Что такое раннее развитие ребенка

Материнство — в радость!

помогаю мамам жить полной жизнью с ребенком и получать удовольствие от материнства

Что такое раннее развитие? Мой ответ в простых схемах

Ранее развитие, как быть с ним? Попробуй скажи в женском коллективе, что занимаешься с ребенком чтением, и в тебя тут же полетят помидоры от сторонников «отнятого детства». В другом месте скажешь, что ничем особенным не занимаешься, «добрые» люди тут же посетуют на отсутствие необходимого развития у «несчастного» ребенка. С одной стороны, все пишут о необходимости раннего развития, но другие авторы предупреждают об опасности и требуют от него отказаться.

Я хочу прояснить свою позицию и рассказать, что для меня — раннее развитие. Моя история тоже может показаться противоречивой: я занималась с сыном ранним развитием, в т.ч. и по специальным методикам, благодаря чему он умеет читать где-то с года. В то же время, я сторонник рационального подхода к развитию без лишней шелухи, которую нам продает реклама и ушлые производители пособий для детей. Развитие ребенка происходит практически каждую минуту, и можно развивать ребенка, используя совместные повседневные занятия, окружающую среду и все, что попадется под руку.

Начнем, как в школе, с определения:

Раннее развитие — удовлетворение познавательной активности малыша в игре к взаимному удовольствию ребенка и мамы.

На самом деле, можете смело убрать слово «раннее», ведь именно оно вызывает большинство споров.

Я выделила некоторые слова и расскажу подробнее:

Общая парадигма раннего развития:

1) Основа — любовь. В центре сердечко как символ того, что самое важное в развитии ребенка — это быть любимым своими родителями, чувствовать, что его принимают и любят безусловно, что с родителями безопасно не только физически, но и морально. Это основа основ и по моему мнению, и по мнению всех психологов и педагогов, которым я задавала этот вопрос. Все они были поразительно единодушны в том, что самое важное для развитие ребенка — любовь родителей.

2) Первый слой: базовое развитие. Все то, что мы считаем нормой ухода и развития малыша, в т.ч. эмоциональный контакт с мамой, песенки, потешки, поглаживания, прогулки на свежем воздухе, общение даже с грудничком, совместное время вместе. Иногда ко мне на консультацию приходят мамы и говорят: «Я совсем не занимаюсь с ребенком. Нет, мы конечно читаем книжки, лепим вместе, песни поем и танцуем, иногда готовим…» Это и есть развитие вашего малыша! Все игры и привычные занятия, все это вносит вклад в формирование навыков и умений. И когда вы на прогулке остановились понаблюдать за гусеницей, и когда в кидаете камни в лужу, и даже когда малыш смотрит в окно — он анализирует и обрабатывает информацию, узнает что-то новое.

3) Второй слой: развитие по специальным методикам. Когда вы нашли методику, которая нравится вам и ребенку, и готовы заниматься системно. Это может быть Доман, Монтессори, Теплякова и другие. Ключевое здесь то, что все эти занятия не заменяют предыдущий слой базового развития, а становятся дополнением к нему. Почему-то всегда противопоставляются методики и совершенно необходимые ребенку контакт с мамой, прогулки, развитие базовых навыков. Но это не вместо, это — дополнительно! Если вы показываете малышу карточки, это не значит, что вы теперь не будете рассказывать ему стишки и собирать вместе шишки. Как будто есть хоть одна мама, которая после занятия с материалами Монтессори скажет: «Ну все, позанимались, можно больше на ручках не носить, не гулять и не играть». Я не одной такой мамы не знаю, а вы?

4) Третий слой: принципы развития. Для примера приведу принципы организации занятий, которых рекомендует придерживаться Глен Доман. В его методике есть принципы занятий, по которым видно, с какой любовью и уважением он относится к детям.

  • Радуйтесь успехам малыша и хвалите его.
  • Уважайте своего ребенка и доверяйте ему.
  • Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.
  • Будьте организованы и последовательны, проводите регулярные занятия.
  • Не проверяйте знания своего ребенка.
  • Если вам или вашему ребенку неинтересно — прекратите занятия.

Опять же, большинство противников раннего развития приводят примеры, когда эти принципы нарушаются: ребенка дрессируют, устраивают «экзамен», заставляют заниматься. В таком случае, можно не только навсегда отбить охоту изучать что-то новое, но и отношения с родителями испортить. Но если все ваши игровые занятия (не важно, из первого или второго слоя) проводятся в соответствии с этими принципами, но такое развитие принесет пользу и будет в радость.

1) самое важное в развитии ребенка — любовь родителей и качественное время вместе

2) специальные методики вводятся в качестве дополнения к базовым вещам, не вместо

3) любые занятия с ребенком стоит проводить в соответствии с принципами развития: с уважением к мнению ребенка, в удовольствие, без дрессуры и академических уроков.

Обсудили то, как развивать, теперь переходим к вопросу «Что развивать»? Следующее определение:

Гармоничное развитие — развитие всех важных жизненных сфер без перекосов в ущерб другим областям

Я выделяю следующие области:

  • Интеллектуальное развитие
  • Физическое развитие
  • Эмоциональный интеллект
  • Навыки самообслуживания

Для гармонично развитой личности требуются владеть навыками из всех четырех сфер жизни. Вряд ли кто-то из нас хочет видеть своего ребенка гениальным математиком, но не способным коммуницировать с людьми, или обаятельного сильного юношу, который не может сам сварить себе макароны.

Часто противники раннего развития сетуют на то, что некоторые родители, стремясь вырастить самого умного малыша в мире, забывают о важности других сфер жизни, когда интеллектуальное развитие превалирует и наносит ущерб другим сферам. И кстати, дети лучше усваивают информацию в движении, есть результаты соответствующих исследований. Поэтому даже занятия математикой и чтением можно совмещать с подвижными играми. Я — за сбалансированный подход, каждая из областей важна для дальнейшей жизни ребенка.

Выводы из основных жизненных сфер для развития:

1) Стоит развивать все важные сферы без перекосов

2) Для базового уровня развития не нужны дополнительные пособия и специальное время за партой, можно развивать ребенка в повседневных делах.

И в качестве завершения, мои убеждения в сфере раннего развития свела в сводную таблицу, которую можно назвать моим манифестом:

Именно таких убеждений я придерживаюсь, об этом пишу статьи и эти принципы лежат в основе моих курсов. Надеюсь, мне удалось прояснить свое видение раннего развития. Если есть вопросы — задавайте в комментариях. Буду рада обсудить эту тему ?

Интересно ваше мнение — поделитесь комментариями!

Комментариев: 14 “ Что такое раннее развитие? Мой ответ в простых схемах ”

Ксения, подписываюсь под твоим манифестом! Классно изложено. Хочу у тебя спросить вот о чём. На твой взгляд можно обойтись до школы без обучения по специальным методикам? Чем развитие ребёнка дошкольника без обучения по специальным методикам отличается от малыша, с которым играла мама, читала, гуляла и прочее, про что ты пишешь? Как тебе кажется, почему мама решает заняться специальным обучением по методике?

Мне кажется, когда мама занимается с ребёнком между делом, сама не всегда замечая, что она именно чему-то учит, развивает, то и ожиданий у неё нет, что ребёнок должен запомнить, повторить, заговорить и т.д. Когда же мама решается на определённую систему с регулярными выстроенными занятиями (даже в плюс к прогулкам и прочему), то в этом случае легко скатиться к ожиданиям. «Я же специально занимаюсь, в книге написано, что ребёнок вот так реагирует, вот это хорошо… А он что-то не очень и результаты показывает». Вот всё равно, если мы будем много ходить пешком, подниматься к себе на этаж без лифта, бегать с ребёнком по площадке и т.д. Будем ли мы ждать похудения и плоского животика? А если купим абонемент в фитнес клуб с персональными занятиями с тренером?

Виктория, очень хороший вопрос насчет ожиданий результата. Мне кажется, это зависит не столько от методики, сколько от самой мамы. Можно и не занимаясь совсем удивляться, что ребенок плохо говорит и требовать читать стихи, а можно и системных занятиях видеть прежде всего удовольствие от процесса для себя и ребенка. На это сложно переключиться таким нацеленным на результат людям, как я)) Когда я начинала заниматься по «Умнице», это было больше для себя, потому что мне очень нравилось, что я нашла себе интересное занятие. А там и ребенок втянулся… Результат был вторичен, я всего равно буду любить своего сына вне зависимости от того, какие навыки и умения он будет демонстрироваться. И кстати, один из принципов — не проверяйте ребенка! Т.е. убирайте ожидания и наслаждайтесь совместными играми.

Мне очень близок твой подход! Сама скорее всего остановлюсь на базовом развитии пока, но все остальное очень отзывается! Спасибо за столь развернутую статью!

Я рада, что отзывается. Очень хотелось подробно про свой подход рассказать.

Ксюша, диаграмма просто высший пилотаж! Вот серьёзно! И слои! Прямо как у огров и у лука.:)))

Отличный пост про ценности! Спасибо.:)

Настя, спасибо! Про слои лука сразу поняла, а вот про слои огра — только через минуту вспомнила про Шрека ?

Ксюша, очень здорово и структурировано! Готова подписаться почти под каждым словом! Я заметила, что в развитии дочки мне особенно помогают наблюдения и включение в ее игру. Я стараюсь прислушиваться к своему ребенку, общаешься на равных и отвечать на все вопросы. «Ты еще маленькая, тебе это нельзя!»- запретная фраза у нас в доме)

Оля, согласна с тобой — наблюдение за ребенком и включение ее в игру, это здорово! Когда мама знает, что ее ребенок любит, чем интересуется, играть вместе гораздо легче и интереснее

Ксюша — отличная диаграмма и готова полписаться под каждым словом манифеста. Особенно мне важным кажется, что ты подчеркнула развитие во всех четырех направлениях, действительно, очень часто останавливаются на интеллектуальном, максимум, физическом развитии.

Лия, спасибо за комментарий! Очень часто противники раннего развития как раз это и «клеймят» увлеченных мам. Хотя я лично не одну такую маму не знаю, все мои знакомые — за гармоничное развитие. Видимо, мне везет с окружением ?

Мне особенно понравился момент противопоставления: погладить кошку vs кошка на карточке. Ух как я такие карточки не люблю. Очень интересно и подробно, молодец). Правильно я понимаю, что для тебя тема чтения с раннего детства (точнее, реакции на этот момент) стала одной из самых критичных в обсуждении с другими мамами?

Алена, я на самом деле к карточкам хорошо отношусь, но не когда они заменяют то, что можно пойти и вживую посмотреть. А так с ними можно много интересных игр придумывать))

Насчет реакции на раннее чтение — это я сначала увлеченная и наивная всем рассказывала про методику (когда только стала заниматься), но столкнулась со скепсисом и безграмотностью («Пушкина не читал, но осуждаю»). С тех пор я мало кому рассказываю, что Паша умеет читать с года, жалко своего времени и нервов на пустые дискуссии. К счастью, есть у меня единомышленники, с которыми все-таки можно поговорить на эту тему. Многие знакомые, которые в свое время усмехались, пообщавшись с Пашей через год, стали спрашивать, как заниматься и где купить комплект ?

а мне твоя статья сейчас как бальзам на душу. Оказывается, я тоже развиваю ребенка своего! Мне вот претит вот эти выделенные часы с занятиями за партой, я видимо со школы еще получила некий неприятный опыт, и теперь вообще предпочитаю лишний час желуди пособирать в корзинку или там ящерок поискать в траве, чем сидеть дома за столом и клеить аппликации. Не люблю я аппликации, а ящерок люблю. Поэтому пункт про взаимное удовольствие мне тоже очень близок ?

Лера, очень рада «бальзаму» ? Мне вот прямо обидно, что такие классные мамы, которые любят играть с детьми в окружающем мире без лишних пособий, считают, что они не занимаются с детьми. А ведь это действительно здорово и даже полезнее, чем за партой сидеть! А если еще осознано выбрать сферы развития и на регулярной основе такие игры-занятия проводить — вообще красота) Именно это мы и делаем на курсе «Как заниматься с ребенком, если времени совсем нет».

Что такое раннее развитие ребенка и кому это нужно?

В современном, как и в любом другом, обществе существуют определенные модели и стереотипы воспитания и обучения, которые передаются из поколения в поколение, от прабабушек к бабушкам, от бабушек к мамам.

Да, эти модели меняются со временем, мы уже не такие, как наши родители, но изменения происходят очень медленно и постепенно: речь идет о десятилетиях. Еще сейчас многие мамы пеленают своих детей, хотя уже более полувека назад было установлено, что это вредит естественному развитию ребенка.

Интеллект и его составляющие

Сначала определим, что мы понимаем, когда говорим интеллект. Существует несколько определений интеллекта. Интеллект — это, в первую очередь, образование, интеллектуал — образованный человек. Первая составляющая интеллекта — знания о том, что есть в мире, то есть образование и эрудиция. Но существует вторая, не менее важная составляющая интеллекта — способность к творчеству, способность создавать нечто новое, а это невозможно без знания того, что уже существует. Не давая ребенку конкретных знаний, мы можем говорить о развитии спонтанности, но не творчества. Итак, вторая составляющая интеллекта — творческая.

Что значит раннее интеллектуальное развитие? Когда стоит начинать: с рождения или с 6 лет, когда ребенок идет в школу? Раннее развитие — это «обучение» ребенка в младенчестве и дошкольном возрасте. Наукой найдены биологические подтверждения тому, что на ранних стадиях развития мозг требует не только питания, но и стимуляции. Известны случаи детей-«маугли», когда младенцами дети попадали к диким животным. Вернувшись в общество в возрасте 7–8 лет, эти дети так и не смогли научиться говорить, читать, писать. Да, не надо думать, что маленькие дети могут и должны лишь есть, спать и играть. На самом деле дети начинают учиться сразу же после рождения. К 6–7 годам, когда они начинают посещать школу, они уже усвоили огромное количество информации.

Уже более ста лет назад было установлено, что возраст от рождения до 6 лет — решающий для всего будущего развития ребенка. С момента зачатия идет развитие человеческого мозга, которое постепенно замедляется. Эффективность обучения и развития высока, когда мозг растет, и уменьшается при прекращении роста мозга. Большинство клеток мозга новорожденного не задействовано, но в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает уже 50% своего взрослого потенциала. К трем годам структуры мозга формируются, рост завершен на 70–80%, а к восьми — практически закончен. И именно поэтому обучению в первые 3 года жизни следует уделять особенно большое внимание.

Почему же возможности развития мозга ребенка в обычных условиях нашей жизни реализуются не полностью? Это развитие задерживается стереотипами взаимоотношений с детьми в самый важный для их развития жизненный период, устаревшими моделями воспитания. А если мозг ребенка не был натренирован развивающей деятельностью в течение первых лет жизни, ему труднее будет достигнуть высокого уровня развития, особенно при существующих методах школьного обучения. Вообще идиллическое существование также ослабляет духовную и интеллектуальную сферу, как абсолютная гигиена отрицательно действует на тело. Если поместить малыша в стерильную обстановку — его иммунная система атрофируется; если не предоставить возможности двигаться — мышцы не будут формироваться; если ребенок не будет слышать человеческую речь — он не заговорит, если он не услышит музыкальных звуков — ему трудно будет обучаться музыке.

Но многие родители говорят: «Мы хотим нормального ребенка. Всему свое время, пусть растет как все остальные дети»; «Меня воспитали так, и я чувствую себя прекрасно, почему же это должно быть недостаточно хорошо для моего ребенка?». Они отгораживаются понятием «нормы», чтобы освободить себя от ответственности, ответственности за своего ребенка. Ведь проще не заниматься обучением своего ребенка, не тратить на это силы.

Но НОРМАЛЬНЫЙ ребенок хочет развиваться.

Человек всегда стремится к знаниям. И то, что было хорошо для родителей, воспитанных четверть века назад, и уж тем более для прародителей, воспитанных более полувека назад, может и не годиться для детей, рожденных в начале ХХІ века. В наше время с каждым днем возрастают требования к человеку. Воспитывать будущих взрослых надо так, чтобы они могли справиться с интенсивностью интеллектуальных и эмоциональных потоков.

Родители, имеющие стандартные, стереотипные представления о возможностях ребенка, верящие в «бабушкины» заблуждения и сказки, ограничивают и себя, и развитие своего малыша. Нельзя искусственно сдерживать развитие ребенка только потому, что сами считаете это не нужным! В этом случае родители решают проблему за счет малыша, подстригая его под наиболее распространенную или модную в данный момент «гребенку», перекладывая воспитание детей на «чьи-то» плечи.

Человеческий разум ограничен той информацией, которая поступает в него из окружающего мира через органы восприятия. При ограничении способностей восприятия органами чувств в равной степени ограничивается и интеллектуальный потенциал. Чем лучше развиты у человека перцептивные способности, тем больше у него возможностей для совершенствования. Если человек полностью лишится своих перцептивных способностей, он, в лучшем случае, превратится в растение. Например, малыш, который слышит в день всего несколько десятков фраз, даже на разных языках, никогда не сможет развиваться также успешно, как тот, с которым много разговаривают на нескольких языках, рассказывают сказки, поют песни, показывают картинки, знакомят с окружающим миром.

Еще одно возражение, которое часто приходится слышать, когда речь идет о раннем развитии: «Нельзя отнимать у ребенка детство». Интересно, а кто-нибудь пробовал это сделать? Кто может усадить двухлетнего ребенка за парту, если ему самому этого не хочется? А кому придет в голову потребовать от восьмимесячного малыша, например, прочесть что-то вслух или сделать звуковой анализ слова? В первые годы жизни ребенок сам по себе интенсивно развивается, стремится к новому. Его не надо заставлять что-либо делать, чтобы он к трем годам, например, начал читать. От родителей требуется лишь понимание этого и создание соответствующих потребностям малыша условий.

Цель родителей — дать ребенку новые возможности в жизни.

Таким образом, речь идет не о насильственном обучении ребенка навыкам чтения, счета и т. д., не об обучении в традиционном понимании этого слова, которое основано на насилии над ребенком: его обучают, а не он обучается, результатом чего являются стрессы, неврозы, страхи детей, чувство вины. Речь идет о создании развивающей среды для малыша, о его свободном, без помех, развитии, этот процесс еще можно назвать стимулирующим воспитанием или обучающим развитием.

В этом случае дети не могут и «перегрузиться», так как сами контролируют нагрузку с учетом собственных ритмов развития: они делают только то, что им интересно, что приносит им радость и удовольствие. И задача родителей — наилучшим образом удовлетворить любознательность своих малышей, дать им в руки инструменты для исследования окружающего мира. Раннее интеллектуальное развитие не может повредить физическому формированию и росту ребенка, если все, что родители делают для его развития, делается без насилия, на фоне позитивного восприятия малыша. Учить ребенка в таком возрасте не надо — пусть он учится сам. Родители лишь предлагают малышу какие-либо занятия, ведь обучение в раннем возрасте — это игра, и заканчивать ее надо до того, как ребенок устанет. Вопрос о стрессах и перегрузках ребенка отпадает, природа сама ставит пределы.

Кроме того, в этом процессе отсутствует еще одно обязательное звено традиционного обучения, которое часто влияет на восприятие человеком себя и уверенность его в своих силах — проверка усвоенного. Дети (как, впрочем, и взрослые люди) не любят, когда их контролируют. Веря в талант своего малыша, не стоит его проверять и устраивать ему контрольных. Ведь родителям не надо ни перед кем отчитываться в том, как идет обучение. И ребенок демонстрирует свои знания так и тогда, когда ему самому этого захочется.

Наверное, это должно быть нужно стране, в которой ребенок родился и растет. Нашей стране нужны интеллектуально развитые люди, способные творчески решать сложные задачи, которые нам ставит современность. Но, конечно, это надо и родителям. Всем родителям хочется, чтобы их дети достигли в жизни большего, чем они сами. Ведь многие взрослые жалеют, что не умеют играть на каком-нибудь музыкальном инструменте или не знают никаких языков, кроме родного. Здесь всегда существует соблазн сделать из своих детей более удачный вариант самих себя. Но наши дети — это не мы сами. И если мы создаем себе образ «идеального ребенка», то пытаемся нашего собственного с его интересами, желаниями, потребностями подогнать, втиснуть в этот созданный нами образ.

Именно поэтому предлагаемые методы раннего развития ребенка могут стать достаточно опасными в руках фанатичных родителей. Результаты могут привести к изоляции ребенка от его среды, нарушениям в эмоциональном и социальном развитии. Родители могут, желая ребенку добра, навязывать ему какие-либо занятия, поскольку авторитет родителей у детей дошкольного возраста очень велик. Причиной стрессов детей и неудач в занятиях является не избыток информации, а именно поведение родителей.

Вот почему не стоит добиваться эффективности любой ценой. Если постоянно думать о том, что нужно чем-то с ребенком заниматься, то отношения с ним станут нездоровыми. Моменты молчания и расслабления, беспричинного смеха и игр необходимы. Кроме ежедневных собственно «уроков», ребенка формируют знания, получаемые им в повседневной жизни. Надо помнить, как говорила Мария Монтессори, итальянский педагог, врач-психиатр, что главное не в тех учебных пособиях, которые родители приобретают или изготовляют для занятий, не в методических материалах, а в самом ребенке и в том, какими глазами они на него смотрят. Нужно дать детям больше возможностей для развития и адаптации к жизни, но при этом сохранить индивидуальность ребенка.

Итак, теперь понятно, что больше всего раннее интеллектуальное развитие нужно самому ребенку — развивающейся личности. Не все зависит от таланта, данного Богом или генетически заложенного, а многое от среды, созданной малышу в первые годы жизни. Начиная «занятия» с малышом с рождения, зная, что и как делать, родители могут предоставить своему ребенку широкие возможности, помочь ему овладеть инструментами для познания жизни ради него самого.

Развитие малыша способствует и обогащению культурного багажа самих родителей. Предоставляя детям элементарные сведения по истории, географии, истории искусства, родители сами запоминают массу таких вещей, которые бы никогда не стали учить для себя.

Кроме того, родители — самые лучшие преподаватели для своего малыша. Дело в том, что маленький ребенок смотрит на мир глазами того взрослого, который за ним ухаживает. Встречаясь в жизни с чем-то незнакомым, он сначала смотрит на реакцию взрослого. Родитель объясняет малышу, что происходит, и ребенок спокоен. Посторонний человек, приглашенный преподаватель или педагог в школе для малышей, никогда не станет для ребенка тем человеком, от которого он способен так же принимать информацию.

Между родителями и ребенком существует эмоциональная связь. Лучше родителей никто не может чувствовать ребенка и понимать, что ему необходимо. Самое важное для родителей, которые хотят создать для своего ребенка развивающую среду, — учитывать индивидуальность ребенка. Ведь развитие каждого ребенка имеет свою собственную ежедневную систему отсчета времени, «пауз», определяемых условиями, окружающей средой, луной и т. д. И рядом параметров окружающей среды можно управлять. Поэтому задача родителей — свести к минимуму время, необходимое для формирования различных способностей малыша, не прибегая к насильственным методам педагогики. Если малыш утратил интерес к тем или иным занятиям, не получает от них удовольствия и не движется вперед, стоит прекратить эти занятия на несколько недель или даже месяцев. Может быть ему нужно время, чтобы полученные знания «отстоялись».

Раннее обучение малыша — это определенный уровень общения с ребенком, уровень взаимопонимания. Это радость показать ему окружающий мир и открыть перед ним новые возможности. Это еще и возможность посмотреть на малыша не как на недоразвитое человеческое существо, которое нужно одеть и накормить, а как на личность, которая открыта всему новому.

Таким образом, можно выделить основные принципы домашнего обучающего развития:

  • родители — самые лучшие преподаватели для малыша;
  • задача родителей — содействовать естественному развитию ребенка;
  • необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка: каждый малыш имеет право обучаться с помощью методики, созданной только длЯ него;
  • для гармоничного развития личности и интеллекта ребенка необходимо стимулировать, насколько возможно, все пять чувств малыша; важно, чтобы развивающая среда включала разнообразные области знаний;
  • развивающая среда для ребенка должна постоянно подвергаться изменениям: от простого к сложному; необходимо сделать каждый день малыша удивительным и неповторимым.

И последнее, о чем хотелось бы сказать: если родителю или ребенку неинтересно, лучше прекратить занятия. Можно заниматься, только если и родитель, и малыш чувствуют себя счастливыми. Если и ребенок и родители получают удовольствие, то как бы плохо родители не делали свое дело, ребенок обязательно извлечет из этого пользу. Единственным показателем при обучении самых маленьких является удовольствие, которое они испытывают, — в этом сходятся авторы всех методик и представители всех научных кругов.

Елена ВОЗНЕСЕНСКАЯ, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института социальной и политической психологии Академии педагогических наук Украины.

Более 5 лет консультирую родителей, имеющих детей до двух лет, по вопросам детской психологии и развития детей в раннем возрасте.

PREGNANCY.ORG.UA — это ваш друг, помощник и путеводитель по беременности, советчкик по вопросам планирования, ну и друг в вопросах воспитания ребенка. Это то место, где можно отдохнуть душой от повседневных забот, встретить единомышленников, поделиться своим опытом или получить бесценный совет. С нами новоиспеченные мамы становятся уверенными в себе родителями, Мамами с большой буквы.

Копирование материалов сайта возможно с активной ссылкой на первоисточник.

Информация на сайте ппредоставляется исключительно с целью ознакомления. При первых признаках заболевания обратитесь к врачу.

Все фотографии пренадлежат их авторам и взяты из открытых источников.

Раннее развитие — что это такое?

Раннее развитие — это желание родителей наполнить серые будни радостью познания и совместного творчества. Это понимание, как мимолетно и уникально время дошкольного детства и как важно, чтобы малыш прожил его полно и красочно.

Все методики развития настолько разные, что классифицировать их крайне сложно: одни называются по тому, что они развивают, другие по имени создателя. Попробуем «развести» их на «физические» и «творческие». С рождения до года проходит целая эпоха в жизни малыша. За это время он учится самостоятельно переворачиваться, сидеть, ползать, ходить, есть, улыбаться, выговаривать первые слова. Поэтому самым важным на этом этапе для него является физическое развитие. То, насколько окрепли его мышцы, позволяет ему скорее встать и увидеть самому, что же находится в этой большой для него квартире. А вот ближе к трем годам большое значение имеют «психологические» методики, развивающие мышление, память, кругозор.

А главное, совершенствуйтесь сами. Пусть малыш видит, что учиться и познавать — интересно, необходимо каждому.

Термин «раннее развитие ребенка» появился сравнительно недавно. В России первыми экспериментаторами была семья Никитиных. В Америке большую популярность обрела система Глена Домана, в Италии — Марии Мантессори, в Японии — Масару Ибука. Все эти достойнейшие люди сходились в одном — существующая система образования в корне неверна. Если с детьми не заниматься с самых первых дней жизни, то потом будет поздно.

Ранне развитие ребенка, казалось, бы что может быть лучше? И каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос гением. Но не у каждого подобный взгляд на вещи.

В последние годы методики раннего развития стали чрезвычайно популярны в нашей стране – уже в люльке детей различными способами учат читать и считать. Но врачи-психотерапевты бьют тревогу – увеличивается число детей с нарушениями психики. Корреспондент еженедельника «Интерфакс ВРЕМЯ» выяснила, чем так называемые методики раннего развития отличаются друг от друга и от традиционных программ дошкольного воспитания.

О педагогической системе Монтессори слышали многие. Что это такое, и как она применяется в детском саду, мы расскажем в этой статье.

Вальдорфская система образования базируется на Антропософии (или духовной науке), которая была создана австрийским мыслителем Рудольфом Штайнером. Вальдорфская школа и связанный с ней педагогический импульс, возник в первой четверти нашего столетия в Германии (1919 г.), в связи с возникшим в то время, в условиях послевоенного кризиса, поиском новых форм социальной жизни общества.

В конце сороковых годов американский военный врач Глен Доман, работая в филадельфийском институте, позже названным «Институтом ускоренного развития ребенка» («Better Baby Institute» (BBI)), начал заниматься лечением детей с травмами мозга. Выводы, к которым он вместе с сотрудниками пришел, схематично можно описать следующим образом: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом.

Никитины известны у нас в стране и за рубежом как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. Так же они придумали и апробировали на своих детях новую систему оздоровления детей.

Сесиль Лупан — автор книги Поверь в свое дитя. Основная идея, которую предлагает нам автор, заключается в том, что дети требуют не внимания — опеки, а внимания — интереса, который им могут дать только их родители.

Помогает ли раннее развитие воспитывать гениев? Я отвечаю: нет. Единственная цель раннего развития — дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым

Н.А. Зайцев — педагог, преподаватель грамматики и математики, создатель «Кубиков Зайцева». Автор отказался от традиционно «фонемного» принципа обучения чтению и взял за основу «складовой (слоговой)» принцип. Он отвергает то, что прежде, чем научиться читать, ребенок должен знать названия букв, алфавит.

Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Они родились у инженера-физика Вячеслава Воскобовича в эпоху Перестройки, и походы по магазинам игрушек вгоняли молодого отца в тоску. Там предлагались игры, в которые играли еще бабушки наших бабушек. А в стране уже активно велись разговоры об альтернативной педагогике. И Вячеслав Валерьевич решил внести собственную лепту в передовые методы воспитания.

Для большинства взрослых людей чтение — естественный процесс, в котором непросто выделить элементы, из которых он состоит. И при этом для большинства детей обучение чтению — это процесс, требующий упорства и усилий. Помните, как трудно было научиться читать? Произносить букву, одну за другой, удерживая их последовательность в голове и пытаясь понять, что это за слово, потом таким же образом читать следующее слово. Все усилия уходят на то, чтобы прочитать одно единственное слово, и когда ребенок читает следующее слово, он нередко забывает предыдущее. Попробуйте перевернуть эту статью вверх ногами и прочитать ее. Трудно? Много из прочитанного Вы запомнили? Интересно было читать таким образом? Сомневаюсь, что интересно. Так же и ребенку: трудно читать, мало что из прочитанного он запоминает, и потому не интересно читать.

В Европе грудничковое рисование практикуется уже на протяжении 20 лет. Грудничковое, или его еще называют младенческое, творчество предполагает рисование ребенка красками с 6 месяцев. Техника рисования – пальцы, ладошки. Малыш может работать как правой, так и левой рукой. Там же, на Западе, впервые стали проводить вернисажи, выставляя шедевры , написанные крошечными пальчиками. (Также врачи уверенны, что детские картины способны положительно влиять на психическое и эмоциональное состояние взрослых.) Искусствоведы говорят об их сходстве с техникой художников-импрессионистов, основанной на интуитивном рисовании.

Игрушка, игрушке рознь. Попробуем разобраться какие игрушки действительно полезны, а какие могут быть вредны. Мнения специалистов о разного рода развивающих игрушках.

Каждая мама чувствует, что недостаточно только кормить, перепелёнывать и гулять с ребёнком. Уже в первые месяцы жизни малыша у мамочек появляется необходимость иметь в своём «репертуаре» народные песенки-игры.

Какими должны быть первые книги для малышей? Когда начинать читать ребенку?

Почему так популярны детские ходунки? В частности, благодаря рекламе компаний, которые их производят. Давайте разберемся, что из того, что говорят о ходунках, правда, а что — заблуждение.

Еще вынашивая малыша, «беременные» родители уже планируют его будущие университеты: чему и где обучать ребенка, какую методику развития предпочесть, когда можно начинать обучение.

Сейчас очень популярно и даже модно раннее развитие детей, в частности, раннее обучение иностранным языкам. Сплошь и рядом молодые мамы начинают обучать языкам (особенно английскому) полуторагодовалых и даже трехмесячных малышей — показывают им карточки с английскими словами, ставят мультики на английском и т.п.

В последние десятилетия многие родители увлекаются ранним интеллектуальным развитием своих чад. Дети еще ходить как следует не умеют, многие вообще предпочитают передвигаться ползком, поскольку так быстрей и привычней, а им показывают английские буквы и по многу раз повторяют иностранные слова.

Этот маленький карапуз едва ли ползает, а способен раскрасить не только вашу жизнь, но и интерьер вашего дома новыми красками!

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Семейные перекрестки: Распутывая узлы сложных состояний в жизни взрослых людей

Большинство детей проводят лето на даче, поэтому хочу вам предложить некоторые идеи, которые помогут вам с пользой и интересом провести это время.

Вы можете встать на уши, вы можете никогда не повышать голоса, вы можете научиться активному слушанию и даже находить симпатичной мятую одежду, в которой подросток отправился в школу, вы можете применять все, что можно и нельзя, и все равно в какой-то момент вы окажетесь плохим родителем.

Приготовить своими руками этот зимний десерт смогут даже детки, так что можно привлечь к работе маленьких помощников.

Очень сложный вопрос.

«Школа Успеха Фонда Русской Экономики (FONDRE) открыла набор на новую п

Чтобы мальчик стал в будущем главой семьи и добытчиком, нужно еще в детстве правильно сформировать его характер.

Эта книга, собранная из лекций, семинаров, вебинаров, проведенных автором за несколько лет с реальными группами родителей, может стать путеводителем по территории подросткового возраста, которая многих из нас пугает. Подростковый возраст — это время возможностей. Мы можем очень сильно испортить отношения с ребенком в этот период, но можем выстроить отношения, в которых будет нормально, спокойно и просторно ему и нам.

Зима в нашей полосе длится долго. Чем можно занять ребенка долгими зимними вечерами? Почему бы не заняться с ним изготовлением зимних поделок?! В этой статье вы найдете большое количество самых разнообразных зимних детских поделок. Поделки на зимнюю тему различаются по уровню сложности. Есть совсем простые зимние поделки своими руками, с изготовлением которых справятся даже дошкольники. Есть более сложные зимние поделки, рассчитанные на детей школьного возраста и взрослых. Многие делают зимние поделки на конкурс в детский сад или школу. Но даже если перед вами не стоит задача победить в конкурсе поделок на зимнюю тему, мы все равно рекомендуем вам обязательно сделать хотя бы одну какую-нибудь детскую зимнюю поделку из нашей замечательной подборки.

Как брата помирить с братом? Как сестру научить не дразнить сестру? Эти и многие другие вопросы обсуждались на встрече клуба многодетных 21 февраля

Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм — впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.

Продолжается подписка на журнал «Многодетная семья» на 2011 год.

Подписаться можно по каталогу «Роспечать» во всех почтовых отделениях, или заполнив форму на нашем сайте.

Здравствуйте. Меня интересует такой вопрос — отношения моей дочери и моего второго мужа. отношения ребенок-отчим для меня очень мучительны. Моей дочке 8,5 лет, мужу 28, живем все вмести третий год. От.

Иногда ребенок своим поведением как бы провоцирует, проверяет «неродного» родителя на крепость нервов, и на любовь к нему.

Своим поведением как бы задает вопрос: » А примешь ли ты меня такого, пр далее.

Американский ученый, детский врач и педагог Бенджамин Спок приобрел мировую известность, и уже выросло не одно поколение детей, воспитанных «по Споку»

Мнения и пожелания по работе проекта, можно оставить в разделе Обратная связь. Если не указано иное, копирование и размещение материалов в сети разрешено только при условии размещении ссылки на первоисточник. Публикация авторских материалов в печатных изданиях разрешается только с письменного согласия администрации сайта.

Раннее развитие ребёнка

Как заниматься с детьми до школы. Как развивать ребёнка дошкольного возраста

Современные родители могут растеряться от изобилия развивающих методик, игр и игрушек, предназначенных для самых маленьких вундеркиндов. Чтобы не потерять ориентир, следуйте трем важным принципам. Во-первых, игры и обучающие программы должны соответствовать возрасту. Во-вторых, выбирайте нужный момент для игры. А в-третьих, все должно быть в меру!

На сегодняшний день существует много методик, которые помогают развиваться не только малышам, но также их папам и мамам. Ведь все мы когда-то впервые становимся родителями и не знаем, с чего и как начать воспитание и обучение малыша. Методики раннего развития разрабатывают педагоги, психологи и врачи. Они имеют огромный опыт работы с детьми, им можно доверять и прислушиваться к их рекомендациям.

ЧТО ТАКОЕ РАННЕЕ РАЗВИТИЕ? Это развитие малыша с первых месяцев жизни до шести лет. Сюда входит физическое, интеллектуальное, психоэмоциональное и эстетическое воспитание ребенка, развитие его творческих способностей и навыков самостоятельности. В последнее время появилась мода на раннее развитие. Это престижно, и только потом полезно и понятно. Увы, далеко не всегда школа раннего развития достойно поддерживает ту или иную методику. И ее ведущей целью становится коммерция, а не обучение. Обращайте внимание на отзывы тех родителей, чьи малыши уже посещают школы раннего развития. Будьте внимательны при выборе не только методики, но и педагогов.

КАК ПРОХОДЯТ ЗАНЯТИЯ? Занятия с малышами до полутора-трех лет проводятся в присутствии мам и пап. Они являются активными участниками и взаимодействуют со своими детьми во всех играх. Занятия могут быть групповыми и индивидуальными. Чем меньше ребенок, тем короче и реже «уроки», чтобы не утомить кроху и не отбить желание «учиться».

❀ Общение. Малыш попадает в окружение детей, то есть в свою родную социальную стихию. Психологи утверждают: чем раньше начнется общение ребенка со сверстниками, тем легче ему будет находить контакт с ними в будущем. Важную роль также играет общение с незнакомыми взрослыми. Известно, что ребенок лучше воспринимает и усваивает информацию не от родных, а от посторонних людей.

❀ Хорошая спортивная база. В школах раннего развития большое внимание уделяется физическому развитию детей. Здесь можно знакомиться с различными спортивными снарядами, покорять шведскую стенку, спускаться с горки, катать мячи, пролезать через круги и многое другое. Занятия проводятся на свежем воздухе, в спортзалах и бассейнах.

❀ Изобилие методических пособий. Кубики, паззлы, развивающие коврики, музыкальные инструменты, книги, мягкие игрушки, конструкторы, различные игры — все это вы найдете в школах раннего развития.

❀ Разнообразие занятий. В школах раннего развития рисуют, лепят, поют, танцуют, учатся и отдыхают. Но самое главное, что все занятия здесь проводятся в игровой форме.

❀ Посещение школ раннего развития (особенно престижных) — дорогостоящее мероприятие. Практически все они частные. Выбирайте то, что вам по карману, чтобы чувствовать себя комфортно.

❀ Иногда препятствием становится не только цена, но и расстояние. Удаленность от дома и необходимость добираться до школы общественным транспортом останавливают многих молодых мам.

❀ В группах не все дети бывают здоровы. Можно легко подхватить вирус, особенно, если ребенок маленький и у него слабый иммунитет.

❀ Повышается тревожность родителей. Когда дети одного возраста оказываются в одной «корзине», родители невольно сравнивают «своих» и «чужих». И последние почему-то оказываются способнее и умнее. В этом случае родителям надо признать, что с их ребенком все в порядке. А вот самим придется поработать с собственными комплексами.

Нежелательно осваивать сразу несколько методик. Нужно выбрать одну: ту, которая наиболее подходит вашему малышу. Если «пробовать на вкус» сразу несколько обучающих программ, это принесет ребенку больше вреда, чем пользы. Запутается и малыш, и его родители.

С какого возраста начинать?

В каждой школе раннего развития, как и в обычной школе, осуществляется набор в группы по возрасту. Например: от 4 месяцев до 10 месяцев, от 0 до 6 месяцев, от 9 месяцев до 1,5 года и т. д. Набор зависит и от конкретной обучающей методики. Сами родители должны решить, когда пойти с малышом в школу: в полгода, в год или в три. Это индивидуальный вопрос, и никто лучше вас не скажет, когда наступит подходящий момент.

Какие бы чудо-методики ни существовали в природе, лучшая из них — методика маминой любви. Кстати, родители неплохо справляются и с другими педагогическими практиками. Стоит только почитать специальную литературу, приобрести несколько развивающих пособий, вооружиться терпением — и все у вас получится.

Как организовать школу раннего развития для своего вундеркинда дома, на коврике? Вот несколько простых рекомендаций.

❀ Не играйте много и усердно. Нужно уметь вовремя остановиться в тот момент, когда малышу еще не надоело играть.

❀ Научитесь играть в разные игры с одним и тем же предметом. Возьмем, например, кубики. Их можно по- разному складывать, делать из них «поезд» и «башню», щупать, различать по цвету, прятать, бросать и т. д.

❀ Не используйте те пособия, которые не подходят вашему ребенку по возрасту. Ему, возможно, будет интересно некоторое время, потому что в руки попадет новый предмет, но ожидаемого развивающего эффекта вы не получите.

❀ После занятий обязательно прячьте развивающие игрушки. Они не должны быть постоянно на виду. Необходимо все время сохранять ощущение новизны и тем самым привлекать внимание малыша.

❀ Если у ребенка нет интереса к игре, которую вы предлагаете, не настаивайте и спрячьте игрушку до более подходящего момента.

❀ Освободите пространство перед началом развивающей игры. Уберите все ненужные игрушки и вещи, отвлекающие внимание ребенка.

❀ Устройте малышу театр одного актера: вы можете переодеваться в яркую одежду, говорить завораживающими интонациями, сделать для развивашек специальную коробку, разукрасив ее. Возможно, вашего малыша больше привлечет антураж игры, чем сама игра. Ну что же, это тоже успех.

ПОСОБИЯ И ИГРЫ. Для детей до одного года не существует каких-то специально разработанных методических пособий. В принципе любая игрушка, любой объект окружающего мира уже является для него развивающим. Задача мамы и папы — показывать эти объекты, давать возможность их пощупать, помять, а, возможно, и разорвать или попробовать на зуб. Погремушки, кубики, матрешки, пирамидки, деревянные паззлы, музыкальные игрушки относятся к развивающим пособиям. Вы можете что-то приобрести, а что-то и придумать самостоятельно.

РАЗВИВАЕМ НАВЫК СОСРЕДОТОЧЕНИЯ. Вы можете использовать любой подручный материал для этого упражнения: разноцветные кубики, игрушки, предметы быта и одежды. Смысл заключается в том, чтобы привлечь внимание малыша к объекту с помощью цвета, звука, формы, фактуры материала. Примерьте на голову яркую шапку — вы уже станете предметом сосредоточенного внимания! Наденьте малышу на ноги носки разного цвета: и это будет совершенствовать его зрительное восприятие.

РАЗВИВАЕМ НАВЫК НАНИЗЫВАНИЯ. Для тренировки этого навыка вам понадобится обыкновенная пирамидка с крупными кольцами. Также вы можете нанизывать кольца пирамидки на веревку. Ребенку до года трудно даются действия, связанные с мелкой моторикой: например, нанизывание мелких бусинок на нитку или игры-шнуровки. Если он не готов к освоению какого-либо навыка, для начала продемонстрируйте новый для него опыт. Этого пока будет достаточно.

РАЗВИВАЕМ ТАКТИЛЬНУЮ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ.

Сшейте мешочек из яркой ткани, вложите в него предметы из разного материала. Предложите малышу найти сокровище в мешке. Когда ребенок извлекает предмет, описывайте его признаки: мягкий, твердый, гладкий, шершавый, колючий и т. д. Если ребенок еще не может самостоятельно передвигаться по дому, возьмите его на руки и проведите экскурсию. Подходите к мебели, занавескам, щупайте мягкие коврики, гладкие поверхности, откройте кран на кухне, проверьте воду и т. п. Кстати, под горячую руку малыша может попасться чья-то шевелюра или хвост.

Можно усадить (или уложить) любопытного малыша на развивающий коврик и быть уверенным в том, что ему здесь не придется скучать. Ведь это настоящая площадка для игр и впечатлений. Здесь можно послушать музыку, понажимать кнопочки, посмотреть на себя в зеркало, восхититься яркими красками, поваляться на мягких игрушках. На сегодняшний день существует огромный выбор развивающих ковриков, отличающихся по цене и качеству, тематике и материалам.

ОБЩЕНИЕ-ЛУЧШЕЕ СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ

Присутствие близкого человека стимулирует ребенка к общему развитию. Но ласкового голоса и маминой улыбки недостаточно, чтобы вырасти гармоничной личностью. Малышу важен также и тактильный контакт с родным человеком.

СЛИНГИ И «КЕНГУРУ». Преимущество горизонтального положения грудничка — выдумка западной цивилизации. На Востоке и в странах Африки мамы не катают своих малышей в колясках, они носят их на груди или спине. Для этого существуют различные этнические приспособления: куски ткани, шарфы, корзины. Ученые считают, что вертикальное ношение ребенка полезно для его физического развития: у него быстрее формируются моторные навыки, он ощущает силу тяжести и учится удерживать равновесие. В последнее время западные мамы предпочитают носить детей в слингах и «кенгуру». Это удобно при передвижении по городу и во время путешествий. Особое внимание нужно обратить на качество сумок-кенгуру. Ножки малыша должны иметь хорошую поддержку, чтобы не было нагрузки на таз и неестественного прогиба спины. Это небезопасно для здоровья ребенка!

РУЧНОЙ РЕБЕНОК. Многие мамы и папы боятся слишком часто брать ребенка на руки, чтобы не сделать его «ручным». У психологов на этот счет однозначное мнение: чем реже брать, тем чаще будет проситься. До полугода ребенок сильно привязан к маме (или другому близкому человеку). В принципе малыш пока что не способен отделить себя от нее. Мама — его продолжение, в том числе и телесное. Нельзя резко обрывать эмоциональную связь, так же, например, как сразу обрезать пуповину после родов. Невидимая нить между мамой и ребенком существует, и многие детские проблемы и страхи способны разрешить мамины руки.

ДАВАЙ ПОТАНЦУЕМ! Совместные танцы — время, когда можно побыть вдвоем. Это еще одна возможность телесного контакта. Танцы развивают в малышах гибкость, координацию, чувство ритма, но главное — пробуждают море позитивных эмоций. Старайтесь угадать танец, соответствующий настроению ребенка. Если ему хочется попрыгать и повеселиться, подбирайте ритмичную танцевальную музыку. Если кроха устал и его что-то тревожит, поставьте спокойную мелодию и делайте плавные движения. Это поможет расслабиться и вашему ребенку, и вам.

❧ Статистика показывает, что американские дети в возрасте от 3 недель до 3 месяцев пребывают на руках у мамы около 2,5 часов в сутки. Это очень мало! Малыши практически все время находятся в специальных «контейнерах»: коляски, автокресла, кроватки, сумки-переноски.

О странной болезни — госпитализме

В первой половине XX века, ученым удалось обнаружить странную болезнь среди детей грудничкового возраста. Ей дали название — госпитализм. От нее страдали (и даже умирали) те дети, которые остались без опеки родителей и воспитывались в домах ребенка. Было доказано, что ребенок, который получает достаточный уход и питание, но лишен внимания, ласки и тактильного контакта со взрослыми, существенно отстает в развитии или просто умирает «от тоски» по человеческому теплу.

Я пользовалась сумкой-переноской. Все ничего,вот только посадка ребенка меня не устроила.У ребенка получается неправильная физиологическая поза ног.Ребенок будто бы висит на промежности своей,ноги болтаются,промежуток между ножками узкий. А качество отличное,цена не высокая,с продукцией этой фирмы знакома,нареканий нет. Для моей дочери рюкзак по возрасту и росту подходил,идет от 0 месяцев и до 9 кг.Расположение ребенка лицом ко мне,и от меня,по ходу движения.Руки мои будут свободны,я мобильна. В итоге,ребенок не стал сидеть в кенгурушке,а если и удалось посадить туда,то на короткое время. Сейчас я знакома со слингом и эрго-рюкзаком.Разница конечно видна.Если есть дополнительный ремень,который застегивается на поясе,спина легче. Поясовой ремень разгружает спину.

Развитие малыша происходит само по себе еще с рождения. Ребенок учится чувствовать маму, смотреть, держать головку, переворачиваться с живота на спинку, уверенно ползать, говорить первые слова и т.д. Все это заложено природой. Поэтому родители должны просто помочь ему в этом нелегком деле. Тем более, что ребенка не следует перегружать знаниями.

© 2011 — 2018 alegri.ru — Жизнь современной женщины

Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта. При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна

Источники:
Материнство — в радость!
Раннее развитие: одни пишут о необходимости, другие предупреждают об опасности и требуют от него отказаться. Ниже мое видение раннего развития в схемах
http://mamarada.info/chto-takoe-rannee-razvitie/
Что такое раннее развитие ребенка и кому это нужно?
Что такое раннее развитие ребенка и кому это нужно?
http://pregnancy.org.ua/baby/article81200.html
Раннее развитие — что это такое?
Что такое развитие, знают все. Что такое раннее, тоже объяснять не надо. А вот раннее развитие ? Что это? Зачем и почему оно раннее? А надо ли? А стоит ли лишать ребенка детства? И так далее…Возникает очень много вопросов, споров и возражений. Давайте попробуем разобраться, что же это такое и зачем это нужно.
http://www.semya-rastet.ru/razd/rannee_razvitie/
Раннее развитие ребёнка
Как заниматься с детьми до 1 года. Как развивать ребёнка дома Современные родители могут растеряться от изобилия развивающих методик, игр и игрушек, предназначенных для самых маленьких вундеркиндов. Чтобы не потерять ориентир, следуйте трем важным принципам. Во-первых, игры и обучающие программы должны соответствовать возрасту. Во-вторых, выбирайте нужный момент для игры. А в-третьих, все должно быть в меру!
http://www.alegri.ru/deti/vospitanie-i-razvitie-rebenka/rane-razvitie-reb-nka.html

COMMENTS