Диагностика детей с зпр

Диагностика детей с зпр

Представляем самый лучший образовательный сайт, на котором можно встретить самые новые учебные работы, которых нет на других ресурсах. Сайт refleader.ru на протяжении всей Вашей учебы будет помогать находить разного рода рефераты, курсовые и контрольные работы. Ни днем, ни ночью Мы не перестаем прилагать усилия на благо студентов, которые не успевают справляться с заданиями. В современных образовательных трудностях Вам поможет refleader.ru.

Мы работаем на результат и поэтому собираем самые качественные рефераты и контрольные работы, чтоб каждый преподаватель смог оценить студента должным образом. Размещаемые дипломные и курсовые работы смогут удовлетворить самого требовательного научного руководителя.

С таким списком работ учеба всегда будет в радость, тем более что refleader.ru всегда на страже хорошей учебы. Благодаря этому наши пользователи стают отличниками и даже больше наши публикации активно используют не только студенты и ученики, но и учителя в научной профессиональной деятельности. Мы помогаем всем от пользователей, которые ищут обычную информацию до ученых создающих свои разработки и защищающих научные труды.

Студент спит refleader.ru работает. Мы ни когда не останавливаемся в Нашей работе, для нас нет ни выходных ни праздников, наши редактора тщательно отбирают весь предоставляемый на сайте учебный материал оставляя только качественные и полезные учебные работы.

Мы зовем себя refleader и позиционируем себя лучшими в сфере образования. С каждым новым опубликованным рефератом Мы становимся лучше, с каждой скачанной контрольной работой Вы умнеете, так как у Вас появляется время для чтения и самообразования. Мы понимаем, что не все задания, которыми загружены учащиеся, действительно приносят пользу, часть из них Мы берем на себя.

Как воспитать ребенка

Проблема воспитания касается всех родителей. Не стоит перекладывать этот процесс на воспитателей детского сада, учителей школы и бабушек. Воспитательный процесс – очень многогранное понятие. Собственного ребенка должны воспитывать родители, как бы трудно им не приходилось, а помогать им в этом будут педагоги.

Воспитанием малыша необходимо заняться с момента его рождения. Малыш должен развиваться гармонично. Поэтому, в доме, где живет ребенок, не должно быть ссор, ругани, разговоров на повышенных тонах.

Развить музыкальный слух и привить любовь к музыке можно еще в младенчестве. Включайте малышу спокойную классическую мелодию, возможно в дальнейшем ребенок захочет самостоятельно заниматься музыкой.

Развитие малыша до года требует особого внимания. С малышом необходимо делать физические упражнения (узнать какие, можно на сайте), постепенно ребенок научиться сидеть, ползать, ходить. После этого не стоит забрасывать занятия гимнастикой. Развить подвижность и ловкость помогут детские игры. На сайте мы уделим особое внимание тому, какие игры безопасны для малыша, а какие должны проходить под контролем взрослых. Например, купив ребенку самокат, велосипед или ролики, не стоит оставлять его одного. Первое время ему потребуется помощь родителей. Кроме этого, ребенку важно рассказать правила поведения на дороге, чтобы он не стал участником ДТП. Если ребенок еще слишком мал, для прогулок на велосипеде выбирайте тихие места. Например, в парке, там вероятность того, что малыш выедет на дорогу, минимальна.

Если хотите вырастить одаренного ребенка, отдавайте его в какие-нибудь кружки. Если вы заметили, что ему нравится рисовать, он не выпускает карандаши из рук, рисует где угодно, направьте его энергию в правильное русло. Художественный кружок поможет раскрыть талант малыша, развить его способности к рисованию.

Включаете музыку, а ребенок начинает ритмично двигаться – хореографический кружок придет на помощь. Детей принимают туда практически после ясельного возраста. Не нравятся танцы, но малыш постоянно вытворяет какие-либо трюки, отдайте его на гимнастику. Лишними эти умения не окажутся никогда.

Ребенок спокойный и мало чем интересуется? Попробуйте заинтересовать его чем-нибудь. Ведь совместное дело ладится быстрее, да и ребенок начнет привыкать к тому, что необходимо что-то делать, а не часами сидеть перед компьютером.

Если ребенка 5-7 лет легко уговорить чем-либо заняться, то подросток в 12 лет уже вряд ли захочет идти на танцы только потому, что маме так захотелось. Постарайтесь как можно раньше привить ребенку любовь к какому-нибудь занятию, можно даже не к одному. Тогда в более старшем возрасте он сможет определиться, что ему нравится больше и найти себе занятие по душе.

Никогда не оставляйте ребенка наедине со своими заботами. Как бы вы ни были заняты, уделите ему немножко внимания, выслушайте то, что ребенок пытается сказать. Если не делать это в дошкольном возрасте, то в школе у него появятся от вас секреты, возможно даже неприятные для вас. Он начнет узнавать необходимую информацию от старших товарищей, а с вами перестанет делиться проблемами.

Постарайтесь в младших классах приучить ребенка самостоятельно выполнять домашние задания. Контролируйте процесс, но не выполняйте вместо него. Иначе вам придется до окончания школы помогать ему.

Наш сайт рассчитан на сознательных родителей, которым не безразлична судьба детей и они пытаются вырастить достойную смену. Наши рекомендации помогут им в этом прекрасном начинании: воспитании личности ребенка.

Методы диагностики ребёнка с ЗПР

Существует несколько видов диагностирования у ребёнка ЗПР. Это очень важный этап в коррекции ребёнка — чем раньше выявлена проблема, тем больше возможностей по её решению. Степень и характер задержки развития определяется коллегиально врачом психотерапевтом, психологом, логопедом, дефектологом.

В практической психологии существует такое направление, как психодиагностика, целью которой является изучение особенностей применения различных диагностических методик. При диагностировании пациента возможно определить уровни его познавательного, эмоционального и личностного развития.

Ребенку с ЗПР необходимо прохождение обследования, проводящегося, как правило, поэтапно. Выделим основные части:

1) Установка контакта;

2) Проведение исследований;

Первая часть — установка контакта — содержит в себе первоначальные возможности позитивного проведения диагностики. На данном уровне происходит знакомство с ребенком, оформление его «зоны комфорта», налаживание взаимоотношений. Также цель диагностирующего — определить степень информированности ребенка.

Вторая часть — проведение исследований — включает в себя тестирования, целью которых является проверка различных способностей ребенка. Диагностика может реализовываться путем анализа

1) познавательных процессов,

2) эмоционального развития.

И наконец, третья часть — выводы — основывается на выявлении результатов исследований, их интерпретации и предложения психолого-педагогических рекомендаций.

На каждого ребёнка заводится карта психологического обследования, в которой фиксируются результаты обследования, на которые можно опираться составляя план обучения ребёнка.

Остановимся более подробно на второй части обследования ребенка и рассмотрим детально представленные способы диагностирования.

Г.В. Фадина в своем труде «Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста» предлагает использовать для анализа познавательного развития ребенка следующие тесты:

1) Методика С. Лиепинь;

3) Обобщение понятий;

4) Конкретизация понятий;

7) тест «Запрещенные слова»;

8) Методика Эббингауза;

9) Ассоциативный эксперимент.

Каждый тест проводится для определения различных познавательных процессов ребенка. Так «Методика С. Лиепинь» выявит уровень устойчивости, распределения и переключения внимания; «Тест Когана» — схематического мышления; «Обобщение понятий», «Конкретизация понятий», «Классификация» и «Сравнение» — логичности мышления; тест «Запрещенные слова» — уровень произвольности; а «Методика Эббингауза» и «Ассоциативный эксперимент» — речевого развития.

Методика С. Лиепинь

Цель — изучение устойчивости, распределения и переключения внимания.

Предлагается бланк с изображением знакомых предметов трех видов (грибы, мячи, ели), расположенных по восемь в каждом ряду.

Для оценки устойчивости внимания дается задание зачеркнуть все мячи.

Для оценки распределения и переключения внимания надо вычеркнуть ели красным карандашом, а мячи — синим.

Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития внимания, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.

Особенности выполнения методики. При выполнении данного задания дети с ЗПР сталкиваются с трудностями удержания инструкции до конца выполняемой деятельности, что выражается в низком уровне распределения внимания между двумя предметами и переключении с одного предмета на другой. Дети с ЗПР отличаются крайней неустойчивостью внимания, неспособностью к длительному напряжению и концентрации внимания без игровой мотивации.

Цель — исследование схематического мышления.

Стимульный материал: таблица с разными геометрическими фигурами и образцами разных цветов, отдельные карточки с теми же фигурами разных цветов.

Тест проводится в два этапа.

Инструкция 1: Разложи карточки по цвету или по форме.

Инструкция 2: Посмотри на таблицу и разложи карточки так, чтобы каждая попала в свою клеточку.

Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития схематического мышления, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.

Особенности выполнения методики. У детей с ЗПР возникают затруднения при систематизации карточек одновременно по двум сенсорным эталонам. Дети с ЗПР показывают неспособность к целостному восприятию, для них характерны затруднения, связанные с классификацией фигур, незначительные ошибки при сходности сенсорных эталонов (путаница цветов).

Цель — исследование логичности мышления.

Стимульный материал: набор близких понятий.

Детям дается задание на обобщение — предлагается «назвать одним словом» 10 рядов конкретных понятий:

Шкафы, кровати, стулья.

Футболки, брюки, куртки.

Сапоги, туфли, тапочки.

Васильки, ландыши, розы.

Дубы, ёлки, берёзы.

Вороны, голуби, утки.

Смородина, малина, клубника.

Картошка, морковь, помидоры.

Яблоки, груши, мандарины.

Моряки, лётчики, артиллеристы.

Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития логичности мышления, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.

Особенности выполнения методики. Дети с ЗПР чаще всего приводят обобщения на интуитивно-практическом уровне:

Шкафы, кровати, стулья — квартира.

Футболки, брюки, куртки — одевают.

Васильки, ландыши, розы — весна.

Дубы, ёлки, берёзы — улица.

Вороны, голуби, утки — летают.

Смородина, малина, клубника — еда.

Картошка, морковь, помидоры — овощи.

Яблоки, груши, мандарины — вкусная еда.

Моряки, лётчики, артиллеристы — взрослые.

Дети с ЗПР при обобщении допускают ошибки в расширении или сужении обобщающего слова, описательном характере обобщения, недостаточности анализа объектов, их существенных признаков.

Цель — исследование логичности мышления

Стимульный материал: набор16 карточек с изображением животных, мебели, фруктов и овощей.

Инструкция:разложи картинки на четыре группы. В каждой группе картинки должны подходить друг к другу так, чтобы их можно было назвать «одним словом».

Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития логичности мышления, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.

Особенности выполнения методики. Дети с ЗПР не могут объяснить свои действия и ответы.

Цель — исследование логичности мышления

Стимульный материал: пять пар слов.

Инструкция: сравни слова, чем они похожи и различаются.

Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития логичности мышления, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.

Особенности выполнения методики. Дети с ЗПР охотнее выделяют различия, чем сходства; отличаются непланомерным анализом, его односторонностью.

При объявлении сходства и различия выделяют в основном несущественные признаки, например: лисы — собаки: у них уши, хвосты, яблони — берёзы: зеленые, растут в лесу, цветы — деревья: их можно поставить в вазу.

Тест «Запрещенные слова»

Цель — оценить сформированность произвольности, уровень развития речи.

Инструкция: предлагаю тебе поиграть в игру: я буду задавать вопросы, а ты отвечать на них, но при этом нельзя произносить слова «да» и «нет» и нельзя называть цвета.

Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню произвольности, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.

Особенности выполнения методики. У большинства детей с ЗПР слабо проявляются элементы произвольности, что выражается в недостаточном словарном запасе, неумении соотносить свои действия с правилами.

В основном дети с ЗПР для ответов используют слова из вопросов:

Вода мокрая? — Мокрая.

Взрослые любят яблоки? — Любят.

Летом трава какая? — Летняя.

Снег черный? — Черный.

У тебя какие глаза? — Красивые.

Диагностика развития речи детей дошкольного возраста (субтест из методики Эббингауза)

Цель — выявление уровня словарного запаса, произвольность и дифференцированность ассоциаций.

Инструкция: к каждому слову нужно подобрать противоположное по значению: Тупой, тонкий, грязный, чужой, низ, враг, высокий, мягкий, громкий, радость, ссора, лёгкий, поднимать.

Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития смысловой стороны речевой деятельности, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.

Особенности выполнения методики. У большинства детей с ЗПР возникают трудности в подборе слов в связи с недостаточно полным словарном запасе и кругом общей осведомленности.

При нахождении слова с противоположным значением часто употребляют отрицательную приставку «не»: тупой — не тупой, тонкий — очень тонкий, грязный — не грязный, чужой — мой, низ — наверх, враг — не враг.

Исследования эмоционального развития ребенка с ЗПР оценивают интеллектуальные и эмоциональные способности в совокупности. У «особых» детей наблюдаются следующие черты: отсутствие чувства долга и ответственности, некритичность, неорганизованность, слабая дифференцированность эмоций, аффективные реакции в процессе общения и проч. Для диагностики эмоционального развития Г.В. Фадина предлагает использовать такие методики, как

1) «Эмоциональная цветопись» А.Н. Лутошкина;

2) Определение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста;

3) Определение уровня развития коммуникативной сферы детей дошкольного возраста (в виде беседы);

4) Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций;

5) Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния.

Методика А.Н. Лутошкина «Эмоциональная цветопись»

Цель — исследование эмоционального самочувствия детей.

Цвет — наиболее доступная и положительная форма выражения настроения.

Задание: Какое у меня настроение?

Записывают оттенки настроения, которые затем обозначают цветом: радостное — красное, спокойное — зеленое, скучное — серое, плохое — черное, тревожное — коричневое, безразличное — белое.

Выделяем зоны: игра, занятие, семья, друзья, воспитатель, группа, школа.

Оцениваем каждую зону цветом. Для оценки эмоционального самочувствия достаточно записать цвета.

Особенности выполнения методики. У детей с ЗПР возникают трудности в осмыслении эмоционального состояния через цвет. Большинство детей испытывают тревожное состояние, смена настроения происходит из-за ухудшения эмоционального фона при утомлении или неуспешности в выполнении задания.

Методика «Определение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»

Цель: определение эмоционального благополучия ребенка в детском саду.

Материал: цветные карандаши (черный, зеленый, серый, красный, желтый, синий, коричневый), полоска бумаги.

Порядок проведения: ребенку предлагается выбрать карандаш такого цвета, который ему больше всего нравится. Этим карандашом надо нарисовать черточку на полоске, затем из оставшихся выбрать тот карандаш, который теперь больше всего нравится и тоже нарисовать черточку на полоске и так далее, до последнего карандаша.

Далее задаются вопросы. Какое настроение у тебя бывает, когда ты приходишь в детский сад? Какого цвета твое настроение, выбери такого цвета карандаш и нарисуй черточку на полоске. Какое настроение у тебя возникает, когда ты встречаешься со своим воспитателем? Когда ты видишь своих друзей? Какое у тебя настроение на занятиях?

Таким образом, мы можем получить графическую проекцию эмоционального отношения ребенка к взрослым, сверстникам, занятиям.

Результаты исследования помогают определить причины и зоны эмоционального неблагополучия ребенка.

Особенности выполнения методики. Чем более симпатичен человек или привлекательна ситуация, тем предпочтительнее цвет выбирает ребёнок с ЗПР.

Методика «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций»

Цель: определение эмоций.

Стимульный материал: карточки с графическим изображением эмоций.

Порядок проведения: ребенку предлагают по одной карточке с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления, с вопросом: «Какое это лицо?».

Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню способности различать эмоции, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.

Особенности выполнения методики. Дети с ЗПР с трудом опознают графические изображения, лучше вербализуют эмоцию радости, хуже — гнева и удивления.

Методика «Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния»

Цель: изучение понимания собственных эмоций.

Стимульный материал: цветные карандаши, альбом.

Порядок проведения. Детям предлагают вспомнить и нарисовать ситуацию, когда, они испытывали удивление, страх, горе, радость.

Обработка результатов: изучается доступность объяснения своего эмоционального состояния в разных ситуациях.

Особенности выполнения методики. Для большинства детей с ЗПР характерна маленькая величина, схематичность рисунка, создание негативной цветовой гаммы, преобладание тревожного эмоционального фона настроения, что предполагает наличие чувства отверженности, покинутости, враждебности. Дети с ЗПР неточно разграничивают эмоциональные состояния, частично вербализуют эмоции, не понимая инструкции, переходят на рисование.

Источники:
Диагностика детей с зпр
Представляем самый лучший образовательный сайт, на котором можно встретить самые новые учебные работы, которых нет на других ресурсах. Сайт refleader.ru на протяжении всей Вашей учебы будет
http://refleader.ru/
Как воспитать ребенка
Как воспитать ребенка
http://kakvospitatrebenka.ru/
Методы диагностики ребёнка с ЗПР
Существует несколько видов диагностирования у ребёнка ЗПР. Это очень важный этап в коррекции ребёнка — чем раньше выявлена проблема, тем больше возможностей по её решению. Степень и характер
http://studwood.ru/1073070/pedagogika/metody_diagnostiki_rebyonka

COMMENTS