Духовное развитие ребенка

Духовное развитие ребенка

Слободчиков В. И.

Введение в проблему

Тема нашего обсуждения чрезвычайно важная и объемная. Я хотел бы обозначить лишь самые общие вопросы, сделать лишь отдельные акценты, чтобы навести хотя бы относительный порядок в наших представлениях по данной теме. Это первый момент.

Второй момент – так как я психолог, то главный акцент, естественно, буду делать, прежде всего, на духовно-нравственном развитии, не столько на воспитании, сколько на развитии. Потому что воспитание в этом плане является прикладной, практико-ориентированной частью общих проблем развития человека, развития его личности. Здесь важно развести сферы ответственности, сферы действия.

То, что позволено, и то, что может сказать и сделать психолог — это одно, а то, что может сказать и сделать педагог — это другое. Ясно, конечно, что современный психо-лог образования должен быть педагогически грамотен, но и наоборот – современный педагог должен быть не менее психологически образованным, оставаясь при этом педагогом. Только в этом случае они могут оказаться в одном смысловом пространстве, а значит — могут стать подлинными со-работниками.

Далее — я хотел бы сделать общую разметку основного материала данного сообщения.

Первая позиция — духовная ситуация в современном мире и в России — в частности. Мы должны ее точно поименовать. В чем здесь проблема, почему мы с такой горячностью обсуждаем ее в последнее время?

Вторая позиция – понятие духовности, ее природы и источников. Потому что слово «духовность» сегодня у всех на языке, но что за этим словом стоит – это иногда даже страшно подумать. Здесь мы с вами должны опять сделать разметку или произнося это слово, мы должны отдавать себе отчет, что мы имеем в виду, когда произносим это слово.

Третья позиция — может быть в кавычках, как некая метафора — это само «жизненное пространство, пространство существования» духовно-нравственной ипостаси человека. А где все это живет? — это живет в наших мозгах или это живет в книгах, или есть какое-то другое более внятное пространство, и мы должны его обозначить.

Четвертая позиция – в психологии она заявлена, про это достаточно много написано и потихоньку она входит в профессиональный язык педагогов – это понятие детско-взрослой общности. Мы привыкли говорить «учитель – ученик», «воспитатель – воспитуемый», мы привыкли говорить «класс», «школа», вот такими глобальными оргформами мы оперируем, а существо дела зачастую пропадает за этой организованностью, пропадает сама живая реальность встречи поколений, встречи взрослого и ребенка.

Кто (не что?), а кто встречается, и как они встречаются, и какое содержание живет в этих встречах — это требует специально отдельного обсуждения. Здесь точно также необходимо сделать разметку, обозначить и расставить некоторые акценты. В противном случае мы с вами будем постоянно говорить об абстрактных, неодушевленных предметах типа — школа, образовательные учреждения, подростки, которые для нас не живые люди, а просто некая криминально-временная метка и не более того, а что это за человек, который обозначается таким словом как подросток, мы часто не обсуждаем. Или ребенок, школьник, ученик второго класса или старшеклассник и т.д. – они кто в своей человеческой определенности? Т.е. эти вопросы, все эти разметки нашего профессионального говорения должны обрести какое-то измерение, т.е. мы должны ощущать живого человека, ощутить живую жизнь, которая за этими метками существует.

И еще один момент (он не последний) — это вопросы, связанные с проблемой семьи, семья — как малая церковь, прежде всего в этом своем измерении, не только в со-циальном, а и в культурологическом смысле. Эта проблема, как я ее обозначаю — встреча поколений. По словам Владимира Петровича Зинченко, одно из определений образования – это дар одного поколения другому. И здесь возникает вопрос: а что же мы дарим, кто является дарителем, и какой дар мы предлагаем вот этому, другому поколению.

Отдельный вопрос – это обсуждение понятия братства, сестричества, потому что по остаткам нашего советского сознания мы постоянно любые человеческие объединения сводим к понятию коллектива, у нас всегда только коллектив — как некое жестко структурированное сообщество людей, и все главное в этом объединении – только структура. А вот что там внутри, сам дух общности — к сожалению, слабо улавливается. Я думаю, что все эти моменты мы должны сделать темой нашего обсуждения. Тогда многие загадки нашей жизни, в том числе и в развитии духовности, нравственной сферы у нас и у наших детей станут более прозрачными.

Это примерная разметка проблемного поля нашей с вами Встречи. Разметка не полная, оговорюсь сразу, она может быть расширена, более детализирована, и частично я попытаюсь сделать это в своем сообщении.

1. Духовная ситуация в мире и в России

Сегодня практически у всех на слуху такие слова, такие два мировых принципа, под гнетом которых организуется наша жизнь, как глобализация и постмодернизм. Эти два принципа, эти две, если можно так сказать, головные боли современного мира уже фактически привели к цивилизационному кризису не только европейского, и планетарного масштаба.

Что происходит? Происходит унификация социально-политических структур, разрушение форм культурной, исторической и духовной идентификации человека, размывание любых мировоззренческих основ его самоопределения и одновременно – призыв уповать только на свою собственную самость в качестве основы и смысла жизни.

Сверхценностью объявлена демократия, ради которой можно идти на уничтожение не только государственного строя, но и целого народа. Это мы наблюдали в Югославии, это мы ощущаем у себя в России. Самый последний урок – это Ирак, в списке ожидания — целый ряд других стран, а сама эта тенденция набирает силу, например, сегодня на Украине.

Сегодня уже фактически сложилась идеология постмодернизма (самая «современная современность»), который настаивает, что все, абсолютно все в мире относительно. Можно верить в это, а можно в другое, можно отстаивать такие ценности, а можно разделять иные. Все критерии и границы условны – как договоримся. Отсюда еще две идеологические приманки – толерантность и общечеловеческие ценности; заметьте — не любовь к ближнему, а лицемерная терпимость; терпение, так сказать, стиснув зубы, во имя ценностей какой-либо очередной сверхдержавы в качестве общечеловеческих.

Идеология постмодернизма и глобализации направлены на то, чтобы разрушить, смести, или, по крайней мере — нивелировать исторически сложившиеся защитные, иммунные системы того или иного народа – в виде устойчивых форм государственности, ценностей национальной культуры, традиционного образа жизни, вообще – хоть какого-нибудь осмысленного уклада. Только в этом случае можно будет превратить народ в этнографическую массу, в так называемое население.

Здесь необходимо учитывать две составляющие. Политико-экономическая составляющая, которая задает тип государственности и его границы, и духовно-культурная — глубинная составляющая, которая цементирует и сохраняет во времени такую реальность, как народ — с его исторической памятью и со своей системой ценностей.

Исторический опыт свидетельствует, что нация (народ) вырождается и исчезает из истории не тогда, когда в нем появляется много людей с патологическим поведением (преступников), но когда в общественном сознании исчезает (падает) до некоторого критического уровня понятие «норма». Для того чтобы общество осознало грозящую ему опасность, необходима сила, обладающая «пророчески-обличительной» способностью. Этим качеством в плане сохранения общественного человеческого сознания в России обладает только православная Церковь!

Вы знаете, что даже у нашего организма есть специальный механизм, который отторгает некое чужеродное тело, попадающее в наш организм. Например, несовместимость тканей. Уже на генном уровне есть мощные механизмы защиты, которые придают уникальность, единичность, некую самостность любому организму.

ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА и атмосфера в семье

Наряду с интеллектуальным, эмоциональным, физическим и социальным развитием у каждого малыша происходит также и развитие духовной сферы. Как для других аспектов развития, в развитии духовности ребенка основную роль играют родители – их пример, поведение, обстановка, создаваемая ими.

Рождаясь, каждый малыш исследует мир. Если в своем мире, в окружении, с ранних дней он находит тепло и заботу, любовь и доброту, то у такого малыша закладывается очень надежный фундамент для дальнейшего духовного роста.

Информация, которая влияет на духовное развитие ребенка, приходит через ворота пяти чувств: слух, зрение, вкус, обоняние и осязание. Родители должны быть очень осознанны и осторожны в том, какая информация приходит к ребенку.

Многим кажется, что если оберегать ребенка от прямого попадания негативной информации (не ругаться в его присутствии, выходить в соседнюю комнату) – вреда не будет. Это не так. Ведь семья связана единым полем, и основная информация передается именно по полю. Если мы ругаемся на улице, а потом приносим это состояние в дом и позволяем негативу присутствовать в поле семьи – эффект будет тот же, как если бы это происходило в присутствии ребенка. Если информация присутствует в поле родителей — значит, она есть и в поле ребенка, и это негативно скажется на его развитии, здоровье, мироощущении и дальнейшей жизни. В таком случае родителям не нужно удивляться, откуда у ребенка порча, и искать виноватых на стороне.

Чтобы не вредить ребенку, родители должны как можно быстрее освобождаться от негативной информации – очищать свою душу и поле. Для этого существуют духовные приемы и практики – покаяние и прощение, молитва и медитация.

Духовная атмосфера в семье, которую малыш наблюдает с раннего возраста, положительно влияет на его духовное развитие. Если ребенок с детства слышит духовную музыку, видит духовные атрибуты, молится с родителями или присутствует при их духовных занятиях дома или в храмах — это помогает ребенку развивать духовность уже с раннего возраста и как можно дольше сохранить младенческое естественное состояние чистоты. Но самое главное для духовности ребенка – это мир, лад и любовь между родителями.

Оставить комментарий Отменить ответ

с 16 по 25 марта 2018 года

для всех желающих

Новое на сайте:

— БРОНХИТ: психосоматика болезни

— Комнатные растения с сильнейшей энергетикой

Духовное развитие ребенка

Человек рождается в определенном регионе Земли, в определенном городе, в назначенный час, минуту и секунду, и никто не в силах изменить начатое: Человек вступает в Поток Жизни, Судьба включает свои часы а мы, родители, теперь отвечает за жизнь, здоровье и духовное развитие ребенка.

Он пришел, Ваш малыш! Открылась дверь в новый мир. Под каким знаком Зодиака родился Ваш ребенок Вы, конечно, знаете. Но знаете ли Вы, что в человеке существуют два начала: мужское — ян и женское — инь.? Солнце, Марс, Юпитер, Плутон — имеют мужскую природу — ян. Луна, Венера, Сатурн, Нептун — женскую природу — инь. Земля, Уран, Меркурий — проводники энергий и влияний, посредники.

Мужское начало на Земле проходит стадии эволюции, связанные с мужскими активными планетами — отдающим началом. Женская же природа и эволюция проходит по оси Луны и Венеры — женское воспринимающее начало.

Люди, способные в процессе жизни совместить в себе качества и мужской и женской природы и развить их до полного раскрытия личности, достигают определенных высот сознания, полноты бытия и тех гармоничных уровней, когда они уже становятся свободны от Кармы. Человек пришел на Землю, получил первый стресс — вдохнул и начал свой Путь.

У девочки до семи лет проявляется Лунная природа восприятия мира. Душа ее отражает, словно зеркало, и впитывает существующую реальность, приобретая свою. Открытая, чистая, как горный ручей, неиспорченная, невинная сущность взаимодействует с миром. Это самый важный и затяжной период восприятия.

В этот период в ней формируется женский душевный потенциал, способность сопереживать и отдавать, милосердие, качества матери и жены, внутренний мир и подсознание. Как правило, если до семи лет девочка видит дисгармонию в союзе родителей, то в свою будущую семью она принесет родительские комплексы, невольные срывы гармонии и равновесия, истерики. Этот фундамент заложен на всю жизнь.

Мальчик, природа которого — творческая, солнечная отдача энергии в жизни, до семи лет, находясь под влиянием Солнца, учится взаимодействию с миром. Качества отца, творца, мужа, благородство, самоотдача, забота о ближнем или качества самовлюбленного эгоиста, требующего поклонения «себе, любимому», способность «гореть» и освещать другим их жизненный Путь, потенциальная возможность развиваться самому и дать импульс для развития окружающим, отношения с отцом — закладываются в этом возрасте.

Лучшее, что может внушить отец сыну: если движет тобой честолюбие и желание власти над миром и людьми, если ищешь ты рабов и поклонения — ты существо из антимира, нет тебе места на Земле. Ты не оставишь после себя ничего, кроме разрушения. Но если твой принцип — не захват чужой энергии и внимания, а отдача, как у Солнца людям, и движет тобой Любовь ко всему сущему — ты на правильном пути, какие бы большие камни ни лежали на нем.

Земля является проводником влияний: она дарит свои Законы детям, учит детей Любви, рождает духовное понимание, душевное притяжение, мир, покой, равновесие. Вторую ступень урока Жизни олицетворяет пара Марс — Венера и связь между ними — Меркурий.

До четырнадцати лет под влиянием Марса мальчик накапливает мужскую и физическую силу, волю, склонность к активным действиям, бесстрашие или трусость. Формируется воин и рыцарь. Мужское творческое начало — Солнце, получает тот толчок, который закладывает активные или пассивные импульсы в жизни. К четырнадцати годам жизненные каналы приобретают свой «огонь», переполняясь энергией.

Это важнейший период сохранения энергий и подключения мальчика к эгрегору рода, к генетическому дереву нации, государства, к Космическому Закону. Он уже не беспорядочный хаотический атом, а астральный воин и защитник. Теперь он напрямую связан с Небом. После четырнадцати лет, выдержав испытания, мальчик становится равноправным членом мужского общества.

Противостоит Марсу и дополняет его Венера. Венера — «Маяк Любви», служащий путеводной звездой людям во все времена. Она формирует нежное женское существо с семи до четырнадцати лет. Именно формирует.

Венера лепит ее, дает ее телу форму, наделяет красотой, мягкостью, эстетическим восприятием мира, дарит ей вкус, гармонию или дисгармонию; она наделяет способностью любить, высокой чувственностью или полным бесчувствием. В древности жрецы, зная силу женской энергии, учили девочек до четырнадцати лет набирать потенциал. Этой энергией можно было творить чудеса. С заложенными Венерой качествами, девушка вступает во взрослую жизнь.

Для взаимодействия между Марсом и Венерой требуется посредник — Меркурий. Меркурий — это не только посланник Богов — это контакт, связь, речь, мысль. Он формирует и закладывает у подростков Законы общественного и внутреннего.

Но на формирование и развитие ребенка оказывают влияние не только Звезды и Планеты, но и люди, окружающие его, среда, в которой он растет и воспитывается.

С детьми надо работать с самого раннего детства; чем раньше, тем лучше. После трех лет организм уже способен к восприятию, и можно многое сделать в развитии желательных и необходимых качеств. Особенностью первого семилетия жизни ребенка является то, что он живет как бы одновременно в двух мирах. В возрасте трех — пяти лет дети могут помнить о своем прошлом воплощении и о пребывании в Мире Тонком, до семи лет многие видят образы Тонкого Мира.

«Дети очень много помнят, особенно в самом раннем возрасте, из своих прежних воплощений» (Письма, Е.И.Рерих, III, 29.07.39г.). «Они помнят и о пребывании между земными жизнями, но их не умеют расспросить. они могут рассказать о ценных ощущениях» (Мир Огненный,III,542).

Взрослые! Присмотритесь к своим детям! Они видят мир не таким, как мы, они видят другую реальность, знают больше, чем мы, их сознание подвижно, они способны вступать в контакт с Природой: их не боятся птицы, трава и цветы не получают от них стресс — они узнают друг друга, понимают, сочувствуют, общаются — никто не страдает, пространство гармонично.

У детей правильное видение Мира. Не калечьте их сознание своим грубым примитивизмом, не навязывайте им свое мышление, не подавляйте их, не дайте гармонии уйти из их Душ. «Уберегите детей от всего ложного; уберегите от дурной музыки; уберегите от сквернословия; уберегите от ложных состязаний; уберегите от утверждения самости, тем более что нужно привить любовь к непрестанному знанию» (Община,116).

До семи лет ребенок, как мягкий воск, из него можно лепить все, что угодно. «После семи лет уже много потеряно»(Община,102). Тогда уже порывается связь ребенка с Тонким, духовным Миром, он становится более материальным и начинает уже обнаруживать характер будущего человека. «. После семи лет сознание уже приобретает неизгладимый след для всей жизни» (Иерархия,244).

Два года при Медицинской Академии Духовного Развития «МАДРА» работает детская духовная школа. Опираясь на опыт ее работы, мы пришли к выводу о необходимости и возможности лечения детей и профилактики у них заболеваний, на основе Учения Живой Этики.

Создать у ребенка стройную систему мироздания, определить свое место в ней и далее жить, ориентируясь на эти представления, познать себя, улучшить нравственно и физически, осознать причину заболевания и стать активным участником борьбы со своим недугом, достичь гармонии — вот наша задача. И результаты, которые мы получаем, обнадеживают.

В процессе лечения у детей исчезли: проявления аллергического дерматита и вазомоторного ринита, синдром навязчивых движений, энурез, страхи, плаксивость, раздражительность, закомплексованность; купировались приступы бронхиальной астмы, улучшалось зрение, нормализовывался сон. Улучшились взаимоотношения с родителями и сверстниками, ушла конфликтность, появился интерес к знаниям, увлеченность, стремление стать лучше. Дети преображались, становились чище, добрее, мудрее.

Лечение и воспитание детей — творческий процесс, он не терпит шаблонов, готовых рецептов и приемов. «Дайте детям возможность мыслить» (Община,157). «Учите детей летать высоко»(Община,189).

Учение Живой Этики вооружает нас знанием особенностей духовной эволюции ребенка, позволяет рассматривать маленького человека, как Космическое существо, которое приходит на Землю не только для того, чтобы получить необходимый ему, для дальнейшей эволюции опыт и выполнить определенную программу, но и донести до нас знания о гармонии Вселенной.

И мы должны учиться воспринимать его не как глупого несмышленыша, делающего по жизни первые шаги, а как мудрый Дух, который еще недавно был частичкой Высшего Разума; как сложившуюся индивидуальность, уже имеющую опыт прошлых жизней и свои духовные накопления.

И как важно увидеть индивидуальные особенности ребенка и помочь отыскать ему нужное направление. «Считаю, можно направить детей от самых малых лет к познанию Высшего Мира. Не будет это насилием, ибо поможет детям легко принимать то многое, что скоро забывается. Притом, такое проявление проснется в несравненно прекрасных формах» (АУМ,166).

Духовное развитие ребенка

Сегодня со всех сторон слышится необходимость духовного развития детей, и каждый понимает это по-своему. Кто-то предлагает сделать больший уклон на чтение священных книг, кто-то придерживается того, что нужно посетить святые места и принимать активное участие в священных обрядах и таинствах, кому-то достаточно того, что ребенок будет вести культурный образ жизни — ходить на концерты, выставки, получать достойное образование. Но все это по отдельности, да и вместе, не говорит о том, что, если ребенок будет придерживаться этого образа жизни, он будет духовно развит. Все подобные рекомендации оценочны, и у каждого свое к ним отношение.

Вряд ли духовное развитие — это что-то подобное, хотя, конечно, без знаний о своей стране и ее культуре человека сложно назвать духовно развитым.

Если обратиться к религии, то Дух — это частица того огня, которую Творец вложил в каждого человека, он дает нам жизнь, возможность проявлять себя, сопереживать и постигать истину. Поэтому «развивать» Дух вряд ли возможно, он изначально совершенен, хотя, говорят, что и у совершенства нет предела.

Родители должны не помогать ребенку развивать Дух, а увеличить его значимость в их жизни, тогда ребенок сможет во всех ситуациях вести себя справедливо, поступать по совести, отказываться от негативных поступков, которые идут вразрез с его совестью.

По сути, окружающий нас мир — это средства, которые нас либо духовно развивают, либо приводят к обратному процессу — деградации.

Приведем пример. Возьмем первый постулат — «чтение священных книг». Неужели после этого люди перестанут завидовать, убивать, врать? Нет, по крайней мере, не все. Человек может быть образованным, получить несколько ученых степеней, но разрабатывать бактериологическое оружие.

Прежде всего, человек должен сам понимать свои действия, осознавать возможность наступления последствий. Нужно прививать ребенку это понимание с детства, для этого родители должны попытаться наладить с ребенком диалог, отвечать на все возникающие вопросы, но и помогать ему узнавать большее об окружающем мире и культуре — молитвы, таинства, традиции.

В детстве я не была набожным ребенком, лишь верила в то, что есть что-то свыше, но молитва матери была одной из моих самых любимых, именно из нее я понимала мир, постигала новое, и сегодня стараюсь сделать так, чтобы и мои дети знали ее и передавали своим малышам.

Сегодня можно найти стихотворение «молитва матери» Есенина, особенно пронзительно стихотворение Сергея Шалатовского с таким же названием, прочтите их своим детям, ведь очень сложно сохранить терпимость к родным, особенно когда находишься рядом с ними постоянно, можно обидеть словом или делом невзначай, но помните, что никого ближе у вас нет и никогда не будет.

Друзья! Заранее прошу прощенья, —

Быть может, и не время вспоминать,

А я вот вспомнил, вспомнил всё мгновенно:

Деревню нашу, дом, отца и мать.

Отец и мать мне часто говорили:

«Сыночек, милый, к Богу обратись!»

И ежедневно обо мне молились.

Но я любил совсем другую жизнь, —

Вино, друзья и сотни развлечений

Мне ослепили сердце и глаза.

И, ослепленный, с диким наслажденьем

Смотрел я в рюмку, а не в небеса.

Молитвы для меня страшнее яда были,

О Боге я и слышать не хотел.

Летели дни… Я жил в грязи и пыли…

И думал я, что это мой удел.

Мне не забыть, наверное, навеки

Тот страшный день, — отец мой умирал…

Из материнских глаз слез вытекали реки,

А я стоял хмельной и хохотал:

«Ну, где же Бог твой? Что ж Он не спасает?

Он — Исцелитель, — что ж ты не встаешь?!

Без Бога люди также умирают, —

И ты, отец, как все в земле сгниешь.»

Он улыбнулся и сказал сердечно:

«Я жив еще, а ты, сынок, мертвец,

Но знай, что мертвым ты не будешь вечно,

И вскоре воскресит тебя Творец!»

Отца похоронили… Мать молилась,

Втройне молилась о душе моей.

Потоки слёз, что за меня пролились

Я буду помнить до скончанья дней.

Ну, а тогда я думал по-другому…

Была противней мать мне с каждым днем.

И вот, однажды я ушел из дома

Глубокой ночью, словно вор, тайком.

Тогда кричал я: «Вот она — свобода!

Теперь я волен в мыслях и делах.»

…Не знал тогда я то, что жизнь — болото:

Ступил на кочку — и увяз в грехах.

И жизнь меня, как щепку, закружила

В водовороте суеты и зла.

Вначале хорошо кружиться было,

Но вскоре закружилась голова.

И вскоре стал ужасной, страшной мукой

Мне каждый круг и каждый оборот.

Я волю напрягал, ум и — до боли — руки,

Но жизнь — водоворот, водоворот…

«Друзья» — какое лживое, обманчивое слово! —

В водовороте самый первый круг.

О, если б жизнь моя могла начаться снова —

Со мною б был Единственный и лучший Друг!

Круг развлечений, в золото одетый,

Меня своим сияньем ослепил.

Я был слепцом, не видел рядом Света,

И в страшном мраке по теченью плыл.

Вино — источник зла и тысячи лишений…

Приятный круг — о, скольких он сгубил!

Но есть источник жизни и спасенья —

Не пил я из его, я из бутылки пил.

Но, кто же мог спасти меня от смерти,

От тех кругов, влекущих так на дно?

Не человек, не человек, поверьте!

Ответьте, кто же? Ну, ответьте, кто?!

Метался я, не находя ответа.

И вот, однажды летом, в сильный дождь,

На улице я друга детства встретил.

Увидев земляка, почувствовал я дрожь.

Предстал передо мною милый образ:

Глаза печальные и мокрые всегда.

Забилось сердце, задрожал мой голос,

А вырвались бездушные слова:

«Ну, как там мать, меня хоть вспоминает?

Наверное, давно уж прокляла?

Хотел заехать все, да время не хватает, —

Сам понимаешь, то работа, то дела.»

«Дела, работа… Помолчал бы лучше —

Твои дела нетрудно угадать!

Я расскажу, но только сердцем слушай

Про то, как „позабыла“ тебя мать.

Когда сбежал ты, мать твоя от горя

Вся поседела — ведь тобой жила!

И каждый день, в любую непогоду,

Шла на распутье и тебя ждала.

И руки простирая свои к Богу,

Молясь во имя пролитой Крови,

Она стояла, влитая в дорогу,

Столпом надежды, веры и любви.

Ну, а когда стоять была не в силах,

Когда она в постель совсем слегла, —

Кровать к окну подвинуть попросила,

Смотрела на дорогу и ждала…»

Его слова стремительным порывом

С души сорвали равнодушье враз.

Я задрожал и прошептал пугливо:

«Скажи, что с ней? Она жива сейчас?»

«Сейчас — не знаю… Уезжал — дышала…

В бреду я слышал страшные слова:

— Сыночек милый, ты пришел? Я знала…

А ты, работа, говоришь, дела. »

Я побежал, подстегнутый, как плетью,

Одним желаньем, жгущим, как огнем:

Увидеть мать, не опоздать, успеть бы

Упасть пред ней, раскаяться во всем!

Вокзал и поезд… И одно лишь слово

В висках стучало молота сильней.

Хотел не думать, но напрасно, — снова

Я слышал лишь одно: «Скорей, скорей!»

Вот поезд встал. Я вышел. От волненья

Меня трясло и что-то жгло в груди.

Я в ночь шагнул дрожащей, страшной тенью

От пламени, горевшего внутри.

…Знакомая дорога и деревья,

И только незнакомый сердца стук…

Вот кладбище, за кладбищем — деревня.

Могилы… И отца я вспомнил вдруг.

И ноги как-то сами повернули…

И в тишине, зашелестев листвой,

Меня к его могиле потянули

Заросшей и заброшенной тропой.

Я шел, до боли напрягая зренье:

Знакомая березка — значит, здесь…

Впервые в жизни встал я на колени,

Прижав к щеке холодный, мокрый крест:

«Отец, прости безумную ошибку!

Ты прав! — ты жив — я слышу шепот губ.

Стоишь ты предо мной, твоя улыбка…

А я — зловонный, сгнивший, мерзкий труп.

Но я заботой и любовью к маме

Сотру все прошлое, клянусь тебе!

И ты, мой папа, будешь в сердце с нами…

А если. Если мать уже в земле?!»

И сердце снова бешено забилось.

Я огляделся… Тьма, ни зги кругом

И, вдруг — луна… Окрестность осветилась,

И я увидел рядом свежий холм.

Да, лишь луна и звезды только знают,

Как я со стоном на могилу пал

И мамин холмик обнимал, рыдая,

И землю по-сыновьи целовал:

«Ты слышишь, мамочка? Прости, родная!

Не надо, не молчи, открой уста!

Давай молиться вместе, дорогая, —

Встань, мама, слышишь, умоляю — встань!»

Но холм молчал, дыша могильным тленьем.

Кругом — ни звука, словно мир уснул.

И, вдруг, я понял, Кто мне даст прощенье, —

И с воплем к небу руки протянул.

И эта ночь последней стала ночью

В моей безбожной жизненной ночи, —

Она открыла мне слепые очи,

Она мне влила в сердце Божий мир.

С тех пор живу я с Господом Иисусом, —

Моя в Нем радость, счастье, чистота!

И никому теперь сказать не побоюсь я,

Что я не мыслю жизни без Христа.

Когда я вижу пред собой картину:

Заплаканную, сгорбленную мать,

А рядом — гордого, напыщенного сына,

От всей души мне хочется сказать:

«Вы, матери, имеющие сына,

Прострите ваши руки к небесам —

И верьте, что молитвы ваши сильны

Творить и после смерти чудеса.

Вы сыновья, забывшие о Боге,

Взгляните на молящуюся мать

И встаньте рядом, чтоб в своей дороге

Вам эти слезы не пришлось пожать!»

PREGNANCY.ORG.UA — это ваш друг, помощник и путеводитель по беременности, советчкик по вопросам планирования, ну и друг в вопросах воспитания ребенка. Это то место, где можно отдохнуть душой от повседневных забот, встретить единомышленников, поделиться своим опытом или получить бесценный совет. С нами новоиспеченные мамы становятся уверенными в себе родителями, Мамами с большой буквы.

Копирование материалов сайта возможно с активной ссылкой на первоисточник.

Информация на сайте ппредоставляется исключительно с целью ознакомления. При первых признаках заболевания обратитесь к врачу.

Все фотографии пренадлежат их авторам и взяты из открытых источников.

Источники:
Духовное развитие ребенка
Духовная ситуация в мире и в России. Мировоззренческая катастрофа в России. Соблазн оккультизма. Проблема духовности и духовного бытия человека. О пространстве духовно-нравственного развития.
http://mirznanii.com/a/204954/dukhovnoe-razvitie-rebenka
ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА и атмосфера в семье
Как отношения между родителями и атмосфера в семье влияют на здоровье, жизнь и духовность ребенка
http://sbogom.kiev.ua/duhovnoe-razvitiye-rebenka/
Духовное развитие ребенка
Ребенок — вестник вселенной
http://www.astromeridian.ru/page69.php
Духовное развитие ребенка
Сегодня со всех сторон слышится необходимость духовного развития детей, и каждый понимает это по-своему. Кто-то предлагает сделать больший уклон на чтение священных книг, кто-то придерживается того, что нужно посетить святые места и принимать активное участие в священных обрядах и таинствах, кому-то достаточно того, что ребенок будет вести культурный образ жизни — ходить на концерты, выставки, получать достойное образование. Но все это по отдельности, да и вместе, не говорит о том, что, если ребенок будет п…
http://pregnancy.org.ua/baby/article31920.html

COMMENTS