Дефицитарное психическое развитие

Дефицитарное психическое развитие

Сущность состояния аффекта, его отличие от других эмоциональных переживаний. Содержание, характеристики и физиология аффекта. Аффективный комплекс и кумулятивный аффект. Состояния аффекта в уголовном праве. Основание для признания лица невменяемым.

Причини «важкої поведінки» соціального та психологічного характеру, пов’язані з психічними і психофізіологічними розладами, віковими кризами. Система виховно-профілактичної роботи з важкими дітьми. Методи впливу на мотиваційну та вольові сфери дитини.

Трактация «гуманизации» в международно-политической теории. Индивидуальная этика и права человека. Институализация защиты прав человека, разрыва между формой и содержанием правового регулирования. Гуманитарное право, влияние индивидов и частных групп.

Характеристика підходу канадських дослідників П. Х’юітта та Г. Флетта до визначення перфекціонізму в дітей і підлітків. Описання й аналіз етапів адаптації та результатів апробації методики «Дитячо-підліткова шкала перфекціонізму» на українській вибірці.

Дослідження поняття життєвого простору особистості. Сутнісні розходження понять «життєвий простір» та «життєвий світ» особистості. Їх виділення у складі цілісного емоційно-оціночного комплексу, який постає одним зі способів структурування реальності.

Определение направленности идентичности Эрика Эриксона. Случай «утраты идентичности»: создание новой, внутренне связанной ценностной ориентации, отвечающей новым представлениям о себе. Адаптация личного к социальному. Коллективное бессознательное К. Юнга.

Социально-трудовая сфера современной России, её противоречивость. Социально-профессиональные предпочтения молодежи. Жизненные планы выпускников. Представления о выбранной профессии. Индивидуальные предпочтения школьников в профессиональной сфере.

Понятие, отличительные черты и формы «переноса» в психоанализе. Проблема невроза переноса и его проявление. Основные реакции контрпереноса по Зингеру: реакции иррациональной «доброты» и «заботы», враждебности по отношению к пациенту, тревожной реакции.

Ненормальні стани політичних діячів. Фіксована відносна нормальність у відчуттях користувачів та мінлива точність в оцінках експертів. Стани, якісна визначеність яких фіксується «плаваючим кордоном». Міра компетенції в розумінні норми і ненормальності.

Основні підходи до дослідження проблеми, зміст та показники розвитку особистості педагога в умовах «професійного вигорання». Розробка програми психологічного супроводу розвитку особистості педагога в умовах переживання «професійного вигорання».

Характеристика компонентів психолого-організаційної технології формування готовності персоналу освітніх організацій до інноваційної діяльності. Дослідження спрямованості мотивації. Аналіз корекційно-розвивальних методів формування позитивної мотивації.

Специфика развития эмоционально-волевой сферы ребенка. Определение понятия «сценическая культура», ее составляющих и механизмов воспитания. Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста посредством хореографического искусства.

Сущность темперамента, характера как психологических понятий, характеристика и основные определяющие компоненты. Типы высшей нервной деятельности, их соотношение с темпераментом. Черты характера и их корни. Психологическая характеристика темпераментов.

Ключевые идеи теории моды немецкого социолога Зиммеля. Понятие классовой иерархии, индивидуальности и модных стандартов. Антропология потребления, ее главные объекты. Мода как результат напряженности между противопоставлениями. Сегментация рынка моды.

История молодёжных неформальных групп на Западе и в России, их философия, мировоззрение, принципы и правила поведения. Психолого-педагогический анализ причин участия подростков в неформальных объединениях; индивидуальный подход к школьникам-неформалам.

Классификация стадий полового созревания. Психологические изменения у подростков. Социальная значимость полового созревания. Последствия неправильного воспитания и способы преодоления «трудного» возраста. Основные цели и задачи самореализации подростка.

Анализ подходов к пониманию категории «ценность» в отечественной психологии. Представление о формах существования ценностей, переходящих одна в другую. Место и роль системы ценностных ориентаций в структуре личности, а также роль смысловых представлений.

Рассмотрение свода этических правил, который обязателен для использования в работе практического психолога. Характеристика областей деятельности практической психологии. Исследование этического кодекса практического психолога с христианской точки зрения.

Понятие, сущность и значение самоописания и самосознания человека. Подходы и структура «Я»-образа. Характеристика концепции К. Роджерса, его влияние на психотерапию. Общетеоретические подходы к изучению «Я»-образа в отечественной и зарубежной литературе.

Проблема самосознания в психологии. Сущность, виды, функции конфликтов. Психологические особенности юношеского возраста. Эмпирическое исследование связи “Я-концепции” старшеклассников и стилей поведения в конфликтах, анализ полученных результатов.

Дефицитарное психическое развитие

18. Дефицитарное развитие как вариант психического дизонтогенеза.

Причины:Этот тип дизонтогенеза, как указывалось, связан с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной, а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний.

Первичный дефект анализатора либо определенной соматической системы ведет к недоразвитию функций, связанных с ними наиболее тесно, а также к замедлению ряда других, связанных с пострадавшей опосредованно.

Дефицитарность развития таких субъектов определяется прежде всего нарушением речевого развития и, вследствие этого, вторичной задержкой психического развития.Общим для любого вида дефицитарного развития является своеобразие в развитии и формировании личности. Последнее может проявляться и как следствие основного дефекта, затрудняющего полноценный контакт со сверстниками и другими людьми, так и как результат неправильного воспитания. Согласно Л. С. Выготскому, любой телесный недостаток, будь то слепота, глухота или умственная отсталость реализуются как социально ненормальное поведение. Образуется своеобразный социальный вывих. Изменяется отношение окружающих людей по отношению к дефективному ребенку, изменяется и его отношение к окружающему миру. Основная задача коррекционной педагогики — вправить социальный вывих.

ВосприятиеПроцесс восприятия в целом замедлен. Формируются обедненные, часто деформированные и неустойчивые образы предметов. Нарушается цельность в восприятии объектв, часто отсутствуют второстепенные, но неотъемлемые детали. В развитии картины мира большую роль играют осязание, слух и проприоцептивные ощущения, даже обоняние.

ВниманиеФункции произвольного внимания как правило не страдают у детей с нарушениями зрения, при отсутствии других органических нарушений. Отмечается снижение объема и устойчивости внимания.

ПамятьЧасто ребенок обладает уникальными мнестическими возможностями (словестной, слуховой, тактильной) памятью. Объем памяти часто избыточен, а представления не «наполнены» чувственным опытом и, соответственно, смыслами.

РечьЧасто не изменен темп развития речи. Непонимание смысловой стороны слова приводит к неправильному использованию слов. Уровень спонтанной речи, особенно с позиций содержания – отличается фрагментарностью. В речи имеют место проблемы отражения динамики событий. Недостаточное использование мимики и пантомимики при общении

Мышлениезатруднено формирование осмысленных образов, основанных на чувственном опыте и соответственно — образного мышления. недостаточная обоснованность суждений, формальность умозаключений. Формирование формально-логических речевых операций происходит позже и протекает более длительное время.

ЭмоцииЭмоциональные переживания хуже отражаются в мимике, что затрудняет считывание их другими людьми. Сами дети обнаруживают часто большую чувствительность к эмоциональным модуляциям речи другого.

ЛичностьУровень притязаний на успех у слабовидящих детей, как правило невысокий, а самооценка – может быть достаточно высокой. Часто присутствуют «социальные» страхи – особенно у подростков.

Восприятие. Зрительный анализатор плохослышащего ребенка становится ведущим в познании окружающего мира и в овладении речью. часто подмечают детали и тонкости окружающего мира, более тонко дифференцируют оттенки цветов, у неслышащих аналитический тип восприятия преобладает над синтетическим.

Двигательные ощущения при частичном нарушении функции слухового анализатора речевые движения становятся вялыми, невнятными, плохо дифференцированными, отмечается некоторая дискоординация движений , неуклюжесть и неловкость их походки, двигательные ощущения для глухих – средство самоконтроля, база, на которой формируется устная речь.

Внимание Объем внимания меньше. Плохослышащие не могут распределять внимание, т.е. одновременно слушать и писать.

Речь Уровень речевого развития детей с нарушениями слуха зависит от Степени (чем меньше снижен слух у ребенка, тем выше уровень его речевого развития), Времени (чем позже возникает нарушение слуха, тем менее пагубно оно влияет на состояние речи ребенка) и Условий (При своевременном и адекватном начале коррекционной работы речевого развития может быть максимально сближен с нормой). Количественная недостаточность словаря.

Память Образная память развита лучше, чем словесная. при запоминании слов: замены одного слова другим, неточное запоминание слова в определенной грамматической форме, трудности в воспроизведении названия действий; при запоминании текста особое значение имеет степень понимания, осмысления инфо.

Мышление Наглядное мышление сформировано гораздо лучше, чем словесно-логическое. Плохослышащие дети длительное время мыслят не словами, а образами. Мыслительные операции имеют специфические особенности за счет преобладания образного мышления над словесным

Личность Межличностные отношения выстраиваются в первую очередь со взрослыми, а на их основе – формируется модель отношений с детьми.

Особенности развития эмоциональной сферы обусловлены трудностями опознания интонационных и эмоциональных характеристик речи других людей, спецификой воспитания в семье

Нарушения опорно-двигательного аппарата

Ранний органический дефект центральной нервной системы, составляющей основу ДЦП, обуславливает сложное сочетание двигательных и психических недостатков, что и составляет специфическую структуру психического дизонтогенеза при этом заболевании.

Восприятие Слуховое и зрительное восприятие могут быть нарушены вследствие гиперкинезов и двигательных ограничений и нарушений. Кинестетические ощущения и представление о теле явно недостаточны, фрагментарны или искажены. Затруднен и значительно замедлен анализ поступающей информации

Внимание Внимание легко привлекается, но оно часто неустойчиво. Часто значительно затруднено переключение (произвольное) внимания. Для поддержания внимания необходимы специальные приемы (в том числе позы и расположение материалов) и дидактика.

Память Процесс запоминания может быть замедлен. Ограничен объем запоминаемого одноразово материала. Есть трудности удержания порядка предъявляемого материала. эмоциональный контекст чаще улучшает запоминание. Механическая память может быть достаточной

Мышление Темп мышлением выражено замедлен, Мыслительная деятельность инертна, значительно замедленна, тугоподвижна. Мыслительная деятельность страдает в различных ее звеньях – в аналитическом, синтетическом звене, звене обобщения материала и т.п.

Речь Речевое развитие задерживается по срокам, темпам и качеству. Чаще всего имеют место нарушения звукопроизношения, темпа, плавности и интонационных характеристик речи. Речь достаточно часто поверхностна, ребенок многоречив, но по-существу ответить трудно. Речевая деятельность сопровождается множественными сопутствующими движениями

Эмоциональная сфера Эмоциональная незрелость, повышенная внушаемость, Трудности эмоциональной регуляции поведения. Эмоциональные реакции вследствие двигательных нарушений и гиперкинезов могут выглядеть как неадекватные ситуации. Дистанцию в общении в целом удерживают но, могут быть недостаточно критичны, навязчивы, не удерживают границ общения

— нарушении устной речи

— нарушение письменной речи

— нарушение компонентов речи

— нарушения в применении языковых средств общения в речевой деятельности

Характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п

Эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется- расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства- быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели- проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активности- трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока

Двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство, сидя на уроке, встают, ходят по классу, выбегают в коридор во время урока

Неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность

Система коррекционного воспитания и обучения, формирующая у больного ребенка чувство своей нужности и полезности, препятствует возникновению личностных образований, связанных с ощущением своей физической неполноценности.

Дефицитарное развитие

Дефектология. Словарь-справочник . Степанов С. .

Смотреть что такое «дефицитарное развитие» в других словарях:

Дефицитарное развитие — (от лат. deficit недостает) патологическое формирование личности у детей с тяжелыми сенсорными и двигательными нарушениями, при которых недостаток сенсорных стимулов вызывает явление депривации и нарушения эмоциональной сферы. Термин предложен в… … Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь

ПСИХИЧЕСКИЙ ДИЗОНТОГЕНЕЗ — (англ. mental dysontogeny, dysontogenesis) нарушение развития психики в целом или ее отдельных составляющих, нарушение темпов и сроков развития отдельных сфер психики и их компонентов. Термин «дизонтогения» впервые введен Й. Швальбе (1927) для… … Большая психологическая энциклопедия

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЯ ПО АММОНУ — Аммон (Ammon G.) известный психиатр и психотерапевт, основатель Берлинской школы динамической психиатрии. Первоначально обучался у последователей Фрейда (Freud S.) в Берлинском психоаналитическом институте; с 1956 по 1965 г. у Меннингера… … Психотерапевтическая энциклопедия

Затрудненное общение: понятие и причины — К затрудненному общению (З. о.) следует относиться как к глобальному, интегральному феномену, как к явлению, представленному в сознании и переживаниях партнеров (В. Н. Куницына). Появление трудностей О., по мнению Л. А. Петровской, обусловлено… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Речи нарушения — разл. отклонения от нормы в процессе формирования речевой функции, либо распад уже сложившейся речи. Р.н. возникают под влиянием многообразных причин органического и/или функц. характера, имеющих врожденную или приобретенную природу и связанных с … Психология общения. Энциклопедический словарь

Лебединский В

Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей

Этот тип дизонтогенеза, как указывалось, связан с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной, а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний (сердечно-сосудистой системы, например при тяжелых пороках сердца, дыхательной — при бронхиальной астме, ряде эндокринных заболеваний и т. д.).

§ 1. Аномалии развития в связи с недостаточностью зрения и слуха

Теория Л. С. Выготского об основных закономерностях аномалий развития была наиболее полно развита и наполнена конкретным содержанием в отечественной дефектологии, накопившей фундаментальные знания о закономерностях психического формирования детей с патологией зрения и слуха.

§ 2. Аномалии развития в связи с недостаточностью двигательной сферы.

В этиологии аномалий развития двигательной сферы играют роль различные генетические факторы, чаще обусловливающие негрубые варианты конституциональной недостаточности моторики, внутриутробные, натальные и ранние постнатальные поражения центральной нервной системы. Особые формы аномалий развития моторной сферы наблюдаются при раннем детском аутизме. Тяжелые двигательные нарушения возникают и при поражении спинного мозга (в детском возрасте — чаще инфекционного происхождения — при заболевании полиомиелитом). Своеобразные нарушения моторного развития могут иметь место и при явлениях эмоциональной депривации.

Источники:
Дефицитарное психическое развитие
Коллекция рефератов. Психология
http://otherreferats.allbest.ru/psychology
Дефицитарное психическое развитие
18. Дефицитарное развитие как вариант психического дизонтогенеза.: Причины:Этот тип дизонтогенеза, как указывалось, связан с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной, а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний. Первичный дефект анализатора либо определенной … — —
http://scicenter.online/spetsialnaya-psihologiya-scicenter/defitsitarnoe-razvitie-kak-variant-131386.html
Дефицитарное развитие
Дефектология. Словарь-справочник . Степанов С. . Смотреть что такое «дефицитарное развитие» в других словарях: Дефицитарное развитие — (от лат. deficit недостает) патологическое
http://defectology.academic.ru/142/%D0%B4%D0%B5%D1%84%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5
Лебединский В
Размер: 1.89 Mb.;
http://medznate.ru/docs/index-46687.html?page=5

COMMENTS