Дом ребенка монтессори

Интеллектуальные развлечения. Интересные иллюзии, логические игры и загадки.

ИЛЛЮЗИЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РАЗВЛЕЧЕНИЙСтоит ли доверять всему, что вы видите? Можно ли увидеть то, что никто не видел? Правда ли, что неподвижные предметы могут двигаться? Почему взрослые и дети видят один и тот же предмет по разному? На этом сайте вы найдете ответы на эти и многие другие вопросы.

Log-in.ru© — мир необычных и интеллектуальных развлечений. Интересные оптические иллюзии, обманы зрения, логические флеш-игры.

Привет! Хочешь стать одним из нас? Определись…

Если ты уже один из нас, то вход тут.

В Австралии больше кроликов, чем людей в Китае.

Книга крупнейшего итальянского педагога и психолога Марии Монтессори (1870 — 1952) является одним из фундаментальных ее трудов.

Первая часть посвящена обоснованию социального и психолого-педагогического аспектов созданной ею системы саморазвития ребенка в специально подготовленной развивающей среде.

Вторая часть описывает научно-педагогический метод, который она использовала в работе с детьми "Дома ребенка", открытого в 1907 году в одном из бедных кварталов Рима.

Об авторе: Мария Монтессори (1870-1952) — выдающийся итальянский педагог-психолог. Еще в начале XX века она создала педагогическую систему, равной которой в мировой практике нет до сих пор. К концу века в мире насчитывались тысячи школ последователей Монтессори. Смысл системы в том, чтобы подвигнуть ребенка реализовать… еще…

Предпросмотр книги «Дом ребенка»

М. Монтессори: Дом ребёнка.

Введение профессора Гарвардского университета Генри Гольмса

Речь, произнесенная на открытии “Дома ребенка”

Регламент “Дома ребенка”

Педагогические методы, применяемые в “Домах ребенка”

Как давать урок

Примерное расписание занятий в “Домах ребенка”

Обыденные житейские упражнения

Питание и диета ребенка

Природа в воспитании

Воспитание чувств и иллюстрация дидактического материала

Приемы обучения чтению и письму

Обучение счету и введение в арифметику

Дисциплина в “Доме ребенка”

Выводы и впечатления

ВВЕДЕНИЕ ПРОФЕССОРА ГАРВАРДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ГЕНРИ ГОЛЬМСА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В «ДОМАХ РЕБЕНКА»

В отношении физического развития я первым делом решила урегулировать правила антропометрического наблюдения и сделать выбор важнейших наблюдений такого рода.Я заказала антропометр, снабженный метрической шкалой от 0,50 до 1,50 метра. Небольшой стул, высотой в 30 см, ставится на площадку антропометра для измерений в сидячем положении. В настоящее время я заказываю антропометры с платформой по обе стороны шеста, к которому приделана шкала: на одной стороне можно измерять полный рост, а на другой высоту измеряемого в сидячем положении. Во втором случае «ноль» ставится у 30 сантиметров, что соответствует сиденью стула. Индикаторы вертикального столба не связаны один с другим, и это дает возможность одновременно измерять двух детей. Таким путем мы избегаем неудобств и траты времени, сопряженной с передвиганием сиденья, а также и с хлопотливым отсчитыванием разницы на метрической шкале.Упростив технику исследования, я решила ежемесячно измерять рост детей в стоячем и сидячем положении, а чтобы урегулировать измерения соответственно развитию детей и придать им больше правильности, я ввела правило, что измерения должны производиться в тот день, в который у ребенка истекает полный месяц его возраста. Для этой цели я составила карточку для записи по следующему образцу:

День месяца Сентябрь Октябрь

Стоя Сидя Стоя Сидя

1-я неделя (фунтов) 2-я неделя (фунтов) 3-я неделя (фунтов) 4-я неделя (фунтов)

Мне думается, что только описанные мною антропологические измерения и должны производиться учительницей, как единственно допустимые в школе. Прочие же измерения должны производиться врачом, который должен быть специалистом в антропологии младенческого возраста. Покуда я произвожу эти специальные измерения лично.Исследование, производимое врачом, довольно сложно; чтобы облегчить эти измерения, я составила печатные биографические карты, образец которых ниже дается:Номер ________ Число _________Имя и фамилия ________________ Возраст _________Имена родителей _______________________________Возраст матери ________ Возраст отца __________Род занятий ___________________________________Детали наследственных черт ____________________Личные особенности ________________________

Полный рост Вес Окружность груди Рост в сидячем положении Указатель роста Весовой указатель Голова

Окружность Продол. диам. Поперечн. диам. Головной указ.

Телосложение __________________Состояние мышц ________________Цвет кожи _____________________Цвет волос ____________________Примечания _________________________________________________________

Дома ребенка М. Монтессори

Стремление буржуазии подчинить своему влиянию все стороны общественной жизни приводит к тому, что педагогика становится объектом пристального внимания буржуазных идеологов. Громогласно объявляя педагогику беспартийной и надклассовой, идеологи капитализма пытались обосновать классовые различия в обществе якобы природными различиями людей. Доказывая, что власть имущие стали таковыми не в силу экономических причин, а благодаря природному превосходству над другими, многие буржуазные педагоги распространяли идеи спонтанного развития личности ребенка в процессе свободного самовоспитания и самообучения, проповедовали отказ от руководящей роли воспитателя, ограничивая его роль созданием соответствующих условий и возможностей для саморазвития детей.

Сравнительно широкое распространение получают в этот период детские сады, которые освобождали женщин-матерей, все более вовлекаемых в процесс капиталистического производства, от ухода за детьми и планомерно воспитывали детей в духе норм буржуазной морали.

В области общественного дошкольного воспитания периода империализма особенно выделяется видный итальянский врач-психиатр и педагог Мария Монтессори (1870-1952). В основанных ею домах ребенка, охватывающих детей дошкольного возраста, осуществлялась своеобразная система воспитания. От воспитателя требовалось, не вмешиваясь в процесс развития ребенка, лишь организовывать обстановку, способствующую его самовоспитанию. Но при этом влияние воспитателя сохранялось безусловно и несомненно. Прежде всего, дети воспитывались в четко выраженном религиозном духе, на котором строилось все нравственное формирование. Использовались специальные упражнения для выработки послушания. Отрицание коллективных форм деятельности детей, занятия с отдельным ребенком вели к возникновению у детей резко индивидуалистических черт.

Умственное воспитание Монтессори, по сути, подменила воспитанием органов чувств, для чего разработала соответствующий дидактический материал. В основу занятий были положены материалы и упражнения, взятые из практики работы с умственно отсталыми детьми. Система упражнений была направлена на выработку у детей определенных умений и навыков: различать предметы по форме, весу и цвету, узнавать разнообразные звуки и запахи. Интересные и ценные в отдельности, эти упражнения применялись очень педантично и излишне детализированно, что вместо широкого развития личности приводило к дрессировке различных чувств. Лишенные всякого элемента игры и фантазии, эти упражнения превращались в скучный механический труд, отрицательно сказывались на умственном развитии детей.

Подобное бездуховное, практическое воспитание, сдобренное религиозностью, полностью соответствовало потребностям буржуазии. Н. К. Крупская, анализируя буржуазное дошкольное воспитание, подчеркивала: «И фребелевские и монтессориевские детские сады насквозь пропитаны духом буржуазного патриотизма, способствуют целиком воспитанию подрастающего поколения в направлении, диктуемом властью помещиков и капиталистов их страны».

Подвергнув глубокой и основательной критике оторванную от жизни индивидуалистическую педагогику Монтессори, прогрессивная педагогика взяла на вооружение некоторые ее ценные находки. Это особенно относится к разнообразным дидактическим материалам и методам использования их в сенсорном воспитании.

"Дошкольная педагогика". Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина

Дом ребенка монтессори

Присядьте на корто чки и посмотрите вокруг. Что вы видите? Ножки высокого стула? Ящик для хранения постельного белья под кроватью? Дверцу шкафа, до ручки которой может дотянуться только взрослый?

Именно так ваш дом видит ваш малыш.

В музее современного искусства в Лос-Анжелесе есть инсталляция с огрооомными столом и стулом. В таком же соотношении, как ребёнок воспринимает нашу взрослую мебель. Когда я оказалась там, я всем своим телом прочувствовала, как ощущает себя ребёнок в окружении гигантской мебели и предметов мира взрослых.

Монтессори-подход предлагает простые и понятные прин ципы, как сделать любой дом дружелюбным и удобным для ребёнка. В этой статье я постараюсь отразить основные принципы для любого ребёнка с рождения до 3 лет (да и для более старшего возраста тоже актуально). Все фотографии в статье сделаны дома у наших авторов, в разных условиях: от небольшой однокомнатной квартиры до просторного дома с прилегающим огородом.

1. В каждой комнате — место для ребёнка.

Обойдите все комнаты своего дома и подумайте, что здесь может делать ребёнок сам и чего ему для этого не хватает. Например, полуторагодовалый ребёнок с удовольствием будет мыть руки с мылом и потом вытирать их, если вы поставите ему устойчивую табуретку с доступом к воде и повесите полотенце на его уровне. Для малышей, которые учатся ползать, можно организовать несколько зон свободного движения в разных комнатах: положить коврик -паззл и поставить рядом корзину с мячами, погремушками или кухонными предметами.

Лёша и Ребекка, 1,5 года, умываются и чистят зубы

2. Мебель и игрушки соответствуют росту и возможностям ребёнка и находятся в свободном доступе.

Маленький столик и стульчик, низкое кресло для чтения и полка для книг, подставки ко всем важным высоким поверхностям (обеденный стол, раковина). Удобные для маленькой ручки инструменты и столовые приборы, маленькая леечка, небольшие предметы для уборки (швабра, совочек и щётка, тряпочка). Всё это может находиться в свободном доступе ребёнка, на низких полочках или крючках.

Комната Вани, 1 г 10 мес

Лично мне с трудом даётся этот принцип. Хочется окружить ребёнка всем интересным и красивым, что есть в арсенале Монтессори-мамы. Но здесь точно работает подход Less is More. Ребёнку проще выбирать, когда игрушек немного. Проще поддерживать порядок. И у мамы меньше стресса:)

Посмотрите на вашу детскую комнату. Попробуйте оставить только те игрушки, которые интересны именно сейчас, а остальные убрать в кладовку или на полку повыше. Раз в 1 – 2 недели можно обновлять игрушки, как только вы видите, что ребёнок с ними больше не играет. Приятный момент в том, что старые игрушки будут вновь привлекательными, когда мама достанет их после долгого перерыва.

Часто мамы спрашивают: « Что значит минимум игрушек? » Думаю, это столько, сколько вам комфортно убирать вместе с ребёнком каждый раз после игры. На Лёшиной полке в комнате сейчас стоит 6 – 8 игрушек и творческих наборов. Пара мягких игрушек на кровати. Ещё есть полка с музыкальными инструментами. И полка для книг.

Комната Лёши

4. У каждой игрушки и предмета – своё место.

Дети в раннем возрасте очень чувствительны к порядку вещей. Порядок в игрушках проще всего создать, когда они находятся не в большой коробке, а на открытой полке. Малышу удобно брать и возвращать предмет на место. Если игрушка состоит из нескольких деталей (конструктор, сортер, набор фигурок животных, несколько машинок), то можно положить их в корзинки или на подносы. Смотрите пример на фото.

Полка с игрушками в комнате Лёши

«Не бери», «Не трогай», «Не лезь» – как часто слышат эти фразы наши любопытные дети:) Посмотрите, что опасное, острое, вредное, грязное может встретить ребёнок на своём пути в вашей квартире. Или к чему он постоянно тянется, а вы его одёргиваете?

Попробуйте убрать всё, что вам кажется опасным повыше или подальше. Самое популярное: неустойчивая мебель, аптечка, скатерти со столов, бьющиеся предметы, ёршик для унитаза, бытовая химия, обувь в коридоре. Список может быть изменён в зависимости от уровня тревожности родителей:)

Ящики и шкафы с вещами, до которых вы не хотите пускать ребёнка, можно закрыть на специальные замки (в Икее целый отдел есть). А остальные – оставить доступными и положить туда то, что можно исследовать.

Лёшка на кухне у Лёвы и Ребекки

Когда мы переехали в новую квартиру перед рождением Лёши, мы сразу убрали обувь за пределы квартиры. Благо, у нас есть карман, в котором можно разместить всю обувь. И Лёша свободно ползал по всей квартире. Ёршик, аптечка и средства для уборки тоже были убраны подальше. На шкафчик с мусорным ведром мы поставили замок, когда он начал ползать. И он так и остался, хотя Лёша уже прекрасно понимает, что такое мусор, и сам его выбрасывает. Давно пора снять:)

6. Подготовка материалов для самостоятельной деятельности.

Этот принцип больше актуален для детей старше года. Чтобы малыш мог заниматься сам, важно продумать, что и как он будет делать. Выше я писала, что все материалы для одной деятельности можно положить на поднос / в корзину и поставить на полки. Это создаёт такое ограниченное пространство, где находится всё, что нужно для конкретного занятия. Ребёнку понятно, что это поднос для рисования, а эта корзинка для конструктора и т.д.

Дальше стоит продумать все материалы внутри набора. Например, для рисования – положить в поднос несколько листов разноцветной бумаги и 2-3 цветных восковых мелка. А в набор для полива цветов – поставить маленькую леечку и губку, которой можно протереть пролитые капли. На фото ниже – пример кухонных инструментов для Вани, которому 1г 10 мес. Всё – в доступе, Ваня может сам подойти, налить себе воду, взять салфетки для сервировки стола, порезать ножом банан, убрать за собой.

Уголок для уборки, посуда и кухонные принадлежности у Вани на кухне

7. Презентация и наблюдение.

Многие игрушки интуитивно понятны ребёнку. Однако если вы даёте ребёнку какой-то новый творческий набор или игру в первый раз, можно показать ему на своём примере, как с этим заниматься. Дети копируют наши движения, поэтому важно показывать медленно и разбивая движения на небольшие этапы. Перед тем, как показать, вы можете назвать все предметы и проговорить, что вы собираетесь сделать. А вот когда показываете, лучше молчать, т.к. ребёнку сложно и слушать, и смотреть одновременно. Можно просто сказать: «Смотри!» и показать.

А дальше – лучше отойти в сторону и дать ребёнку попробовать. Без ожиданий, без корректировок. Просто наблюдая. Может, в следующий раз заострить внимание на какой-то детали? Или что-то поменять в наборе, чтобы ребёнку было удобно?

Лёша с большим удовольствием научился набирать воду в лейку и поливать цветы

Например, недавно я купила Лёше ножницы и нарезала полосочек из цветной бумаги, чтобы он учился их резать. Показала, как мы открываем и закрываем ножницы. Как держать полосочку одной рукой, а ножницы другой. Но в первый раз его ручка оказалась ещё не готова к тому, чтобы и одновременно резать, и держать бумагу. И он злился, что у него не получается. В следующий раз я сделала полосочки потоньше и сама держала их. А Лёше ещё раз показала, как резать и что можно держать ножницы двумя руками, пока я держу полосочки.

8. Красота и натуральность игрушек и материалов.

Дети тонко чувствуют красоту. Я всё время удивляюсь, когда Лёша восторгается красивыми пейзажами или эстетичными предметами.

Думаю, и монтессорианские, и вальдорфские, и другие естественно ориентированные родители поддержат, что всё, что окружает детей, должно быть максимально натуральным и эстетичным.

Четырёхмесячный Яша наблюдает за мобилем из валяной шерсти, который мама сделала сама

Сейчас появляется так много альтернатив пластиковым игрушкам, искусственным восьмибитным звукам в играх и книжкам с нереалистичными картинками. Прекрасные деревянные игрушки на Ярмарке Мастеров. Красивая и удобная одежда, постельное бельё и другой текстиль от мастериц в Инстаграме. Множество интернет-магазинов с игрушками и материалами в духе Монтессори. Вальдорфские куклы. Книги с добрыми сюжетами и чудесными иллюстрациями. А сколько замечательных вещиц для детей от ремесленников можно найти на местных рынках в разных странах! А самое лучшее – сделать игрушку для малыша своими руками: куклу, мобиль, погремушку. Вложить в неё всю свою любовь и нежность.

Мы ещё не одну статью напишем со ссылками на детские товары, которые нравятся нам. И вы делитесь, где вы находите хорошие игрушки, книги, вещи для детей.

Также детскую комнату можно украсить картинами или фотографиями на уровне глаз ребёнка. Можно поставить комнатные цветы для наблюдения и ухода за ними. На полочке можно разместить деревянные или медные фигурки, за которыми ребёнок может ухаживать.

Картина Айвазовского на кухне у Лёши

Пожалуй, на этом завершу свою статью про основные принципы организации детского пространства. Дальше мы будем писать отдельные статьи про организацию домашней среды для каждого возраста (0-6 мес, 6-12 мес, 1-2 и 2-3 года). Чтобы не пропустить, подпишитесь на наш блог или на страничку в Facebook.

Напишите в комментариях, какие идеи вам приглянулись? Что можно сделать в ближайшее время в вашем доме без особых усилий?

И о чём ещё хотите почитать в рубрике «Дом ребёнка»?

Основатель и методический директор Sunrise Montessori School. Инициатор проекта Zen Moms. Мама самого светлого и озорного мальчика Лёши.

Ксюша, великолепная статья, спасибо огромное за труд. Очень вдохновляет на свершения и вот похвастаюсь: прочитала твою статью и купила корзинки вот такие широкие, перебрала игрушки и разложила именно в них. Раньше у нас были такие ящички для игрушек, и по ощущениям Миша реально лучше замечает сейчас свои игрушки в этих широких корзинках и с бОльшей охотой играет.

А куда вы складываете лего? Особенно в саду меня интересует – там же наверно много деталей? Или специально уменьшаете количество деталей, чтобы влезло в корзинку?

Ооо, как я рада! Спасибо, что поделилась!

Насчёт лего – так же, в большую корзину с ручками складываем. У нас сейчас лего дупло, всё помещается в одну большую корзину. Но если это большой набор лего, то я бы немного ограничила количество деталей, да.

В садике в тоддлер классе много наборов с разными деталями. Например, набор для чистки и резки яиц содержит дощечку, 2 чашечки, яйцерезку, щипцы для перекладывания кусочков. Всё это лежит на подносе. Педагог показывает, что с этим делать, как называются все эти детали, как убирать после себя. И дети со временем осваивают всю последовательность действий и с удовольствием сами занимаются и убирают за собой.

Zen Moms – это пространство, где мы, мамы, делимся наблюдениями за своими детьми, рефлексируем и рассказываем о том, как работает метод Монтессори в домашних условиях.

ZM в соцсетях

© 2017 ZenMoms | Разработка и поддержка — Клуб имиджевых решений «Элизиум»

М. Монтессори дом ребёнка оглавление

Показать все связанные файлы

Введение профессора гарвардского университета Генри Гольмса . 3

Общая часть . 11

Педагогические методы, применяемые в «Домах ребенка» . 11

Часть антропологическая . 12

Окружающая среда. Классная мебель. 14

Упразднение наград и наказаний . 20

Биологическое понятие свободы в педагогике. 21

Как давать урок. 22

Воспитание чувств. 26

Цель воспитания — развивать силы . 26

Воспитание чувств и иллюстрация дидактического материала. 32

Воспитание общей чувствительности: тактильное, термическое. Барическое и стереогностическое чувство. 32

Воспитание стереогностического чувства . 33

Воспитание чувств вкуса и обоняния . 34

Воспитание чувства зрения . 35

I. Различительное восприятие размеров посредством зрения. 35

II. Различительное распознавание форм и зрительно-тактильно-мускульные восприятия. 36

Упражнения с тремя сериями карточек . 38

III. Различительное зрительное восприятие цветов. Воспитание хроматического чувства. 38

Упражнения в распознавании звуков. 39

Общие замечания о воспитании чувств . 43

Умственное воспитание. 46

Игры вслепую . 49

Воспитание зрительного чувства применительно к наблюдению среды.

Игрушки Равиццы, геометрические тела и отпечатки. . 53

Геометрический анализ фигур: стороны, углы, центр, ребра. . 54

Упражнения в хроматическом чувстве. . 55

Приемы обучения чтению и письму . 57

Самопроизвольное развитие графического языка. 57

Описание метода и дидактического материала. 65 1-й период. Упражнения для развития мускульного механизма, необходимого для держания и управления орудием письма. 65

Рисование, подготовляющее к письму. 65 2-й период. Упражнения, устанавливающие зрительно-мускульные образы букв и закрепляющие мускульную память движений, необходимых для письма. . 67

Дефекты речи, обусловленные недостатками воспитания. 83

Обучение счету и введение в арифметику. 84

Порядок упражнений . 87

Порядок и градации в пользовании материалом и в упражнениях. 88

Первая степень. 88

Вторая степень. 88

Третья степень . 89

Четвертая степень. 89

Пятая степень. 90

оригинальное, не полностью соответствует заголовкам документа

Введение профессора Гарвардского университета Генри Гольмса

Речь, произнесенная на открытии “Дома ребенка”

Регламент “Дома ребенка”

Педагогические методы, применяемые в “Домах ребенка”

Как давать урок

Примерное расписание занятий в “Домах ребенка”

Обыденные житейские упражнения

Питание и диета ребенка

Природа в воспитании

Воспитание чувств и иллюстрация дидактического материала

Приемы обучения чтению и письму

Обучение счету и введение в арифметику

Дисциплина в “Доме ребенка”

Выводы и впечатления

Введение профессора гарвардского университета Генри Гольмса

Эти ресурсы она отдала своему делу с энтузиазмом и самоотречением, имеющим пример разве лишь у Песталоцци и Фрёбеля, и убеждения свои она проповедует с жаром апостола, невольно приковывающим внимание. Система, воплотившая в себя такой запас человеческих усилий, не может быть малозначительной. Некоторые черты ее сами по себе разительны: она применяет к воспитанию нормальных детей приемы и аппараты, первоначально применявшиеся к отсталым детям; она построена на радикальном требовании свободы питомца; она ведет высокоформальное воспитание отдельных чувственных, моторных и умственных способностей; она приводит к быстрому, легкому и основательному усвоению начатков чтения, письма и счета. Все это бросает- ся в глаза самому поверхностному читателю книги. Конечно, все перечисленное не есть что-либо абсолютно новое в педагогическом мире. Все это уже предлагалось в теории; кое-что с большей или меньшей полнотой применялось на практике. Так, например, справедливость требует указать, что многие материалы, применяемые д-ром Вальтером Фернальдом, главным инспектором

Массачусетского института для слабоумных в Вэверлее, почти тождественны с материалами

Фрёбеля; но как система, она — вполне новый продукт единичного творческого гения женщины.

И как таковую, никто, изучающий вопросы элементарного воспитания, не может обойти ее вниманием. Правда, эта система не решает всех проблем воспитания детей дошкольного возраста.

Быть может, некоторые из решений, предлагаемых ею, отчасти или в целом ошибочны; другие, по всей вероятности, не привьются к английским и американским школам; но педагогическая система

4 вовсе не должна быть совершенною, чтобы заслуживать изучения, обследования и эксперимен- тального применения. Г-жа Монтессори — ум слишком широкий, чтобы претендовать на непо- грешимость, и она слишком ученый человек, чтобы противиться тщательному исследованию и широкой проверке своих выводов. Она определенно говорит, что система ее несовершенна.

Монтессори делает, что ему угодно, доколе это никому и ничему не вредит. Монтессори и

5 раскладывание фигур или красок. Даже в самой формальной работе детского сада дети «рисуют картинки» и должны пояснять, на что они похожи, — на «звезду», «бумажный змей», «цветок». Что касается физического воспитания, то в этом пункте обе системы значительно сходятся между собой; обе отстаивают необходимость свободного развития деятельности тела, необходимость ритмических упражнений и способности управлять движениями мускулов; но в то время, как детский сад стремится достигнуть всего этого групповыми играми придуманного или социального содержания, г-жа Монтессори переносит центр тяжести на: специальные упражнения, дающие формальное воспитание отдельным физическим функциям. Но в другом отношении, при всем принципиальном сходстве обеих систем, система Монтессори оказывается на деле менее фор- мальной, чем можно было бы думать. С этой стороны принципиально важно отметить потреб- ность ребенка в общественном воспитании. В «консервативном» детском саду такое воспитание ведется, главным образом, при помощи групповых игр. Игры эти обыкновенно носят фантастиче- ский, а порою символический характер; дети играют в земледельцев, в мельников, в сапожника, в папу и маму, в птиц, в животных, в рыцарей, в солдат; они поют песни, устраивают своего рода представления — таковы, например, игры в «отпирание голубятни», «в сенокос» и т. п., в каждый ребенок принимает участие в изображении какой-нибудь типической общественной ситуации.

Монтессори вносит много общественного элемента как в школьную жизнь вообще, так в ручной труд ее питомцев; детский сад расширяет поле общественного сознания ребенка работою вообра- жения. Группировки детей Монтессори вполне свободны и ничем не регулированы; группировки питомцев детского сада чаще носят формальный и навязанный характер. В одном лишь пункте система Монтессори – заодно с консервативным, а не с либеральным детским садом: она прямо готовит к усвоению школьных предметов. Не подлежит сомнению, что г-жа Монтессори изобрела необычайно удачный способ обучения детей письму, весьма успешный прием введения в чтение и бесподобный материал для действий над числами. Конечно, оба типа детского сада повышают общий дар выразительности у ребенка: работа детского сада обогащает запас его понятий, будит и направляет его воображение, обогащает его лексикон и упражняет его в умелом пользовании им.

В хорошем детском саду дети слушают рассказы и повторяют их, рассказывают о собственных переживаниях, поют песни, декламируют стихи, и все это проделывается в компании сочувствен- но настроенных слушателей, которая еще больше стимулирует и направляет внешние проявления, чем семейный крут. Но даже консервативный детский сад не учит детей читать и писать. Он много дает им по части счета; и вопрос — не стоит ли он в этой области выше даже системы г-жи

Монтессори. Дары Фрёбеля превосходно иллюстрируют понятия целого и части, поощряя к упражнениям в составлении целого из частей и разложении целого на части. Это понятие о числе по меньшей мере так же важно, как и понятие, получающееся у детей при счете, которому «Длинная лестница» Монтессори дает столь превосходный материал. Фрёбелевский материал вполне годится для счета, а материал Монтессори отчасти наводит на умножение и деление.

Поскольку дело касается арифметики, сочетание этих двух видов материала и достижимо, и желательно. Либеральный же детский сад, перестав пользоваться дарами и занятиями для математических целей, не пытается даже готовить своих питомцев непосредственно к усвоению школьных предметов. Итак, в сравнении с детским садом, система Монтессори представляет следующие любопытные отличия: она радикальнее проводит начало неограниченной свободы;

Нам кажется, мирное сочетание этих двух систем носило бы такой характер: работа с предметами, предназначенными для формального чувственного и умственного воспитания, должна вестись индивидуально или в чисто добровольных группах; работа надуманного (с элементами фантазии) и социального характера должна выполняться правильными группами. Этот принцип мы предла- гаем лишь как возможную основу воспитания ребенка в возрасте детского сада; подросши, дети должны учиться в классах, — и там, конечно, они научатся выполнять вымышленные и социаль- ные предприятия свободными группами, первые — чаще всего в одиночку. Не следует думать, будто предложенный нами принцип — правило, не допускающее исключений. Он предложен просто как общая рабочая гипотеза, ценность которой должна быть проверена на опыте. И хотя детские садовницы сами давно заметали, что групповые работы с фребелевскими материалами, особенно же работы, требующие геометрического анализа и формального рисования, вскоре утомляют детей, — но считается, что детская садовница может не допустить детей до ослабления интереса или до усталости, если будет следить за появлением первых их признаков и немедленно прекращать работу. Для малочисленных групп старших детей, выполняющих подобные работы без труда и с удовольствием, стеснительность групповых занятий есть фактор незаметный, утомляющее действие которого легко может предотвратить хорошая детская садовница. С малыми же детьми режим полной свободы, видимо, обещает лучшие результаты — по крайней мере, в работе с предметами. С другой стороны, групповые игры менее стеснительны и не так утомитель- ны. Менять приемы в этих двух родах деятельности — лучший способ сочетать их в педагогиче- скую программу, обещающую хорошие результаты. Заговорив о такой воспитательной программе, мы сразу подходим к существенному вопросу в системе Монтессори, который мы должны рассмотреть независимо от его отношения к детскому саду. Это — сторона общественная, затронутая в рассказе г-жи Монтессори о ее первой школе. Обсуждая пригодность системы

Монтессори для английских и американских школ — особенно для американских народных училищ и английских министерских школ, — мы должны помнить о двух общих условиях, при которых г-же Монтессори приходилось начинать свою работу в Риме. Ее питомцы находились почти весь день с нею, и она фактически могла наблюдать всю их жизнь в течение всего дня. В большинстве случаев это были дети рабочего класса. Мы не можем надеяться достигнуть резуль- татов, добытых г-жей Монтессори, если дети будут находиться под нашим руководством только в течение двух или трех утренних часов; не можем мы также ожидать совершенно одинаковых

7 результатов от детей, которых и наследственность и обстановка делают и менее чувствительными, и менее активными, и менее поддающимися внушению, чем дети Монтессори. Желая на практике выполнить план Монтессори, мы должны рассмотреть и разновидности, необходимость которых может быть вызвана различием социальных условий. В самом деле, условия, при которых г-жа

Монтессори открывала свою первую школу в Риме, однородны в больших городах всего мира.

Но именно эти принципы вызывают самые резкие осуждения, когда упускаешь из виду социаль- ную среду первого «Дома ребенка». Антропометрические измерения, купанье, приучение к уходу за собой, подавание кушаний, огородничество и уход за животными без оговорок рекомендуются всем шкалам, даже тем, где занятиям отводится три часа, и питомцами являются дети зажиточных классов; но индивидуальная свобода и воспитание чувств считаются излишними даже в работе школ, условия которых близко соответствуют 12 условиям школ Сан-Лоренцо. Конечно, ни один педагог-практик не потребует ванночек для всех школ огульно, и, наверное, немало мудрого консерватизма будет проявлено в вопросе о передаче школе какой-нибудь из функций, ныне успешно отправляемых семьею, поддерживающей школу. Гораздо труднее решить проблемы, связанные с требованием ввести во все школы начала дисциплины и воспитания чувств в духе

Нам кажется, нужно глубоко различать философскую теорию и веру. Г-жа Монтессори, по- видимому, утверждает также, что чувственное восприятие составляет единственную основу умственной, а следовательно и нравственной жизни; что «воспитание чувств подготовит стройный фундамент, на котором ребенок сможет воздвигнуть ясный и сильный дух» — включая, очевидно, и моральные идеалы; что развитие решимости, воображения и творческого дара в ребенке не так важно, как развитие уменья изучать среду с помощью чувств. Эти взгляды, по-видимому, близко совпадают с воззрениями Гербарта и отчасти Локка. Конечно, они способны дать пищу психоло- гическим и этическим спорам. Впрочем, возможно, что г-жа Монтессори и не примет на свой счет взглядов, приписываемых ей здесь на основании ее книги; во всяком случае, судить о них — дело философа и психолога. Педагогический вопрос никогда не бывает целиком вопросом самодав- леющего принципа. Позволительно ли утверждать, в таком случае, что положение вроде того, в каком находился первый «Дом ребенка» в Риме, — единственное положение, где во всей полноте можно провести принцип свободы? Римская школа, видно, какая-то республика детства, в которой ничто не препятствует ребенку активно преследовать свои собственные цели. Социальные ограничения сведены здесь до минимума; конечно, дети обязаны подчинять личный каприз требованиям общего порядка: им не позволяют ссориться или мешать друг другу, они должны

Монтессори ценность конкретного умственного содержания материала ставит ниже его ценности, как средства изощрения чувств; однако ничем не доказано, чтобы это содержание — при всей его формальности — не придавало материалу главной доли его ценности. В самом деле, утончение

9 сенсорного распознавания, само по себе, еще не представляет особенной цены. Очень вески в этом отношении соображения профессора Г. Уиппла, высказанные на стр. 130 его Manual of Mental and

Монтессори, включая и математические аппараты, можно отвести часть времени, посвящаемого картинкам и рассказам. Я не хочу сказать, что фрёбелевским материалам совсем не нужно пользоваться: нет, обе эти системы должны переплетаться между собою с постепенным переходом от вольного индивидуального применения предметов Монтессори к тому же роду использования крупных фрёбелевских даров, — особенно второго, третьего и четвертого. Когда дети будут подготовлены к этому, можно начать более формальную работу с дарами. Во втором году работа с фрёбелевскими дарами должна преобладать, но и упражнения Монтессори не исключаются абсолютно. Во второй половине второго года можно ввести упражнения Монтессори, подготавли- вающие к письму. Во втором году им надлежит отводить все время, посвящаемое рассказам и работе с картинками, и в оба года утренние уроки и игры ведутся, как обыкновенно. Перерыв для завтрака без изменения. Одну часть программы Монтессори детская садовница и ее помощница должны всячески стараться ввести в свою работу, — именно, драгоценные упражнения в самопо- мощи и самостоятельных актах: самоличный присмотр детей за материалами и всем школьным хозяйством. Эти упражнения не должны ограничиваться только аппаратами Монтессори. Дети, научившиеся вынимать, употреблять и класть на место предметы Монтессори до ознакомления с более разнообразным материалом фребелевской системы, должны уметь заботиться о последнем

10 материале. Конечно, если найдутся дети, которым не трудно будет возвращаться в школу после обеда, было бы очень любопытно сделать опыт с огородничеством, рекомендуемым и Фрёбелем и

11 довольстоваться тем, что он ловко, четко и красиво выводит рукописные буквы. Он изучает буквы

Монтессори принесет возрождение всему человечеству. Не всякий также пожелает, чтобы этот или какой бы то ни было метод давал «вундеркиндов», вроде недавно появившихся в Америке.

Вряд ли многие одобрят слишком раннее усвоение детьми чтения и письма. Но всякий беспри- страстный человек почувствует силу гения, которым проникнуты страницы этой книги, и оценит всю плодотворность работы г-жи Монтессори. Профессиональные педагоги обязаны подвергнуть ее систему тщательному сравнительному изучению, и раз изобретательность г-жи Монтессори искала проверки скорее в практическом опыте, чем в сравнительном исследовании, то и эта более скучная задача должна быть проделана. Но как бы мы ни оценивали результаты этой работы, педагог, который прочтет о ней здесь, не может не почтить в г-же Марии Монтессори энтузиазма, терпения и проницательности, достойной истинного ученого и друга человечества.

Генри Гольмс. Гарвардский университет 22 февраля 1912 г.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В «ДОМАХ РЕБЕНКА»

12 решила не порывать связи с исследованиями других, но сохранить независимость в работе. Я удержала лишь одно существенно важное утверждение, вернее, определение Вундта, что «все методы экспериментальной психологии могут быть сведены к одному, а именно к правильному и точному наблюдению над испытуемым». Говоря о наблюдениях над ребенком, мы должны всегда помнить одно обстоятельство: наблюдение над ним производится в процессе его развития. И в этом отношении я придерживалась того же общего критерия, не связывая себя никакой готовой теорией.

перейти в каталог файлов

Источники:
Интеллектуальные развлечения. Интересные иллюзии, логические игры и загадки.
Дом ребенка Монтессори Мария скачать бесплатно. Читать он-лайн. Книга крупнейшего итальянского педагога и психолога Марии Монтессори (1870 — 1952) является одним из фундаментальных ее трудов. Первая часть посвящена обоснованию…
http://log-in.ru/books/dom-rebenka-montessori-mariya-vozrastnaya-psikhologiya/
Дома ребенка М. Монтессори
Дома ребенка М. Монтессори Стремление буржуазии подчинить своему влиянию все стороны общественной жизни приводит к тому, что педагогика становится объектом пристального внимания буржуазных
http://i-gnom.ru/books/doshkolnaya_pedagogika/dshped30.html
Дом ребенка монтессори
Дом ребенка монтессори Присядьте на корто чки и посмотрите вокруг. Что вы видите? Ножки высокого стула? Ящик для хранения постельного белья под кроватью? Дверцу шкафа, до ручки которой
http://zenmoms.ru/articles/montessori-dom/dom-rebyonka-po-montessori-osnovy-osnov/
М. Монтессори дом ребёнка оглавление
М. Монтессори дом ребёнка оглавление Показать все связанные файлы Введение профессора гарвардского университета Генри Гольмса . 3 Общая часть . 11 Педагогические методы, применяемые в
http://metodich.ru/m-montessori-dom-rebenka-oglavlenie/index.html

COMMENTS