Экологическое воспитание детей

Инновационный проект «Экологическое воспитание детей в ДОУ» (средняя группа)

Инновационный проект «Экологическое воспитание детей в ДОУ» (средняя группа)

Инновационный проект «Экологическое воспитание детей в ДОУ» (средняя группа)

Экологическое воспитание детей в ДОУ.

— наличия базы, создание условий для работы по экологическому воспитанию;

— использование самых разнообразных форм работы и решении задач экологического воспитания;

— работе с родителями, т. к. без родителей невозможно заложить фундамент экологической культуры у детей дошкольного возраста.

-экспериментальная деятельность у детей дошкольного возраста.

Задача педагога-вырастить здорового ребенка, знающего и защищающего природу, по – хозяйски распоряжаться ее богатствами.

С дошкольниками: С родителями:

— практическая деятельность в природе;

— проведение экологических викторин, праздников;

— выставки детских работ;

— формирование у дошкольников активной жизненной позиции в познании окружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции;

— активизация интеллектуально — познавательной деятельности и творческого самовыражения.

-внедрение в практику работы ДОУ инновационных технологий, предпосылок для более высокого уровня профессиональной деятельности и самореализации педагогов;

-сформированность у детей уважительное отношение к природе родного края через интеграцию всех видов деятельности.

Моя технология состоит из двух разделов.

1. «Эколого — оздоровительная работа».

Задача — формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, выработка навыков здорового образа жизни.

Взаимодействовать с окружающей средой (лес, луг, озеро) и погодно – климатическими факторами (мороз, ветер, дождь, жара) дошкольники учатся во время походов, экскурсий, прогулок, специальных занятий (физкультурный уголок в зле, оснащенные различным спортивным инвентарем). При этом расширяется их кругозор, формируются нравственные и волевые качества (дружба, взаимопомощь, инициатива, настойчивость, выдержка, коллективизм, укрепляется здоровье.

2. «Эколого – развивающая среда в ДОУ».

Задача- развитие познавательных способностей средствами окружающего пространства.

Особое значение приобретает организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении, где дети проводят большую часть времени

Под окружающей средой мы понимаем не только естественную среду, но и специально созданную предметно-развивающую среду в детском саду, которая поможет в процессе целенаправленного воздействие сформировать начало экологической культуры –осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Создание эколого – развивающей среды в ДОУ – одно из условий экологического воспитания детей. Насыщенная многообразием живых объектов среда позволяет дошкольникам не только наблюдать за рыбками, птицами и растениями, но и принимать непосредственное участие в ходе за ними под руководством педагога. Такая деятельность способствует формированию у детей бережного отношения к природе, воспитывает доброту и отзывчивость.

Эколого-развивающая среда ДОУ включает организацию уголка природы в группах с подбором комнатных растений, лабораторно –исследовательские уголки для опытов и экспериментирования с живой и неживой природой.

Огород, сад, цветник используется для наблюдения и ухода за растениями.

В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую, воспитательную и оздоровительную функции.

В состав видовых точек экологической тропы включены те объекты, которые есть на территории детского сада: различные виды деревьев и кустарников, мхи, грибы, муравейник, цветущие растения, места регулярного скопления насекомых.

На экологической тропе проводятся комплексные занятия, игры, организация практической и исследовательской деятельности, что способствовать развитию у детей эмоционально-положительного отношения к природным объектам, правильному поведению в природе.

Таким образом, ознакомление детей с природой в детском саду проходит через постоянное непосредственное «живое» общение с ней. Одним из условий, обеспечивающим это, является экологизация развивающей среды, которая способствует реализации всех компонентов содержания экологического образования: познавательного, нравственно-ценностного, деятельностного. Правильная организация эколого-развивающей среды предполагает понимание работниками дошкольного учреждения экологического подхода к содержанию растений и животных, осознание необходимости их использования в эколого-педагогическом процессе

Результатом работы в данном направлении стала самопрезентация, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс, создание информационной базы.

Работа по данной технологии позволяет сформировать у ребенка уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов деятельности, способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы, работать в системе и творчески, что станет залогом успеха в экологическом образовании и воспитании дошкольников.

Воспитатель детского сада – главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителям экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.

Характерными особенностями совместной деятельности являются:

Контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;

Понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата;

Наличие руководителя, который организует совместную деятельность распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников;

Возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых, влияют на достижение конечного результата.

Основной вид деятельности:

Деятельность, как создание и поддерживание условии для растений и животных, находящихся в различных «экологических пространствах» дошкольного учреждения. Методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она включена в педагогический процесс и выполняется совместно-взрослыми и детьми.

Совместно организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота о взрослых животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с различной степенью включенности и участие как взрослых, так и детей. Дошкольники способны встать участниками этой деятельности тремя способами:

-слушая рассказ воспитателя о разных делах и событий в ДОУ;

-наблюдая за деятельностью взрослых;

-практически участвуя в ней.

Какие формы ни принимала совместная деятельность взрослых и дошкольников, наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя к объекту деятельности. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.

Педагогическое общение – это процесс взаимодействие людей с целью достижения общего результата. Наибольшее значение имеет личностно ориентированное общение, которое может принимать форму делового взаимодействия.

a) Демонстрация воспитателем, образца (эталона) взаимодействия человека с природой, в котором реализуется экологический подход ко всему живому, гуманное отношение.

b) Демонстрация способов общение с объектами природы, обеспечивающих заинтересованное, эмоционально окрашенное, практическое взаимодействие с ними.

c) Ненавязчивое обучение детей приемам и операциям по ходу за растениями и животными, построенное на основе понимания потребностей живого организма

d) Косвенное обучение диалогу, вопросно-ответной речи, умению слушать и слышать другого человека, реагировать на его слова.

e) «Развитие наблюдательности, формирования понимания причинно-следственных связей в природе».

В младшем дошкольном возрасте:

Постепенно функции воспитателя и степень самостоятельности дошкольников изменяются, но деятельность остается совместной. В средней группе воспитатель и дети действуют вместе, хотя приоритет принадлежит взрослому, что выражается в формуле: «Я делаю-вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах».

В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможным их дежурство в уголке природы.

Обучение дошкольников в процессе создания необходимых условий для растений и животных происходит косвенно-как помощь взрослого ребенку. Формула этого возраста: «Вы делаете сами, а вам помогают, покажу». Воспитатель обязательно отмечает все достижения детей, хвалит их за самостоятельность, уверенность и инициативу.

Труд детей какого бы объема он не был, становится осмысленным, экологически целесообразным: если прослеживается зависимость жизни и состояние растений и животных от условий, в которых они находятся; если укрепляется понимание того, что эти условия создаются трудом людей.

Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддерживание необходимых условий для всех живых существ, находятся в жизненном пространстве детей, являются главным методом экологического воспитания-методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, формирование первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

План тематического контроля «Воспитание дошкольников через приобщение к природе» Программа тематического контроля «Воспитание дошкольников через приобщение к природе» Задачи: 1. Проанализировать работу педагогического.

Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению с условиями развития экологической культуры у детей Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению их с условиями развития экологической культуры у детей. 1. Информационно – аналитический.

Экологическая воспитание детей младшего возраста

Реферат на тему Экологическая воспитание детей младшего возраста

Разместил (а): Малина

  • Воспитание чувства бережливости у детей младшего школьного возраста 38 кб.
  • Методика развития силы у детей младшего школьного возраста 35 кб.
  • Влияние физического воспитания в семье на общую физическую подготовку учащихся младшего 42 кб.
  • Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста 77 кб.
  • Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста 61 кб.
  • Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного 169 кб.
  • Роль подвижных игр в жизни школьника младшего возраста 28 кб.

§2.1.Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников………………………………………………………………..…. …..17

§2.2. Школьное экологическое воспитание……………………………………. …22

Для достижения поставленной в курсовой работе цели нами решались следующие задачи:

1. Изучить психолого — педагогическую литературу по экологическому воспитанию ребенка.

2. Раскрыть основное понятие «экологическое воспитание» в учебно -воспитательном процессе.

3. Проанализировать формирование у обучающихся основ экологической культуры.

Объект исследования — процесс экологическое воспитание детей дошкольного и школьного возраста.

Теоретико-методологические основы экологического воспитания

Экологическое воспитание: понятие, цель, структура.

§1.2.Формирование у обучающихся основ экологической культуры.

§2.1.Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников.

Воспитать в ребенке бережное отношение к природе, повысить уровень его экологической культуры возможно лишь тогда, когда сами взрослые (родители, педагоги) обладают определенной экологической культурой. К сожалению, часто педагоги сталкиваются с ниже представленными проблемами, когда хотят предоставить свои знания детям:

слабая методическая подготовка (32%);

дефицит времени (11%);

недостаточная разработанность современных технологий в области формирования экологической культуры ребенка(20%);

недостаточная помощь со стороны семьи (7%);

отсутствие методического материала (40%);

недостаточная помощь со стороны администрации образовательного учреждения (10%) [2, 50].

Новая концепция образования разрабатывается через призму повышения экологической культуры педагога, которая включает комплекс знаний, умений, навыков и накопленные человечеством культурно-нравственные ценности, необходимые для формирования и развития личности, ее экологической зрелости.

Экологическое воспитание

Экологическое воспитание – это сравнительно новое направление педагогики, которое является частью большой работы по ознакомлению детей с природой. Задача этого раздела – помочь малышам разобраться в сложных взаимоотношениях человека и природы и через экологическое воспитание детей развить в них чуткость, отзывчивость, стремление беречь и защищать все живое на планете Земля. Воспитание экологической культуры начинается с самого раннего детства, когда кроха впервые видит котенка и оказывается перед выбором, погладить его или прогнать. Малютка еще не знает, как правильно поступить. И толкает котенка не от злости и грубости, а от отсутствия знаний и опыта. И именно от того, как отреагируют взрослые (улыбнуться, потешатся или огорчатся), будет зависеть, каким вырастет малыш по отношению к братьям нашим меньшим.

Экологическое воспитание дошкольников – первая ступенька длинного и трудного пути, на котором родители становятся не только носителями знаний о природе, но и образцом для подражания. Методы экологического воспитания детей разнообразны. Это может быть:

Экологическое воспитание в детском саду строится на этих методах и ориентируется на уровень знаний и опыта детей каждой возрастной группы. Так, если детям 3-4 лет даются знания о том, что живому растению необходимы вода и свет, то у детей 5-6 лет педагог формирует понятия зависимости роста и развития растений от целого комплекса условий (влаги, состояния и качества почвы, количества света и тепла). Если малыши младшей группы учатся узнавать 2-3 вида птиц по окраске и звукам, то старшие дети уже расскажут Вам о причинах миграции птиц, способах выживания зимующих пернатых, а также о роли человека в их жизни.

Экологическое воспитание детей

Сегодня, в эпоху стремительного прогресса и глобальной техногенной катастрофы, стали невольно задумываться: «Как сохранить планету чистой?» Очевидно, что если мы сами не будем внимательно относиться к миру, в котором мы живем, то можем просто погубить себя. Чтобы этого не произошло, нужно осознать полезность воспитания экологической культуры. И начать с воспитания себя и своих детей. Знания и хорошие привычки, которые получены ещё в детстве, сформируются в чёткие убеждения. Дети со сформированными с раннего детства представлениями о важности сохранять природу никогда не нанесут вред ей. В будущем это повлияет на позитивное преобразование экологической обстановки вокруг нас. Наши практические рекомендации — для думающих родителей, которым важно, в каком мире будет жить их дети.

Экологическое воспитание понимается как формирование человека с сознательным восприятием окружающей среды, осознанием необходимости сохранять природу, целесообразно использовать её богатства, пониманием важности приумножения природных ресурсов. Сегодня, в современных условиях необдуманного потребления природных ресурсов, экологическое воспитание становится основой процесса гармонизации взаимодействия человека и природы.

Выдающийся французский мыслитель Вольтер писал: «Надо возделывать наш сад». Эта фраза могла бы стать лозунгом экологического воспитания. Философ говорил о саде внутреннего мира человека, без возделывания которого не стать настоящей, цельной личностью, которая развивается, не нарушая законов природы, а стремясь приумножить её. Экологическое воспитание и культура занимают ведущую позицию в формировании современной Личности.

Экологическая воспитательная сфера детей широка и базируется на таких компонентах:

  • воздействие семьи, где огромное значение при воспитании принадлежит матери
  • воспитательный процесс в дошкольных учреждениях, школе
  • влияние СМИ (средств массовой информации)
  • многофакторная и разноплановая сфера стихийного воспитания.

От чего зависит уровень экологической культуры? От воспитания, основная задача которого — подготовка детей к жизни. А чтобы стать личностью, способной не уничтожать, а позитивно преобразовывать окружающий мир, нужно овладеть нравственными нормами по отношению к природной среде. Именно культура приводит в соответствие деятельность человека.

Экологическая культура ребёнка — это его гуманное отношение к природе, к живым организмам, к природным материалам. Формирование экологической культуры ребёнка — непростой и длительный процесс, начинающийся практически с рождения малыша и подразумевающий под собой впитывание экологического мировоззрения, целесообразного природопользования, сознательного соответствия экологическим правилам и требованиям, личной ответственности перед человечеством за сохранение окружающей среды. Экологическое сознание, экологическая воспитанность и экологические знания – вот три кита, на которых базируется понятие «экологическая культура».

Опыт стран, в которых высокоразвита экологическая культура общества, показывает, что это ещё и выгодно в экономическом плане. В таком обществе продолжительность жизни людей выше, число заболеваний — улучшаются гораздо меньше, а в целом — экологическая ориентированность граждан способствует значительной экономии и приумножению природных богатств. В идеале — прививать экологическую культуру проще, если государственная политика нацелена на это, а именно: запущены нормативные и экономические механизмы, глубоко внедрены основы экологического воспитания в систему образования, работают принципы экологического просвещения. Однако, как показывает педагогический опыт, всё-таки основную роль в воспитании экологически культурного ребёнка играет семья.

«А знаете ли вы, что, чтобы отравить более чем 4 млн литров чистой воды, достаточно лишь 4 литра машинного масла?»

Именно ваше отношение к миру, ваши взгляды и ценности формируют вашего ребёнка. Моральные ценности, впитанные с детства, являются основополагающими в дальнейшей жизни малыша. Легко откреститься от ответственности за воспитание вашего ребёнка и переложить её на государство, детский сад, школу, улицу, бабушек и дедушек. Помните, что воспитание и закрепление правильных экологических убеждений зависит только от родителей.

Семья является микросоциумом, где его члены самовыражаются, демонстрируя индивидуальное отношение к окружающей среде, идеи, жизненные установки, совершая поступки. Члены семьи взаимодействуют с окружающей природной средой, проявляя в поступках своё отношение к ней. Родители — большой авторитет для ребёнка. В связи с этим, ребёнок принимает за чистую монету любой поступок мамы или папы, будь то уход за цветами или бездумно брошенная обёртка мимо урны. Именно потому, что дети склонны наследовать всё, что делают их родители, семейному экологическому воспитанию должна уделяться ведущая роль.

В дошкольном возрасте ребёнок впервые соприкасается с природой. Не теряйте времени зря – прививайте азы экокультуры с раннего возраста:

«А знаете ли вы, что период разложения безобидной на первый взгляд алюминиевой банки достигает от 200 до 500 лет?»

В школьном возрасте экологическое просвещение и воспитание реализуется в процессе изучения основных учебных предметов, факультативных курсов, внеклассной деятельности (клубы, кружки, объединения, секции, тематические лагеря и прочее). Для школьников важно:

  • приобрести опыт творческой деятельности, проектирования и повышения экологической безопасности окружающей среды
  • выработать чёткую экологическую позицию, направленную на сохранение природной среды, экологическое разнообразие и экобезопасность
  • накопить опыт для формирования здорового образа жизни
  • научиться участвовать в дискуссиях по актуальным экологическим проблемам.

В школьный период основными источниками информации в сфере экологического просвещения становятся научная и техническая информация как по общеобразовательным дисциплинам, так и гуманитарного характера (право, культура, этика, взгляды отдельных личностей). Ведущими видами деятельности у школьника становятся исследования, организационная и коммуникационная работа, творчество, труд, профессиональная ориентация.

Экологическое воспитание в разном школьном возрасте имеет свою специфику, и развивать его необходимо, опираясь на возрастные психологические особенности и на изменение основных видов деятельности. Выполняя эти рекомендации, можно с самого раннего возраста успешно воспитывать экологически сознательного человека.

«Это интересно. В конце ХХ века компания Nike организовала экологически ориентированную программу «Reuse-A-Shoe», направленную на утилизацию старых кроссовок. Этот материал идёт на изготовление покрытия для спортивных площадок. Программа работает и сегодня».

Рекомендации по организации экологического воспитания

Дети, воспитанные в традициях экологического воспитания, способны будут создать новое общество, в котором будут цветущие сады, зелёные парки, живописные деревни. Таким людям в голову не придёт бросить окурок, или вообще курить, ломать деревья и сливать в реки отходы нефтепродуктов. Они покажут пример, как нужно поступать нормальному человеку и не постесняются объяснить нарушителям, как делать не стоит. Ведь человек – не бездумный эксплуататор природы, а ответственный её хранитель. А воспитать экологически сознательную личность можно, сочетая возможности содружества школьного и семейного воспитания.

Источники:
Инновационный проект «Экологическое воспитание детей в ДОУ» (средняя группа)
Инновационный проект «Экологическое воспитание детей в ДОУ» (средняя группа)
http://www.maam.ru/detskijsad/inovacionyi-proekt-yekologicheskoe-vospitanie-detei-v-dou-srednja-grupa-solnyshko.html
Экологическая воспитание детей младшего возраста
Тема: Экологическая воспитание детей младшего возраста. Тип: Реферат. Язык: русский. Разместил (а): Малина. Размер: 37 кб. Категория: Педагогика. Краткое описание: ‘2. Глава 1 Теоретико-методологические основы экологического воспитания Экологическое воспитание: понятие, цель, структура’
http://coolreferat.com/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9_%D0%BC%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D1%88%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B0
Экологическое воспитание
Экологическое воспитание — интересная информация для родителей о методах экологического воспитания детей
http://bambinostory.com/ekologicheskoe-vospitanie/
Экологическое воспитание детей
Родители должны прививать экологическую культуру детям с раннего детства. Рекомендации по воспитанию экологического сознания детей – в нашей статье. Видео.
http://paidagogos.com/?p=6982

COMMENTS