Эгоистичное поведение

В эгоистичном поведении пчел обвинили отцовские гены

В эгоистичном поведении пчел обвинили отцовские гены

Рабочие пчелы ухаживают за пчелиной маткой.

Фотография: David Galbraith, Penn State

Группа американских биологов подтвердила предсказание теории родственного (кин-) отбора, согласно которому альтруистичное или эгоистичное поведение у пчел зависит от генов. Результаты работы были опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Кин-отбор заключается в том, что альтруистичное поведение животного направлено на выживание его родичей — тех, кто разделяет общие с ним гены. Альтруизм, таким образом, объясняется биологами, как способ передачи и распространения генов.

В 2003 году биолог Дэвид Квеллер, основываясь на теории кин-отбора, предсказал, каким образом гены, унаследованные от отца или матери, должны влиять на поведение пчел. Рабочие особи медоносной пчелы, которые являются сестрами друг другу, наследуют от королевы гены, способствующие альтруистичному поведению. Рабочая пчела отказывается от возможности иметь собственное потомство, воспитывая вместо этого своих братьев и сестер. Однако если матка умирает, то рабочие пчелы становятся эгоистами: они начинают бороться друг с другом, чтобы отложить собственные неоплодотворенные яйца, из которых появляются самцы. Тут роль начинают играть гены, унаследованные от отцов. Таким образом, происходит внутригеномный конфликт — конфликт между материнскими и отцовскими генами.

Однако до сих пор не было серьезных доказательств того, что гены, полученные от матери, определяют альтруистичное поведение пчел, а гены от отца — эгоистичное. Чтобы подтвердить эту гипотезу, ученые провели несколько вариантов скрещивания африканских пчел, для которых характерны большие яичники, и европейских пчел с яичниками меньшими по размеру.

Оказалось, что рабочие пчелы с генами, полученными от африканских отцов, в отсутствие королевы с большей вероятностью принимались откладывать яйца, чем пчелы с генами от европейских отцов. Исследовав уровень экспрессии генов, биологи обнаружили, что отцовские гены были активными, когда пчела демонстрировала репродуктивное, эгоистичное поведение. Альтруистичное поведение, которое выражалось в ухаживании за другими рабочими пчелами и маткой, наоборот, было связано с активностью материнских генов.

В будущем исследователи планируют изучить роль межгеномного конфликта у других животных. Это позволит ученым подробнее узнать о механизмах родственного отбора и их влиянии на эволюционное развитие альтруизма.

Источник:
В эгоистичном поведении пчел обвинили отцовские гены
Ученые получили веские доказательства кин-отбора у общественных насекомых
http://nplus1.ru/news/2016/01/13/honeybeegenes

Эгоистичное поведение

Эгоистичное поведение свойственно многим людям, особенно в современном обществе. Часто подобная черта характера появляется еще в детстве, когда родители разрешают своему чаду все, лишь бы он не плакал и был счастливым. С возрастом причины эгоизма обусловлены тем, что человек идет на поводу у собственных желаний, не обращая внимания на других.

Для таких людей большое значение имеет признание и одобрение окружающих. Они стараются любые действия совершать исключительно во благо себе. Общение с эгоистичной личностью всегда отличается, поскольку на какую бы тему не велся диалог, человек переводит ее на себя. Еще один признак – любование и чрезмерная забота о внешности. В случае запущенной ситуации эгоизм превращается в эгоцентризм и в таком состоянии увлечение собой настолько высоко, что человек просто не замечает, что происходит вокруг.

Есть несколько правил, которые помогут предотвратить или же побороть такую черту характера:

  1. Старайтесь думать о себе не в первую очередь. Учитесь уступать другим в разных ситуациях, к примеру, пропустите кого-то в очереди. Важно понимать в какой ситуации можно отступить, а где нет, чтобы в итоге не оказаться позади всех.
  2. Старайтесь проецировать себя на место другого человека. Особенно это актуально в случае эгоистичной любви, когда один партнер не учитывает чувства другого. В любой критической ситуации нужно на секунды остановиться и подумать, что чувствует оппонент. Благодаря регулярной практике этого упражнения, эгоизм вскоре будет забыт.
  3. Учитесь разделять счастье и дарите внимание другим людям. Очень важно научиться радоваться за успехи других. Для многих это достаточно сложная задача, но вполне посильная.

Если человек может спокойно воспринимать и понимать критику, то его точно невозможно назвать эгоистом.

Источник:
Эгоистичное поведение
Эгоистичное поведение свойственно многим людям, особенно в современном обществе. Часто подобная черта характера появляется еще в детстве, когда родители разрешают своему чаду все, лишь бы он не
http://womanadvice.ru/egoistichnoe-povedenie

Эгоистичное поведение

Эгои?зм (др.-греч. ??? , лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, в том числе когда индивид ставит свои интересы выше интересов других. Противоположностью эгоизма традиционно считается альтруизм, хотя современная психология часто считает такое противопоставление некорректным. Выделяют также специфические взгляды на эгоизм — такие как «разумный эгоизм», «гедонизм».

А нынче все умы в тумане,

Мораль на нас наводит сон,

Порок любезен — и в романе,

И там уж торжествует он.

Британской музы небылицы

Тревожат сон отроковицы,

И стал теперь её кумир

Или задумчивый Вампир,

Или Мельмот, бродяга мрачный,

Иль Вечный Жид, или Корсар,

Или таинственный Сбогар.

Лорд Байрон прихотью удачной

Облек в унылый романтизм

И безнадежный эгоизм.

Принцип эгоизма в качестве универсального начала человеческой активности был признан в эпоху Просвещения. Сам термин эгоизм появился в XVIII веке. Французские мыслители XVIII века сформулировали теорию «разумного эгоизма», полагая, что основой морали являются правильно понятые собственные интересы («разумное себялюбие», Гельвеций) [1] .

Опираясь на построения Л. Фейербаха, Н. Г. Чернышевский разработал в статье «Антропологический принцип в философии» («Современник», 1860, № 4) свою версию теории разумного эгоизма. Её иллюстрацией отчасти стал роман Чернышевского «Что делать?» (1863):

— Стало быть, правду говорят холодные практические люди, что человеком управляет только расчёт выгоды?

— Они говорят правду. То, что называют возвышенными чувствами, идеальными стремлениями, — всё это в общем ходе жизни совершенно ничтожно перед стремлением каждого к своей пользе, и в корне само состоит из того же стремления к пользе.

— Н. Г. Чернышевский. Что делать? Из рассказов о новых людях. Издание подготовили Т. И. Орнатская и С. А. Рейсер. Ленинград: Наука, 1975 (Литературные памятники), С. 68.

Советский генетик В. П. Эфроимсон полагал, что разумный эгоизм передаётся на генетическом уровне, так как сформирован в процессе длительной борьбы за существование и естественного отбора не одной особи, но группы людей, связанных общей целью [2] :

Эгоизм иногда отождествляют с индивидуализмом и противопоставляют его альтруизму и соборности.

Эгоизм может быть рациональным и иррациональным. В первом случае эгоист оценивает возможные последствия своих действий и действует в соответствии с целесообразностью. Во втором случае эгоист действует импульсивно и недальновидно. [ источник не указан 889 дней ]

Эгоист зачастую не согласен с тем, что окружающие считают его таковым.

  • Этический эгоизм (англ.) русск. — доктрина, которая утверждает, что люди должны делать то, что находится в их собственных интересах.
  • Психологический эгоизм (англ.) русск. — доктрина, в которой утверждают, что люди всегда мотивированы своими интересами.
  • Рациональный эгоизм — убеждение, что разумно действовать в личных интересах.

Термины «эгоизм» и «эготизм» также могут означать:

Эготизм — чрезмерное или преувеличенное чувство собственной важности.

Солипсизм (иногда называемый эгоизмом) — вера в то, что существует только собственное «я», или что только свои переживания можно проверить.

Эгоистический анархизм (англ.) русск. — форма анархизма, о которой чаще всего говорит Макс Штирнер.

Эгоцентризм — отсутствие эмоциональной потребности «войти в положение другого человека».

Источник:
Эгоистичное поведение
Эгои?зм (др.-греч. ??? , лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, в том числе когда индивид ставит свои интересы выше интересов
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B3%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%BC

Эгоистичный ген

Ричард О. Докинз — Эгоистичный ген читать онлайн

Прежде чем пойти дальше, следует дать одно определение. Некое существо, например павиан, называют альтруистичным, если оно своим поведением повышает благополучие другого такого же существа в ущерб собственному благополучию. Эгоистичное поведение приводит к прямо противоположному результату.

«Благополучие» определяется как «шанс на выживание», даже если его влияние на перспективы фактической жизни и смерти так мало, что кажется пренебрежимым. Одно из неожиданных следствий современного варианта дарвиновской теории состоит в том, что, казалось бы, банальные и совершенно незначительные влияния на вероятность выживания могут иметь огромное эволюционное значение. Дело в том, что эти влияния оказывались на протяжении огромных промежутков времени, прежде чем они проявились.

Важно понять, что приведенные выше определения альтруизма и эгоизма не субъективны, а касаются поведения . Меня здесь не интересует психология побуждений. Я не собираюсь вступать в споры о том, «действительно» ли люди, совершающие альтруистичные поступки, делают это во имя тайных или подсознательных эгоистичных целей. Возможно, что у них есть такие цели, а может быть и нет, и мы никогда этого не узнаем, но во всяком случае моя книга не об этом. Мое определение касается лишь того, повышает или понижает результат данного действия шансы на выживание предполагаемого альтруиста и шансы на выживание предполагаемого объекта благотворительности.

Продемонстрировать воздействие поведения на отдаленные перспективы выживания крайне сложно. Пытаясь применить наше определение к реальному поведению, мы непременно должны вводить в него слово «по-видимому». Действие, по-видимому, являющееся альтруистичным, это такое действие, которое на первый взгляд как будто повышает (хотя и слегка) вероятность смерти альтруиста и вероятность выживания того, на кого это действие направлено. При более пристальном изучении нередко оказывается, что действиями кажущегося альтруиста на самом деле движет замаскированный эгоизм. Повторяю еще раз: я не имею в виду, что альтруист втайне руководствовался эгоистичными побуждениями, однако реальные воздействия его поступка на перспективы выживания оказались противоположными тем, какими они казались сначала.

Я приведу несколько примеров поведения, кажущегося эгоистичным и кажущегося альтруистичным. Имея дело с представителями Homo sapiens , трудно подавить в себе привычку к субъективному мышлению, а поэтому я воспользуюсь примерами, относящимися к другим видам. Приведу вначале несколько разнообразных примеров эгоистичного поведения индивидуальных животных.

Обыкновенная чайка гнездится большими колониями, в которых гнезда расположены на расстоянии 1,5–2 м одно от другого. Только что вылупившиеся птенцы так малы и беспомощны, что их легко проглотить. Нередко чайка поджидает, пока соседка отвернется или отправится на рыбную ловлю, и, налетев на одного из соседских птенцов, заглатывает его целиком. Она получает таким образом хорошую питательную еду, не утруждая себя добыванием рыбы и не оставляя свое собственное гнездо без защиты.

Гораздо шире известен мрачный каннибализм самок у богомолов. Богомолы — крупные хищные насекомые. Их обычную пищу составляют мелкие насекомые, например мухи, но они нападают почти на все, что движется. При спаривании самец осторожно взбирается на самку и копулирует. При этом самка, если ей удастся, съедает самца, откусывая ему сначала голову. Она проделывает это, либо когда самец к ней приближается, либо как только он взберется на нее, либо после того, как они разошлись, хотя, казалось бы, благоразумнее было начать поедать самца после окончания копуляции.

Однако создается впечатление, что утрата головы не нарушает ритма полового акта. Более того, поскольку в голове насекомого расположены некоторые тормозящие нервные центры, возможно, что, съедая голову самца, самка повышает его половую активность[1.3]. В таком случае это дает дополнительную выгоду. Главная же выгода — получение прекрасной пищи.

Для таких крайних проявлений каннибализма прилагательное «эгоистичный» может показаться слишком мягким, хотя оно хорошо соответствует нашему определению. Вероятно, нам легче понять поведение королевских пингвинов в Антарктике: в одной заметке сообщалось, что они стояли на краю воды, не решаясь нырнуть, так как опасались пасть жертвой тюленей. Если бы хоть один из них рискнул нырнуть, остальные узнали бы, есть поблизости тюлень или нет. Никто, естественно, не хочет выступать в роли морской свинки, и поэтому они выжидают, а иногда даже пытаются столкнуть друг друга в воду.

Чаще эгоистичное поведение выражается просто в отказе поделиться каким-нибудь ценным ресурсом — пищей, территорией или брачным партнером. Приведем теперь несколько примеров поведения, очевидно альтруистичного.

Поведение рабочих пчел, жалящих грабителей, которые пытаются украсть у них мед, обеспечивает весьма эффективную защиту. Но эти пчелы, в сущности, выступают в роли камикадзе. Ужалив врага, пчела обрекает себя на гибель, так как при попытке вытащить назад жало она вытаскивает вместе с ним из собственного тела все внутренние органы. Ее самоубийственная акция может спасти запасы пищи, жизненно необходимые семье, но сама она уже не сможет воспользоваться ими. Согласно нашему определению, такое поведение следует называть альтруистичным. Напомню еще раз, что речь идет не об осознанных побуждениях. Как в этом случае, так и в примерах эгоизма такие побуждения, есть они или нет, не имеют отношения к нашему определению.

Пожертвовать жизнью ради друзей — несомненное проявление альтруизма, но подвергнуть себя ради них небольшому риску также следует считать альтруизмом. Многие мелкие птицы, заметив летящего хищника, например ястреба, издают характерный «крик тревоги», в ответ на который вся стая принимает соответствующие меры, чтобы избежать нападения. Судя по косвенным данным, птица, подающая сигнал тревоги, подвергает себя особенно большой опасности, потому что привлекает внимание хищника именно к себе. Это лишь незначительный добавочный риск, но тем не менее такой акт следует, во всяком случае на первый взгляд, отнести в соответствии с нашим определением к числу альтруистичных.

Наиболее распространенные и самые ясно выраженные акты альтруизма среди животных совершают родительские особи, в особенности матери, по отношению к своим детенышам. Самки высиживают их в гнездах или вынашивают в собственном теле, кормят ценой больших жертв и подвергают себя большому риску, защищая их от хищников. Приведем лишь один пример. Многие птицы, гнездящиеся на земле, заметив приближающегося хищника, например лису, начинают «отводить» его от гнезда. Родительская особь отходит от гнезда, прихрамывая и приподняв одно крыло, как если бы оно было сломано. Хищник, почуяв легкую добычу, уходит от гнезда с птенцами. В конце концов птица перестает притворяться и взлетает вверх как раз вовремя, чтобы избежать лисьих челюстей. Она, вероятно, спасла жизнь своих птенцов, но рисковала при этом сама.

Рассказывая все это, я не пытаюсь что-то доказать. Избранные примеры никогда не могут служить серьезными аргументами ни для какого обобщения, заслуживающего доверия. Я привожу эти истории просто в качестве иллюстраций того, что я понимаю под альтруистичным или эгоистичным поведением на уровне индивидуумов. Эта книга покажет, как эгоизм или альтруизм отдельного индивидуума можно объяснить тем основополагающим законом, который я называю эгоистичностью гена . Однако сначала я должен остановиться на одном ошибочном определении альтруизма, поскольку оно широко известно и даже преподносится учащимся во многих школах.

Это объяснение основано на уже упоминавшемся мною неверном представлении, что предназначение эволюции живых существсовершать действия «во благо данного вида» или «во благо данной группы». Нетрудно видеть, как эта идея зародилась в биологии. Большая часть жизни животного посвящена размножению, а большинство актов альтруистичного самопожертвования, наблюдаемых в природе, совершаются родителями во благо своих детенышей. «Сохранение вида» — обычный эвфемизм, означающий размножение, и оно несомненно представляет собой следствие размножения. Достаточно лишь слегка продолжить наши рассуждения, чтобы прийти к выводу, что «функция» размножения состоит в продолжении существования вида. От всего этого лишь один короткий неверный шаг к заключению о том, что поведение животных обычно направлено на сохранение вида. Совершенно очевидно, что следующий вывод — альтруизм по отношению к собратьям по виду.

Источник:
Эгоистичный ген
В книге английского автора представлен один из современных подходов к проблеме эволюции. Рассмотрены биологические основы поведения и его роль в естественном отборе. Книгу отличает блестящий, увлекательный стиль изложения. Первое издание было международным бестселлером, переведено на 13 языков и широко используется в мире при преподавании биологии. Настоящий перевод делается со второго, дополненного издания. Для специалистов по теории эволюции и социобиологии, биологов и всех интересующихся проблемами биология, и частности биологическими основами поведения.
http://www.bookcity.club/page,3,142686-%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B0%D1%80%D0%B4-%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B7-%D1%8D%D0%B3%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B3%D0%B5%D0%BD.html

COMMENTS