Share

Детские психические болезни

Детская психиатрия

Вопрос нарушений психики в детском и подростковом возрасте – это тема, которая всегда будет остро стоять перед врачами-психиатрами и родителями. Мне хотелось бы отразить общие вопросы данной проблемы и рассмотреть подходы в их разрешении, существующие на сегодняшний день в медицине в нашей стране. Данная работа не является специализированной медицинской статьей. Она направлена на широкий круг читателей, на родителей, их детей, а также всех других лиц, для которых этот вопрос является интересным и актуальным.

Многие авторы отмечают, что психиатрия за последнее время очень расширила рамки своей деятельности и, выйдя за стены психиатрических больниц, включила в круг своего ведения начальные и пограничные формы. Однако не во всех отношениях это расширение пошло достаточно глубоко, и это, прежде всего, относится к нервно-психическим заболеваниям детского возраста. Очень мало учитывается, что именно в этом возрасте встречается большинство изменений, на которые приходится смотреть как на зачатки будущих тяжелых заболеваний.

В общем, детская психиатрия не вышла из того умаления, которому подвергалась до войны и революции. Со времени последней появилась надежда, что в связи с постановкой на очередь в полном объеме вопросов детского воспитания и обучения изменится и положение детской психиатрии. К сожалению, из намеченной вначале очень широкой программы деятельности, которую по различным причинам не удалось развернуть полностью, на долю детской психиатрии пришлось совсем немного. Причиной того нужно считать не только значительные финансовые затруднения, но и то, что вообще очень мало распространены в широких кругах представления о важности детской психиатрии, ее задачах и значении в общей психиатрии и медицине. К большому сожалению, это относится также и ко многим врачам, в особенности, врачам общего профиля, которые часто недооценивают, а иногда и просто не хотят замечать у детей нарушения, требующие направления ребенка на консультацию к детскому психиатру. При этом следует отметить, что чем позже пациент попал на прием к детскому специалисту, чем позже были начаты лечение и коррекция психических нарушений у ребенка, тем менее эффективно это лечение и тем больше времени потребуется на то, чтобы скомпенсировать имеющиеся у ребенка проблемы, не допустив перехода заболевания в фазу устойчивых нарушений, зачастую не поддающихся медикаментозной и психологической коррекции.

Конечно, детская психиатрия имеет свои задачи и свои особенности сравнительно с общей психиатрией, из которых главнейшие сводятся к тому, что она еще больше связана с неврологией и внутренней медициной, она более сложна в диагностике и прогнозах, более нестабильна, но именно поэтому специалисты, посвятившие свою жизнь данной специальности, зачастую являются профессионалами с большой буквы.

Свою статью я считаю целесообразным построить по следующему принципу: во-первых, представить наиболее распространенные нарушения психики у детей и подростков, требующие наблюдения и лечения у детского психиатра; во-вторых – рассказать об общих принципах коррекции данных нарушений; в-третьих – попытаться обосновать необходимость лечения данных заболеваний и попытаться дать краткую информацию по прогнозам для детей, получающих и, соответственно, не получающих лечение.

На первом месте по частоте встречаемости в раннем детском возрасте в настоящее время стоят различные формы задержек психо-речевого развития. Зачастую, при отсутствии значимых моторных нарушений (ребенок своевременно начинает переворачиваться, садиться, ходить и т.д.), обусловленных ранней сочетанной патологией беременности и родов (хронические инфекции у матери во время беременности, злоупотребление табаком, алкоголем, токсическими и наркотическими средствами, родовые травмы различной степени выраженности, недоношенность, врожденные хромосомные аномалии (синдром Дауна и т.п.), и т.д.), на первое место выступают проблемы несвоевременного речевого развития ребенка.

Норма развития, оценка уровня ребенка в развитии речи

Достаточно сложно говорить о наличии каких-либо четких временных норм речевого развития, но все же мы считаем, что отсутствие отдельных слов в возрасте 1,5 лет или несформированность фразовой речи (ребенок произносит короткие предложения, несущие полноценное смысловое содержание) к 2, максимум 2,5 годам является основанием для определения у ребенка задержки речевого развития. Сам по себе факт наличия задержки речевого развития может быть обусловлен как наследственными факторами («мама и папа заговорили поздно»), так и наличием каких-либо значимых нарушений психики, вплоть до раннего детского аутизма или умственной отсталости; но дело в том, что принять решение, правильное решение об истинных причинах данных нарушений, выявить корни проблемы и предложить реальное, эффективное решение ее могут лишь специалисты, которые знают патологию данного круга, умеют выявлять и лечить ее.

Зачастую врачи общей практики, логопеды общепрофильных детских садов, друзья и соседи, не в полном объеме обладающие специализированной информацией, успокаивают родителей, говоря знакомые до боли всем фразы: «Да не волнуйся, к 5 годам догонит, дорастет, заговорит», но часто в 4-5 лет эти же люди сообщают родителям: «Ну что же Вы так долго ждали, лечить надо было!». Именно в этом возрасте, в возрасте 4-5 лет дети чаще всего и попадают впервые на прием к детскому психиатру, причем попадают, имея уже сопутствующие нарушения поведения, эмоций, отставание в развитии интеллектуальном и физическом. Организм человека и тем более ребенка — это единая система, в которой все компоненты тесно связаны между собой, и когда нарушается работа одного из них (в данном случае формирование речи), постепенно и другие структуры начинают давать сбой, утяжеляя и усугубляя течение заболевания.

Как уже было сказано выше, речевая и моторная задержка развития ребенка может являться не только самостоятельным диагнозом, но и быть одним из симптомов более значимых психических нарушений. В подтверждение тому следует отметить значительный рост в последние годы заболеваемости детским аутизмом в нашей стране. За последние 3 года частота выявляемости данного заболевания у детей 3-6 лет увеличилась более чем 2 раза, и это связано не только и не столько с улучшением качества диагностики его, но и со значительным ростом заболеваемости в целом.

Следует сказать, что течение данного процесса сегодня значительно утяжелилось: встретить сегодня в медицинской практике ребенка с «чистым» аутизмом (социальная отгороженность) практически невозможно. Данное заболевание зачастую сочетает в себе выраженное отставание в развитии, снижение интеллекта, нарушения поведения с четкими ауто- и гетероагрессивными тенденциями. И при этом, чем позже начинается лечение, тем медленнее происходит компенсация, тем хуже социальная адаптация и тяжелее отдаленные последствия данного заболевания. Более 40% детского аутизма в возрасте 8-11 лет переходят в заболевания эндогенного круга, такие как шизотипическое расстройство или детский тип шизофрении.

Особое место в практике врача-психиатра занимают нарушения поведения, внимания и активности у детей. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью в настоящее время является, наверное, самым широко используемым диагнозом, который с удовольствием ставят терапевты, педиатры, и неврологи. Но мало кто помнит, что по номенклатуре болезней данное заболевание относится к нарушениям психики и чаще всего наиболее эффективным оказывается лечение детей с такими нарушениями именно у детского психиатра и психотерапевта, которые в полном объеме могут использовать в своей практике все необходимые методики и способы медикаментозной коррекции данных нарушений.

Часто, негрубо выраженные нарушения могут скомпенсироваться самостоятельно, по мере роста и физиологического созревания ребенка, но зачастую даже при благоприятном течении процесса, результатами невнимания к таким нарушениям в раннем возрасте являются выраженные трудности при обучении в школе, а также нарушения поведения со склонностью ко всему «отрицательному» в подростковом периоде. Причем, следует отметить, что привыкание ко всему «плохому» (различные зависимости, асоциальное поведение и т.п.) у таких детей происходит значительно более быстро и декомпенсация состояния с истощением физиологических компенсаторных механизмов также наступает быстрее чем у лиц, не имевших в анамнезе такого рода нарушений.

Высок процент детей с диагнозом «Умственная отсталость» различной степени выраженности. Данный диагноз, конечно, никогда не устанавливается до 3-х летнего возраста, т.к. определить уровень интеллектуальных нарушений у ребенка до 3-х лет представляет определенные сложности. Критериями установки данного диагноза является отсутствие эффекта от проводимого лечения, некомпенсируемость состояния на фоне интенсивного лечения в раннем возрасте.

Целью обучения детей с установленным диагнозом «Умственная отсталость» является не интеллектуальная компенсация и попытка вывести их на общевозрастной уровень, а социальная адаптация и поиск того вида деятельности, пусть и не сложной с интеллектуальной точки зрения, который сможет дать возможность им во взрослом возрасте существовать самостоятельно и обеспечивать себя. К сожалению, зачастую это возможно только при легкой (редко умеренной) степени данного заболевания. При более выраженных нарушениях эти пациенты в течение всей жизни нуждаются в контроле и уходе со стороны родственников.

Психические нарушения эндогенного круга, шизофрения

Достаточно велик процент детей и подростков с сугубо психическими нарушениями эндогенного круга. Речь в данном случае идет о шизофрении и расстройствах, с ней сходных, при которых происходит нарушение процессов мышления и грубо изменяются личностные особенности. Несвоевременное выявление и начало терапии данных расстройств приводит к очень быстрому нарастанию дефекта личности и усугубляет вариант течения данного заболевания во взрослом возрасте.

Обобщая все сказанное, хочется отметить, что в данной статье представлен очень краткий и грубый перечень основных психических заболеваний детского возраста. Возможно, если это окажется интересным, в дальнейшем мы продолжим цикл статей и уже тогда детально остановимся на каждом виде нарушений психики, способах их выявления и принципах эффективной терапии.

Не откладывайте визит к врачу, если ребенок нуждается в помощи

Но одно хочу сказать сейчас: не бойтесь визита к детскому психиатру, не пугайтесь слова «психиатрия», не стесняйтесь спросить о том, что Вас беспокоит в Вашем ребенке, что Вам кажется «неправильным», не закрывайте глаза на какие-то особенности в поведении и развитии Вашего ребенка, убеждая себя, что «это просто кажется». Консультативное обращение к детскому психиатру ни к чему Вас не обяжет (тема форм наблюдения в психиатрии – это тема для отдельной статьи), и при этом часто своевременное обращение к врачу-психиатру с Вашим ребенком предотвращает развитие грубых психических нарушений в более позднем возрасте и дает возможность Вашему чаду в дальнейшем жить полноценной здоровой жизнью.

Врач-психиатр 1-й категории,

Психиатр детского диспансерного отделения ЦМОКПБ.

Детские психические болезни

Рубрики

  • Гемофобия или боязнь крови – это неконтролируемый страх на уровне сильных паниче.
  • Социофобия – это иррациональный страх, неконтролируемая боязнь каких-либо общест.
  • Эргофобия – это страх перед работой, выполнением любых целенаправленных действий.
    • Алина к записи Перфекционист
    • Виктория к записи Как пережить предательство
    • Дарья к записи Паллиативная помощь
    • Екатерина к записи Любовный треугольник
    • Екатерина к записи Детские истерики
  • Психические расстройства у детей

    Психические расстройства у детей возникают в силу особых факторов, провоцирующих нарушения развития детской психики. Психическое здоровье детей настолько уязвимо, что клинические выраженные проявления и их обратимость зависят от возраста малыша и длительности воздействия особых факторов.

    Решение проконсультировать ребенка у психотерапевта, как правило, родителям дается непросто. В понимании родителей это означает признание подозрений на наличие у ребенка нервно-психических расстройств. Многих взрослых пугает постановка малыша на учет, а также связанные с этим ограниченные формы обучения, а в будущем ограниченный выбор профессии. По этой причине родители зачастую стараются не замечать особенности поведения, развития, странности, которые обычно являются проявлениями психических расстройств у детей.

    Если же родители склоняются к мнению, что ребенка надо лечить, то сначала, как правило, предпринимаются попытки в лечении нервно-психических расстройств домашние средства или советы знакомых знахарей. После неудачных самостоятельных попыток в улучшении состояния отпрыска, родители принимают решение обратиться за квалифицированной помощью. Обращаясь впервые к психиатру или врачу-психотерапевту родители, зачастую, стараются это сделать анонимно, неофициально.

    Ответственные взрослые не должны прятаться от проблем и при распознавании ранних признаков нервно-психических расстройств у детей, своевременно обращаться к врачу и после следовать его рекомендациям. Каждый родитель должен обладать необходимыми знаниями в области невротических расстройств, чтобы предупредить отклонения в развитии своего ребенка и при необходимости обратиться за помощью при первых признаках расстройства, поскольку вопросы, которые касаются психического здоровья малышей, являются уж слишком серьезными. Самостоятельно экспериментировать в лечении недопустимо, поэтому следует вовремя обращаться к специалистам за советами.

    Зачастую родители списывают психические расстройства у детей на возраст, подразумевая, что ребенок еще маленький и не понимает, что с ним происходит. Нередко данное состояние воспринимается, как обычное проявление капризов, однако современные специалисты утверждают, что невооруженным взглядом психические расстройства очень заметны. Зачастую эти отклонения отражаются негативно на социальных возможностях малыша и его развитии. При своевременном обращении за помощью можно полностью излечить некоторые расстройства. При обнаружении подозрительных симптомов у ребенка на ранних стадиях, можно предотвратить тяжелые последствия.

    Психические расстройства у детей подразделяются на 4 класса:

    Появление психических расстройств могут вызываться различными причинами. Врачи утверждают, что на их развитие могут оказывать влияние всевозможные факторы: психологические, биологические, социопсихологические.

    Провоцирующими факторами выступают: генетическая предрасположенность к психическим заболеваниям, несовместимость по типу темперамента родителя и ребенка, ограниченность интеллекта, мозговые поражения, семейные проблемы, конфликты, травмирующие психику события. Не последнее значение имеет семейное воспитание.

    Психические расстройства у детей младшего школьного возраста часто возникают из-за развода родителей. Нередко увеличивается шанс возникновения психических расстройств у детей из неполных семей, или, если у одного из родителей в анамнезе имеется какое-либо душевное заболевание. Для определения, какого вида помощь необходимо оказать малышу, следует точно установить причину проблемы.

    Данные расстройства у малыша диагностируются по следующим симптомам:

    • тревожные расстройства, страхи;
    • тики, синдром навязчивости;
    • игнорирование установленных правил, агрессивность;
    • без видимых причин часто меняющееся настроение;
    • снижение интереса к активным играм;
    • замедленные и необычные телодвижения;
    • отклонения, связанные с нарушением мышления;
    • детская шизофрения.

    Периоды наибольшей подверженности психическим и нервным расстройствам приходятся на возрастные кризы, которые охватывают следующие возрастные периоды: 3-4 года, 5-7 лет, 12-18 лет. Из этого очевидно, что подростковый и детский возраст является подходящим временем для развития психогений.

    Психические расстройства у детей до года обусловлены существованием ограниченного круга отрицательных и положительных потребностей (сигналов), которые малыши должны удовлетворить: боль, голод, сон, необходимость справления естественных потребностей.

    Все эти потребности имеют жизненно-важное значение и не могут быть не удовлетворены, поэтому чем педантичнее родители соблюдают режим, тем быстрее вырабатывается положительный стереотип. Неудовлетворение одной из потребности может привести к психогенному поводу и чем больше отмечается нарушений, тем тяжелее депривация. Другими словами, реакция малыша до года обусловлена мотивами удовлетворения инстинктов и, безусловно, в самую первую очередь — это инстинкт самосохранения.

    Психические расстройства у детей 2 лет отмечаются, если мать сохраняет чрезмерную связь с ребенком, способствуя тем самым инфантилизации и торможению его развития. Такие попытки родителя, создавая препятствия на пути самоутверждения малыша, способны привести к фрустрации, а также элементарным психогенным реакциям. При сохранении чувства сверхзависимости от матери развивается пассивность ребенка. Такое поведение при дополнительном стрессе способно принимать патологический характер, что зачастую бывает у детей неуверенных и пугливых.

    Психические расстройства у детей 3 лет обнаруживают себя в капризности, непослушании, ранимости, повышении утомляемости, раздражительности. Подавлять растущую активность малыша в возрасте 3-х лет необходимо осторожно, поскольку таким образом можно способствовать дефициту общения и дефициту эмоционального контакта. Дефицит эмоционального контакта способен привести к аутизму (замкнутости), расстройствам речи (задержке развития речи, отказам от общения или речевого контакта).

    Психические расстройства у детей 4 лет проявляются в упрямстве, в протесте против власти взрослых, в психогенных срывах. Отмечаются также внутренняя напряженность, дискомфортность, чувствительность к депривации (ограничение), которая вызывает фрустрацию.

    Первые невротические проявления у детей 4 лет обнаруживаются в поведенческих реакциях отказа и протеста. Достаточно незначительных отрицательных воздействий для нарушения психического равновесия малыша. Кроха способна реагировать на патологические ситуации, негативные события.

    Психические расстройства у детей 5 лет обнаруживают себя в опережении психического развития сверстников, особенно если интересы малыша приобретают одностороннюю направленность. Поводом к обращению за помощью к психиатру должна послужить утрата малышом приобретенных ранее навыков, например: бесцельно катает машинки, беднеет словарный запас, становится неопрятным, прекращает ролевые игры, мало общается.

    Психические расстройства у детей 7 лет связывают с подготовкой и поступлением в школу. Неустойчивость психического равновесия, хрупкость нервной системы, готовность к психогенным расстройствам могут присутствовать у детей 7 лет. Основой для этих проявлений выступает склонность к психосоматической астенизации (нарушения аппетита, сна, утомляемость, головокружения, сниженная работоспособность, склонность к страхам) и переутомлению.

    Занятия в школе тогда становятся причиной невроза, когда требования, предъявляемые к ребенку, не соответствуют его возможностям и он отстает по школьным предметам.

    Психические расстройства у детей 12-18 лет проявляются в следующих особенностях:

    — склонность к резким колебаниям настроения, беспокойство, меланхолия, тревога, негативизм, импульсивность, конфликтность, агрессивность, противоречивость чувств;

    — чувствительность к оценке другими своей силы, внешности, умений, способностей, излишняя самоуверенность, чрезмерная критичность, пренебрежение к суждениям взрослых;

    — сочетание чувствительности с черствостью, раздражительности с болезненной застенчивостью, желание признания с независимостью;

    — отказ от общепринятых правил и обожествление случайных кумиров, а также чувственное фантазирование с сухим мудрствованием;

    — шизоидность и циклоидность;

    — стремление к философским обобщениям, склонность к крайним позициям, внутренняя противоречивость психики, эгоцентризм юношеского мышления, неопределенность уровня притязаний, тяготение к теоретизированию, максимализм в оценках, многообразие переживаний, связанные с пробуждающимся половым влечением;

    — непереносимость опеки, немотивированные колебания настроения.

    Зачастую протест подростков вырастает в нелепое противодействие и бессмысленное упрямство всякому разумному совету. Развиваются самоуверенность и заносчивость.

    Вероятность появления психических расстройств у детей в различные возрастные периоды разнятся. Учитывая, что психическое развитие у детей осуществляется неравномерно, то в определенные периоды оно становится дисгармоническим: одни функции формируются быстрее других.

    Признаки психического расстройства у детей, могут обнаруживать себя в следующих проявлениях:

    — чувство замкнутости и глубокой печали, продолжающееся больше 2-3-х недель;

    — попытки убить себя или навредить;

    — всепоглощающий без причины страх, сопровождающийся быстрым дыханием и сильным сердцебиением;

    — участие в многочисленных драках, применение оружия с желанием кому-то навредить;

    — бесконтрольное, жестокое поведение, причиняющее вред, как себе, так и другим;

    — отказ от еды, применение слабительных средств или выбрасывание еды для того, чтобы похудеть;

    — сильные тревоги, мешающие обычной активности;

    — трудности с концентрацией внимания, а также неспособность усидеть на месте, что представляет физическую опасность;

    — употребление алкоголя или наркотиков;

    — сильные перепады в настроении, ведущие к проблемам в отношениях;

    — перемены в поведении.

    На основании только этих признаков сложно установить точный диагноз, поэтому родителям следует, обнаружив вышеизложенные проявления обратиться к психотерапевту. Данные признаки совсем не обязательно должны проявляться у малышей, имеющих психические отклонения.

    За помощью в выборе метода лечения следует обращаться к детскому психиатру или психотерапевту. Большинство расстройств нуждаются в длительном лечении. Для лечения маленьких пациентов применяются те же препараты, что и для взрослых, однако в меньших дозах.

    Как лечить психические расстройства у детей? Эффективны в лечении антипсихотики, противотревожные препараты, антидепрессанты, различные стимуляторы и стабилизаторы настроения. Большое значение имеет семейная психотерапия: родительское внимание и любовь. Родителям нельзя оставлять без внимания первые признаки расстройств, развивающихся у ребенка.

    При проявлениях непонятных симптомов в поведении ребенка можно получить консультативную помощь по волнующим вопросам у детских психологов.

    91 комментарий к записи “Психические расстройства у детей”

    Здравствуйте! Моему среднему сыну 10 лет. Он совершенно перестал слушаться, ничего самостоятельно делать не хочет, только и отдаёт приказы либо мне, либо своему старшему брату. Налейте мне чаю, помогите с уроками, это я не хочу, это я не умею, это моё, купите мне планшет, новую куртку и т.д. В результате со старшим постоянные драки, младшего то обнимает целует, то бьёт (а младшему всего 2 годика). Объясняю, что он ещё маленький, всё бесполезно. Терпеть уже нет сил. А в школе это совершенно другой ребёнок, тихий, послушный. Дома настоящий тиран. Куда мне обратиться? Как определить заболевание это или что то другое?

    Здравствуйте, Наталья. Рекомендуем обратиться по своей проблеме с ребенком к детскому психологу.

    Здравствуйте. Моя внучка постоянно перевоплощается в образ собаки. Бегает высунув язык, лает, виляет мнимым хвостом. Это меня очень волнует. И еще повышенная любвиобильность. Всех обнимает, целует. Дома пожалуйста, но она ведет себя так и в школе. Куда нам обратиться? С чего начать?

    Здравствуйте, Ольга. Рекомендуем обратиться с внучкой к детскому психологу.

    Здравствуйте, Кристина. Обратитесь очно по своей проблеме с ребенком к детскому неврологу.

    Здравствуйте, Оксана. Рекомендуем вместе с дочерью посетить практического детского психолога. Специалист проведет психодиагностику и если окажется в его компетенции проблема, то проведет коррекционную работу, если нет, то направит Вас к психоневрологу или психотерапевту, поскольку практические психологи работают только с нормой или пограничным состоянием своих клиентов.

    Детский психоз: причины, симптомы, лечение психических расстройств

    Психическое здоровье очень уязвимая тема. Клинические проявления расстройств психики зависят от возраста ребенка и влияния некоторых факторов. Часто, по причине страха за грядущие изменения в собственном раскладе жизни, родители не хотят замечать некоторые проблемы с психикой своего чада.

    Многие боятся ловить на себе косые взгляды соседей, чувствовать жалость друзей, менять привычный жизненный порядок. Но ребенок имеет право на квалифицированную своевременную помощь доктора, которая поможет облегчить его состояние, а на ранних стадиях некоторых заболеваний излечить психическое расстройство того или иного спектра.

    Одним из сложных психических заболеваний является детский психоз. Под этим заболеванием понимается острое состояние малыша или уже подростка, которое проявляется в неправильном восприятии им действительности, его неспособности отличить настоящее от выдуманного, невозможности им реально понимать то, что происходит.

    Психические расстройства и психозы у детей диагностируют не так часто как у взрослых мужчин и женщин. Нарушения психики бывают разных типов и форм, но как бы расстройство не проявлялось, какие бы симптомы у болезни не были, психоз значительно затрудняет жизнь ребенка и его родителей, мешает корректно мыслить, контролировать действия, строить адекватные параллели по отношению к установившимся общественным нормам.

    Для детских психотических отклонений характерны:

    1. Задержка развития навыков и интеллекта. Эта особенность проявляется в большинстве случаев. Но бывают болезни, например, аутизм, во время которых ребенок имеет яркие и продвинутые способности в какой-то сфере деятельности. Специалисты утверждают, что на ранних стадиях психические расстройства у детей сложно отличить от простой задержки развития, а значит и распознать нарушение в психике невозможно.
    2. Проблемы с социальной приспособленностью.
    3. Нарушение межличностных отношений.
    4. Возвышенное и особенное отношение к невоодушевленным предметам.
    5. Поддержка однообразия, не восприятие изменений в жизни.

    Детский психоз имеет разные формы и проявления, потому сложен в диагностике и лечении.

    Развитию психических расстройств у малышей способствуют множественные причины. Психиатры выделяют целые группы факторов:

    Самым главным провоцирующим фактором является генетическая предрасположенность к психическим расстройствам. К другим причинам относятся:

    • проблемы с интеллектом (олигофрения и(иже) с ней);
    • органические поражения мозга;
    • несовместимость темперамента малыша и родителя;
    • семейные разлады;
    • конфликты между родителями;
    • события, которые оставили психологическую травму;
    • лекарственные препараты, которые могут вызвать психотическое состояние;
    • высокая температура, которая может вызвать галлюцинации или бредовое расстройство;
    • нейроинфекции.

    На сегодняшний день все возможные причины не изучены в полной мере, но проведенные исследования подтвердили, что у детей с шизофренией почти всегда присутствуют признаки органических нарушений мозга, а у пациентов с аутизмом часто диагностируют наличие церебральной недостаточности, которая объясняется наследственными причинами или травмами во время родов.

    Психозы у детей раннего возраста могут возникать по причине развода родителей.

    Таким образом, в зоне риска находятся дети:

    • у которых у одного из родителей были или есть душевные расстройства;
    • которые, воспитываются в семье, где между родителями постоянно возникают конфликты;
    • перенесшие нейроинфекции;
    • перенесшие психологическую травму;
    • у которых кровные родственники имеют психические болезни, при чём, чем ближе степень родства, тем больше риски возникновения болезни.

    Разновидности психотических отклонений среди детей

    Заболевания детской психики делят по некоторым признакам. В зависимости от возраста выделяют:

    К первому типу относятся пациенты с психическими расстройствами грудного (до года), дошкольного (от 2 до 6 лет) и раннего школьного возраста (от 6-8). Ко второму типу относятся пациенты предподросткового (8-11) и подросткового возраста (12-15).

    В зависимости от причины развития заболевания психозы могут быть:

    • экзогенными – расстройства, вызванные воздействием внешних факторов;
    • эндогенными – нарушения, спровоцированные внутренними особенностями организма.

    В зависимости от типа течения психозы могут быть:

    Разновидностью психотического отклонения является аффективное расстройство. В зависимости от характера течения и симптоматики расстройства аффекта бывают:

    Различная симптоматика психических заболеваний оправдана разными формами болезни. Обычными симптомами болезни являются:

    • галлюцинации – кроха видит, слышит, ощущает то, чего на самом деле нет;
    • бред – человек видит существующую ситуацию в своей неверной интерпретации;
    • снижение ясности сознания, сложность ориентации в пространстве;
    • пассивность, не инициативность;
    • агрессивность, раздражительность, грубость;
    • синдром навязчивости.
    • отклонения, связанные с мышлением.

    Часто у детей и подростков возникает психогенный шок. Реактивный психоз наступает вследствие перенесенной психологической травмы.

    Эта форма психоза имеет признаки и симптомы, которые отличает ее от других расстройств психического спектра у детей:

    • причина его в глубоком эмоциональном потрясении;
    • обратимость – симптомы слабеют по предшествию времени;
    • симптомы зависят от характера травмы.

    В раннем возрасте нарушение психического здоровья проявляется в аутистическом поведении малыша. Малыш не улыбается, ни каким образом не проявляет радость на лице. До года расстройство выявляется в отсутствии гуления, лепета, похлопывания в ладоши. Кроха не реагирует на предметы, людей, родителей.

    Возрастные кризисы, в периоды которых дети наиболее подвержены психическим расстройствам от 3 до 4 лет, с 5 до 7, с 12 до 18 лет.

    Психические расстройства раннего периода проявляются в:

    • фрустрации;
    • капризности, непослушании;
    • повышенной утомляемости;
    • раздраженности;
    • дефиците общения;
    • дефиците эмоционального контакта.

    Психические проблемы у ребенка 5 лет должны обеспокоить родителей, если малыш теряет уже приобретенные навыки, мало общается, не хочет играть в ролевые игры, не следить за своим внешним видом.

    В 7 лет ребенок становится неустойчивым в психике, у него появляется нарушение аппетита, появляются лишние страхи, снижается работоспособность, появляется быстрое переутомление.

    В 12-18 лет родителям необходимо обратить внимание на подростка, если у него появляются:

    • резкие перепады настроения;
    • меланхолия, тревога;
    • агрессивность, конфликтность;
    • негативизм, противоречивость;
    • сочетание не сочетаемого: раздражительности с острой застенчивостью, чувствительности с черствостью, желания полной независимости с желанием быть всегда рядом с мамой;
    • шизоидность;
    • отказ от принятых правил;
    • склонность к философии и крайним позициям;
    • непереносимость опеки.

    Более болезненные признаки психоза у детей старшего возраста проявляются в:

    • попытках суицида или само повреждения;
    • беспричинном страхе, который сопровождается сердцебиением и быстрым дыханием;
    • желании навредить кому-то, жестокости по отношении к окружающим;
    • отказе от принятия пищи, приеме таблеток-слабительных, сильном стремление похудеть;
    • повышенном чувстве тревоги, которое мешает жить;
    • неспособности к усидчивости;
    • принятии наркотиков или алкоголя;
    • постоянных перепадах настроения;
    • плохом поведении.

    Не смотря на предложенный перечень признаков психоза наверняка и точно диагностировать его самостоятельно не сможет ни один родитель. Прежде всего, родители должны показать свое чадо психотерапевту. Но даже после первого приема у профессионала говорить о психических расстройствах личности рано. Маленького пациента должны обследовать следующие врачи:

    • невропатолог;
    • лор;
    • логопед;
    • психиатр;
    • доктор, который специализируется на болезнях развития.

    Иногда пациента определяют в стационар для обследования и проведения необходимых процедур и анализов.

    Кратковременные припадки психоза у ребенка проходят сразу же после исчезновения их причины. Более тяжелые заболевания требуют длительной терапии, часто в стационарных условиях больницы. Специалисты для лечения детских психозов используют те же препараты, что и для взрослых, только в подходящих дозах.

    Лечение психозов и расстройств психотического спектра у детей предполагает:

    • назначение антипсихотиков, антидепрессантов, стимуляторов и т.д.;
    • консультации профильных специалистов;
    • семейную терапию;
    • групповую и индивидуальную психотерапию;
    • внимание и любовь родителей.

    Если родители смогли выявить сбой психи у своего чада вовремя, то для улучшения состояния обычно достаточно нескольких консультаций с врачом-психиатром, психологом. Но встречаются случаи, которые требуют длительного лечения и нахождения под наблюдением докторов.

    Психологический сбой у ребенка, который связан с его физическим состоянием, излечиваются сразу же после исчезновения основного заболевания. Если болезнь была спровоцирована пережитой стрессовой ситуацией, то даже после улучшения состояния малыш требует к себе особого отношения и консультаций психотерапевта.

    В крайних случаях при проявлениях сильной агрессии малышу могут прописывать транквилизаторы. Но для лечения детей использование тяжелых психотропных препаратов применяется только в крайних случаях.

    В большинстве случаев, психозы, перенесенные в детстве, не возвращаются во взрослой жизни при отсутствии провоцирующих ситуаций. Родители выздоравливающих детей должны полностью соблюдать режим дня, не забывать о ежедневных прогулках, сбалансированном питании и, при необходимости, заботиться о приеме препаратов своевременно.

    Малыша нельзя оставлять без внимания. При малейших нарушениях его психического состояния необходимо обращаться за помощью к специалисту, который поможет справиться с возникшей проблемой.

    Для лечения и избежания последствий для психики ребенка в будущем необходимо соблюдать все рекомендации специалистов.

    Каждый родитель, беспокоящийся о психическом здоровье своего ребенка должен помнить:

    • не забывать, что психоз – это заболевание, которое нуждается в лечении;
    • лечение нужно начинать своевременно, не затягивать поход к специалистам;
    • необходимо проконсультироваться с несколькими специалистами, потому что правильное лечение – залог успеха;
    • для лечения и профилактики болезни важна поддержка родных и близких;
    • доброжелательность по отношению к больному ускоряет процесс лечения и обеспечивает стойкий результат после излечения;
    • после лечения малыша необходимо вернуть в нормальную среду, строить планы на будущее;
    • необходимо создавать спокойную атмосферу в семье: не кричать, не практиковать физическое или моральное насилие;
    • заботиться о физическом здоровье малыша;
    • не допускать стрессы.

    Любовь и забота — то, что необходимо любому человеку, тем более маленькому и беззащитному.

    Этот раздел создан чтобы позаботиться, о тех, кому необходим квалифицированный специалист, не нарушая привычный ритм собственной жизни.

    Детская психиатрия
    Общие принципы психиатрии детского возраста. Вопрос нарушений психики в детском и подростковом возрасте – это тема, которая всегда будет остро стоять перед врача…
    http://psihiatr.info/2012/%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B8%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%8F/
    Детские психические болезни
    Психические расстройства у детей возникают в силу особых факторов, провоцирующих нарушения развития детской психики. Нередко данное состояние воспринимается, как проявление капризов
    http://psihomed.com/psihicheskie-rasstroystva-u-detey/
    Детский психоз причины, симптомы, лечение психических расстройств
    Психозы и психические расстройства у детей имеют своеобразную этиологию и причины: признаки и симптомы детских психотических сбоев, методы лечения и профилактика.
    http://neurodoc.ru/bolezni/psycho/detskij-psixoz.html