Детские игры: развлечение и необходимость

Этим вопросом задавались многие детские психологи. Как игры животных (и детенышей, и взрослых) моделируют их «серьезное» поведение: котенок ловит бумажку на веревочке, щенята грызутся, – так и игры человеческих детей можно назвать репетицией тех занятий, которые предстоят им в будущем. Какие же основные типы игр, имитирующих взрослую деятельность, можно рассмотреть в детском поведении?

Для ребенка от года до трех лет, пожалуй, главный интерес в игре, в манипулировании игрушками, — исследовательский. Погремушка, машинка на колесиках, плюшевый мишка, кукла – для него не только средство развлечения и веселого времяпрепровождения. Игрушка для малыша, прежде всего, – объект исследования. Ребенок открывает для себя мир; то же он будет делать и в дальнейшем, подрастая и становясь взрослым. Новая игрушка подвергается тщательному осмотру, ощупыванию; дети часто даже пробуют ее на вкус. Затем они открывают функциональные свойства игрушки: погремушкой можно греметь, машинку – катать, мишку – тискать и спать с ним, куклу – укачивать и укладывать в кроватку. Нередко ребенок идет дальше в своей жажде познания: ломает игрушку, чтобы посмотреть, что у нее внутри.

Не правда ли, процесс овладения игрушкой ребенком весьма напоминает исследовательский процесс вообще, столь присущий человеку? Вначале изучение внешних свойств предмета; затем – того, что с ним можно делать, для чего приспособить. Конечно, предмет, ни на что не годный, не будет использоваться человеком; так и ребенок быстро охладеет к игрушке, не отвечающей его запросам: если с ней нельзя бегать, издавать ею звуки, каким-то образом подражать поведению взрослых; одним словом – играть. И даже ломание игрушек – это модель исследовательского поведения человека, задавшегося вопросом о причинно-следственных связях предметов и явлений.

Поэтому предпочтение, которое ребенок в раннем возрасте отдает игрушкам, – неслучайно. Именно тогда формируются его познавательные навыки, благодаря которым человек и стал разумным. Из грудничка, все интересы которого сводятся к пропитанию, ребенок, научившись действиям с игрушками, становится исследователем, активно познающим окружающий мир.

Ребенок растет, контактирует с другими детьми, взаимодействует с ними. И в период от 5 до 6 лет на первый план выступают другие функции игры – социальные. Пятнашки, салочки, прятки, жмурки – во всех этих совместных играх дети не только дают выход своей энергии, но и усваивают те качества, которые необходимы для существования человека в обществе, для совместной и целенаправленной деятельности группы людей.

В таких играх четко распределены роли: выбирается «водящий», который будет искать, ловить, догонять других участников. Выборы проводятся, в детском понимании, честно: с помощью считалочки. Неукоснительно соблюдается ритуал: если участнику по каким-то причинам надо на время выйти из игры, он кричит: «Чурики!». Предложивший сыграть в прятки, салки и другие игры имеет право тут же сказать: «Чур, не вод!». Замеченный в «жухании», нарушении правил, подвергается порицанию. Так формируются нормы общественной деятельности: готовность подчиняться правилам; признание исключения из правил в некоторых случаях, но обязательно с соблюдением необходимых формальностей; справедливость и равноправие участников игры.

Итак, игры детей – для каждого возраста свои, все более усложняющиеся, – важный, если не главный фактор подготовки ребенка к взрослой жизни и нормальному функционированию человека в обществе.

Источник: www.kakprosto.ru

Как уличить человека во лжи

Человеку, не являющемуся заядлым лгуном, будет трудно врать и одновременно смотреть вам в глаза. Если собеседник избегает вашего взгляда, у него раскраснелось лицо и вспотели руки, скорее всего, он говорит неправду. Человек может быть спокоен внешне, держать себя в руках. Но его сердце будет биться в учащенном ритме, поэтому краснеет лицо и потеют руки.

Отвлекающие жесты помогают лжецу выиграть время на то, чтобы собраться. Если человек часто демонстративно зевает, берет в руки какой-то предмет и разглядывает его, смотрит на часы, возможно, он лжет вам.

Выдать лгуна может и голос. Если он дрожит, в нем появляется какая-то неестественная интонация, это неспроста. Если человек на ходу сочиняет рассказ, в его разговоре будут длительные паузы и обрывистые фразы. Чтобы вранье было более правдоподобным, лжец включит в свой рассказ детали.

Когда у вас появились сомнения в правдивости собеседника, начинайте задавать наводящие вопросы и переспрашивать. Проследите, не запутается ли лжец в деталях, не додумает ли что-то новое, рассказывая историю повторно. Будьте уверены, что лжец будет стараться отвечать короткими фразами, чтобы не запутаться.

Используя эти советы и наблюдая за человеком, вы с большой вероятностью уличите его во лжи. Но будьте внимательны и не примите за признаки вранья особую манеру вашего собеседника вести разговор.

Источник: www.justlady.ru

COMMENTS