Дети с задержкой психического развития в общеобразовательной школе

Дети с задержкой психического развития в общеобразовательной школе

1.2 Дети с задержкой психического развития в общеобразовательной школе

При задержке психического развития дети не могут включаться в школьную деятельность, воспринимая школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье.

Дети с временной задержкой психического развития нередко ошибочно считают умственно отсталыми. Отличие этих групп детей определяются двумя особенностями. У детей с ЗПР трудности в обладании элементарной грамотой, счетом сочетаются с относительно хорошо развитой речью, значительно более высокой способностью к запоминанию стихов и сказок и с более высоким уровнем развития познавательной деятельности.

Такое сочетание для умственно отсталых детей нехарактерно. Дети с временной задержкой психического развития всегда способны использовать оказанную им в процессе работы помощь, усваивают принцип решения задания и переносят этот принцип на выполнение других сходных заданий.

Это показывает, что они обладают полноценными возможностями дальнейшего развития, т. е. будут способны впоследствии выполнить самостоятельно то, что в данный момент в условиях специального обучения могут выполнить с помощью педагога.

Длительное наблюдение за детьми с временной задержкой показало, что именно умение использовать оказанную помощь и осмысленно принимать усвоенные в процессе дальнейшего обучения знания приводят к тому, что через некоторое время эти дети могут успешно обучаться в массовых школах.

Проблема неуспеваемости определенной части учащихся начальной массовой общеобразовательной школы давно привлекла к себе внимание педагогов, психологов, медиков.

Комплексное изучение ЗПР как специфического детского развития развернулось в отечественной дефектологии в 60-е годы. Острейшая необходимость разработки теории развития детей с ЗПР в сравнении с детьми с другими отклонениями развития, а также с полноценно развивающимися детьми была обусловлена на новые усложненные программы усугубил тяжелое положение в школе стойко неуспевающих учащихся. В тоже время развертыванию комплексного клинико-психолого-педагогического изучения данной категории детей способствовал накопленный к этому времени опыт углубленной разработки проблем дифференциальной диагностики.

Первые обобщения клинических данных о детях с ЗПР и общие рекомендации по организации коррекционной работы с ними в помощь учителю были даны Т. А. Власовой и М. С. Певзнер. Интенсивное и многоплановое изучение проблем с ЗПР в последующие годы способствовало получению ценных научных данных.

Результаты этих исследований привели к мысли, что у стойко неуспевающих учащихся младших классов разные причины возникновения неуспеваемости, различны психологические особенности ее проявления, а также возможности компенсации негативных тенденций психического развития. (7)

Дети с ЗПР, несмотря на значительную вариативность, характеризуются рядом признаков, позволяющих отграничивать это состояние как от педагогической запущенности, так и от умственной отсталости, они не имеют нарушений отдельных анализаторов, у них нет интеллектуальной недостаточности, но и в то же время они стойко не успевают в массовой школе вследствие полиморфной клинической симптоматики — незрелости сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушений работоспособности. Патогенической основой этих симптомов, как показывают исследования многих ученых, клиницистов и психологов, является перенесенное органическое заболевание центральной нервной системы.

Перенесенное ребенком органическое заболевание центральной нервной системы и остаточные явления (резидуальная органическая недостаточность ЦНС) служат патогенетической основой нарушения зрения тех или иных систем мозга, и в первую очередь любых отделов. Недостаточность отдельных корковых функций приводит к парциальному нарушению психологического развития, формирования деятельности ребенка. При парциальной дефективности мозга, однако, потенциальные возможности психического развития абстрагирующей и обобщающей функции интеллекта, могут быть более значительными, чем у умственно отсталых детей.

Наряду с затрудненным развитием познавательной деятельности у детей с ЗПР могут проявляться энцефалопатические синдромы — гиперактивности, тревоги, агрессии и т. п., что также свидетельствует об органической недостаточности центральной нервной системы. Вопрос, о том, как связаны между собой расстройства эмоционально-волевой регуляции, является дискуссионным.

М. С. Певзнер, выделяя несколько клинических вариантов инфантилизма — с недоразвитием эмоционально-волевой сферы при первично сохраненном интеллекте (наиболее легкая форма аномалии), с недоразвитием познавательной деятельности, осложненными нейродинамическими нарушениями, с недоразвитием познавательной деятельности, осложненным недоразвитием речевой функции, — допускает, что главным и определяющим симптомом задержки в легкой степени может быть недоразвитие только эмоционально-волевой сферы. В этом случае интеллект детей первично сохранен. Ряд специалистов (Е. Г. Сухарев, М. С. Певзнер, Т. А. Власова, Е. С. Иванов и др.) считают, что церебральные астении, аффективная расположенность могут не только снижать работоспособность, углубляя дефект познавательной деятельности при ЗПР, но и играть роль первопричины в возникновении ЗПР.

Задержка психического развития, обусловленная выраженными церебрально-органическими причинами, обязательно предполагает нарушение интеллектуальных функций, ущербность эмоционально-волевой сферы, а также очень часто и физическую незрелость, что, в свою очередь, еще больше осложняет тяжелое состояние ребенка. Эти дети нуждаются в более сложном лечении, нежели при невроподобных состояний или соматогенных астениях, а также в более сложной педагогической коррекции.

Специалисты отмечают клиническое разнообразие задержки психического развития и ее прогностическую неоднородность. При этом подчеркивает, что стойкость ЗПР различна в зависимости от того, лежат ли в ее основе эмоциональная незрелость (психический инфантилизм), низкий психический тонус (длительная астения) либо нарушения познавательной деятельности, связанные со слабостью памяти, внимания, подвижности психических процессов, дефицитностью отдельных корковых функций. Располагая определенными нарушениями сведениями о клинических особенностях детей с задержкой психического развития, исследователи выделяют ряд вариаций этого состояния (Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер).

Психологический инфантилизм (эмоционально-незрелые дети), длительно текущие астенические состояния представляют собой наиболее легкие формы. Дети с ЗПР этих форм могут иметь первичное нарушение прежде всего темпа формирования эмоционально-волевой регуляции, а на этой основе малую работоспособность, быструю истощаемость, аритмию памяти, внимания. Эти особенности психики не могут не влиять негативным образом на обучаемость детей.

Задержка психического развития, характеризующаяся первичным нарушением познавательной деятельности, связанным с дефицитностью отдельных корковых функций (эти дети, как правило имеют дефектную первооснову для развития и интеллектуальной, и эмоционально-волевой сферы, а также для нейрофизиологического и частносоматического развития), представляет наиболее тяжелую ее форму. По сути своей эта форма нередко выражает состояние, соотносимое с дебильностью (разумеется, и здесь возможна вариативность состояния по снижению его тяжести). Обучаемость этих детей, безусловно, в значительной степени снижена.

К. С. Лебединской была предложена этиопатогенетическая классификация ЗПР.

Основные клинические типы ее дифференцируются по этиопатогенетическому принципу:

Церебрастенического (церебрально-органического происхождения).

Все варианты ЗПР отличаются друг от друга особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии: структурой инфантилизма; характером нейродинамических расстройств.

I. Задержка психического развития конституционального происхождения (гармонический инфантилизм). При этом варианте у детей эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, во многом напоминает нормальную структуру эмоционального склада детей младшего школьного возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоции при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость. Затруднения в обучении, нередко наблюдаемые у детей в младших классах, связаны с незримостью мотивационной сферы и личности в целом, наблюдается преобладание игровых интересов.

Дети такого варианта не могут обучаться наравне со сверстниками в общеобразовательных школах, им требуется специальное обучение в условиях коррекционного класса, но часть таких детей в течении начальной школы могут догнать своих сверстников и в дальнейшем обучаться со всеми.

II. Задержка психического развития соматогенного происхождения. Этот тип длительной соматической недостаточностью различного происхождения:

Врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы (например, сердца);

Все это может привести к снижению психологического тонуса, нередко имеет место и задержка эмоционального развития — соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений — неуверенностью, боязливостью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда вызванными режимом запретов и ограничений, в котором находится соматически ослабленный или больной ребенок. Такие дети — «домашние», в результате чего круг общения у них ограничен, у ребенка нарушаются межличностные отношения. Родители уделяют им больше внимания, ограждают от всех бытовых неурядиц (гиперопека родителей), и это все влияет больше на его состояние, чем сама болезнь. Вот почему нельзя внушать ребенку мысль о его абсолютной безнадежности и ставить его в соответствующие условия.

Такие дети требуют санаторных условий, отдыха, сна, правильного режима питания, медикаментозного лечения. Прогноз таких детей зависит от состояния их здоровья.

III. Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагополучными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка.

Неблагоприятные условия среды, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующие влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению, сначала вегетативных функций, а затем и психических, в первую очередь эмоционального развития.

IV. Задержка психического развития церебрастенического (церебрально-органического) происхождения. У детей такого варианта отклонений имеется органическое поражение ЦНС, но это органическое поражение носит очаговый характер и не вызывает стойкого нарушения познавательной деятельности, не приводит к умственной отсталости.

Этот вариант ЗПР встречается наиболее часто и нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности и занимает основное место в данной задержке развития.

Изучение анамнеза детей с таким типом ЗПР в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще резидуального характера в следствии патологии беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации, травмы, резус-конфликт), недоношенность, асфиксии и травмы при родах.

Церебрально-органическая недостаточность накладывает типичный отпечаток на структуру ЗПР, провоцируя эмоционально-волевую незрелость и определяя характер нарушений познавательной деятельности.

Поступающим в школу детям с ЗПР свойствен ряд специфических особенностей. Они не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы умения, навыки, недостает знаний для усвоения программного материала. Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. (1)

Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР:

Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в тоже время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудностей для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть.

Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.

Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.

У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.

Для них недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития.

В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность. (7)

Дети с задержкой психического развития в общеобразовательной школе

Дети с задержкой психического развития в общеобразовательной школе

Рассматриваются: объект, предмет, цель и задачи учебной дисциплины; теоретико-методологические основы познавательной деятельности, в том числе ее активизации и диагностики; обосновываются психологические характеристики сущности, процесса и результатов обучения.

Теоретические основы диагностики профессиональных способностей персонала

Излагаются теоретико-методологические основы диагностики профессиональных способностей персонала. Раскрываются основные понятия психометрики и основы применения ее положений к статистической обработке результатов обследования

Профессиографическое обоснование готовности персонала к учебной или трудовой деятельности

Рассматриваются проблемы профессиографического обоснования готовности персонала к учебной или трудовой деятельности и показываются основные методы профессионально-психологического отбора

Противоречия в развитии субъекта политической истории (период 1917-1930 гг.)

Субъектом политической истории в 20-е гг. ХХ века явилось руководящее ядро Всесоюзной коммунистической парии большевиков. В данном пособии рассматривается противоречивое становление этого субъекта − авангарда общества, призванного создать альтернативную всему предшествующему опыту человечества организацию общественных отношений

Особенности транзитивных политических процессов в странах центральной европы

Теоретические и методологические основы парламентаризма

Рассматриваются методология парламентаризма, основные принципы парламентаризма, роль парламента в функционировании демократических политических систем, показываются основы законотворчества, прослеживаются развитие парламентских учреждений и система парламентаризма за рубежом, определяется место парламентов в различных политических режимах.

Становление и развитие российского парлиментаризма

Рассматриваются становление и развитие парламентаризма в России, представительные и законодательные органы власти в истории российской государственности, раскрывается структура и порядок работы Федерального Собрания Российской Федерации как нового этапа в развитии российского парламентаризма.

Федеральное собрание – парламент Российской Федерации

Рассматриваются организация и структура палат Федерального Собрания – парламента Российской Федерации, регламентные положения и основные принципы работы парламента; раскрывается законодательный процесс в Федеральном Собрании.

Проблемы пола в западноевропейской и русской философии

Рассмотрено изменение содержания понятия «пол» в истории западной философии от античности до нашего времени. Особое внимание уделено пониманию пола в русской философии и литературе. Продемонстрированы исторические и философские корни такого появившегося в ХХ веке понятия, как «гендер», которое означает «социальный пол».

Философия феминизма и формирование современного гендерного сознания

Рассмотрены основные философские предпосылки и причины появления в ХХ веке новой области гуманитарного знания, известной под названием «гендерные исследования». Представлены особенности научного инструментария гендерных исследований и его использование в различных областях традиционного знания. Продемонстрирована необходимость использования результатов гендерных исследований для достижения истинного равноправия полов.

Философско-социальные аспекты гендерных исследований как новой области гуманитарного знания

Рассмотрены основные философские предпосылки и причины появления в ХХ веке новой области гуманитарного знания, известной под названием «гендерные исследования». Представлены особенности научного инструментария гендерных исследований и его использование в различных областях традиционного знания. Продемонстрирована необходимость использования результатов гендерных исследований для достижения истинного равноправия полов.

Российский дореволюционный кинематограф. Страницы истории

В учебнике дан краткий очерк периода зарождения кинематографа в России и его развития в первые десятилетия XX века. Анализируются причины, тормозившие развитие отечественного кинематографа до 1905 г., а также направления развития, характер и тематика кинопроизводства в последующие годы. Специальный раздел учебника посвящен истории возникновения в России просветительского кинематографа, его роли и значению в деле просвещения народа.

В основу тематического обзора положены фрагменты книги известного российского историка кино С. Гинзбурга «Кинематография дореволюционной России», вышедшей в издательстве «Искусство» в 1963 г.

Начало всех начал. Факт на экране и киномысль «Серебряного века»

В учебнике анализируется российская киномысль, вызревавшая на страницах кинематографической и общей прессы 1900–1910-х годов. В те времена осознание недавно народившимся отечественным кинематографом самого себя затрагивало целый комплекс принципиальных теоретических проблем, к которым кинематографические умы как бы заново вернутся лишь спустя несколько десятилетий. Это и было «началом всех начал».

Начальный этап формирования древнерусской литературы

Рассматриваются характерные как литературоведческие, так и историко-литературные особенности древнерусской литературы, учитывается общекультурный контекст данной эпохи, а также специфика подходов к изучению источников.

В пособии содержатся учебно-методические материалы, раскрывающие основные вопросы американской стратегии в XXI веке, а также место России в современном мироустройстве.

Рассмотрен краткий обзор русской литературы конца XIX – начала XX веков. Дан обзор кризиса символизма в искусстве и рассмотрены новые течения в модернистской литературе. Рассмотрены судьбы и творчество русских поэтов серебряного века.

Рассматриваются основы социального управления как самостоятельной отрасли научного знания. В единой логике представлены базовые категории науки, ее основные законы, принципы и функции. Обоснована система управляющего воздействия в единстве всех ее компонентов. Дана характеристика всех циклов управленческой деятельности и всех ее субъектов, от которых, прежде всего, зависит эффективность управленческого труда.

При помощи различных методов на достаточно богатом эмпирическом материале рассматри-вается исторический аспект правовых институтов, образованных нормами, регулирующими политические отношения.

Правовая охрана промышленных образцов и товарных знаков

Излагаются основы предоставления правовой охраны промышленным образцам и товарным знакам как объектам интеллектуальной промышленной собственности как в Российской Федерации, так и на международном уровне. Рассмотрены также основные права на информационные ресурсы, служебную и коммерческую тайну.

В учебнике рассматриваются проблемы авторства в документальном кино, правомочность индивидуальной авторской позиции в осмыслении и интерпретации подлинных фактов, зафикси-рованных на кинопленке, и создания такого неигрового кино, которое по своей стилистике, форме подачи фактического материала и силе воздействия на эмоциональную и духовную сферы чело-века (зрителя) является не только кинодокументом – средством массовой визуальной информации, но и произведением искусства.

Опыт искусства в художественной интерпретации действительности

В учебнике рассматривается опыт художников различных областей творчества, таких как литература (проза, поэзия), игровое кино, художественная фотография в вопросах авторской интерпретации подлинной действительности. Анализ традиций других искусств в этом вопросе, которые способствуют слиянию теории и практики неигрового кино с теорией и практикой миро-вого художественного процесса и осознанию роли и места неигрового кино в общем развитии искусства.

Факт и образное мышление в практике неигрового кино

В учебнике анализируются опыт и вклад российского документального кинематографа в решение проблемы авторской интерпретации действительности не только на уровне киноклассики, в частности Дзиги Вертова, но и на уровне творческих накоплений внутри повседневного кинопотока. Развитие авторского неигрового кино рассматривается во взаимосвязи с развитием России в различные исторические периоды на протяжении XX века и на современном этапе, кото-рые, непосредственно влияя на общественную жизнь, накладывали свой отпечаток на искусство в целом, и кинематограф, в частности.

Дети с задержкой психического развития в общеобразовательной школе

Советы молодым мамам

Магазины спорттоваров, фитнесс-залы и «качалки» сегодня готовы предложить своим посетителям тренажеры, поражающие своей многофункциональностью и габаритами. На их фоне незатейливое и компактное гимнастическое колесо, полученное «в наследство» от родителей, выглядит очень неказисто. Тем не менее, фигура матери, несмотря на возраст, привлекательна и стройна, а отец и сейчас может похвастать рельефными мышцами. Так зависит ли эффективность тренировочных устройств от их сложности? Конструкция классического гимнастического ролика для пресса проста: малогабаритное колесо, снабженное … Read more

Оглавление [Показать] Предлагаем курс по улучшению своей внешности, рассчитанный на 30 дней. Итак, перейдем прямо к делу. Совет № 1 Каждое утро, натощак, съедайте 1 столовую ложку льняного семени. Тщательно разжевывая и запивая стаканом теплой воды. Через полчаса можно есть. Что это даст? Это средство замечательно очищает организм, благодаря чему кожа станет более ровной … Read more

Хронический тонзиллит — это воспалительное заболевание миндалин, протекающее с периодами обострений и относительного благополучия. В его основе — инфекция, поселяющаяся надолго в миндалинах, и аллергический процесс, сопутствующий воспалению. В педиатрии это достаточно распространенная проблема, возникающая у детей с 2-3 летнего возраста. Миндалины в организме человека выполняют защитную роль: вырабатывают клетки иммунитета и биологически активные вещества, … Read more

Содержание: Как правильно измерять? Норма Причины и дополнительная симптоматика Возрастные особенности Что делать? Диагностика Профилактика Одна из самых спорных и тревожных ситуаций для родителей — это когда у ребёнка температура 37°С, которая в медицине называется субфебрильной. Кто-то говорит о том, что это норма, которая должна быть у каждого человека. Некоторые считают это показателем того, что … Read more

Таблица калорийности необходимый инструмент для снижения веса, особенно, если вы следите за своим питанием Подсчет калорий дело муторное, но никуда от этого не денешься. Можно конечно, надеяться на “авось”, на глазок, приблизительно, но к сожалению, такая система подсчета калорийности еды не оправдала себя. Оглавление [Показать] Представляю вашему вниманию самую полную таблицу калорийности. В этой таблице, … Read more

Содержание: Когда появляется? Классификация Причины ожирения в раннем возрасте Возможные последствия и осложнения Симптомы Диагностика Лечение Профилактика Уже несколько десятилетий ученые наблюдают увеличение числа детей, страдающих лишним весом. Этой серьезной проблеме медики и диетологи уделяют особую важность, так как ожирение приводит к тяжелым последствиям. И почти во всех случаях это борьба с лишним весом на … Read more

Содержание статьи: Ранее у новоиспеченных мам даже не возникало вопроса о том, нужно ли пеленать новорожденного. Обездвиженность, приближенную к внутриутробным условиям создавали для каждого грудничка. Современные же мамы, если и покупают пеленки, то в минимальном количестве. Привычные ситцевые и байковые «кулечки» потихоньку полностью вытесняют различные боди, «человечки», костюмчики и т. д. Однако многие специалисты считают, … Read more

Содержание: Причины тусклых волос Маски для придания блеска Ополаскивание волос Голливудские рецепты Самое простое и эффективное средство Разумеется, каждой женщине известно, что, вне зависимости от того, какой длины её локоны, в распущенном они виде или собраны в пучок, они, прежде всего, всегда должны быть красивыми. Был проведен не один опрос среди мужчин, и их результаты … Read more

Питание для набора веса – это не поглощение простых углеводов, как многие, кто хочет поправиться, думают. Кажется логичным: если одни постоянно поправляются, наедаясь пирожками, конфетами, печеньем, тортами, пиццей и жареной картошкой, то и худому человеку можно, не ограничивая себя, питаться этими продуктами, и вожделенная цель будет достигнута. Однако такая еда — это огромное количество калорий и … Read more

Самые первые лаки для покрытия ногтевой пластины появились еще в начале 20 века. Тогда даже самые дорогие и качественные виды лаков для ногтей держались максимум 2-3 дня, после чего маникюр приходилось обновлять. У современных модниц есть возможность выбирать из сотен вариантов лаковых покрытий, а их устойчивость достигает 3-4 недель. Рассмотрим основные виды современных лаков и … Read more

Источники:
Дети с задержкой психического развития в общеобразовательной школе
1.2 Дети с задержкой психического развития в общеобразовательной школе При задержке психического развития дети не могут включаться в школьную деятельность, воспринимая школьные задания и
http://psy.bobrodobro.ru/47610
Дети с задержкой психического развития в общеобразовательной школе
Методичкус — сайт методических пособий и литературы для учащихся вузов.
http://3ys.ru/
Дети с задержкой психического развития в общеобразовательной школе
Советы молодым мамам Магазины спорттоваров, фитнесс-залы и «качалки» сегодня готовы предложить своим посетителям тренажеры, поражающие своей многофункциональностью и габаритами. На их фоне
http://first-mama.ru/

COMMENTS