Дети зпр общеобразовательной школе

Внедряем инклюзию: почему дети с ЗПР больше не пойдут в спецшколы

Внедряем инклюзию: почему дети с ЗПР больше не пойдут в спецшколы

Задержка психического развития — это не диагноз. Его не существует, согласно международному классификатору болезней, соответственно и четких критериев для ЗПР нет. Это синдром временного отставания психики или некоторых ее функций, как правило, у детей дошкольного возраста.

"Это не табу, это не ярлык, из которого ребенок никогда не выйдет", — объясняет заведующая Киевской городской психолого-медицинско-педагогической консультации Алла Онанко. Именно там определяют программу для детей с ЗПР.

У ребенка с ЗПР часто не сформирована или ослаблена мотивация к учебе, но интеллект сохранен, поэтому при условии правильной коррекции такие дети могут постепенно догнать своих сверстников. Им дают дополнительный год в подготовительном классе и предполагается, что после начальной школы они смогут учиться по программе массовой школы.

При ЗПР конституционального происхождения ребенок еще не дозрел до роли школьника и ему сложно высидеть урок, но при правильной коррекции он со временем может выровняться до уровня общеобразовательной программы.

Но, при ЗПР церебрально-органического происхождения в основе лежит поражение нервной системы. Такому ребенку трудно догнать сверстников по уровню развития.

"Такая категория детей есть и она немаленькая. И поэтому еще с 70-х годов вводилась система специального образования. На момент окончания начальной школы этих детей пересматривали и если видели, что они не готовы для обучения по массовой программе, они продолжали по программе для детей с ЗПР. Программы есть, но согласно постановлению №753 таких детей теперь набирать в специальные школы не будут", — пояснила заведующая консультации.

Что изменило постановление

Постановление №753 от 26.10.2016 прекращает набор учеников в подготовительные и первые классы специальных школ (школ-интернатов) для детей с задержкой психического развития с 1 сентября 2017 года.

При этом Кабмин постановил обеспечить обучение детей с ЗПР в специальных или инклюзивных классах общеобразовательных школ.

То есть родители могли отдать ребенка в спецшколу или инклюзивный класс. Если в системе массовой школы он не смог адаптироваться, то была возможность перевести его в спецучреждение, где ребенок и после начальной школы учится по программе для детей с ЗПР.

Больше набора в спецшколы не будет: ребенок сразу попадает в систему массовой школы в подготовительный специальный или инклюзивный класс, а если есть необходимость, то скорректированная программа у него может быть и до девятого класса.

Постановление предполагает, что процесс окончательного перехода на инклюзию закончится в 2022 году.

Как сейчас работают спецшколы

В специальной школе дети учатся по той же программе, что и в инклюзивных классах. Но учеников меньше — максимум 12 на учителя — и у ребенка есть максимум внимания. В таких школах упор ставится именно на коррекции — с детьми постоянно работают коррекционные педагоги, психологи и логопеды.

При том, что ассистента преподавателя нет, родители по желанию и при необходимости могут подыскать ребенку ассистента или самим временно находиться на уроках.

Директор специальной школы-интерната №17 Лариса Остапенко объясняет, что цель школы-интерната — подготовить ребенка к дальнейшей учебе в общеобразовательной школе, но некоторым детям адаптироваться бывает действительно сложно.

Остапенко рассказывает, что родителей, которые приходят присмотреться к школе, уже предупреждают — подыскивайте что-то другое. "Родители, конечно, были немного шокированы. Говорят, что ребенок не справится с массовой школой", — говорит она об одном из случаев.

"Те дети, которые к нам идут, они слабые. Они учились по более слабой программе — не могут свою осилить", — отмечает директор школы-интерната, однако признает — есть случаи, когда родители после окончания начальной школы хотят перевести ребенка в инклюзивный класс, но они одиночные.

Как работает инклюзия и спецклассы

"Специальное учреждение предоставляет определенные услуги. Школа таких услуг предоставить не может", — поясняет основное отличие директор киевской школы №28 Наталья Охрименко, имея ввиду коррекционную составляющую.

Сейчас в этой школе есть три инклюзивных класса для детей с ЗПР, а в этом учебном году появился спецкласс.

Инклюзия предусматривает включение ребенка в среду своих сверстников, но он учится по скорректированой программе, которую разрабатывают индивидуально для него. По закону, в инклюзивном классе не может быть больше трех детей, в специальном — до 12.

В этой школе, помимо основных занятий, есть коррекция развития, речи и ритмика, работает дефектолог и психолог. В классах работает ассистент учителя.

"Родители считают, что это престижно — мой ребенок учится не в специальном заведении, а в обычной школе. Но когда приходится работать, дома что-то делать — тут начинается самое интересное: у нас нет времени, а у нас еще один ребенок маленький, я не могу. Вы пришли в инклюзию, мы хотим результат — чтобы ребенок пошел в общеобразовательную школу в пятый класс. Для этого нужна работа и моя, как учителя, но и вас, как родителей. Одна мама потерпела нас полгода, а потом пошла в специальное заведение. Это ваше право", — рассказывает Охрименко.

При этом есть отдельные случаи, когда педагоги и специальная комиссия в школе рекомендуют перевести ребенка в специальное учреждение — родители имеют право сами выбирать.

"Есть дети даже с ЗПР — не тянут. Ну не тянут и все. Мне больно, зачем давать людям надежду — ребенок год потратил зря для того чтобы я потом сказала — идите в специальное учреждение? И это не потому, что я плохая или родители, или ребенок. Он не тянет, он не может. Он год отучился и он не усвоил. Это болезненно", — говорит директор школы с инклюзией.

Проблема: ребенок не тянет

Наталья Охрименко не берется прогнозировать, все ли дети из четвертого класса в следующем году смогут перейти в пятом к общеобразовательной программе.

"Все упирается в то, что в школу должны идти дети, с которыми стоит работать, чтобы изменилось что-то, а не просто тратить время. Когда приходит ребенок, который не может овладеть программой, это проблема. Если ребенок сегодня выучил букву "а", завтра "б", а букву "а" забыл, я считаю, что это неправильно потраченное время. Тут кроме социализации, ребенок должен получить образование", — аргументирует она, но отмечает, что есть очень способные дети.

Сомневается директор школы-интерната Лариса Остапенко — говорит, что дети, которые остались у них в пятом классе, достаточно слабые.

Учиться по программе массовой школы дети с задержкой психического развития органического происхождения скорее всего не смогут, считает заведующая ПМПК Алла Онанко.

Она говорит: "На практике такая категория детей всегда была: если обучать их по программе вспомогательной школы — мы бы занижали их возможности, но учиться по программе массовой программы им тоже слишком тяжело".

Глава отдела образования детей с особыми потребностями Минобразования Татьяна Симоненко признает, что ЗПР находится на грани с легкой умственной отсталостью. Она говорит, что если приложены все усилия, а ребенок не вышел на нужный уровень, то родителям нужно рекомендовать обследоваться и ставить под сомнение диагноз, который поставить могут только врачи.

Проблема: как оценивать ребенка

В обычной школе ребенка с ЗПР наравне со всеми будут оценивать по 12-бальной системе.

Алла Онанко говорит, что как психолог убеждена — трудности в учебе с самого первого класса могут привести к значительным пробелам в знаниях и стойкой неуспеваемости. Дойдя до пятого класса, ребенок теряет интерес к учебе и школе. В частности, это влияет на то, что он не может найти друзей среди одноклассников.

В Минобразования на этот аргумент отвечают, что 12-бальная система дает возможность оценить любого ребенка соответственно его уровню и возможностям.

"Мы не можем говорить,что каждый ребенок, как и любой человек, может быть высокообразованным. Каждый получает соответственно потенциалу и возможностям", — поясняет Симоненко.

Спецшкола как изоляция от родителей

Министерство образования как преимущество постановления называет реализацию права ребенка на проживание в семье и получение образования рядом с домом. С прекращением набора в интернаты родители не смогут больше оставлять ребенка в школе на ночь.

По данным уполномоченного президента по правам ребенка Николая Кулебы, в Украине более 100 тысяч детей живут и получают образование интернатах.

"Я понимаю сложность ситуации экономической в государстве, но это все равно не лишает права родителей заниматься своим ребенком и участвовать в его обучении", — говорит Татьяна Симоненко.

И раньше родители могли забирать ребенка вечером домой, если только речь не идет об областных центрах, где спецшкола — одна на несколько районов. В таком случае невозможно не вырвать ребенка из семьи, а он должен видеть, что рядом с ним есть родители, которые о нем заботятся.

Среди детей в интернатах есть дети из неполных и неблагополучных семей.

"Таким детям лучше иногда была система специальных школ, потому что они получали там помощь и психологическую, и в обучении, и в питании. Частично это была изоляция от такой семьи. Такая категория детей была всегда. Есть ли она сегодня? Есть", — утверждает заведующая ПМПК.

Нехватка кадров и мест в классах

В инклюзивных классах обязательно есть ассистент, который помогает ребенку организоваться, при необходимости повторяет инструкции. Но найти такого специалиста школам сложно.

"Специфическая работа, очень специфические дети. Наши учебные заведение не выпускают в таком количестве специалистов", — говорит директор школы с инклюзией Наталья Охрименко.

"Иногда бывает так, что человек приходит, посмотрел на детей и сбежал. Меня иногда это удивляет. Человек учится, получает образование, нацеленное на работу с детьми с особыми образовательными потребностями. Посмотрел с вот такими глазами и говорит: "Я не смогу здесь работать"", — рассказывает Охрименко.

В Минобразовании отвечают — ведомство сеть кадров не формирует, а реализовывать образовательную политику обязаны местные органы власти.

"Почему нет учителей? Вы же знаете, почему. Потому что вообще профессия учителя на сегодняшний день не престижная. Проблема из-за этого и в ассистентах учителя", — говорит представитель министерства Татьяна Симоненко.

С нового года количество инклюзивных классов должно увеличиться, а значит и нехватка кадров будет острей.

Только в Киеве, по словам заведующей КГПМПК, около 100 детей с ЗПР каждый год идут в школу, а это 30-32 инклюзивных класса или десять спецклассов. В школе №28 открыли специальный класс именно потому, что на это есть запрос — в этом году там учатся восемь детей, которым в инклюзивных места не хватило бы.

Что говорят специалисты

"Я за инклюзивное образование, но все должно быть разумно, продумано, четко. Потому что мы иногда бросаемся от одной крайности к другой",- считает директор школы с инклюзией Наталья Охрименко.

По ее словам, есть дети, которые могут учиться в общеобразовательной школе, некоторым нужна отдельная помощь, а есть дети которым необходимо индивидуальное обучение.

Иногда дети не могут освоить программу, признает директор школы-интерната Лариса Остапенко и поясняет, что с ними нужно заниматься, уделять больше необходимого внимания, которого в инклюзивном классе может не быть.

Заведующая консультации Алла Онанко считает, что нужны специальные классы, начиная с подготовительного. Она отмечает, что действительно есть дети, у которых незначительные отставания и поэтому они могут идти сразу в инклюзивный класс.

Но по ее мнению, есть и дети, у которых значительная задержка, и они нуждаются в ассистенте. Ребенок не в состоянии охватить весь объем информации. И не исключено, что этот ассистент понадобится ему и после окончания начальной школы, когда теоретически он уже должен был бы догнать сверстников.

Глава отдела образования детей с особыми потребностями поясняет, что дети с задержкой психического развития не имеют стойкого нарушения развития. Это временное явление, которое за время обучения в подготовительном классе и потом в начальной школе можно исправить.

Решение прекратить набор в специальные школы обоснован также экономически, а детям обеспечивают право жить в семье.

Статистика показывает, что за последние годы инклюзию выбирают все больше родителей. Сейчас в Украине есть 23 спецшколы и там учатся больше трех тысяч детей с ЗПР. В то же время в инклюзивных и спецклассах в этом году почти четыре с половиной тысяч учеников.

"Одна часть общества нас обвиняет в том,что мы медленно внедряем инклюзивное образование и сохраняем специальные школы-интернаты. У нас есть запрос, который подписали представители десяти гражданских организаций, которые беспокоятся,что эти дети не смогут учится. Но это требование времени. Это процесс необратимый", — подчеркивает Симоненко.

Подписывайтесь на аккаунт ЛІГА.net в Twitter, Facebook, ВКонтакте и Одноклассниках: в одной ленте — все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.

Если в семье ребенок с задержкой психического развития

Если в семье ребенок с задержкой психического развития

Чем помочь ребенку с диагнозом задержки психического развития? Причины несостоятельности структурно-функциональных мозговых систем и методы коррекции.

Около 20% учащихся первых классов испытывают затруднения в усвоении программы. Особое место среди причин неуспеваемости занимает задержка психического развития — негрубое отставание, требующее коррекционного подхода, но позволяющее обучаться в общеобразовательной школе.

Почему родители не замечают особенностей развития ребенка

Еще до поступления в школу родители могут заметить, что их ребенок отличается от своих сверстников: он позднее начал сидеть, стоять, говорить первые слова. Даже в процессе игры ребенок импульсивен, сначала делает, а потом только начинает думать. Его активность на занятиях в детском саду не всегда целенаправленна — ему трудно сосредоточиться на своей деятельности, не понимает, с чего начать, как продолжить, быстро отвлекается. Эти особенности, а тем более их сочетание уже могут оказаться тревожным сигналом неблагополучия.

Но, к сожалению, как это часто бывает, родители не замечают такого поведения своих детей, или надеются, что ребенок «подтянется», «исправится», «доразовьется». Но вот ребенок приходит в школу и встречается с серьезными проблемами, с непосильными для него требованиями. Ему часто не удается «вписаться» в школьную жизнь и новый детский коллектив. И по поведению он так отличается от сверстников, что учителя приходят в замешательство. «Так крутится и отвлекается, что ничего не слышит и не запоминает», «Все только начали работу, а он уже устал, в окошко смотрит», — говорят о таких педагоги. И сами родители растеряны: делает уроки по три часа, а толку нет, делать ничего сам не хочет. И начинаются обвинения в адрес ребенка: ленится, не старается, понять ничего не хочет. Постепенно такие дети попадают в категорию «стойко неуспевающих».

Естественно, что «неуспевающий» ученик, работая медленно и не всегда верно и нарушая школьные требования, получает больше замечаний, плохих оценок. Над ним нередко подсмеиваются одноклассники. Постепенно у ребенка развивается тревожность, обида, ощущение собственной неуклюжести. При этом не только снижается самооценка, но и пропадает желание ходить в школу, делать уроки, заводить новые знакомства в классе.

Как определить задержку психического развития ребенка?

По разным данным психолого-педагогических исследований, около 20% учащихся первых классов испытывают в той или иной мере затруднения в усвоении школьной программы. Причем отмечено, что по разным причинам такие дети лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Особое место среди причин стойкой неуспеваемости занимает такой вариант индивидуального развития психики ребенка, который в отечественной науке получил название задержка психического развития.

Задержка психического развития — это медицинский диагноз, поэтому определить его может только специалист. Если родители встретились с подобными трудностями, то лучше всего обратиться детскому врачу-психоневрологу для уточнения причины подобных проблем.

Под термином задержка психического развития понимается негрубое отставание в психическом развитии, которое, с одной стороны, требует специального коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой стороны, позволяет — как правило, при наличии этого специального подхода — обучаться в общеобразовательной школе.

Дети с задержкой психического развития часто неусидчивы, невнимательны, с трудом понимают условия предлагаемых заданий. У них проявляется низкая познавательная активность, они менее любознательны, чем сверстники. Такой ребенок как бы «не слышит» или «не видит» многого в окружающем его мире, не стремится понять, осмыслить происходящее вокруг него. Это обусловлено специфическими особенностями его психической деятельности — запоминания, мышления, внимания, эмоционально-волевой сферы. В основе таких особенностей лежит чаще всего негрубая органическая недостаточность тех мозговых систем, которые отвечают за обучаемость ребенка и формирование сложных форм поведения.

Так, при изучении нейропсихологических особенностей детей с ЗПР отмечен замедленный темп созревания лобных областей левого и правого полушарий, к основным функциям которых относится формирование программ поведения, контроль и регулирование своей деятельности, выделение существенных элементов информации, их сравнение и анализ, развитие абстрактно-логического мышления, направленного внимания. Причем, для детей с задержкой психического развития к началу обучения в школе характерна ослабленная активация левого полушария при поступлении информации в правое, что наблюдается на более ранних этапах нормального развития ребенка.

Это проявляется в замедленном темпе восприятия и переработке поступающей информации, при этом ребенок воспринимает информацию фрагментарно, не полно и поэтому не может осмыслить и усвоить ее так же, как его сверстник с нормальным темпом развития. Снижение памяти проявляется в трудности смысловой переработки информации, поэтому дети часто прибегают к механическому запоминанию.

У детей с задержкой психического развития снижена способность планировать свою деятельность, умение предвидеть результат своей деятельности и соотносить с ним отдельные действия. Недостаточная ориентировка в решении познавательных задач приводит к тому, что ребенок при выполнении какого-либо задания начинает работать «на авось», что приводит к многочисленным ошибкам.

Выделенные специфические особенности организации психической деятельности детей с задержкой психического развития показывают, что дети данной категории существенно отличаются от своих сверстников с нормальным темпом развития. Поэтому те обвинения, которые могут допускать родители: «лентяй», «ворон ловишь» — совсем не обоснованы. Таким детям действительно трудно выполнять школьные требования, они быстро устают, не могут долго сосредоточенно работать, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Именно дети данной категории нуждаются в помощи взрослых, особенно на первых этапах обучения.

Какую помощь могут оказать родители, если в семье ребенок с задержкой психического развития?

В психологии есть очень важный принцип — «обучение ведет за собой развитие» (Л.С.Выготский). Однако оно будет полезным и продуктивным только в том случае, если будет соответствовать реальным возможностям ребенка.

Возможен и другой вариант отношений родителей к детям — безразличное и попустительское. Часто он встречается в социально неблагополучных семьях или в таких, где родители за многочисленными своими проблемами не замечают проблем ребенка. Вначале они просто не замечают, как развивается их чадо, а после, когда проблемы станут очевидными, начинают посыпать их тумаками, пугать ремнями и чрезмерными наказаниями. Чуть позже, когда подобные действия не дадут результатов (а это естественно так и будет), махнут рукой, мол «живи, как хочешь».

Особенно важными для формирования личности школьника являются успехи первых лет обучения. В этот период закладываются не только базисные знания и навыки, но и умение учиться, взаимоотношения с педагогами, отношение к себе как к ученику. Самооценка ребенка в этом возрасте очень во многом зависит от оценки окружающих его людей.

Важно, чтобы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса. Для формирования этой стороны психики ребенка с задержкой психического развития очень большое значение имеет общение. До тех пор, пока он не научился читать, единственное средство понимание мира — рассказ взрослого, интересный и увлекательный. Задайте потом своему ребенку вопросы о том, что он узнал. Есть вопрос — есть работа мысли. Есть мысль — активизируется память.

Познавательная активность, стремление к умственному труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же время интересном материале. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния. Причем, это лучше делать в неучебной обстановке: по дороге к бабушке, сидя вечером на диване, собирая вместе поделку из конструктора.

Нуждается ли ребенок с задержкой психического развития во врачебной помощи? Задержка психического развития не болезнь, а индивидуальный вариант психического развития. Но, как утверждают специалисты, в основе развития психики таких детей лежит та или иная несостоятельность структурно-функциональных мозговых систем, приобретенная в результате негрубого повреждения мозга. Поэтому обследование врачом-психоневрологом ребенка с задержкой психического развития желательно: он может выявить признаки органической поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на него, может при помощи лекарств скоординировать излишнюю заторможенность или возбудимость ребенка, нормализовать сон, активизировать работу клеток головного мозга.

В настоящее время для детей с задержкой психического развития разработаны образовательные программы, созданы специальные классы по системе коррекционно-развивающего обучения в стенах общеобразовательных школ. В них созданы адекватные условия — малая наполняемость класса (10 — 12 чел.). Дополнительные часы на индивидуальные занятия с ребенком не позволяют упустить те особенности, которые существенны для его обучения.

В заключение следует подчеркнуть, очень важно своевременно обратить внимание на задержку в психическом развитии своего ребенка: чем раньше начата работа с ребенком, чем выше вероятность наиболее полной компенсации недостатков его развития и тем выше гарантия, что он не будет травмирован, оказавшись без специальной помощи в общем потоке обучения и осознавая свою несостоятельность.

И. Ю. Троицкая, кандидат психологических наук,

доцент кафедры психологии Арзамасского государственного

Источники:
Внедряем инклюзию: почему дети с ЗПР больше не пойдут в спецшколы
Украина внедряет инклюзивное образование и закрывает набор в спецшколы для детей с ЗПР. На пользу ли это детям — специалисты расходятся во мнениях
http://news.liga.net/articles/society/14676207-vnedryaem_inklyuziyu_pochemu_deti_s_zpr_bolshe_ne_poydut_v_spetsshkoly.htm
Если в семье ребенок с задержкой психического развития
Задержка психического развития у ребенка. Причины отставания в развитии ребенка
http://www.7ya.ru/article/Esli-v-seme-rebenok-s-zaderzhkoj-psihicheskogo-razvitiya/

COMMENTS