Алкоголизм помощь

Алкоголизм: как помочь, как вылечить, где искать точку возврата?

Алкоголизм: как помочь, как вылечить, где искать точку возврата?

Пьянство, алкоголизм. Эти слова болью врезаются в жизнь многих людей, и зависимых, и их ближних. Здоровые, крепкие, красивые люди вдруг превращаются в подобие человека, который отдаст многое за стакан горячительной жидкости.

Что нужно алкоголику, чтобы перестать им быть? Желание и правильный подход, считает Игумен Иона (Займовский), духовный руководитель программ психологической и социальной реабилитации алко- и наркозависимых при Даниловом монастыре, руководитель направления по работе с наркозависимыми и алкоголиками православного центра по реабилитации зависимых «Метанойя».

Игумен Иона (Займовский)

– Отец Иона, на протяжении многих лет Вы занимаетесь реабилитацией людей с химической зависимостью. Как много людей в России, на Ваш взгляд, подвержены недугу алкоголизма?

– Но многие алкоголики не признаются даже себе в том, что у них есть эта проблема, между тем, их близкие продолжают страдать…

– Могу сказать, что некоторым зависимым для «пробуждения» нужно достичь своего дна. Причем у каждого свое дно. Один священник был на Пасху выпивший, ему прихожанин сделал замечание. Это было его дно. И он стал прилагать усилия к выздоровлению. Для кого-то дно – три вокзала. Там он сидит весь черный, пьяный, пьет паленую водку. А для кого-то и это не дно. Человек превращается в бомжа, перестает в принципе быть трезвым и искренне оскорбляется, что его называют пьяницей: «Кто, я? Да нет, это вот он алкоголик». Но, действительно, алкоголизм – это болезнь, которой сопутствует анозогнозия, то есть отрицание болезни. Он не понимает, что он алкоголик, что он разрушает себя и все, что вокруг себя. Все губит, а многое уже разрушено, и все равно не признается, что это происходит из-за его тяги к водке. Личность деградирует. Чем больше он пьет, тем больше деградирует.

– Вы упомянули о выпивающем священнике. Как часто такой недуг встречается среди духовенства и почему, на Ваш взгляд?

– Все-таки, конечно, меньше. Потому что есть, так называемые, бытовые или проблемные любители выпить, которые не являются алкоголиками, но они люди распущенные и пьют, может быть, не только из-за распущенности, но из-за отсутствия каких-либо высших идеалов, отсутствия точки опоры, то есть Христа. Пустота на месте духовной жизни заполняется суррогатом. Таинства дают нам благодать, дополнительные силы в борьбе с любыми немощами. Мы обретаем силы жить по-другому. Многие бросают пить, просто становясь чадами Церкви и обретя духовную опору, то есть, отыскав смысл жизни. Высший смысл.

– Вы один из немногих людей, которые знают эту проблему изнутри. На Ваш взгляд, что может помочь обрести людям свободу от пагубной страсти?

Цель тех, кто занимается реабилитацией зависимых людей, – не разобщаться, руководствуясь исключительно собственными методиками, а взаимодействовать. Я готов взаимодействовать и даже направлять людей, которым бы был полезен тот или иной подход, в разные группы, наиболее качественно себя зарекомендовавшие. На мой взгляд, «Анонимные алкоголики» – одна из самых действенных, эффективных программ выздоровления.

– Как работает эта методика, чем она Вам интересна?

– Там люди помогают друг другу. У них есть 12 шагов. Двенадцатый шаг – это шаг апостольский, когда один алкоголик помогает безвозмездно другому. Он везет его в наркологическую больницу, навещает его, приходит в самые критические ситуации. Так начинались анонимные алкоголики.

Иногда, когда смотришь со стороны на собрание «Анонимных алкоголиков», кажется, что это просто общество сумасшедших. Но на самом деле с ними проводится очень качественная работа. Это сообщество миллионам людей дает жизнь. Благодаря «Анонимным алкоголикам» были созданы и параллельные профессиональные сообщества, такие как «анонимные наркоманы», «группы созависимых родственников», «взрослые дети алкоголиков», «анонимные игроки» и другие содружества, где действительно люди находят поддержку, вместе выходят из беды.

Если мы имеем дело с прогрессирующим хроническим заболеванием, то оно повторяется. Это означает, что больному человеку нужна постоянная подпитка, он должен выбрать: регулярно пить или регулярно посещать группы. На ранних сроках происходят довольно частые срывы, на поздних – редкие, позже этот человек может опекать новичков. Такие группы можно создавать везде. А вот создать общество трезвости или иную ячейку реабилитационной модели или православной программы не так просто. Подразумевается, что предводителем там должен быть священник или человек подготовленный. В «Анонимных алкоголиках» же два алкоголика и чайник – уже группа. Чайник – потому что они пьют чай. И эта группа интересна тем, что она легко тиражируется. Они могут быть где угодно, в любой точке мира.

Процесс выздоровления в этой системе очень интересный. Это не просто скучное куда-то хождение, какие-то безумные давания зароков, клятвы. Какие тут зароки? Это болезнь. Разве кто-то может себе сказать: «Я два года не буду болеть»? Можно просто каждый день осторожно ставить плюсик: «Сегодня я не пил». По ступенечке, шаг за шагом освобождаться от этой напасти.

Даниловский монастырь более 11 лет сотрудничает с анонимными алкоголиками. Причем сотрудничает активно, творчески, неформально.

– Какие есть православные формы помощи зависимым? Расскажите подробней о группах помощи, которые Вы окормляете. Чем они интересны?

– На территории Даниловского монастыря существуют две группы Анонимных алкоголиков: «Утро» и «Лоза». На территории молодежного патриаршего центра находится группа АА «Преображение». Участники группы молодежного центра включают сотрудничество с другими группами.

Много сил мы потратили на то, чтобы наши группы при монастыре были качественные. Профессиональные группы играют крайне важную роль в выздоровлении алкоголика. Монастырь и группы сотрудничают плодотворно.

Также при Даниловом монастыре есть своя православная программа «Метанойя» (в пер. с греческого означает «покаяние»). Мы щедро делимся с другими группами своим опытом выздоровления. В основе «Метанойи» лежит православное окормление выздоравливающих алкоголиков, наркоманов, а также их родственников.

Очень важен элемент точной направленности зависимого и определения того, что именно ему нужно. Есть зависимые, которые продолжают пить, колоться и погибать, при этом причащаясь, посещая паломнические места и будучи довольно воцерковленными. Они приходят к нам. И мы этих людей направляем в сообщество «Анонимные алкоголики» или в «Анонимные наркоманы», чтобы человек в этих местах получал главное – трезвость. А люди, которые приходят, допустим, в «Анонимные алкоголики», как правило, уже получили трезвость, но не обрели еще средство высшей силы – Христа, у них не четкое представление о Боге, мы им открываем сокровищницу Церкви Христовой: Евангельское учение, таинства. Помимо этого, мы стараемся каждого профессионально направить. Я работаю вместе с профессиональными психологами, специалистами в области зависимости.

Причем мы занимаемся не только конкретно зависимыми. В своей работе мы рассматриваем и такую проблему как созависимость. Потому что созависимость – это ад, проблемы родственников, которые живут с алкоголиками тоже нужно решать. 90 % созависимых – это женщины: матери, жены, взрослые дочери. Иногда они понимают, что все, конец, их психическое состояние становится хуже, чем у самих алкоголиков. И им без помощи не обойтись.

Рассматриваем и такую нетрадиционную проблему, как «сухое пьянство», когда зависимый человек на короткий период перестает пить – он начинает пить эмоционально, это еще хуже. Мы видим, что одни люди активно занимаются служением, делятся помощью с другими алкоголиками, имеют наставника, окормителя, активно читают литературу. А есть люди, которые остаются трезвыми, но ничего не делают, или делают что-либо одно. Их больше называют сухими, чем трезвыми. Он во всем остался таким же безответственным, распущенным, лживым, инфантильным, эгоистичным. А что происходит с людьми, которые активно работают? Они преображаются. Много есть среди них глубоко церковных, скромных, но без демагогической психопатии. Но есть и те, кто бьет себя в грудь и говорит: «Я православный, наша Русь – святая», а потом лезет тебе в карман и крадет кошелек. И при этом крестится.

– Какие существуют еще, не только в России, но и в мировом сообществе, методики по борьбе с зависимостью наиболее удачно зарекомендовавшие себя?

– Мне интересны те модели, которые сподвигли наших наркологов сдаться и признать, что реабилитация не может быть только медикаментозной. Качественная реабилитация предполагает изменение личности с помощью научения. Это как учеба другой жизни. В Польше есть национальная модель, так называемая «Монары». В Америке родилась модель «Дейтоп», великолепная, на мой взгляд, методика. Мне больше всего нравится Миннесотская модель, которая ориентирует страждущего на выздоровление в группах самопомощи и работе по 12 шагам, включение в полное активное выздоровление.

Сначала человека информируют о том, с чем, вообще, он имеет дело. Его учат, ему показывают, что это за болезнь. Чтобы алкоголик понял, что он болен более серьезно, чем он предполагал, что нужно потратить много усилий и времени, чтобы исцелиться. И что исцелиться – это значит измениться. Это не просто перестать пить и все, как мечтает каждый алкоголик: «Не трогайте меня, я лишь хочу не пить». Но в жизни нет стерильных условий, всякое бывает, и он продолжает пьянствовать. Он должен измениться.

В идеале реабилитация должна быть долгосрочной, хотя бы два – полтора года. Такие реабилитационные центры существуют в Польше. И директорами некоторых из них являются священники, ксендзы. Это важное слияние, синергия между церковью и медициной. У них это называется «эдиктология», от слова «adiction» (англ.) – «зависимость».

У нас же, в основном, – жесткая, мертвая, советская наркология. Но тем ни менее даже у нас главный врач наркологического диспансера № 11 Сергей Васильевич Долгий обратился с предложением помочь ему создать православную реабилитационную программу, подобную нашей «Метанойи». Радует, что сами врачи понимают, что само по себе медикаментозное лечение мало эффективно, и что любая химическая зависимость лечится в групповой работе, а не индивидуально. И психотерапия в основном не имеет отношения к Богу, к христианской жизни.

Хочу обратить внимание еще на один важный момент: в книге американского адиктолога А.Спиккарда «Страсть к спиртному» говорится то, с чем я полностью согласен: если есть достойное сопротивление человеку со стороны его окружения, его можно вырвать из лап алкоголизма. За рубежом практикуется так называемая интервенция, когда родные, близкие, с помощью профессионалов просто, образно говоря, припирают алкоголика к стене и настаивают на реабилитации. Но интервенция может быть сделана профессионально – и в то же время не дать результата, потому что нужно учитывать и то, что болезнь эта «сладкая» и расстаться с ней крайне болезненно. С одной стороны, больной понимает, что спивается, а с другой, пьянство сделалось неотъемлемой частью его жизни.

Интересен опыт Бетти Форд, жены экс-президента США. У нее была двойная зависимость: алкоголь и наркотики. В книге «Бетти: счастливое пробуждение» она рассказывает, как стала выздоравливать с помощью именно интервенции. Причем интервенция проводилась с участием всех членов семьи: взрослых детей, мужа, других близких родственников. Собрались родственники, консультант по химической зависимости, домашний врач, просто крепкие мужики, потому что когда человек ищет, где бы ему опохмелиться, он начинает себя агрессивно вести. С таким участием можно и выздороветь.

– Допустим, человек осознал свое состояние и всей душой захотел избавиться от зависимости, с чего ему начать?

– Вообще выздоровление, мне кажется, очень важно начать с молитвы. Например, в Даниловском монастыре есть икона «Неупиваемая чаша», точная копия чудотворной иконы Серпуховского Высоцкого монастыря. Ее написал тот же иконописец Александр Соколов размер в размер. Или же можно съездить в сам Серпухов. Это очень важно.

Есть у нас и новая икона, которую создали выздоравливающие алкоголики, наркоманы и их родственники. Икона называется «Иисус Христос – Лоза Истинная». На ней изображен традиционный образ Спасителя, но у Него в деснице вместо Евангелия виноградная лоза, которая символизирует всех этих несчастных, которых, конечно, огромное количество. Данилов монастырь заботится о прославлении этого образа.

– Если человек все-таки не излечивается, чья в этом вина?

– Не скажу насчет вины, скажу о заслуге, о том, что вызывает уважение. Вы знаете, почему я начал интересоваться этой темой? Мой близкий друг, я назову его неким отцом Павлом, священник живой и реальный, только с другим именем, пришел в «Анонимные алкоголики». Он был первый из священников, кто пошел по непроторенной тропе. Но он мне говорил: «Я выбрал жизнь». Началось у него все, примерно с того, что утром он служил литургию, а вечером его куда-то приглашали, где он напивался. Утром он просыпался и говорил себе: «Я священник, я напился, я вошел в запой, я могу сделать все, что угодно: изменить жене, украсть деньги, я не вменяем, не имею права служить». Для любого человека это кошмар, для него – вдвойне.

Священник должен быть примером, но если он пьет, он является соблазном. К нему приходят люди и говорят: «Батюшка, помоги!», – а он сам себе помочь не может. Для священника, дьякона или монаха – это позор, стыд и вина в кубе. Но он не захотел спиваться, как его отец, который умер от белой горячки. Он не захотел умирать под забором, не захотел слез своей жены, не захотел запрета на служение. Сейчас, после многих лет активного лечения, он практически решил эту непростую проблему. То есть важно само желание, воля. У каждого есть выбор: бороться с недугом или погибать.

– А когда можно расслабиться и сказать: «Все это было, но в прошлом, теперь я здоров»?

– Что дает силы не возвращаться к выпивке?

– Если я, к примеру, будучи алкоголиком, просто живу и не пью – жизнь становится невыносимой. Необходим постоянный духовный рост. К примеру, делиться опытом выздоровления с другими. Нужно видеть, как люди отчаявшиеся и потерянные возвращаются к нормальной жизни. Это дает силы и желание дальше расти. Нужен бесконечный рост, как в Церкви, с Христом. Человеку нужно развиваться и видеть результаты, окрыляющие результаты.

– Над чем Вы сейчас трудитесь, что хотели бы воплотить?

– Учитывая, что в Москве нет ни одного толкового реабилитационного центра, вместе с Синодальным отделом по Церковной благотворительности и социальному служению в подмосковном селе Долматово, где находится подворье Даниловского монастыря, мы пытаемся открыть реабилитационный центр. Года четыре назад там открылись первые, пока еще разобщенные группы реабилитации зависимых. С годами туда стали приезжать как алкоголики, так и специалисты по борьбе с алкогольной зависимостью, постепенно появилось реабилитационное пространство, группа АА. Совместно с фондом «НАН» (нет алкоголизму и наркомании) стала создаваться и политическая платформа, благодаря которой можно привлечь финансы.

А еще моя старая мечта – создать клуб трезвости с группами взаимопомощи. Такие клубы я видел в Польше. Хочется создать подобный православный клуб или братство. Чтобы там могли получить помощь люди любой зависимости: алкоголики, наркоманы, созависимые родственники, игроки, вплоть до каких-нибудь анонимных эмоционалов и сексоголиков. Хочется, чтобы у людей, помимо выздоровления от зависимости, была возможность и в паломнические поездки съездить, и поучаствовать в интересных мероприятиях. Надеюсь, это когда-нибудь с Божьей помощью осуществится.

– Помоги Господи, отец Иона, в Ваших трудах, в Вашем благом деле.

Источник:
Алкоголизм: как помочь, как вылечить, где искать точку возврата?
Как помочь алкоголикам? Как вылечить от пьянства? Программы психологической и социальной реабилитации алко- и наркозависимых при Даниловом монастыре, православная помощь алкоголикам в монастырях и церквях.
http://www.pravmir.ru/alkogolizm/

Психологическая помощь при алкоголизме

Так уж исторически сложилось, что в нашей стране пока еще не совсем доверяют психологам и психотерапевтам, как это принято на Западе, предпочитая «не выносить на люди» более личные проблемы. Одна из самых распространенных таких проблем – алкоголизм в семье. Чаще всего уличенными в этой пагубной привычке бывают мужчины, что также превратилось в стереотип и при слове «алкоголик» предстает образ мужчины в нелепой одежде с красным лицом и затуманенным взглядом. Однако сегодня можно встретить алкоголиков и среди вполне культурных на вид людей, завсегдатаев пивных или баров.

Алкоголь отравляет не только организм, но и сознание, а потому лишь единицы могут найти силы и самостоятельно отказаться от дальнейшего употребления горячительных напитков, большинству же требуется квалифицированная помощь лечащих врачей: и того, который вернет телу здоровье, и того, который поможет привести в норму сознание.

В первую очередь помощь человеку, который решил навсегда распрощаться с этой пагубной привычкой, заключается в определении всех причин, которые привели к такому результату. Часть из них всегда лежит на поверхности и в целом они совершенно не уникальны и даже обыденны и напрямую связаны с социумом, с которым контактирует больной. И в данном случае не обязательно, чтобы ближайшее окружение человека было сплошь пьющим, это может быть и обычная реклама, либо увлеченность определенной социальной группой, успех которой стойко ассоциируется с алкоголем. Например, застенчивый молодой человек решит, что выпивая мартини, он становится похожим на своего кумира – киногероя Джеймса Бонда. Само собой, что алкоголь лишь сделает его более развязным, но уж никак не привлекательным, однако первый шаг уже сделан.

Да, такая причина может показаться глупой, однако именно ее и необходимо отыскать врачу, который оказывает психологическую помощь желающему завязать навсегда.

Часто можно услышать, что алкоголизм передается наследственно, что в генах прописывается эта тяга и рано или поздно она даст о себе знать, но это не совсем так. Наследственно может передаться отсутствие стойкости к воздействию алкоголя на организм – такие люди быстро пьянеют и быстро привыкают к необходимости принимать все новые и новые дозы. Содействовать этому может и слабая воля самого человека, и окружение, в правилах которого частое употребление алкоголя не считается зазорным, и многое-многое другое.

И речь не идет о редких случаях распития горячительных напитков в компании друзей, а о ежедневной привычке, коей и является алкоголизм. В часы своей трезвости человек может осознавать весь ужас ситуации, в которой он оказался, однако даже при этом тяга зачастую оказывается сильнее.

На определение причин влияет и гендерный фактор: у мужчин и женщин они зачастую кардинально разнятся. Как уже было сказано ранее, даже социально принятый образ алкоголика имеет четкое мужское выражение и это неспроста, так как женский алкоголизм сильно порицается, но при этом мужской принимается за что-то обыденным. Это, кстати, может служить дополнительным фактором, благодаря которому женщина будет чаще прикладываться к бутылке. Женщина начинает выпивать, чтобы заглушить горе, проблемы личного характера, часто из-за одиночества.

Вообще пьющий человек в основном пьет не потому, что того требует привычка (на первых порах ведь таковой вообще нет), а из-за осознания свободы выбора: «Я хочу пить – я буду пить». Согласимся, свобода весьма странного рода.

Потому психолог при лечении должен осознавать, что избавление от алкоголизма будет не решением проблемы, а лишь разрешением ее последствий. К сожалению, медицина лечит то самое следствие, все эти кодирования и различного рода терапия, а привлекательность таких методов состоит в том, что отсутствует результат личного участия – препараты сами все сделают. Но для освобождения от привычки необходима усиленная работа над собой, которой может посодействовать только квалифицированный психолог.

Работа с людьми, которые хотят излечиться, требует от психолога или психотерапевта больших усилий. Так многие часто лишь на словах хотят, но в душе всячески сопротивляются своему же решению, пусть даже и могут порой трезво взглянуть на свою жизнь со стороны и прогнозировать, куда такое движение может привести.

Как показывает практика, какие бы люди не были уникальные каждый по отдельности, однако их объединяют общие факторы, которые приводят к заведомо определенному результату – пристрастию к алкоголю. И потому начинать терапию стоит с уже много раз опробованных методик.

Как уже было сказано ранее, в большинстве случаев человек просто перенимает поведенческую модель у своего окружения, даже если внутренне он с ней и не согласен. Но подражание – это, по сути, основной фактор, который помогает выживать, и личность, которой незнакомо такое свойство, зачастую оказывается аутсайдером. Потому первым делом важно поместить больного в другую социальную среду, в другое окружение, конечно же, непьющее. Постепенно ранее пьющий человек станет перенимать другую поведенческую модель, чтобы успешно адаптироваться.

Одновременно с этим происходит определение внутренних проблем человека и, соответственно, ищется путь их решения. Пить люди начинают либо чтобы заглушить неприятности, либо от скуки, зачастую придумывая все новые и новые отговорки, которые «позволяют» им это делать снова и снова. Алкоголь во все времена был наилучшим релаксантом, но это не более чем подмена понятий, так как человек только усугубляет свое положение, планомерно убивая свой организм. Пресловутая легкость достигается блокированием центров боли, отчего ком проблем только растет, и впоследствии их количество так велико, что самостоятельно человеку с ними справиться практически невозможно. И потому он продолжает заглушать их алкоголем.

При этом психолог может прибегнуть к различным психологическим методикам: медитации, внушению, психотерапии или психокоррекции, постоянным консультациям в виде бесед. Главное, чтобы пациент почувствовал доверие, перестал ощущать постоянное напряжение, которое снимал именно с помощью алкоголя. Для этого он должен научиться делать это с помощью подобных методик, которым его и обучит психолог.

Депрессии порой приходят без какой-либо видимой причины, но это лишь так кажется. На самом деле всеобъемлющая скука и становится их первоисточником. Когда жизнь наполнена рутиной, конца которой невидно по ряду причин (стандартные «дом-работа-дом-работа…»), то нет ничего удивительного, что скрашивать будни легче всего с помощью пьянящего напитка.

Задачей психолога в таком случае будет состоять в определении тех наклонностей человека, которые он мог бы в дальнейшем развивать, чтобы быть постоянно занятым и не помышлять о необходимости в очередной раз скоротать время с бутылкой. Важно вложить в голову пациента основной посыл: выпивка только будет мешать новой интересной жизни. Конечно же, не все так просто, как это кажется на словах, и львиная доля успеха ложиться на самого пациента. Сложнее всего приходится с теми, у кого сформировался лишь скудный шаблон потребностей – таких людей практически невозможно чем-либо увлечь, сама выпивка и является для них достижением в жизни.

Случаи, когда сам алкоголик обращался за помощью хоть и редки, но имеются, однако в жизни зачастую все иначе и первыми приходят его родственники или друзья. Они обычно страдают не меньше, а порой и больше, чем сам больной. Алкоголизм опасен не только тем, что разрушает отдельно взятую личность, но и косвенно губит и ее близкое окружение. Потому психолог работает на излечение всех пострадавших.

Так родные алкоголика вынуждены забывать о своей собственной жизни, прилагая все усилия на содержание и уход за ним. Это необходимо, так как такой человек редко бывает трезвым и в пьяном угаре может натворить бед, причинив урон как себе, так и сторонним людям. К тому же у окружения развиваются свои проблемы психологического характера, которые выливаются в злость, раздражение, душевную боль. А мы хорошо знаем, что такой набор эмоций является отличным подспорьем к тому, чтобы начать глушить его алкоголем.

Таким людям тоже нужна помощь психолога, чтобы они научились снова жить для самих себя, не думая постоянно о своем непутевом родственнике.

Алкоголизм – это серьезная болезнь, но и она может быть успешно излечена. Вот только залогом этого будет только личное желание больного и осознание того, что он болен. Несмотря на то, что в нашем социуме не принято выносить сор из избы, именно из-за такого молчаливого согласия со сложившейся ситуацией и проистекают многие последствия, которые не случились бы, доверяй люди профессионалам своего дела. Психологическая помощь так же важна, как и физическое восстановление организма – это две стороны одной медали и об этом необходимо помнить всегда.

Источник:
Психологическая помощь при алкоголизме
Психологическая помощь при алкоголизме не менее важна, чем медикаментозное лечение. Больной должен ощущать полную поддержку семьи и ближайшего окружения.
http://vsegdazdorov.net/story/psihologicheskaya-pomoshch-pri-alkogolizme

COMMENTS