Дошкольное развитие детей

Дошкольное развитие ребенка

29 января 2014 . Раздел Развивалки

Дошкольное развитие ребенка заключается не только в каких-то специальных занятиях с педагогами. Ключевую роль для его развития играет ближайшее окружение. Такова детская психология развития. Без участия близких людей (мамы, папы, бабушки, сестер и братьев) эмоциональное развитие ребенка, его речь, психическое развитие очень затруднены.

Для ребенка в возрасте от 1 до 3 лет поддержка со стороны близких просто необходима, как считает немецкий психолог Эрик Эриксон. Действительно, именно в этом возрасте происходит активное познание мира ребенком. А на этом нелегком пути ему могут встретиться и препятствия, и горести, и радости. И кто как не близкий человек поможет ему преодолеть неудачи, мотивируя ребенка к успеху, радуясь вместе с ним его достижениям.

Социальная активность ребенка начинает развиваться от 3 до 6 лет. Это возраст, когда для ребенка важны и интересны сюжетно-ролевые игры, когда ребенок должен обучаться взаимодействию с людьми в различных обстоятельствах.

Разработаны методики развития детей, которые могут помочь родителям в воспитании ребенка. Основное преимущество новых методик в том, что материал преподносится в яркой, запоминающейся форме. Применение новых методик не повод отказываться от старых, испытанных временем программ, но и обучение по вновь разработанным программам дает хорошие результаты.

Наиболее известными и результативными методиками являются следующие:

— методика Глена Домана

— система Марии Монтессори

— обучение чтению по Зайцеву

— игры по системе Никитиных

— воспитание ребёнка по Вальдорфской системе

— методика развития Сесиль Лупан.

Рассмотрим вкратце каждую из них.

Направлена данная методика, в основном, на обучение ребенка чтению, но при этом, большое внимание уделяется и его физическому развитию.

Суть данной системы состоит в том, что ребенку на промежуток времени от 1 до 2 секунд дают посмотреть на карточку, где написано слово и размещен соответствующий ему рисунок. Взрослый должен четко и громко произнести это слово. В основе методики Домана лежит идея, заключающаяся в том, что слово запоминается ребенком не по буквам и не по слогам, а целиком.

К недостаткам данного метода можно отнести, прежде всего, пассивную роль ребенка, который должен смотреть эти на карточки. Трудоемки эти карточки в изготовлении.

Главный принцип системы – предоставить ребенку абсолютную свободу, он сам волен выбирать чем заниматься, как и сколько времени. Идея заключается в том, что ребенка не надо обучать, его нужно просто мотивировать, заинтересовать. Эта методика имеет комплекс различных занятий и упражнений, для нее используются разные вспомогательные материалы.

Используя кубики Зайцева, можно научить ребенка раннему чтению. В набор входит 52 кубика, на их гранях изображены склады. В процессе игры с такими кубиками, ребенок может составлять разные слова. У кубиков разный объем, вес и цвет, различны они и по своему звучанию, так как имеют разные наполнители. Для занятий, проводимых по этому методу, требуется усидчивость родителей. Но если вы не можете или не умеете проводить регулярные занятия с ребенком по этой методике раннего развития, то лучше определить его в развивающий детский центр, где проводятся такие уроки.

Никитиных считают классиками отечественной педагогики. Еще в советские времена им удалось на примере своих детей показать образец воспитания гармоничного развития личности. Согласно методике, разработанной Никитиными, основной задачей воспитания детей является развитие их способностей к творчеству.

Интеллектуальные игры Никитиных пользуются известностью. С их помощью у ребенка развивается логическое мышление, он учится принимать самостоятельные решения. Их можно рекомендовать детям с полутора лет. Эти игры можно приобрести практически в любом магазине, где есть отдел с развивающими играми.

Воспитание и развитие ребёнка по Вальдорфской системе

Этой методике, автором которой является Рудольф Штейнер, около ста лет, родилась она в Германии. Заключается она в отказе нагружать ребенка до 7 лет различными занятиями. Не надо учить их чтению, письму или логике. Штейнер считает, что гораздо важнее раскрывать у маленького ребенка его духовный потенциал. Автор утверждает, что ребенок должен развиваться естественно, в гармонии с окружающей природой, его нужно научить слушать и слышать музыку, сопереживать ей, учить его пению и рисованию.

Сессиль Лупан, являясь последовательницей теории Глена Домана, выработала свою систему развития, утверждая, что ребенка нельзя нагружать программой занятий каждый день. Автор методики придает большое значение чтению ребенку книг и объяснению сложных сказок. По ее мнению именно это поможет ребенку в развитии речи. В книге, которая предлагается родителям, занимающимся воспитанием детей, даны детальные советы по многим вопросам детского развития, в том числе и по обучению ребенка плаванию, рисованию, музыке и пению.

Дошкольное развитие ребенка

Вопрос о том, надо ли учить детей читать до школы, в современной реальности не стоит – чем раньше ребенок освоит технику чтения, тем проще ему будет получать знания и .

Занимаясь развитием навыков и умений у дошкольников, особое внимание уделяйте формированию способности к самообслуживанию. Помимо основных гигиенических навыков .

Упражнения для обучения детей по методике Монтессори

Мария Монтессори разработала специальную программу работы с детьми, направленную на расширение кругозора дошкольников и привитие им бытовых навыков, которые безусловно .

Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста

Самооценка ребенка раннего возраста – это один из тех психологических параметров, который вполне поддается коррекции. Но заниматься этим нужно едва ли не с пеленок. .

Готовность ребенка к обучению в школе: основные критерии

Шесть лет пролетели совсем незаметно – и вот пришла пора провожать вашего малыша в первый класс. А как понять, готов ли ребенок к школе, стоит ли начинать обучение именно .

Физическое и нервно-психическое развитие детей 4-5 лет

Характеристика особенностей развития детей 4-5 лет разительно отличается от аналогичных показателей 1-3-летних малышей. В данном возрасте ребенка начинают готовить .

Лучшая физкультура для детей 4-5 лет – это регулярные прогулки. Причем на улице малыш должен не просто сидеть в песочнице или кататься на качелях – в этом возрасте дошколят .

Адаптация ребенка в детском саду требует от родителей и воспитателей максимального внимания ко всем сферам жизни малыша. Период адаптации ребенка в детском саду во .

Развитие ребенка дошкольного возраста через рисование

Развитие творческих способностей детей средствами рисования – один из самых простых способов формирования у малыша воображения, усидчивости и любознательности. И .

В психологии выделяют три формы мышления у детей дошкольного возраста: наглядно-действенное, наглядно-образное и пространственно-временное (темпоральное). Об особенностях .

Развитие самостоятельности детей и поддержка инициативы

К сожалению, вместо развития самостоятельности у детей с самого раннего возраста родители на корню пресекают даже малейшие проявления инициативы со стороны крохи. .

Развитие детей в дошкольном возрасте

Детство любого ребенка состоит из определенных периодов, в процессе которых дети едва ли не ежедневно открывают для себя все новые возможности и горизонты. Каждый из таких периодов отличается своими особенностями. В том числе и промежуток времени, к которому относится дошкольного возраста (3-7 лет), когда ребенок наиболее активно расширяет границы своего мировоззрения: перед ним открывается мир человеческих отношений и различных видов деятельности людей. В этот период его мир перестает существовать только в рамках семьи и малыш постепенно «вливается» в жизнь общества.

Да, ребенок дошкольного возраста еще не может принимать непосредственного и активного участия в жизни взрослых. Но ему очень хочется. Отсюда первые стремления к самостоятельности (пресловутое «Я сам»), неуемное любопытство (хорошо знакомое каждому родителю «почему») и активные проявления инициативы (в том числе, подражание взрослым и попытки помочь родителям по дому: порезать хлеб, помыть посуду, натереть морковку и т.д.). В развитии малышей дошкольного возраста обязательно нужно учитывать огромное количество разнообразных аспектов. Однако специалисты выделяют пять основных элементов, на которые родителям нужно обратить наиболее пристальное внимание и гармонично развивать их как на протяжении всего этапа подготовки ребенка к школе, так и по мере его вхождения во взрослую жизнь. Что это за элементы? Об этом мы сегодня и поговорим.

В дошкольном возрасте у детей особенно интенсивно развиваются основы самосознания: они учатся оценивать себя с разных точек зрения: как доброго и внимательного друга, старательного, талантливого, способного человека, послушного ребенка и т.д. Процесс восприятия информации перестает быть эмоциональным и становится более осмысленным: ребенок целенаправленно ищет информацию и подвергает ее анализу.

На протяжении всего периода дошкольного возраста у малышей не только продолжает совершенствоваться наглядно-действенное мышление, но и зарождается фундамент наглядно-образного и логического мышления, а также формируется воображение. Отметим, что первые проявления воображения наблюдаются еще в самом раннем дошкольном возрасте, поскольку как раз к трехлетнему возрасту у ребенка накапливается уже достаточный жизненный опыт, способный дать материал для воображения.

С развитием воображения и мышления неразрывно связано и развитие речи. Если к трем годам более или менее грамотная устная речь только начинает формироваться, то уже к семилетнему возрасту ребенок владеет разговорной речью более чем хорошо. В свою очередь, развитие речи оказывает прямое влияние на развитие произвольного внимания. Благодаря занятиям, требующим сознательного запоминания предметов, действий или слов (игры, посильный домашний труд, выполнение поручений и т.д.), дети в 3-4 года начинают запоминать осознанно.

Теперь давайте более подробно остановимся на упомянутых выше аспектах развития детей в дошкольном возрасте.

Психическое развитие

Одной из главных характеристик развития детей в дошкольном возрасте является формирование произвольности ведущих психических процессов:

  • восприятия – дети все рассматривают и за всем наблюдают, чтобы затем проанализировать полученную информацию. Они умеют описывать предмет по форме и размеру, знают основные цвета и их оттенки, успешно усваивают систему сенсорных признаков (например, круглый как мяч);
  • памяти – в три года у ребенка память непроизвольна, а потому он запоминает только то, что вызвало у него эмоции. Однако уже к четырем-пяти годам у дошкольника начинает формироваться произвольная память – сознательное запоминание, например, элементов и правил игры;
  • мышления – для дошколят характерен постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению и развитие начальных форм рассуждений и логического мышления: в 4-е года мышление основано на предметных действиях, в 5 лет мышление предвосхищает действие, в 6-7 лет – действие переносится на схожие ситуации.

На психическое развитие детей влияние оказывает, в первую очередь, близкое окружение ребенка и наследственность. Поэтому родителям очень важно научиться принимать и понимать своего ребенка и максимально эффективно взаимодействовать с ним. Во многом этому помогают специальные тренинги, которые организовывают на базе развивающих центров.

В дошкольном возрасте активно развиваются нравственные чувства и социальные эмоции, основанные на появлении новых интересов, потребностей и мотивов. Если раньше ребенок сам был объектом эмоций со стороны взрослых, то дошкольник становится субъектом эмоциональных отношений, поскольку начинает сопереживать другим. Эмоции помогают ребенку не только осозновать действительность, но и реагировать на нее. В этот период жизни базовый набор эмоций ребенка (радость или страх) существенно расширяется: он может сердиться, ревновать, грустить и т.д. В его арсенале появляется язык передачи эмоций посредством жестов, движений, взглядов или интонаций голоса.

Поскольку гармоничное развитие эмоций у ребенка дошкольного возраста зависит, в первую очередь, от его окружения, очень важно заполнить его мир яркими событиями и эмоциональными переживаниями: общением со сверстниками, специально организованной деятельностью (музыкальные занятия, театрализованные постановки, чтение сказок и т.д.), играми (в том числе и сюжетно-ролевыми) или трудовой деятельностью.

Каждый ребенок рождается с уже развитой познавательной направленностью, которая позволяет ему легко адаптироваться к жизни. В дошкольном возрасте врожденная познавательная направленность перерастает в познавательную активность, благодаря которой у ребенка зарождается первичный образ мира. Познавательная активность проявляется в виде:

  • психических процессов (воображение, мышление, внимание, восприятие, память);
  • получения и анализа информации;
  • отношения к окружающему (эмоциональная реакция на явления, людей, предметы или событ ия).

Так как все эти компоненты познавательной активности тесно взаимосвязаны, работа по познавательному развитию дошкольника должна подразумевать под собой работу с каждым из них. Взрослые должны следить, чтобы ребенок получал информацию, соответствующую его познавательным способностям, из достоверных источников, а также направлять процесс познания на содержательное упорядочивание полученной информации и установление осмысленных взаимосвязей.

Развитие речи у ребенка – это индивидуально выраженный процесс, который зависит от огромного количества самых разных факторов (в том числе, от психологических особенностей ребенка и его окружения). Однако, как правило, к семи годам язык становится для дошкольника средством не только общения, но и мышления. Его словарный запас плавно увеличивается с 1000 слов (в три года) до 3000-3500 слов (в 6 лет). Он владеет всеми формами грамотной устной речи и способен общаться посредством развернутых сообщений (рассказы, монологи) и диалогической речи.

Родной язык дети усваивают, подражая разговорной речи окружающих. Поэтому залогом успеха развития речи дошкольников является общение с родственниками, сверстниками и окружающими людьми. Причем, взрослые должны общаться с детьми «взрослым» языком (то есть, не «сюсюкая» и не «коверкая» слова, подстраиваясь под детское произношение). Важно не просто слушать малыша, а задавать ему наводящие вопросы, терпеливо и подробно отвечать на все «почему» и всячески поощрять его желание «поболтать».

Дошкольный возраст – это важный этап в физическом развитии ребенка, поскольку именно в этот промежуток времени интенсивно формируются важнейшие системы организма: увеличивается масса мышц, окостеневает скелет, развиваются органы дыхания и кровообращения, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий и т.д. Отсюда можно сделать однозначный вывод: физическое воспитание дошкольника не менее важно, чем его психо-эмоциональное развитие. Тем более, что специалисты уверяют – двигательная активность и умеренные спортивные нагрузки стимулируют как умственное, так и эмоциональное развитие ребенка.

Комментарии к статье

Наиболее высокие показатели по итогам прошедшего исследования «Детские сады России – 2017» зафиксиро..

Глава кабмина провёл совещание, на котором одним из обсуждаемых вопросов стало обеспечение местами в..

Опрос воспитателей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), проведённый экспертами ВШЭ, показал.

Развитие детей в дошкольном возрасте, Дошкольный возраст – “Навигатор Образования”

Раздел: Дошкольное развитие

С момента своего появления на свет новорожденная кроха приобретает несколько социальных ролей. Дома он

Окружающий мир удивительный и любой ребенок с удовольствием его познает. Изучению флоры уделяют внимание

Викторина сказки К.И. Чуковского с ответами для детей старшей и подготовительной групп детского сада. «Доктор

Лепка является одной из разновидностей изобразительного искусства. Она играет важную роль в процессе воспитания

Время, когда ребёнок лежит беспомощный в коляске давно прошло. Теперь ребёнок не сидит на

Опыты и эксперименты для детей 5,6,7 лет в домашних условиях

Родители порой безумно устают от чересчур любопытного дошкольника. Однако процесс объяснения физических явлений можно

Родители не раз оказываются в ситуации, когда приходится проводить время в ожидании. И если

Кто из нас в детстве не играл в «морской бой»? Этой игрой можно скрасить

Все дети активны, поэтому сидеть и слушать они не станут, с ними нужно играть.

С назначением ножниц малыш начинает знакомиться с малых лет. И всякий раз этот блестящий

Временные рамки дошкольного возраста – от 3 до 7 лет. Ребята посещают детский сад или играют со сверстниками во дворе в этом возрасте. В чем же особенности развития детей дошкольного возраста?

Начинается этот период с так называемого «кризиса трех лет». Как правило, это тяжелый для родителей период: ребенок становится упрямым, отказывается от предложенной еды и игр. Но родители не должны отчаиваться. Ведь это закономерный этап развития, и он позволяет ребенку осознать себя как отдельное от родителей существо и учиться принимать самостоятельные решения.

Сюжетная ролевая игра является основной деятельностью в этом возрасте. Через нее ребенок усваивает различные социальные роли: семейные (в игре «дочки-матери»), профессиональные (в играх в доктора, продавца, водителя и т.д.) и многие другие. Причем игры девочек отличаются от игр мальчиков: игры девочек спокойнее и тише, а игры мальчиков обычно подвижные и шумные. Чтобы развитие детей дошкольного возраста протекало гармонично, ребенок должен иметь возможность проигрывать разнообразные роли с разными детьми. Так он учиться взаимодействовать со сверстниками и усваивает основные модели поведения.

Из познавательных процессов наиболее интенсивно развивается воображение. Мышление – наглядно-образное. Обеспечить хорошее развитие детей дошкольного возраста помогают развивающие игры, рисование, занятия музыкой и танцами. Благодаря развитому наглядно-образному мышлению в этом периоде, ребенок лучше может выразить свои впечатления через рисунок, чем словами. Рисование также позволяет развить мелкую моторику ребенку, приучить его к аккуратности и развить эстетическое чувство.

Дошкольное развитие ребенка протекает довольно быстро, хотя и не настолько, как в раннем или младенческом возрасте. В этот период закладывается фундамент личности ребенка. Его потребности и желания перестают быть импульсивными и складываются в систему. Ребенок начинает задаваться вопросами о морали, нравственности и устройстве окружающего мира. Родители должны уметь давать грамотные, но понятные ребенку ответы. Нельзя вводить ребенка в заблуждение «детскими» ответами под предлогом того, что он все равно не поймет. Нужно уметь простым языком объяснять сложные вещи.

Итак, в дошкольном возрасте ребенок через игру знакомится с различными социальными ролями, формирует первые представления о морали и получает познавательные и творческие навыки. Цель родителей – обеспечить условия для лучших игр и развития.

Источники:
Дошкольное развитие ребенка
Дошкольное развитие ребенка заключается не только в каких-то специальных занятиях с педагогами. Ключевую роль для его развития играет ближайшее окружение.
http://www.kraskizhizni.com/edu/develop/2571-doshkolnoe-razvitie-rebenka
Дошкольное развитие ребенка
Дошкольное развитие ребенка | Журнал «ВКапусте» для детей и их родителей
http://vkapuste.ru/?cat=74
Развитие детей в дошкольном возрасте
В развитии малышей дошкольного возраста обязательно нужно учитывать огромное количество разнообразных аспектов. Однако специалисты выделяют пять основных элементов, на которые родителям нужно обратить наиболее пристальное внимание и гармонично развивать их как на протяжении всего этапа подготовки ребенка к школе, так и по мере его вхождения во взрослую жизнь. Что это за элементы? Об этом мы сегодня и поговорим.
http://fulledu.ru/articles/sadik/doshkolnyy-vozrast/article/952_razvitie-detey-v-doshkolnom-vozraste.html
Раздел: Дошкольное развитие
Психическое, эмоциональное, физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет, а также игры упражнения и советы..
http://razvitiedetei.info/doshkolnoe-razvitie

COMMENTS