Эмоциональное развитие детей

Аспекты эмоционального развития дошкольника

В дошкольный период происходит интенсивное развитие личности, её физиологических и психологических особенностей. Ребёнок дошкольного возраста полностью открыт для восприятия свежих знаний. Он стремится к познанию окружающей действительности и определению своего места среди других людей. Все мыслительные процессы неотделимы от эмоций, развивать которые самостоятельно малыш не может, в этом ему помогают взрослые.

Особенности развития эмоциональной сферы у дошкольников

Для адаптации в любой социальной среде, необходимо заниматься эмоциональным развитием. Созданные близкими малыша благоприятные условия позволят ему научиться управлять своими эмоциями, направлять их в нужное русло. Если родители не будут делать акцент на развитии эмоций, у их чада будут проблемы в общении со сверстниками, адаптацией в коллективе, появятся симптомы нарушения психоэмоционального развития (тревожность, агрессивность, враждебная настроенность).

В детских садах часто возникают конфликтные ситуации между детьми, связанны с проявлением агрессии, самоутверждения за счёт других. Конфликты порождают тяжёлые и острые переживания (страх, обиду, злость, ненависть, бессилие), что может оставить психологическую травму на всю жизнь. Ребёнок может замкнуться в себе, потерять уверенность в своих силах, либо наоборот начать отказываться подчиняться требованию взрослых, ставить под сомнение их авторитет, бунтовать, проявлять строптивость, упрямство и своеволие.

Совместные усилия родителей и учителя в дошкольном учреждении направляются на то, чтобы научить ребёнка осознавать свои эмоции, распознавать и управлять ими. Чтобы рассказать о том, что ребёнок чувствует и испытывает, необходимо владеть эмоциональной лексикой. Правильно разработанная методика позволит сформировать нравственное поведение, научить ребёнка избавляться от ощущения страха, гнева, не выплёскивая его на других. Необходимо уметь выражать свои негативные эмоции, но в социально-безопасной форме.

Ребёнок должен не только брать под контроль собственные эмоции, но и научиться распознавать чужие через мимику, жесты, позу, слова, интонацию голоса.

Для полноценного эмоционального развития малыш должен научиться:

  • сопереживать, т.е. разделять и воспроизводить переживания других людей;
  • сочувствовать – самому переживать эмоциональное состояние другого человека;
  • содействовать.

У детей дошкольного возраста эмоциональный мир отличается богатством и разнообразием. Эмоции позволяют глубже осознавать происходящее. Через эмоции происходит выражение отношения к окружающему миру, вне зависимости от того, положительные они или отрицательные. В свою очередь позитивные переживания воодушевляют на творческие успехи.

Начиная с 4-летнего возраста у детей появляется способность сочувствовать выдуманным персонажам книг, фильмов и мультфильмов. Они учатся представлять душевное состояние героев, попадающих в ту или иную ситуацию.

Чтобы малыш мог развивать себя как личность, ему необходимо находиться в постоянном взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми.

Немаловажно для эмоционального развития детей дошкольного возраста — совместно с родителями посещение различных культурных мероприятий — выставок, музеев, концертов, театров (оперных, балетных, драматических и кукольных). Эстетическое чувство прекрасного формируется с раннего возраста.

Для эмоционального развития применяются такие методы и средства эстетического воспитания: прослушивание музыки, пение, обучение игре на музыкальных инструментах, танцы, художественное творчество, постановка театрализованных выступлений, чтение художественной литературы с обязательным разбором прочитанного материала и прорисовкой иллюстраций к ним (по желанию).

Нельзя недооценивать важность похвалы. Она влияет на формирование адекватной самооценки маленького человека. Даже если у него что-то не получается или он в чём-то ошибается, важно говорить ему «сможешь», «сумеешь», «получится».

Особо важным в эмоциональном развитии малыша является психологический климат в семье. У некоторых детей возникают эмоциональные расстройства из-за ситуаций, происходящих дома. Родители могут даже об этом не догадываться. Диагностировать скрытую проблему поможет методика «Рисунок семьи». Малышу предлагается нарисовать на белом листе бумаги свою семью, не уточняя что именно вкладывается в понятие «семья». По рисунку порой можно увидеть намного больше, чем ребёнок способен рассказать словами.

Средства эмоционального развития включают в себя целый комплекс занятий, в которых проявляются творческие способности (рисование, лепка из пластилина, вырезание из картона (бумаги), создание различных поделок). Так ребёнок развивает самостоятельность, фантазию, воображение, приобретает новые навыки.

Через рисунки дошкольники выражают свои эмоции. Обычно дети рисуют то, что их радует и то, что расстраивает, вызывает страх или тревогу. Часто проецирование объектов страха (пусть даже и несуществующих, воображаемых) на рисунке позволяет бороться с ними. Рисовать можно карандашами, кисточкой, пальцами. По яркости и строгости линий рисунка можно увидеть отношения малыша к какому-либо событию, происходящему в его жизни.

Хороший вариант развития эмоциональной сферы (в том числе эстетического чувства) — музыкальная методика. Музыка используется и для танцев, и как фон во время занятий другими видами творческой деятельности. В ритмах танцевальных движений проявляется характер детей, раскрываются их мысли, чувства, настроение. Правильно подобранные музыкальные произведения – средства успокоения, расслабления и снятия психологического напряжения, формирующие основы эстетического вкуса.

Средства тренировки эмоциональной сферы включают в себя различные упражнения. Одно из них выполняется при помощи карточек с фотографиями людей или рисунками животных, на лицах которых изображены различные эмоции (печаль, радость, злость, гнев и т.д.). Малыш должен определить, что это за эмоции и продемонстрировать их на своём лице.

Психогимнастика — эффективная методика, развивающая психическую, физическую и эмоциональную сферы как единое целое. Например, малыш может воплощать образ весёлого зайчика, скачущего по полянке. Он будет улыбаться, прыгать и махать ручками. Особенности данных упражнений состоят в чередовании плавных и резких движений, медленных и быстрых. Мышцы при этом будут то напрягаться, то расслабляться.

Чтобы научить ребёнка заботится о природе, нужно дать ему возможность ухаживать за растениями и животными. Необходимо показать ему, как прекрасна и одновременно хрупка наша природа на примере красивых благоухающих цветов. Необходимо объяснить, как долго нужно ухаживать за растением, чтобы оно расцвело, дало плоды, а разрушить весь труд можно в одно мгновение.

Ребёнок должен научиться заботиться о братьях наших меньших. Ему необходимо осознать, как зависит жизнь животных от человека, понять, что мы в ответе за тех, кого приучили. Для этого не обязательно заводить животных дома. Можно кормить уток на пруду, голубей во дворе, подкармливать бездомных собак и кошек. Можно завести дома хомячка, попугая, кошку или собаку и дать малышу возможность не только кормить и гладить животное, но и убирать за ним, купать его, выгуливать. Все эти процедуры развивают самостоятельность и дисциплинированность. Ухаживая за растениями и животными, малыш должен осознавать важность этого дела, развивать эстетическое отношение к природе, учиться любить её, получать заряд позитивных эмоций.

Игра — основной вид деятельности каждого ребёнка. Она насыщена эмоциями, действиями и импровизацией. Это средство развития физического, когнитивного и социального состояния. Методика обучения при помощи игр — самая верная.

Для хорошего педагога главное — не добиться конечного результата у всей группы детей, а проводить все занятия так, чтобы они были заинтересованы. Дошкольникам должно быть комфортно и интересно постигать новое.

Чтобы изученный материал прочно усваивался, он должен подаваться и излагаться последовательно, а не хаотично.

Грамотно построенная методика обучения включает в себя не универсальные занятия, рассчитанные на среднестатистического ребёнка, а индивидуальные, с учётом личных особенностей, чтобы каждый малыш мог почувствовать свою уникальность и развивать свои способности.

Ребёнок должен активно участвовать в своём воспитании. К нему необходимо относиться с уважением, чтобы он не терял чувство собственного достоинства.

Игрушки придуманы взрослыми, чтобы подготовить детей к взрослой жизни и социальным отношениям. Многие даже не подозревают о функциональных назначениях игрушек. По функционалу их все можно разделить на группы:

  1. Образные игрушки — это куклы и мягкие игрушки (обычно зверушки), служащие средством эстетического воспитания. Они помогают снять эмоциональное напряжение, восполнить нехватку любви и внимания со стороны родителей. Именно такие игрушки становятся самыми любимыми. Куклы внешне походят на людей, а плюшевые звери вызывают нежность, их хочется обнимать, прижимать к себе.
  2. Игрушки-орудия — лопатки, грабли, формочки, ведёрки. Это миниатюрные копии настоящих орудий труда, с помощью которых имитируется трудовая деятельность с природным материалом — песком, водой, камнями.
  3. Технические — легковые и грузовые машины, самолёты и т.п. они подталкивают познавательную деятельность, возникновению технических вопросов (почему колёса двигаются?), развивают мышление.
  4. Игрушки-самоделки — гордость детей, средство самовыражения.
  5. Игрушки-забавы. Приносят положительные эмоции, вызывают радость и любопытство.

Игрушка — предмет развлечения для малыша, способствующий формированию эстетического вкуса. Она является средством создания различных игровых ситуаций, формирующих фундамент для развития эмоциональной сферы.

Воля — это способность сознательно регулировать собственные действия и поведение для преодоления препятствий, возникающих на пути к достижению желаемой цели. Волевое развитие маленьких детей заключается в переходе от неподвластных (импульсивных) действий к подвластным, контролируемым.

Волевой ребёнок владеет своим поведением, умеет планировать, контролировать и достигать намеченной цели.

Волевой малыш должен обладать следующими качествами:

Такое волевое качество как настойчивость нельзя путать с упрямством. Последнее проявляется в признании только собственного мнения, которое порой бывает ошибочным, и стремлении руководствоваться им во всех своих действиях.

На волевое развитие (как и на нравственное) большое влияние оказывает личный пример взрослого (мамы, папы, воспитателя). Взрослый человек способен вложить в сознание ребёнка ряд правил, ритуалов и моделей поведения, рассказывая реальные ситуации из своей жизни или демонстрируя свою силу воли на практике. Необходимо дать понять, что во взрослой жизни порой приходится сталкиваться с различными трудностями и необходимо побороть самого себя, чтобы преодолеть их.

Программа развития эмоционально-волевой сферы дошкольников включает в себя целый комплекс разнообразных игр и упражнений. Центральное место в ней занимают ролевые методы. Ребёнок должен взять на себя и сыграть какую-либо роль: героя книги, фильма, человека или животного.

Коммуникативные игры — совместные игры детей, способствующие социальной адаптации, развитию дружелюбия, сотрудничества, поддержки.

Для развития воображения используют вербальные и невербальные игры. Первые связаны с придумыванием различных историй, сказок, а вторые — изображение какого-либо существа (возможно мифического) на бумаге.

Различные активные физические («классики», «вышибалы», эстафеты) и умственные (шашки, шахматы, «морской бой», «крестики-нолики») игры косвенно дисциплинируют детей. Чтобы выиграть приходится запоминать и придерживаться правил игры. Для заинтересованности участников в победе можно придумать небольшой приз за первое место и выполнение штрафного занятия — за последнее. Наравне с подобными простыми, но полезными играми, любые спортивные занятия тренируют силу воли, выносливость, сосредоточенность и терпение.

Детей необходимо научить преодолевать сравнительно небольшие трудности. В повседневной жизни следует руководствоваться правилом: «Не стоит делать за ребёнка то, что он может выполнить сам».

Чтобы определить, насколько результативна программа, необходимо вести дневник результатов. Пусть он будет понятен малышу. Вместо оценок можно рисовать грустных и весёлых зайчиков или кошечек.

Чтобы способствовать эмоциональному развитию ребёнка, необходимо учитывать всю сложную структуру его эмоциональной сферы — состояния (тревожности, самоуверенности, неуверенности), чувств (познавательных, эстетических, нравственных), эмоций как положительных (радость, восхищение), так и отрицательных (гнев, презрение, ненависть, раздражение).

Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста

Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста

В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л.С. Выготский и А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем – эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Умственное развитие ребёнка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в “плену чувств”, поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.

Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребёнка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребёнка “взгляду со стороны”, мы тем самым помогаем ему по – другому взглянуть на себя, по – иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребёнок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.

Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.

Для решения этой задачи и составлена программа по развитию и коррекции эмоциональной сферы “Ребята, давайте жить дружно!”

Цель программы: повышение осознания ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечение всесторонне гармоничное развитие личности, эмоциональный комфорт.

Для решения поставленной цели поставлены следующие задачи.

  • Способствовать самопознанию ребёнка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения.
  • Развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе.
  • Помогать ребёнку прожить определённое эмоциональное состояние; объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение.
  • Учить ребёнка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи.
  • Воспитывать заботливое отношение к животным, учить понимать их настроение.
  • Вырабатывать у ребёнка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения.
  • Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.

Система работы по эмоциональному развитию состоит из 66 занятий и рассчитана на три года: средняя, старшая и подготовительная группы

Одну и ту же тему проходят в разных возрастных группах, при этом используются игры и упражнения, соответствующие данному возрасту, содержание которых качественно расширяются и углубляются. Таким образом, происходит развитие от простого к сложному, и любой ребёнок может в своём индивидуальном темпе обучаться по этой программе.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Для этого используются: развивающие игры; упражнения; этюды; рассматривание рисунков и фотографий; чтение художественных произведений; рассказ педагога – психолога и рассказы детей; сочинение историй; беседы; моделирование и анализ заданных ситуаций; слушание музыки; рисование; мини – конкурсы, игры – соревнования.

Форма круга создаёт ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. В начале и в конце занятий может использоваться какая – либо игра, упражнение для настроя детей. Почти каждое занятие завершается созданием детьми какого – либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок – итог работы на занятии, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе занятия. К каждому занятию прилагается домашнее задание для совместного выполнения ребёнком и родителями.

Краткая характеристика разделов

Система работы по эмоциональному развитию состоит из 5 разделов. При работе по этим разделам происходит постепенное психологическое развитие ребёнка. Пространство вокруг ребёнка начинает расширяться: в него включаются другие люди (ровесники и взрослые). Окружающий мир окрашивается цветами радуги: ребёнок учится определять настроения, владеть своими чувствами. Затем в мир ребёнка входят животные. Они по праву занимают одно из важных мест в его жизни и постепенно подводят к самому сложному – пониманию своего места в семье и своих взаимоотношений с близкими.

Эмоциональное развитие детей

Помните первую улыбку своего малыша? Сколько радости приносит скользящая, мимолетная улыбка спящего или бодрствующего младенца. А уж, когда эта улыбка относится непосредственно к Вам, радости от нее бывает еще больше. Но эмоции – это не только улыбки. Очень важно пробудить и сохранить в ребенке и более глубокие чувства: благодарности, сочувствия, сострадания и т.д. Но, зачастую и родители и педагоги, прикладывают свои усилия только для умственного и физического развития детей, а об эмоциональном развитии детей даже и не задумываются.

Я тоже раньше не заморачивалась на тему эмоционального развития, полагая, что хорошие книги и лучшие мультфильмы помогут правильному развитию моих дочек.

Но вот недавно в интернете я увидела анонс набора с эмоциональными играми Ю. Б. Гиппенрейтер. Психологические книги Юлии Борисовны об общении с детьми мне очень нравятся, поэтому я сразу заказала новый набор. И сегодня поделюсь с Вами своим впечатлением и нашими играми по эмоциональному развитию.

Набор находится в картонной (очень хлипкой) коробочке. Но, ведь главное, не форма, а содержание. Правда?

Итак, в наборе имеется:

  • Брошюрка «Вместе переживаем и играем»
  • Карточки для игры «Наши чувства»
  • Карточки «Эмоциональное лото»

«Эмоциональное развитие» — набор игр от Ю. Гиппенрейтер

Брошюрка совсем небольшая – формат А5. На 36 страницах текст, в основном (34 страницы) – описание эмоциональных игр. Половину брошюру составляют дополнительные материалы к играм.

Ю. Б. Гиппенрейтер рассказывает об эмоциональном интеллекте, или эмоциональной компетентности.

Эмоциональный интеллект включает в себя несколько способностей:

  • Понимание и осознание своих эмоций
  • Умение конструктивно выражать эмоции
  • Контролирование своего эмоционального поведения
  • Понимание чувств других людей
  • Учет чувств других людей в своем поведении.

В нашем рациональном мире, детей обучают логике, счету, буквам. Обучение, да и само воспитание детей нередко сопровождается повышенным тоном и критикой, иногда и наказаниями. А стоящие за этим эмоции – и родительские и детские остаются «за кадром».

Конечно, детские мультики, сказки и песенки знакомят детей с человеческими эмоциями. Но, по мнению Ю. Гиппенрейтер, только через живое общение с близкими взрослыми людьми, ребенок сможет развить свой эмоциональный интеллект.

Юлия Борисовна предложила небольшой эмоциональный словарик

Именно с этими эмоциями Ю. Гиппенрейтер предлагает познакомить детей, чтобы развить у них эмоциональный интеллект. В наборе предлагается 3 игры:

Цель этой игры – познакомить деток с названиями чувств, а также научить детей рассказывать о чувствах.

В ходе игры дети встречаются с разными эмоциональными ситуациями.

Количество играющих — минимум 2 человека, обязательно 1 взрослый.

Для игры используются:

  • Карточки с рисунками людей, переживающих какую-либо эмоцию
  • Карточки помощи

На каждой карточке есть фото или рисунок человека. Над рисунком есть описание что за эмоцию человек переживает. Под рисунком задается вопрос о похожей ситуации в жизни играющего.

Примеры карточек «Наши чувства»:

  • Люся разозлилась на маму, которая заставила ее надеть дурацкий костюм на праздник. Бывает, что ты злишься на родителей?
  • Малышка боится незнакомых людей. А кого ты боишься?
  • Сереже очень обидно, когда родители занимаются с сестрой, а о нем забывают. Бывает ли, что ты чувствуешь себя так же, как Сережа?
  • Лена очень любит гулять с папой! Что ты любишь делать с кем-нибудь?
  • Андрей сильно радуется. Он только что одержал победу! Расскажи, когда ты сильно радовался?
  • Лена жалеет птичек. Зимой она их кормит крошками хлеба. Что ты делаешь, когда кого-нибудь жалеешь?

Эмоциональная игра «Наши чувства»

Карточки «Я помогу» представляют 1 из 5 видов помощи:

  • Передай карточку другому
  • Попроси помощь друга
  • Расскажи о своем друге
  • Расскажи о герое книги или мультфильма
  • Пропусти ход, не отвечая

Эмоциональная игра «Наши чувства»

  1. Карточки «Наши чувства» кладут на середину стола картинками вниз.
  2. Игроки по очереди берут карточки, читают вслух текст и выполняют задание.
  3. В случае затруднения, игрок берет карточку помощи.

Как мы играли в эмоциональную игру «Наши чувства»

Мы играли в эту игру несколько раз с детьми 5-16 лет. Правила мы немножко изменили и на каждый вопрос отвечали всеми и карточки «Я помогу» нам совсем не понадобились. Детям играть было очень интересно.

А для меня, как для мамы, это еще и полезно было. Благодаря игре «Наши чувства» я поняла, какие проблемы волнуют моих дочек. Т.е. эта игра заменила нам поход к психологу. Дети озвучили и несколько раз проговорили свои насущные проблемы, которые их расстраивают. Надеюсь, что теперь мы сможем лучше управлять своими эмоциями.

Цель этой эмоциональной игры – научить деток распознавать переживания других людей в различных жизненных ситуациях.

В ходе игры дети закрепляют приобретенный словарь названий эмоций.

Количество игроков – от 2-х человек (потенциально – до 30 – по числу карточек).

Для игры используются:

  • Карточки с рисунками людей, переживающих какую-либо эмоцию
  • Карточки «Вытяни меня»
  • Карточки «Ура! Нашел!»

Карточки «Эмоциональное лото» составлены по ситуациям представленным в игре «Наши чувства». Но здесь на каждой карточке изображено сразу 5-6 эмоций и они не подписаны.

Карточки «Вытяни меня» двух цветов. В зеленой рамке – варианты для облегченного варианта игры – здесь подробно описывается эмоция:

  • Благодарны маме
  • Волнуется перед матчем
  • Разозлился на собаку
  • Утешает сестру
  • Грустно, что папа уехал

На карточках в красной рамочке написано только одно слово, обозначающее эмоцию:

  1. Участникам дается по 1-2 таблице.
  2. Ведущий из мешочка достает карточку «Вытяни меня» и читает то, что на ней написано.
  3. Игроки ищут на своих табличках подходящие картинки и закрывают их карточками «Ура! Нашел!».
  4. Выигрывает тот человек, кто первым закроет всю таблицу.

Как мы играли в эмоциональную игру «Эмоциональное лото»

Игра наша получилась азартной, как и в классическом варианте лото. Дети радостно искали на карточках эмоции, иногда ошибались, но это только добавляло веселье.

В брошюрке «Вместе переживаем и играем» приведено 30 фотографий детей с различными видами эмоций. Есть начало предложения, в котором говорится, как зовут героя на фото и что у него произошло.

Ребенок должен закончить предложение, назвав эмоцию, которую переживает персонаж на картинке. В конце брошюры приведены правильные ответы.

Дочки с удовольствием поотгадывали эмоции. Практически все ответы совпали с книжными, в некоторых дочки придумали свои.

Общее впечатление от эмоциональных игр Ю. Гиппенрейтер

Игры понравились детям – мы провели несколько интересных, эмоционально насыщенных часов, вспоминая различные жизненные переживания.

Но в одной и той же компании игры повторить не удастся – скучно отвечать на одни и те же вопросы, хотя их немало – в первой игре – 70.

Тем не менее, я не жалею, о потраченных деньгах, потому что через эмоциональные игры дочки озвучили проблемы, которые их волновали. Я услышала рассказы дочек о том, что их волнует. На прямой вопрос они не смогли бы так ответить.

Эмоциональные игры я рекомендую для семей с двумя и более детьми. Они станут хорошим подспорьем для мамы в решении детских и подростковых эмоциональных проблем.

Интересно было бы узнать, а Вы, дорогие читатели, как занимаетесь эмоциональным развитием своих детей ?

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Эмоции играют важную роль в жизни человека. Они являются частью коммуникации, помогают человеку выражать свое отношение к происходящим вокруг событиям. В дошкольном возрасте эмоциональная сфера играет очень важную роль. Все общение строится на способности всех участников коммуникации считывать эмоциональное состояние друг друга. процесс социально-эмоционального развития детей строится в частности на наблюдении ребенком за способами выражения эмоций остальными членами общества. На основе полученных знаний, ребенок начинает учиться выражать и контролировать эмоции.

Человеческой натуре присущи разнообразные эмоции. Существует так называемый класс «чистых» эмоций, который включает в себя настроение человека, страсти, чувства, аффекты и стрессы. Данный класс реализуется человеком на протяжении всей жизни и с этими же видами эмоций ребенок знакомится еще в детстве.

В дошкольном возрасте происходит процесс активного становления личности. В течение первых семи лет жизни ребенок начинает осознавать свое «Я», активно познает и оценивает себя и свою деятельность. Эмоциональный мир ребенка выходит на новый уровень: он учится новым эмоциям, начинает переживать не знакомые раннее чувства. На все это влияет изменившееся окружение ребенка, смена мотивов, появление новых интересов. Ребенок начинает воспринимать себя как часть социума поэтому начинает активно обучаться так называемым социальным эмоциям и нравственным чувствам. Идет процесс активного социально-эмоционального развития детей.

В данный период сильное влияние оказывают отношения в семье.

Для данного периода взросления важен такой термин как эмоциональное предвосхищение. Если раньше ребенок выражал эмоции непосредственно по окончанию какого либо действия, то теперь он может заранее испытывать радость, волнение и переживание от того, какой результат он получит, и какова будет реакция окружающих на его действия. К примеру, немало раз убедившись на практике в возможности осуществления им определенного действия, он будет заранее испытывать радость, зная о грядущем успехе и предвкушая похвалу со стороны взрослых.

Ребенок продолжает осваивать новые эмоции в виде радости, злости, грусти и ревности. Меняется способ его способ выражения эмоций посредством невербальных средств общения. Именно в этом возрасте он начинает знакомство с высшими формами экспрессии. Он начинает понимать, что мысли, эмоции и чувства можно выражать с помощью мимики, пантомимики, интонации.

В процессе обучения новым средствам экспрессии он учится их же декодировать. На данном этапе дети только учатся управлять своими эмоциями. Важную роль в его жизни продолжают играть чувства, поэтому детям данного возраста свойственна излишняя эмоциональность. Поведение и настроение ребенка напрямую зависит от его взаимоотношений с окружающими, будь то родители и родственники или друзья по школе.

Эмоционально-волевое развитие детей играет важную роль в процессе становления личности. Развитие эмоционально-волевой сферы происходит постепенно. Во время ее становления ребенок учится контролировать свои эмоции. Очень хорошо помогают данному процессу различные действия в игре, в процессе которых, ребенок может научиться выплескивать свои негативные эмоции, они же помогают снять эмоциональное напряжение.

Факторы, способствующие развитию эмоций у дошкольников

  1. общение. Для того чтобы понять что такое эмоции и какими способами их можно выражать, ребенку необходим наглядный пример. Суть эмоций раскрывается в контексте. На раскрытие их сути влияет ситуация, позиция ребенка, его отношение к собеседнику.
  2. дополнительная деятельность ребенка. Такие занятия как танцы, музыка способствуют развитию различных эмоциональных состояний у ребенка. К примеру, героя книги он может ассоциировать с собой, тем самым искренне сопереживая ему в определенных ситуациях. В такие моменты ребенок испытывает яркие эмоции, в большей степени положительные.
  3. вид деятельности ребенка, выраженный в форме игры. Во время различных сюжетно-ролевых игр дети учатся сопереживать и помогать друг другу.
  4. трудовая деятельность. Процесс и результат определенной трудовой деятельности заставляет ребенка испытывать целую гамму чувств: от радости за успешное достижение цели, до разочарования от провала.

Таким образом, для эмоционального развития ребенка важна модель, которая становится главным источником информации о различных эмоциях человека. Не менее важна возможность реализации (практики) увиденных моделей в ситуации реального общения или во время игры. Важную роль играет и его окружение, которое становится инициатором ситуаций, приводящих к возникновению различных эмоций.

Источники:
Аспекты эмоционального развития дошкольника
В этой статье можно ознакомиться с особенностями эмоционального развития дошкольников, узнать, какие должны быть условия и средства развития эмоциональной сферы и волевых качеств детей этого возраста.
http://rebenokrazvit.ru/deti-doshkolnogo-vozrasta/psixicheskoe-razvitie-deti-doshkolnogo-vozrasta/aspekty-emocionalnogo-razvitiya-doshkolnika.html
Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста
В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Для решения этой задачи и составлена программа по развитию и коррекции эмоциональной сферы "Ребята, давайте жить дружно!"
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/560006/
Эмоциональное развитие детей
В этой статье рассказывается об эмоциональном развитии детей и дается отзыв на пособие Ю. Гиппенрейтер Развиваем эмоциональный интеллект.
http://wunderkind-blog.ru/emotsionalnoe-razvitie-detey/
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Эмоции играют важную роль в жизни человека. Они помогают человеку выражать свое отношение к происходящим
http://razvitiedetei.info/doshkolnoe-razvitie/emocionalnoe-razvitie-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

COMMENTS