характера отношения ребёнка к людям и к окружающей действительности.

Психологи указывают на то, что формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребёнком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определённых условиях становятся внутренним достоянием детской личности, содержанием побудительных мотивов его поведения. В результате такого усвоения ребёнок приобретает своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, он оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные. Решающую роль в этом играет включение дошкольника в содержательную, совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Она позволяет ему непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определённых норм и правил для достижения важных и интересных целей.

Итак, эмоции ребёнка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности.

К началу дошкольного возраста ребёнок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике, словах, движениях. Особо важное значение для маленького ребёнка имеет установление тёплых, ласковых отношений с воспитателем. Взрослый, который сумел завоевать симпатии дошкольника, легко добивается от него выполнения требований, подчинения нравственным нормам поведения. Для понимания детских эмоций воспитателю необходимо выявить источники их происхождения, лежащие в осмысленной деятельности ребёнка, под влиянием которой он начинает по-новому не только понимать, но и переживать этот мир.

Занятия и дидактические игры, обогащающие его новыми знаниями, заставляющими напрягать свой ум для решения какой-либо познавательной задачи, развивают у дошкольников интеллектуальные эмоции. Удивление при встрече с новым, неизвестным, любопытство и любознательность, уверенность или сомнения в своих суждениях, радость от найденного решения – все эти эмоции являются необходимой составной частью мыслительной деятельности.

Таким образом, внутреннее эмоциональное отношение ребёнка к окружающей действительности как бы вырастает из его практических взаимодействий с этой действительностью, и новые эмоции возникают и развиваются в процессе его чувственнопредметной деятельности. На протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Эмоции играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой они формируются. Ребёнок, достигший относительно высокого уровня эмоционального воображения, пытается прежде, чем приступить к решению задачи, предварительно проиграть в воображаемом плане различные варианты действия и предугадать их последствия для окружающих людей, а следовательно и для него самого.

В последние годы происходит реформирование системы образования, но, к сожалению, на фоне этих изменений явно недостаточно уделяется внимание развитию ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ребёнка, особенно по сравнению с интеллектуальным развитием. Однако, как справедливо в своё время указывали Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, лишь согласованное функционирование этих двух сфер, их единство способны обеспечить полноценное развитие ребёнка. Формирование “умных” эмоций, коррекция недостатков эмоционального воспитания должны рассматриваться в качестве одной из приоритетных задач воспитания.

Как уже было сказано выше в процессе роста ребёнка происходят изменения в его эмоциональной сфере, меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, развивается способность осознавать и контролировать свои эмоции. Но сама по себе эмоциональная сфера не может развиваться. Её необходимо развивать. Существенную роль в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников могут сыграть целенаправленные занятия. При их разработке должны учитываться составляющие эмоциональной характеристики ребёнка.

На занятиях, которые достаточно проводить раз в неделю, дети знакомятся с пятью эмоциями: РАДОСТЬЮ, ГОРЕМ, ГНЕВОМ, СТРАХОМ и УДИВЛЕНИЕМ.

На этих занятиях дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с культурным наследием человечества /литература, живопись, музыка/.

Цель:

  • обучать детей умению выражать своё настроение, чувствовать и определять эмоциональное состояние другого, изображать в рисунке различные эмоциональные состояния; учить рассказывать об изменениях выражения лица;
  • определять эмоциональный характер музыки, соотносить эмоции с характерами сказочных героев и героев литературных произведений.
  • Материалы и оборудование:

  • карточки с изображение детей с различными выражениями лица /грусть, радость, удивление, страх/;
  • пиктограммы: схематичное изображение лица с различными эмоциями,
  • куклы би-ба-бо,
  • аудиокассета с записью музыки /различные состояния
  • “Облака” А.Айвазова, “Улыбка” В.Шаинского/;
  • -заготовки из бумаги – белые облака;
  • фломастеры;
  • воздушные шары.
  • Методы и приёмы: слушание музыки, ответы на вопросы, чтение стихов, рисование.

    Воспитатель раздаёт детям наборы карточек с изображением детей в различных эмоциональных состояниях / грусть, радость, удивление, страх/ и предлагает выбрать и поставить на фланелеграф карточку, соответствующую настроению детей в данный момент.

    Воспитатель: “Ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие по волшебным странам с необычными названиями. Название каждой страны соответствует настроению людей, которые живут в них.

    Звучит мелодия таинственного характера.

    — Вот мы попали в первую страну. Вы слышите, какая звучит мелодия? Какой характер у этой музыки? /Ответы детей/.

    -Кажется, что сейчас что-то произойдёт, и мы с вами удивимся. Чему можно удивиться? Чему удивляетесь вы, ваши родители?

    -Как вы думаете, какие люди живут в этой стране?

    -Какое выражение лица у них? /Удивление/.

    -Выберите карточку с таким настроением / или пиктограмму/. А теперь посмотрите на кукол и выберите ту, которая соответствует данному настроению.

    Попробуйте изобразить это состояние, а потом описать, как изменилось лицо человека при удивлении /брови, глаза, рот/. /ответы детей/.

    -Правильно, глаза расширились, брови поднялись, приоткрылся рот. А вот как поэт выражает это состояние:

    В январе букет фиалок,

    Дед Мороза появленье

    Всем сулит нам УДИВЛЕНЬЕ!

    -Так как называется эта страна? Да, страна удивлений или Удивляндия.

    — Теперь мы отправимся в другую страну. Поехали! /Дети делают “поезд” и двигаются в путь./

    — Послушайте, какая музыка звучит теперь /Весёлая, жизнерадостная, светлая, праздничная/. Определите её характер.

    — Когда у вас бывает такое настроение?

    — Давайте определим, какие люди живут в этой стране?

    — У каких героев знакомых вам произведений может быть такое настроение?

    — Когда вы бывали в таком настроении?

    — Изобразите его. Подберите пиктограмму и куклу , соответствующих данному настроению.

    — Как вы думаете, какие цветы могут расти в этом городе?

    — Какое здесь время года?

    — Какие цвета красок вы бы использовали, рисуя такую страну? /Яркие, светлые/

    — Как вы думаете, радость – это когда…?

    -Как мы назовём эту страну?

    Послушайте, как поэт изобразил:

    От мороженого – сладость,

    Милой бабушки приезд.

    Вот такая в жизни РАДОСТЬ

    Никогда не надоест.

    Дети встают друг за другом и “поездом” едут дальше.

    — Из страны радости мы попадаем в другую страну. Какая же здесь звучит мелодия?

    -Какой у неё характер? /печальный, грустный/.

    — С каким настроением живут здесь люди?

    Выберите нужную пиктограмму, соответствующую куклу би-ба-бо.

    — Какие герои вам известны с таким настроением?

    — Когда у вас бывает такое настроение?

    — Какими красками можно изобразить его? /синяя, фиолетовая, чёрная/.

    — Изобразите сами такое настроение и опишите его. /Уголки рта опущены, глаза выражают тоску/.

    — Пытаетесь вы поделиться своим горем с родителями, друзьями?

    — Как мы назовём эту страну? /Горя, печали/.

    Я растила помидор,

    А туда забрался вор!

    У меня большое ГОРЕ:

    Червь завёлся в помидоре.

    — А вот и последняя страна, куда мы с вами отправляемся. Слышите?

    Звучит музыка /Вызывающая страх/.

    — Вам страшно? Попытайтесь изобразить это чувство.

    — Когда вы испытываете страх? /ответы детей/. Подберите пиктограмму и куклу. Опишите это состояние /Рот немного приоткрыт, глаза широко раскрыты, брови приподняты/.

    Если в комнате темно,

    Кто-то в двери – чебурах!

    Испытаешь сильный СТРАХ!

    — Как вы думаете, чего могут бояться жители этой страны?

    — Одежду какого цвета они носят?

    — Как можно назвать эту страну?

    — А теперь вернёмся в наш детский сад / “едут” /.

    А я на них смотрел.

    И два похожих облачка

    Найти я захотел.

    Я долго всматривался ввысь

    И даже щурил глаз,

    Всё вам поведаю сейчас.

    Смеётся надо мной.

    Зачем ты щуришь глазки так?

    Какой же ты смешной.

    Я тоже посмеялся с ним.

    Мне весело с тобой.

    И долго – долго облачку

    Махал я вслед рукой.

    Его от мамы ветерок

    Вдруг далеко унёс.

    И стало грустно-

    Грустно так, а вовсе не смешно.

    И кулаком громадным

    Сердито мне грозит.

    Ох, испугался я, друзья!

    Но ветер мне помог.

    Так дунул, что страшилище

    Над озером плывёт.

    И удивлённо облачко

    Ой, кто там в глади озера

    Такой мохнатый, мягенький?

    Летим, летим со мной!

    Так очень долго я играл.

    И вам хочу сказать,

    Что два похожих облачка

    Не смог я отыскать.

    — Ребята, какое облачко вам больше всего понравилось, такое и изобразите. На столах у вас различные материалы: фломастеры, пастель. Какими хотите, такими и рисуйте.

    Звучит музыка В.Шаинского “Облака” из мультфильма.

    По окончании работы все облака рассматриваются и определяют настроение.

    — Какое настроение вам больше всего нравится? Если ваше настроение изменилось, поменяйте карточку на фланелеграфе, которую поставили вначале занятия.

    Детям раздаются воздушные шары с нарисованными настроениями счастья.

    — Сегодня мы с вами учились определять настроение. Лучше всего, когда чело век весел, тогда он добр, приветлив. Всем хорошо рядом с таким человеком.

    ТАК ДАВАЙТЕ ДАРИТЬ УЛЫБКУ И ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ ОКРУЖАЮЩИМ НАС ЛЮДЯМ!

    Эмоциональное развитие ребенка

    Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм отражения сознанием реального мира.

    Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

    Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

    Формирование эмоций человека – важнейшее условие развития его как личности. Чрезвычайное разнообразие эмоций человека объясняется сложностью отношений между предметами его потребностей, конкретными условиями возникновения и деятельностью, направленной на их достижение. К классу эмоций относятся: настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека.

    Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

    Дошкольник в 4-5 лет — это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания, прежде всего, тесно связаны с отношениями в кругу близких.

    Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства.

    Эмоции играют важную роль и в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость от того, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.

    В дошкольном возрасте эмоциональный мир ребенка богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (радости, страха) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, ревнует и грустит. Так же усваивается язык таких чувств, как выражение оттенков переживаний при помощи взглядов, жестов, улыбок, движений, интонаций голоса.

    Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии — выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.

    Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

    Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий.

    1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками.

    Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессии в адрес ровесника. В групповых же соревнованиях главным стержнем служат интересы группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и количество негативных экспрессии снижается, ведь на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее заметны.

    2. При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия, чтения сказок) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыки). Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем, активно ему сопереживая. Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации поступил бы так же. Поэтому негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют.

    3. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности — в игре, насыщенной переживаниями.

    Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание.

    4. В процессе трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы.

    Важной особенностью эмоционального развития является тесная связанность с ситуацией непосредственного общения переживаний через призму непосредственных коммуникативных отношений.

    В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение. Обычно эмоции и чувства дошкольников сопровождаются выразительными движениями: мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Выразительные движения являются одним из средств общения. Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени — с речью.

    Одним из важнейших компонентов нравственного развития детей является развитие эмпатии как способности человека к сочувствию другим людям и сопереживанию с ними, к пониманию их состояний. Изучение эмоций ребенка играет большую роль в выявлении причин поведения ребенка, позволяет определить его отношение к миру.

    Эмоциональное развитие ребенка

    Развитие ребенка и эмоции, которые он испытывает с самого своего рождения, очень сильно взаимосвязаны. На основании хороших добрых эмоций развиваются память, речь, мышление, движения. Так же на основании простейших эмоций ребенок общается с окружающим миром и своими родителями.

    При этом важно помнить и знать, что ребенок будет нормально развиваться, двигаться и общаться только при наличии положительных эмоций. Для того чтобы ребенок развивался, так как нужно, необходимо правильно организовать его режим сна и бодрствования. Когда малыш не спит, с ним нужно разговаривать, играть в различные развивающие игры, то есть создать для ребенка благоприятные эмоциональные условия.

    Так что же такое эмоции? В настоящее время есть много определений, вот одно из них: эмоции – это психическое состояние, которое отражает отношение человека, к происходящему вокруг него, и себе лично. К эмоциям можно отнести то, что регулирует поведение человека.

    К примеру, страх и тревожное состояние, защищают человека от опасности; познавательная и интересная деятельность способствует приливу сил, позволяет получить удовольствие и наоборот — скука и разочарование заставляют человека отказаться от ненужной деятельности, позволяя, таким образом, экономить силы и время. Есть еще один момент положительных эмоций и эмоций человека вообще: положительные эмоции влияют на окружающих людей, тоже положительно, позволяя человеку комфортно чувствовать себя в окружении других людей.

    И соответственно наоборот, человека с плохими эмоциями в обществе не любят про таких говорят — энергетический вампир. Но не будем отдаляться от темы. Всем родителям понятно, что с ростом и развитием ребенка будет изменяться и его интеллектуальное, психическое и эмоциональное развитие. Ребенок, не только контролирует свои эмоции, у него меняются взгляды на происходящее вокруг.

    Помните, что положительное развитие эмоций у ребенка само собой происходить не будет. В наше время дети очень много времени проводят в Интернете, у телевизора вместо того, чтобы общаться со своими сверстниками. Взрослые в наше время очень заняты, у них свои заботы, и они (взрослые) даже не догадываются, что общение в большей степени обогащает эмоциональную сферу ребенка.

    Может быть, из-за этого дети стали менее отзывчивы к чувствам других людей. Помните, что очень важно направлять положительную энергию взрослых на эмоциональное развитие малышей. Маленькие детки воспринимают мир вокруг себя аффективно, от слова АФФЕКТ – страсть, душевное волнение. Это очень сильное психологическое состояние ребенка, которое быстро возникает и проявляется сильными и глубокими переживаниями, снижением самоконтроля и сужением сознания.

    Взрослые должны научить детей проявлять свои эмоции, для того чтобы эмоциональное развитие протекало нормально. Взрослым нужно понимать и подбирать виды и формы эмоционального воздействия. Эмоции не должны возникать, как буря, стихийно, а должны являться формой воспитания. Но есть и такие взрослые, которые не хотят, чтобы ребенок проявлял отрицательных чувств, иногда даже наказывают ребятишек за это. Так делать не нужно. Взрослым нужно понять причины частых смен настроения ребенка, или частых капризов. Частые капризы ребенка, это скорее неблагополучия в отношениях между детьми и взрослыми. Малыши воспринимают и познают мир, благодаря ярким образам, примерам и играм. На маленьких детей могут произвести порой очень неожиданные впечатления, те вещи, которые для взрослого вполне обычны, привычны и понятны.

    Поэтому самый действенный и быстрый способ повлиять на положительные эмоции – это игра. Можно предложить малышам поиграть, например, в такую игру: попросите вашего малыша улыбнуться, так если бы он увидел: как кот греется на солнце, как само солнце улыбается, как хитрая лиса крадется, как Буратино улыбается, как будто бы он увидел чудо. Можно попросить малыша нахмуриться, как осенняя туча, как злая волшебница, как рассерженный человек. Можно попросить малыша позлиться, как ребенок, у которого отняли мороженное, как малыш, которого стукнули. Если малыш совсем маленький, то можно сделать вот как: в журналах, газетах, старых книгах или интернете найти изображения людей, на лицах которых изображены какие-либо эмоции. Эти изображения нужно будет вклеить в тетрадь, и периодически рассматривать с малышом.

    Конечно, рассматривая картинки, нужно будет объяснять ребенку, что это за эмоции, и параллельно самому изображать подобные эмоции. Сначала малышу будет просто интересно наблюдать за тем, как вы будете изображать эти эмоции, но затем он сам без всякой просьбы будет изображать подобные эмоции. Несколько позже эту тетрадь с эмоциями можно будет использовать, как книгу эмоций. С этой книгой можно будет развивать воображение. Например, после того, как вы прочитаете ребенку стихи про бычка, который качается на дощечке, спросите, кто испугался за бычка, и ребенок без труда отыщет нужную картинку. Можно использовать аналогично книгу эмоций с другими стихами: К. Чуковский «Федорено горе», Л.Н. Толстой «Три медведя», С. Михалков «Три поросенка». Такие игры будут способствовать эмоциональному развитию ребенка.

    Психическое развитие ребенка

    Папа и новорожденный малыш или что должен знать отец после того как родится ребенок

    Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей

    Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей.

    Развитие эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста

    Стыд как страх осуждения надстраивается над врожденным страхом. Он формируется уже в возрасте 3—6 лет, являясь социальной формой страха. Существенно, что определяется он уже не физическими характеристиками ситуаций, а их социальным значением.

    Гнев в раннем детстве вызывается ограничением свободы движений, но в 2—3 года у ребенка развиваются ревность и зависть — как социальные формы гнева. Эмоция гнева быстро мобилизует энергию человека и готовит его к самозащите. Внешне результаты мобилизации организма легко различимы: кровь «кипит», лицо «горит», мышцы напрягаются, кулаки сжимаются. Вследствие этого растет ощущение силы, храбрости, уверенности в себе. Умеренный гнев выступает как источник веры в себя, но сильный и нерегулируемый гнев вредит, поскольку побуждает человека к импульсивным разрушительным и враждебным действиям.

    Удовольствие у младенцев побуждается только контактным взаимодействием — убаюкиванием, поглаживанием. Однако в дальнейшем в социальных контактах развиваются радость и счастье как ожидание удовольствия в связи с растущей вероятностью удовлетворения какой-либо потребности.

    Ребенку необходимо, чтобы его любили и чтобы ему было кого любить и за кого нести ответственность. Ребенок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и неотзывчивым. Для возникновения эмоциональной чуткости важна ответственность за другого, забота о младших братьях и сестрах, а если таковых нет, то о домашних животных. Нужно, чтобы ребенок сам о ком-то заботился, за кого-то отвечал, и тут неоценимую пользу может принести щенок, котенок или другое животное, за которым ребенок ухаживает сам и по отношению к которому он является «старшим». Тогда, замечая беспокойство животного в тех случаях, когда он его своевременно не покормил или не погулял с ним, ребенок обретает способность к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости.

    Источник: «Психологическая защита у детей» (И.М.Никольская Р.М.Грановская)

    Источники:
    Развитие эмоциональной сферы ребенка
    Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает определённый уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития их ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.
    http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/413059/
    Эмоциональное развитие ребенка
    Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм отражения сознанием реального мира. Сопровождая
    http://xn--e1aajpdshg7a8d.xn--p1ai/publ/specam/opyt/osobennosti_ehmocionalnogo_razvitija_rebenka_doshkolnogo_vozrasta/2-1-0-1
    Эмоциональное развитие ребенка
    Развитие ребенка и эмоции, которые он испытывает с самого своего рождения, очень сильно взаимосвязаны. На основании хороших добрых эмоций развиваются память, речь, мышление, движения. Так же на
    http://razvitie-rebenka.org/yemocionalnoe-razvitie-rebenka
    Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей
    У дошкольников причинами страха может выступать множество не только биологических, но и социокультурных факторов.
    http://www.eti-deti.ru/shkolnik/98.html

    COMMENTS