Share

Болезни у детей

Детские болезни

Настоящий сборник предназначен для широкого круга читателей. В нем рассказывается о наиболее распространенных острых инфекционных заболеваниях у детей. Наряду с такими детскими инфекциями, как корь, скарлатина, ветрянка и др., включены и болезни, которые в равной мере встречаются и у взрослых, но для детей представляют большую опасность. Это — грипп и эпидемический гепатит (болезнь Боткина), заболевания, привлекающие к себе особое внимание за последние годы.

Чем вызываются все эти болезни, как ими заражаются и какими мерами можно их предупредить — вот основное содержание данного раздела.

Раздел рассчитан на широкий круг читателей. В нем излагаются основные сведения о широко распространенных инфекционных болезнях у детей. Особое внимание уделено уходу за больными детьми в домашних условиях и профилактике инфекционных болезней.

Другие заболевания и травмы встречающиеся у детей

Борьба с детскими заразными (инфекционными) заболеваниями была и остается одной из основных задач здравоохранения.

Особенно большое значение эта борьба приобретает в настоящее время в связи с постановлением, предусматривающим резкое снижение заболеваемости инфекционными болезнями и полную ликвидацию некоторых из них.

Разрешением этой задачи заняты многочисленные кадры медицинских работников, начиная с крупных ученых всех специальностей (микробиологи, инфекционисты, педиатры) и кончая медицинскими сестрами. Однако чтобы борьба эта была более успешной, родителя должны принять в ней самое активное участие. Без сознательной и активной помощи широких слоев населения многие профилактические мероприятия, т. е. мероприятия, способствующие предупреждению заболевания, становятся значительно менее эффективными. Но для того, чтобы оказать эту помощь, нужно знать основные признаки этих заболеваний, пути распространения и меры предупреждения их.

Настоящий раздел написан для ознакомления широких слоев читателей с наиболее распространенными детскими инфекционными болезнями и современными методами их предупреждения и лечения. К так называемым детским инфекциям относятся: дифтерия, скарлатина, корь, коклюш, ветряная оспа, краснуха, свинка, полиомиелит. Название «детские инфекции» получило широкое распространение, однако эти заболевания могут быть и у взрослых, но чаще ими страдают дети в возрасте от 1 года до 8 лет. Преимущественная заболеваемость этими инфекциями в детском возрасте объясняется легкостью и быстротой их распространения при большой возможности контакта (особенно в детских учреждениях, детских садах, яслях, школах).

Многие родители считают, что каждый ребенок неизбежно должен перенести детские инфекционные болезни, причем чем раньше он заболеет, тем легче перенесет заболевание. Это, конечно, неверно. Следует помнить, что почти всякое заболевание можно предотвратить и что каждая болезнь, в том числе и инфекционная, ослабляет организм ребенка и тормозит его развитие, иногда на долгое время. Чем моложе ребенок, тем больший вред приносит ему заболевание. Поэтому совместные усилия родителей и медицинских работников должны быть направлены на предупреждение возникновения инфекционных болезней, особенно в первые годы жизни ребенка.

Социально-экономическое значение детских инфекционных заболеваний также очень велико: они нарушают нормальную жизнь детских учреждений, карантины отрывают матерей от производства иногда на долгое время, что мешает работе производства, создает трудности в жизни семьи и ведет к большим затратам государственных средств.

В третьем издании «Пропедевтики детских болезней» все основные разделы учения о здоровом ребенке, о его питании и уходе за ним заново пересмотрены и подверглись некоторой переработке с позиций основных идей физиологического учения И. П. Павлова. Во все главы внесены также дополнения и изменения в соответствии с новыми данными литературы и нашего собственного опыта.

Мы стремились дать студенту краткий учебник, который позволил бы ему не только с позиций творческого советского дарвинизма и физиологического учения И. П. Павлова усвоить основы учения о здоровом ребенке, но который заинтересовал бы его и помог полюбить свою будущую специальность — педиатрию. Нам хотелось, чтобы студент — будущий детский врач — понял всю громадную значимость знания возрастных особенностей здорового ребенка и решающее влияние на развитие детей и сопротивляемость их организма любым отрицательным воздействиям правильной организации факторов окружающей их среды, ухода за ними, их питания и воспитания.

На практических занятиях по курсу пропедевтики детских болезней студент должен приобрести правильные навыки объективного исследования ребенка, чтобы в будущей своей деятельности уметь улавливать даже незначительные уклонения от нормы, отмечаемые в начальных фазах заболеваний. Помочь студенту и в этом — также одна из задач учебника.

Детский врач в своей повседневной работе должен основное внимание уделять вопросам профилактики детских болезней и уже на студенческой скамье «приобрести вкус» к этой работе. Это — одна из основных задач правильного воспитания студента педиатрического факультета; учебник пропедевтики детских болезней должен помочь преподавателям в этой работе.

При изложении методики исследования детей и общей семиотики заболеваний детского возраста мы считали нужным останавливаться лишь на особенностях использования основных клинических методов оценки состояния здоровья детей различных возрастов. Теоретические обоснования этих методов излагаются дополнительно на практических занятиях и подробно описаны »в учебниках диагностики и пропедевтики внутренних болезней. Мы искренне благодарим всех товарищей, приславших нам свои критические замечания, и особенно признательны членам ученого совета Ленинградского государственного педиатрического медицинского института за все их ценные замечания и указания, сделанные ими при обсуждении второго издания нашего учебника.

Все критические замечания, которые будут сделаны нам и по поводу третьего издания «Пропедевтики детских болезней», будут приняты с искренней благодарностью.

Выпускаемый учебник — «Пропедевтика детских болезней» — предназначен для студентов педиатрических факультетов медицинских институтов. При составлении учебника был использован опыт преподавания пропедевтики детских болезней студентам Ленинградского государственного педиатрического медицинского института и были учтены замечания критики, сделанные в отношении глав, написанных для «Руководства по педиатрии» М. С. Маслова, А. Ф. Тура и М. Г. Данилевича (т. I, 1938). Эти главы, в значительной мере переработанные, положены в основу данного учебника.

Возможно, в нашем труде найдутся дефекты, поэтому все указания и замечания, которые будут сделаны руководителями кафедр, практическими врачами и самими учащимися, примем с благодарностью.

Четвертое издание, в появлении которого возникла необходимость уже через два месяца после выхода в свет третьего издания, выходит без всяких существенных изменений и дополнений и только исправлены случайно вкравшиеся ошибки и опечатки.

Содержание и задачи курса пропедевтики детских болезней

В курс пропедевтики детских болезней входят следующие четыре основных раздела: 1) анатомо-физиологические особенности детей, включая законы физического и нервно-психического развития ребенка; 2) методика объективного исследования детей, включая особенности собирания анамнеза; 3) общая семиотика заболеваний детского возраста; 4) диететика здорового ребенка с основными элементами технологии детской пищи.

Без четкого знания этих разделов совершенно немыслима профилактическая и лечебная работа педиатра. Правильная оценка данных обычных физических, лабораторных и других методов клинического исследования ребенка и понимание своеобразия патологии детей возможны лишь при условии достаточно глубоких знаний возрастных анатомо-физиологических особенностей растущего организма ребенка. Без знания законов физического и нервно-психического развития детей нельзя осуществить правильную организацию общественной и индивидуальной охраны, детства, нельзя, следовательно, обеспечить и профилактику детских заболеваний. Эти знания должны лежать в основе рационально поставленного физического воспитания детей.

Клиническое исследование детей требует значительного своеобразия врачебной техники, изучение которой также должно входить в курс пропедевтики детских болезней.

Краткие сведения по общей семиотике важнейших заболеваний детского возраста должны обеспечить студенту правильную ориентацию при прохождении курсов факультетской и госпитальной педиатрии.

В деятельности детского врача, как было указано выше, профилактическая и лечебная работы тесно и неразрывно связаны. Вот почему в курсе пропедевтики детских болезней большое внимание должно быть уделено диететике здорового ребенка и основам индивидуальной гигиены детей как основным элементам в повседневной профилактической работе каждого практического детского врача. Профилактическая сторона деятельности педиатров приобрела особое значение в Советском Союзе, так как у нас огромное большинство детей, начиная с самого раннего возраста, обслуживается профилактическими и лечебными детскими учреждениями, от правильной постановки дела в которых в значительной мере зависят их жизнь и здоровье.

Было бы большой ошибкой думать, что можно стать хорошим детским врачом без основательных знаний общих теоретических дисциплин (анатомии, гистологии, физиологии, патофизиологии и т. д.), изучаемых на младших курсах, и клинических дисциплин по различным разделам патологии взрослых, изучаемых на старших курсах. Детский врач только тогда правильно и уверенно ориентируется во всех теоретических и практических вопросах своей специальности, если он имеет хорошую общую врачебную подготовку по всем дисциплинам, входящим в программу высшей медицинской школы. Только при этом условии он будет четко понимать все особенности физиологии и патологии детей в различные возрастные периоды.

Надо особенно подчеркнуть, что каждый детский врач должен очень хорошо знать инфекционные заболевания детского возраста и должен отлично ориентироваться в вопросах общей и частной эпидемиологии.

Необходимость таких разносторонних знаний, несомненно, делает педиатрию трудной специальностью, но зато этот путь изучения обеспечивает в дальнейшем хорошему детскому врачу большой кругозор и исключительно интересные и плодотворные возможности практической и научной деятельности.

Детские болезни — список наиболее частых детских заболеваний

Когда болеет ребенок, думаешь – лучше бы заболел сам. Спеша на помощь своим деткам, не занимайтесь самолечением. Некоторые болезни имеют особенность «маскироваться» под совершенно другие заболевания и тут без помощи специалиста не обойтись.

Заболевания ЖКТ

Одно из главных мест занимают заболевания желудочно-кишечного тракта — это наиболее частые детские болезни. Сразу после рождения ЖКТ малыша начинает работать в «новом режиме», и первые проблемы начинаются с всем известного плача от «газов в животике». Педиатры рекомендуют чаще выкладывать младенца на живот, сухое тепло, укропные капли, кормление по часам. К трем месяцам боли обычно проходят и благополучно забываются.

Если в начале жизни мы приучаем детей к режиму, то с течением времени, зачастую, все меняется. Нерегулярное питание, обилие продуктов плохого качества, напичканных всякими «Е», отражаются на ЖКТ ребенка возникающим гастритом.

Когда ребенок жалуется на боли в животе, страдает отрыжкой с неприятным запахом, можно подозревать рефлюкс – воспаление в пищеводе. Причина – забрасывание содержимого желудка обратно в пищевод, попадание желчи в желудок.

Запор и понос – расстройства кишечника, связанные с неправильным питанием и стрессами. Даже есть такое понятие – «нервный желудок». Также могут быть следствием и инфекционного заболевания. Главное, найти причину и назначить соответствующее лечение. Если причина – инфекция, потребуется прием противомикробных препаратов.

Аутоиммунные заболевания происходят из-за сбоя в иммунной системе ребенка. Организм «борется» сам с собой. Нужна консультация и помощь врача иммунолога.

Поистине болезнью века можно назвать детское ожирение. К сожалению, побочным эффектом компьютеризации стало, проведение детьми перед экраном монитора больше времени, чем на улице. Недостаток подвижных игр, обилие жирной и вредной пищи, состоящей из множества консервантов, является провоцирующим фактором. Чревато сахарным диабетом, заболеваниями печени, ИБС и даже ранним инфарктом и инсультом.

Такие органы пищеварения как желудок, толстый и тонкий кишечник, а также двенадцатиперстная кишка имеют ряд взаимосвязанных между собой болезней – гастрит, гастроэнтерит, энтероколит, дуоденит, язвенная болезнь.

Перечисленные болезни имеют общую симптоматику и причины возникновения.

Инфекционные заболевания довольно разнообразны и заразны. С распространением вакцинации риск заболеть некоторыми болезнями практически сведен к нулю. Но, несмотря на это, знать об этих заболеваниях необходимо.

Корь, краснуха, вирусный паротит (свинка), ветряная оспа, скарлатина, полиомиелит, дифтерия. Довольно внушительный список. Источник заболеваний – вирус, передающийся от больного человека. Все заболевания имеют определенный инкубационный период – время развития болезни в организме. Инфекционные заболевания вовсе не безобидны, опасны осложнениями. Лечение проводится строго под наблюдением врача! От всех этих болезней делаются прививки, и не стоит пренебрегать ими.

Если вышеописанными заболеваниями человек болеет один раз, то инфекция гриппа преследует нас на протяжении всей жизни. Укрепляйте иммунитет ребенка, закаливайте организм, запишите его в спортивную секцию, раз в год возите дитя к морю. Дизентерия – болезнь грязных рук. Не разрешайте детям есть немытые овощи и фрукты, обучайте правилам личной гигиены, не покупайте продукты в подозрительных товаров.

Дети, как и взрослые подвержены заболеваниям мочевой системы. Не редко родители приводят ребенка с жалобами на боль в почках, резь при мочеиспускании, кровянистые выделения. Как правило это симптомы таких заболеваний как, цистит, пиелонефрит, уретрит и другие. Своевременно начатое лечение позволит избежать осложнений, например камни в органах мочевой системы.

Пневмония – бактериальное заболевание органов дыхания с признаками ОРЗ. Своевременно начатое лечение – залог быстрого выздоровления. Не запускайте лечение простуды, всегда обращайтесь за медицинской помощью.

Бронхит возникает из-за распространения простуды на бронхи. Может протекать в легкой форме, а может, и в тяжелой, с высокой температурой. Сопровождается сильным сухим кашлем с отхождением мокроты или без, в зависимости от степени заболевания. Современные лекарственные препараты прекрасно справляются с данным заболеванием. Народная медицина тоже имеет в своем арсенале действенные рецепты.

Стоматологические болезни детей – это заболевания слизистой оболочки рта. Низкая сопротивляемость к инфекциям, различные травмы, вирусы, являются причиной развития стоматита, заед. Болезни ротовой полости хорошо лечатся полосканием средствами народной медицины и медицинскими препаратами в домашних условиях.

ЛОР болезни у детей могут возникнуть с первых дней жизни. Воспалительные заболевания могут возникнуть как осложнения инфекции. Часто простудные заболевания, которые выражаются сухим кашлем и болью в горле, затягиваются из-за развивающегося синусита, гайморита, отита, ангины. Очень важно своевременно лечить заболевания ушей, горла и носа, так как существует опасность развития воспалительного процесса мозговой ткани, что может быть угрозой жизни. К таким заболеваниям относятся ларингит, воспаление аденоидов и другие.

Довольно часто дети приносят домой неожиданных гостей в виде паразитов — это могут быть как вши, так и глисты. Такие заболевания необходимо своевременно рассмотреть и принять меры для лечения.

Мы рассмотрели список детских болезней наиболее частых, которые могут возникнуть с первого года жизни и приносят переживания родителям.

И напоследок. Чтобы дети меньше болели надо начинать заботиться об этом с первого дня жизни – не пренебрегайте грудным вскармливанием. Только с молоком матери ребенок получает все необходимые витамины, сильный иммунитет, сопротивляемость болезням.

Закаляйте ребенка, позвольте ему побегать босиком, не кутайте слишком тепло, не спешите при любом заболевании давать антибиотики. Дети – наше будущее. Пусть они будут здоровы и прекрасны!

Закладывает нос, но насморка нет — почему и что делать

Насморк – это один из симптомов простудного заболевания. Помимо жидких выделений из носа, у человека проявляется заложенность, которая мешает спать по ночам.

Болезнь малыша – большой стресс для родителей. Привычный распорядок дня и процедуры подвергаются кардинальным изменениям, как только у младенца проявляются.

Все дети очень подвижны и любят проводить время на воздухе, где видят много интересного и удивительного. Но бывают обстоятельства, при которых время прогулки.

Скарлатина — острое бактериальное заболевание, которому характерно появление только среди людей. Течение заболевания крайне тяжелое, инфекционная патология.

Скарлатина — острое инфекционное заболевание, проявляющееся мелкоклеточной сыпью. Инфекция передается воздушно-капельным путем, у детей такая патология также.

Эритематозные высыпания на кожных покровах младенцев — распространенное заболевание. Потница у новорожденных (фото смотрите ниже) часто появляется в условиях.

Высыпания, как правило, не появляются самостоятельно. Потница на лице у грудничка появляется по определенным причинам. Чересчур сильная забота матерей приводит к.

Когда ребенок начинает заболевать, возможны резкие скачки температуры, которую следует немедленно сбивать. Медикаментозные средства начинают действовать не.

Это средство уникально воздействует на организм при заложенном носе и насморке. Стоит отметить, что препарат использовали еще наши бабушки, которые, кстати.

Заложенность уха сильно усложняет состояние пациента. Простуда предоставляет массу дискомфорта человеку. Ринит доставляет множество неприятных симптомов.

Детские болезни: список

О том, что дети очень часто болеют, мамам можно не говорить. В основном это инфекционные заболевания, возбудителями которых являются вирусы и бактерии. У детей происходит формирование и совершенствование иммунной системы, расширяется круг общения, и избежать болезней не удается. Кроме этого причиной заражения инфекционными заболеваниями являются нарушения гигиены у ребенка, вредные привычки (например, сосание пальца, тянуть в рот различные предметы) и прочее.

Некоторые родители считают, что, если не водить ребенка в детский сад, его минует участь перенести детские болезни и сохранить иммунитет на достаточном уровне. Это заблуждение, поскольку тренировка или формирование иммунитета происходит только при контакте организма с вирусами и бактериями. Это вовсе не означает, что ребенка нужно отправлять в компанию больных детей и ждать, пока его иммунная система окончательно окрепнет. Для укрепления иммунитета следует принимать витамины, закаливать малыша с ранних лет, следить за тем, что он ест, вести здоровый образ жизни и не отказываться от профилактических прививок.

Чаще всего к детским болезням относят простудные заболевания, ветрянку, коклюш, кишечные заболевания и прочее. Родителям будет очень полезно знать, как распознать то или иное заболевание, чтобы вовремя отреагировать и обратиться к нужному медицинскому работнику.

Острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ) – наиболее распространенное заболевание у детей в прохладное и холодное время года. Чем младше ребенок, тем чаще он заболеванием ОРВИ из-за того, что возбудителей этого заболевания достаточно много и к ним организме крохи еще не успел выработать антитела.

Самыми распространенными возбудителями ОРВИ выступают аденовирусы, вирусы гриппа и парагриппа, риновирусы, энтеровирусы и другие.

Основная причина заболеваний детей ОРВИ состоит в несовершенстве иммунной системы ребенка. Известно, что вещество, которое вырабатывается в организме человека, отвечающее за иммунитет – интерферон – у детей вырабатывается в очень малом количестве, не остаточным для обеспечения крохе сильной защиты от инфекций. В группу риска входят детки-аллергики, груднички, получающие вместо грудного молока молочную смесь, слабые дети с гипертрофией.

Заражение ОРВИ осуществляется только воздушно-капельным путем от больного к здоровому. Инкубационный период очень короткий, составляет 1-3 дня, но чаще всего первые признаки недуга проявляются у детей уже спустя несколько часов после контакта с больным.

Симптомы ОРВИ у детей следующие:

  • повышение температуры тела от субфебрилитета до высоких значений;
  • головная и мышечная боль;
  • катаральные симптомы (заложенность носа, боль в горле при глотании, першение в горле, появление кашля);
  • снижение аппетита, вялость, слабость.

Симптомы могут меняться в зависимости от типа возбудителя. Например, при парагриппе заболевание проявляется постепенно, температура тела больного ребенка колеблется в пределах значения 37,5, аденовирусная инфекция вызывает сильную интоксикацию организма со всеми вытекающими последствиями (высокая температура, головная боль, ломота в суставах и мышцах), а респираторно-сенциальные инфекции протекают при незначительном повышении температуры на фоне кашля, появления одышки и других признаков заболеваний легких и бронхов.

При подозрении ОРВИ необходимо обратиться за помочью к педиатру.

Ларингитом называется воспаление слизистой оболочки горла. При котором затрудняется прохождение воздуха во время вдоха. У детей раннего возраста это заболевания тоже является достаточно частым. Механизм развития заболевания таков: при контакте с раздражителей в области голосовых связок наступает отек мягких тканей и их последующее воспаление. При накоплении слизи возникает рефлекторных спазм гладкой мускулатуры и прохождение воздуха при вдохе через голосовые связки затрудняется. Достаточно малышу переохладиться, проконтактировать с инфекцией или аллергеном, чтобы у него появились признаки ларингита.

К основным симптомам заболевания относятся:

  • отек горла, трудности с дыханием;
  • осиплость;
  • полная или частичная потеря голоса;
  • сухой лающий кашель;
  • повышенная температура тела;
  • беспокойство ребенка.

При возникновении первых симптомов ларингита необходимо вызывать скорую помощь и отправляться с ребенком в отделение стационара.

Дети первых трех лет жизни довольно часто подвергаются заражению энтеровирусами. Коварство вируса состоит в том, что даже во внешней среде он остается довольно устойчивым и живучим. Заражение происходит от больного при кашле, чихании, во время разговора, а также с каловыми массами. Кроме того, доказаны случаи заражения энтеровирусом через игрушки, посуду, и прочие предметы быта. Инкубационный период в среднем составляет 5-8 дней, известны случаи, когда от момента заражения до первых симптомов проходило до 2 дней.

К признакам заражения энтеровирусной инфекцией относят:

  • лихорадку, временами с довольно высокими показателями;
  • интоксикация организма;
  • увеличение лимфатических узлов;
  • появление сыпи на спине, груди, руках, которая исчезает через 3-5 дней, оставляя на своем месте пигментные пятна;
  • признаки ангины;
  • развитие конъюнктивита;
  • появление мышечной боли – миозит;
  • нарушение характера стула.

Кроме этих признаков заболевания могут отмечаться проблемы с сердечной мышцей, признаки поражения нервной системы, энцефалита. При подозрении на заболевание следует вызвать врача на дом и получить необходимые рекомендации, направления на лабораторно-клиническое обследование и посещение узкопрофильных специалистов.

Возбудителем коклюша является коклюшная палочка. Заболевание очень опасно, особенно для деток первых трех лет жизни. Заразиться коклюшем можно при контакте с больным человеком. Против коклюша детей прививают, но иммунитет сохраняется только в течение 10-15 лет, после чего даже взрослых человека может стать переносчиком и источником инфекции.

Инкубационный период у коклюша составляет 5 дней, после чего появляются первые признаки заболевания. Внешне начало течения болезни напоминает банальное ОРВИ: у ребенка повышается температура, общее состояние ухудшается, моет появиться сухой кашель. Выявить коклюш при такой симптоматике очень сложно, но постепенно состояние ребенка ухудшается, приступы кашля становятся все более сильными и мучительными, во время которых может возникнуть апноэ (временная остановка дыхания). Приступ сопровождается изменением цвета лица, оно становится красновато-синюшным. Приступы могут стать причиной нарушения кровообращения, в том числе и мозгового. Окончание приступа часто характеризуется рвотой с выведением из дыхательных путей комка стекловидной слизи.

За течением коклюша наблюдает врач педиатр, но иногда ребенку требуется госпитализация. В целях профилактики этого заболевания врачи рекомендуют вакцинировать детей.

Возбудителем скарлатины является стрептококковая инфекция, а само заболевание относится к категории острых бактериальных детских болезней. Начало заболевания протекает остро, с повышением температура тела до критических отметок (39-40 градусов). У ребенка могут появиться головные и мышечные боли, как реакция организма на интоксикацию, нередко возникает рвота. В первые дни болезни тело покрывается мелкой сыпью красного цвета на фоне общего покраснения кожных покровов. Язык и губы приобретают ярко алый оттенок, носогубный треугольник напротив становится бледно-синим.

Характерными признаками скарлатины являются следующие:

  • налет на гландах, признаки ангины;
  • малиновый язык, ярко красные губы;
  • сыпь по телу, преимущественно грудь, живот, спина;
  • признаки интоксикации организма;
  • повышение температуры тела;
  • возможны аллергические и гнойно-септические осложнения болезни;
  • в тяжелых случаях возможны судороги.

Риски заболевать скарлатиной у детей достаточно высоки зимой и осенью, особенно у детей до 2-3 лет. После перенесенного заболевания вырабатывается стойкий иммунитет к возбудителям. Если заболевший ребенок посещает детский сад, на группу накладывается карантин.

Распространение вируса происходит воздушно-капельным и пищевым путем, от больного ребенка к здоровому, а также через третье лицо (например, воспитателя детского сада, родителей, контактировавших с больным ребенком и т.д.) Инкубационный период составляет от 3 до 7 дней. С момента заболевания ребенок считается заразным 3 недели включительно. Лечением скарлатины занимается участковый педиатр, в серьезных случаях возможна госпитализация.

Краснуха относится к вирусным заболеваниям, передающимся воздушно-капельным путем. Заболевание не тяжелое, осложнения при нем возникают очень редко. Чаще всего краснухой заболевают дети старше одного года, так как до этого времени они защищены иммунитетом матери (антитела передаются с грудным молоком). Инкубационный период составляет 2-3 недели.

Начало заболевания вялотекущее, первыми признаками являются общее недомогание, увеличение лимфоузлов затылочных, задне-шейных и околоушных. Стоит отметить, что увеличение околоушных лимфатических узлов является отличительным симптомом развития краснухи. Отмечается умеренное повышение температуры, после чего на слизистых оболочках ротовой полости появляются розовые пятна, а потом и на все теле. Сыпь может сопровождаться зудом и дискомфортом.

За считанные дни сыпью укрывается все тело больного, включая ягодицы, а вот подошвы и ладони остаются чистыми, с течением времени она может подсыхать и начинать отшелушиваться. Спустя 3-5 дней сыпь бледнеет и исчезаем самостоятельно. Через 2 недели уменьшаются и лимфоузлы. Ребенок считается заразным еще 2 недели после исчезновения сыпи, поэтому если малыш посещает детский сад, на группу накладывают карантин. Атипичные формы краснухи протекают без высыпаний, но от этого заболевание не делается незаразным.

Лечением краснухи у детей занимается врач педиатр. Лечение направлено на контроль температура тела, выполнением противоаллергических мероприятий, снятие интоксикации организма.

Ветряная оспа или ветрянка – одно из самых заразных детских заболеваний. Заражение происходит при контакте с носителем вируса, воздушно-капельным путем, через третье лицо ветрянка не передается. Возбудитель ветряной оспы – вирус герпеса, которых при попадании в организм остается в нем навсегда. Он дремлет в нервных клетках и активизируется при малейшем ослаблении иммунной системы, перегреве, переохлаждении, стрессе.

Вирус летуч, легко распространяется в коллективах, поэтому если ребенок посещает детский сад, то в группе устанавливают карантин. Но часто родители не возражают, чтобы ребенок в дошкольном возрасте переболел ветряной оспой, так как во взрослом возрасте течение болезни опасно серьезными осложнениями.

Переболеть ветрянкой можно всего лишь один раз в жизни, после чего к возбудителю вырабатывается стойкий иммунитет. Хотя известны случаи повторного заражения ветряной оспой, но это случается в том случае, если первый раз болезнь прошла в легкой форме и необходимого числа антител не выработалось.

После контакта с инфицированным ребенком, здоровый ребенок может заболеть в течение трех недель, именно таков инкубационный период у ветрянки, 10-21 день. Ребенок считается потенциально заразным уже даже до первых высыпаний за 2-3 дня. Это значит, что нельзя контролировать заражение ветряной оспой. После того, как сыпь прекращается, ребенок может посещать детский коллектив спустя 5-7 дней. Карантин продлевается до тех пор, пока интервал между последним заражением увеличивается больше чем на 21 день.

Характерным симптомом ветрянки является сыпь: покрасневший участок кожи круглой формы размером 5-10 мм, в центре которого спустя несколько часов появляется волдырь, заполненным мутной жидкостью. Сыпь покрывает тело, лицо, волосистую часть головы, ноги, руки, гениталии, ягодицы, и даже в сложных ситуациях слизистую оболочки рта. На фоне высыпаний у ребенка повышается температура, отмечается зуд кожи. Лечат ветрянку дома, за течением болезни следит педиатр.

Менингококковая инфекция относится к бактериальным, а возбудителем ее является менингококк. У детей до 3 лет заболевания, связанные с менингококковой инфекцией, протекают очень тяжело. Инфекция может находиться в самом организме и при снижении иммунитета активизироваться.

Причины возникновения менингококковой инфекции связаны со следующими негативными факторами:

  • заражение от больного при контакте;
  • переохлаждение;
  • острые и затяжные инфекционные заболевания;
  • хронические воспалительные очаги (кариес, адениоды, тонзилит и прочее);
  • врожденный иммунодефицит;
  • длительный прием некоторых медикаментов и прочие.

К видам менингококковой инфекции относят такие:

При подозрении на менингококковую инфекцию ребенок подлежит срочной госпитализации.

Пневмококковая инфекция является причиной развития у детей множества различных заболеваний, например, таких как сепсис, пневмония, менингит и другие. Для детей до 2 лет заражение пневмококковой инфекцией очень неблагоприятно и грозит летальным исходом, поэтому педиатры рекомендуют вакцинировать детей от этой инфекции. Пневмококк моет стать причиной и таких заболеваний, как синусит, отит, эндокардит.

Развитию инфекции в детском организме могут способствовать и следующий факторы:

  • недоношенность;
  • патологии сердечно-сосудистой системы;
  • патологии дыхательной системы;
  • сахарный диабет;
  • иммунодефицит;
  • частые аллергии.

Симптомами заражения пневмококковой инфекцией являются:

В зависимости от того, какое заболевание спровоцировала инфекция, добавляются и другие симптомы, например, при развитии менингита появляются нарушения неврологического характера, при развитии сепсиса, признаки, характерные для этого недуга и так далее. При подозрении на пневмококковую инфекцию ребенок подлежит срочной госпитализации.

Под острым отитом понимают воспалительные процессы в каком-либо из отделов органа слуха. Для детей до 3 лет отиты – довольно частое явление. Заболевание может стать причиной потери слуха (полной или частичной), нарушения речи. Кроме этого возможно развитие сопутствующих заболеваний, так называемых осложнений.

Часто отит становится следствием невылеченного простудного заболевания, ОРВИ, синусита. У малышей воспаление органа слуха может возникнуть из-за перепада давления, например, при путешествии на самолете.

Острый отит развивается в течение суток. Заболевание сопровождается повышением температуры тела, сильной и резкой болью в обоих ушах или в одном из них. При надавливании на ушной узелок ребенок вздрагивает от боли. Иногда из уха появляется жидкое отделяемое. Ребенок плохо спит, ест, становится беспокойным и плаксивым.

Лечением заболеваний ушей (впрочем, как и других ЛОР-органов) занимается врач-отоларинголог или ЛОР.

Кишечные инфекции у детей дошкольного возраста очень распространены и занимают второе место в статистике после ОРВИ. Причиной развития заболеваний могут быть как некачественная пища, так и контакт с больным. Список возбудителей кишечных инфекций довольно велик:

Инфекция распространяется быстро, пути передачи – воздушно-капельный, оральный, фекально-оральный.

Кишечные болезни начинаются быстро, остро. К характерным симптомам относят:

  • лихорадка;
  • расстройство стула;
  • расстройство пищеварения (тошнота, рвота);
  • боли в животе.

Легкие формы заболевания можно успешно лечить в амбулаторных условиях, детей с тяжелыми формами кишечной инфекции госпитализируют.

Гельминты – еще одна проблема детского возраста. Дети постоянно тащат руки в рот, порой даже грязные, что и становится главной причиной заражения глистными инвазиями. К другим причинам относят несоблюдение гигиенических правил. В летний период купаясь в открытых водоемах, дети могут заглатывать воду и таким образом заражаться глистами.

Общие признаки заражения глистными инвазиями следующие:

  • ухудшение аппетита;
  • повышенное отделение слюны;
  • резкое похудение даже при полноценном питании;
  • тошнота, рвота;
  • вздутие живота;
  • боль в области пупка;
  • бледность кожи;
  • поносы, запоры;
  • аллергия;
  • плохой сон;
  • утомляемость ребенка.

Лечением от глистов занимается врач-инфекционист.

Подводя итог, нужно отметить, что у детей возрастом до 3 лет самыми распространенными детскими заболеваниями являются те, который вызываются вирусными или бактериальными инфекциями. Иммунная система ребенка продолжает формироваться. При посещении детского сада она становится более уязвима и защитить ребенка от контактов с вирусоносителями довольно сложно. Поэтому очень важно проводить закаливающие мероприятия, помогать ребенку вести активный образ жизни, следить за его питанием.

Детские болезни
Детские болезни Настоящий сборник предназначен для широкого круга читателей. В нем рассказывается о наиболее распространенных острых инфекционных заболеваниях у детей. Наряду с такими детскими
http://www.medical-enc.ru/detskie-bolezni/
Детские болезни — список наиболее частых детских заболеваний
Список детских болезней, которыми часто болеет ребенок
http://detki-zdorovy.ru/bolezni-detey/
Детские болезни список
Чаще всего к детским болезням относят простудные заболевания, ветрянку, коклюш, кишечные заболевания и прочее. Родителям будет очень полезно знать, как
http://childage.ru/zdorove/bolezni-u-detej/detskie-bolezni-spisok.html