Share

Дети школьного возраста

СРЕДНИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

В этом возрасте происходят бурный рост и развитие всего организма. Наблюдается усиленный рост тела в длину (у мальчиков за год прирост на 6—10 см, у девочек — до 6—8 см). Особенно интенсивно растут мальчики 15 лет (за два года прибавляют в росте 20—25 см) и девочки 13 лет. Продолжается процесс окостенения скелета, кости приобретают упругость и твердость. Значительно возрастает сила мышц. Внутренние органы развиваются неравномерно, рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, что приводит к нарушению ритма его деятельности и учащению сердцебиения. Легочный аппарат развивается недостаточно быстро, хотя жизненная сила (емкость) легких возрастает до 3400 куб. см. Дыхание подростка учащенное. Неравномерность физического развития детей среднего школьного возраста оказывает влияние на их поведение: они излишне жестикулируют, движения их порывисты, плохо координированы.

Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма. У девочек оно начинается с 11 лет, у мальчиков несколько позже, с 12—13 лет. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вызывает новые переживания.

В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Мозг подростка по весу и объему мало чем отличается от мозга взрослого человека. Возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения все еще преобладают над

Средний школьный возраст

процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость.

Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно, чем восприятие младшего школьника. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иногда, как заметили психологи, поражает своей поверхностностью. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту. Неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом — характерная особенность учеников среднего школьного возраста.

Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста — его специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении. Но легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания. Оправдывает себя такая организация учебно-воспитательного процесса, когда у подростков нет ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела.

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. Мышление подростка приобретает новую черту — критичность. Подросток не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, он стремится иметь свое мнение, склонен к спорам и возражениям. Средний школьный возраст— наиболее благоприятный для развития творческого мышления. Чтобы не упустить возможности синзетивного периода, нужно постоянно предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные зависимости.

Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изменением речи подростка. В ней заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждениям. Чаще встречаются предложения со сложной синтаксической структурой, речь становится образной и выразительной.

В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности.

Раздел 1. Общие основы педагогики

которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивости, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни. Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность.

Особое значение в нравственном и социальном поведении подростков играют чувства. Они становятся преднамеренными и сильными (у младших школьников импульсивные). Свои чувства подростки проявляют очень бурно, иногда аффективно. Особенно сильно проявляется гнев. Многие педагоги и психологи считают подростковый возраст периодом тяжелого кризиса. Это объясняет упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Подростковый возраст называют даже возрастом катастроф. Поэтому так важно бережно относиться к духовному миру подростков, проявляемым ими чувствам.

Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одна из самых серьезных проблем среднего школьного возраста — несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с одной стороны, с поступками, действиями, поведением — с другой. Намерения обычно благие, а поступки далеко не всегда благовидные.

К концу подросткового периода перед школьниками реально встает проблема выбора профессии. Большинство подростков правильно понимают смысл честного и добросовестного труда,

Старший школьный возраст

ответственно подходят к будущему. Но исследования последних лет подтверждают, что инфантилизм, безразличие, социальная незрелость прогрессируют. Все больше становится подростков, не желающих связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще. Идеал честного труженика перестал быть привлекательным.

ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

подразделяется на младший (с 7 до 12—13 лет) и старший — подростковый возраст (с 13—14 до 16—18 лет). Каждый из этих периодов характеризуется своими особенностями, связанными с процессами роста и развития ребенка. На рост и развитие ребенка определенное влияние оказывают время наступления полового созревания, условия жизни, перенесенные заболевания и особенности физич. воспитания. Правильно организованный режим жизни и систематич. занятия спортом благоприятно действуют на физич. развитие детей. В настоящей статье даются советы преимущественно по режиму детей младшего школьного возраста, однако они не теряют своего значения и для детей старшего школьного возраста.

Физическое развитие детей младшего школьного возраста. Определение роста ребенка III. в. производится по формуле: рост (см) = 75 + (5-.г), где 75 см — средний рост ребенка в возрасте одного года, 5 см — средняя годовая прибавка роста, х — количество лет.

Вес определяется по формуле: вес (кг) = 10+ (2-х), где 10 кг — средний вес ребенка в возрасте одного года, 2 кг — средняя годовая прибавка веса, х — количество лет.

Кожа детей обильно снабжена кровеносными сосудами. Ее состояние, окраска, эластичность позволяют до нек-рой степени судить о состоянии здоровья ребенка. Кожа является защитным покровом, регулирует отдачу тепла, участвует в газовом обмене. При проведении водных процедур и закаливании ребенка нужно учитывать, что большая величина кожных покровов по отношению к весу тела у детей способствует более быстрому их перегреванию и охлаждению под воздействием окружающей среды.

От правильного развития опорно-двигательного аппарата ребенка, включающего костный скелет, суставы, связки, мышцы, зависит не только передвижение, но и приобретение им трудовых навыков.

Посильная, систематически выполняемая работа вызывает обильный приток крови в мышцах, улучшает их питание, способствует правильному росту и развитию мышечной ткани. Костный скелет выполняет также функцию защиты внутренних органов. В младшем Ш. в. часто развивается ‘искривление позвоночника, возникающее в результате постоянного ношения тяжестей в одной руке, неправильного положения при ходьбе, работе, сидении за партой или столом не по росту (см. Осанка). Сон на слишком мягкой или неровной постели также может привести к искривлению позвоночника.

У детей младшего школьного возраста имеются как молочные, так и прорезавшиеся постоянные зубы (см. Зубы).

Тренировке органов дыхания способствуют физич. упражнения на воздухе, дыхательная гимнастика. Сердечно-сосудистая система ребенка отличается большой выносливостью и работоспособностью. К 7—8 годам в основном заканчивается развитие нервного аппарата, регулирующего деятельность сердца, увеличивается количество крови, выбрасываемой сердцем за один удар (в 9—10 раз по сравнению с новорожденным). Изменяется частота пульса (у ребенка 7 лет частота пульса в среднем 92 удара в минуту). Однако резервные возможности сердечно-сосудистой системы не безграничны, и физич. нагрузка, способствующая тренировке сердечно-сосудистой системы, должна быть обоснованной и систематической.

Кроветворная система детей Ш. в. по мере роста ребенка претерпевает различные изменения. С возрастом количество эритроцитов и гемоглобина в крови снижается. В отношении лейкоцитов наблюдается та же закономерность (см. Кровь, кроветворная система).

Интенсивное физич. и нервно-психич. развитие организма ребенка, развитие нервной системы, осуществляющей регуляцпю важнейших жизненных функций, обеспечивает связь организма ребенка с окружающей средой, позволяет приучать детей к труду.

Почки, легкие, кожа, кишечник осуществляют выделительную функцию организма. Почки регулируют количество жидкости в организме, обеспечивают выведение из него продуктов обмена и токсич. веществ. Функция почек при различных заболеваниях других органов и систем легко нарушается, поэтому необходим постоянный контроль за составом мочи для того, чтобы предупредить и своевременно выявить возможные заболевания мочевыделитель-ной системы.

Обмен веществ у детей имеет свои особенности. Растущий и развивающийся организм требует непрерывного пополнения энергетич. затрат и поступления веществ, идущих на построение органов и тканей. Распределение энергии у ребенка младшего Ш. в. отличается тем, что значительная часть ее идет на рост и отложение питательных веществ, а меньшая расходуется на работу мышц.

Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка.

Задача педагогов и родителей^ состоит в том, чтобы максимально облегчить преодоление трудностей, вставших перед ним. Каждое нарушение гигиены умственного труда школьника влечет за собой отрицательные последствия. Превышение допустимого уровня учебной нагрузки, отсутствие режима учебной работы, полноценного отдыха, физич. труда, достаточной двигательной активности ведут к истощению нервной системы школьника, к переутомлению и ослаблению организма, к снижению его сопротивляемости различным инфекциям. Важно научить ребенка правильно регламентировать время дополнительной учебной работы: чередовать виды занятий по разным предметам, делать перерывы между занятиями в 10— 15 мин.", во время к-рых снимается напряжение, отдыхают глаза.

Эти режимные моменты должны определяться с учетом закономерностей деятельности центральной нервной системы л учитываться при организации учебного труда ребенка в домашних условиях. Примерный режим для детей младшего школьного возраста представлен в таблице.

Важна правильная организация рабочего места школьника. Мебель должна соответствовать возрасту и росту ребенка.

Необходимо следить за положением ребенка во время занятий: чтобы при письме уменьшалась нагрузка на позвоночник, он должен сидеть прямо, опираться на спинку стула, не наваливаться грудью на стол; ноги в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах должны быть согнуты под прямым углом; необходима равномерная нагрузка на обе половины таза; голову нужно держать с небольшим наклоном вперед, расстояние от глаз до стола — 30—35 см. Стол для занятий следует ставить так, чтобы свет от окна падал слева; настольная лампа (в 60 em) должна стоять так, чтобы свет от нее не падал в глаза и не ослеплял ребенка. Неправильное освещение и неправильная высота стола и стула могут служить причиной дефектов зрения и осанки.

Начинать приготовление уроков нужно с письменных работ, а затем переходить к устным заданиям. В первую очередь выполнять предметы средней трудности, затем самые трудные и, наконец, самые легкие.

Следует правильно организовать отдых школьников на воздухе. Прогулки, игры на воздухе должны продолжаться не менее 3 часов в день, причем половина этого времени должна падать на перерыв между занятиями в школе и дома.

Не рекомендуется чрезмерная двигательная активность. Напр., катание на коньках, на лыжах не должно превышать полутора-двух часов, игра в футбол — одного часа.

Организация выходного дня школьника требует серьезного внимания. В выходные дни необходимо дать ребенку выспаться. Важнейшим условием восстановления утраченных сил является пребывание на свежем воздухе, участие в походах и экскурсиях, занятия спортом.

Решающую роль в воспитании детей Ш. в. играет окружающая среда, все, что формирует их взгляды и убеждения, навыки и привычки. Первым воспитателем ребенка является семья, поэтому так важен личный пример родителей. Воспитание ребенка — это не сумма каких-то общих правил. В процессе воспитания следует учитывать особенности каждого ребенка, необходимость индивидуального подхода к нему.

Питание. Правильно организованное питание имеет большое значение для нормального физич. и нервно-психич. развития школьника. С пищей ребенок должен получать вещества, необходимые для построения тканей,— это белки, жиры, углеводы, минерал, соли, витамины.

Белок является основным строительным материалом, к-рый входит в состав каждой живой клетки (см. Белки). При недостатке белка в пище у ребенка появляется слабость, он становится вялым, плохо прибавляет в весе и росте, снижается его сопротивляемость различным инфекциям. Наиболее полезен белок молока и молочных продуктов, мяса, рыбы, яиц. Лучшей усвояемости белка способствуют овощи, поэтому мясные и рыбные блюда рекомендуется давать с овощными гарнирами.

Жиры и углеводы являются источниками энергии. Жиры улучшают вкус пищи и дают ощущение длительного насыщения. Однако избыток жира, особенно животного, ведет к нарушению обмена и ожирению. Хорошо усваиваются жиры, содержащиеся в сливочном масле, молоке, яйцах. В пищу школьника ежедневно необходимо вводить 10—15 г растительного масла (подсолнечное, оливковое, кукурузное). При избыточном поступлении углеводов (мучные изделия, макаронные продукты и т. д.) происходит задержка воды в организме, дети становятся вялыми, бледными, часто болеют, любая болезнь у них протекает тяжело и часто сопровождается осложнениями.

Школьники должны получать достаточное количество минерал, солей (см. Минеральные вещества). При их недостатке могут возникать различные заболевания.

Витамины участвуют во всех обменных процессах, протекающих в организме, повышают его устойчивость к различным заболеваниям. При недостатке витаминов ребенок становится раздражительным, быстро утомляется, у него снижается работоспособность, могут возникать различные заболевания (см. Витаминная недостаточность).

Молоко и молочные продукты особенно полезны для школьников, т. к. они содержат полноценный белок, жир, соли кальция, витамины; ежедневно ребенок должен выпивать 400—500 мл молока.

Физическое воспитание и закаливание. В младшем Ш. в. физич. воспитание проводится по гос. программам, соответствующим этому возрастному периоду. Родители должны быть активными помощниками и организаторами полноценного физич. воспитания детей.

Школьники каждое утро должны делать зарядку. Это постепенно входит в привычку. Во время занятий школьники делают короткие перерывы для так наз. физкультпауз и физкультминуток (см. Производственная гимнастика).

В младшем Ш. в. рекомендуются подвижные игры, включающие элементы спорт, игр, эстафеты. В дальнейшем вводятся гимнастич. упражнения на равновесие, висы, упоры, лазанье, метания и т. д. Большое место в физич. воспитании занимают лыжный спорт, игра в баскетбол, волейбол и т. д. Заниматься отдельными видами спорта школьники начинают в различном возрасте в зависимости от физич. подготовки и особенностей того или иного вида спорта (см. Акробатика, Баскетбол, Волейбол, Конькобежный спорт, Легкая атлетика, Лыжный спорт и др.).

Хорошими средствами закаливания являются воздушные и солнечные ванны, водные процедуры. Воздушные ванны следует начинать в помещении при температуре воздуха не ниже 16°, продолжительность их в начале 3— 4 мин., затем увеличивают каждый день на 1 мин., доводя до 10 мин. Хорошо сочетать воздушные ванны с гимнастикой. Закаливающее действие оказывают прогулки и дневной сон на озелененном участке или на открытой веранде. В общей сложности дети должны быть на улице в холодное время года не менее 4—5 час. и летом — 10—12 час. ежедневно.

Водные процедуры можно проводить лишь здоровым детям. В качестве закаливающих процедур рекомендуются умывания, обтирания и обливания ног и тела, душ и купание. Закаливание водой начинают после предварительного проведения в течение 1—2 нед. воздушных ванн в помещении. Обтирание и обливания тела сначала проводят при t° 35°, через неделю температуру воды начинают снижать (каждые 1—2 дня на 1—2°) и доводят до 24—22°. Для проведения водных процедур (обтирания, обливания ног) начальная температура воды должна быть 30°, через неделю температуру воды начинают снижать (каждые 1—2 дня на 1—2°) и доводят до 16—14°. Закаливание водой проводят в помещении при комнатной температуре воздуха.

После процедуры необходимо вытереть кожу насухо. Во всех случаях вынужденного прекращения закаливания его следует возобновить, после 3— 5-дневного перерыва используется вода на 2—3° теплее той, к-рая была в последний день проведения процедуры. Если водные процедуры не проводились в течение более длительного времени, их начинают вновь с исходной температуры.

Температура воздуха при купании не должна быть ниже 24—22°, температура воды для детей до 10—12 лет — 22—20°. Лучшее время для купания — вторая половина дня, когда вода хорошо прогреется.

Лучшее время солнечных ванн — между 10 и 12 часами дня. Начинать их нужно при температуре воздуха в тени 18°. Продолжительность первой ванны две минуты: одну минуту ребенок лежит на спине, вторую — на животе. Через день-два прибавляют по одной минуте на каждую сторону тела.

Школьный возраст: ключевые особенности и трудности воспитания детей

В школьном периоде у детей закладываются все основные психические процессы, начинает формироваться личность, интеллект и потребность в социальных связях. Ведущую роль во всех этих процессах отыгрывает общение с родителями и учебная деятельность. Кроме того, огромное значение для всестороннего развития личности имеют трудовые, игровые, творческие и спортивные занятия, которые проводятся в школе. С их помощью ребенок приобретает все новые навыки и знания, а также закрепляет свои достижения.

Воспитание в школьном возрасте строится вокруг процессов мышления, которые становятся у ребенка доминирующими. Наглядно-образное восприятие информации заменяется словесно-логическим, поэтому школьники способны усваивать все более сложную информацию. Главным мотивом в учебном процессе является получение высоких отметок. Хорошая успеваемость становится для ребенка предметом гордости, тогда как плохая может стать причиной переживаний, плохого поведения и трудностей в коллективе. Переход к школьному обучению сопровождается периодом адаптации, когда дети сталкиваются с необходимостью быть дисциплинированными, сдержанными и организованными.

Проблемы детей школьного возраста могут начинаться именно в этом периоде, так как поступление в школу является первой крупной жизненной переменой. Так, первоклассник чувствует серьезность своей новой социальной роли, что связано с изменением распорядка дня и необходимостью подготовки к урокам. Если в семье есть дети младше, то новоявленный школьник, как правило, чувствует свое превосходство, ведь он занимается важным делом, которое недоступно малышам.

К возрасту шести-семи лет скачок роста заканчивается. Увеличение роста и веса происходит постепенно, однако активно развивает мышечная масса, нервная система и головной мозг. Ведущая деятельность в школьном возрасте – школьное обучение и самообразование. Задачей программы 1-4 классов является развитие мыслительных процессов у ребенка до уровня понимания причинно-следственных связей.

На формирование личности школьный возраст влияет посредством завязывания новых отношений с коллективом и учителями. На данном этапе развития у школьника существует множество возможностей для формирования позитивных черт характера и высоких нравственных качеств. Податливость и доверчивость младших школьников, для которых учитель становится новым авторитетом, является отличным основанием для становления положительного характера личности.

Средний школьный возраст совпадает с подростковым периодом, когда ребенок готовится к вступлению в юность и очередной смене социальной роли. Подростки становятся более самостоятельными, поэтому меняется их положение в семейной иерархии. Полученные знания, накопленный жизненный опыт и возросшие физические способности приводят к тому, что на подростка возлагаются определенные обязанности: такие, как помощь по дому, уход за домашними животными и т.д. Физическое воспитание детей школьного возраста в 5-9 классах приобретает все большую актуальность.

Активное развитие всех органов и систем организма приводит к еще одному скачку роста. Характерной особенностью является увеличение мышечной силы и появление вторичных половых признаков. Неравномерное развитие внутренних органов может привести к тому, что здоровье детей школьного возраста будет подвержено различным быстропроходящим нарушениям (учащенному дыханию, сердцебиению и др.).

Выход мыслительных способностей на новый уровень позволяет подростку формировать основы своего мировоззрения, определять собственную систему нравственных идеалов и моральных ценностей. Такая система не отличается устойчивостью, так как может быть легко разрушена мнением сверстников и других авторитетных для подростка лиц.

Школьный подростковый возраст – это период полового созревания, когда поведение ребенка контролируют гормональные всплески. Это не дает подростку адекватно оценивать свое поведение, поэтому четко организованное и продуманное воспитание на данном этапе является необходимым фактором для формирования полноценной личности.

Развитие ребенка школьного возраста в старших классах

Характеристика школьного возраста в этом периоде заключается в окончании физического развития человека и завершении первого периода полового созревания. Что касается мозга, то в этот период продолжается активное развитие коры больших полушарий.

На фоне общего созревания организма индивид вырабатывается четкую стратегию мировоззрения и осознает необходимость жизненного самоопределения. Старший школьник имеет развитую способность к самоанализу, и это дает ему возможность определиться с желаемой профессией и искать все новые пути самореализации

Особенности развития и воспитания детей школьного возраста на данном этапе заключаются в поиске школьником своего места в социуме и проектировании на себя различных социальных ролей. Стремление выразить свою индивидуальность и привлечь внимание сверстников может привести к началу еще одного кризиса школьного возраста.

Известный психолог Эриксон долгое время занимался исследованием процесса развития личности в школьном возрасте, что привело к созданию его психосоциальной концепции. Опираясь на нее, можно выделить четыре кризисных периода, которые сопровождают общение в школьном возрасте и процессы становления личности:

  • Кризис перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту.

В шести-семилетнем возрасте ребенок сталкивается с проблемой адаптации к новой социальной роли. Начало школьного обучения у многих детей ассоциируется с окончанием поры игр и развлечений. Большинство родителей действительно уделяют мало времени отдыху ребенка, не забывая при этом критиковать его за неудачи в школе. Таким образом, у детей формируется постоянное чувство вины и неуверенность, которые порождают безынициативность. Равнодушное или чрезмерно суровое отношение со стороны учителей и коллектива, как правило, становится причиной формирования комплекса неполноценности и слабой воли. Вследствие этого ребенок теряет интерес к обучению и боится выйти из-под опеки родителей.

  • Кризис перехода от младшего к среднему школьному возрасту.

Развитие ребенка школьного возраста в этом периоде связано с возникновением интереса к самореализации. Мотивацией для хорошей успеваемости становится чувство долга, которое может угнетающе действовать на психику ребенка. Данное обстоятельство часто усугубляется наказаниями за плохие отметки, проблемами в коллективе и невнимательным отношением педагогов. Желание искупить свою вину делает школьника невротичным, капризным, а иногда становится причиной агрессивного поведения. Жесткое воспитание в этом возрасте формирует у ребенка способности к манипуляции, лицемерию, угодничеству, а также криминальные наклонности.

Неконтролируемый, агрессивный подросток – это результат всех ошибок родителей и педагогов, допущенных на предыдущих этапах воспитания. У таких детей проявляются ярко выраженные иждивенческие наклонности, отмечается регрессия личности, появляется враждебность и агрессивный настрой ко всем окружающим. Позитивные же возрастные психологические особенности детей школьного возраста проявляются в инициативности, самостоятельности и стремлении реализовать свои способности. Такие подростки ответственно относятся к процессу обучения, а причиной кризиса выступают только внешние изменения тела и гормональные перепады.

  • Кризис окончания школы и перехода к этапу взросления.

Особенностью данного периода является закрепление всех черт характера личности. Осознание собственной индивидуальности позволяет юношам и девушкам не зависеть от мнения и оценки окружающих и стремиться к реализации своих талантов и наклонностей. Новообразования школьного возраста на данном этапе – стремление к сотрудничеству, взаимодействию и близости с другими людьми. При наличии недочетов в воспитании необходимость взросления может привести к формированию комплекса неудачники и мизантропа.

Особенности психологии детей школьного возраста требуют глубокого понимания, так как это является залогом формирования зрелой, полноценной личности и уменьшает вероятность наступления кризисных периодов во взрослом возрасте.

СРЕДНИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
СРЕДНИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ: Возраст от 11—12 до 15 лет — переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (5— 9-й классы), характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Душевный мир подростка Н. К. … — —
http://knigi.link/osnovyi-pedagogiki/sredniy-shkolnyiy-vozrast-18044.html
ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ подразделяется на младший (с 7 до 12—13 лет) и старший — подростковый возраст (с 13—14 до 16—18 лет). Каждый из этих периодов характеризуется своими особенностями,
http://www.bibliotekar.ru/624-7/60.htm
Школьный возраст ключевые особенности и трудности воспитания детей
Школьный возраст: ключевые особенности и трудности воспитания детей В школьном периоде у детей закладываются все основные психические процессы, начинает формироваться личность, интеллект и
http://vozrastinfo.ru/adolescence/shkolnyi_vozrast.htm